7849

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется ...

Русский

2013-01-29

20.19 KB

158 чел.

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

- заместитель директора ДК;

- художественный руководитель ДК;

- работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

- заместитель директора ДК;

- методист отдела художественной самодеятельности;

- руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

- главный художник, балетмейстер, режиссер;

- главный бухгалтер ДК;

- представители профессиональных учреждений искусства;

- представители общественных организаций;

- спонсоры.

Функции художественного совета

  1.  Художественно-творческая

- обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

- разработка программ, проведение мероприятий;

- оказание методической помощи в деятельности коллективов;

- участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

- планирование деятельности самодеятельных коллективов;

- методическая помощь самодеятельным коллективам;

- планирование программ;

- организаторская функция;

- функция контроля.

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

- художественно-творческая

- воспитательная

- организаторская

- планирования

- контроля

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

Качества руководителя

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

- во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

- во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно, то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно, то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

Роли менеджера

- администратор (наблюдать за исполнением)

- плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

- политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

- эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

- представитель группы во внешней среде

- регулятор отношений внутри группы

- источник идей, информации, поощрения, наказания

- судья и миротворец

- диктатор

- «отец» или «мать»

- «козел отпущения»

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

- дела пускает на самотек;

- действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

- консервативен;

- никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

- склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

- критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26329. Вторая гражданская война 1648 г. И казнь Карла I 14.88 KB
  Эти переговоры с полностью себя дискредитировавшим монархом оживили крайние настроения в армии где было сильно влияние левеллеров и привели к обострению отношений с парламентом движение в армии целями которого были наказание короля и окончательное свержение монархии. 1 января 1649 года своим решением она объявляет короля главным виновником гражданской войны против парламента союзником ирландцев и шотландцев в борьбе с английским государством. 4 января палата общин принимает при закрытых дверях постановление передававшее ей всю полноту...
26330. Внутренняя политика индепендентской республики 21.02 KB
  формальное оформление этого решения Долгий парламент точнее то что осталось от Долгого парламента его охвостье как тогда говорили всего 80 депутатов принял только 19 мая. В реальности Охвостье Долгого парламента продолжая дискуссии о форме и порядке правления в республике и оформляя парламентскими актами волю господствующих классов фактически передоверило управление страной Государственному совету и верхушке армии во главе с Кромвелем. был впервые произведен сбор таких штрафов на финансирование войны с Голландией операция эта...
26331. Итальянское Возрождение 25.17 KB
  К раннему периоду его творчества относится: большое Распятие в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции ; Мадонна ди Сан Джорджио Алла Коста Флоренция; Мадонна из частной коллекции. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят Мадонну с цветком Мадонна Бенуа . Его основные творения в области живописи: Пейзаж долины реки Арно Крещение Христа Благовещение портрет Жинервы де Бенчи Мадонна в скалах дама с горностаем Тайная вечеря Битва при Ангиари Леда с лебедем ...
26332. Испанское Возрождение 38.32 KB
  Вот почему даже такие передовые люди Испании как Сервантес и Лопе де Вега не порывают до конца с католической традицией. К этому направлению принадлежал крупнейший поэт раннего испанского Возрождения Гарсиласо де ла Вега 1503 1536. пасторальный мотив введённый в испанскую литературу Гарсиласо де ла Вега также получил развитие в форме романа. Общественное содержание испанской драмы от Лопе де Вега до Кальдер она составляет полная напряжённого драматизма борьба абсолютной монархии с вольностями старой Испании добытыми испанским...
26333. Северное Возрождение 27.83 KB
  Актуальность этой темы определяется огромной ролью которую Возрождение сыграло в формировании современной западной культуры. Название Нидерланды Нижние земли получил в средние века комплекс территорий расположенных в низовьях Рейна по побережью Северного моря и вдоль рек Шельды и Мааса. После отречения Карла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. Распространение Реформации в том числе кальвинистской вызвало в Нидерландах при Филиппе II воинствующем католике особенно жестокие преследования...
26334. Английское Возрождение 38.59 KB
  Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Широкий народный фон английского Возрождения его основное достоинство источник таких достижений XVI столетия как Утопия Томаса Мора и театр Шекспира. Вслед за официальной реформацией поднимается новая волна религиозного фанатизма движение пуритан враждебных жизнерадостному светскому духу Возрождения гуманистической...
26335. Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения 18.1 KB
  Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения. Исторические предпосылки: Характерные черты эпохи Просвещения: 18 век важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Идеология Просвещения возникла в 17 веке ее родоначальником считается английский философ Д. Представители Просвещения в своих политических философских культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний которые должны победить тьму невежества заблуждений и предрассудков.
26336. Развитие естественнонаучной мысли эпохи Просвещения 12.77 KB
  Развитие естественнонаучной мысли эпохи Просвещения. В истории философской мысли 18 век обычно характеризуется как век Просвещения. Оптимизм Просвещения выражает менталитет крепнувшей буржуазии не случайно родиной Просвещения стала Англия раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития. Развитие Просвещения в философии тесно связано с социальнополитическими идеями становлением идеологии.
26337. Английское Просвещение 33.19 KB
  Для просветителей же XVIII в. Философия Основоположник свободомыслия XVIII в. В течение всего XVIII в. Признание ощущения источником нашей мысли великая идея получившая дальнейшее развитие в материализме XVIII в.