78490

Формирование культуры движений средствами аэробики у детей седьмого года жизни

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 в контрольной группе 70 с низким уровнем в экспериментальной 20 контрольной 30. Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2 25 см в контрольной группе 23 см. В экспериментальной группе он составил 22 балла в контрольной группе 2 балла.

Русский

2015-02-07

39.56 KB

0 чел.

 Н.В. Алябьева,

Н.М. Бабаева

Формирование культуры движений средствами аэробики

у детей седьмого года жизни

       Большая часть детей рождается уже с каким-то отклонением в здоровье. Наиболее часто встречаются нарушения в опорно-двигательном аппарате, что оказывает воздействие на культуру движения. Увлечение новыми программами приводит к дефициту движений и усугубляет имеющиеся нарушения. У дошкольников отмечается низкий уровень культуры движений. Наблюдается плохая осанка, ходьба с опущенной вниз головой, шаркающими ногами, несогласованность движений рук и ног. Красивая походка, красивое  выполнение движений не только эстетическая категория. Особенность выполнения движений в повседневной жизни влияет на правильную работу внутренних органов, а правильное выполнение упражнений влияет на эффективность выполняемых движений.

Одним из современных направлений в физическом воспитании дошкольников является применение различных видов гимнастики, выполняемых под музыку. В нашей работе применяются средства аэробики. В результате было выявлено следующее противоречие: ухудшение состояния здоровья с одной стороны и уменьшение двигательной активности в сторону интеллектуального развития.

Вопрос культуры движений рассматривали П.Ф. Лесгафт, Е.П. Леви-Гориневская указывает на важность формирования правильного стереотипа движений. Д.В. Хухлаева утверждает, что формировать навык правильного выполнения движений нужно с раннего детства. Т.С. Лисицкая отмечает, что ошибки эстетического характера снижает полезное воздействие упражнений на организм.

На современном этапе Э.Я. Степаненкова отмечает, что музыка оказывает благотворное влияние на формирование качества движений. А.И. Буренина утверждает, что формирование культуры движений происходит через освоение собственного тела, как выразительного инструмента. Н.А. Фомина указывает на выполнение упражнений и развитие физических качеств. Ж.Э. Фирилева, Е.Г. Сайкина отмечают, что танцевальные упражнения лучшим образом прививают культуру движений.

В процессе исследования была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий аэробикой на формирование культуры движений у детей седьмого года жизни. Решались следующие задачи:

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу, осуществить теоретический анализ.
  2. Планирование и организация исследования по формированию культуры движений в процессе занятий аэробикой.
  3. Выявить динамику воздействия средств аэробики на формирование культуры движений.
  4. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

       Объектом исследования явился педагогический процесс, осуществляемый на занятиях физической культурой при применении средств аэробики.  

Предмет: механизмы формирования культуры движений средствами аэробики. В процессе исследования были использовались такие средства аэробики, как:

  1. применение циклических упражнений на занятиях;
  2. использование упражнений на координацию     
  3. движений;
  4. упражнений на формирование осанки и профилактики плоскостопия;
  5. развитие чувства ритма;
  6. осуществление индивидуального подхода;
  7. тесная взаимосвязь с родителями по вопросу формирования культуры движений.

       База исследования: подготовительная группа «Елочка» МДОУ ЦРР № 130 «Жемчужинка». Обследование детей проводилось по следующим параметрам:

  1.  наблюдение за выполнением ходьбы, комплекса ОРУ  (А.И. Буренина);
  2.  обследование гибкости (Э.Я. Степаненкова);
  3.  обследование музыкальности (А.И. Буренина);
  4.  координация рук; рук и ног (Н.В. Алябьева).

       Выполнение ходьбы Экспериментальная и контрольная группа с высоким уровнем по 50 %, со средним тоже по 50 %, с низким на выявлено.

Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной, ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 %, в контрольной группе 70 %, с низким уровнем в экспериментальной 20 %, контрольной 30 %.

Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2, 25 см, в контрольной группе 2,3 см.

При обследовании музыкальности был подсчитан общий средний балл. В экспериментальной группе он составил 2,2 балла, в контрольной группе 2 балла.

В процессе обследования координации рук в экспериментальной группе с высоким уровнем развития выявлено 50 %, в контрольной группе 47,6 %, со средним уровнем в экспериментальной 46,7 %, контрольной группе 50 %. С низким уровнем в обеих группах по 3,3 %.

При обследовании координации рук и ног с высоким уровнем в обеих группах по 23,4 %, со средним в экспериментальной группе 73,3 %, в контрольной группе 66,7 %, с низким уровнем в экспериментальной группе 3,3 %, в контрольной группе 10 %.

Формирующий эксперимент:

  1. Работа с детьми: использование аэробики на утренней гимнастике, кружковых занятиях, музыкальных паузах, выступление на праздниках, развлечениях, проведение дискотека.
  2. Работа с воспитателями: проведение консультации на педагогическом совете, ознакомление с результатами исследования, рекомендации.
  3. Работа с родителями: выступление на родительском собрании, совместное проведение занятий, выступление детей перед родителями.

       В процессе контрольного эксперимента были выявлены следующие результаты. При обследовании ходьбы с высоким уровнем в экспериментальной группе 100 %, в контрольной группе 80 %. Соответственно со средним уровнем в экспериментальной не обнаружено, в контрольной группе 20 %. Разница между высокими уровнями в 20 %.

При выполнении комплекса общеразвивающих упражнений с высоким уровнем в экспериментальной группе 70 %, в контрольной группе 40 %. Со средним уровнем в экспериментальной 30 %, в контрольной 60 %. Разница по показателям высокого уровня в 30 %.

При обследовании гибкости в экспериментальной группе общий средний показатель повысился с 2,25 см до 5,15 см, в контрольной группе с 2,3 см до 4,1 см. Разница в экспериментальной группе 2,9 см, в контрольной группе 1,8 см.

Развитие музыкальности в экспериментальной группе возрос с 2,2 балла до 2,9 балла, в контрольной группе с 2 баллов до 2,4 баллов. Разница в экспериментальной составила 0,7 балла, в контрольной группе 0,4 балла.

В процессе обследования координации рук с высоким уровнем в экспериментальной группе выявлено 100 %, в контрольной – 83,3 %, со средним в первой группе не выявлено, во второй 16,7 %, низкий уровень отсутствует. Разница между высокими уровнями в обеих группах составила 16,7 %.

При обследовании координации рук и ног с высоки уровнем в экспериментальной группе 90 %, контрольной группе 73,3 %. Со средним уровнем в экспериментальной группе 10 %, контрольной – 26,7 %. Низкий уровень не выявлен. Разница между высокими уровнями составила 16,7 %.  

В результате проведенного эксперимента можно отметить, что у детей экспериментальной группы уровень развития различных показателей культуры движений оказался выше в сравнении с контрольной группой. Поэтому использование средств аэробики в системе занятий физической культурой способствует более успешному формированию культуры движений.

На основе проведено эксперимента были сформулированы рекомендации для воспитателей по формированию культуры движений. Одним из приоритетных направлений по формированию культуры движений должна стать профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Для этого важно решать следующие задачи.

  1. Формирование мотивации для воспитания сознательного отношения к формированию навыка правильной осанки.
  2. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки в процессе различных видов деятельности на разных занятиях, в играх, упражнениях.
  3. Способствовать развитию и укреплению основных групп мышц.
  4. Взаимосвязь с родителями, направленную на преодоление неправильных привычек и факторов, вызывающих нарушения осанки.

Для профилактики нарушений осанки и более эффективного решения этого направления в формировании культуры движений важно знать причины, приводящие к нарушениям, иметь представления о плохих привычках оказывающих отрицательное влияние. Среди причин можно выделить такие, как недостаточное или неравномерное развитие мышц, удерживающих правильную позу, продолжительная болезнь, неудовлетворительный режим дня и питания, однобокие движения, разная дозировка при выполнении упражнений. К плохим привычкам можно отнести: долгая статическая поза с опорой на одну ногу, неправильная походка, перенос тяжестей в одной руке, неправильная поза во время сна, во время занятий, а также стесняющая одежда и неудобная обувь, у девочек на большом каблуке.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74536. Периферийные устройства 17.62 KB
  Однако абсолютное большинство компьютеров используются вместе с теми или иными периферийными устройствами. Выделяют три основных типа периферийных устройств: Устройства ввода использующиеся для ввода информации в компьютер: мышь клавиатура сенсорный экран сканер вебкамера и видеозахват Устройства вывода например мониторы принтеры Устройства хранения служащие для накопления информации обрабатываемой компьютером: НЖМД НГМД ленточные и дисковые устройстванакопители флеш Иногда периферийное устройство относится к нескольким типам...
74537. Компьютерная сеть. Архитектура сети 22.52 KB
  Computer NetWork от net сеть и work работа совокупность компьютеров соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к программным техническим информационным и организационным ресурсам сети. Компьютерную сеть представляют как совокупность узлов компьютеров и сетевого оборудования и соединяющих их ветвей каналов связи. Компьютеры могут объединяться в сеть разными способами.
74538. Классификация компьютерных сетей 16.75 KB
  Корпоративная или региональная сеть создаётся крупными предприятиями корпорациями банками средствами массовой информации или территориями для обмена информацией между удалёнными абонентами. Глобальная сеть образуется в результате объединения сетей различного масштаба использования полного...
74540. HTTP. HyperText Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста 17.41 KB
  HyperText Trnsfer Protocol протокол передачи гипертекста протокол прикладного уровня передачи данных. HTTP используется также в качестве транспорта для других протоколов прикладного уровня таких как SOP XMLRPCWebDV. Особенностью протокола HTTP является возможность указать в запросе и ответе способ представления одного и того же ресурса по различным параметрам: формату кодировке языку и т. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными хотя данный...
74541. WWW. World Wide Web 14.77 KB
  Годом рождения Всемирной паутины считается 1989 год. Именно в этом году Тим БернерсЛи предложил общий гипертекстовый проект который получил впоследствии название Всемирной паутины. Создатель паутины Тим БернесЛи работая в лаборатории физики элементарных частиц европейского центра ядерных исследований CERN В Женеве Швейцария совместно с партнером Робертом Кайо занимались проблемами применения идей гипертекста для построения информационной среды которая упростила бы обмен информацией между физиками. Итогом данной работы явился...