78490

Формирование культуры движений средствами аэробики у детей седьмого года жизни

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 в контрольной группе 70 с низким уровнем в экспериментальной 20 контрольной 30. Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2 25 см в контрольной группе 23 см. В экспериментальной группе он составил 22 балла в контрольной группе 2 балла.

Русский

2015-02-07

39.56 KB

0 чел.

 Н.В. Алябьева,

Н.М. Бабаева

Формирование культуры движений средствами аэробики

у детей седьмого года жизни

       Большая часть детей рождается уже с каким-то отклонением в здоровье. Наиболее часто встречаются нарушения в опорно-двигательном аппарате, что оказывает воздействие на культуру движения. Увлечение новыми программами приводит к дефициту движений и усугубляет имеющиеся нарушения. У дошкольников отмечается низкий уровень культуры движений. Наблюдается плохая осанка, ходьба с опущенной вниз головой, шаркающими ногами, несогласованность движений рук и ног. Красивая походка, красивое  выполнение движений не только эстетическая категория. Особенность выполнения движений в повседневной жизни влияет на правильную работу внутренних органов, а правильное выполнение упражнений влияет на эффективность выполняемых движений.

Одним из современных направлений в физическом воспитании дошкольников является применение различных видов гимнастики, выполняемых под музыку. В нашей работе применяются средства аэробики. В результате было выявлено следующее противоречие: ухудшение состояния здоровья с одной стороны и уменьшение двигательной активности в сторону интеллектуального развития.

Вопрос культуры движений рассматривали П.Ф. Лесгафт, Е.П. Леви-Гориневская указывает на важность формирования правильного стереотипа движений. Д.В. Хухлаева утверждает, что формировать навык правильного выполнения движений нужно с раннего детства. Т.С. Лисицкая отмечает, что ошибки эстетического характера снижает полезное воздействие упражнений на организм.

На современном этапе Э.Я. Степаненкова отмечает, что музыка оказывает благотворное влияние на формирование качества движений. А.И. Буренина утверждает, что формирование культуры движений происходит через освоение собственного тела, как выразительного инструмента. Н.А. Фомина указывает на выполнение упражнений и развитие физических качеств. Ж.Э. Фирилева, Е.Г. Сайкина отмечают, что танцевальные упражнения лучшим образом прививают культуру движений.

В процессе исследования была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий аэробикой на формирование культуры движений у детей седьмого года жизни. Решались следующие задачи:

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу, осуществить теоретический анализ.
  2. Планирование и организация исследования по формированию культуры движений в процессе занятий аэробикой.
  3. Выявить динамику воздействия средств аэробики на формирование культуры движений.
  4. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

       Объектом исследования явился педагогический процесс, осуществляемый на занятиях физической культурой при применении средств аэробики.  

Предмет: механизмы формирования культуры движений средствами аэробики. В процессе исследования были использовались такие средства аэробики, как:

  1. применение циклических упражнений на занятиях;
  2. использование упражнений на координацию     
  3. движений;
  4. упражнений на формирование осанки и профилактики плоскостопия;
  5. развитие чувства ритма;
  6. осуществление индивидуального подхода;
  7. тесная взаимосвязь с родителями по вопросу формирования культуры движений.

       База исследования: подготовительная группа «Елочка» МДОУ ЦРР № 130 «Жемчужинка». Обследование детей проводилось по следующим параметрам:

  1.  наблюдение за выполнением ходьбы, комплекса ОРУ  (А.И. Буренина);
  2.  обследование гибкости (Э.Я. Степаненкова);
  3.  обследование музыкальности (А.И. Буренина);
  4.  координация рук; рук и ног (Н.В. Алябьева).

       Выполнение ходьбы Экспериментальная и контрольная группа с высоким уровнем по 50 %, со средним тоже по 50 %, с низким на выявлено.

Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной, ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 %, в контрольной группе 70 %, с низким уровнем в экспериментальной 20 %, контрольной 30 %.

Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2, 25 см, в контрольной группе 2,3 см.

При обследовании музыкальности был подсчитан общий средний балл. В экспериментальной группе он составил 2,2 балла, в контрольной группе 2 балла.

В процессе обследования координации рук в экспериментальной группе с высоким уровнем развития выявлено 50 %, в контрольной группе 47,6 %, со средним уровнем в экспериментальной 46,7 %, контрольной группе 50 %. С низким уровнем в обеих группах по 3,3 %.

При обследовании координации рук и ног с высоким уровнем в обеих группах по 23,4 %, со средним в экспериментальной группе 73,3 %, в контрольной группе 66,7 %, с низким уровнем в экспериментальной группе 3,3 %, в контрольной группе 10 %.

Формирующий эксперимент:

  1. Работа с детьми: использование аэробики на утренней гимнастике, кружковых занятиях, музыкальных паузах, выступление на праздниках, развлечениях, проведение дискотека.
  2. Работа с воспитателями: проведение консультации на педагогическом совете, ознакомление с результатами исследования, рекомендации.
  3. Работа с родителями: выступление на родительском собрании, совместное проведение занятий, выступление детей перед родителями.

       В процессе контрольного эксперимента были выявлены следующие результаты. При обследовании ходьбы с высоким уровнем в экспериментальной группе 100 %, в контрольной группе 80 %. Соответственно со средним уровнем в экспериментальной не обнаружено, в контрольной группе 20 %. Разница между высокими уровнями в 20 %.

При выполнении комплекса общеразвивающих упражнений с высоким уровнем в экспериментальной группе 70 %, в контрольной группе 40 %. Со средним уровнем в экспериментальной 30 %, в контрольной 60 %. Разница по показателям высокого уровня в 30 %.

При обследовании гибкости в экспериментальной группе общий средний показатель повысился с 2,25 см до 5,15 см, в контрольной группе с 2,3 см до 4,1 см. Разница в экспериментальной группе 2,9 см, в контрольной группе 1,8 см.

Развитие музыкальности в экспериментальной группе возрос с 2,2 балла до 2,9 балла, в контрольной группе с 2 баллов до 2,4 баллов. Разница в экспериментальной составила 0,7 балла, в контрольной группе 0,4 балла.

В процессе обследования координации рук с высоким уровнем в экспериментальной группе выявлено 100 %, в контрольной – 83,3 %, со средним в первой группе не выявлено, во второй 16,7 %, низкий уровень отсутствует. Разница между высокими уровнями в обеих группах составила 16,7 %.

При обследовании координации рук и ног с высоки уровнем в экспериментальной группе 90 %, контрольной группе 73,3 %. Со средним уровнем в экспериментальной группе 10 %, контрольной – 26,7 %. Низкий уровень не выявлен. Разница между высокими уровнями составила 16,7 %.  

В результате проведенного эксперимента можно отметить, что у детей экспериментальной группы уровень развития различных показателей культуры движений оказался выше в сравнении с контрольной группой. Поэтому использование средств аэробики в системе занятий физической культурой способствует более успешному формированию культуры движений.

На основе проведено эксперимента были сформулированы рекомендации для воспитателей по формированию культуры движений. Одним из приоритетных направлений по формированию культуры движений должна стать профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Для этого важно решать следующие задачи.

  1. Формирование мотивации для воспитания сознательного отношения к формированию навыка правильной осанки.
  2. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки в процессе различных видов деятельности на разных занятиях, в играх, упражнениях.
  3. Способствовать развитию и укреплению основных групп мышц.
  4. Взаимосвязь с родителями, направленную на преодоление неправильных привычек и факторов, вызывающих нарушения осанки.

Для профилактики нарушений осанки и более эффективного решения этого направления в формировании культуры движений важно знать причины, приводящие к нарушениям, иметь представления о плохих привычках оказывающих отрицательное влияние. Среди причин можно выделить такие, как недостаточное или неравномерное развитие мышц, удерживающих правильную позу, продолжительная болезнь, неудовлетворительный режим дня и питания, однобокие движения, разная дозировка при выполнении упражнений. К плохим привычкам можно отнести: долгая статическая поза с опорой на одну ногу, неправильная походка, перенос тяжестей в одной руке, неправильная поза во время сна, во время занятий, а также стесняющая одежда и неудобная обувь, у девочек на большом каблуке.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53885. Органи кровообігу 91.5 KB
  Обладнання: таблиця Органи кровообігу картки; компютер ППЗ Природознавство 3й клас для загальноосвітніх навчальних шкіл. Органи дихання це ніс гортань трахея бронхи легені легеневі пухирці кровоносні судини 3. Мотивація навчальної діяльності Прослухавши вірш ви легко дасте відповідь на запитання: про яку систему органів сьогодні піде мова Тема сьогодні у нас важкувата Адже кров ми вивчаєм малята.
53886. День слави і печалі. Урок – пам’ять присвячений річниці бою під Крутами 111 KB
  94 роки тому назад у бою під Крутами що на Чернігівщині понад 300 курсантів військової школи студентів та гімназистів рішуче відстоюючи право українського народу жити у власній державі вступили у нерівний бій із значно переважаючим добре озброєним і вишколеним противником і протягом кількох днів стримували на підступах до Києва величезну більшовицьку армію. Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національносвідомого робітництва яке гаряче стояло за українську державність розуміючи за нами ту...
53887. Квадратне рівняння та його використання 87.5 KB
  Завдання: навчальні: відтворити знання про квадратне рівняння його види способи розвязування;вміння розвязувати квадратні рівняння. використовувати рівняння що зводяться до квадратних перетворювання раціональних виразів розвязування квадратичних виразів графічним способом; систематизувати та узагальнити навчальні досягнення учнів щодо розвязання квадратних рівнянь та їх використання в ході уроку та їх використання в ході уроку під час формування компетенцій учнів з алгебри;;розвивальні: розвивати увагу мислення пам'ять...
53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.
53890. Методика «Кулькова лялька» 90.5 KB
  Вік: рекомендуємо використовувати з 2х років разом з психологом з батьками до 11 років вік коли дитина ще вірить у казки чаклунство. Емоція яку проговорить дитина буде відображена на обличчі кулькової ляльки. Хід роботи: Чарівні маленькі предмети дитина кладе у коробок зпід кіндерсюрпризу. Дитина думає про те що їй допомагає та 3 рази дує в коробочок закриває його.
53891. Культура и традиции 62.5 KB
  И такой вариант возможен и у вас начнётся как переплетение с цветочками посредине. Допустим мы взяли черно злато белые цвета императорского штандарта. Что вам нужно Я взял три нитки можно цветов и поболее собрал их вместе. Можно подвести просто по одному цвету.
53892. Наземний, підземний, повітряний, водний – нас транспорт домчить будь-куди вже сьогодні 72.5 KB
  Тема: Наземний підземний повітряний водний - нас транспорт домчить будькуди вже сьогодні Автор: Ярмоленко Людмила Анатоліївна вчительлогопед ДНЗ №8 Золотий півник м. Вчительлогопед. Диференціація голосних та приголосних звуків Вчительлогопед. Вчительлогопед.
53893. Створення розвивально-ігрового середовища для розвитку творчого життя дошкільника 38 KB
  Продовжувати вчити виконувати роль кожного працівника кондитерського цеху знаходити методи спілкування між працівниками фабрики: кондитер завідувач кондитерським цехом директор секретар; будувати правильні міжрольові діалоги; закріпити засвоєні знання дітей із культури ділового спілкування; продовжувати вчити застосовувати свої знання на практиці в нестандартних умовах; закріпити вміння творчо працювати групами і допомагати один одному співпереживати. Розширювати уявлення дітей про роботу малих підприємств; закріпити вміння виконувати...