78491

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей занимаются В. Была сформулирована цель исследования создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на...

Русский

2015-02-07

58.67 KB

5 чел.

Н.В.  Алябьева,

О.А. Власова

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования

здоровья детей старшего дошкольного возраста

      Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Данную проблему в своих трудах рассматривали отечественные педагоги, психологи, валеологии (Е.И. Бережкова, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.Г. Казанская, М.Г. Колесникова, В.В. Колбанов, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.).

Здоровье детей – это та цель, где, безусловно, сходятся  интересы семьи и образовательного учреждения. Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей  занимаются В.Г. Алямовская, Л.Д. Глазырина, Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, Т.С. Казаковцева, В.Т. Кудрявцев, М.Л. Лазарев, М.Д. Маханева, В.А. Овсянкин и другие.

Была сформулирована цель исследования - создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.     

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование здоровья дошкольников будет успешно осуществляться в процессе сотрудничества педагогов и родителей, при следующих условиях:

- реализации индивидуального подхода к семьям воспитанников ДОУ;

- обеспечении компетентности педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья и их здоровьесозидающей и сберегающей позиций;

- создании здоровьеформирующей жизнедеятельности дошкольников как игровой, адекватной возрастным особенностям;

- формировании ценностной ориентации и отношения к личному и общественному здоровью у родителей;

- осуществлении преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.

С целью выявления уровня сотрудничества педагогов ДОУ с родителями старших дошкольников по формированию здоровья детей было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад № 14 «Березка» п.г.т. Зеленоборский, Мурманской области. За основу исследования  взята методика, разработанная Т.В. Кротовой.

Эксперимент состоял из: тестирования педагогов ДОУ «Сотрудничество ДОУ с родителями в формировании здоровья детей», разработанное Н.В. Микляевой, Л.Р. Болотиной, Ф.С. Гайнулловой; беседы с детьми «Я и мое здоровье»; социально-гигиенического скрининга «Условия и образ жизни семей воспитанников ДОУ», предложенный В.Г. Алямовской; анкетирования родителей «Сотрудничество ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»; анализа документации  по взаимодействию ДОУ с семьей, по схеме Т.В. Кротовой.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что: педагоги ДОУ формально подходят к оздоровительной работе в ДОУ; не ведется целенаправленная работа с детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни; недостаточна санитарная грамотность и гигиеническая культура родителей; родители мало вовлекаются в физкультурно-оздоровительное воспитание детей; слабо осуществляются единые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ и семье.

Обозначенные проблемы обусловили необходимость разработки формирующих мероприятий по поиску эффективных путей взаимодействия с родителями для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

В ходе проведенных  методических мероприятий для педагогов: консультаций «Современные здоровьеформирующие технологии физической культуры в ДОУ», «Основные принципы воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ»; семинара – практикума «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»; педагогического совета «Приобщение дошкольников к ЗОЖ»; выставки авторских дидактических игр и пособий по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, педагоги обогатили и получили новые знания по вопросам формирования здоровья детей в условиях ДОУ, по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего ребенку психологическое и физическое благополучие.

Воспитатели совместно с родителями обогатили «Центр двигательной активности» спортивным инвентарем и атрибутами. На конкурс нестандартного физкультурного оборудования было представлено 20 работ семейного творчества. Родителями были изготовлены фотогазеты, фотоальбом и альбомы для рассматривания.

Интересно прошло родительское собрание «Здоровый ребенок – умный ребенок», на котором родители поделились семейными традициями и опытом  приобщения детей к здоровому образу жизни.

На конференции «Ваш ребенок идет в школу» родители познакомились с мероприятиями, направленными создание здоровьесберегающего пространства ребенка в семье.

День открытых дверей «Роль оздоровительных упражнений» обогатил уровень знаний родителей в области оздоровления детей посредством корригирующей гимнастики и упражнений игрового характера.

С целью повышения активности родителей воспитанников проведены совместные семейные спортивные праздники и развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всех пап, всех мам, приглашаем в гости к нам», «В гостях у сказки».

В реализации образовательных проектов «Зная «Азбуку «АУ!», я в лесу не пропаду» и «Зимние виды спорта» принимали активное участие родители воспитанников: составляли вместе с детьми загадки, рассказы, рисовали рисунки,  собирали экспонаты для мини-музеев. При большой активности родителей прошли традиционные пешие и лыжные прогулки, туристический поход, экологические праздники, хоккейный матч и лыжные гонки.

На организованном для родителей семинаре-практикуме «Зная «Азбуку «АУ!», я ребенку помогу» с помощью дидактических игр, решения проблемных ситуаций, они обогатили свои знания по безопасному поведению в природе. В процессе открытого занятия «Там, на неведомых дорожках…», воспитанники ДОУ обнаружили достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков поведения в лесу в экстремальной ситуации. Опыт работы  по реализации учебного руководства «Азбука «Ау!» признан положительным, рекомендован к использованию педагогами города и области.

Чтобы убедиться в эффективности избранных мероприятий был проведен контрольный эксперимент. По результатам контрольного эксперимента следует отметить,  что:  

- создание здоровьесберегающего образовательного пространства способствует физическому развитию и снижению заболеваемости детей (гистограмма 1);

Гистограмма 1

0

50

1

2

Спортивная

семья

Выявление спортивных семей

      9

    

        19

Сравнительная диаграмма индекса

здоровья

1 - начало учебного года

2 - конец учебного года

- изменилось отношение детей к своему здоровью. Во время повторной беседы о здоровье дети дали полные, развернутые, обобщенные ответы (гистограмма 2);

Гистограмма 2

0

20

40

60

80

1

2

3

-

- начало уч.года

- конец уч.года

1 - ответы полные, системные, обобщенные

2 - ответы положительные, но недостаточно полные

3 - затрудняются ответить, отказ от ответа

Сравнительный анализ ответов детей о здоровье

0

%

20%

65%

80%

35%

0%

Гистограмма 3

0

10

20

30

40

50

60

1

2

3

-

- начало уч.года

- конец уч.года

1 - ответы полные, системные, обобщенные

2 - ответы положительные, но недостаточно полные

3 - затрудняются ответить, отказ от ответа

Сравнительный анализ ответов детей на вопрос

"Для чего нужно здоровье?"

 

25%

45%

35%

55%

40%

0%

- возрос авторитет детского сада среди родителей воспитанников ДОУ: 93% родителей  удовлетворены работой ДОУ по  формированию у детей основ здорового и безопасного образа жизни (гистограмма 3);

- повысился уровень знаний родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье, посредством педагогического просвещения (гистограмма 4);

Гистограмма 4

0

10

20

30

40

50

1

2

3

1 - семья ведет в целом ЗОЖ

2 - семья тяготеек к ЗОЖ

3 - ЗОЖ в семье не сложился

Сравнительная диаграмма "Здоровый образ

жизни в семьях воспитанников"

-

- начало уч.г.

- конец  уч. г.        

- сформировалось положительное отношение к занятиям спортом в семье, что отразилось в активном участии родителей в физкультурных и оздоровительных мероприятиях (гистограмма 5);

Гистограмма 5

0

10

20

30

40

50

60

1

2

1 - спортивная семья

2 - не спортивная семья

- начало уч.года

- конец уч.года

Сравнительный анализ ответов детей на вопрос

"Спортивная ли у вас семья?"

42%

60%

58%

40%

- уровень организации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями соответствует высокому уровню организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (гистограмма 6).

Гистограмма 6 

0

20

40

60

80

100

1

2

3

4

5

6

7

8

Сравнительная диаграмма организации сотрудничества ДОУ с семьей по

формированию здоровья детей старшего дошкольного возраста

- высокий уровень взаимодействия

- средний уровень взаимодействия

- низкий уровень взаимодействия

      Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что благодаря слаженной, вдумчивой работе педагогов ДОУ при поддержке родителей предложенная система мероприятий способствует сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста, выработке  позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Положительные изменения в организации взаимодействия воспитателей и родителей детей старшей группы МДОУ «Детский сад №14 «Березка» свидетельствуют, что методика формирующего этапа эксперимента избрана правильно, а гипотеза подтверждена.

Литература

  1.  Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  2.  Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 27 с.
  3.  Вохмянина М.Н. Модель сохранения здоровья дошкольников //Управление ДОУ. – 2006. - №1. – С.71.
  4.  Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка   //Управление ДОУ. – 2004. - №1. – С. 97.

Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 3 – 29 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84168. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека 40.99 KB
  Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Прежде всего духовное начало не может быть истинным бытием поскольку единственно истинным бесспорным и самоочевидным бытием является не я человека а то что ему дано в ощущениях. Кроме того органом познания является не логическое мышление а непосредственно чувства человека. Потому что не логическое мышление а именно физические чувства человека являются поставщиками бесспорных ощущений.
84169. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители 48.8 KB
  Суть этого метода состояла в том чтобы отказаться от традиционной философии как средства познания и создать новую философию которую они называли позитивная синтетическая философия. Таким образом поскольку богословие и традиционная философия оказались практически бесполезными то от них следует отказаться а вместо них создать новую систему объединения научных знаний которая с одной стороны сохранила бы в себе всеобъемлющий характер теологии и философии но с другой стороны приобрела бы характер точной науки. Это есть её главное...
84170. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм 37.5 KB
  Поскольку экзистенция есть осознание человеком своей конечности временности то основной характеристикой бытия является время. Но внутреннее переживание человеком будущего есть не что иное как страх смерти осознание человеком своей конечности. Следовательно в дорефлексионном состоянии человеческое сознание было неспособно осознавать себя и воспринимать своё индивидуальное существование и таким образом не способно было осознавать мир ибо не было индивидуальным сознанием то есть сознанием способным вмещать в себя нечто что не есть оно...
84171. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки 46.26 KB
  Постпозитивизм и философия науки. Аналитическая философия пыталась выяснить законы возникновения научного знания корни его противоречий а также причины постоянного опровержения достижений науки развитием самой же науки. Таким образом предмет философии неопозитивизма это язык который и только который является по мнению неопозитивистов виновником несовершенства и постоянной изменчивости основ науки Мур. Это позволит формировать весь язык науки только из логически обоснованных единиц так называемых атомов научных понятий.
84172. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии 39.27 KB
  Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии. Западники стремились к европеизации России к переходу русской жизни на западноевропейские образцы а славянофилы отстаивали традиционные формы национальной жизни России и боролись за ограждение их от иностранного влияния. Западники считали что Россия должна повторить исторический путь стран Западной Европы а славянофилы наоборот полагали что исторический путь России самобытен и неповторим. Проблему национальной самобытности России поставил в 2030х годах XIX...
84173. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции 35.41 KB
  Народничество в России его социальнофилософские позиции. В 5060 годах XIX века в России сложился революционный демократизм – направление общественнополитической мысли которое соединяло в себе идею крестьянской революции с утопическим социализмом. Революционный демократизм в России проистекал из убеждения его сторонников что в России невозможно придти к общенациональному согласию в отношении крестьянского вопроса. Другой революционный демократ Дмитрий ПИСАРЕВ не верил в способность крестьянства самостоятельно освободить себя и построить...
84174. ИММУНОДЕФИЦИТЫ 24.57 KB
  Синдром Вискотта Олдрича наследственное рецессивное заболевание связанное с X хромосомой которое характеризуется экземой тромбоцитопенией и иммунодефицитом. Дефицит Тлимфоцитов может развиваться в ходе болезни при этом уровень IgM в сыворотке снижен. Атаксиятелеангиоэктазия наследственное заболевание передающееся аутосомно рецессивно характеризуемое мозжечковой атаксией телеангйоэктазией кожи и дефицитами Тлимфоцитов Ig и IgE.
84175. ХИМИЧЕСКИЙ ОНКОГЕНЕЗ 25.72 KB
  Канцерогенные вещества это вещества которые достоверно вызывают образование опухоли или по крайней мере вызывают увеличение частоты заболеваемости раком. Большинство канцерогенных химических веществ вызывают изменения в ДНК включающее повреждение пуриновых и пиримидиновых оснований делецию хромосом разрывы цепей и образование перекрестных связей. Небольшое количество канцерогенных химических веществ действуют эпигенетически т.
84176. ОНКОГЕНЕЗ 24.74 KB
  Ультрафиолетовое излучение играет роль в возникновении различных видов рака кожи включая плоскоклеточный рак базальноклеточный рак и злокачественную меланому. Поэтому грудные дети с респираторным дистресссиндромом подвергались лучевой терапии шеи для уменьшения размеров тимуса что привело к возникновению у большого количества этих детей папиллярного рака щитовидной железы через 15 25 лет. Торотраст радиоактивный препарат накапливается в печени и увеличивает риск возникновения нескольких типов рака печени включая ангиосаркому...