78491

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей занимаются В. Была сформулирована цель исследования создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на...

Русский

2015-02-07

58.67 KB

5 чел.

Н.В.  Алябьева,

О.А. Власова

Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования

здоровья детей старшего дошкольного возраста

      Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Данную проблему в своих трудах рассматривали отечественные педагоги, психологи, валеологии (Е.И. Бережкова, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.Г. Казанская, М.Г. Колесникова, В.В. Колбанов, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.).

Здоровье детей – это та цель, где, безусловно, сходятся  интересы семьи и образовательного учреждения. Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей  занимаются В.Г. Алямовская, Л.Д. Глазырина, Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, Т.С. Казаковцева, В.Т. Кудрявцев, М.Л. Лазарев, М.Д. Маханева, В.А. Овсянкин и другие.

Была сформулирована цель исследования - создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.     

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование здоровья дошкольников будет успешно осуществляться в процессе сотрудничества педагогов и родителей, при следующих условиях:

- реализации индивидуального подхода к семьям воспитанников ДОУ;

- обеспечении компетентности педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья и их здоровьесозидающей и сберегающей позиций;

- создании здоровьеформирующей жизнедеятельности дошкольников как игровой, адекватной возрастным особенностям;

- формировании ценностной ориентации и отношения к личному и общественному здоровью у родителей;

- осуществлении преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.

С целью выявления уровня сотрудничества педагогов ДОУ с родителями старших дошкольников по формированию здоровья детей было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад № 14 «Березка» п.г.т. Зеленоборский, Мурманской области. За основу исследования  взята методика, разработанная Т.В. Кротовой.

Эксперимент состоял из: тестирования педагогов ДОУ «Сотрудничество ДОУ с родителями в формировании здоровья детей», разработанное Н.В. Микляевой, Л.Р. Болотиной, Ф.С. Гайнулловой; беседы с детьми «Я и мое здоровье»; социально-гигиенического скрининга «Условия и образ жизни семей воспитанников ДОУ», предложенный В.Г. Алямовской; анкетирования родителей «Сотрудничество ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»; анализа документации  по взаимодействию ДОУ с семьей, по схеме Т.В. Кротовой.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что: педагоги ДОУ формально подходят к оздоровительной работе в ДОУ; не ведется целенаправленная работа с детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни; недостаточна санитарная грамотность и гигиеническая культура родителей; родители мало вовлекаются в физкультурно-оздоровительное воспитание детей; слабо осуществляются единые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ и семье.

Обозначенные проблемы обусловили необходимость разработки формирующих мероприятий по поиску эффективных путей взаимодействия с родителями для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

В ходе проведенных  методических мероприятий для педагогов: консультаций «Современные здоровьеформирующие технологии физической культуры в ДОУ», «Основные принципы воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ»; семинара – практикума «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»; педагогического совета «Приобщение дошкольников к ЗОЖ»; выставки авторских дидактических игр и пособий по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, педагоги обогатили и получили новые знания по вопросам формирования здоровья детей в условиях ДОУ, по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего ребенку психологическое и физическое благополучие.

Воспитатели совместно с родителями обогатили «Центр двигательной активности» спортивным инвентарем и атрибутами. На конкурс нестандартного физкультурного оборудования было представлено 20 работ семейного творчества. Родителями были изготовлены фотогазеты, фотоальбом и альбомы для рассматривания.

Интересно прошло родительское собрание «Здоровый ребенок – умный ребенок», на котором родители поделились семейными традициями и опытом  приобщения детей к здоровому образу жизни.

На конференции «Ваш ребенок идет в школу» родители познакомились с мероприятиями, направленными создание здоровьесберегающего пространства ребенка в семье.

День открытых дверей «Роль оздоровительных упражнений» обогатил уровень знаний родителей в области оздоровления детей посредством корригирующей гимнастики и упражнений игрового характера.

С целью повышения активности родителей воспитанников проведены совместные семейные спортивные праздники и развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всех пап, всех мам, приглашаем в гости к нам», «В гостях у сказки».

В реализации образовательных проектов «Зная «Азбуку «АУ!», я в лесу не пропаду» и «Зимние виды спорта» принимали активное участие родители воспитанников: составляли вместе с детьми загадки, рассказы, рисовали рисунки,  собирали экспонаты для мини-музеев. При большой активности родителей прошли традиционные пешие и лыжные прогулки, туристический поход, экологические праздники, хоккейный матч и лыжные гонки.

На организованном для родителей семинаре-практикуме «Зная «Азбуку «АУ!», я ребенку помогу» с помощью дидактических игр, решения проблемных ситуаций, они обогатили свои знания по безопасному поведению в природе. В процессе открытого занятия «Там, на неведомых дорожках…», воспитанники ДОУ обнаружили достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков поведения в лесу в экстремальной ситуации. Опыт работы  по реализации учебного руководства «Азбука «Ау!» признан положительным, рекомендован к использованию педагогами города и области.

Чтобы убедиться в эффективности избранных мероприятий был проведен контрольный эксперимент. По результатам контрольного эксперимента следует отметить,  что:  

- создание здоровьесберегающего образовательного пространства способствует физическому развитию и снижению заболеваемости детей (гистограмма 1);

Гистограмма 1

0

50

1

2

Спортивная

семья

Выявление спортивных семей

      9

    

        19

Сравнительная диаграмма индекса

здоровья

1 - начало учебного года

2 - конец учебного года

- изменилось отношение детей к своему здоровью. Во время повторной беседы о здоровье дети дали полные, развернутые, обобщенные ответы (гистограмма 2);

Гистограмма 2

0

20

40

60

80

1

2

3

-

- начало уч.года

- конец уч.года

1 - ответы полные, системные, обобщенные

2 - ответы положительные, но недостаточно полные

3 - затрудняются ответить, отказ от ответа

Сравнительный анализ ответов детей о здоровье

0

%

20%

65%

80%

35%

0%

Гистограмма 3

0

10

20

30

40

50

60

1

2

3

-

- начало уч.года

- конец уч.года

1 - ответы полные, системные, обобщенные

2 - ответы положительные, но недостаточно полные

3 - затрудняются ответить, отказ от ответа

Сравнительный анализ ответов детей на вопрос

"Для чего нужно здоровье?"

 

25%

45%

35%

55%

40%

0%

- возрос авторитет детского сада среди родителей воспитанников ДОУ: 93% родителей  удовлетворены работой ДОУ по  формированию у детей основ здорового и безопасного образа жизни (гистограмма 3);

- повысился уровень знаний родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье, посредством педагогического просвещения (гистограмма 4);

Гистограмма 4

0

10

20

30

40

50

1

2

3

1 - семья ведет в целом ЗОЖ

2 - семья тяготеек к ЗОЖ

3 - ЗОЖ в семье не сложился

Сравнительная диаграмма "Здоровый образ

жизни в семьях воспитанников"

-

- начало уч.г.

- конец  уч. г.        

- сформировалось положительное отношение к занятиям спортом в семье, что отразилось в активном участии родителей в физкультурных и оздоровительных мероприятиях (гистограмма 5);

Гистограмма 5

0

10

20

30

40

50

60

1

2

1 - спортивная семья

2 - не спортивная семья

- начало уч.года

- конец уч.года

Сравнительный анализ ответов детей на вопрос

"Спортивная ли у вас семья?"

42%

60%

58%

40%

- уровень организации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями соответствует высокому уровню организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (гистограмма 6).

Гистограмма 6 

0

20

40

60

80

100

1

2

3

4

5

6

7

8

Сравнительная диаграмма организации сотрудничества ДОУ с семьей по

формированию здоровья детей старшего дошкольного возраста

- высокий уровень взаимодействия

- средний уровень взаимодействия

- низкий уровень взаимодействия

      Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что благодаря слаженной, вдумчивой работе педагогов ДОУ при поддержке родителей предложенная система мероприятий способствует сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста, выработке  позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Положительные изменения в организации взаимодействия воспитателей и родителей детей старшей группы МДОУ «Детский сад №14 «Березка» свидетельствуют, что методика формирующего этапа эксперимента избрана правильно, а гипотеза подтверждена.

Литература

  1.  Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  2.  Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 27 с.
  3.  Вохмянина М.Н. Модель сохранения здоровья дошкольников //Управление ДОУ. – 2006. - №1. – С.71.
  4.  Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка   //Управление ДОУ. – 2004. - №1. – С. 97.

Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 3 – 29 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63047. Историография Нового времени 431.5 KB
  Понятие историографии имеет два значения. Узкое понятие – обзор литературы по определенному вопросу в хронологическом плане; эволюция подходов предшественников к той или иной идее. Широкое понятие – развитие исторического знания во всем многообразии его форм. Это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
63049. Терроризм. Особенности современного терроризма 18.19 KB
  Цель: Ознакомить учащихся особенностями современного терроризма. Дать знания о терроризме и способах сохранения жизни при захвате заложников. Приветствие учащихся проверка готовности детей...
63050. Ліна Костенко. Коротко про письменницю. «Чайка на крижині», «Крила» 31.87 KB
  Розгорнута притчева метафора про глибоке духовне наповнення людини її крилатість що проявляється індивідуально. Крила. Виразне читання віршів Чайка на крижині та Крила. Основна думка: а Нащо крилатим грунт під ногами б Для мене ж той край найкращий де виросли крила мої.
63051. Цифра 0. Складання прикладів за малюнками. Складання і розв’язання прикладів за малюнками в межах 3 1.2 MB
  Повідомлення теми уроку Сьогодні ми з вами потрапимо до казки Колобок але ця казка буде на новий лад. Спекла баба Колобок і поставила на віконце остигати. Зайчик: Колобок Колобок я тебе зїм Колобок: Не їж мене....
63052. Закріплення знань про букви «Я, я». Читання тексту «Яблуко». Знайомство з приказкою 741.33 KB
  Корекційно-навчальна мета: закріпити знання про звукове значення букви Я, вдосконалювати навички читання, формувати вміння давати повні відповіді на поставлені запитання...
63053. Написання м’якого знака, слів з ним. Значення м’якого знака в словах 878.78 KB
  Значення мякого знака в словах. Корекційнонавчальна мета: закріпити написання мякого знака слів з ним; формувати навички охайного письма; Корекційно розвивальна мета: розвивати мислення увагу уміння аналізувати і співвідносити збагачувати...
63054. Практичне спостереження над засобами відмежування речень в усному і писемному мовленні. Складання і написання речень 741.4 KB
  Корекційно-навчальна мета: закріпити навики складання та написання речень практичне спостереження над засобами відмежування речень в усному і писемному мовленні; формувати навички охайного письма...