78492

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...

Русский

2015-02-07

42.34 KB

8 чел.

 И.И. Игнатович,

                                                                                           О.А. Скутина

Формирование морально-ценностного отношения

к окружающей природе у детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                      

Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Приступая к экспериментальному исследованию, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания  детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование морально-ценностного отношения у старших дошкольников к окружающей природе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что при целенаправленном педагогическом воздействии и создании условий процесс формирования морально-ценностного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте будет протекать более эффективно.

Исследование  проводилось на базе МДОУ Д/с№30 г. Североморска. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы «Колокольчик».

В качестве психодиагностической методики была использована методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам  Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной [3].

  1. Для осуществления цели эксперимента был поставлен  ряд задач:
  2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
  4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по проблеме исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап. Проведение констатирующего эксперимента: с детьми проводились индивидуальные  беседы, осуществлялось наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

II этап. Разработка и апробация проекта формирующего эксперимента: перспективного плана, системы игр, занятий, экскурсий.

 III этап. Проведение контрольного эксперимента: использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента, осуществлялся качественный и количественный анализ данных.      

С детьми старшей группы были проведены индивидуальные беседы для выявления уровня отношения к природе по  вопросам, а также было предложено решить моральную ситуацию:  «Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись. Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»      

         Анализ результатов беседы с испытуемыми  показал, что дети, в основном проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами, знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, без труда выражают своё отношение к представителям животного мира. Но, к сожалению не все  умеют правильно  ухаживать за ними, проявлять интерес и эмоционально выражать своё отношение к растениям. При определении объектов неживой природы не все дети смогли четко назвать их назначение. При решении моральной задачи не все ребята проявили заботливое отношение к объекту живой природы. Некоторое время дети напряжённо искали выход из этой непростой ситуации. Часть детей не смогли «отказать себе в удовольствии  – поесть мороженое». Самую большую подгруппу составили дети, которые «обещали помочь жуку на обратном пути». Некоторые дети спокойно восприняли гибель жука, а часть детей, без колебаний решили спасти жука.

          Анализ  данных констатирующего эксперимента  показал, что дошкольники могут отказаться от своих желаний для удовлетворения моральных чувств. Но в тоже время, есть дети, которым всё равно, будет ли жить существо, и это свидетельствует об упущении в нравственно-экологическом воспитании детей.

         По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий. Высокий уровень показали 2 человека (17%), средний уровень – 6 человек (50%),  низкий уровень – 4 человека (33%).

На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, не уделялось достаточное внимание наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, необходимо было совершенствовать работу по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для развития экологической культуры недостаточно  обучения в процессе занятий. Освоение  экологических знаний дошкольниками должно сочетаться с мероприятиями вне занятий, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы. Это позволит сформировать экологическую культуру детей, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, на формирующем этапе была усовершенствована работа по воспитанию экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста. Для этого  активно использовали включение детей в опытническую деятельность, экспериментирование, наблюдения за природными явлениями, экскурсии, дидактические игры экологического содержания.

Для системного подхода к формированию экологической культуры  дошкольников были разработаны циклограмма и перспективный план занятий, экскурсий, наблюдений для детей старшей группы; проведены праздники «Осенины», «Зимушка-Зима»; развлечения «Мы друзья природы», «В гостях у водяного», «Экологическая сказка»; природоведческая викторина; совместно с ребятами были определены «Очень нужные правила поведения в природе» и правила игра «Зелёный патруль».

Кроме  учебной  и свободной деятельности по экологии, с детьми проводись занятия по изобразительной деятельности на экологическую тематику. Совместно с ребятами была создана  «Красная книга» группы «Колокольчик», проводился КВН «Как вести себя в природе?». Вместе с детьми и родителями была проведена работа по сбору разнообразных коллекций природного материала таких как: «Коллекция с морского дна», «Коллекция камней», «Коллекция листьев», «Коллекция орехов и косточек», «Коллекция семян», «Коллекция запахов».

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась систематическая  работа с родителями:

  1. Подготовлены консультации на тему: «Народный календарь в образовательном процессе», «Экологическое воспитание в  детском саду»;  «Советы родителям по краеведению и экологии», «Значение детской природоведческой литературы».
  2. Проведено театрализованное представление для детей на тему «Зелёная аптека тундры».
  3. Организованы акция «От каждой семьи по дереву» и конкурс экологических плакатов «Берегите природу!»
  4. Осуществлено анкетирование по темам: «Безопасный участок для прогулок с детьми», «Воздух в вашей квартире».
  5. Создан экологический журнал «Мир природы».

        При проведении контрольного эксперимента была выявлена эффективность  работы по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 6 человек (50%), средний уровень  - 4 человека (33%), низкий уровень – 2 человека (17%). Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Родители стали правильно понимать необходимость глубокой серьёзной работы с дошкольниками не только в детском саду, но и дома.    

         Таким образом, теоретическое и практическое исследование доказывает что,  должным образом организованные психолого-педагогические условия по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего возраста способствуют: познавательному развитию ребенка и формированию интереса к явлениям природы, умению видеть красоту природного мира, его  разнообразие, развитию нравственных качеств – доброжелательности, ответственности, трудолюбия.

Литература

  1.  Степанова В.А., Королева И.А. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2.  Добро пожаловать в экологию. Современные технологии экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 3.- С. 23.
  3.  Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31745. Региональные организации 32 KB
  Довольно развитая система рассмотрения споров существует в рамках ОБСЕ.Основы специального механизма по разрешению споров были заложены Советом СБСЕ в 1992 г.Из других региональных организаций процедура мирного разрешения споров наиболее основательно урегулирована в рамках Совета Европы.
31746. Реформирование бухгалтерского учета в России 34 KB
  Реформирование бухгалтерского учета в России. Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна однако конкретные направления ее вызывали дискуссии ученых и специалистов.
31747. Сегментарна структура ринку фінансових послуг 133.5 KB
  Сегментарна структура ринку фінансових послуг 1. Методологічні підходи до вирішення проблеми структуризації ринку фінансових послуг 2. Методи структуризації ринку фінансових послуг 3. Поняття сегментації ринку фінансових послуг 4.
31748. ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ НА ГРОШОВОМУ РИНКУ 97.5 KB
  Організація та особливості функціонування депозитного ринку Залучення коштів вкладників та інших кредиторів – це основний вид пасивних операцій банків. Максимальний розмір залучених коштів залежить від власного капіталу банків. Поточні пасиви формуються залишками коштів на розрахункових поточних і кореспондентських рахунках. Операції пов'язані із залученням грошових коштів на вклади називаються депозитними.
31749. ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ 137.5 KB
  Конверсійні операції це угоди агентів валютного ринку щодо обміну обумовлених сум грошової одиниці однієї країни на валюту іншої країни за узгодженим курсом на певну дату. Споткурс курс спот ціна валюти однієї країни виражена у валюті іншої країни. spot готівкова є угодою купівліпродажу валюти за курсом зафіксованим в угоді відповідно до якої обмін валют між банкамиконтрагентами проводиться як правило протягом 2х робочих днів не враховуючи дня укладення угоди. Валютний курс і котировки Поточним конверсійним операціям...
31750. ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ НА РИНКУ ПОЗИК 113.5 KB
  Пряма чи опосередкована участь банку у капіталі будьякого підприємства установи не повинна перевищувати 15 відсотків капіталу банку. Сукупні інвестиції банку не повинні перевищувати 60 відсотків розміру капіталу банку. Це обмеження не застосовується у разі якщо: 1 акції та інші цінні папери придбані банком у зв'язку з реалізацією права заставодержателя і банк не утримує їх більше одного року; 2 банком з метою створення фінансової холдингової групи придбані акції емітентом яких є інший банк; 3 цінні папери знаходяться у власності...
31751. ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ НА ФОНДОВОМУ РИНКУ 66 KB
  Саморегулівна організація професійних учасників фондового ринку неприбуткове об’єднання учасників фондового ринку що провадять професійну діяльність на фондовому ринку з торгівлі цінними паперами управління активами інституційних інвесторів депозитарну діяльність діяльність реєстраторів та зберігачів утворене відповідно до критеріїв та вимог установлених Державною комісією з цінних паперів та фондового ринку. Професійна діяльність на фондовому ринку діяльність юридичних осіб з надання фінансових та інших послуг у сфері розміщення та...
31752. ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ З перейняття РИЗИКУ 119.5 KB
  ФІНАНСОВІ ПОСЛУГИ З перейняття РИЗИКУ 1. Ймовірніснопсихологічні аспекти проблеми ризику в економіці 2. Місце валютних ризиків в системі комерційних ризиків. Підходи до вибору стратегії захисту від валютних ризиків 3.
31753. ІНФРАСТРУКТУРА РИНКУ ФІНАНСОВИХ ПОСЛУГ 108.5 KB
  ІНФРАСТРУКТУРА РИНКУ ФІНАНСОВИХ ПОСЛУГ 1. Поняття та елементи ринкової інфраструктури ринку фінансових послуг 2. Розміщення інфраструктури фінансового ринку: аналітичний аспект 3. Сегментний аналіз розвитку ринку фінансових послуг 4.