78492

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...

Русский

2015-02-07

42.34 KB

9 чел.

 И.И. Игнатович,

                                                                                           О.А. Скутина

Формирование морально-ценностного отношения

к окружающей природе у детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                      

Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Приступая к экспериментальному исследованию, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания  детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование морально-ценностного отношения у старших дошкольников к окружающей природе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что при целенаправленном педагогическом воздействии и создании условий процесс формирования морально-ценностного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте будет протекать более эффективно.

Исследование  проводилось на базе МДОУ Д/с№30 г. Североморска. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы «Колокольчик».

В качестве психодиагностической методики была использована методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам  Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной [3].

  1. Для осуществления цели эксперимента был поставлен  ряд задач:
  2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
  4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по проблеме исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап. Проведение констатирующего эксперимента: с детьми проводились индивидуальные  беседы, осуществлялось наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

II этап. Разработка и апробация проекта формирующего эксперимента: перспективного плана, системы игр, занятий, экскурсий.

 III этап. Проведение контрольного эксперимента: использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента, осуществлялся качественный и количественный анализ данных.      

С детьми старшей группы были проведены индивидуальные беседы для выявления уровня отношения к природе по  вопросам, а также было предложено решить моральную ситуацию:  «Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись. Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»      

         Анализ результатов беседы с испытуемыми  показал, что дети, в основном проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами, знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, без труда выражают своё отношение к представителям животного мира. Но, к сожалению не все  умеют правильно  ухаживать за ними, проявлять интерес и эмоционально выражать своё отношение к растениям. При определении объектов неживой природы не все дети смогли четко назвать их назначение. При решении моральной задачи не все ребята проявили заботливое отношение к объекту живой природы. Некоторое время дети напряжённо искали выход из этой непростой ситуации. Часть детей не смогли «отказать себе в удовольствии  – поесть мороженое». Самую большую подгруппу составили дети, которые «обещали помочь жуку на обратном пути». Некоторые дети спокойно восприняли гибель жука, а часть детей, без колебаний решили спасти жука.

          Анализ  данных констатирующего эксперимента  показал, что дошкольники могут отказаться от своих желаний для удовлетворения моральных чувств. Но в тоже время, есть дети, которым всё равно, будет ли жить существо, и это свидетельствует об упущении в нравственно-экологическом воспитании детей.

         По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий. Высокий уровень показали 2 человека (17%), средний уровень – 6 человек (50%),  низкий уровень – 4 человека (33%).

На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, не уделялось достаточное внимание наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, необходимо было совершенствовать работу по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для развития экологической культуры недостаточно  обучения в процессе занятий. Освоение  экологических знаний дошкольниками должно сочетаться с мероприятиями вне занятий, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы. Это позволит сформировать экологическую культуру детей, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, на формирующем этапе была усовершенствована работа по воспитанию экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста. Для этого  активно использовали включение детей в опытническую деятельность, экспериментирование, наблюдения за природными явлениями, экскурсии, дидактические игры экологического содержания.

Для системного подхода к формированию экологической культуры  дошкольников были разработаны циклограмма и перспективный план занятий, экскурсий, наблюдений для детей старшей группы; проведены праздники «Осенины», «Зимушка-Зима»; развлечения «Мы друзья природы», «В гостях у водяного», «Экологическая сказка»; природоведческая викторина; совместно с ребятами были определены «Очень нужные правила поведения в природе» и правила игра «Зелёный патруль».

Кроме  учебной  и свободной деятельности по экологии, с детьми проводись занятия по изобразительной деятельности на экологическую тематику. Совместно с ребятами была создана  «Красная книга» группы «Колокольчик», проводился КВН «Как вести себя в природе?». Вместе с детьми и родителями была проведена работа по сбору разнообразных коллекций природного материала таких как: «Коллекция с морского дна», «Коллекция камней», «Коллекция листьев», «Коллекция орехов и косточек», «Коллекция семян», «Коллекция запахов».

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась систематическая  работа с родителями:

  1. Подготовлены консультации на тему: «Народный календарь в образовательном процессе», «Экологическое воспитание в  детском саду»;  «Советы родителям по краеведению и экологии», «Значение детской природоведческой литературы».
  2. Проведено театрализованное представление для детей на тему «Зелёная аптека тундры».
  3. Организованы акция «От каждой семьи по дереву» и конкурс экологических плакатов «Берегите природу!»
  4. Осуществлено анкетирование по темам: «Безопасный участок для прогулок с детьми», «Воздух в вашей квартире».
  5. Создан экологический журнал «Мир природы».

        При проведении контрольного эксперимента была выявлена эффективность  работы по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 6 человек (50%), средний уровень  - 4 человека (33%), низкий уровень – 2 человека (17%). Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Родители стали правильно понимать необходимость глубокой серьёзной работы с дошкольниками не только в детском саду, но и дома.    

         Таким образом, теоретическое и практическое исследование доказывает что,  должным образом организованные психолого-педагогические условия по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего возраста способствуют: познавательному развитию ребенка и формированию интереса к явлениям природы, умению видеть красоту природного мира, его  разнообразие, развитию нравственных качеств – доброжелательности, ответственности, трудолюбия.

Литература

  1.  Степанова В.А., Королева И.А. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2.  Добро пожаловать в экологию. Современные технологии экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 3.- С. 23.
  3.  Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29076. Филиалы и представительства юридического лица 25 KB
  Филиалы и представительства юридического лица Представительством является обособленное подразделение юридического лица расположенное вне места его нахождения которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
29077. Зависимые и дочерние хозяйственные общества 27 KB
  Зависимые и дочерние хозяйственные общества Дочернее хозяйственное общество если другое основное хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором либо иным образом имеет возможность определять решения принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества товарищества. В случае несостоятельности банкротства дочернего общества по вине основного общества товарищества последнее несет субсидиарную...
29078. Создание юридических Лиц 31 KB
  лица организационное единство самостоятельная имущественная ответственность выступать истцом в суде выступать в обороте от своего имени имущественная обособленность государственная регистрация Способы образования юридических лиц: 1 распорядительный порядок юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя а специальной государственной регистрации организации не требуется. 51 ГК в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим; 2 нормативноявочный порядок для образования...
29079. Реорганизация юридических лиц. Правовые последствия 39.5 KB
  Правовые последствия Реорганизация юридического лица слияние присоединение разделение выделение преобразование может быть осуществлена по решению его учредителей участников либо органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в...
29080. Ликвидация юридических лиц. Правовые последствия 29 KB
  Правовые последствия Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей участников либо органа юридического лица; по решению. Виды ликвидации: добровольное принудительная банкротство Порядок ликвидации юридического лица Ликвидационная комиссия помещает в органах печати в которых публикуются данные о государственной регистрации...
29081. Объекты гражданского права и их классификация. Общая характеристика источников правового регулирования 35 KB
  Объекты гражданского права и их классификация. Общая характеристика источников правового регулирования. К объектам гражданских прав относятся вещи включая деньги и ценные бумаги иное имущество в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства...
29082. Вещи как объект гражданского права и их классификация. Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права 26.5 KB
  Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права. Классификации вещей: 1.
29083. Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования 31 KB
  Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования Ценной бумагой является документ удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Признаки: Письменность Легальность субъекта права Предъявление Абстрактность предъявляемого К ценным бумагам относятся: облигация вексель чек депозитный и сберегательный сертификаты банковская сберегательная книжка на...