78492

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...

Русский

2015-02-07

42.34 KB

9 чел.

 И.И. Игнатович,

                                                                                           О.А. Скутина

Формирование морально-ценностного отношения

к окружающей природе у детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                      

Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Приступая к экспериментальному исследованию, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания  детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование морально-ценностного отношения у старших дошкольников к окружающей природе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что при целенаправленном педагогическом воздействии и создании условий процесс формирования морально-ценностного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте будет протекать более эффективно.

Исследование  проводилось на базе МДОУ Д/с№30 г. Североморска. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы «Колокольчик».

В качестве психодиагностической методики была использована методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам  Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной [3].

  1. Для осуществления цели эксперимента был поставлен  ряд задач:
  2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
  4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по проблеме исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап. Проведение констатирующего эксперимента: с детьми проводились индивидуальные  беседы, осуществлялось наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

II этап. Разработка и апробация проекта формирующего эксперимента: перспективного плана, системы игр, занятий, экскурсий.

 III этап. Проведение контрольного эксперимента: использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента, осуществлялся качественный и количественный анализ данных.      

С детьми старшей группы были проведены индивидуальные беседы для выявления уровня отношения к природе по  вопросам, а также было предложено решить моральную ситуацию:  «Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись. Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»      

         Анализ результатов беседы с испытуемыми  показал, что дети, в основном проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами, знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, без труда выражают своё отношение к представителям животного мира. Но, к сожалению не все  умеют правильно  ухаживать за ними, проявлять интерес и эмоционально выражать своё отношение к растениям. При определении объектов неживой природы не все дети смогли четко назвать их назначение. При решении моральной задачи не все ребята проявили заботливое отношение к объекту живой природы. Некоторое время дети напряжённо искали выход из этой непростой ситуации. Часть детей не смогли «отказать себе в удовольствии  – поесть мороженое». Самую большую подгруппу составили дети, которые «обещали помочь жуку на обратном пути». Некоторые дети спокойно восприняли гибель жука, а часть детей, без колебаний решили спасти жука.

          Анализ  данных констатирующего эксперимента  показал, что дошкольники могут отказаться от своих желаний для удовлетворения моральных чувств. Но в тоже время, есть дети, которым всё равно, будет ли жить существо, и это свидетельствует об упущении в нравственно-экологическом воспитании детей.

         По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий. Высокий уровень показали 2 человека (17%), средний уровень – 6 человек (50%),  низкий уровень – 4 человека (33%).

На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, не уделялось достаточное внимание наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, необходимо было совершенствовать работу по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для развития экологической культуры недостаточно  обучения в процессе занятий. Освоение  экологических знаний дошкольниками должно сочетаться с мероприятиями вне занятий, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы. Это позволит сформировать экологическую культуру детей, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, на формирующем этапе была усовершенствована работа по воспитанию экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста. Для этого  активно использовали включение детей в опытническую деятельность, экспериментирование, наблюдения за природными явлениями, экскурсии, дидактические игры экологического содержания.

Для системного подхода к формированию экологической культуры  дошкольников были разработаны циклограмма и перспективный план занятий, экскурсий, наблюдений для детей старшей группы; проведены праздники «Осенины», «Зимушка-Зима»; развлечения «Мы друзья природы», «В гостях у водяного», «Экологическая сказка»; природоведческая викторина; совместно с ребятами были определены «Очень нужные правила поведения в природе» и правила игра «Зелёный патруль».

Кроме  учебной  и свободной деятельности по экологии, с детьми проводись занятия по изобразительной деятельности на экологическую тематику. Совместно с ребятами была создана  «Красная книга» группы «Колокольчик», проводился КВН «Как вести себя в природе?». Вместе с детьми и родителями была проведена работа по сбору разнообразных коллекций природного материала таких как: «Коллекция с морского дна», «Коллекция камней», «Коллекция листьев», «Коллекция орехов и косточек», «Коллекция семян», «Коллекция запахов».

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась систематическая  работа с родителями:

  1. Подготовлены консультации на тему: «Народный календарь в образовательном процессе», «Экологическое воспитание в  детском саду»;  «Советы родителям по краеведению и экологии», «Значение детской природоведческой литературы».
  2. Проведено театрализованное представление для детей на тему «Зелёная аптека тундры».
  3. Организованы акция «От каждой семьи по дереву» и конкурс экологических плакатов «Берегите природу!»
  4. Осуществлено анкетирование по темам: «Безопасный участок для прогулок с детьми», «Воздух в вашей квартире».
  5. Создан экологический журнал «Мир природы».

        При проведении контрольного эксперимента была выявлена эффективность  работы по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 6 человек (50%), средний уровень  - 4 человека (33%), низкий уровень – 2 человека (17%). Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Родители стали правильно понимать необходимость глубокой серьёзной работы с дошкольниками не только в детском саду, но и дома.    

         Таким образом, теоретическое и практическое исследование доказывает что,  должным образом организованные психолого-педагогические условия по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего возраста способствуют: познавательному развитию ребенка и формированию интереса к явлениям природы, умению видеть красоту природного мира, его  разнообразие, развитию нравственных качеств – доброжелательности, ответственности, трудолюбия.

Литература

  1.  Степанова В.А., Королева И.А. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2.  Добро пожаловать в экологию. Современные технологии экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 3.- С. 23.
  3.  Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79833. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 86 KB
  В ней речь шла о новых комбинациях изменений в развитии выходящих за рамки процесса обновления производства в замкнутом кругу обновления выше уровня простого воспроизводства. Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.
79835. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ГРУППИРОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ 64 KB
  ИН структуры предприятия Целевые качественные или количественные изменения в выборе и использовании материалов сырья информации оборудования информации работников и других ресурсов Целевые изменения в производственных обслуживающих и вспомогательных процессах как по качеству так и по количеству а так же по организации и способу ее обеспечения. То есть изменения отдельных элементов и их взаимных связей в структуре предприятия как системе Целевые качественны или количественные изменения в результатах производственно хозяйственной...
79836. Анализ использования основных производственных фондов и производственных мощностей 218.5 KB
  Цели и задачи анализа использования основных производственных фондов При анализе использования основных производственных фондов решаются следующие задачи: изучение структуры состава и движения основных производственных фондов; их распределение по местам использования и назначения; оценка технического состояния фондов степени их обновления и технического совершенства; изучение эффективности использования основных производственных фондов; определение технического состояния машин и оборудования; оценка уровня использования производственной...