78492

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...

Русский

2015-02-07

42.34 KB

9 чел.

 И.И. Игнатович,

                                                                                           О.А. Скутина

Формирование морально-ценностного отношения

к окружающей природе у детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                      

Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Приступая к экспериментальному исследованию, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания  детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование морально-ценностного отношения у старших дошкольников к окружающей природе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что при целенаправленном педагогическом воздействии и создании условий процесс формирования морально-ценностного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте будет протекать более эффективно.

Исследование  проводилось на базе МДОУ Д/с№30 г. Североморска. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы «Колокольчик».

В качестве психодиагностической методики была использована методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам  Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной [3].

  1. Для осуществления цели эксперимента был поставлен  ряд задач:
  2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
  4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по проблеме исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап. Проведение констатирующего эксперимента: с детьми проводились индивидуальные  беседы, осуществлялось наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

II этап. Разработка и апробация проекта формирующего эксперимента: перспективного плана, системы игр, занятий, экскурсий.

 III этап. Проведение контрольного эксперимента: использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента, осуществлялся качественный и количественный анализ данных.      

С детьми старшей группы были проведены индивидуальные беседы для выявления уровня отношения к природе по  вопросам, а также было предложено решить моральную ситуацию:  «Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись. Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»      

         Анализ результатов беседы с испытуемыми  показал, что дети, в основном проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами, знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, без труда выражают своё отношение к представителям животного мира. Но, к сожалению не все  умеют правильно  ухаживать за ними, проявлять интерес и эмоционально выражать своё отношение к растениям. При определении объектов неживой природы не все дети смогли четко назвать их назначение. При решении моральной задачи не все ребята проявили заботливое отношение к объекту живой природы. Некоторое время дети напряжённо искали выход из этой непростой ситуации. Часть детей не смогли «отказать себе в удовольствии  – поесть мороженое». Самую большую подгруппу составили дети, которые «обещали помочь жуку на обратном пути». Некоторые дети спокойно восприняли гибель жука, а часть детей, без колебаний решили спасти жука.

          Анализ  данных констатирующего эксперимента  показал, что дошкольники могут отказаться от своих желаний для удовлетворения моральных чувств. Но в тоже время, есть дети, которым всё равно, будет ли жить существо, и это свидетельствует об упущении в нравственно-экологическом воспитании детей.

         По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий. Высокий уровень показали 2 человека (17%), средний уровень – 6 человек (50%),  низкий уровень – 4 человека (33%).

На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, не уделялось достаточное внимание наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, необходимо было совершенствовать работу по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для развития экологической культуры недостаточно  обучения в процессе занятий. Освоение  экологических знаний дошкольниками должно сочетаться с мероприятиями вне занятий, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы. Это позволит сформировать экологическую культуру детей, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, на формирующем этапе была усовершенствована работа по воспитанию экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста. Для этого  активно использовали включение детей в опытническую деятельность, экспериментирование, наблюдения за природными явлениями, экскурсии, дидактические игры экологического содержания.

Для системного подхода к формированию экологической культуры  дошкольников были разработаны циклограмма и перспективный план занятий, экскурсий, наблюдений для детей старшей группы; проведены праздники «Осенины», «Зимушка-Зима»; развлечения «Мы друзья природы», «В гостях у водяного», «Экологическая сказка»; природоведческая викторина; совместно с ребятами были определены «Очень нужные правила поведения в природе» и правила игра «Зелёный патруль».

Кроме  учебной  и свободной деятельности по экологии, с детьми проводись занятия по изобразительной деятельности на экологическую тематику. Совместно с ребятами была создана  «Красная книга» группы «Колокольчик», проводился КВН «Как вести себя в природе?». Вместе с детьми и родителями была проведена работа по сбору разнообразных коллекций природного материала таких как: «Коллекция с морского дна», «Коллекция камней», «Коллекция листьев», «Коллекция орехов и косточек», «Коллекция семян», «Коллекция запахов».

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась систематическая  работа с родителями:

  1. Подготовлены консультации на тему: «Народный календарь в образовательном процессе», «Экологическое воспитание в  детском саду»;  «Советы родителям по краеведению и экологии», «Значение детской природоведческой литературы».
  2. Проведено театрализованное представление для детей на тему «Зелёная аптека тундры».
  3. Организованы акция «От каждой семьи по дереву» и конкурс экологических плакатов «Берегите природу!»
  4. Осуществлено анкетирование по темам: «Безопасный участок для прогулок с детьми», «Воздух в вашей квартире».
  5. Создан экологический журнал «Мир природы».

        При проведении контрольного эксперимента была выявлена эффективность  работы по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 6 человек (50%), средний уровень  - 4 человека (33%), низкий уровень – 2 человека (17%). Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Родители стали правильно понимать необходимость глубокой серьёзной работы с дошкольниками не только в детском саду, но и дома.    

         Таким образом, теоретическое и практическое исследование доказывает что,  должным образом организованные психолого-педагогические условия по формированию морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего возраста способствуют: познавательному развитию ребенка и формированию интереса к явлениям природы, умению видеть красоту природного мира, его  разнообразие, развитию нравственных качеств – доброжелательности, ответственности, трудолюбия.

Литература

  1.  Степанова В.А., Королева И.А. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2.  Добро пожаловать в экологию. Современные технологии экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 3.- С. 23.
  3.  Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6315. Экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий 655 KB
  Экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий При экономическом обосновании природоохранных мероприятий экономические результаты сопоставляются с затратами на их осуществление. При необходимости, учитывается фактор времени. Поэтому ...
6316. Основы генетики. Основные положения хромосомной теории наследования 181.5 KB
  Основы генетики. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основоположник науки - Грегор Мендель (1822-1884), труд «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.). Официальная дата рождения генетики - 1900 г.,...
6317. Основные положения о праве 144.67 KB
  Основные положения о праве. Происхождение, понятие и признаки права. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве домини...
6318. Программное обеспечение персонального компьютера 116.5 KB
  Программное обеспечение персонального компьютера. План. Системное программное обеспечение. базовое ПО операционные системы служебные программы Прикладное программное обеспечение. Инструментальное программное обесп...
6319. Зубчатые передачи 672.36 KB
  Основные понятия о зубчатых передачах Общие сведения В зубчатой передаче движение передается с помощью зацепления пары зубчатых колес (рис. 1, а - в). Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее - колесом....
6320. Мутационная изменчивость 52 KB
  Мутационная изменчивость 1. Наследственная и ненаследственная изменчивость. 2. Классификация мутаций. 3. Геномные мутации. 4. Хромосомные мутации. 1. Наследственная и ненаследственная изменчивость Различают наследственную и ненаследственную изменчив...
6321. Мутационная изменчивость. Генные и хромосомные мутации 46.5 KB
  Мутационная изменчивость 1. Генные мутации. 2. Классификация мутаций. 3. Геномные мутации. 4. Хромосомные мутации. 1. Генные мутации Связаны с изменениями структуры гена. «Сдвиг рамки считывания» - вставка или выпадение перы или нескольких пар нукле...
6322. Индуцированный мутационный процесс 51 KB
  Индуцированный мутационный процесс 1. Факторы индуцирующие мутации. 2. Действие ионизирующих излучений. 3. Влияние генотипа на частоту мутаций. 4. Действие химических веществ на мутагенез. 1. Факторы индуцирующие мутации Под индуцированным мутационн...
6323. Теорія інформації та кодування як основа інформаційних технологій 87 KB
  Предмет дисципліни, її цілі та задачі. Порядок вивчення дисципліни, звітність. Навчально-методичні матеріали з дисципліни Сьогодні ми розпочинаємо вивчення навчальної дисципліни Теорія інформації та кодування. Дисципліна вивчаєть...