78493

Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе вопрос малоисследованный в науке. Между тем можно предположить что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире станет эффективным средством экологического воспитания научит детей бережному отношению к природе что актуально на сегодняшний день....

Русский

2015-02-07

58.8 KB

14 чел.

 И.И. Игнатович,

Г.А. Иванова

Влияние дидактических игр природосодержащего характера

на формирование системы   экологических знаний

детей старшего дошкольного возраста

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке. Между тем, можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности  человека.

Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект,  способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка.

Исследованиями     В.Н. Аванесовой,        Ф.Н. Блехер,     А.К.  Бондаренко,  А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой  и  др. установлено, что дидактическая игра может быть использована для решения  различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения,  методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно – волевых, коллективистских  качеств.

Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние дидактических игр природосодержащего характера на систему экологических знаний старших дошкольников.

Цель исследования: изучить влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать психолого–педагогическую литературу по      проблеме исследования;
  2. определить роль дидактической игры в экологическом воспитании старших дошкольников;
  3. выявить характерные особенности дидактических игр природосодержащего характера;
  4. разработать  и экспериментально проверить влияние дидактических игр природосодержащего характера на организацию экологических знаний детей;
  5. проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы, разработать систему психолого – педагогических рекомендаций по использованию дидактических игр в экологическом воспитании.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста будет протекать наиболее эффективно при целенаправленном включении в воспитательно-образовательный процесс ДОУ системы дидактических игр природосодержащего характера.

Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме;   эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент; математические методы обработки данных.

Методологической основой являются: общие научные принципы детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, развития (генетический).

Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения научных исследований ведущих отечественных педагогов и психологов (Л.А. Венгер, Е.Н. Водовозова, В.А. Дрязгунова, Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, Л.М. Маневцова, Д.В. Менджерицкая, С.Н. Николаева,   Н.Н. Поддъяков, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова).

Исследование осуществлялось в ряде этапов:

Первый этап – теоретический, был посвящен   изучению, анализу психолого- педагогической литературы, научно – методической литературы по проблеме использования дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.

Второй этап – практический, был направлен на  разработку, организацию и проведение экспериментального исследования влияния дидактических игр природосодержащего характера на организацию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап – обобщающий, включал проведение количественного и качественного анализа,  обобщение результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключалась в том, что были изучены и проанализированы ведущие психолого-педагогические концепции по проблеме, составлены понятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы представленной работы могут найти применение в практике работы специалистов системы дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования, в практике работы учителей начальной школы.

В теоретической части исследования рассмотрены основные подходы к проблеме экологического образования дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях; определена  роль дидактических игр в формировании представлений о  природе у детей дошкольного возраста; рассмотрена классификация и особенность дидактических игр природосодержащего характера; требования к их организации и методики проведения.

На основе изученного теоретического материала было разработано экспериментальное исследование. Данное исследование было посвящено изучению влияния дидактических игр природосодержащего характера  на формирование системы  экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.  Исходя из выше поставленной цели, были сформированы задачи:

  1. Выявить уровень сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать  и экспериментально проверить влияние дидактических игр          природосодержащего характера на организацию экологических знаний детей.
  3. Выполнить повторный срез уровня  экологический знаний дошкольников  с       целью их сравнительной оценки.
  4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы,        разработать систему психолого–педагогических рекомендаций по       использованию дидактических игр в экологическом воспитании.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

  1. Констатирующий эксперимент.

Задача констатирующего эксперимента является выявление уровня экологических знаний у старших дошкольников с целью их дальнейшей сравнительной оценки.  На этапе констатирующего и контрольного экспериментов была использована методика Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой [3].

       Результаты проведенных бесед и игр в констатирующем эксперименте свидетельствуют о том, что знания детей поверхностные, они оперируют несущественными признаками предметов и явлений; не устанавливают  зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий среды и степени удовлетворения их потребностей в разные сезоны.

Полученные результаты были разделены на  уровни: критический, низкий, допустимый, достаточный, высокий.

Анализируя результаты диагностики детей, нами было выявлено, что критический уровень показали 2 ребенка (10%), низкий уровень – 5 детей (25%), допустимый уровень - 9 детей (45%), достаточный – 4 ребенка (20%) и высокого уровня не показал никто.

Таким образом, констатирующий эксперимент данного исследования показал, что у большинства детей узкие знания о животном и растительном мире, не сформированы элементарные экологические знания и представления, бережное и ответственное отношение к миру природы. Следовательно, перед нами стояла задача о необходимости целенаправленного включения в воспитательно–образовательный процесс системы дидактических игр природосодержащего характера направленных на формирование экологических знаний  детей дошкольного возраста.

Следующий этап исследования – формирующий эксперимент. При отборе дидактических игр  руководствовались следующими принципами:

  1. содержание дидактических игр должно соответствовать знаниям, представлениям и возможностям детей;
  2. дидактические задачи предъявляются детям только в виде игровых правил, условий, действий;
  3. изобразительные материалы для игр должны быть достоверными, реалистичными и  эстетичными;
  4. игровые ситуации и действия должны отвечать требованиям динамичности, активности ребенка в игре, обеспечивать возможности для взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении условий и правил игры;
  5. условия и правила игры должны усложняться постепенно, регулируя посильность и определенное напряжение при решении интеллектуальных и игровых задач.

Разработанная экспериментальная система дидактических игр природосодержащего характера позволила систематизировать и обобщить знания детей в области живой природы, сформировать первоначальные умения правильно взаимодействовать с растениями и животными. Для подтверждения эффективности влияния данной системы дидактических игр на процесс формирования экологических знаний у старших дошкольников был осуществлен    контрольный срез экспериментального исследования.

В ходе его мы повторно провели диагностику детей по методике, описанной  в констатирующем эксперименте. На основании полученных данных можно сделать вывод, что  знания детей более обобщенные, систематичные;  дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные их признаки,  сформировалось бережное и ответственное отношение к миру природы. Анализируя результаты диагностики детей нами было выявлено, что низкий и критический уровень у детей не зафиксирован, допустимый уровень показали – 3 ребенка (15%), достаточный – 10 детей (50%) и высокий уровень – 7 детей (35%).

Следующий этап исследования: анализ и обобщение экспериментальных данных (гистограмма 1).

Гистограмма 1

 

Результаты исследования показали, что у детей сформировались элементарные экологические знания и представления, бережное и ответственное отношение к миру природы, значительно повысился  уровень знаний о природе: допустимый уровень показали 3 детей (15%),было у 9 детей (45%); достаточный уровень  10 детей (50%),было у 4 детей (20%); 7 детей (35%) показали высокий уровень.  

Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать следующие выводы:

1.Систематическая и планомерная работа по экологическому образованию с использованием дидактических игр эффективно влияет на расширение и углубление знаний детей по ознакомлению с окружающей природной средой.

2.Дидактические игры экологического содержания позволяют сформировать отчетливые, ясные и систематизированные представления детей о природе и природных объектах.

3.Дидактические игры экологического содержания способствуют развитию у детей умения анализировать, обобщать полученные знания, вырабатывать свои суждения и отношение к рассматриваемым объектам и окружающей действительности.

Литература

  1.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2.  Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  3.  Мир природы и ребенок / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Акцент, 1998.  

                                                                                                                  

Н.Д. Шоломицкая,

В.М. Лавренюк

Специфика использования дидактической игры

как средства формирования экологических знаний

у старших дошкольников

Основные  виды детской деятельности – игра, элементарный труд и обучение – составляют целостную систему педагогического процесса в дошкольном учреждении. В центре этой системы находится игра. За ней в отечественной педагогике и психологии прочно закрепилось определение ведущей деятельности.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.

Исследователями проблемы В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой и др. установлено, что наряду с занятиями для решения различных учебных задач, формирования навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях может быть использована дидактическая игра. По мнению данных авторов, дидактическая игра, в которой все действия детей регулируются игровой задачей и игровыми правилами, является одним из важнейших средств обучения дошкольников.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова отмечают, что в дидактической игре идет активный процесс использования, применения имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование: благодаря применению знания становятся более прочными и осознанными.

В.А. Дрязгунова, Е.И. Золотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н.Николаева, Л.М. Маневцова и др. рассматривают возможность и значение использования дидактических игр педагогами в работе по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к окружающему природному миру.

Исследователь Л.В. Артёмова отмечает, что дети лучше выполняют задание, если дидактическая игра экологической направленности основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Цель исследования: изучить возможности формирования знаний детей старшего дошкольного возраста в области экологии средствами дидактической игры.

Объект: экологическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:  мы предполагаем, что целенаправленное систематическое использование дидактической игры экологической направленности как средства в педагогическом процессе позволит успешно формировать экологические знания у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой выступают исследования Р.И. Жуковской, Е.И. Удальцовой, в которых дидактическая игра рассматривается как средство образовательной работы детей дошкольного возраста, а также позиция известного психолога Д.В. Эльконина, по мнению которого с помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи, формируются знания и навыки умственной деятельности, умение использовать их в новой обстановке.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что широко, рассматриваются психолого-педагогические подходы к использованию дидактической игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, выявлена ее специфика, установлена необходимость системного подхода к использованию дидактических игр экологического содержания в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы представлена тем, что разработана тематика дидактических игр экологической направленности с учетом их специфики и в соответствии с задачами экологического образования детей старшего дошкольного возраста, разработаны конспекты дидактических игр, которые изложены в определенной системе (от простого к сложному, от частного к общему). Разработанный план игр может быть использован педагогами ДОУ в работе по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования – МДОУ д/с № 45 г. Североморска. В эксперименте участвовало 15 детей старшей возрастной группы.

Теоретическим исследованием подтверждена возможность использования дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлена специфика ее использования в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Был сделан вывод, что дидактическая игра в процессе формирования экологических представлений дошкольников - специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность.

 Практический этап научной работы  включил в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент проходил  в течение 10 дней на базе МДОУ д/с № 45 «Светлячок» г. Североморска в старшей возрастной группе. В эксперименте участвовали дети в количестве 15 человек.

За основу методики констатирующего эксперимента взята методика, предложенная в учебном пособии «Лабораторные практические занятия по дошкольной педагогике» под редакцией Э.К.Сусловой.

Автором непосредственной методики по участию дидактической игры в формировании экологических знаний является Г.Н. Толкачева.  Диагностика сформированности экологических знаний у детей старшей группы осуществлялась по методике О.М. Газиной и  В.Г. Фокиной.

Для осуществления количественного и качественного анализа сформированности экологических знаний у старших дошкольников были выделены  три уровня: высокий, средний и низкий в соответствии с критериями, разработанными авторами методики.

В ходе констатирующего эксперимента  по уровню знаний старшие дошкольники  были распределены  следующим  образом:

Высокий уровень –   8 детей (53%). Эти дети отвечали уверенно, рассматривали объекты и явления целостно, были способны к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы объектов или явлений, могли объяснить наблюдаемые в природе закономерности. Ответы детей носили конкретный уверенный последовательный характер, дети называли существенные признаки "живого", объясняли, что благополучие животных зависит от удовлетворения их потребностей, владели информацией о роли человека в благополучии природы и т.д.

Средний уровень –   4 ребенка (27%). У этих детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях и образе жизни животных; делаются попытки объяснить их адекватные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь человека со средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Дети способны к установлению некоторых связей и зависимостей. Однако не всегда могут растолковать их; умеют анализировать объекты и явления природы, выделяют в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень –   3 ребенка (20%).  Эти дети имеют небольшие по объему, неточные знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются; с помощью подсказки или наводящих вопросов дают неполный ответ, перечисляя отдельные признаки животных, не умеют выделить существенное в них, не способны к установлению связей и зависимостей. Результаты представлены  в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Констатирующий эксперимент обусловил вывод: в целом у детей есть определенный объем экологических знаний, и дидактическая игра в этом помогает. Но вместе с тем, учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности, дидактическая игра экологической направленности могла бы оказать более существенную и действенную помощь в формировании экологических знаний.

В ходе формирующего эксперимента была предложена система использования дидактических игр экологической направленности с учетом выявленной ранее специфики их использования как средства формирования, пополнения, систематизации, закрепления, обобщения экологических знаний у старших дошкольников.

Данная система включила в себя тематику дидактических игр, их цель и содержание,  а также тематическое распределение  по принципу от простого к  сложному, от частного к общему.

Контрольного эксперимент проходил  в МДОУ д/с № 45 в аналогичных условиях с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе.

Контрольный срез сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры  показал, что благодаря использованию эколого-дидактических игр с учетом их специфики и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в ходе формирующего эксперимента, уровень сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился:

высокий уровень - 67% ( в констатирующем - 53%);

средний уровень - 27% ( в констатирующем -27%)

низкий уровень - 6 % (в констатирующем - 20%)

Количественные и качественные результаты контрольного этапа эксперимента показали правильность выбранной методики планирования и проведения дидактических игр экологической направленности и подтверждают ранее выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленное систематическое использование дидактической игры экологической направленности как средства в педагогическом процессе старшей возрастной группы позволит успешно формировать у дошкольников экологические знания.

Литература

  1.  Абрамян А.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
  2.  Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ //Управление ДОУ. – 2002. – №5. – С. 82-85.
  3.  Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  4.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.
  5.  Газина О.М. Методика экологического образования детей //Дошкольное воспитание. – 2004.–№7 – С. 112-119.
  6.  Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

Мир природы и ребенок. /Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой.– СПб., 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33079. Філософія життя 13.85 KB
  Найбільшого поширення філософія життя набула в першій чверті XX ст. Представниками філософії життя є Фрідріх Ніцше 18441900 Анрі Бергсон 18591941 Вільгельм Дільтей 18331911 Георг Зіммель 18581918 Освальд Шпенглер 18801936 та ін. Філософія життя розглядає все що існує як форму прояву життя .
33080. Зіґмунд Фройд 15.06 KB
  Як лікарпсихіатр Зіґмунд Фройд 18561939 досліджував причини і методи лікування неврозів психічних розладів для чого й розробив метод психоаналізу. Фройд першим в історії західної філософії обґрунтував учення про те що людська свідомість яка доти вважалася цілісною єдністю що панує над усіма іншими людськими якостями насправді є складним багаторівневим явищем де власне свідомості відводиться далеко не перше місце.Згідно з фройдівською концепцією у структурі особистості виділяються три елементи: Воно неусвідомлена...
33081. Екзистенціалізм 14.48 KB
  exstenti існування. який визначив три рівні на шляху до справжнього існування: етичний акцентування обов'язку естетичний настанова на насолоду релігійний страждання прилучення до долі Христа як принцип життєвої діяльності. Екзистенціалісти акцентують увагу на індивідуальному самовираженні людини твердять що людина XX століття переживає абсурдність існування відчуженість тому невдоволена перебуває у відчаї. Онишкевич для повного осягнення справжнього сенсу свого існування людина повинна пройти такі етапи: етап відчуття...
33082. Позитивізм 14.25 KB
  Його шеститомна праця Курс позитивної філософії зявляється в 18301842 рр. Третя позитивна на якій відкинувши вигадки теології та метафізики мислителі переходять до дослідження світу конкретнонауковими способами завданням філософії стає констатація найбільш загальних законів які відкривають позитивні науки. Конт допускав існування філософії лише у вигляді загальних висновків з природничих та суспільних наук і претендуючи на подолання матеріалізму та ідеалізму відстоював феноменалізм. Отже позитивізм заперечував можливість пізнання...
33083. Феноменологія 13.77 KB
  Феноменологія буквально означає вчення про феномени. Феномен – це філософське поняття, яке означає: 1) явище, яке осягається в чуттєвому досвіді; 2) об'єкт чуттєвого споглядання на відміну від його сутнісної основи.
33084. Релігійна філософія 16.57 KB
  Жільсону належить відкриття оригінальності філософії буття у Томи Аквінського в порівнянні з усією попередньою філософією включаючи Арістотеля. Згідно з Жільсоном ця оригінальність полягає в розрізненні сутності та буття. Свою доктрину вони називають реалістичною на тій підставі що вона визнає зовнішній матеріальний світ як частину більш широкого загального буття Бога. Матеріальний світ залежить не від людської свідомості а від абсолютного буття.
33085. Постмодернізм 12.86 KB
  Цей напрям продукт постіндустріальної епохи епохи розпаду цілісного погляду на світ руйнування систем світогляднофілософських економічних політичних. Постмодерністи завдяки гіркому історичному досвідові переконалися у марноті спроб поліпшити світ втратили ідеологічні ілюзії вважаючи що людина позбавлена змоги не лише змінити світ а й осягнути систематизувати його що подія завжди випереджає теорію.
33086. Поява української філософії 16.81 KB
  На час хрещення Русі християнська думка у Візантії набула вже розвиненого деталізованого та витонченого характеру. Разом із християнством та книжковою премудрістю вони стали елементом духовної культури Київської Русі. Звичайно розглядаючи духовну культуру Київської Русі ми повинні враховувати й традиції попередньої язичницької культури.
33087. Філософія 16-17 століття 13.27 KB
  Проте філософське мислення і пошук відповідей на основні життєві питання були притаманні українському народові здавна вони пов'язувалися з його світоглядом і релігією ще за дохристиянських часів. Все ж слов'янськоукраїнська основа і підхід мислення менш спекулятивний радше контемплятивний визначили характер філософської думки в Україні та її поширення. Серед українців назагал знаходимо мало чистих філософів зате філософське мислення прикметне для багатьох письменників мистців істориків суспільних теоретиків. Так само властивою для...