78494

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Объект исследования: процесс экологотрудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том что воспитание экологической культуры дошкольников на прямую зависит от включения детей старшего дошкольного возраста в экологотрудовой деятельность т....

Русский

2015-02-07

52.54 KB

5 чел.

 И.И. Игнатович,

О.Б. Агапитова

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Многообразие аспектов развития экологического воспитания и образования свидетельствуют о качественно новом этапе в педагогической науке.

В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем экологического воспитания дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Проблемам экологического воспитания дошкольников посвящены исследования В.И. Ашикова, Л.Ф. Захаревич, Л.С. Игнаткиной, Н.А. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.Т. Суравериной, И.А. Хайдуровой и др.

Цель исследования: изучить особенности и условия воспитания экологической культуры старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Объект исследования: процесс эколого-трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности и условия воспитания экологической культуры в процессе трудовой деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание экологической культуры дошкольников на прямую зависит от включения детей старшего дошкольного возраста в эколого-трудовой деятельность, т.к. процесс и результат трудовой деятельности имеют двусторонний характер воздействия на живую природу, на  возможности человека,  систему отношений ребенка к себе, природе и своей деятельности в ней.

Задачи исследования:

  1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования особенностей воспитания экологической культуры  у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Определить психолого-педагогические условия воспитания экологической культуры дошкольников средствами трудовой деятельности;
  3.  Разработать и экспериментально проверить систему  организации эколого-трудовой деятельности  старших дошкольников направленную на воспитание экологической культуры;
  4. Проанализировать результаты исследования и составить общие выводы.
  5. Разработать систему психолого-педагогических рекомендаций по использованию их в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1.  Теоретические методы (анализ научной и методической литературы по теме исследования).
  2.  Эмпирические методы (метод наблюдения, метод беседы, эксперимент)
  3.  Статистические методы (методы обработки экспериментальных данных).

 Методологической основой данной работы являлись общее научные принципы детерминизма, единства создания и деятельности, системности, развития (генетический).

Теоретическую основу представленной работы составили ведущие положения научных исследований отечественных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, С.Д. Дерябо, А.В. Запорожца, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.Т. Суравериной, И.А. Хайдуровой, В.А. Ясвина.   

Исследование осуществлялось в ряде этапов:

Первый этап – теоретический.  Этот  этап  составляют:  изучение, анализ психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы по проблеме воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Второй этап – практический. Этот этап посвящен разработке, организации и проведению экспериментальной работы по воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Третий этап – обобщающий. На этом этапе проведено количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка, и обобщение результатов исследования,  

Теоретическая значимость исследования заключалась в том, что были изучены и проанализированы ведущие психологические и педагогические концепции по проблеме воспитания  экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы представленной работы могут найти применение в практической деятельности специалистов системы дошкольного образования.

Исследование проводилось на базе МДОУ №115 г. Мурманска. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Первая глава исследования рассматривает теоретические аспекты проблемы воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, где были раскрыты:

  1. Воспитание экологической культуры дошкольников как психолого-педагогическая проблема.
  2. Современные психолого-педагогические подходы к проблеме воспитания экологической культуры старших дошкольников.
  3. Особенности воспитания экологической культуры в процессе трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  4. Психолого-педагогические условия воспитания экологической культуры средствами трудовой деятельности.
  5. Требования и принципы организации трудовой деятельности, способствующие воспитанию экологической культуры.

Теоретические данные, полученные в ходе анализа психолого-педагогической и философско-педагогической литературы, служат достаточным основанием для перехода ко второй части,  в которой   проведено экспериментальное исследование воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Целью этого исследования является изучение особенностей и условий воспитания экологической культуры старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Исходя из выше поставленной цели, были предложены и сформулированы следующие задачи исследовании:

  1. Подобрать психолого-диагностическую методику по выявлению уровня экологической культуры и уровня развития трудовой деятельности по уходу за живыми объектами у старших дошкольников.
  2.  Разработать и экспериментально проверить систему  организации эколого-трудовой деятельности  старших дошкольников направленную на воспитание экологической культуры;
  3. Проанализировать результаты исследования и составить общие выводы.
  4. Разработать систему психолого-педагогических рекомендаций по использованию их в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Исследование осуществлялось в ряде этапов: констатирующий эксперимент:

Задача -  выявление уровня развития эколого-трудовой деятельности по уходу за живыми объектами у  старших дошкольников и уровня эмоциональной отзывчивости с целью их дальнейшей сравнительной оценки с помощью диагностической методики, разработанной Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой [2].

Результаты диагностики позволяют сделать вывод: у большинства детей узкие знания об уходе и заботе за живыми объектами природы, не сформировано полноценное отношение к природе, не раскрыты основы культурно-экологического и эколого-трудового сознания как базиса личностной культуры. Полученные результаты были распределены по трем уровням (низкий – Н, средний – С, высокий – В).

В ходе сложения полученных результатов мы получили:

Низкий уровень:     девочки – 5 детей (25%),   мальчики – 6 детей (30%);

Средний уровень:   девочки – 5 детей (25%),    мальчики – 4 детей (20%);

Высокий уровень:   девочки – нет, мальчики – нет.

Полученные результаты убеждают в необходимости проведения специально-организованной деятельности, направленной на повышение уровня знаний и уровня развития эколого-трудовой деятельности.

Формирующий эксперимент.

В данной части исследование было направлено на  формирование элементарных представлениях о природе, о сущности взаимодействия человека и природы; воспитание гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам.

Экспериментальная  система состоит из 3 педагогических блоков:

Первый блок - специально организованное обучение в форме занятий.

Второй   блок - совместная деятельность взрослого с детьми.

Третий  блок - самостоятельная деятельность детей.

По окончании обучения был осуществлен контрольный эксперимент.

Основной задачей данного этапа эксперимента является установление эффективности влияния трудовых процессов на воспитание экологической культуры старших дошкольников.

При обработке данных мы выяснили, что у детей повысился уровень знаний о природе, сформировалось полноценное отношение к природе, раскрылись основы культурно-экологического и эколого-трудового сознания как базиса личностной культуры.

В ходе анализа полученных результатов было выявлено:

Низкий уровень:   девочки - нет; мальчики – нет;

Средний уровень: девочки – 5 детей (25%), мальчики – 6 детей (30%);

Высокий уровень: девочки – 5 детей (25%), мальчики – 4 детей (20%).

В подведении итогов контрольного эксперимента,   было произведено  сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в гистограмме 1 в процентном соотношении (гистограмма 1).

Гистограмма 1

В результате исследования обнаружилось, что у детей после проведенного экспериментального курса преобладает средний и высокий уровень; у девочек формирование эколого-трудового навыка   происходит быстрее, по сравнению с мальчиками; при введении специальных  педагогических мероприятий, направленных на воспитание экологической культуры в процессе трудовой деятельности, дети дошкольного возраста  становятся более самостоятельными, активными и легко выполняют предложенную работу. Таким  образом, гипотеза получила теоретическое и экспериментальное подтверждение.

Литература

  1.  Голицын Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  2.  Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой – СПб.: Акцент, 1998.
  3.  Фабри И.Э., Николаева С.Н. Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе. – М.: Карапуз, 2003.

ГЛАВА IV. Психология искусства и

художественного творчества

                                                              Н.Д. Шоломицкая,

Е.О. Рябинина

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

средствами ИЗО (рисование)

Поступление ребенка раннего возраста в детское учреждение вызывает серьезную тревогу у взрослых, так как изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом самочувствии детей. Это вызывает у родителей сомнения в целесообразности устройства ребенка в дошкольное учреждение. Однако современные исследования Л.Н. Павловой убедительно показывают, что именно интеграция семейного и общественного воспитания является важнейшим условием сохранения и укрепления социального, эмоционального и физического здоровья малышей до трех лет.

Первые исследования в области научного обоснования педагогики раннего детского возраста (Н.М. Аксарина, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, Н.М. Щелованов) показали, что при организации жизни детей первых трех лет жизни необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, а так же создавать специфические условия, способствующие здоровому росту и развитию малышей.

На основании научных исследований Н.Д. Ватутиной, Л.Н. Павловой, С.Н. Теплюк, Р.В. Тонковой-Ямпольской, К.Л. Печора были выявлены основные факторы, влияющие на характер и длительность привыкания малышей к яслям; намечены пути целесообразного педагогического руководства процессом адаптации, тесного сотрудничества с семьей.

На современном этапе проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ привлекает пристальное внимание ученых-исследователей в области физиологии, педагогики, психологии (Н.В. Кирюхина, З. Макарова, В.М. Сотникова, И. Ширяева и др.). Идет активный поиск новых, нетрадиционных подходов к этой проблеме.

Особый интерес вызывают исследования, направленные на внедрение в повседневную жизнь детских садов техник арт-терапии, которые дополняют традиционные методы и приемы, использующиеся для смягчения адаптации. А.С. Галанов, С.Н. Кожохина, Л. Мардер рекомендуют использовать в процессе адаптации рисование пальчиками рук и ног, ладошками, игры с глиной, песком, водой и т.п. Эти внешне простые приемы позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить психологические барьеры.

Цель исследования: выявить влияние средств нетрадиционного рисования (пальчиками, ладошками и т.п.) на течение адаптации детей раннего возраста.

Объект исследования: организация условий жизни детей раннего возраста в адаптационный период.

Предмет исследования:  изобразительная деятельность детей третьего года жизни в период адаптации к условиям ДОУ.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия «адаптация» на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы.
  2. Изучить особенности организации педагогических условий адаптации ребенка к детскому саду посредством изодеятельности (рисование).
  3. Экспериментально проверить и выявить влияние на течение адаптации использование средств ИЗО (рисование).
  4. Разработать, осуществить, описать формирующий этап по проблеме исследования.

Гипотеза: использование в период адаптации к условиям ДОУ средств изобразительной деятельности (рисование) будет способствовать более легкому привыканию ребенка к новым условиям, а значит, и легкой адаптации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основании изучения и обобщения имеющегося теоретического психолого-педагогического опыта по данной проблеме были определены факторы, влияющие на характер и длительность привыкания детей к новым условиям, а так же педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания.

Практическая значимость определяется тем,  что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы способствуют диагностическому исследованию адаптации детей раннего возраста, на основании которого были разработаны методические рекомендации педагогам и родителям, которые позволят смягчить период адаптации детей 1-ой младшей группы к ДОУ.

На теоретическом уровне рассмотрены современные подходы в психолого-педагогической науке к сущности понятия «Адаптация», выявлены виды адаптации и факторы, определяющие характер и длительность привыкания малышей к новым условиям, определены методы и средства педагогического руководства процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Сделан вывод о целесообразности организации в адаптационный период изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, имеющих арт-терапевтическую направленность (рисование пальчиками, ладошками, штампами).

На практическом уровне изучалось течение адаптации детей третьего года жизни к условиям детского сада. Констатирующий этап диагностики, включающий в себя определение биологического и социального прогноза адаптации поступающих малышей, а так же установление принадлежности детей к I, II или III адаптационной группе (на основании методики Н.Д.Ватутиной), выявил, что только у 3 детей, условно отнесенных к III группе адаптации (30%), наблюдается легкая, благополучная адаптация – они спокойно, без слез, зашли в группу, сразу проявили активный интерес к игрушкам,  свободно общались с воспитателем и другими детьми. 5 малышей, отнесенных ко II адаптационной группе (50%), проявили беспокойство – их эмоциональное состояние было неустойчивым, дети могли заплакать, вспомнив о близких, но легко переключались на общение с воспитателем и совместную с ним деятельность. 2 ребенка I адаптационной группы (20%) проявили признаки тяжелой, сложной адаптации – их эмоциональное состояние было подавленное, дети много плакали, не вступали в контакт с воспитателем и детьми, на предложения и уговоры не реагировали.

На основании полученных результатов был организован формирующий этап исследования. Для работы с детьми использовалось пособие А.С. Галанова «Игры, которые лечат», в котором автор предлагает использовать техники арт-терапии (в том числе рисование) для более легкой адаптации ребенка к новым условиям.

В соответствии с полученной группой адаптации были организованы индивидуальные и подгрупповые занятия по изодеятельности: экспериментирование с красками, рисование пальчиками и ладошками, использование штампов.

Обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку, мы использовали специфические методы и приемы педагогического воздействия для каждой адаптационной группы. С детьми III группы адаптации организовывались игры - занятия, использовались поручения, указания, упражнение в самостоятельных действиях, вовлечение в совместные действия со сверстниками и т.п. С детьми II группы  использованы приемы совместной деятельности со взрослым: рука в руке, указание, разъяснение, пример действий и др. Детям I группы требовалось повышенное внимание, ласка, доброта, учет желаний, показ окружающих предметов и действий с ними.

Наблюдения показали, что дети с удовольствием занимались рисованием; по утрам легче расставались с родителями. В процессе совместной деятельности очень быстро устанавливались доверительные отношения между ребенком и взрослым. Показатели поведенческих реакций (аппетит, сон, эмоциональное состояние) и социальных проявлений (речь, общение) в течение короткого времени нормализовались.

Для выявления результатов проделанной работы было проведено контрольное исследование, которое показало что 2 ребенка, которые при поступлении в детский сад вошли в I адаптационную группу (т.е. тяжело привыкали к новым условиям), можно отнести ко II группе: они заходят в группу практически без слез, охотно откликаются на предложение воспитателя порисовать, вступают в общение с детьми и взрослыми. Дети, которые при поступлении были отнесены к II и III группам адаптации, теперь входят в III группу - чувствуют себя в детском саду комфортно и уверенно,  активно общаются и взаимодействуют с детьми и взрослыми, самостоятельно играют. Результаты нашли отражение в таблице 1.

Таблица 1

констатирующий

этап

контрольный

этап

III адаптац. группа – характеристика легкой адаптации

3 ребенка

(30 %)

8 детей

(80 %)

II адаптац. группа – характеристика адаптации средней тяжести

5 детей

(50 %)

2 ребенка

(20 %)

I адаптац. группа – характеристика тяжелой адаптации

2 ребенка

(20 %)

нет

Анализ заболеваемости, сроков нормализации показателей адаптации и продвижения детей по уровням адаптационных групп позволил определить итог адаптации: 8 детей (80%) легко адаптировались к детскому саду, 2 ребенка (20%) – со средней тяжестью, детей с тяжелой адаптацией и дезадаптацией нет.

Таким образом, можно сделать вывод: использование в период адаптации к условиям ДОУ средств изобразительной деятельности (нетрадиционных техник рисования) способствует более легкому привыканию ребенка к новым условиям, а значит и более легкой адаптации, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу.

Литература

  1.  Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к ДОУ// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. – С. 45 - 46.
  2.  Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983. – 80 с.
  3.  Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М., 2001. – С. 88 – 91.
  4.  Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы// Обруч. – 2006. - № 5. – С. 32 – 34.
  5.  Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации  детей в ДОУ. – М., 2005. – С. 4 – 12, 32 – 37.
  6.  Мардер Л. Цветной мир. Особенности метода арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста// Школьный психолог.– 2006.- №1.– С.29.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51728. Хімія – природнича наука. Хімія в навколишньому світі. Короткі відомості з історії хімії 35 KB
  Хімія – природнича наука. Хімія в навколишньому світі. Чи чули ви слово хімія Що ж таке хімія Для чого вона нам потрібна ІІІ. До них належить і хімія.
51729. Правила техніки безпеки під час роботи в кабінеті хімії. Прийоми роботи з лабораторним посудом і нагрівальними приладами 211 KB
  Правила техніки безпеки під час роботи в кабінеті хімії. Прийоми роботи з лабораторним посудом і нагрівальними приладами. Мета: сформувати початкові навички практичної роботи з хімічними речовинами й лабораторним устаткуванням; перевірити знання техніки безпеки під час виконання практичної роботи в кабінеті хімії; сформувати вміння використовувати лабораторний посуд лабораторний штатив нагрівальний прилад; формувати навички й уміння проведення хімічного експерименту й аналізу явищ що спостерігаються робити висновки в ході практичної...
51730. Поняття про періодичну систему хімічних елементів Д. І. Менделєєва 89.5 KB
  Поняття про періодичну систему хімічних елементів Д. Мета уроку: ознайомити учнів з будовою періодичної системи хімічних елементів Д. Менделєєва; сформувати початкові навички визначення положення хімічного елемента в періодичній системі; продовжити знайомство із символами й назвами елементів за сучасною українською номенклатурою. Обладнання: періодична система хімічних елементів Д.
51731. Сім нот магічного кохання 72 KB
  Дербенева Шановні учні вчителі і гості свята Ми раді Вас вітати Любов це саме велике почуття. Слово любов на всіх мовах світу зрозуміле без перекладу. Почуття любові саме поетичне піднесене чисте прекрасне.
51732. СИЛА КАНОНА 45.5 KB
  придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: Я знал тайну божественных слов ведение обряда богослужения Но я был и художником опытным в своём искусстве превосходящим всех своими знаниями Я умел передать движение фигуры мужчины походку женщины положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого Я умел делать инструкции которые не горели от огня и не смывались водой. Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера созданную на заре египетской художественной культуры на рубеже IVIII тыс....
51735. Гигиеническая оценка урока физкультуры 75.5 KB
  Продолжительность урока составила – 40 мин. Структура урока: вводная часть 10 мин учитель проводит перекличку строит детей в шеренгу проводит разминку – бег ходьба; основная часть 20 мин учитель объясняет задания: отжимания приседания кувыркание на матах гимнастические упражнения. Моторная плотность урока = полезное время общая продолжительность урока100 Моторная плотность урока = 30 мин 40 мин100 = 75 в норме 7075 .