78495

Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...

Русский

2015-02-07

50.6 KB

11 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Н.Р. Богдан

                                                                                     

Специфика организации театрализованных игр

старших дошкольников   в ДОУ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В последние  годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм, которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным возможностям дошкольников [3].

        Как подчеркивает  исследователь проблемы Е.А.Антипина: «Театр – один из самых демократичных и доступных видов  искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, фантазии, инициативности» [1].

На современном этапе сущность данной проблемы рассматривается на страницах периодической печати: в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду»,  «Искусство и образование» и др.

В  статье «Театрализованные игры» исследователь О.А. Акулова пишет о том,  что “в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно”, и объясняет это наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации театрализованной игры. Согласно первой тенденции,.. театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения, в ходе индивидуальных и коллективных репетиций.

Педагог-практик  Т Неменова в работе  “Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр” отмечает, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством.  Кому посчастливилось именно в раннем детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

С.Л. Новоселова  считает, что театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, способствует нравственно-эстетическому развитию  каждого ребенка [2].

Цель исследования:  изучить психолого-педагогические основы  организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования -  дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровни сформированности навыков театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 г. Мурманска.

Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможности театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  2. Раскрыть особенности организации театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.   
  3. Определить уровни сформированности навыков театрализованных  игр у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95.
  4. Разработать и осуществить проект  формирующего этапа эксперимента.
  5. Описать динамику в сформированности навыков театрализованной    деятельности детей старшего дошкольного возраста   ДОУ № 95.                                                                                                                                           

Гипотеза:  мы предполагаем; что  целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

- выборку, деление и работу над эпизодами по сказке;

- упражнения, этюды с воображаемыми предметами;

-премьеры и обсуждение спектаклей позволят успешно сформировать  навыки театрализованной игры у  старших  дошкольников.

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза  обусловили проведение  исследовательской работы в 2 этапа: теоретический и практический.

        Методологической основой исследования выступает теория Б.М. Теплова о том, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

        Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен глубокий анализ психолого-педагогических основ организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста; раскрыто своеобразие игр-драматизаций; дана классификация и характеристика основных видов театрализованных игр в ДОУ.

        Практическая значимость представлена тем, что комплексно разработана методика формирования театрализованных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий, консультации могут быть использованы педагогами – практиками, а также студентами в период своей практики.

База исследования - ДОУ № 95 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 12 детей старшей логопедической группы.

В теории рассмотрены:

  1. психолого-педагогические основы организации театрализованной деятельности детей;
  2. исследования  психологов и педагогов о значении театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  3. характеристика и классификация основных видов театрализованной  игры в ДОУ;
  4. своеобразие игр-драматизаций детей дошкольного возраста;
  5. организация самостоятельных театрализованных игр детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что организация театрализованных игр старших дошкольников предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу  и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре.

Это позволило перейти к практическому экспериментальному изучению сформированности навыков театрализованных игр у старших дошкольников. Диагностическое исследование уровней сформированности навыков театрализованных игр проходило на базе ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 12 детей старшей логопедической группы.

       За основу констатирующего этапа исследования взята методика Э.К. Сусловой в работе «Практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике».  

        Содержание констатирующего эксперимента включало три этапа.

I этап: изучение предметно-развивающей среды ДОУ № 95. г. Мурманска.

II этап: изучение возникновения театрализованной игры, ее развития и завершения, определение уровней.

III этап исследования посвящен определению уровня развития театрализованной игры детей старшей группы.

Обобщая результаты II и III этапов эксперимента, можно сказать, что у 50% детей (6 человек) старшей логопедической группы навыки театрализованной игры сформированы – это дети, участие которых в театрализованных играх  характеризуется  высоким и средним уровнем.  У 50% детей (также 6 человек) навыки театрализованной игры недостаточно сформированы.

Таким образом, 2-ой и 3-ий этап исследования нацеливают на необходимость разработки и проведения формирующего этапа эксперимента, который  включал в себя  проведение следующих мероприятий:

  1. выбор, деление и работу над эпизодами по  сказке;
  2. упражнения с воображаемыми предметами;
  3. репетиция отдельных сцен в разных составах;
  4. премьера спектакля;
  5. подготовка выставки рисунков по спектаклю, альбома с фотографиями;
  6. консультации для родителей и воспитателей.

Проведение формирующего эксперимента определило следующий этап исследования – это изучение динамики в сформированности навыков театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 (гистограмма 1).

Гистограмма 1      

 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показало, что, что в ходе формирующего  эксперимента  у большинства детей - 9 человек, что составило 75%,  были сформированы и усовершенствованы навыки театрализованной игры. Общее развитие игры у этих детей соответственно достигло высокого и среднего уровня. В то же время следует обратить  внимание на 2 детей - 16,7%, у которых развитие игры остается низким. По нашему мнению, работу следует продолжить, в том числе индивидуально, включив родителей.

Полученные положительные данные подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя: выбор сказки, деление и работу над эпизодами по сказке; упражнения, этюды с воображаемыми предметами; премьеру и обсуждение спектакля позволили успешно сформировать навыки театрализованной игры у старших дошкольников и привели к успешному результату.

Литература

  1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М, 2003.
  2.  Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой – М., 1989.
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2001.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26687. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова 12.26 KB
  Закон Вавилова говорит что генетически близкие виды и роды характеризся сходными рядами наследств. Этот закон можно выразить формулой: Закон Вавилова имеет большое теоретич. Этот закон в селекционной практике важен потому что прогнозирует возможность обнаружить неизвестные формы растений у данного вида если они уже известны у других видов.
26688. Мейоз 18.64 KB
  Также происходит рекомбинация генго материала обмен участками м у гомологичными хромосомами кроссинговер активация транскрипции в профазе первого деления и отсутствие Sфазы м у 1ми 2м делением. Профазу первого I мейотического деления подразделяют на 5 стадий: лептотена стадия тонких нитей зиготена стадия сливающихся нитей пахитена стадия толстых нитей диплотена стадия двойных нитей диакинез стадия обособления двойных нитей. Затем следует метафаза I деления и последующие фазы деления клеток наступает следующий П цикл в...
26689. Генетика человака и методы изучения генетики человека 32.6 KB
  Биологический вид Homo sapiens составляет часть биосферы и прдукт ее эволюции. Человек подчиняеться законам наследственной изменчивости. Мы есть нечто иное как продукт наших генов
26691. Древние платформы 1.31 MB
  Однако Криворожские месторождения по запасам в десятки раз уступают Курским. Такого же типа протерозойские месторождения известны на Кольском полуострове Оленегорское Костамукшское. Магматические железорудные месторождения Енское Ковдорское Африканда Кольский полуостров снабжают сырьем Череповецкий металлургический комбинат. С корой выветривания гипербазитов связаны месторождения никеля и на Украинском щите.
26692. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛА В НЕЛИНЕЙНОЙ ЦЕПИ 122.51 KB
  Наблюдать временные диаграммы на входе и выходе нелинейного элемента в разных режимах работы; научиться измерять угол отсечки сигнала на выходе нелинейной цепи; исследовать преобразование спектра отклика нелинейного элемента в зависимости от его режима работы.
26693. Неогей 78 KB
  В течение обоих циклов в погружение вовлекались преимущественно северозападные и югозападные зоны Русской плиты которые либо простирались грубо параллельно СевероАтлантическому Грампианскому геосинклинальному поясу отделяясь от него Балтийским щитом обширная палеоБалтийская синеклиза либо примыкали к Средиземноморскому поясу ЛьвовскоКишиневский перикратонный прогиб. В кембрии осушилась его северовосточная часть район Мезенской синеклизы а на западе он распространился в пределы западной части Советской...
26694. Геологическая характеристика и палеогеографические условия осадконакопления отложений девона, карбона и перми Восточно-Европейской платформы. Полезные ископаемые 126 KB
  В пределах ВолгоУральской области с нижневизейскими песчаными толщами связаны месторождения нефти. Месторождения нефти и газа ВЕП связаны как с палеозойскими так и мезозойскими отложениями. Месторождения бурых углей находятся в Подмосковье где они приурочены к низам визейского яруса. В ВолгоУральской антеклизе с отложениями нижнего карбона связаны крупные месторождения углей.
26695. Сибирская платформа: границы и основные структурные элементы. Геологическое строение фундамента. Полезные ископаемые 109 KB
  Некоторая часть пород принадлежит к первичноосадочным компонентам продукты переотложения первичных кор выветривания. Оленёкский выступ представлен нижнепротерозойскими терригенными отложениями метаморфизированными смятыми в пологие складки. В отложениях архея много обломочного кварцевого и глиноземистого материала источник магматические породы кислого и среднего состава. Главные результаты: впервые вскрыт и детально изучен наиболее полный разрез триасовых и юрских отложений; опровергнуты представления о непрерывном уплотнении...