78495

Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр – одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...

Русский

2015-02-07

50.6 KB

8 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Н.Р. Богдан

                                                                                     

Специфика организации театрализованных игр

старших дошкольников   в ДОУ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В последние  годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм, которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным возможностям дошкольников [3].

        Как подчеркивает  исследователь проблемы Е.А.Антипина: «Театр – один из самых демократичных и доступных видов  искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, фантазии, инициативности» [1].

На современном этапе сущность данной проблемы рассматривается на страницах периодической печати: в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду»,  «Искусство и образование» и др.

В  статье «Театрализованные игры» исследователь О.А. Акулова пишет о том,  что “в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно”, и объясняет это наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации театрализованной игры. Согласно первой тенденции,.. театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения, в ходе индивидуальных и коллективных репетиций.

Педагог-практик  Т Неменова в работе  “Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр” отмечает, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством.  Кому посчастливилось именно в раннем детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

С.Л. Новоселова  считает, что театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, способствует нравственно-эстетическому развитию  каждого ребенка [2].

Цель исследования:  изучить психолого-педагогические основы  организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования -  дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровни сформированности навыков театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 г. Мурманска.

Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможности театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  2. Раскрыть особенности организации театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.   
  3. Определить уровни сформированности навыков театрализованных  игр у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95.
  4. Разработать и осуществить проект  формирующего этапа эксперимента.
  5. Описать динамику в сформированности навыков театрализованной    деятельности детей старшего дошкольного возраста   ДОУ № 95.                                                                                                                                           

Гипотеза:  мы предполагаем; что  целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

- выборку, деление и работу над эпизодами по сказке;

- упражнения, этюды с воображаемыми предметами;

-премьеры и обсуждение спектаклей позволят успешно сформировать  навыки театрализованной игры у  старших  дошкольников.

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза  обусловили проведение  исследовательской работы в 2 этапа: теоретический и практический.

        Методологической основой исследования выступает теория Б.М. Теплова о том, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

        Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен глубокий анализ психолого-педагогических основ организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста; раскрыто своеобразие игр-драматизаций; дана классификация и характеристика основных видов театрализованных игр в ДОУ.

        Практическая значимость представлена тем, что комплексно разработана методика формирования театрализованных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий, консультации могут быть использованы педагогами – практиками, а также студентами в период своей практики.

База исследования - ДОУ № 95 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 12 детей старшей логопедической группы.

В теории рассмотрены:

  1. психолого-педагогические основы организации театрализованной деятельности детей;
  2. исследования  психологов и педагогов о значении театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  3. характеристика и классификация основных видов театрализованной  игры в ДОУ;
  4. своеобразие игр-драматизаций детей дошкольного возраста;
  5. организация самостоятельных театрализованных игр детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что организация театрализованных игр старших дошкольников предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу  и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре.

Это позволило перейти к практическому экспериментальному изучению сформированности навыков театрализованных игр у старших дошкольников. Диагностическое исследование уровней сформированности навыков театрализованных игр проходило на базе ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 12 детей старшей логопедической группы.

       За основу констатирующего этапа исследования взята методика Э.К. Сусловой в работе «Практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике».  

        Содержание констатирующего эксперимента включало три этапа.

I этап: изучение предметно-развивающей среды ДОУ № 95. г. Мурманска.

II этап: изучение возникновения театрализованной игры, ее развития и завершения, определение уровней.

III этап исследования посвящен определению уровня развития театрализованной игры детей старшей группы.

Обобщая результаты II и III этапов эксперимента, можно сказать, что у 50% детей (6 человек) старшей логопедической группы навыки театрализованной игры сформированы – это дети, участие которых в театрализованных играх  характеризуется  высоким и средним уровнем.  У 50% детей (также 6 человек) навыки театрализованной игры недостаточно сформированы.

Таким образом, 2-ой и 3-ий этап исследования нацеливают на необходимость разработки и проведения формирующего этапа эксперимента, который  включал в себя  проведение следующих мероприятий:

  1. выбор, деление и работу над эпизодами по  сказке;
  2. упражнения с воображаемыми предметами;
  3. репетиция отдельных сцен в разных составах;
  4. премьера спектакля;
  5. подготовка выставки рисунков по спектаклю, альбома с фотографиями;
  6. консультации для родителей и воспитателей.

Проведение формирующего эксперимента определило следующий этап исследования – это изучение динамики в сформированности навыков театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 (гистограмма 1).

Гистограмма 1      

 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показало, что, что в ходе формирующего  эксперимента  у большинства детей - 9 человек, что составило 75%,  были сформированы и усовершенствованы навыки театрализованной игры. Общее развитие игры у этих детей соответственно достигло высокого и среднего уровня. В то же время следует обратить  внимание на 2 детей - 16,7%, у которых развитие игры остается низким. По нашему мнению, работу следует продолжить, в том числе индивидуально, включив родителей.

Полученные положительные данные подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя: выбор сказки, деление и работу над эпизодами по сказке; упражнения, этюды с воображаемыми предметами; премьеру и обсуждение спектакля позволили успешно сформировать навыки театрализованной игры у старших дошкольников и привели к успешному результату.

Литература

  1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М, 2003.
  2.  Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой – М., 1989.
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2001.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60525. Общая характеристика покрытосеменных и их классификация 50 KB
  Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Оборудование: мультимедийный проектор компьютер учебники рабочие тетради гербарные образцы однодольных и двудольных растений...
60527. Проектування вертикального ковшового елеватора 320.5 KB
  Ковшові конвеєри бувають: вертикальні і крутопохилі; стаціонарні, пересувні й переносні; з стрічковим або ланцюговим тяговим органом; з розставленими і стуленими ковшами.