78495

Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр – одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...

Русский

2015-02-07

50.6 KB

8 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Н.Р. Богдан

                                                                                     

Специфика организации театрализованных игр

старших дошкольников   в ДОУ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В последние  годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм, которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным возможностям дошкольников [3].

        Как подчеркивает  исследователь проблемы Е.А.Антипина: «Театр – один из самых демократичных и доступных видов  искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, фантазии, инициативности» [1].

На современном этапе сущность данной проблемы рассматривается на страницах периодической печати: в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду»,  «Искусство и образование» и др.

В  статье «Театрализованные игры» исследователь О.А. Акулова пишет о том,  что “в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно”, и объясняет это наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации театрализованной игры. Согласно первой тенденции,.. театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения, в ходе индивидуальных и коллективных репетиций.

Педагог-практик  Т Неменова в работе  “Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр” отмечает, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством.  Кому посчастливилось именно в раннем детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

С.Л. Новоселова  считает, что театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, способствует нравственно-эстетическому развитию  каждого ребенка [2].

Цель исследования:  изучить психолого-педагогические основы  организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования -  дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровни сформированности навыков театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 г. Мурманска.

Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможности театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  2. Раскрыть особенности организации театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.   
  3. Определить уровни сформированности навыков театрализованных  игр у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95.
  4. Разработать и осуществить проект  формирующего этапа эксперимента.
  5. Описать динамику в сформированности навыков театрализованной    деятельности детей старшего дошкольного возраста   ДОУ № 95.                                                                                                                                           

Гипотеза:  мы предполагаем; что  целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

- выборку, деление и работу над эпизодами по сказке;

- упражнения, этюды с воображаемыми предметами;

-премьеры и обсуждение спектаклей позволят успешно сформировать  навыки театрализованной игры у  старших  дошкольников.

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза  обусловили проведение  исследовательской работы в 2 этапа: теоретический и практический.

        Методологической основой исследования выступает теория Б.М. Теплова о том, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

        Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен глубокий анализ психолого-педагогических основ организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста; раскрыто своеобразие игр-драматизаций; дана классификация и характеристика основных видов театрализованных игр в ДОУ.

        Практическая значимость представлена тем, что комплексно разработана методика формирования театрализованных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий, консультации могут быть использованы педагогами – практиками, а также студентами в период своей практики.

База исследования - ДОУ № 95 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 12 детей старшей логопедической группы.

В теории рассмотрены:

  1. психолого-педагогические основы организации театрализованной деятельности детей;
  2. исследования  психологов и педагогов о значении театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  3. характеристика и классификация основных видов театрализованной  игры в ДОУ;
  4. своеобразие игр-драматизаций детей дошкольного возраста;
  5. организация самостоятельных театрализованных игр детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что организация театрализованных игр старших дошкольников предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу  и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре.

Это позволило перейти к практическому экспериментальному изучению сформированности навыков театрализованных игр у старших дошкольников. Диагностическое исследование уровней сформированности навыков театрализованных игр проходило на базе ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 12 детей старшей логопедической группы.

       За основу констатирующего этапа исследования взята методика Э.К. Сусловой в работе «Практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике».  

        Содержание констатирующего эксперимента включало три этапа.

I этап: изучение предметно-развивающей среды ДОУ № 95. г. Мурманска.

II этап: изучение возникновения театрализованной игры, ее развития и завершения, определение уровней.

III этап исследования посвящен определению уровня развития театрализованной игры детей старшей группы.

Обобщая результаты II и III этапов эксперимента, можно сказать, что у 50% детей (6 человек) старшей логопедической группы навыки театрализованной игры сформированы – это дети, участие которых в театрализованных играх  характеризуется  высоким и средним уровнем.  У 50% детей (также 6 человек) навыки театрализованной игры недостаточно сформированы.

Таким образом, 2-ой и 3-ий этап исследования нацеливают на необходимость разработки и проведения формирующего этапа эксперимента, который  включал в себя  проведение следующих мероприятий:

  1. выбор, деление и работу над эпизодами по  сказке;
  2. упражнения с воображаемыми предметами;
  3. репетиция отдельных сцен в разных составах;
  4. премьера спектакля;
  5. подготовка выставки рисунков по спектаклю, альбома с фотографиями;
  6. консультации для родителей и воспитателей.

Проведение формирующего эксперимента определило следующий этап исследования – это изучение динамики в сформированности навыков театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 (гистограмма 1).

Гистограмма 1      

 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показало, что, что в ходе формирующего  эксперимента  у большинства детей - 9 человек, что составило 75%,  были сформированы и усовершенствованы навыки театрализованной игры. Общее развитие игры у этих детей соответственно достигло высокого и среднего уровня. В то же время следует обратить  внимание на 2 детей - 16,7%, у которых развитие игры остается низким. По нашему мнению, работу следует продолжить, в том числе индивидуально, включив родителей.

Полученные положительные данные подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя: выбор сказки, деление и работу над эпизодами по сказке; упражнения, этюды с воображаемыми предметами; премьеру и обсуждение спектакля позволили успешно сформировать навыки театрализованной игры у старших дошкольников и привели к успешному результату.

Литература

  1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М, 2003.
  2.  Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой – М., 1989.
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2001.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33936. Методы выявления корреляционной связи. Корреляционно-регрессионный анализ 12.84 KB
  Основные статистические методы выявления наличия корреляционной связи: Сопоставление параллельных рядов – метод когда ряд значений факторного признака х построенный в порядке возрастания сопоставляют с рядом соответствующих значений результативного признака у и таким образом прослеживают их взаимосвязь. Графический метод позволяет выявить наличие связи между двумя признаками с помощью поля корреляции. Установив наличие связи между признаками переходят к корреляционнорегрессионному анализу.
33937. Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов 19.28 KB
  Для определения параметров уравнения парной регрессии используем метод наименьших квадратов. При применении этого метода для нахождения функции которая бы наилучшим образом соответствовала эмпирическим данным считается что сумма квадратов отклонений эмпирических точек от теоретической линии регрессии должна быть величиной минимальной. Критерий метода наименьших квадратов: ...
33938. Собственно корреляционные параметрические методы изучения связи 15.5 KB
  соответствия эмпирическим данным рассчитывают теоретическое корреляционное отношение η теоретический коэффициент детерминации η индекс корреляции R а для линейной формы – линейный коэффициент корреляции r и линейный коэффициент детерминации r. Линейный коэффициент корреляции К.Пирсона помимо силы связи показывает и ее направление; определяется по следующей формуле: 34 Линейный коэффициент корреляции принимает...
33939. Оценка значимости корреляционной связи 13.59 KB
  Факторная дисперсия определяется по формуле: 43 где k 1 – число степеней свободы для Остаточную дисперсию используя правило сложения дисперсий можно определить по формуле: 44 где n – k – число степеней свобод для . Число степеней свободы для общей суммы квадратов отклонений будет равно: k – 1 n – k = n – 1....
33940. Измерение связей неколичественных переменных 13.78 KB
  Например при обследовании группы населения одного из регионов России в отчетном периоде задаются вопросы: 1й вопрос – о месте проживания следует выбрать правильный ответ: 1. 2й вопрос – о принадлежности к полу следует выбрать правильный ответ: 1. Представив суммарную численность ответов на каждый вопрос буквенными символами покажем как можно построить четырехклеточную таблицу которая поможет нам в дальнейших расчетах. Взаимосвязь между ответами на два вопроса социологического обследования.
33941. Исследование и анализ сред виртуальной реальности, используемых в системах компьютерной визуализации 543 KB
  Работа посвящена исследованию и сравнительному анализу сред виртуальной реальности в связи с проектирование и разработкой систем компьютерной визуализации, предназначенных для представления больших и очень больших объемов информации, генерируемых при супервычислениях
33942. Статистическое наблюдение, понятие, этапы, задачи 12.14 KB
  В зависимости от задач и целей исследования определяются объекты наблюдения единицы наблюдения и отчетные единицы разраб программа стат. наблюдения. При подготовке наблюдения необходимо определить что подлежит изучению т. определить объект наблюдения.
33943. Программно-методологические вопросы и организационные вопросы наблюдения 12.51 KB
  Надо решить следующие вопросы: Объект наблюдения – совокупность предметов явлений у которых должны быть собраны сведения. Всякий объект массовых наблюдений состоит их отдельных единиц поэтому надо решить вопрос о том каков тот элемент совокупности который послужит единицей наблюдения. Единица наблюдения – это составной элемент объекта который является носителем признаков подлежащих регистрации и основой счета.
33944. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения 14.46 KB
  Понятие статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям процессам общественной жизни. Формы статистического наблюдения Различают две основные формы статистического наблюдения – отчетность и специально организованное наблюдение. Специально организованное наблюдение – такое наблюдение которое организуется со специальной целью на определенную дату для получения данных которые в силу различных причин не собираются статистической отчетност а также с целью проверки данных статистической отчетности....