78495

Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...

Русский

2015-02-07

50.6 KB

9 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Н.Р. Богдан

                                                                                     

Специфика организации театрализованных игр

старших дошкольников   в ДОУ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В последние  годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм, которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным возможностям дошкольников [3].

        Как подчеркивает  исследователь проблемы Е.А.Антипина: «Театр – один из самых демократичных и доступных видов  искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, фантазии, инициативности» [1].

На современном этапе сущность данной проблемы рассматривается на страницах периодической печати: в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду»,  «Искусство и образование» и др.

В  статье «Театрализованные игры» исследователь О.А. Акулова пишет о том,  что “в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно”, и объясняет это наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации театрализованной игры. Согласно первой тенденции,.. театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения, в ходе индивидуальных и коллективных репетиций.

Педагог-практик  Т Неменова в работе  “Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр” отмечает, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством.  Кому посчастливилось именно в раннем детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

С.Л. Новоселова  считает, что театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, способствует нравственно-эстетическому развитию  каждого ребенка [2].

Цель исследования:  изучить психолого-педагогические основы  организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования -  дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровни сформированности навыков театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 г. Мурманска.

Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможности театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  2. Раскрыть особенности организации театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.   
  3. Определить уровни сформированности навыков театрализованных  игр у детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95.
  4. Разработать и осуществить проект  формирующего этапа эксперимента.
  5. Описать динамику в сформированности навыков театрализованной    деятельности детей старшего дошкольного возраста   ДОУ № 95.                                                                                                                                           

Гипотеза:  мы предполагаем; что  целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

- выборку, деление и работу над эпизодами по сказке;

- упражнения, этюды с воображаемыми предметами;

-премьеры и обсуждение спектаклей позволят успешно сформировать  навыки театрализованной игры у  старших  дошкольников.

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза  обусловили проведение  исследовательской работы в 2 этапа: теоретический и практический.

        Методологической основой исследования выступает теория Б.М. Теплова о том, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

        Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен глубокий анализ психолого-педагогических основ организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста; раскрыто своеобразие игр-драматизаций; дана классификация и характеристика основных видов театрализованных игр в ДОУ.

        Практическая значимость представлена тем, что комплексно разработана методика формирования театрализованных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий, консультации могут быть использованы педагогами – практиками, а также студентами в период своей практики.

База исследования - ДОУ № 95 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 12 детей старшей логопедической группы.

В теории рассмотрены:

  1. психолого-педагогические основы организации театрализованной деятельности детей;
  2. исследования  психологов и педагогов о значении театрализованных игр в становлении личности ребенка.
  3. характеристика и классификация основных видов театрализованной  игры в ДОУ;
  4. своеобразие игр-драматизаций детей дошкольного возраста;
  5. организация самостоятельных театрализованных игр детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что организация театрализованных игр старших дошкольников предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу  и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре.

Это позволило перейти к практическому экспериментальному изучению сформированности навыков театрализованных игр у старших дошкольников. Диагностическое исследование уровней сформированности навыков театрализованных игр проходило на базе ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 12 детей старшей логопедической группы.

       За основу констатирующего этапа исследования взята методика Э.К. Сусловой в работе «Практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике».  

        Содержание констатирующего эксперимента включало три этапа.

I этап: изучение предметно-развивающей среды ДОУ № 95. г. Мурманска.

II этап: изучение возникновения театрализованной игры, ее развития и завершения, определение уровней.

III этап исследования посвящен определению уровня развития театрализованной игры детей старшей группы.

Обобщая результаты II и III этапов эксперимента, можно сказать, что у 50% детей (6 человек) старшей логопедической группы навыки театрализованной игры сформированы – это дети, участие которых в театрализованных играх  характеризуется  высоким и средним уровнем.  У 50% детей (также 6 человек) навыки театрализованной игры недостаточно сформированы.

Таким образом, 2-ой и 3-ий этап исследования нацеливают на необходимость разработки и проведения формирующего этапа эксперимента, который  включал в себя  проведение следующих мероприятий:

  1. выбор, деление и работу над эпизодами по  сказке;
  2. упражнения с воображаемыми предметами;
  3. репетиция отдельных сцен в разных составах;
  4. премьера спектакля;
  5. подготовка выставки рисунков по спектаклю, альбома с фотографиями;
  6. консультации для родителей и воспитателей.

Проведение формирующего эксперимента определило следующий этап исследования – это изучение динамики в сформированности навыков театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 95 (гистограмма 1).

Гистограмма 1      

 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показало, что, что в ходе формирующего  эксперимента  у большинства детей - 9 человек, что составило 75%,  были сформированы и усовершенствованы навыки театрализованной игры. Общее развитие игры у этих детей соответственно достигло высокого и среднего уровня. В то же время следует обратить  внимание на 2 детей - 16,7%, у которых развитие игры остается низким. По нашему мнению, работу следует продолжить, в том числе индивидуально, включив родителей.

Полученные положительные данные подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя: выбор сказки, деление и работу над эпизодами по сказке; упражнения, этюды с воображаемыми предметами; премьеру и обсуждение спектакля позволили успешно сформировать навыки театрализованной игры у старших дошкольников и привели к успешному результату.

Литература

  1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М, 2003.
  2.  Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой – М., 1989.
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2001.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...
21659. Гидрология подземных вод 318 KB
  Долгое время существовали две теории отрицавшие одна другую: теория инфильтрации в которой утверждалось что скопление подземной воды есть результат просачивания атмосферных осадков в почву и грунт теория конденсации доказывающая что источником происхождения подземных вод является водяной пар атмосферы который вместе с воздухом попадает в холодные слои земной коры и там конденсируется. Воды возникают на больших глубинах из диссоциированных ионов Н и О2 или паров воды поднимающихся из магматической или метаморфической зоны....
21660. Гидрология рек 346.5 KB
  Главные реки и их притоки. Речная система включает в себя одну главную реку ряд притоков главной реки притоки этих притоков и т. Реки непосредственно впадающие в главную реку называются притоками первого порядка. Притоки второго порядка по отношению к главной реке реки впадающие в притоки первого порядка и т.
21661. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКЕАНОВ И МОРЕЙ 78.5 KB
  Приливноотливные движения периодические поднятия и опускания уровня воды в океанах и морях возникают в результате того что Земля испытывает притяжение Луны и Солнца. РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ Разрушительная деятельность моря называется абразией. К тому же между подводной абразионной террасой и клиффом возникает пляж представляющий гряды или насыпи гальки гравия иногда песка полого спускающиеся в сторону моря. При поперечном подходе волн к берегу в зоне прибоя в пределах пляжа часто формируются валы из...
21662. Химические и физические свойства природных вод 117 KB
  Основные физические свойства воды снега и льда Общие сведения. При анализе гидрологических явлений принимается что количество свободной воды на Земле сохраняется постоянным. Вода в результате некоторых процессов вступает в прочные соединения с другими веществами и перестает существовать как свободное образование однако в глубоких слоях земной коры имеют место и обратные процессы: при высоких давлениях и температурах вновь образуется некоторое количество воды. Температура замерзания дистиллированной воды принята за 0 С а температура...
21663. Гидрология озер 174 KB
  Гидрология озер Происхождение типы и морфология озерных котловин Озерами называются котловины или впадины земной поверхности заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем. Согласно приведенному определению к озерам могут быть отнесены и такие крупные водоемы как Каспийское и Аральское моря а также сравнительно небольшие временные скопления воды в понижениях местности образующиеся например в период весеннего снеготаяния. Иногда в отличие от текущих вод рек озера определяют как водоемы с замедленным стоком или с...
21664. Гидрология водохранилищ 70.5 KB
  Водохранилища в зависимости от их морфологических и гидрологических особенностей можно разделить на несколько групп. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Поэтому озерные водохранилища не имеют четко выраженной русловой формы и многократного превышения длины над максимальной шириной. Основными параметрами водохранилища являются объём площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.
21665. Гидрология ледников 62 KB
  Благодаря режеляции происходит слияние двух ледниковых потоков в один фирновые зерна смерзаются в плотную ледяную массу заплывают трещины в ледниках и т. Таким образом ледник может быть разделен на две части: верхнюю где преобладает накопление снега и льда фирновый бассейн или бассейн питания нижнюю где происходит стаивание ледника область стока область абляции язык ледника. Многочисленные наблюдения и специально поставленные опыты показали что течение ледника сходно с течением водного потока. Скорость движения льда в...
21666. Аналіз стратегічних зон господарювання 456 KB
  Матриця МакКінсіДженерал Електрик Матриця привабливості ринку. Портера матрицю Бостонської консультативної групи матриця росту матрицю Дженерал Електрик Мак Кінсі матриця привабливості ринку. Стратегічні господарські підрозділи які займають ліву верхню позицію моделі охоплюють вузький сегмент ринку і мають на ньому велику рентабельність оскільки їхні товари спеціалізовані. Небезпечним їхнє становище є тому що вони не мають конкурентних переваг на ринку і тому таке становище Портер назвав болотом .