78496

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...

Русский

2015-02-07

40.67 KB

3 чел.

 

Н.В. Алябьева,

С.В.  Ленкевич

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития

у детей подготовительной группы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Особо остро проблема здоровья детей стоит в дошкольных учреждениях Мурманской области, где от 50% до 80% детей в разных возрастных группах имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Неблагоприятные природно-климатические условия Кольского Заполярья в сочетании с экологическим неблагополучием, предъявляют высокие требования к организму юных северян.

Данные статистических исследований, факты из медицинской практики свидетельствуют о том, что к ярко выраженным функциональным нарушениям в организме  дошкольников приводит двигательный  дефицит.

Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями, которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка.

Определенная метрическая пульсация музыкального произведения, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, а также эмоциональное  состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Разработанные программы и методики по музыкально-ритмическому воспитанию  нового поколения для дошкольников направлены на развитие личности ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей.

 Цель исследования: изучить уровень музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

 Объект исследования: музыкально-психомоторное развитие детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: методы и приемы в работе с детьми по музыкально-психомоторному развитию.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему развития системы музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить возрастные особенности и условия музыкально-ритмического развития ребёнка седьмого года жизни.

3. Экспериментально выявить уровень музыкально-психомоторного развития детей средствами занятий музыкально-ритмическими движениями.

Исходя из поставленных задач выдвинута следующая гипотеза: Предполагалось, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие детей подготовительной группы при следующих условиях:

- развитии двигательных качеств и умений: ловкости, координации движений, гибкости, пластичности, умения ориентироваться в пространстве, обогащения двигательного опыта разнообразными движениями;

- развитии музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, способности воспринимать музыку;

- развитии психических процессов: внимания и памяти;

- развитии творческого воображения: способности к импровизации;

База исследования: детский сад № 3 поселка Ревда Мурманской области, 28 детей двух подготовительных групп.

В ходе наблюдения за детьми, в процессе констатирующего эксперимента, оценивалось развитие: музыкальности; эмоциональной сферы; внимания; памяти; творческих проявлений; пластичности, гибкости; координации движений.

При диагностическом обследовании использовалась карта диагностики музыкально-психомоторного развития ребенка, предложенная А.И. Бурениной.

Были установлены критерии оценки уровня музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы. Оценка производилась по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень развития; 4-3 балла – средний уровень; 2 балла – низкий уровень).

Анализ данных констатирующего эксперимента выявил следующее:

1. Показатели музыкально-психомоторного развития большинства детей обеих групп отмечены на среднем уровне (по 57% в обеих группах). Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей составил: 3,2 – контрольная группа; 3,8 – экспериментальная группа.

2. Следует отметить, что арсенал движений, которым владеют дети ограничен; дети имеют довольно средние показатели развития уровня слухового внимания и двигательной памяти; при выполнении творческих заданий большинство детей импровизировали довольно робко, их танцевальные композиции отличались однообразием, отсутствием оригинальности.

Анализ программ по развитию музыкально-ритмических движений  показал, что специальные методики по развитию музыкально-ритмических движений для детей, проживающих в условиях Кольского Заполярья, не  разрабатывались.

В связи с этим, была внедрена в работу с детьми «Программа развития музыкально-ритмических движений у детей подготовительной группы», разработанная  в ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

Цель программы:

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей, укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи программы:

- развитие музыкальности;

- развитие двигательных качеств и умений;

- развитие творческих способностей;

- развитие психических процессов.

Требования к подбору музыки: высокая художественная направленность музыкального произведения; доступность для движений; понятность музыкального образа; разнообразие жанров музыкальных произведений.

Требования к подбору движений: доступность двигательным возможностям детей; понятность по содержанию игрового образа; разнообразность движений.

Данная программа была использована при проведении формирующего эксперимента в работе с детьми экспериментальной группы  в течение 2006-2007 учебного года. Эксперимент проходил в три этапа.

В основе первого этапа – подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. Во время работы – положительный эмоциональный настрой занятий, использование игровых образов и никаких замечаний детям, что дает возможность постепенно, безболезненно освоить сложные элементы упражнений.

Второй этап формирующего эксперимента – развитие самостоятельности детей в процессе музыкально-ритмических занятий. Показателем результата обучения явилось самостоятельное исполнение упражнений.

Третий этап формирующего эксперимента заключался в том, что на основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта, детей подводили к развитию творческих возможностей, раскрытию собственной индивидуальности.

Работа по экспериментальной адаптированной программе проводилась в течение года. 2 раза в неделю на музыкальных занятиях, и 1 раз в неделю на занятиях ритмикой.

Все занятия музыкально-ритмическими движениями распределялись в режиме дня с учетом климатических особенностей Кольского Заполярья, осуществлялся контроль за допустимой нагрузкой ребенка.

Большое внимание уделялось совершенствованию музыкально-двигательных навыков и умений самих педагогов.

Музыкально-ритмические композиции использовались педагогами на различных занятиях, развлечениях, в качестве физминуток, в комплексах утренней гимнастики.

Проведение контрольного эксперимента в мае 2007 года показало, что проведенная работа позволила качественно развить двигательные навыки и умения, музыкально-пластические способности наших детей, подарить им радость, свободу самовыражения, преодолеть возникновение гиподинамии, которая распространена в условиях Кольского Заполярья.

        Выявлено. что на конец эксперимента, показатель высокого уровня музыкально-психомоторного развития детей стал выше на 22% (3.р.) в экспериментальной группе, средний уровень в повысился на 14% (2р.) в сравнении с контрольной группой. а низкий уровень выявлен у 7% (1р.) и оказался выше в контрольной группе.

         Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей на конец эксперимента составил: 3,6 б. – контрольная группа; 4,5 б. – экспериментальная группа.

У детей экспериментальной группы увеличился творческий потенциал.

Дети умеют свободно выражать в движении характер музыки, основные средства музыкальной выразительности, свои чувства; точно и правильно выполнять движения, способны передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.

Дошкольники быстро запоминают музыку и движения, внимательны в процессе разучивания, импровизируют с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Выступления с танцевальными композициями в детском саду, в Школе Искусств, ДК поселка Ревда раскрепощали детей, заряжали энергией и радостью, вызывали чувство гордости за полученный результат, у детей появлялась уверенность в своих силах.

В ходе исследования установлено, что успешных результатов в музыкально - ритмическом воспитании детей можно достичь, соблюдая требования к условиям и методики проведения занятий, систематическом посещении занятий детьми, а также постоянному совершенствованию умений и навыков педагогов.

Экспериментом доказано, что музыкально - ритмическими движениями может и должен заниматься каждый ребенок, с учетом его индивидуальных возможностей, состояния здоровья и желания.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие ребенка, подтвердилась.

Результаты анализа работ ДОУ и наши исследования доказали, что используя передовой опыт педагогов – исследователей по физическому и музыкальному воспитанию детей, современные программы по музыкально – ритмическому воспитанию дошкольников, адаптируя их к условиям данного ДОУ, можно активно формировать музыкально-двигательные и творческие способности каждого ребенка.

Литература

  1.  Алябьева Н.В., Кузнецова В.М. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях Кольского Заполярья // Теория и практика физической культуры. – 1994.- № 7.
  2.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 1997.
  3.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2002.
  4.  Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...
4872. Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов 54.5 KB
  Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов. Файлом называют поименованный блок данных на внешнем устройстве памяти. Файлы являются объектами файловой системы, являющейся частью операционной системы. Операционная система предоставляет приложен...
4873. Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме 41.5 KB
  Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме. Файлы с произвольным доступом. Позиционирование. При работе с файлом, открытым в текстовом режиме, происходит следующее...
4874. Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск 48.5 KB
  Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск. Под поиском в массиве будем понимать задачу нахождения индекса, по которому в массиве располагается некоторый заданный элемент. Тривиальный алгоритм поиска заключается в последов...
4875. Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла 40 KB
  Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла. Под сортировкой будем понимать упорядочивание элементов в соответствии с некоторым выбранным правилом. В качестве правила упорядочивания может служить...
4876. Быстрая сортировка и способы ее реализации в программировании 72.5 KB
  Быстрая сортировка. Быстрая сортировка (quicksort) является одним из наиболее эффективных алгоритмов сортировки. В основе его лежит идея декомпозиции, т.е. поэтапного сведения исходной задачи к набору аналогичных, но более простых, вплоть до т...
4877. Пирамидальная сортировка и способы ее построения в программировании 73.5 KB
  Пирамидальная сортировка. Пирамидальная сортировка (heap sort) основывается на организации элементов в массиве по типу двоичного (бинарного) дерева. Двоичным деревом называют иерархическую структуру данных, в которой каждый элемент имеет не более дв...
4878. Сортировка внешних данных. Сортировка прямым слиянием 62 KB
  Сортировка внешних данных. Сортировка прямым слиянием. Сортировка слиянием основывается на том факте, что при наличии двух отсортированных последовательностей можно реализовать вычислительно эффективный способ их слияния в единую отсортированную пос...