78496

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...

Русский

2015-02-07

40.67 KB

2 чел.

 

Н.В. Алябьева,

С.В.  Ленкевич

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития

у детей подготовительной группы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Особо остро проблема здоровья детей стоит в дошкольных учреждениях Мурманской области, где от 50% до 80% детей в разных возрастных группах имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Неблагоприятные природно-климатические условия Кольского Заполярья в сочетании с экологическим неблагополучием, предъявляют высокие требования к организму юных северян.

Данные статистических исследований, факты из медицинской практики свидетельствуют о том, что к ярко выраженным функциональным нарушениям в организме  дошкольников приводит двигательный  дефицит.

Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями, которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка.

Определенная метрическая пульсация музыкального произведения, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, а также эмоциональное  состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Разработанные программы и методики по музыкально-ритмическому воспитанию  нового поколения для дошкольников направлены на развитие личности ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей.

 Цель исследования: изучить уровень музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

 Объект исследования: музыкально-психомоторное развитие детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: методы и приемы в работе с детьми по музыкально-психомоторному развитию.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему развития системы музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить возрастные особенности и условия музыкально-ритмического развития ребёнка седьмого года жизни.

3. Экспериментально выявить уровень музыкально-психомоторного развития детей средствами занятий музыкально-ритмическими движениями.

Исходя из поставленных задач выдвинута следующая гипотеза: Предполагалось, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие детей подготовительной группы при следующих условиях:

- развитии двигательных качеств и умений: ловкости, координации движений, гибкости, пластичности, умения ориентироваться в пространстве, обогащения двигательного опыта разнообразными движениями;

- развитии музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, способности воспринимать музыку;

- развитии психических процессов: внимания и памяти;

- развитии творческого воображения: способности к импровизации;

База исследования: детский сад № 3 поселка Ревда Мурманской области, 28 детей двух подготовительных групп.

В ходе наблюдения за детьми, в процессе констатирующего эксперимента, оценивалось развитие: музыкальности; эмоциональной сферы; внимания; памяти; творческих проявлений; пластичности, гибкости; координации движений.

При диагностическом обследовании использовалась карта диагностики музыкально-психомоторного развития ребенка, предложенная А.И. Бурениной.

Были установлены критерии оценки уровня музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы. Оценка производилась по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень развития; 4-3 балла – средний уровень; 2 балла – низкий уровень).

Анализ данных констатирующего эксперимента выявил следующее:

1. Показатели музыкально-психомоторного развития большинства детей обеих групп отмечены на среднем уровне (по 57% в обеих группах). Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей составил: 3,2 – контрольная группа; 3,8 – экспериментальная группа.

2. Следует отметить, что арсенал движений, которым владеют дети ограничен; дети имеют довольно средние показатели развития уровня слухового внимания и двигательной памяти; при выполнении творческих заданий большинство детей импровизировали довольно робко, их танцевальные композиции отличались однообразием, отсутствием оригинальности.

Анализ программ по развитию музыкально-ритмических движений  показал, что специальные методики по развитию музыкально-ритмических движений для детей, проживающих в условиях Кольского Заполярья, не  разрабатывались.

В связи с этим, была внедрена в работу с детьми «Программа развития музыкально-ритмических движений у детей подготовительной группы», разработанная  в ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

Цель программы:

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей, укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи программы:

- развитие музыкальности;

- развитие двигательных качеств и умений;

- развитие творческих способностей;

- развитие психических процессов.

Требования к подбору музыки: высокая художественная направленность музыкального произведения; доступность для движений; понятность музыкального образа; разнообразие жанров музыкальных произведений.

Требования к подбору движений: доступность двигательным возможностям детей; понятность по содержанию игрового образа; разнообразность движений.

Данная программа была использована при проведении формирующего эксперимента в работе с детьми экспериментальной группы  в течение 2006-2007 учебного года. Эксперимент проходил в три этапа.

В основе первого этапа – подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. Во время работы – положительный эмоциональный настрой занятий, использование игровых образов и никаких замечаний детям, что дает возможность постепенно, безболезненно освоить сложные элементы упражнений.

Второй этап формирующего эксперимента – развитие самостоятельности детей в процессе музыкально-ритмических занятий. Показателем результата обучения явилось самостоятельное исполнение упражнений.

Третий этап формирующего эксперимента заключался в том, что на основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта, детей подводили к развитию творческих возможностей, раскрытию собственной индивидуальности.

Работа по экспериментальной адаптированной программе проводилась в течение года. 2 раза в неделю на музыкальных занятиях, и 1 раз в неделю на занятиях ритмикой.

Все занятия музыкально-ритмическими движениями распределялись в режиме дня с учетом климатических особенностей Кольского Заполярья, осуществлялся контроль за допустимой нагрузкой ребенка.

Большое внимание уделялось совершенствованию музыкально-двигательных навыков и умений самих педагогов.

Музыкально-ритмические композиции использовались педагогами на различных занятиях, развлечениях, в качестве физминуток, в комплексах утренней гимнастики.

Проведение контрольного эксперимента в мае 2007 года показало, что проведенная работа позволила качественно развить двигательные навыки и умения, музыкально-пластические способности наших детей, подарить им радость, свободу самовыражения, преодолеть возникновение гиподинамии, которая распространена в условиях Кольского Заполярья.

        Выявлено. что на конец эксперимента, показатель высокого уровня музыкально-психомоторного развития детей стал выше на 22% (3.р.) в экспериментальной группе, средний уровень в повысился на 14% (2р.) в сравнении с контрольной группой. а низкий уровень выявлен у 7% (1р.) и оказался выше в контрольной группе.

         Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей на конец эксперимента составил: 3,6 б. – контрольная группа; 4,5 б. – экспериментальная группа.

У детей экспериментальной группы увеличился творческий потенциал.

Дети умеют свободно выражать в движении характер музыки, основные средства музыкальной выразительности, свои чувства; точно и правильно выполнять движения, способны передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.

Дошкольники быстро запоминают музыку и движения, внимательны в процессе разучивания, импровизируют с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Выступления с танцевальными композициями в детском саду, в Школе Искусств, ДК поселка Ревда раскрепощали детей, заряжали энергией и радостью, вызывали чувство гордости за полученный результат, у детей появлялась уверенность в своих силах.

В ходе исследования установлено, что успешных результатов в музыкально - ритмическом воспитании детей можно достичь, соблюдая требования к условиям и методики проведения занятий, систематическом посещении занятий детьми, а также постоянному совершенствованию умений и навыков педагогов.

Экспериментом доказано, что музыкально - ритмическими движениями может и должен заниматься каждый ребенок, с учетом его индивидуальных возможностей, состояния здоровья и желания.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие ребенка, подтвердилась.

Результаты анализа работ ДОУ и наши исследования доказали, что используя передовой опыт педагогов – исследователей по физическому и музыкальному воспитанию детей, современные программы по музыкально – ритмическому воспитанию дошкольников, адаптируя их к условиям данного ДОУ, можно активно формировать музыкально-двигательные и творческие способности каждого ребенка.

Литература

  1.  Алябьева Н.В., Кузнецова В.М. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях Кольского Заполярья // Теория и практика физической культуры. – 1994.- № 7.
  2.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 1997.
  3.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2002.
  4.  Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66697. Жизнь и научная деятельность Бориса Борисовича Полынова 376.55 KB
  Крупную роль в советском почвоведении играл Борис Борисович Полынов 1877 1952 гг. вышла в свет его книга Кора выветривания в которой были глубоко и всесторонне охарактеризованы основные фазы и главные типы кор выветривания Полынов 1934. Полынов одна из самых ярких личностей в советском почвоведении.
66699. Научный вклад Сергея Николаевича Виноградского в почвоведение 159.5 KB
  Кроме того Сергей Николаевич Виноградский объяснил процесс почвообразования показав что в почве существуют азотофиксирующие бактерии способные давать растениям необходимый для роста азот являющийся одним из главных лимитирующих факторов развития растений.
66700. Добровольский Глеб Всеволодович 111.53 KB
  Это вызвало повышенный интерес к проблемам экологии к проблемам биосферы Добровольский Г. Биография Глеб Всеволодович Добровольский академик Российской академии наук Президент Общества почвоведов при РАН известный почвоведэколог научная организационная...
66702. Диаграммы: основные понятия и термины 2.45 MB
  Одно из основных свойств, которое сделало Microsoft Excel мощным деловым пакетом – это возможность отображать числовые данные в виде полноцветных, легких для понимания диаграмм. Excel предоставляет широкий диапазон стандартных типов диаграмм научного и делового назначения...
66704. Феминизм на российской почве 71 KB
  К сожалению, сравнение не в нашу пользу: там можно за двусмысленные намеки подать в суд и выиграть дело с солидной компенсацией, не говоря уже о том, что Союз феминисток внимательно следит за тем, чтобы, к примеру, победители турнира Большого Шлема получили одинаковое денежное вознаграждение.
66705. Алексей Николаевич Сабанин 4.22 MB
  Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным кресть-янским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям...