78496

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...

Русский

2015-02-07

40.67 KB

3 чел.

 

Н.В. Алябьева,

С.В.  Ленкевич

Исследование уровня музыкально-психомоторного развития

у детей подготовительной группы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Особо остро проблема здоровья детей стоит в дошкольных учреждениях Мурманской области, где от 50% до 80% детей в разных возрастных группах имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Неблагоприятные природно-климатические условия Кольского Заполярья в сочетании с экологическим неблагополучием, предъявляют высокие требования к организму юных северян.

Данные статистических исследований, факты из медицинской практики свидетельствуют о том, что к ярко выраженным функциональным нарушениям в организме  дошкольников приводит двигательный  дефицит.

Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями, которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка.

Определенная метрическая пульсация музыкального произведения, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, а также эмоциональное  состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Разработанные программы и методики по музыкально-ритмическому воспитанию  нового поколения для дошкольников направлены на развитие личности ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей.

 Цель исследования: изучить уровень музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

 Объект исследования: музыкально-психомоторное развитие детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: методы и приемы в работе с детьми по музыкально-психомоторному развитию.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему развития системы музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить возрастные особенности и условия музыкально-ритмического развития ребёнка седьмого года жизни.

3. Экспериментально выявить уровень музыкально-психомоторного развития детей средствами занятий музыкально-ритмическими движениями.

Исходя из поставленных задач выдвинута следующая гипотеза: Предполагалось, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие детей подготовительной группы при следующих условиях:

- развитии двигательных качеств и умений: ловкости, координации движений, гибкости, пластичности, умения ориентироваться в пространстве, обогащения двигательного опыта разнообразными движениями;

- развитии музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, способности воспринимать музыку;

- развитии психических процессов: внимания и памяти;

- развитии творческого воображения: способности к импровизации;

База исследования: детский сад № 3 поселка Ревда Мурманской области, 28 детей двух подготовительных групп.

В ходе наблюдения за детьми, в процессе констатирующего эксперимента, оценивалось развитие: музыкальности; эмоциональной сферы; внимания; памяти; творческих проявлений; пластичности, гибкости; координации движений.

При диагностическом обследовании использовалась карта диагностики музыкально-психомоторного развития ребенка, предложенная А.И. Бурениной.

Были установлены критерии оценки уровня музыкально-психомоторного развития детей подготовительной группы. Оценка производилась по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень развития; 4-3 балла – средний уровень; 2 балла – низкий уровень).

Анализ данных констатирующего эксперимента выявил следующее:

1. Показатели музыкально-психомоторного развития большинства детей обеих групп отмечены на среднем уровне (по 57% в обеих группах). Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей составил: 3,2 – контрольная группа; 3,8 – экспериментальная группа.

2. Следует отметить, что арсенал движений, которым владеют дети ограничен; дети имеют довольно средние показатели развития уровня слухового внимания и двигательной памяти; при выполнении творческих заданий большинство детей импровизировали довольно робко, их танцевальные композиции отличались однообразием, отсутствием оригинальности.

Анализ программ по развитию музыкально-ритмических движений  показал, что специальные методики по развитию музыкально-ритмических движений для детей, проживающих в условиях Кольского Заполярья, не  разрабатывались.

В связи с этим, была внедрена в работу с детьми «Программа развития музыкально-ритмических движений у детей подготовительной группы», разработанная  в ДОУ № 3 п. Ревда Мурманской области.

Цель программы:

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей, укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи программы:

- развитие музыкальности;

- развитие двигательных качеств и умений;

- развитие творческих способностей;

- развитие психических процессов.

Требования к подбору музыки: высокая художественная направленность музыкального произведения; доступность для движений; понятность музыкального образа; разнообразие жанров музыкальных произведений.

Требования к подбору движений: доступность двигательным возможностям детей; понятность по содержанию игрового образа; разнообразность движений.

Данная программа была использована при проведении формирующего эксперимента в работе с детьми экспериментальной группы  в течение 2006-2007 учебного года. Эксперимент проходил в три этапа.

В основе первого этапа – подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. Во время работы – положительный эмоциональный настрой занятий, использование игровых образов и никаких замечаний детям, что дает возможность постепенно, безболезненно освоить сложные элементы упражнений.

Второй этап формирующего эксперимента – развитие самостоятельности детей в процессе музыкально-ритмических занятий. Показателем результата обучения явилось самостоятельное исполнение упражнений.

Третий этап формирующего эксперимента заключался в том, что на основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта, детей подводили к развитию творческих возможностей, раскрытию собственной индивидуальности.

Работа по экспериментальной адаптированной программе проводилась в течение года. 2 раза в неделю на музыкальных занятиях, и 1 раз в неделю на занятиях ритмикой.

Все занятия музыкально-ритмическими движениями распределялись в режиме дня с учетом климатических особенностей Кольского Заполярья, осуществлялся контроль за допустимой нагрузкой ребенка.

Большое внимание уделялось совершенствованию музыкально-двигательных навыков и умений самих педагогов.

Музыкально-ритмические композиции использовались педагогами на различных занятиях, развлечениях, в качестве физминуток, в комплексах утренней гимнастики.

Проведение контрольного эксперимента в мае 2007 года показало, что проведенная работа позволила качественно развить двигательные навыки и умения, музыкально-пластические способности наших детей, подарить им радость, свободу самовыражения, преодолеть возникновение гиподинамии, которая распространена в условиях Кольского Заполярья.

        Выявлено. что на конец эксперимента, показатель высокого уровня музыкально-психомоторного развития детей стал выше на 22% (3.р.) в экспериментальной группе, средний уровень в повысился на 14% (2р.) в сравнении с контрольной группой. а низкий уровень выявлен у 7% (1р.) и оказался выше в контрольной группе.

         Общий средний балл по уровню музыкально-психомоторного развития детей на конец эксперимента составил: 3,6 б. – контрольная группа; 4,5 б. – экспериментальная группа.

У детей экспериментальной группы увеличился творческий потенциал.

Дети умеют свободно выражать в движении характер музыки, основные средства музыкальной выразительности, свои чувства; точно и правильно выполнять движения, способны передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.

Дошкольники быстро запоминают музыку и движения, внимательны в процессе разучивания, импровизируют с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Выступления с танцевальными композициями в детском саду, в Школе Искусств, ДК поселка Ревда раскрепощали детей, заряжали энергией и радостью, вызывали чувство гордости за полученный результат, у детей появлялась уверенность в своих силах.

В ходе исследования установлено, что успешных результатов в музыкально - ритмическом воспитании детей можно достичь, соблюдая требования к условиям и методики проведения занятий, систематическом посещении занятий детьми, а также постоянному совершенствованию умений и навыков педагогов.

Экспериментом доказано, что музыкально - ритмическими движениями может и должен заниматься каждый ребенок, с учетом его индивидуальных возможностей, состояния здоровья и желания.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что систематическое использование музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на музыкально-психомоторное развитие ребенка, подтвердилась.

Результаты анализа работ ДОУ и наши исследования доказали, что используя передовой опыт педагогов – исследователей по физическому и музыкальному воспитанию детей, современные программы по музыкально – ритмическому воспитанию дошкольников, адаптируя их к условиям данного ДОУ, можно активно формировать музыкально-двигательные и творческие способности каждого ребенка.

Литература

  1.  Алябьева Н.В., Кузнецова В.М. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях Кольского Заполярья // Теория и практика физической культуры. – 1994.- № 7.
  2.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 1997.
  3.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2002.
  4.  Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50284. Создание и обработка баз данных о занятиях и преподавателях 553.5 KB
  Анализ задания на разработку базы данных. Формы для редактирования табличных данных. Microsoft ccess это система управления базами данных СУБД.
50286. Запуск и остановка Apache 246 KB
  Вы должны запустить аpаche как суперпользователь. pche после запуска будет порождать дочерние процессы использующие UID и GID указанные в директивах User и Group. Для перезапуска pche выполните команду service httpd restrt или etc rc.
50287. Средства и способы радиационной и химической разведки в очагах массового поражения (ОМП) и чрезвычайных ситуаций (ЧС) 54.5 KB
  При 5060 качаниях насоса через индикаторную трубку проходит 182 л воздуха. В качестве примера можно имитировать определение в воздухе ОВ с любой из трубок например с тремя зелеными кольцами: специальным ножом имеющимся в торце насоса надрезать трубку с обеих сторон и обломить концы; найти в торце насоса углубление со штырем в центре и насадив трубку на штырь вскрыть ампулу внутри нее; вставить трубку в насос и сделать 10 15 качаний; вынуть трубку и сравнить окраску наполнителя с эталоном имеющимся на кассете. В качестве...
50288. Заповнення багатокутників 69 KB
  Однією із унікальних характеристик растрового пристрою є можливість представлення суцільних областей. Генерацію суцільних областей із простих описів ребер або вершин називають растровою розгорткою суцільних областей, заповненням багатокутників або заповненням контурів. Для цього використовують кілька методів, які можна поділити на дві категорії: растрова розгортка та заповнення із затравкою.
50289. Изучение построения и функционирования схем асинхронных и синхронных счетчиков. Сравнительный анализ асинхронных и синхронных счетчиков 90.5 KB
  Цель работы: изучение построения и функционирования схем асинхронных и синхронных счетчиков. По диаграммам работы сравниваются задержки установки состояния счетчиков. Реверсивный счетчик проектируется для работы в кристалле Cyclone EP1C6T144C8. Порядок выполнения работы.
50290. Условная энтропия и взаимная информация 185.5 KB
  По формуле полной вероятности имеем: Следовательно По теореме умножения Следовательно Аналогично Количество информации и избыточность Количество информации при наблюдении случайной величины с распределением вероятностей задается формулой Шеннона: Единицей измерения количества информации является бит который представляет собой количество информации получаемое при наблюдении случайной величины имеющей два равновероятных значения. При равномерном распределении количество информации задается формулой Хартли:...
50291. Получение основных навыков проектирования схем в редакторе пакета Quartus. Изучение функционирования простейшего КЦУ 81.5 KB
  Сохранить и откомпилировать полученный файл. Путь к компилятору: Processing – Start Compilation, или соответствующий значок верхнего меню редактора. Если компилятор указывает на ошибки, обратиться к преподавателю или лаборанту.
50292. Исследование работы демультиплексора 85.5 KB
  Открыть редактор временных диаграмм. Построить диаграммы работы устройства, следуя записанным рекомендациям. Выводы записывать в файл временных диаграмм списком. Для получения списка выводов шины кликнуть на знак + возле ее обозначения. Продемонстрировать временные диаграммы преподавателю.