78497

Сенсорное развитие детей подготовительной к школе группы в продуктивных видах деятельности (рисовании)

Научная статья

Педагогика и дидактика

Предмет исследования: определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании. Цель объект предмет позволили определить задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей; Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста; Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Гипотеза исследования предполагает что целенаправленная систематическая работа по...

Русский

2015-02-07

61.93 KB

3 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Е.В. Стокальская

Сенсорное развитие детей

подготовительной к школе группы

в продуктивных видах деятельности (рисовании)

 

Ребенок открыт миру. Он усваивает огромный объем информации. Общение малыша с миром происходит не только через взрослых, но и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после его рождения. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

Ребенок познает мир сначала только чувственным образом, который безграничен, так как лишен стереотипов. Малыш чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.

Одна из главных задач взрослого – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения, развивать восприятие и формировать представление о свойствах предметов. Все это и составляет сущность его сенсорного развития.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель), а также известные отечественные классики дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

По мнению Т.В. Двуреченской, Т.Н. Дороновой и др., оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Исследователь в области психологии С.Г. Шевченко утверждает, что природное желание ребенка узнавать новое сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях.

У ребенка не реализуется одна из главных способностей этого возраста – эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям.

Цель исследования  - изучить сенсорное развитие дошкольников посредством рисования.

Объект исследования  - сенсорное развитие ребенка.

Предмет исследования:  определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании.

Цель, объект, предмет позволили определить задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей;
  2. Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста;
  3. Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Мурманска;
  4. Разработать и апробировать систему мероприятий по формированию у детей подготовительной к школе группы умений различать, называть и использовать цвет в рисовании;
  5. Провести количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики.

Гипотеза исследования  предполагает, что, целенаправленная, систематическая работа по сенсорному развитию, включающая в себя:

- упражнения, направленные на умение различать цвета и оттенки;

- серию занятий, предполагающую осознанное использование цвета;

- чтение литературных произведений, способствующих пониманию цвета детьми, его эмоциональной составляющей;

- дидактические игры, выступающие средством закрепления знаний детей;

- самостоятельную художественную деятельность;

- наблюдения, обогащающие впечатления и жизненный опыт позволит  успешно развивать сенсорную культуру дошкольников.

Работа проведена в два этапа: теоретический и практический.

На теоретическом уровне исследования рассматриваются вопросы сенсорной культуры и творческого развития детей, а также влияние различных видов деятельности, в частности изобразительной, на сенсорное развитие дошкольников.

На данном этапе участвовали методы:

- анализа и синтеза;

- сходства и различия;

- логический метод.

Практический этап исследования посвящен диагностированию уровней сформированностей восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы ДОУ № 93 г.Мурманска. Это потребовало следующих методов:

- наблюдение непосредственное открытое;

- изучение детских работ;

- опрос детей.

Методологической основой исследования выступает концепция А.В.Запорожца о том, что познавательной деятельностью ребенка могут выступать особые, структурированные образы, овладение которыми связано с усвоением общечеловеческого опыта. Таким образом, психические процессы рассматриваются как особые ориентировочные действия, опосредованные определенными средствами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что было осуществлено изучение и обобщение имеющегося теоретического психолого-педагогического опыта по данной проблеме; определена роль деятельности в сенсорном развитии детей; изучение изобразительной деятельности (рисования) как особого средства сенсорного развития ребенка подготовительной к школе группы.

Практическая значимость: разработанные конспекты занятий, дидактические игры, подбор музыкальных произведений и другая деятельность могут быть использованы педагогами – практиками в педагогической деятельности с целью эффективного сенсорного развития старших дошкольников, а так же студентами педагогических университетов в период прохождения практики.

Апробация исследования проходила на базе МГПУ на научно – практической конференции «Современные психолого-педагогические подходы в образовании дошкольников и младших школьников» 17 декабря 2007 года.

База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида № 93 «Аленушка» г. Мурманска. в исследовании принимало участие 10 детей подготовительной к школе группы.

Проблема сенсорного развития детей широко рассматривается в современной психолого – педагогической науке. Анализ работ таких психологов как В.Н. Белкиной, Л.А. Першиной, Г.А. Урунтаевой, Н.В. Шептуховского и других, позволил сделать вывод о том, что сенсорное развитие детей – это двусторонний процесс: с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям как для познания окружающей действительности и успешного обучения в школе, так и для трудовой и творческой деятельности.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации, умственной активности, что является важным аспектом умственной готовности ребенка к школьному обучению.

Данная проблема широко рассматривается и в педагогической науке, где ученые С.А. Козлова, Т.А. Куликова, К.Л. Печора и др. определяют содержание сенсорного воспитания, включая в него знакомство с запахом, цветом, величиной, формой, фактурой, ориентировкой во времени и т.д.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Дети развиваются путем «социального наследования», которое предполагает не только упражнение и развитие врожденных способностей, но и приобретение новых, при усвоении общественного опыта.

В условиях повседневной жизни, в процессе игровой, учебной, трудовой, изобразительной деятельности, дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений (В.Н. Аванесова, Н.Н. Поддьяков).

Наибольший эффект для сенсорного развития, считает Г.Г. Григорьева, дает изобразительная деятельность. Она позволяет раскрыть такие свойства предметов, с которыми дети не столкнулись бы в других условиях. В изобразительной деятельности формируется действие восприятия, служащее инструментом для решения основной задачи – рассмотреть предмет так, чтобы его потом изобразить. Однако специфика деятельности (создание наглядного образца) требует специфических приемов восприятия (обследования) предметов.

Для успешного решения изобразительных задач важны связи, которые объясняют некоторые внешние изобразительные признаки, в частности, цвет. Ребенок, овладевая цветовой культурой, развивает образное, ассоциативное мышление, учится видеть красоту окружающего мира. Это очень важно для его общего развития. Иногда люди сами обедняют свое цветовое восприятие, считая, что снег – белый, трава – зеленая и т.д. Необходимо бороться с такой цветовой слепотой, поскольку представления об основных разновидностях цвета, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Для изучения уровней сенсорного развития детей подготовительной к школе группы была взята методика, предложенная Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, которая изложена в практикуме по детской психологии. Исследование проводилось с детьми индивидуально и состояло из 4-х серий заданий, интервал между которыми 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и оттенки).

Констатирующий этап исследования проводился с целью определения уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы с 14-го по 21-е мая 2007 года. Критерии оценки уровней сформированности восприятия цвета были выведены на основе анализа программы «Детство».

При проведении первой серии заданий, позволяющей выяснить, сформировано ли умение выбирать цвет по наглядному образцу, детям предлагалось по 5 кружков основных, дополнительных цветов и оттенков. Необходимо было разложить их в коробочки такого же цвета. При этом цвет не назывался. Результаты: 3 ребенка – высокий уровень, 5 детей – средний уровень и 2 ребенка – низкий уровень.

При выполнении второй серии заданий, посвященной изучению умения размещать цвета по наглядному образцу, детям было предложено 3 карты – образца:

- на первой карте расположены основные цвета;

- на второй  - дополнительные;

- на третьей – 5 оттенков красного в промежутке от темно-красного, до светло-красного.

Располагая кружки на пустой карте, согласно образцам, дети показали следующие результаты: 7 детей – высокий уровень, 2 ребенка  - средний уровень, 1 ребенок – низкий уровень.

Для выполнения третьей серии заданий каждому ребенку было предложено 5 хроматических кружков – фиолетовый, сиреневый, бардовый, малиновый, персиковый. Исследователь называл цвет и просил найти кружок такого же цвета. Результаты детей: к высокому уровню отнесены 3 ребенка, средний уровень обнаружили 4 ребенка, низкий уровень показали 3 ребенка.

Для выполнения четвертой серии заданий детям было предложено 5 оттенков: темно-зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый, серо-голубой, голубой. Необходимо было назвать эти цвета. При выполнении этой серии заданий получены следующие результаты: высокий уровень не показал ни один ребенок, средний уровень выявлен у 6-ых детей, низкий у 4-ех.

После проведения всех 4-ех серий, полученные результаты были занесены в таблицу и определен средний уровень особенностей восприятия цвета для каждого ребенка.

Таким образом, высокий уровень показал 1 ребенок. Он умеет самостоятельно выбирать и размещать цвета по наглядному образцу, соотносить зрительно – воспринимаемый образ цвета со словом-названием и самостоятельно называть большую часть предложенных оттенков.

7 детей показали средний уровень. Они зачастую нуждаются в помощи взрослого. В ряде случаев наблюдается неверно развитый стереотип цвета, например, малиновый относят к красному, а также частичное незнание оттенков цвета. 2 ребенка обнаружили низкий уровень. Эти дети допускали много ошибок как при различении, так и при назывании дополнительных цветов и оттенков.

После проведения дифференцированного анализа умения различать и называть основные, дополнительные цвета и оттенки, мы пришли к выводу, что недостаточные знания в области цветовых оттенков потребовали разработки формирующего этапа.

Для этого была разработана система мероприятий, включающая различные виды познавательной и художественной деятельности. Это занятия, упражнения, самостоятельная художественная деятельность, дидактические игры, слушание произведений А. Вивальди, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других композиторов, рассматривание репродукций картин художников – пейзажистов А.М. Васнецова, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана и других, индивидуальная работа, чтение художественных произведений, цикл наблюдений во время прогулок. С конспектами занятий и продуктами детской деятельности вы можете ознакомиться, просмотрев приложения.

Формирующий этап проводился в течение 3-х месяцев с 5-го сентября по 30-ое ноября. Для выявления изменений в сформированности знаний цвета как сенсорного эталона у детей подготовительной к школе группы с 3-его по 10-ое декабря 2007 года был проведен контрольный этап диагностического исследования с использованием ранее заявленной методики, с той же группой детей, в аналогичных условиях, что и на констатирующем этапе.

При выполнении первой серии заданий высокий уровень повысился на 60% и составил 90%. Показатели среднего уровня уменьшились на 40% и находятся на уровне 10%. Низкий уровень составляет 0%, так как эти дети поднялись на средний уровень.

Вторая серия заданий показала 100% высокий результат выполнения за счет повышения среднего и низкого уровней.

Третья серия обнаружила следующие результаты: количество детей высокого уровня возросло на 50% и составило 80%. Средний уровень уменьшился на 20% так как дети повысили свой уровень и составляет 20%. Низкого уровня не осталось.

Четвертая серия определила высокий уровень у 60% детей. Средний уровень снизился на 30% и составляет 30%. Низкий уровень так же снизился на 30% и составляет 10%.

Результаты детей после проведения констатирующего и контрольного этапов исследования представлены в сводной диаграмме 1.

Диаграмма 1

(1-4 серии)

Наблюдается значительный рост среднего уровня особенностей восприятия цвета каждым ребенком. 8 детей отнесены к высокому уровню; 1 ребенок показал средний уровень; 1 ребенок остался на низком уровне. Полученные данные, отражающие положительную динамику, подтверждают ранее выдвинутую гипотезу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64024. Технологія приготування бісквітних тортів 1.47 MB
  Кондитер повинен мати тонкі смакові відчуття і гарне чуття запаху, вміло поєднувати смакові речовини у різних пропорціях для забезпечення приємного смаку і аромату готових виробів, підбирати кольори кремів природних тонів, творчо мислити і постійно працювати над розробкою та впровадженням нових рецептів...
64026. Анализ оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл» 397.5 KB
  Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия. Целью данной работы является изучение оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл».
64027. Формирование гражданской компетенции на уроках окружающего мира 947.5 KB
  Цель исследования: выявить и апробировать психолого-педагогические условия формирования гражданской компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе.