78498

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального так и образовательного экспериментирования. Таким образом проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной. Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития...

Русский

2015-02-07

81.32 KB

12 чел.

 И.А. Синкевич

О.Г. Крылова

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста

Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием, стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального, так и образовательного экспериментирования. Интенсивное развитие общества требует от человека наличия культурного потенциала, творческих идей, проявления индивидуальности, аккумулирующей в себе лучшие качества личности, базирующихся на культурных народных традициях. Духовная культура личности, которая всегда являлась показателем уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической и гражданской позиции, понимается как интегрированное свойство человека и проявляется в потребности жить, творчески созидая в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. На это направлены усилия приоритетного национального проекта «Образование», активная реализация которого началась в 2005 году. Весьма актуальным в современных условиях становится исследование процессов обучения и воспитания личности на основе интегрированной художественной деятельности, которая является основой целостного восприятия мира и способствует культурному, эстетическому и эмоциональному развитию.

Креативность – это всегда воплощение индивидуальности и самореализации личности, возможность выразить свое неповторимое  отношение к миру. Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему, и тогда они рано или поздно проявятся. Нужно отметить, что далеко не всегда дети самостоятельно могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные природой, так и не раскрываются.

Таким образом, проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной.

Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: креативность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития креативности младшего школьника.

В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие креативности младших школьников будет эффективно в том случае, если:

  1. определены условия успешности развития креативности детей младшего школьного возраста;
  2. на основе критериев выделены уровни развития креативности;
  3. составлена программа, ориентированная на развитие креативности младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Исследовать специфику развития креативности.
  2. Определить основные психологические особенности детей младшего школьного возраста.
  3. Подобрать методы диагностики креативности младших школьников.
  4. Проанализировать полученные данные исследования.
  5. Составить программу развития креативности младших школьников.
  6. Определить эффективность форм и методов развития креативности младших школьников на основе анализа данных экспериментального исследования.

Методологической основой исследования являются:

  1. культурно-историческая концепция развития личности (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.И.Вернадский, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, Н.К. Рерих, Н.И. Розанов, В.И. Смирнов; П.А. Флоренский; Н.Н. Моисеев);
  2. психолого-педагогические взгляды о ведущей роли воспитания и идеи целостного подхода к обучению и развитию детей в условиях интегрированной художественной деятельности по методологии нового типа (Л.Г. Арчажникова, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, Т.С. Комарова, В.С. Кузин; В.П. Кузьмин, Г.В.Лабунская, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Ю.Н. Усов, Г.М. Цыпин, Б.П. Юсов);
  3. отечественная система развивающего обучения, в основе которой лежит теория учебной деятельности, позволяющей рассматривать учебную и художественную деятельность как единое целое (А.Ю. Гончарук, В.В. Давыдов, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, Д.Б. Эльконин);
  4. комплексные и интегративные психологические исследования сенсорных и перцептивных процессов сознания (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, А.И. Савенков, А. Валлон, К. Юнг, С. Гроф);
  5. положения о развитии эмоций, восприятия, воображения, образного мышления ребенка (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон);
  6. теоретические подходы к раскрытию индивидуальных возможностей детей (Е.А. Бодина, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.М. Торшилова, К.В. Кулаев, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманский и др.).

Исследование длилось около 6 месяцев и проводилось в 3 этапа.

  1. Поисково-теоретический: анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы; освещение основных методов и способов развития творческих способностей; формулирование рабочего варианта гипотезы.
  2. Экспериментально-диагностичекий: разработка программы эмпирического исследования в соответствии с гипотезой, целью и задачами.
  3. Обобщающий: проверка и обработка результатов исследования, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, отработка окончательных выводов; разработка психолого-педагогической системы занятий по развитию креативности у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в составлении программы развития креативности, используя программу Б.П. Юсова «Живой мир искусства». Рассматриваемые в ходе исследований проблемы и полученные научные результаты вносят существенный вклад в теорию, методологию и практику художественно-творческого развития личности и могут быть основой для программ общего творческого развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его проведения результаты обеспечивают эффективность развития креативности детей младшего школьного возраста. Данные этой работы могут быть использованы при разработке и проведении семинаров, спецкурсов, круглых столов, а также при подготовке учебных пособий и методических разработок. Выводы и обобщения, содержащиеся в работе, имеют прикладное значение.

Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Деятельность осуществляется сознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат ее - продукт деятельности. Способности - это свойство психической функциональной системы  обеспечивать достижение некоторой цели деятельности.

На принципиальное отличие креативной и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности - потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для креативности характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Креативность возникает в процессе деятельности и связана с порождением «побочного продукта», который является творческим результатом. Суть креативности, как психологического свойства, сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению цели (целесообразные результаты), проходя мимо новизны.

Главное в креативности - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», а внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Так при осуществлении рационально и сознательно управляемой деятельности, которая всегда целесообразна, имеется другое отношение: активность сознания и рецептивная роль бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию, операции и пр. Подобная трактовка впервые была предложена выдающимся психологом В.Н. Пушкиным. Таким образом, критерий творчества должен быть процессуальным и связан с особенностями протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Существует, как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей:

  1. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А.Дж.Танненбаум, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Особняком стоит концепция Д.Б.Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д.Б.Богоявленской, является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, рабочим-изобретателям.
  2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» П.Торранса: если IQ ниже 115-120 интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Предположение П.Торранса на удивление хорошо совпадает с данными Д.Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
  3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, А. Термен, Р. Стернберг и другие). Г.Ю. Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Д. Гилфорда на дивергентное мышление высказал точку зрения, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Р. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по своему творческому продукту, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания, и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

В последнее время распространение получила концепция Р.Стернберга. Он рассматривает интеллектуальную деятельность в трех аспектах. Первый из них - механизмы функционирования интеллекта (отражение решения, когнитивные стили, знания). Второй аспект - связи интеллекта с типами задач. Третий аспект - отношение интеллекта с внешним миром. Итак, способности не могут быть одинаковы у людей, они неповторимы, своеобразны, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, с другими свойствами и качествами личности – направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством и др. Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характера, выражающие общее отношение человека к жизни и труду. Положительное влияние на развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью.

Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. Исследования показывают, что высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью явилось аргументом для сторонников двух других подходов, альтернативных редукционистскому.

Развитие креативности осуществляется следующим образом:

  1. на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации),
  2. общая одаренность преобразуется в актуальную креативность  - синтез одаренности и определенной структуры личности.

Развитие креативности возможно при соблюдении следующих условий:  

  1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;  
  2. наличие позитивного образца творческого поведения;
  3. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  4. социальное подкрепление творческого поведения.

Перечислим конкретные полихудожественные методы развития креативности у детей младшего школьного возраста:

  1.  взаимодействие искусств - метод использования различных искусств для иллюстрации, углубления знаний и представлений в обучении и освоении учебного материала;
  2.  интеграция искусств - метод развития целостного художественного сознания, заключающийся в применении комплекса искусств в виде синтеза взаимосвязанных и взаимопроникающих видов художественной деятельности;
  3.  интеграция художественной деятельности - форма организации занятий учащихся на основе взаимодействия искусств;
  4.  интегрированный урок - занятие, организованное на основе интеграции искусств и художественной деятельности учащихся;
  5.  комплекс искусств – метод организации художественной деятельности учащихся на основе целого спектра видов искусств;
  6.  моделирование - представление особенностей реальной или предполагаемой ситуации, процесса с помощью использования разных средств и форм их соединения и воздействия;
  7.  метод полихудожественного развития – организация форм, содержания и проведения занятий на основе взаимодействия, интеграции искусств и художественной деятельности
  8.  полихудожественное развитие (воспитание) – художественно-творческое развитие на основе интеграции искусств и видов художественной деятельности;
  9.  художественно-творческое развитие - в широком смысле - это развитие творческих способностей посредством комплекса искусств. В более узком значении термина - это развитие средствами изобразительного искусства в совокупности с другими видами художественной деятельности;
  10.  система художественно-творческого развития - система развития (ребенка, учащихся), основанная на воспитании творческой личности посредством комплекса искусств и взаимосвязанной деятельности образовательных структур, учреждений культуры и искусства.

Вышеизложенные методы применяют на всех организационных уровнях художественно-творческого развития личности младших школьников:

  1.  школьные предметы творческого направления (урок с применением комплекса искусств или блок художественно-творческих дисциплин, объединенных общей целью и направленностью обучения);
  2.  внеурочная творческая деятельность;
  3.  структура внеклассной художественно-творческой деятельности (школьные студии, факультативные занятия, учебные экскурсии, клубы объединения по интересам и т.д.);
  4.  проверка результатов художественно-творческого развития школьников (отчеты, конкурсы, общешкольные фестивали, тематические вечера и т.д.);
  5.  углубленные занятия отдельными видами искусств во внешкольной системе дополнительного образования.

В настоящее время реализуются комплексные и парциальные программы по эстетическому воспитанию Н.Э. Басиной, Л.А. Венгера, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, О.А. Куревиной, В.И. Логиновой, О.А. Соломенниковой и др. В программах раскрываются методы и приемы работы, способствующие творческому развитию, активизации внимания, восприятия, воображения, интереса детей. В программах отмечается, что задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в предметах и явлениях действительности и искусства найти живые, яркие и интересные стороны с тем, чтобы они затем могли в своих творческих работах представить ранее испытанные впечатления в различных новых сочетаниях. Значительный акцент в современных программах делается на знакомстве детей с изобразительным и музыкальным искусством, которые являются одним из важных факторов развития творческой активности детей в процессе эстетического воспитания.

Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, развитие должно происходить под влиянием условий среды. Разнообразные методики развития креативности, предполагающие локальное воздействие: например, различные сборники нестандартных (творческих)  задач, обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения. Они несут в себе несовершенство, из-за которого испытуемые привычным для них способом адаптируются к требованиям экспериментатора и демонстрируют требуемый способ действия (и тогда их поведение вновь является скорее воспроизводящим, чем творческим). В этом случае креативность является чисто ситуативной характеристикой - реакцией на внешние требования по отношению к субъекту. Такое креативное поведение имеет недостаточную мотивационную базу.   

Педагогическими условиями развития творческой активности детей младшего школьного возраста являются:

  1. создание обстановки эмоционального благополучия; наполнение жизни детей интересным содержанием;
  2. творческий подход педагога к отбору содержания образования; вариативность во всем (выборе тем занятий, организации обстановки, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых им материалов и т.д.);
  3. личностно-ориентированный подход в обучении детей; осуществление индивидуального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности; синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; знакомство с произведениями искусства.

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 3 пос. Мурмаши; было направленно на изучение креативности младших школьников.

В эксперименте участвовало 50 человек (23 мальчика и 27 девочек). Средний возраст испытуемых 7,5 лет.

Целью данного опытно-экспериментального исследования являлось изучение специфики креативности детей младшего школьного возраста, знание которой необходимо для эффективной практической деятельности в этом направлении педагогов образования.

1 стадия - констатирующий эксперимент. Была  проведена диагностика,  с  целью определения  уровня  развития творческих   способностей  у детей  младшего школьного возраста (с 1 по 10 октября 2006 года). Для исследования были использованы несколько методик: «Нарисуй человека», «Страна Вообразилия», тест П.Торранса, матрицы Равена. Все методики позволяют фиксировать значимые проявления уровни  развития творческих способностей у детей.

2 стадия - формирующий эксперимент. Этот этап включает работу по развитию воображения, речи, наглядно-образного мышления, рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка. Программа включает в себя серию из 10 занятий, на которых дети поют, рисуют, танцуют, читают тексты. Использование развивающих занятий позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к творческой, а так же учебной деятельности - ее разнообразие. Один из самых верных и сильных путей возбуждения интереса - эмоциональное воздействие. Красота, образность, эмоциональная напряженность материала, с которым работает ребенок, влечет активное развитие креативности. Переключение младших школьников с одной деятельности на другую способствует сокращению перегрузки детей, оказывая на младших школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психическое напряжение. Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.

3 стадия – контрольный эксперимент. На заключительном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика художественно-творческих способностей детей с целью определения эффективности методик, использованных на предыдущей, развивающей стадии эксперимента. Для контрольной диагностики были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов представлен в таблице 1 и гистограмме 1.

Таблица 1

Уровни креативности младших школьников (по П.Торрансу)

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

критерий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Беглость

3 (6%)

15 (30%)

32 (64%)

0 (0%)

4 (8%)

46 (92%)

Гибкость

6 (12%)

27 (54%)

15 (34%)

0 (0%)

16 (32%)

34 (68%)

Оригинальность

20 (40%)

24 (48%)

6 (12%)

3 (6%)

39 (78%)

8/16%

Разработанность

12 (24%)

27 (54%)

11 (22%)

0 (0%)

32 (64%)

18 (36%)

Гистограмма 1

Уровни креативности младших школьников (по П.Торрансу)


        Общие результаты диагностики по методикам «Страна Вообразилия», Рисунок человека, матрицы Равена представлены в таблице 2 и гистограмме 2.

Таблица 2

Результаты исследования уровня развития творческого, воссоздающего воображения, наглядно-образного мышления

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Уровень творческого воображения

1 (2%)

21 (42%)

27 (54%)

0 (0%)

5 (10%)

45 (90%)

Уровень воссоздающего воображения

1 (2%)

10 (20%)

38 (76%)

0 (0%)

7 (14%)

43 (86%)

Уровень наглядно-образного мышления

37 (74%)

10 (20%)

3 (6%)

2 (4%)

42 (84%)

6 (12%)

Гистограмма 2

Результаты исследования уровня развития творческого, воссоздающего воображения, наглядно-образного мышления

Анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования выявил значительное улучшение показателей по выбранным нами критериям, на основании чего можно сделать следующие выводы.

Методики, которые использовались на стадии формирующего эксперимента, продемонстрировали высокую эффективность в развитии креативности младших школьников и могут быть рекомендованы для реализации в учебных заведениях. Следует отметить, что эффективное развитие творческих способностей детей возможно лишь при совместных усилиях со стороны учителей и родителей. Ставить перед детьми проблемные ситуации и задачи, взрослые должны тщательно поощрять творческий подход детей к решению проблем. Развитие креативности должно осуществляться не только в школе, но и дома.

Переключение младших школьников с одной деятельности на другую способствует сокращению перегрузки детей, оказывая на младших школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психическое напряжение. Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.

В заключении отметим, что мы изучили концептуальные основы и описали основные способы и приемы развития креативности младших школьников. Таким образом, поставленные задачи были реализованы, цель достигнута, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение в результатах опытно-экспериментального исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49958. Вывод в консоль с использованием C# (Csharp) 104.5 KB
  Мы используем WriteLine где нам нужно для того чтобы вывести текст в окно консоли. У WriteLine есть родственница Write: Console.А теперь выведем текст на в новой строке Как видно разница между WriteLine и Write довольно очевидна. Когда вызываешь WriteLine текст автоматически выведется с новой строки.
49959. Создание простейшего триггера на языке PLSQL 238.5 KB
  Задание для самостоятельной работы на лабораторную работу: Сделать всё по методичке, но по своей таблице, выполненной в первой лабораторной работе
49960. Общая физика. Лабораторный практикум 2.47 MB
  На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить с собой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов. Все черновые записи делаются на левой стороне листа лабораторного журнала; е окончательный результат представляют в стандартном виде суказанием среднего значения измеряемой величины абсолютнойотносительной погрешности вычисленных по методу Стьюдента инадежности измерений. Например результат измерений плотности твердого тела в стандартном виде = 65 03 103 кг м3 ε = 5 при α = 095 где ...
49961. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум 7.26 MB
  Позднее он высказал предположение что все магнитные явления обусловлены токами причем магнитные свойства постоянных магнитов связаны с токами постоянно циркулирующими внутри этих магнитов. Cогласно закону Био Савара-Лапласа где I сила тока в проводнике d l – вектор имеющий длину элементарного отрезка проводника и направленный по направлению тока r – радиус вектор соединяющий элемент с рассматриваемой точкой P. Напряженность магнитного поля подчиняется принципу суперпозиции а согласно закону Био Савара-Лапласа 6...
49962. ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ И ОБЪЕМЕ 291.5 KB
  Изучение процессов в идеальных газах определение отношения теплоемкостей Оборудование.3 Увеличение внутренней энергии идеального газа в случае изменения его температуры на здесь i число степеней свободы молекулы под которым подразумевается число независимых координат определяющих положение молекулы в пространстве: i =3 для одноатомной; i =5 для двухатомной; i =6 для трех и многоатомной; R универсальная газовая постоянная ; R= 831 Дж мольК. При расширении газа система выполняет работу 5.4 молярная...
49963. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 85 KB
  Качественной особенностью современных форм ведения войны является выход из строя на территории очага массового поражения основного числа медицинских учреждений, органов управления, разрушение стройной системы оказания помощи населению.
49964. Перевірка закону Ома для електричного кола постійного струму 117 KB
  Виміряти силу струму в колі за допомогою амперметра. За допомогою вольтметра виміряти: а напругу на опорі R б напругу на клемах магазину опорів в ЕРС джерела струму. Обчислити враховуючи що внутрішній опір джерела струму малий порівняно з зовнішнім.
49965. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИНТЕРФЕРОМЕТРОМ ЖАМЕНА 125 KB
  Интерференцией света называется сложение световых пучков ведущее к образованию светлых и темных полос. В противном случае в каждой точке пространства волны будут то усиливать то ослаблять друг друга и глаз воспринимая усредненную картину не обнаружит интерференционных полос. В поле зрения окуляра зрительной трубы 4 появятся интерференционные полосы параллельные ребру двухгранного угла  который составляют фронты интерферирующих волн. Наклоном одной из пластин можно менять и ориентацию и ширину интерференционных полос.
49966. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ 107 KB
  Порядок выполнения работы: Изучить список работ с повышенной опасностью на выполнение которых выдается наряд-допуск. Изучить порядок проведения работ и оформления наряда-допуска.