78499

Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...

Русский

2015-02-07

123.53 KB

9 чел.

 А.А. Сергеева,

О.Н. Сушкова

Развитие креативности младших школьников

в условиях игровой деятельности

Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности, созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности - общей способности к творчеству - стоит и перед первой образовательной ступенью - начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Проблема развития креативности отражена в исследованиях Ф. Баррона, Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса,  А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, O.K. Тихомирова, Э.Д. Телегиной, Е. Торренса, Д. Харрингтона, Д.Б. Эльконина, В.Г. Ярошевского и других.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития креативности детей на разных возрастных этапах; определения механизмов проявления и формирования креативных свойств личности в разные возрастные периоды. Решение данных проблем имеет особое значение в отношении младшего школьного возраста. Это обосновано как рядом теоретических положений, раскрывающих целесообразность исследования креативности детей младшего школьного возраста (Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, О.Н. Гарнец, Ю.Э. Гильбух, В.Т. Кудрявцев, М.С. Семилеткина, Е.Л. Яковлева и др.).

Важнейшим приоритетом обновления современного образования является творческая индивидуальность учащегося, ее способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «... от человека образованного к человеку творческому» [2, 8]. Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. В этих условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития креативности каждого школьника. На основании многочисленных исследований (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, П.П. Блонский, Н. Гарднер, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, З.И. Калмыкова, М.Н. Шардаков, и др.) установлено, что особенно актуальным для развития креативности является младший школьный возраст.

Целью исследования является изучение процесса развития креативности младших школьников средствами игровой деятельности.

Объектом исследования является креативность детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступает  развитие креативности детей  9 лет посредством игровой деятельности.

Гипотеза:   

1. Креативность определяется следующими факторами: беглостью, гибкостью и  оригинальностью.

2. Повышению уровня креативности младшего школьника будут способствовать:

  1.   комплекс развивающих игр, который носит поэтапный характер
  2.  игровая деятельность, которая направлена на фантазирование, конструирование, проигрывание ситуаций;
  3.  игровые действия, направленные на развитие творческого воображения, творческого мышления, творческих способностей.  

Методы исследования и обработки материала включали теоретический анализ, диагностические методы (тесты Дж. Гилфорда и Э. Торренса в модификации Е.Е. Туник), метод математической обработки данных.

База исследования:

Исследование проводилось на базе МСОШ № 17, г. Мурманска, с учащимися 4 классов в количестве 24 человек. I группа, 12 человек – контрольная; II группа, 12 человек – экспериментальная.

Практическая значимость:  выявленные нами особенности развития креативности младших школьников посредством игровой деятельности  позволили разработать развивающую  программу,  а так же рекомендации  повышающие эффективность развития творческих способностей, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности   педагогов и  психологов образовательных учреждений.

Эмпирическое исследование креативности младших школьников включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Для оценки  уровня креативности младших школьников были использованы  тесты Дж. Гилфорда и Э. Торренса в модификации Е.Е. Туник [9, 10]. Данная батарея тестов  позволяет определить уровень креативности и ее  сформированности у ребенка. Показателями развития креативности выступают следующие факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. Показатель каждого субтеста отражает два или три упомянутых фактора.

 Тестирование  проводилось в групповой форме, после 3 урока.  Для субтестов 1, 2, 3, 4, 7  детям были предложены чистые листы для записей ответов на вопросы, для выполнения субтестов 5, 6, 7  предоставлялся стимульный материал.

Используемые нами тесты проводились с детьми в виде веселых занятий. На них царила непринужденная атмосфера. Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись. Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши  вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры – около 40 минут.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).

Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Инструкция для испытуемого:

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Субтест 2. Последствия ситуации.

Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого:

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 3. Слова.

Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого:

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты.

2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.

Субтест 4. Словесная ассоциация.

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция для испытуемого:

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 5. Составление изображений:

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция для испытуемого:

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Время выполнения всех рисунков - 8 минут. Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).

Субтест 6. Эскизы.

Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого:

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания - 10 минут.

Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.

Субтест 7. Спрятанная форма.

Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция для испытуемого:

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста - 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 8,  всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

В итоге констатирующего эксперимента по изучению показателей креативности детей 7 - 9 летнего возраста были получены следующие результаты (гистограмма 1). На данном этапе мы решили использовать  Q - критерий  Розенбаума – это не параметрический критерий, наиболее часто применяется  для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо свойства или признака, измеренного количественно [23]. В результате математической обработки результатов теста Дж. Гилфорда и Э. Торренса мы выявили, что показатели развития креативности: беглость, гибкость и оригинальность, в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковы, Qэмп.  > 2. В процентном соотношении в контрольной группе получились такие результаты: беглость 66,7%, гибкость 75%, оригинальность 50%, а в экспериментальной группе 66,6%, 75%, 58,3% соответственно (гистограмма 1).  Это поможет проверить эффективность программы развития креативности на младших школьниках в экспериментальной группе.

Гистограмма 1

 

Качественный анализ полученных данных до  развивающей  работы в экспериментальной группе указывает на следующие нюансы.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу телевидения». Редкие, оригинальные ответы: «Сдать в макулатуру. Узнать номер лотерейного билета. Порвать. Для обертывания» (субтест 1). Субтест 2 вызвал у некоторых детей затруднение. В среднем было дано один - два ответа (за 3 минуты). Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить».
Редкий, оригинальный ответ: «Будут делать уроки, ходить в школу». Субтест 3 обладает большой различительной силой. Примеры часто приводимых слов: в первой части — «пол, пошла, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка, собака, резинка». Примеры оригина льных слов: в первой части — «повесть, поздравление»; во второй — «свечка, печка, точка». Часто встречающиеся ответы в субтесте 4: «интересная, красивая, большая, маленькая, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, сказочная».

Для субтеста 5 предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных категорий фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов. За ошибку считалось использование других фигур и линий, кроме заданных. Предложенная система подсчета баллов субтеста 6 также довольно трудоемкая. При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число категорий рисунков, число изображенных предметов: например, изображения шести различных лиц относятся к одной категории, изображения нескольких разных букв также относятся к одной категории. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка, учитывается оригинальность и редкость изображения. Также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция и т.д. Седьмой субтест любят выполнять дети. Часто встречающиеся ответы: «зонт, ведро, птица, летучая мышь». Редкие, оригинальные ответы: «солнце, лампа, лодка, облако».

На формирующем этапе была разработана и реализована программа развития креативности младших школьников средствами игры. При создании развивающей  программы нами были приняты за основу работы Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкеевич-Евстигнеевой, О.И. Пеньковой, Л.И. Сазановой, К. Фопель [5, 8, 11, 12].

Занятия проводились в СОШ № 17, 2 раза в неделю, после уроков с I (экспериментальной) группой испытуемых, во  II (контрольной) группе, занятия не проводились. Помещение для  проведения программы  было предоставлено психологом.  

В нашей программе ребенку предоставляется возможность проявить свои знания и умения в разных сферах (фантазировании, запоминании, конструировании, проигрывании ситуаций и т.д.), при этом увидеть, как это делают другие, и научиться справляться с заданиями более эффективно. Большое внимание уделяется процессам общения и взаимодействия детей друг с другом, восприятию, воображению, развитию творческих способностей. Занятия предполагают комбинированные формы работы психолога с детьми, для этого используется комплекс развивающих, подвижных игр (таблица 1).

Таблица  1

Общая характеристика программы по развитию креативности

Этапы

Цели, задачи

Упражнения

I.  Ориентировочный

Формирование доверительных отношений.

Настрой учеников на совместную работу, снятие первоначальной настороженности, настройка на решение проблемных задач, выражение собственной оригинальности.   

«Световой поток», «Ошибка ошибке рознь», «Полет на ковре-самолете», «Сказка о целебных силах».

II. Обучающий

Способность к быстрому переключению внимания, гибкости и оригинальности творческого мышления.

Сказка о Слоне и Мухе, «Радуга эмоций», «Письменные инструкции».

III. Развивающий

Развитие воображения, восприятия, творческого мышления.

«Что было бы, если…», «Царство клякс», «Алфавит», «Вещь», «Знакомые картинки».

IV. Закрепляющий

Закрепить полученные результаты.

«Шарады»,

«Рифмующие слова»,

«Сочинялки», «Калейдоскоп», «Прогулка по лесу», «Волшебный мир».

Игры и упражнения были  подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения первого этапа были направлены на включение школьников в работу, на развитие заинтересованности к занятиям. Второй и третий этапы программы способствуют развитию креативности, таких факторов как воображение, восприятие, творческое мышление.  В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Предложим описание некоторых игр программы.

Игра « Ошибка ошибке рознь»

Цели: Дети, стремящиеся любой ценой избежать ошибок, тем самым ограничивают свои творческие возможности. Каждый ребенок должен научиться сам определять, в каких областях ошибки будут неизбежны, а иногда даже и полезны. Не менее важно для многих детей научиться воздерживаться от определенного рода ошибок, несущих негативные последствия для них самих или для окружающих.

Визуальная игра «Полет на ковре-самолете»

Цель: актуализация внутреннего ресурса, исследование своего внутреннего мира на проективном материале, создание положительного эмоционального настроя.

Сказка о целебных силах

Цель. Создать аллегорическое изображение состояния творческого тупика и наметить начало личностного роста.

Сказка о Слоне и Мухе

Цели: познакомить детей с разными способами придумывания нового, развивать внимание, воображение и творческие способности, учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.

Игра «Радуга эмоций»

Цель: обучение способности к быстрому переключению внимания, гибкости и оригинальности творческого самовыражения,   умению передавать состояние героев, работать индивидуально и в группе.

Игра «Что было бы, если…»

Цели: Эта игра развивает творческие способности детей. Вместе с тем, Вы сами имеете прекрасную возможность лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Вы можете использовать эту игру по окончании какой-либо работы, в конце дня или тогда, когда у Вас есть дополнительное время для работы с группой.

Игра «Царство клякс»

Цели: развивать внимание, воображение и творческие способности, учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения, учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.

Контрольный эксперимент основывался на материалах диагностики. Общие результаты динамических изменений продемонстрированы гистограммой 2.

Гистограмма 2

После экспериментальной работы при использовании Q - критерия  Розенбаума,  нами было получено Qэмп.  = 10. В процентном соотношении в контрольной группе получились такие результаты: беглость 70%, гибкость 75%, оригинальность 53,7%, а в экспериментальной группе 75%, 83,3%, 66,6% соответственно, что подтверждает результативность развивающей программы.

Качественный анализ полученных результатов: наиболее часто встречающиеся ответы в субтесте 1: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу телевидения. Для обертывания». Редкие, оригинальные ответы: «Сдать в макулатуру. Обмахиваться, если жарко. Узнать номер лотерейного билета. Вытереть руки. Вырезать фотографии. Порвать». По материалам субтеста 2 в среднем было дано два - три ответа (за 3 минуты). Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха». Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки. Будут учиться петь песни. Будут делать уроки, ходить в школу. Люди превратятся в зверей, а звери в людей, и будут мутанты».

Примеры часто приводимых слов в субтесте 3: в первой части — «пол, пошла, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка, собака, резинка, свечка». Примеры оригинальных слов: в первой части — «повесть, поздравление, попрошайка, пореветь»; во второй — «лесенка, смс-ка, леска». Часто встречающиеся ответы в субтесте 4: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, напечатанная,  купленная, иностранная, фантастическая». Для пятого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов.  При подсчете общее число изображенных элементов, число использованных категорий фигур   увеличилось (из четырех заданных выполнялись все), оригинальность рисунка и его элементов стала выше. За ошибку считалось использование других фигур и линий, кроме заданных. При подсчете показателей шестого субтеста  общее число категорий рисунков, число изображенных предметов увеличилось.  Испытуемые задействовали в задании большее количество кругов. Так же повысился уровень оригинальности и редкости изображения. Часто встречающиеся ответы в субтесте 7: «зонт, рыба, ведро, птица, солнце, лампа, лодка, облако, летучая мышь». Редкие, оригинальные ответы: «кактус, банан, якорь, ботинок, кувшин, фляга, шляпа, яблоко, морда, кувшин». По всем субтестам  высокий показатель оригинальности наблюдается у  5-ти испытуемых. По сравнению с результатами теста до развивающей работы  увеличилась оригинальность  у остальных детей.  Высокие показатели гибкости при выполнении 3 и 6 субтестов были выявлены у  5-ти детей. При подсчете баллов 7 субтестов показатели гибкости и беглости повысились  у всех испытуемых. Следовательно, по результатам контрольного эксперимента произошли позитивные динамические изменения по показателям беглости на 5% (гистограмма 3), гибкости на 9,5% (гистограмма 4), оригинальности на 17% (гистограмма 5). 

Гистограмма 3

 

Гистограмма 4

Гистограмма   5

 

В целом, уровень развития креативности у испытуемых заметно повысился на 27 балов, что составляет 17% (гистограмма 6).

Гистограмма   6

Таким образом, осуществив контрольную диагностику полученных результатов, мы видим, что показатели креативности по всем критериям (беглость, гибкость, оригинальность) в экспериментальной группе стали выше. Разработанная и использованная на практике программа показала свою эффективность в развитии креативности  младших школьников. Анализ полученных результатов экспериментального исследования выявил значительного улучшения показателей креативности: гибкости, беглости, оригинальности, на основании чего можно сделать следующие выводы.

Программа, которая использовалась нами на стадии формирующего эксперимента, продемонстрировала свою эффективность в плане последовательного, и систематического развития творческих способностей, может быть рекомендована педагогам и психологам для работы с младшими школьниками.  

В игре интенсивно развивается психика, на пределе работают память,  мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации простого, «учебного» задания. Важно не жалеть времени на игру с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, подыграть ребенку, разбудить его воображение. В игре развивается и личность ребенка, растет сфера его духовных потребностей, интересов. Уникален, привлекателен для школьника и тот стиль общения, который складывается между ним и взрослым в игре. Ролевая игра вносит большой вклад в формирование у ребенка важнейшего личного качества - зачатков критичности, независимости в мышлении и поведении. Игра не только развивает психику, личность ребенка - она готовит его к труду,  при одном условии: труд этот должен быть интересен ребенку, по силам ему. В период младшего  школьного возраста, когда все силы, все время отдано одному – развитию познавательной активности, творческому саморазвитию, познанию, исследованию, средствами игры развивается и креативность.

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как гибкость в мышлении и действии, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые,  богатое воображение, дивергентное мышление.

Для развития этих способностей перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу.

Следовательно,  сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития младшего школьника. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами игровой и учебной  деятельности.

Так как целью исследования выступило изучение процесса развития креативности младших школьников посредством игровой деятельности, а гипотезой предположение о том, что  креативность определяется следующими факторами: беглостью, гибкостью и  оригинальностью; посредством игровой деятельности развивается воображение, восприятие, творческие способности, творческое мышление,  что способствует развитию креативности  младших школьников; считаем, что поставленная нами цель была достигнута, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение в результатах экспериментального исследования. Это позволяет сделать вывод о том, что креативность можно развивать посредством игровой деятельности.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.  
  2. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. - М., 1991.
  3. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – Воронеж, 1998.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000.
  5.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2001.
  6.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
  7. Локоть Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований. - Мурманск, 1999.
  8. Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг. – СПб., 2002.
  9. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. - СПб., 1998.
  10. Туник Е.Е. Креативные тесты. - СПб., 2002.
  11.  Фопель К. Чтобы дети были счастливы.- М., 2005.
  12. Фопель К. Энергия паузы. – М., 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68659. Расчет показателей надежности и безопасности АЭУ Запорожской АЭС 3.96 MB
  Площадка Запорожской АЭС проектной мощностью 6000 МВт расположена в Каменско-Днепровском районе Запорожской области вблизи действующей Запорожской ГРЭС. Электростанция предназначена для снабжения электроэнергией южных районов Украины и входит в Объединенную энергосистему Юга.
68663. Особенности перевода газетных аннотаций и заголовков и способы их передачи на русский язык 161.86 KB
  Лексические грамматические и синтаксические особенности перевода газетных аннотаций и заголовков. Перевод как межъязыковая коммуникация Особенности перевода газетно публицистического стиля. Заголовок как элемент публицистического стиля Лексические особенности перевода газетных заголовков и аннотаций...
68664. Композиционные материалы. Арамидное волокно и ткани на их основе 293.81 KB
  Стальная проволока перерабатывается в тканые сетки которые используются для получения композиционных материалов с ориентацией арматуры в двух направлениях. Особенностью является то что матрицу образуют различные полимеры служащие связующими для арматуры которая может быть в виде волокон ткани пленок стеклотекстолита.
68665. Анализ вариантов регулирования с помощью имитационной модели 479 KB
  После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации...
68666. Совершенствование налогообложения малых предприятий с помощью экономико-математических методов 440 KB
  Малое предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться Из концепции Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России Целью экономических реформ...