78500

Арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками

Научная статья

Педагогика и дидактика

Рисунок который был сделан на первой встрече называется Мое настроение рисунок. Кате сначала было сложно включиться в работу но когда она сосредоточилась то быстро изобразила рисунок на предложенную тему. Она работала старательно и помощи ей не потребовалось в течение всего занятия она ясно поняла что и как надо сделать. Рисунок полученный в результате был очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер.

Русский

2015-02-07

1.03 MB

21 чел.

     И.А. Синкевич,                                                                

Л.В. Плюснина

Арт-техники в практике

индивидуальной работы  психолога с подростками

В подростковом возрасте продолжается дальнейшее развитие познавательных процессов и формирование личности, подросток все более входит в общую жизнь общества и по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. К. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью, своего рода инстинктом и рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слова. Л.С. Выготский отмечал, что рисование - является своеобразной «графической речью». Анализируя рисунки подростков, многие исследователи обращают внимание на то, что они являются своего рода рассказом об окружающей действительности. В данной работе арт-техника изобразительного творчества использовалась как средство психологической диагностики и психокоррекции в процессе индивидуальной работы с подростками.

Объект исследования: арт-техника как средство психологической коррекции.

Предмет исследования:  процесс использования арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками.

 Цель исследования: выявление специфики и особенностей использования арт-техник в практике индивидуальной работы с подростками.

Гипотеза: арт-техники в работе с подростками  позволяют развить творческие способности, способствуют самовыражению, самоисцелению, создают  возможности  реализации уникальности, Я-идентичности подростка в процессе изодеятельности.

Задачи исследования:

  1.  Раскрыть сущность взаимосвязи искусства и психологии в процессе терапевтического воздействия на клиента.
  2.  Выявить различные компоненты использования арт-техник в процессе психологической коррекции, для раскрытия творческого потенциала личности подростка.
  3.  Определить психологические возможности творческого самовыражения в процессе психологического коррекции с использованием арт-техник.
  4.  Выявить причины трудностей в процессе психологической коррекции.
  5.  Разработать методы использования арт-техник в работе с подростками.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования:

1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение  информации по теме исследования).

2. Эмпирические:  а) психологическая коррекция с использованием арт-техник;  б) анализ и регистрация работы с целью выявления динамики происходящих событий, положительных тенденций и недостатков в работе;  в) оценка психологического состояния детей и динамика происходящих в них изменений.

3. Статистический (математико-статистическая обработка данных и сравнительным анализом полученных результатов).

Теоретическую и методологическую основу  исследования   составили  фундаментальные труды  отечественных психологов (А.И. Копытин, В.Н.Дружинин, Л.Д. Лебедева) и зарубежных психологов (3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, Э. Эриксон, Ф. Перлз, Р. Гудман).

Программа исследования осуществлялась в три этапа:

  1.  Поисково-теоретический: проведено изучение состояния проблемы в психологической теории и в реальном опыте психологов; определились исходные позиции исследования: цель, задачи, методы; сформировался рабочий вариант гипотезы.
  2.  Опытно-экспериментальный, включал в себя разработку методики эксперимента и ее проверку: уточнялась гипотеза, анализировались полученные  данные исследования.
  3.  Аналитико-обобщающий: проведение систематизации материала, обобщения и оформление результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в направленности на использование арт-техники изобразительного творчества в индивидуальной работе с подростками. Подобраны методы арт-терапии, даны психологические рекомендации. Теоретические положения могут быть использованы в практической социально-психологической работе.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечены методологическим подходом, применением комплекса взаимозависимых методов, адекватностью цели и задач, логике исследования, использованием современных достижений социально-психологической науки.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. По мнению Л.Д. Лебедевой [4], арт-терапия в образовании - это системная инновация, которая характеризуется: комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); способностью к интеграции, трансформации. А.И. Копытин [2]   отмечает преимущества арт-терапии над другими формами психотерапевтической работы, основанными исключительно на вербальной коммуникации:

  1.  Каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; не имеет ограничений и противопоказаний в использовании.
  2.  Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что  делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо чрезмерно связан с речевым общением.
  3.  Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между специалистом и клиентом, что  особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении.
  4.  Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний.
  5.  Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания; имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
  6.  Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния.
  7.  Арт-терапевтическая работа вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
  8.  Арт-терапия мобилизует творческий потенциал человека, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления; отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа «бытия-в-мире».

Современное понимание арт-терапии предполагает: использование языка изобразительной экспрессии; непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Таким образом, арт-терапия в образовании - это система инноваций, которая имеет свое терминологическое поле, свою модель и особенности взаимодействия, различные определения категории «арт-терапии», а также свои цели и задачи развития, воспитания, социализации.  Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

А.И. Копытин [2] предлагает различные варианты использования метода арт-терапии : использование уже существующих произведений искусства через их   анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого психолога, направленное на установление взаимодействия с клиентом. И подросток, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.

По мнению Л.Д. Лебедевой [4] «арт-терапия» - это: динамическая система взаимодействия между участником, продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом  в «фасилитирующем»  арт-терапевтическом пространстве; терапевтическая процедура на основе изобразительного творчества; здравоохранительная инновационная технология. Вместе с тем технология арт-терапии отличается творческой вариативностью, ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур. Использование учителем терапевтического рисования во внеклассной работе позволяет расширить диапазон гуманистически ориентированных способов достижения педагогических целей.

Модель арт-терапевтического взаимодействия можно представить следующим образом: изобразительная продукция;  изобразительные средства; эстетический опыт; самопознание; самопринятие; личностный рост.

М.В. Осипова [5]  выделяет следующие цели арт-терапии:

  1.  Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2.  Облегчить  процесс лечения, так как неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
  3.  Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  4.  Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.
  5.  Наладить отношения между психологом и клиентом.
  6.  Развить чувство внутреннего контроля.
  7.  Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8.  Развить художественные способности и повысить самооценку.

А.И. Копытин [3] определяет две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными, групповыми и индивидуальными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

А.И. Копытин [2] отмечает, что применение арт-терапевтических методов незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения у подростков арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом. Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе; потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности; стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

По мнению Л.Д. Лебедевой [4], психологу необходимо реализовать:  эмпатическое принятие подростка; создание психологической атмосферы и психологической безопасности; эмоциональную поддержку подростка; постановку креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком; тематическое структурирование задачи; помощь в поиске формы выражения темы; отражение и вербализация чувств и переживаний подростка, актуализируемых в процессе рисования.

А.А. Осипова [5] утверждает, что функции психолога могут быть реализованы в директивной и не директивной форме. Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед подростком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка. При не директивной форме подростку предоставляется свобода, как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продуктов изодеятельности подростка. Д. Дилео выделяет 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике [1]:

  1.  предметно-тематические - рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми;
  2.  образно-символические - изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.;
  3.  упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции - задания направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей;
  4.  игры и упражнения с изобразительным материалом - предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей;
  5.  задания на совместную деятельность – могут включать все указанные выше задания.

А.А. Осипова [5] определяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии: каракули - бесформенные, хаотические линии, примитивные, незавершенные формы; схемы и полу-схемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения; пиктограммы - схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру; художественные образы, обладающие эстетической ценностью. Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия: уровень развития изобразительной деятельности подростка; особенности самого процесса рисования; динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. В рисунке подростка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент создания рисунка. Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов. При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует детей к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью подростков. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как: активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. По-мнению А.А. Осиповой, применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе:

  1.  Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему социально приемлемые формы.
  2.  Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных клиентов; способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  3.  Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  4.  Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  5.  Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Таким образом, подростковый период  благоприятен для использования арт-терапевтических техник. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии, что делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира подростка, для выражения которых слова не всегда пригодны.

Экспериментальное исследование проводились в г. Кола, Мурманской области  на базе школы № 1. В эксперименте участвовало 12 подростков в возрасте от 12 до 13 лет (6 класс). Из них 4 мальчика и 8 девочек, что составляет соответственно 33% и 67%.  Работа с подростками проводилась в течение трех месяцев. Углубленная работа была проведена с четырьмя подростками. Сессий (занятий) было от 8-ми до 9-ти с каждым из четырех индивидуально. С другими детьми занятия прошли 5-7 раз.

Для выявления динамики происходящих событий на сессии и анализа работы с подростками велись протоколы сессий, где фиксировались высказывания клиента до, после и в процессе работы, физическое и психологическое состояние, а также рекомендации и выводы психолога. С некоторыми детьми проводилось тестирование психологического состояния проективными рисуночными тестами.  В начале работы следовало установить контакт с подростком, настроить его на работу, создать атмосферу сессии, располагающую к продуктивной работе; выяснить настроение, с которым он приступает к занятию, прояснить его запросы и пожелания; после чего предлагалось приступить к изобразительной деятельности. При проведении занятий  соблюдались следующие правила:  ведущие не должны использовать принуждение, команды, указания, требования; подросток имеет право работать в собственном темпе;  отказаться выполнять некоторые задания, открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.; запрещено сравнивать и оценивать суждения, ставить отметки, критиковать, наказывать. Таким образом, на арт-терапевтических занятиях школьник мог оставаться самим собой, не испытывая неловкости, стыда, обиды, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Использовалась активная форма арт-терапии, т.е. подросток сам создавал продукты творчества; комбинировались структурированные и неструктурированные занятия.

Весь процесс работы с ребенком можно условно разделить на два этапа (диагностический и коррекционный):

  1.  На первом этапе работы главной целью являлось проведение  первого диагностического среза, для определения дальнейшей работы и адаптации подростка к новому типу деятельности. Первая часть включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя», которые позволяли отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств («Мой самый счастливый день в жизни», «Моя любимая история», «Я дома» и т.д.).
  2.  Этап арт-терапевтической программы был посвящен углублению в проблемы подростка и направлен на ее разрешение, оказание поддержки  в сложной ситуации и помощи в сублимировании его негативного переживания на бумагу; осуществлялся тесный контакт между подростком и ведущим, что позволяло осуществить коррекционную работу («Мой страшный сон», «То, что я не хочу, что бы со мной произошло», «День, который я не хочу вспоминать», «То, что мне не нравится в моей жизни, и как я хочу это изменить» и т.д.).

Для решения задач поставленных в исследовании необходимо представить опыт индивидуальной работы с отдельными подростками.

1. Катя И., 6 класс (8 сессий). Всего в течение 3 месяцев с ней было проведено 8 сессий-занятий.  На Катю поступил запрос от школьного психолога, заключавшийся в следующем:  девочку недавно перевели из другого (параллельного) класса школы, и она еще не адаптировалась полностью в классе и к новому классному руководителю.  Необходимо было при помощи арт-техник помочь девочке адаптироваться в новых условиях.  Рисунок, который был сделан на первой встрече, называется «Мое настроение» (рисунок 1). Кате  сначала было сложно включиться в  работу, но когда она сосредоточилась, то быстро изобразила рисунок на предложенную тему.

Рисунок 1

    

Она работала старательно, и помощи ей  не потребовалось  в течение всего занятия, она ясно поняла, что и как надо сделать. Рисунок, полученный в результате, был  очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер. При обсуждении Катя рассказывала: «Мне нравиться черный цвет. И мое настроение выглядит именно так». Девочка признался, что сегодня ей грустно и потому она нарисовала именно такой рисунок. В процессе первого занятия  Катя была немногословна и ограничивалась четкими и конкретными высказываниями. С занятия она ушла задумчивая, но с желанием встретиться вновь. Второе занятие прошло уже несколько живее. Его тема называлась «Мое имя» (рисунок  2).

Рисунок 2

    

Девочка по-прежнему была не слишком многословна, но ее рисунок по своей выразительности был уже немного лучше: более детальная прорисовка букв своего имени, появился чистый зеленый цвет, но вновь на черном фоне. Катя с   интересом выполняла задание, движения стали менее скованными, что говорило о том, что она начинала раскрепощаться  в нашей работе. Девочка изобразила свое имя, подумала немного и сказала: «Да, так выглядит мое имя. Мне очень нравится: черный цвет, зеленые буквы и белые крапинки-капельки». Далее было занятие на тему «Мой счастливый день» (рисунок 3). Катя сначала отказывалась рисовать, но потом решила  взяться за работу.  

Рисунок 3

    

На этом рисунке девочка изобразила свой отдых. Катя нарисовала  красками себя, телевизор и природу, но своих товарищей стала рисовать простым карандашом. Потом добавила: «Это мои друзья и я с ними дружу». Подумав немного, она взяла кисточку и внизу  под друзьями подрисовала какое-то серое ограждения: «А здесь мы гуляем.  Это наше место для встреч». Хотя в рисунке и появился чистый цвет, но своих друзей Катя изобразила  простым карандашом как-то сухо и неэмоционально,  неярко, что показывало наличие проблемы в отношениях со сверстниками. В процессе работы Кате предлагались  темы, касающиеся ее настроений, самоощущения в различных ситуациях (дома, в школе) и др. Одной из таких работ была тема «День, который не хочется вспоминать» (рисунок 4). Здесь  девочка  изобразил себя отдельно от одноклассников: «В этот день мама перевела меня в другой класс.  Мне очень плохо и грустно, ведь я всех своих друзей оставила».

Рисунок 4

 Затем Катя черной краской поставила жирный крест и стала по всему листу рисовать черные штрихи. Ей очень понравилось это делать, ее первоначально негативные эмоции в конце обратились в бурную положительную реакцию. В этот день она очень эмоционально рассказывала о том, как ей не интересно в новом классе,  и что девочки не хотят с ней дружить. На следующее занятие Катя пришла грустная. Ей было предложено нарисовать свое ощущение, и она согласилась. Рисунок назвала «Конец всему» (рисунок 5). Работала увлеченно и сосредоточенно.

Рисунок 5

В процессе работы говорила, что ей не нравится в классе, в котором до нее нет никому никакого дела. Ей совсем неинтересно ходить в школу, все очень плохо.  При обсуждении и проигрывании разных ситуаций из школьной жизни, девочка убедилась, что и в новом классе есть дети, которые хотят с ней познакомиться поближе. Для этого надо только присмотреться к новому окружению внимательно. В конце занятия я предложила нарисовать еще один рисунок. Катя его назвала «Жизнь продолжается» (рисунок 6). По характеру изображения было заметно улучшение эмоционального состояния девочки, на что указывает использование голубого, зеленого и розового цветов в рисунке.

Рисунок 6

С каждым занятием она все больше общалась в процессе работы, рассказывала разные истории. Особенно живо прошло занятие, на котором Катя изображала рисунок на тему: «Ожидание чего-либо»  (рисунок 7). Она очень охотно в процессе рисования рассказывала о своей жизни, своих увлечениях.

    Рисунок 7

Сам рисунок получился абстрактным, но информативным и интересным, а  в цветовом отношении   более выразительным, чем прежде. Девочка сама соединяла  и подбирала для применения разнообразные цвета. На последнем занятии была предложена для работы повторно тема: «Мое настроение» (рисунок 8), чтобы увидеть динамику событий. Катя с желанием выполнила рисунок, который получился легким и радостным и по цветовой гамме напоминал радугу  (голубой, розовый, желтый, зеленый, сиреневый цвета).

Рисунок 8

Девочка рассказала, что у нее появилась подружка в новом классе и ей теперь не одиноко. Есть с кем общаться и делиться разными секретами.  В последствии классный руководитель отметил, что с начала учебного года у нее были проблемы с данной ученицей, наблюдалась замкнутость, тревожность, но со временем в процессе работы с ним психолога, девочка полностью адаптировался к учебному процессу, влилась в коллектив, и привыкла к классному руководителю.

2.Ксения С., 6 класс (9 сессий). На Ксению поступил запрос от школьного психолога в связи со сложной ситуацией в семье, ее родители находились в разводе, но продолжали проживать совместно, отец злоупотребляли спиртными напитками. Напряжение в семейных отношениях  сказывалось на учебе девочки, она была раздражительна, конфликтна и неуравновешенна. Первое занятие  на диагностическую тему «Мое настроение» (рисунок 9) прошел очень хорошо, девочка пошла на контакт.  За работу принялась, не отказываясь. Очень ей понравилось, когда точки, которые она нарисовала, стали сливаться в полосы. Ксения взяла листок в руки и, покачиваясь, заворожено смотрела как точки сливаясь, превращаются в красное  пятно.

Рисунок 9

При анализе рисунка, было заметно наличие какого-то конфликтного процесса. При обсуждении у девочки обнаружились элементы  беспомощности, агрессии, чувства незащищенности. На следующем занятии  по теме: «Мое имя» (рисунок 10). Ксения изобразила не просто буквы, но и образы, которые сочетались с этими буквами. Рисунок получился ярким и выразительным, но повторное изображение крови давало понять об эмоциональном эхе какого-то психологически травмирующего события. Эта работа давало информацию о самоощущении девочки.

Рисунок 10

Ксения очень часто на первых занятиях в рисовании проявляла неуверенность в том, что  не сможет нарисовать какую-либо деталь в рисунке, хотя на самом деле вполне могла это сделать. В последующих занятиях при работе этому фактору уверенности уделялось особое внимание. В процессе работы над темой «Мой счастливый день» (рисунок 11) девочка эмоционально говорила: «Конечно это тот день, когда мне разрешили завести кошку». Когда она нарисовала свое домашнее животное, Ксения подписала: «Муся моя», задумалась и сказала: «Это так хорошо иметь дома кошку. Когда ты плачешь, ее можно в руки взять, прижать к себе и кажется, что она тебя жалеет».  

Рисунок 11

При  обсуждении рисунка выяснилось, что родители, хоть и разведены, но вся семья проживает в одной комнате. Отец часто скандалит, а  девочка находит утешение, укрывшись с кошкой в укромном уголке на верхнем ярусе своей кровати. Далее Ксении была предложена тема из проблемного блока: «День, который я не хочу вспоминать» (рисунок 12). Девочка задумалась и сказала: «Я знаю, что нарисовать. У меня был такой день, когда, ... фу ... ужас, что было!»

Рисунок 12

Работала она быстро, не отвлекаясь, рисунок получился  эмоционально очень насыщенным (красным цветом изобразила порез на руке и кровь). Закончив работу, добавила на листе надписи. Девочка осмотрела и сказала: «Получилось очень похоже на правду. Мы в тот день с мамой ушли в гости, а папа напился и сделал это». (Во время обсуждения лицо Ксении выражало брезгливость и страх). «Когда приехала «Скорая»  его увезли без нас. Но потом мы с мамой очень долго отмывали комнату от следов крови!». Затем разговор зашел о том, что девочка всегда помогает маме: «Ведь ей так трудно одной. А сестренка Даша еще маленькая, вот мы с мамой вдвоем и занимаемся делами». Следующая тема занятия была  «То, что мне не нравится в моей жизни, и как я хочу изменить ситуацию» (рисунок 13).

Рисунок 13

Девочка изобразила всю свою семью: папа уходит, а члены семьи его провожают с разными словами. Работа получилась информативной. При обсуждении и анализе рисунка четко просматривалось следующее: наблюдался низкий уровень эмоциональных связей в семье, агрессивность со стороны отца, конфликтность взаимоотношений  между взрослыми членами семьи, напряжение, поиск освобождения от напряженных отношений подростком и пр.

Можно сделать следующий вывод:

  1.  Арт-техники  дают возможность выхода разрушительных тенденций и чувств; выражаясь в  игровом, условном контексте и направляясь на материал изображения, эти тенденции и чувства не влекут за собой тех тяжёлых последствий, которые были бы возможны при их проявлении в реальной жизни.
  2.  Проекция разрушительных тенденций и чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут затем стать предметом анализа и осознания.

На следующей встрече Ксения работала по теме «Я дома » (рисунок 14). В своей  комнате девочка нарисовала коричневую двухъярусную кровать: «Я на кровати сплю на втором ярусе, как в поезде, я в поезде все время наверху сплю…», большую кровать родителей, на которой спит ее маленькая сестра и фиолетовые шторы, символизирующие о мечтах, а себя рядом с кошкой.  «Я очень люблю, когда нет взрослых дома, а сестренка спит и не шумит. Тогда я могу заниматься всем, чем захочу, и никто меня не будет заставлять что-то делать». Рисунок говорил о желании покоя.

Рисунок 14

Из уже проведенных занятий было ясно видно, что девочка различные кризисные ситуации и наваливающиеся на нее негативные ситуации привыкла решать с помощью ухода в мир фантазий, вытеснений, сублимации. Заключительное занятие носило диагностический характер по теме: «Мое настроение» (рисунок 15). Занятие прошло очень живо и с положительным настроем. Ксения работала с удовольствием, и преобладающим направлением в тематике рисунка было желание девочки любви, тепла. Очень символично было прорисовано единение с мамой в виде соединенных сердец, и дополнительное обведение всего этого контуром сердца большего размера.

Рисунок 15

На основании всей  работы были сделаны следующие выводы. В процессе занятий с Ксенией были проработаны защитные механизмы. Общий эмоциональный фон последнего рисунка положительный. Девочка сформировала  свои защиты в отношении неблагоприятной домашней среды, при этом она осознает их наличие и с помощью ухода в фантазирование, адекватно переживает жизненные трудности. Помочь девочки в данном случае можно лишь при смене социального окружения (например: переезда отца на другое место жительства), но целом работа прошла положительно и результативно.

Сергей Н., 6 класс (8 сессий). Запрос психолога на Сергея заключался в  следующем: в семье мальчика не было единой системы воспитания,  следствием чего была ее эмоциональная нестабильность, инфантилизм и школьная дезадаптация. Основная цель работы с этим подростком заключалась в  том, что бы помочь ему выразить свои эмоции, проявить себя, способствовать адаптации и обретению эмоционального комфорта. С первого занятия контакт с Сергеем наладился очень легко, он оказался очень общительным и активным.  Тему «Мое настроение» мальчик изобразил разноцветными (красными, синими, черными, зелеными) точками, сказав следующее: «Я не знаю, как изобразить свое настроение. Наверное, так это выглядит» (рисунок 16). Рисунок был выполнен на низком изобразительном уровне, получился суховатым и неэмоциональным.

Рисунок 16

Это занятие было проведено с диагностической целью, для того, чтобы более ясно понять, как же подросток ощущает себя в обычных жизненных отношениях. Вторая встреча была посвящена теме: «Мое имя» (рисунок 17). Занятие прошло плодотворно, Сергей, не переставая, рассказывал о себе, о том, что любит делать и чем заниматься.

Рисунок 17

Рисунок получился не только из букв, но Сергей нарисовал и яблоки: «Я их очень люблю, и пусть они тоже будут». При обсуждении мальчик рассказал, что так его зовут друзья и поэтому ему нравиться это имя. Несмотря на, казалось бы, не очень хороший с первого взгляда рисунок, он был положительным и явных каких-либо проблем не выявлял. Далее работа проходила по проблемной теме  и называлась: «То, что я не хочу, чтобы со мной произошло» (рисунок 18). Рисунок получился абстрактным, из разных линий. По общему виду работа показывала негативный характер. Сюжет мальчик не стал рисовать, а на словах Сергей объяснил: «Это я не хочу, чтобы в школу вызывали родителей. Не люблю, когда это происходит. Отец потом так орет! Не знаю, куда потом деваться...»

Рисунок 18

При обсуждении мальчик рассказал, что иногда не хочет ходить в школу, потому что там ему не интересно и скучно. Занятие по темам «То, что мне не нравиться в моей жизни» (рисунок 19) и  «То, как я хочу изменить ситуацию» (рисунок 20) вызвало у Сергея большой эмоциональный всплеск. Сначала мальчик изобразил ремень и двойку. А на предложение изменить то, что не нравиться ему в рисунке на то,  каким бы он хотел его видеть, Сергей попросил другой лист. Подумав, он нарисовал шоколадку и пятерку. «Я люблю шоколадку.  И когда получу хорошую отметку, мама купит мне ее».

    Рисунок 20                                                               Рисунок 19          

      

В процессе  обсуждения,  мальчик  пришел к выводу, что некоторые неприятности он может избежать. «А ведь я могу не пропускать уроки. Тогда и двоек меньше будет, и отец  меньше ругаться будет». Сергея очень сильно привлекала неформальная обстановка при рисовании и то, что его ни в чем не ограничивали в творчестве. Далее он отметил: «Мне понравилось в занятиях то, что можно было рисовать, как хочешь, очень жалко, что они закончились, вот бы у нас такое на уроках было». На последнем занятии мальчик рисовал диагностический рисунок на тему  «Мое настроение» (рисунок 21). Работа получилась очень простой, эмоциональной.

Рисунок 21

По содержанию это были улыбающиеся разноцветные кружочки, что символизировало о тех эмоциях, которые Сергей испытывал.

Таким образом:

  1.  Изобразительное творчество является зеркалом, отражающим отношение ребенка к окружающей действительности. Интерпретация рисунков зависит от самого ребенка, его психологического состояния, ценностей и представлений.
  2.  Искусство всегда  искренне передает сообщение чувств, что необходимо учитывать психологу в работе с арт-техниками.
  3.  Частое включение детей в процесс творческой игры с применением арт-терапевтических техник развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей.

Для анализа результатов экспериментального исследования была применена оценка изобразительных работ клиентов. Оценка работ производилась в соответствии с интерпретациями клиентов и наблюдениями психолога. Изобразительные работы клиентов разделены на три уровня:

  1.  Низкий уровень. Изобразительные работы отражают состояние эмоционального дискомфорта, выполнены на низком изобразительном уровне. В цветовом отношении не выразительные, применялись темные смешанные цвета. Эмоционально слабые и не экспрессивные.
  2.  Средний уровень. Изобразительные работы отражают состояние эмоционального комфорта или дискомфорта, выполнены на более высоком изобразительном уровне. В цветовом отношении более выразительные, применялись разнообразные цвета.
  3.  Высокий уровень. Творческая реализация проявляется как состояние инсайта,  глубокого эмоционального переживания, выполнены на хорошем изобразительном уровне. В цветовом отношении работы подростков яркие и выразительные.

По изобразительным работам клиентов была проведена выборка в соответствии с уровнями в начале и в конце эксперимента. Анализ полученных данных экспериментального исследования показал значительное улучшение уровня изобразительных работ подростков. Если в начале эксперимента было зафиксировано 49,2% изобразительных работ с низким уровнем, то в конце занятий работ с низким уровнем совсем нет. Показатели среднего уровня повысились от 34,2% до 39% и одновременно работы с высоким уровнем  повысились значительно от 16,6 до 61%. Рост уровня изобразительных работ составил 49,2 %. Результаты представлены в таблицах 1,2 и гистограммах 1,2.

Таблица 1

Динамика изменений в ходе опытной работы

Уровни

На начало

В конце

Рост уровня

%

%

%

низкий

49, 2

0

0

средний

34, 2

39

4,8

высокий

16, 6

61

44,4

                   всего

100

100

49,2

Таблица 2

Уровни изобразительных работ подростков

на начало  и  конец  эксперимента

Имя

Возраст

Период

эксперимента

Уровни оценок изобразительных работ

п\п

Низкий

  Средний

Высокий

1.

Катя К.

12 лет

На начало

В конце

+

+

2.

Ксения С.

12 лет

На начало

В конце

+

+

3.

Сергей Н.

12 лет

На начало

В конце

+

+

4.

Кристина Ж., 12 лет

На начало

В конце

+

+

5.

Надежда О. 12 лет

На начало

В конце

+

+

6.

Алексей З.

12 лет

На начало

В конце

+

+

7.

Катя И.

13 лет

На начало

В конце

+

+

8.

Евгений К.

13 лет

На начало

В конце

+

+

9.

Евгений С.

13 лет

На начало

В конце

+

+

10.

Альвина М. 13 лет

На начало

В конце

+

+

11.

Кристина П., 13 лет

На начало

В конце

+

+

12.

Таисия А.

13 лет

На начало

В конце

+

+

Изменение уровней (в %)

Начало

В конце

49, 2 %

0

34, 2 %

39 %

16, 6 %

61 %

Гистограмма 1

Динамика изменений уровней изобразительных работ подростков

на начало и конец эксперимента

Гистограмма 2

Динамика изменений по каждому уровню

изобразительных работ подростков

Описание процесса коррекционной работы с подростками при использовании арт-техник позволило раскрыть динамику событий, проанализировать результаты и сделать выводы:

  1.  Обеспечение эффективного эмоционального реагирования, придает подросткам социально приемлемые, допустимые формы и облегчает коммуникативный процесс для стеснительных, имеющих психологические барьеры в общении.
  2.  Возможность невербального контакта, опосредованного через продукт арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  3.  Создание благоприятных условий для развития произвольности и способности к саморегуляции, обеспечивает планирование и регуляцию деятельности на пути достижения целей.
  4.  Оказание дополнительного влияния на осознание подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  5.  Арт-техники могут быть эффективно использованы в работе психолога как самостоятельный и вспомогательный метод решения психологических проблем подростков.
  6.  Использование арт-терапии открывает в работе  психолога новые возможности в развитии креативности подростков.
  7.  Арт-техники можно использовать в процессе психологической адаптации  школьников, решении проблем замкнутости, эмоциональной неустойчивости, агрессивности и т.д.
  8.  Включение подростков в процесс творческой игры с применением арт-терапевтических техник способствует развитию мотивации к творческой деятельности и стимулирует развитие творческих способностей.

Таким образом, арт-терапия в работе психолога создает единое творческое и терапевтическое пространство, в котором процессы развития творческих способностей сопровождаются заботой о социально-психологическом здоровье личности подростка.

Литература

  1.  Джон Дилео. Детский рисунок, диагностика и интерпретация. - М.: Эксмо, 2002.
  2.  Копытин А.И. Системная арт-терапия. - СПб.: Питер, 2001.
  3.  Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». – СПб.: Речь, 2003.
  4.  Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования. Личность: образование, воспитание, развитие: Сб. статей и научных материалов. / Под ред. К.Ю Смирнова. - Ульяновск: ГПУ, 2002.
  5.  Осипова А.А. Общая психотерапия. - М.: ТЦ Сфера, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44422. Двухэтажный 4-комнатный жилой дом 309.5 KB
  Дом имеет центральный вход и выход на приусадебный участок На первом этаже располагаются: кухнястоловая оборудованная газовой плитой мойкой холодильником и рядом другой современной бытовой техникой; коридор первого этажа удобно соединяет все комнаты; просторная солнечная гостиная; ванная и уборная. На втором этаже располагаются: гостиная две спальни ванная и уборная прихожая коридор с выходом на балкон. Наименование Площадьм2 I II III 1 Гостиная 18 2 Спальня 114 3 Кухня 10. Наименование Площадьм2 I...
44423. Проект трьохпролітної виробничої будівлі з двома мостовими кранами у кожному проліті 288 KB
  Харків це схід України а виробниче середовище не агресивне приймаємо ребристу плиту розмірами вагою . Підкранові балки Розміри підкранових балок приймаємо згідно рис. Основні розміри колон приймаємо згідно рисунку Основні розміри колон приймаємо згідно рисунку: .
44424. Технология возведения монолитных железобетонных фундаментов 247.5 KB
  Транспортирование бетонной смеси в конструкцию Для сравнения рассмотрим два варианта производства бетонных работ отличающихся типом применяемой машины: кран с бадьей бетононасос. Подача бетонной смеси краном с бадьей Определение размеров котлована: а Глубина. Требуемый вылет стрелы: Ltp=2107154=83 Требуемая высота подъема: Выбор способа укладки бетонной смеси в конструкцию Выбор варианта механизации бетонных работ следует производить на основании технико-экономического анализа.ч; Тпр – трудоемкость...
44425. Проект социального жилья 4.94 MB
  Основные цели курсового проекта заключаются в том, чтобы научиться работать с нормативной и справочной литературой, выполнять теплотехнический расчет ограждающих конструкций, рассчитывать глубину заложения фундамента, рассчитать ТЭП по зданию и генеральному плану, выполнять строительные чертежи и уметь их читать.
44426. Розрахунок і конструювання залізобетонної збірної ферми 1.01 MB
  Розрахунок і конструювання залізобетонної збірної ферми Збір навантаження на покриття Перш ніж визначити навантаження від ваги покриття слід прийняти склад покрівлі а потім визначити навантаження від неї. Розрахункові опори для граничних станів першої групи визначаємо згідно. Отримаємо для важкого бетона класу при : Розрахункові опори для граничних станів другої групи визначаємо згідно. Отримаємо для важкого бетона класу при : Модуль пружності бетону визначаємо згідно.
44428. Разнообразные формы с часами 1.33 MB
  Улучшенная совместимость с Delphi. Редакция ориентирована на разработчиков ПО создающих приложения на Windows с использованием двух языков программирования C и Delphi. После этого разработчики из Microsoft существенно изменили направление развития данной технологии Третий язык программирования Delphi. Реализация среды разработки проектом Lzrus Free Pscl компиляция в режиме совместимости с Delphi позволяет использовать его для создания приложений на Delphi для таких платформ как Linux Mc OS X и Windows CE.
44429. Перепланировка четырехкомнатной квартиры с элементами дизайна в стилистике постмодернизма (скандинавский стиль) 1.23 MB
  Иллюстрации. В данном проекте на входе в квартиру установлено две двери: металлическая Модель 17BZ ФОРПОСТ и межкомнатная модель “Комфорт†Санкт-Петербург фабрика “Престиж†илл. Справа от входной двери располагается тумба илл. Рядом с ним находится обувница 5 полок рассчитана на 2630 пар обуви Илл.
44430. Применение методов коммутации на примере глобальных сетей 1.28 MB
  Любые сети поддерживают некоторый способ коммутации своих абонентов между собой. Этими абонентами могут быть удаленные компьютеры, локальны сети, факс-аппараты или просто собеседники, общающиеся между собой с помощью телефонного аппарата.