78501

Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Влияние научно исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой появившейся в психологии в начале 50х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше чем в России. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках. Исследование креативности и организации школьных научных обществ с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет...

Русский

2015-02-07

43.82 KB

2 чел.

 О.Н. Недосека,

Е.В. Хацевич

Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности

Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой, появившейся в психологии в начале 50-х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше, чем в России. Однако накоплена достаточно обширная методическая и теоретическая основа для дальнейших исследований. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках.

Тематика экспериментальных работ в этом направлении существенно расширяется,  но отечественные психологи до сих пор не определились с содержательной стороной понятия креативность. В этой связи возникают трудности при анализе работ, так как некоторые авторы отождествляют понятия творческие способности и креативность, креативность и одаренность, творчество и креативность.

Исследование креативности  и организации школьных научных обществ  с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет большую значимость в науке, но недостаточно изученной остается проблема развития креативности в рамках школы, создание необходимых условий, рассмотрение научных обществ учащихся как наиболее эффективной формы развития креативности старшеклассников.

На наш взгляд, креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству и творческому проявлению, это сочетание мыслительных и личностных качеств человека. Креативность включает в себя способность  порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Большинство отечественных и западных психологов склоняются к мнению о том, что креативность по большей части качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку. Но у нее есть психологические и средовые компоненты, поэтому факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены. [2;4].

Говоря об особенностях когнитивного развития старшеклассников,  можно отметить, что юноши и девушки в этом возрасте усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач, что означает у них сформированность теоретического или словесно-логического мышления, которое направлено на открытие законов, свойств объектов. Также психологи отмечают, что юношеский возраст сензитивен для развития креативности.

Традиционная система образования оказывает негативное влияние на развитие способности к творчеству, в процессе обучения в школе уровень креативности может падать в 1,5-2 раза. [1]. Для развития креативности необходимо  наличие позитивного образца творческого поведения, отсутствие образца регламентированного поведения, социальное подкрепление творческого поведения.

Под научно-исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Анализ структуры и содержания научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях показал, что деятельность этого вида способствует: развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, представлений о межпредметных связях, интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, освоению креативного подхода к любому виду деятельности, формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками, становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами, обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации, формированию развивающей образовательной среды для ребенка, получению допрофессиональной подготовки, содержательной организации свободного времени детей, формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы научно-исследовательской деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа. Констатирующий этап эксперимента включал в себя ознакомление с работой и особенностями функционирования лицейского научного общества Мурманского политехнического лицея,  разработку программы и подбор методов исследования, проведение диагностики с помощью Теста дивергентного мышления Ф. Вильямса, адаптированного Е.Е. Туник, математическую обработку с помощью t-критерия Стьюдента. [3; 5] Анализ результатов показал наличие более высоких результатов по всем четырем параметрам - беглости (0,001 уровень значимости), гибкости (0,01 уровень значимости), оригинальности (0,01 уровень значимости), разработанности (0,001 уровень значимости) и вербальному компоненту креативности (0,01 уровень значимости) у юношей и девушек, занимающихся научно-исследовательской деятельность в рамках лицейского научного общества в течение двух лет, по сравнению с учащимися, которые этим видом деятельности не занимаются.

Исследование деятельности научного общества «Крео» учащихся в МОУ Мурманском политехническом лицее показал, что специально организованная научно-исследовательская деятельность позволяет развивать, на наш взгляд, способность старшеклассников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, генерировать максимальное количество разнообразных идей, применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблемы, создавать уникальные и необычные идеи и решения, придавать завершенный вид продуктам мышления, а также вербально отражать содержание  и смысл продукта. Все эти параметры являются составляющими креативности, поэтому можно утверждать, что выступает одним из мощных инструментов развития способности к творчеству или креативности.

На формирующем этапе эксперимента повторная диагностика с помощью Теста дивергентного мышления Ф. Вильямса, адаптированного Е.Е. Туник, а также  сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента и математическая обработка с помощью углового φ*- критерия показали, что доля испытуемых в экспериментальной группе, у которых количественный показатель по всем параметрам креативности повысился, превосходит доли таких же испытуемых в контрольной группе: беглость (0,01 уровень значимости), гибкость (0,01 уровень значимости), оригинальность (0,01 уровень значимости), разработанность (0,01 уровень значимости) и вербальный компонент (0,01 уровень значимости). То есть можно утверждать, что уровень креативности по всем четырем параметрам и вербальной составляющей у учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в рамках лицейского научного общества, повысился в течение года, в отличие от учащихся, которые этим видом деятельности не занимаются.

В таблице 1 представлены экспериментальные данные по результатам констатирующего и формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной выборках.

Таблица 1

Данные в  экспериментальной и контрольной группах по параметрам креативности по результатам формирующего эксперимента (%)

Параметр

Название

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Беглость

Количественный показатель повысился (%)

50%

10%

Количественный показатель не повысился (%)

50%

90%

Гибкость

Количественный показатель повысился (%)

75%

20%

Количественный показатель не повысился (%)

25%

80%

Оригиналь-

ность

Количественный показатель повысился (%)

80%

15%

Количественный показатель   не повысился (%)

20%

85%

Разработан-ность

Количественный показатель повысился (%)

85%

25%

Количественный показатель не повысился (%)

15%

75%

Название

Количественный показатель повысился (%)

75%

20%

Количественный показатель не повысился (%)

25%

80%

В экспериментальной группе испытуемых по результатам формирующего эксперимента наблюдается тенденция значительного повышения показателей беглости у 50% респондентов, гибкости у 75%, оригинальности у 80%, разработанности у 85%, вербального компонента у 75% старшеклассников. У респондентов контрольной группы отмечается небольшое увеличение показателей беглости у 10%, гибкости у 20%, оригинальности у 15%, разработанности у 25%, вербального компонента у 20%. Анализируя процентное соотношение показателей по параметрам в контрольной и экспериментальной группах, можно отметить, что у учащихся, которые не занимаются научно-исследовательской, наблюдается небольшое повышение уровня, в районе 10-20%, когда в экпериментальной группе повышение отслеживается у 50-80%.

В результате проведенного экспериментального исследования, включающего в себя констатирующий и формирующий эксперимент, статистически было подтверждено: научно-исследовательская деятельность способствует развитию креативности старшеклассников.

Научное общество лицеистов создает условия для развития креативности старшеклассников, но на наш взгляд необходимо расширить психологическую составляющую этой формы работы. Возможна реализация и апробация программы по развитию креативности старшеклассников в рамках сотрудничества лицейской психологической службы и лицейского научного общества, включающая следующие мероприятия:

- Круглый стол «Развитие креативности старшеклассников» - содержание разрабатывается психологом, с использованием наглядного материала, возможной диагностикой преподавателей, изложением в доступной форме теоретической составляющей проблемы развития креативности

- Диагностика креативности старшеклассников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в начале и конце реализации программы.

- Подпроект «Молодые психологи лицея» - креативное психологическое общество лицея в рамках лицейского научного общества, выпуск стенгазеты и листовок – вестник «Креатив», с тематическими советами, результатами анкетирования интересов лицеистов, проведение конкурсов, статьи на актуальные темы.

- Организация «Креативного досуга»: тематические психологические вечеринки, психологические игры в рамках классных часов, психологические и креативные олимпиады и конкурсы

- Работа с лицеистами - участниками конференций на темы: «Стресс-антистресс», «Принятие неудачи и ее избегание», «Ты первый или 5 способов убедить жюри, что ты лучший»

- Развитие креативности старшеклассников по блокам:

  1. Развитее адаптационного ресурса (тренинг социальной адаптации, коммуникативности, умения сотрудничать).
  2. Личностный рост и развитие уверенности в себе и собственных силах, познание себя.
  3. Развитие эмоциональной устойчивости и способности не бояться собственных эмоций и выражать их;
  4. Развитие креативности (сохранение мотивации к творчеству, осознание учащимися как собственных психологических барьеров, так и барьеров внешней среды, того, что мешает или может помешать им реализовывать свои творческие идеи и проекты, осознание характеристик творческой среды, развитие ассоциативного и образного мышления, арттерапевтическая работа, работа с легендами, тренинг креативности).

Современная образовательная система должна обладать таким потенциалом, который позволил бы нынешней молодежи играть активную роль в изменившемся обществе через 10-20 лет. Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата - сформировать поисковый, исследовательский стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и развивать креативность. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе научно-исследовательской деятельности.

Литература

  1.  Гатанов Ю. О пользе старого дивана или как развивать креативность. // Школьный психолог. – 1999. - №4. – с. 8-9.
  2.  Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. – 1994. – т. 15. - №4. – с. 57-70.
  3.  Математическая обработка результатов экспериментальных исследований. - Мурманск: МГПУ, 2003. – 90 с.
  4.  Торшина В. Р. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1998. - № 4. – с. 123-133.
  5.  Туник Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант). Спб.: СпбУПМ, 2002. – 176 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28768. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного 27.92 KB
  Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Земский собор и реформы первой половины правления Ивана Грозного. Запад и Восток во внешней политике Ивана Грозного. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской матери Ивана.
28769. Россия в годы Смуты (конец XVI - начало XVII вв.) 25.23 KB
  Россия в годы Смуты конец XVI начало XVII вв. Предпосылки смуты и ее общая периодизация На рубеже XVI XVII Московское государство пережило тяжелый кризис охвативший все сферы жизни и поставивший его на грань существования. Главные предпосылки смуты это разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины усиление социальных конфликтов. Наиболее крупный исследователь смуты академик Сергей Платонов выделял три ее периода: династический социальный и национальный.
28770. Воцарение в России Романовых. Развитие страны в XVII в. Особенности сословно-представительной монархии в России 24.43 KB
  Воцарение в России Романовых. Особенности сословнопредставительной монархии в России. Кроме того наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Этому способствовало то что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян.
28771. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории 24.23 KB
  История действительность в её развитии движении наука о развитии общества и природы прошлое сохраняющееся в памяти человечества. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля что история никогда и никого ничему не учит это наглядно видно на практике. В системе социальногуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.
28772. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории 30.4 KB
  Методы и источники изучения истории. Содержанием истории вообще служит исторический процесс который раскрывается в явлениях человеческой жизни сведения о которых сохранились в исторических источниках. По традиции отцом истории считается Геродот 5 в. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов характеризующих жизнь общества как в прошлом так и в настоящем.
28773. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития исторической науки 26.68 KB
  Составные части данного понятия очевидны: история и графия написание истории. Когдато под историографией понималось само описание истории исторического процесса.Источники по отечественной истории письменные вещественные аудиовизуальные научнотехнические изобразительные. Всякая же мысль и всякий поступок не оставивший прямого или косвенного следа или видимый след исчез навсегда потерян для истории как если бы он никогда не существовал.
28774. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности русской истории 54.17 KB
  Такая функция России в механизмах социальноглобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. Необходимость военного могущества России ее евразийская масштабность сложившиеся духовнокультурные основания русского народа как основного скрепа российского суперэтноса уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с...
28775. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности 38.1 KB
  В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека. Эссе Специфика цивилизации государства общества культуры Древнего востока и Античности Понятие цивилизации является очень широким. Специалисты выделяют три глобальных типа: традиционные цивилизации; индустриальная цивилизация; постиндустриальная информационная цивилизация. Цивилизации Востока развиваются циклически проходят фазы становления и упрочения единого государства его упадка а затем наступает катастрофа связанная с распадом государства.
28776. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе 28.35 KB
  Место Средневековья во всемирноисторическом процессе. Как видно в оценке средневековья присутствуют крайности. Поразному определяются и временные рамки Средневековья. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три этапа: Раннее Средневековье Vв.