78502
Развитие креативности в старшем школьном возрасте
Научная статья
Педагогика и дидактика
Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
Русский
2015-02-07
67.58 KB
44 чел.
И.А. Синкевич,
С.В. Шолохов
Развитие креативности в старшем школьном возрасте
На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере, науке, технике происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, проявлять креативность. В связи с этим проблема развития творческого потенциала и самореализации человека в процессе деятельности становится актуальной. Модернизация российского образования предполагает ориентацию на развитие личности, познавательных и созидательных способностей школьников.
Проблема творческого развития личности привлекала внимание ученых, представлявших различные области знания, во все исторические эпохи. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Б.М. Теплов, Ю.С. Крижанская, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарёв. Проблема творческого развития нашла отражение в работах отечественных педагогов: И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Исследованию проблемы самореализации личности в творческой деятельности посвящены работы зарубежных психологов К. Роджерса, А. Маслоу. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Гилфорда, П. Торренса, Р. Стернберга, Т. Любарта и др.
Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования - процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
Объект исследования - креативность старших школьников.
Гипотеза исследования - развитие креативности будет успешным в том случае, если: определены критерии и уровни развития креативности у старшеклассников; разработана методика развития креативности старших школьников.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость заключается в исследовании сущности, развития креативности у старшеклассников.
Практическая значимость - в направленности исследования на совершенствование процесса формирования креативности у старших школьников: разработаны и представлены практические рекомендации, подобраны методы и формы работы, оптимальные для решения поставленных задач.
Методологическую основу исследования составляют труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С.С. Зорина, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.А. Мелика-Пашаева и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проходило в три этапа.
Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2006 г.) был посвящен определению темы исследования, проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучены теоретические основы изучения психологических аспектов развития креативности старших школьников.
Второй этап - теоретико-эмпирический (январь-февраль 2007г.) связан с уточнением основных теоретических положений, с проведением поискового эксперимента, включает в себя проверку и уточнение гипотезы исследования, отобраны соответствующие методы и инструментарий.
Третий этап аналитико-обобщающий (февраль-апрель 2007г.) включал в себя проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов.
На теоретическом уровне исследовались особенности развития креативности старшеклассников, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых; определялся психологический феномен креативности; раскрывалось влияние личностных особенностей старшеклассников на развитие творческих способностей; представлены современные методы и формы развития креативности старших школьников.
Креативность (от лат. creatio - cозидание) - творческие возможности (способности) человека, как важнейший фактор одаренности, определяется восприимчивостью к новым идеям, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Некоторые исследователи заменяют «креативность» словом «творческость». Н.С. Лейтес трактует креативность, как «расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие нового. Считается, что научное творчество связано с поисками «логически возможного» в отличие от «логически необходимого», это позволяет приходить к неожиданным результатам» [4].
По мнению В.Н. Дружинина, важная составляющая креативности наличие так называемого дивергентного мышления, которое включает в себя четыре основных свойства: беглость мысли; гибкость мысли; оригинальность; точность (или законченность) [2; 86].
Дивергентное мышление служит средством порождения новых идей и самовыражения. Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.
Определяя влияние среды, П. Торранс [8] представил следующие результаты кросскультурных исследований:
В.Н. Дружинин отмечает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [2; 77].
Однако Г.В. Ожиганова делает следующие выводы:
Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Исследование проблемы креативности позволило сделать выводы, что:
Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую). Однако творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.
Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Отчасти это зависит от основной сферы деятельности человека. Например, научное творчество обычно сочетается с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников. Много значат условия воспитания: одаренный юноша, если его самовыражение затруднено, обнаруживает черты тревожности и невротизма, отсутствующие у того, кому семья и школа помогает раскрыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности - с возрастной самоуверенностью и негативизмом.
Творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Многие великие люди в школьные и студенческие годы плохо успевали и считались неспособными или посредственными (Дарвин, Гегель, Гумбольдт, Наполеон, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Гейне и др.). Поскольку школьная программа строго регламентирована, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Искусство учителя состоит, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности старшеклассника и стимулировать ее развитие в желательном направлении.
Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у старшеклассников в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей. В юношеском возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Юноша уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.
Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Юноша прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». По мнению А.А. Мелика-Пашаева, в структуре художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль.
Н.С. Лейтес [5] отмечает, что в юношеском возрасте особенно привлекательными становятся формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности старшеклассников. Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих способностей эффекта данного противоречия. В целом же ранний юношеский возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.
Одной из наиболее целостных концепций одаренности в психологии является теория трех компонентов Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:
Исследования творческих способностей выявили ряд компонентов:
Творчество - это деятельность, порождающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчеством называют и продукт творческой деятельности [1; 116]. Показатели психических форм проявления рефлексивных процессов, при формировании индивидуального творческого стиля деятельности у старшеклассников:
С.С. Зориным [3] выделены следующие стилеобразующие черты (компоненты) креативности: способность к видению проблемы; оригинальность и диалектичность мышления; легкость ассоциирования; гибкость, антиконформизм и критичность мышления; легкость генерирования идей; способность к оценочным действиям; способность к переносу знаний; уровень творчества, знаний и мастерства; рефлексия в сочетании с творческой интуицией; креативность творческой деятельности; духовно-нравственный уровень развития личности.
Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.
Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием.
С.С. Зорин [3] выделяет следующие типы индивидуального стиля деятельности, которые существенно влияют на уровень развития творческого потенциала личности и творческую деятельность:
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Приемы развития творческого воображения учащихся можно свести к четырем основным направлениям: агглютинация - склеивание образа из разных частей (кентавр); аналогия - отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе; акцентирование - заострение образа на какой-либо черте, детали; типизация - процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ. На этих четырех «китах» строятся упражнения, развивающие творческое воображение, нестандартный подход к решению задач.
Таким образом, проблема развития креативности широко исследуется, но необходимо новое осмысление применительно к современным условиям и возникающим противоречиям. Проблема развития творческого мышления в рамках школы усложняется ситуацией учебного процесса, которая предполагает единое знание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач и др. В школьную практику необходимо включать уроки творчества, на которых учащиеся могут фантазировать, искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.
Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ №3 г. Мурманска. В исследовании принимали участие 40 учеников 10 классов (15-16 лет): 17 мальчиков и 23 девочки. Испытуемые специально не подбирались. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента:
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Тест креативности П. Торранса [8];
2. Тест на креативность Ж. Попова [7];
3. Методика «Исследование творческого воображения» Е.И. Рогова [5]
1. Тест креативности П. Торранса. Основываясь на результатах, полученных в ходе анализа работ старшеклассников, были выделены три группы испытуемых:
В ходе исследования высокий уровень развития креативности продемонстрировали 12% испытуемых (5 чел.). При выполнении предложенного задания дети продемонстрировали высокую степень оригинальности идей и разработанности. Полученные результаты сопоставимы с верхней границей возрастной нормы или несколько ее превышают. Показатели беглости и гибкости так же соответствуют возрастной норме.
50% исследуемых старшеклассников (20 чел) продемонстрировали средний уровень креативности. Результаты данных испытуемых явно показали, что показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности соответствуют возрастной норме.
38% испытуемых (15 чел.) в ходе исследования продемонстрировали низкий уровень развития креативности. Данные испытуемые даже при соотвествующих возрастной норме беглости и гибкости продемонстрировали низкие результаты (ниже границы возрастной нормы) по оригинальности и разработанности (диаграмма 1, таблица 1).
Диаграмма 1
Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)
12%
63%
25%
Высокий уровень креативности
Средний уровень креативности
Низкий уровень креативности
Таблица 1
Уровень креативности |
Количество испытуемых (%) |
Высокий |
12% |
Средний |
63% |
Низкий |
25% |
2. Тест на креативность (Ж. Попова). 30% испытуемых (12 чел.) в ходе исследования набрали 49 и более очков. Это свидетельствует о том, что у данных испытуемых заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей.
55% старшеклассников (22 чел.) в ходе исследования набрали от 24 до 48 очков. Данный результат соответствует норме. Испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.
23 и менее очков набрали 15% (6 чел.) испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о том, что творческий потенциал испытуемых невелик. Возможно, просто они недооценивают себя и свои способности, возможно у них заниженная самооценка (диаграмма 2, таблица 2).
Диаграмма 2
Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж. Поповой)
30%
55%
15%
Значительный творческий потенциал
Результат соответствует норме
Творческий потенциал испытуемого невелик
Таблица 2
Уровень креативности |
Количество испытуемых (%) |
Значительный творческий потенциал |
30% |
Результат соответствует норме |
55% |
Творческий потенциал испытуемого невелик |
15% |
3. Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов). Качественная характеристика творчества определялась по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствующей максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
25% (10 чел.) испытуемых в ходе эксперимента получили по максимальное число (6) баллов за самое остроумное и оригинальное предложение, что свидетельствует об оригинальности и развитом творчестве у данных подростков. Характеристика второго показателя - общей суммы баллов, набранных в ходе эксперимента, показала, что у данных подростков она больше, чем у детей со средним и низким уровнем творчества. Данный факт является свидетельством того, что у этих подростков большая продуктивность творческой деятельности.
У 55% (22 чел.) испытуемых самое большое количество баллов за самое остроумное и оригинальное предложение колебалось от 3 до 5. Данный факт свидетельствует о среднем уровне развития творчества.
У старшеклассников со средним уровнем развития творчества в результате сравнения набранной суммы баллов выявлен высокий или средний уровень творческой деятельности.
20% (8 чел.) исследуемых подростков в ходе исследования показали низкий уровень развития творчества. Данные испытуемые получили от 0 до 2 баллов за составленные предложения. У данной категории испытуемых сумма набранных баллов оказалась гораздо меньшей, чем у детей предыдущих двух групп, следовательно, и продуктивность творческой деятельности тоже гораздо меньше. Наглядно результаты данного исследования отобразим следующим образом (диаграмма 3, таблица 3).
Диаграмма 3
Уровень креативности по методике "Исследование творческого мышления" (Рогов Е.И.)
25%
55%
20%
Высокий уровень развития творчества
Средний уровень развития творчества
Низкий уровень развития творчества
Таблица 3
Уровень креативности |
Количество испытуемых (%) |
Высокий |
25% |
Средний |
55% |
Низкий |
20% |
Итак, по результатам проведенного нами исследования, были выделены три группы испытуемых.
1 группа 20% (8 чел.) - отличается высоким творческим потенциалом, оригинальностью решений, многообразием идей, т.е. высоким уровнем развития креативности.
2 группа 55% (22 чел.) - продемонстрировала соответствие возрастным нормам в развитии креативности. Данные испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.
3 группа 25% (10 чел.) - низкие показатели развития креативности. Данные испытуемые нуждаются в развитии своих творческих способностей (диаграмма 4).
Диаграмма 4
Результаты констатирующего эксперимента
20%
55%
25%
Высокий уровень креативности
Средний уровень креативности
Низкий уровень креативности
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что основными критериями креативности являются следующие личностные особенности: высокая самооценка; открытость новым идеям; устойчивость к неопределенности; независимость; настойчивость; умение чувствовать проблему; гибкость.
Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции. Нами была разработана программа, направленная на развитие креативности старших школьников.
Группа старших школьников (40 чел.) была разбита на две подгруппы: контрольная (20 чел.) и экспериментальная (20 чел). Разработанная программа проводилась только с экспериментальной группой учащихся.
Цель развивающей программы - предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей развития мира, в котором они живут, понимание жизненных перспектив.
Коррекционный блок был представлен следующим образом:
После проведения данного комплекса занятий с испытуемыми экспериментальной и контрольной групп были вновь проведены методики, которые применялись в констатирующем эксперименте, с целью выявления уровня развития креативности у старших школьников.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Результаты теста креативности (П. Торранса) распределились следующим образом: с высоким уровнем развития креативности выявлено 10% детей (2 чел.) контрольной группы и 20% (4 чел.) детей экспериментальной группы. Средний уровень развития креативности выявлен у 50% (10 чел.) детей контрольной группы и 70% (14 чел.) детей экспериментальной группы. Низкий уровень развития креативности у 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% старшеклассников экспериментальной группы (таблица 5).
Таблица 5
Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)
Уровень сформированности креативности |
Испытуемые контрольной группы |
Испытуемые экспериментальной группы |
Высокий |
10% |
20% |
Средний |
50% |
70% |
Низкий |
40% |
10% |
Итак, из представленных результатов видно, что в экспериментальной группе больше старшеклассников продемонстрировали в ходе исследования высокий и средний (соответствующий норме) уровень развития креативности, в то время как число испытуемых с низким уровнем развития креативности в экспериментальной группе значительно меньше. По результатам данной методики можно судить о более высоком уровне развития креативности в экспериментальной группе старшеклассников.
Тест на креативность (Ж. Попова):
У 30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 40% (8 чел.) испытуемых экспериментальной группы значительный творческий потенциал и творческих возможностей. 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 50% (10 чел.) экспериментальной достигли результата соответствующего норме. 30% (6 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% (2 чел.) экспериментальной группы достигли результатов свидетельствующих о том, что творческий потенциал испытуемых невелик (таблица 6).
Таблица 6
Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж.Попова)
Уровень сформированности креативности |
Испытуемые контрольной группы |
Испытуемые экспериментальной группы |
Значительный творческий потенциал |
30% |
40% |
Результат соответствует норме |
40% |
50% |
Творческий потенциал невелик |
30% |
10% |
Из результатов представленных в таблице 6 можно сделать следующие выводы: среди старшеклассников экспериментальной группы большее число детей продемонстрировали значительный творческий потенциал и уровень развития креативности соответствующий возрастной норме.
В контрольной группе испытуемых выделена подгруппа детей с низким творческим потенциалом, которая численно превышает аналогичную группу среди школьников экспериментальной группы.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что уровень развития креативности в экспериментальной группе школьников выше, чем в контрольной группе.
Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов)
30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования большую продуктивность творческой деятельности. У 40% (8 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования средний уровень развития творчества. 30% (6 чел.) контрольной группы показали низкий уровень развития творчества. Среди испытуемых экспериментальной группы не было выявлено детей с низким уровнем развития творчества (таблица 7).
Таблица 7
Уровень креативности старшеклассников (по методике Е.И. Рогова)
Уровень сформированности креативности |
Испытуемые контрольной группы |
Испытуемые экспериментальной группы |
Большая продуктивность творческой деятельности |
30% |
50% |
Средний уровень развития творчества |
40% |
50% |
Низкий уровень развития творчества |
30% |
0% |
Результаты свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментальной группы уровень развития творчества значительно выше, чем у контрольной группы. В ходе исследования больше детей из экспериментальной группы продемонстрировали высокий и средний уровень развития творчества, чем дети из контрольной группы. Так же следует отметить, что в группе испытуемых выделена подгруппа (30%) с низким уровнем развития творчества, в то время как среди экспериментальной группы данной подгруппы не выявлено.
На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что уровень развития креативности у старшеклассников экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы, выявлена положительная динамика, следовательно, гипотеза подтвердилась: старший школьный возраст является сензитивным периодом развития креативности и в ходе специально организованного процесса развития креативности возможно сформировать у старшклассников творческие способности.
Креативность имеет огромное значение для познавательного и личностного развития старшеклассников, может проявляться в разных видах деятельности - преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной.
Литература
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
67394. | СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ | 54.5 KB | |
Вопрос о социальном неравенстве всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид своими силами добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, более высокого, чем его собственный на шкале обеспеченности и престижа. | |||
67395. | ОБЩЕСТВО | 99 KB | |
И хотя существует даже культура отшельничества когда люди годами и десятилетиями живут в одиночестве и удалении от общества это вовсе не означает победы асоциальности: в своем одиночестве отшельники занимаются именно тем что решают глобальные общечеловеческие вопросы и молятся за все человечество... | |||
67396. | ТИПЫ ОБЩЕСТВ | 86 KB | |
Так у Гегеля стадии развития общества совпадают со стадиями и фазами движения к самому себе абсолютного логического понятия лежащего в основе мира. Маркса типология обществ основывается на естественно-историческом подходе согласно которому все общества без исключения рано или поздно... | |||
67397. | Программное обеспечение: понятия и цели | 67.5 KB | |
Программные средства, принятые в производство, изготавливаются по утвержденной в установленном порядке технологии. Они должны соответствовать утвержденным техническим условиям и действующей нормативно-технической документации, обеспечиваться гарантиями поставщика. | |||
67398. | Проектирование полиграфического производства | 760 KB | |
В результате работы была составлена составлена технологическая характеристика издания, определено издательско-полиграфическое оформление данного издания, сделан выбор оборудования и расходных материалов для печати изделия образца, создана схема комплексного процесса | |||
67399. | Технология приготовления вторых горячих блюд из овощей | 495.5 KB | |
Продукты питания оцениваются по пищевой, биологической и энергетической ценности. Под пищевой ценностью продукта подразумевают содержание в нем пищевых веществ и степень их усвоения организмом, а также вкусовые достоинства. | |||
67400. | Мультипликация как технология развития творческих способностей подростков | 1.2 MB | |
Интеграция разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные | |||
67402. | РЗ та А – загальні відомості | 150 KB | |
Реле релейний захист РЗ необхідність застосування визначення загальні відомості та характеристики; Класифікація реле; Автоматика енергосистеми ЕС необхідність застосування визначення класифікація за призначенням; Пристрої релейного захисту ПРЗ функціональна схема призначення визначення... | |||