78502

Развитие креативности в старшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.

Русский

2015-02-07

67.58 KB

23 чел.

 И.А. Синкевич,

С.В. Шолохов

Развитие креативности в старшем школьном возрасте

На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере, науке, технике происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, проявлять креативность. В связи с этим проблема развития творческого потенциала и самореализации человека в процессе деятельности становится актуальной. Модернизация российского образования предполагает ориентацию  на развитие личности, познавательных и созидательных способностей школьников.

Проблема творческого развития личности привлекала внимание ученых, представлявших различные области знания, во все исторические эпохи. Теоретические положения по проблеме развития творческих  способностей выводили в своих трудах Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Б.М. Теплов, Ю.С. Крижанская, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л.  Рубинштейн, Я.А. Пономарёв. Проблема творческого развития нашла отражение в работах отечественных педагогов: И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Исследованию проблемы самореализации личности в творческой деятельности посвящены работы зарубежных психологов К. Роджерса, А. Маслоу. Научный интерес вызывают концепции креативности  Дж. Гилфорда, П. Торренса, Р. Стернберга, Т. Любарта и  др.

Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте.

Предмет исследования - процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.

Объект исследования - креативность старших школьников.

Гипотеза исследования  - развитие креативности будет успешным в том случае, если: определены критерии и уровни развития креативности у старшеклассников; разработана методика развития креативности старших школьников.

Задачи исследования:

  1. установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
  2. дать психологическое, дидактическое и методическое обоснование необходимости развития креативности старших школьников;
  3. выявить уровень развития креативности у старшеклассников;
  4. разработать программу развития креативности старших школьников.
  5. сравнить результаты  первого и третьего этапа исследования;
  6. разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и родителей.

Теоретическая значимость заключается в исследовании сущности, развития креативности у старшеклассников.

Практическая значимость - в направленности исследования на совершенствование процесса формирования креативности у старших школьников: разработаны и представлены практические рекомендации, подобраны методы и формы работы, оптимальные для решения поставленных задач.

Методологическую основу исследования составляют труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С.С.  Зорина, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.А. Мелика-Пашаева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический  - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Психолого-педагогический -  наблюдение за деятельностью педагога и учащихся в учебном процессе, изучение и обобщение практики формирования креативности старших школьников.
  3. Экспериментальный  - сбор и обработка результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проходило в три этапа.

Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2006 г.) был посвящен определению темы исследования, проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучены  теоретические основы изучения психологических аспектов развития креативности старших школьников.

Второй этап - теоретико-эмпирический (январь-февраль 2007г.) связан с уточнением основных теоретических положений, с проведением поискового эксперимента, включает в себя проверку и уточнение гипотезы исследования, отобраны соответствующие методы и инструментарий.

Третий этапаналитико-обобщающий (февраль-апрель 2007г.) включал в себя проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов.

На теоретическом уровне исследовались особенности развития креативности старшеклассников, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых; определялся психологический феномен креативности; раскрывалось влияние личностных особенностей старшеклассников на развитие творческих способностей; представлены современные методы и формы развития креативности старших школьников.

Креативность (от лат. creatio - cозидание) - творческие возможности (способности) человека, как важнейший фактор одаренности, определяется восприимчивостью к новым идеям, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Некоторые исследователи заменяют «креативность» словом «творческость». Н.С. Лейтес трактует креативность, как «расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие нового. Считается,  что научное творчество связано с поисками «логически возможного» в отличие от «логически необходимого», это позволяет приходить к неожиданным результатам» [4].

По мнению В.Н. Дружинина, важная составляющая креативности – наличие так называемого дивергентного мышления, которое включает в себя четыре основных свойства: беглость мысли; гибкость мысли; оригинальность; точность (или законченность) [2; 86].

Дивергентное мышление служит средством порождения новых идей и самовыражения. Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.

Определяя влияние среды, П. Торранс [8] представил следующие результаты кросскультурных исследований:

  1.  Культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
  2.  Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок.
  3.  Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
  4.  Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

В.Н. Дружинин отмечает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [2; 77].

Однако Г.В. Ожиганова делает следующие выводы:

  1.  Повышение креативности сопровождается невротизацией детей: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; затрудняется действие систем психологической защиты.
    1.  Повышение креативности нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
    2.  Общая динамика креативности в ходе эксперимента объясняется стремлением психики восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
    3.  Существуют два типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.
    4.  Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции [6; 52].

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Исследование проблемы креативности позволило сделать выводы, что:

  1.  отсутствуют определенные критерии оценки «творческого»;
  2.  природа феномена «творческость» не имеет единого объяснения;
  3.  существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной и как поддающейся изменениям ;
  4.  отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую). Однако творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Отчасти это зависит от основной сферы деятельности человека. Например, научное творчество обычно сочетается с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников. Много значат условия воспитания: одаренный юноша, если его самовыражение затруднено, обнаруживает черты тревожности и невротизма, отсутствующие у того, кому семья и школа помогает раскрыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности - с возрастной самоуверенностью и негативизмом.

Творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Многие великие люди в школьные и студенческие годы плохо успевали и считались неспособными или посредственными (Дарвин, Гегель, Гумбольдт, Наполеон, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Гейне и др.). Поскольку школьная программа строго регламентирована, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Искусство учителя состоит, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности старшеклассника и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у старшеклассников в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей. В юношеском возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Юноша уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Юноша прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». По мнению А.А. Мелика-Пашаева, в структуре художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль.

Н.С. Лейтес [5] отмечает, что в юношеском возрасте особенно привлекательными становятся формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности старшеклассников. Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих способностей эффекта данного противоречия. В целом же ранний юношеский возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.

Одной из наиболее целостных концепций одаренности в психологии является теория трех компонентов Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:

  1.  интеллектуальный компонент способностей, превышающих средний уровень;
  2.  мотивационный компонент, характеризующийся высокой увлеченностью выполняемой задачей;
  3.  креативность, или творческость (высокий уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность).

Исследования творческих способностей выявили ряд компонентов:

  1.  рефлексивный компонент - самооценка, самосознание, саморазвитие, самоуправление, самообучение, самовоспитание;
  2.  компонент продуктивности (количественная и качественная продуктивность человека в определенной сфере деятельности - учебной, профессиональной, интеллектуальной и т. д.);
  3.  компонент трудолюбия и целеустремленности в творческой деятельности;
  4.  духовно-нравственный компонент творческой деятельности личности.

Творчество - это деятельность, порождающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчеством называют и продукт творческой деятельности [1; 116]. Показатели психических форм проявления рефлексивных процессов, при формировании индивидуального творческого стиля деятельности у старшеклассников:

  1.  Критичность мышления субъекта психолого-педагогической деятельности
  2.  Стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции на основе научного объективного материала.
  3.  Умение ставить вопросы, «умение видеть проблему». Это необходимое качество каждого творческого исследователя.
  4.  Стремление и способность школьника вести дискуссию.
  5.  Развитая рефлексивной и активной личности: готовность к адекватной самооценке, выход в рефлексивную позицию, демонстрирующую психологическую культуру самоанализа.
  6.  Рефлексия и уровень развития способности к самоуправлению.
  7.  Развития рефлексивной творческой активности: умение творчески решать научные, социальные проблемы и преодолевать трудности, которые встречаются в учебной и научной деятельности и общественно-социальной жизни.
  8.  Уровень развития рефлексивной активности - личностный подход к способностям школьников.
  9.  Рефлексивность творческой личности - направленность личности [2].

С.С. Зориным [3] выделены следующие стилеобразующие черты (компоненты) креативности: способность к видению проблемы; оригинальность и диалектичность мышления; легкость ассоциирования; гибкость, антиконформизм и критичность мышления; легкость генерирования идей; способность к оценочным действиям; способность к переносу знаний; уровень творчества, знаний и мастерства; рефлексия в сочетании с творческой интуицией; креативность творческой деятельности; духовно-нравственный уровень развития личности.

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием.

С.С. Зорин [3] выделяет следующие типы индивидуального стиля деятельности, которые существенно влияют на уровень развития творческого потенциала личности и творческую деятельность:

  1.  Рефлексивный  - продуктивный тип творчества на сознательном уровне.
  2.  Интуитивный -  эвристический тип творчества на подсознательном и предсознательном уровне.
  3.  Рассуждающий - репродуктивный, комбинированный и аналоговый типы творчества на сознательном уровне.
  4.  Эмоционально-чувственный  - комбинированный, аналоговый типы творчества на бессознательном уровне.
  5.  Методичный - умение адекватно планировать творческую деятельность, высокая методичность и консерватизм.
  6.  Импровизационный -  аналоговый и продуктивный типы творческой деятельности на предсознательном уровне.
  7.  Ощущающий - восприятие с помощью органов чувств; функция ощущения - экстравертная или интровертная - естественно зависит от объектов.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Приемы развития творческого воображения учащихся можно свести к четырем основным направлениям: агглютинация - склеивание образа из разных частей (кентавр);  аналогия - отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;  акцентирование - заострение образа на какой-либо черте, детали;  типизация - процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ. На этих четырех «китах» строятся упражнения, развивающие творческое воображение, нестандартный подход к решению задач.

Таким образом, проблема развития креативности широко исследуется, но необходимо новое осмысление применительно к современным условиям и возникающим противоречиям. Проблема развития творческого мышления в рамках школы усложняется ситуацией учебного процесса, которая предполагает единое знание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач и др.  В школьную практику необходимо включать уроки творчества, на которых учащиеся могут фантазировать, искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ №3 г. Мурманска. В исследовании принимали участие 40 учеников 10 классов (15-16 лет): 17 мальчиков и 23 девочки. Испытуемые специально не подбирались. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента:

  1. Констатирующий: диагностика уровня развития креативности у старших школьников.
  2. Формирующий: составление программы развития креативности у старших школьников и применение данной развивающей методики в экспериментальной группе испытуемых.
  3. Контрольный: осуществляется повторная диагностика уровня развития креативности старших школьников; проведение сравнительного анализа результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Тест креативности П. Торранса [8];

2. Тест на креативность Ж. Попова [7];

3. Методика «Исследование творческого воображения» Е.И. Рогова [5]

1. Тест креативности П. Торранса. Основываясь на результатах, полученных в ходе анализа работ старшеклассников, были выделены три группы испытуемых:

  1. Высокий уровень развития креативности:  результаты равны верхней границе нормы или выше по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.
  2. Средний уровень развития креативности: показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности соответствуют возрастной норме.
  3. Низкий уровень развития креативности: результаты равны нижней границе нормы или ниже по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

В ходе исследования высокий уровень развития креативности продемонстрировали 12% испытуемых (5 чел.). При выполнении предложенного задания дети продемонстрировали высокую степень оригинальности идей и разработанности. Полученные результаты сопоставимы с верхней границей возрастной нормы или несколько ее превышают. Показатели беглости и гибкости так же соответствуют возрастной норме.

50% исследуемых старшеклассников (20 чел) продемонстрировали средний уровень креативности. Результаты данных испытуемых явно показали, что показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности соответствуют возрастной норме.

38% испытуемых (15 чел.) в ходе исследования продемонстрировали низкий уровень развития креативности. Данные испытуемые даже при соотвествующих возрастной норме беглости и гибкости продемонстрировали низкие результаты (ниже границы возрастной нормы) по оригинальности и разработанности (диаграмма 1, таблица 1).

Диаграмма 1

Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)

12%

63%

25%

Высокий уровень креативности

Средний уровень креативности

Низкий уровень креативности

Таблица 1

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Высокий

12%

Средний

63%

Низкий

25%

2. Тест на креативность (Ж. Попова). 30% испытуемых (12 чел.) в ходе исследования набрали 49 и более очков. Это свидетельствует о том, что у данных испытуемых заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей.

55% старшеклассников (22 чел.) в ходе исследования набрали от 24 до 48 очков. Данный результат соответствует норме. Испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.

23 и менее очков набрали 15% (6 чел.) испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о том, что творческий потенциал испытуемых невелик. Возможно, просто они недооценивают себя и свои способности, возможно у них заниженная самооценка (диаграмма 2, таблица 2).

Диаграмма 2

Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж. Поповой)

30%

55%

15%

Значительный творческий потенциал

Результат соответствует норме

Творческий потенциал испытуемого невелик

Таблица 2

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Значительный творческий потенциал

30%

Результат соответствует норме

55%

Творческий потенциал испытуемого невелик

15%

3. Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов). Качественная характеристика творчества определялась по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствующей максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

25% (10 чел.) испытуемых в ходе эксперимента получили по максимальное число (6) баллов за самое остроумное и оригинальное предложение, что свидетельствует об оригинальности и развитом творчестве у данных подростков. Характеристика второго показателя - общей суммы баллов, набранных в ходе эксперимента, показала, что у данных подростков она больше, чем у детей со средним и низким уровнем творчества. Данный факт является свидетельством того, что у этих подростков большая продуктивность творческой деятельности.

У 55% (22 чел.) испытуемых самое большое количество баллов за самое остроумное и оригинальное предложение колебалось от 3 до 5. Данный факт свидетельствует о среднем уровне развития творчества.

У старшеклассников со средним уровнем развития творчества в результате сравнения набранной суммы баллов выявлен высокий или средний уровень творческой деятельности.

20% (8 чел.) исследуемых подростков в ходе исследования показали низкий уровень развития творчества. Данные испытуемые получили от 0 до 2 баллов за составленные предложения. У данной категории испытуемых сумма набранных баллов оказалась гораздо меньшей, чем у детей предыдущих двух групп, следовательно, и продуктивность творческой деятельности тоже гораздо меньше. Наглядно результаты данного исследования отобразим следующим образом (диаграмма 3, таблица 3).

Диаграмма 3

Уровень креативности по методике "Исследование творческого мышления" (Рогов Е.И.)

25%

55%

20%

Высокий уровень развития творчества

Средний уровень развития творчества

Низкий уровень развития творчества

Таблица 3

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Высокий

25%

Средний

55%

Низкий

20%

Итак, по результатам проведенного нами исследования, были выделены три группы испытуемых.

1 группа – 20% (8 чел.) - отличается высоким творческим потенциалом, оригинальностью решений, многообразием идей, т.е. высоким уровнем развития креативности.

2 группа – 55%  (22 чел.) - продемонстрировала соответствие возрастным нормам в развитии креативности. Данные испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.

3 группа – 25% (10 чел.) - низкие показатели развития креативности. Данные испытуемые нуждаются в развитии своих творческих способностей (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Результаты констатирующего эксперимента

20%

55%

25%

Высокий уровень креативности

Средний уровень креативности

Низкий уровень креативности

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:  высокая самооценка; открытость новым идеям; устойчивость к неопределенности; независимость; настойчивость; умение чувствовать проблему;  гибкость.

Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции. Нами была разработана программа, направленная на развитие креативности старших школьников.

Группа старших школьников (40 чел.) была разбита на две подгруппы: контрольная (20 чел.) и экспериментальная (20 чел). Разработанная программа проводилась только с экспериментальной группой учащихся.

Цель развивающей программы - предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей развития мира, в котором они живут, понимание жизненных перспектив.

Коррекционный блок был представлен следующим образом:

После проведения данного комплекса занятий с испытуемыми экспериментальной и контрольной групп были вновь проведены методики, которые применялись в констатирующем эксперименте, с целью выявления уровня развития креативности у старших школьников.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Результаты теста креативности (П. Торранса) распределились следующим образом: с высоким уровнем развития креативности выявлено 10% детей (2 чел.) контрольной группы и 20% (4 чел.) детей экспериментальной группы. Средний уровень развития креативности выявлен у 50% (10 чел.) детей контрольной группы и 70% (14 чел.) детей экспериментальной группы. Низкий уровень развития креативности у 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% старшеклассников экспериментальной группы (таблица 5).

Таблица 5

Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)

Уровень сформированности креативности

Испытуемые контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Высокий

10%

20%

Средний

50%

70%

Низкий

 40%

10%

Итак, из представленных результатов видно, что в экспериментальной группе больше старшеклассников продемонстрировали в ходе исследования высокий и средний (соответствующий норме) уровень развития креативности, в то время как число испытуемых с низким уровнем развития креативности в экспериментальной группе значительно меньше. По результатам данной методики можно судить о более высоком уровне развития креативности в экспериментальной группе старшеклассников.

Тест на креативность (Ж. Попова):

У 30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 40% (8 чел.) испытуемых экспериментальной группы значительный творческий потенциал и творческих возможностей. 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 50% (10 чел.) экспериментальной достигли результата соответствующего норме. 30% (6 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% (2 чел.) экспериментальной группы достигли результатов свидетельствующих о том, что творческий потенциал испытуемых невелик (таблица 6).

Таблица 6

Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж.Попова)

Уровень сформированности

креативности

Испытуемые

контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Значительный творческий потенциал

30%

40%

Результат соответствует норме

40%

50%

Творческий потенциал невелик

30%

10%

Из результатов представленных в таблице 6 можно сделать следующие выводы: среди старшеклассников экспериментальной группы большее число детей продемонстрировали значительный творческий потенциал и уровень развития креативности соответствующий возрастной норме.

В контрольной группе испытуемых выделена подгруппа детей с низким творческим потенциалом, которая численно превышает аналогичную группу среди школьников экспериментальной группы.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что уровень развития креативности в экспериментальной группе школьников выше, чем в контрольной группе.

Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов)

30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования большую продуктивность творческой деятельности. У 40% (8 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования средний уровень развития творчества. 30% (6 чел.) контрольной группы показали низкий уровень развития творчества. Среди испытуемых экспериментальной группы не было выявлено детей с низким уровнем развития творчества (таблица 7).

Таблица 7

Уровень креативности старшеклассников (по методике Е.И. Рогова)

Уровень сформированности

креативности

Испытуемые

контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Большая продуктивность творческой деятельности

30%

50%

Средний уровень развития творчества

40%

50%

Низкий уровень развития творчества

30%

0%

Результаты свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментальной группы уровень развития творчества значительно выше, чем у контрольной группы. В ходе исследования больше детей из экспериментальной группы продемонстрировали высокий и средний уровень развития творчества, чем дети из контрольной группы. Так же следует отметить, что в группе испытуемых выделена подгруппа (30%) с низким уровнем развития творчества, в то время как среди экспериментальной группы данной подгруппы не выявлено.

На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что уровень развития креативности у старшеклассников экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы, выявлена положительная динамика, следовательно, гипотеза подтвердилась: старший школьный возраст является сензитивным периодом развития креативности и в ходе специально организованного процесса развития креативности возможно сформировать у старшклассников творческие способности.

Креативность имеет огромное значение для познавательного и личностного развития старшеклассников, может проявляться в разных видах деятельности - преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной.

Литература

  1.  Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1. – С. 52.
  2.  Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. - №5. – С. 92.
  3.  Зорин С.С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов // Мир образования. – 2005. - №1. – С. 61.
  4.  Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М.: Альфа, 2000.
  5.  Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  6.  Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал . – 2001. - №2. – С. 65.
  7.  Попова Ж. Тест на креативность // Служба кадров и персонала. – 2006. - № 6. – С. 43.
  8.  Туник Е.Е. Тест Е.Торранса: диагностика креативности. Методическое руководство. – СПб: ГП «ИМАТОН», 2004. – 191 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83351. Вправи на вживання різних відмінкових форм прикметників 351 KB
  Мета: Закріпити знання про відмінювання прикметників у множині. Вчити школярів правильно вимовляти і записувати форми прикметників у множині, вживати на письмі закінчення прикметників, орієнтуючись на кінцевий приголосний звук основи.
83352. Закріплення знань про прислівник. Підготовка до контрольної роботи 121 KB
  Закріплювати та поглиблювати знання про прислівник як самостійну частину отриманні на уроках української мови; розвивати логічне мислення память мовлення учнів навички та уміння самоосвітньої діяльності з навчальним матеріалом; вчити бачити прекрасне у звичайному а із заняття винести любов до рідного слова.
83353. Роль прикметників у мовленні 296 KB
  Мета: повторити вживання апострофу, закріпити знання про прикметник як частину мови, актуалізувати його роль у мовленні; поглибити знання учнів про осінні явища, розкрити красу осінньої палітри природи; розвивати навички сприйняття, образне творче мислення, увагу, зв’язне мовлення...
83354. Урок розвитку зв’язного мовлення. Складання твору «Весна прийшла» 131 KB
  Мета. Формувати вміння та навички школярів складати текст-розповідь на визначену тему на основі власних спостережень використовуючи лексичні засоби; розвивати навички усного і писемного мовлення, уміння бачити і відчувати красу природи, заохочувати дітей до творчості, збагачувати словниковий запас...
83355. Перевірка орфограм у особових закінченнях, або ще раз про закон письма 105 KB
  Вчити школярів застосовувати алгоритм перевірки орфограм слабких позицій звуків у особових закінченнях дієслів; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів; вчити школярів обґрунтовувати свої думки; давати на запитання повні змістовні відповіді; робити висновки.
83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати звязки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.