78502

Развитие креативности в старшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.

Русский

2015-02-07

67.58 KB

12 чел.

 И.А. Синкевич,

С.В. Шолохов

Развитие креативности в старшем школьном возрасте

На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере, науке, технике происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, проявлять креативность. В связи с этим проблема развития творческого потенциала и самореализации человека в процессе деятельности становится актуальной. Модернизация российского образования предполагает ориентацию  на развитие личности, познавательных и созидательных способностей школьников.

Проблема творческого развития личности привлекала внимание ученых, представлявших различные области знания, во все исторические эпохи. Теоретические положения по проблеме развития творческих  способностей выводили в своих трудах Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Б.М. Теплов, Ю.С. Крижанская, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л.  Рубинштейн, Я.А. Пономарёв. Проблема творческого развития нашла отражение в работах отечественных педагогов: И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Исследованию проблемы самореализации личности в творческой деятельности посвящены работы зарубежных психологов К. Роджерса, А. Маслоу. Научный интерес вызывают концепции креативности  Дж. Гилфорда, П. Торренса, Р. Стернберга, Т. Любарта и  др.

Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте.

Предмет исследования - процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.

Объект исследования - креативность старших школьников.

Гипотеза исследования  - развитие креативности будет успешным в том случае, если: определены критерии и уровни развития креативности у старшеклассников; разработана методика развития креативности старших школьников.

Задачи исследования:

  1. установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
  2. дать психологическое, дидактическое и методическое обоснование необходимости развития креативности старших школьников;
  3. выявить уровень развития креативности у старшеклассников;
  4. разработать программу развития креативности старших школьников.
  5. сравнить результаты  первого и третьего этапа исследования;
  6. разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и родителей.

Теоретическая значимость заключается в исследовании сущности, развития креативности у старшеклассников.

Практическая значимость - в направленности исследования на совершенствование процесса формирования креативности у старших школьников: разработаны и представлены практические рекомендации, подобраны методы и формы работы, оптимальные для решения поставленных задач.

Методологическую основу исследования составляют труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С.С.  Зорина, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.А. Мелика-Пашаева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический  - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Психолого-педагогический -  наблюдение за деятельностью педагога и учащихся в учебном процессе, изучение и обобщение практики формирования креативности старших школьников.
  3. Экспериментальный  - сбор и обработка результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проходило в три этапа.

Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2006 г.) был посвящен определению темы исследования, проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучены  теоретические основы изучения психологических аспектов развития креативности старших школьников.

Второй этап - теоретико-эмпирический (январь-февраль 2007г.) связан с уточнением основных теоретических положений, с проведением поискового эксперимента, включает в себя проверку и уточнение гипотезы исследования, отобраны соответствующие методы и инструментарий.

Третий этапаналитико-обобщающий (февраль-апрель 2007г.) включал в себя проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов.

На теоретическом уровне исследовались особенности развития креативности старшеклассников, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых; определялся психологический феномен креативности; раскрывалось влияние личностных особенностей старшеклассников на развитие творческих способностей; представлены современные методы и формы развития креативности старших школьников.

Креативность (от лат. creatio - cозидание) - творческие возможности (способности) человека, как важнейший фактор одаренности, определяется восприимчивостью к новым идеям, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Некоторые исследователи заменяют «креативность» словом «творческость». Н.С. Лейтес трактует креативность, как «расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие нового. Считается,  что научное творчество связано с поисками «логически возможного» в отличие от «логически необходимого», это позволяет приходить к неожиданным результатам» [4].

По мнению В.Н. Дружинина, важная составляющая креативности – наличие так называемого дивергентного мышления, которое включает в себя четыре основных свойства: беглость мысли; гибкость мысли; оригинальность; точность (или законченность) [2; 86].

Дивергентное мышление служит средством порождения новых идей и самовыражения. Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.

Определяя влияние среды, П. Торранс [8] представил следующие результаты кросскультурных исследований:

  1.  Культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
  2.  Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок.
  3.  Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
  4.  Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

В.Н. Дружинин отмечает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [2; 77].

Однако Г.В. Ожиганова делает следующие выводы:

  1.  Повышение креативности сопровождается невротизацией детей: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; затрудняется действие систем психологической защиты.
    1.  Повышение креативности нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
    2.  Общая динамика креативности в ходе эксперимента объясняется стремлением психики восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
    3.  Существуют два типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.
    4.  Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции [6; 52].

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Исследование проблемы креативности позволило сделать выводы, что:

  1.  отсутствуют определенные критерии оценки «творческого»;
  2.  природа феномена «творческость» не имеет единого объяснения;
  3.  существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной и как поддающейся изменениям ;
  4.  отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую). Однако творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Отчасти это зависит от основной сферы деятельности человека. Например, научное творчество обычно сочетается с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников. Много значат условия воспитания: одаренный юноша, если его самовыражение затруднено, обнаруживает черты тревожности и невротизма, отсутствующие у того, кому семья и школа помогает раскрыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности - с возрастной самоуверенностью и негативизмом.

Творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Многие великие люди в школьные и студенческие годы плохо успевали и считались неспособными или посредственными (Дарвин, Гегель, Гумбольдт, Наполеон, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Гейне и др.). Поскольку школьная программа строго регламентирована, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Искусство учителя состоит, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности старшеклассника и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у старшеклассников в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей. В юношеском возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Юноша уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Юноша прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». По мнению А.А. Мелика-Пашаева, в структуре художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль.

Н.С. Лейтес [5] отмечает, что в юношеском возрасте особенно привлекательными становятся формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности старшеклассников. Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих способностей эффекта данного противоречия. В целом же ранний юношеский возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.

Одной из наиболее целостных концепций одаренности в психологии является теория трех компонентов Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:

  1.  интеллектуальный компонент способностей, превышающих средний уровень;
  2.  мотивационный компонент, характеризующийся высокой увлеченностью выполняемой задачей;
  3.  креативность, или творческость (высокий уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность).

Исследования творческих способностей выявили ряд компонентов:

  1.  рефлексивный компонент - самооценка, самосознание, саморазвитие, самоуправление, самообучение, самовоспитание;
  2.  компонент продуктивности (количественная и качественная продуктивность человека в определенной сфере деятельности - учебной, профессиональной, интеллектуальной и т. д.);
  3.  компонент трудолюбия и целеустремленности в творческой деятельности;
  4.  духовно-нравственный компонент творческой деятельности личности.

Творчество - это деятельность, порождающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчеством называют и продукт творческой деятельности [1; 116]. Показатели психических форм проявления рефлексивных процессов, при формировании индивидуального творческого стиля деятельности у старшеклассников:

  1.  Критичность мышления субъекта психолого-педагогической деятельности
  2.  Стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции на основе научного объективного материала.
  3.  Умение ставить вопросы, «умение видеть проблему». Это необходимое качество каждого творческого исследователя.
  4.  Стремление и способность школьника вести дискуссию.
  5.  Развитая рефлексивной и активной личности: готовность к адекватной самооценке, выход в рефлексивную позицию, демонстрирующую психологическую культуру самоанализа.
  6.  Рефлексия и уровень развития способности к самоуправлению.
  7.  Развития рефлексивной творческой активности: умение творчески решать научные, социальные проблемы и преодолевать трудности, которые встречаются в учебной и научной деятельности и общественно-социальной жизни.
  8.  Уровень развития рефлексивной активности - личностный подход к способностям школьников.
  9.  Рефлексивность творческой личности - направленность личности [2].

С.С. Зориным [3] выделены следующие стилеобразующие черты (компоненты) креативности: способность к видению проблемы; оригинальность и диалектичность мышления; легкость ассоциирования; гибкость, антиконформизм и критичность мышления; легкость генерирования идей; способность к оценочным действиям; способность к переносу знаний; уровень творчества, знаний и мастерства; рефлексия в сочетании с творческой интуицией; креативность творческой деятельности; духовно-нравственный уровень развития личности.

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием.

С.С. Зорин [3] выделяет следующие типы индивидуального стиля деятельности, которые существенно влияют на уровень развития творческого потенциала личности и творческую деятельность:

  1.  Рефлексивный  - продуктивный тип творчества на сознательном уровне.
  2.  Интуитивный -  эвристический тип творчества на подсознательном и предсознательном уровне.
  3.  Рассуждающий - репродуктивный, комбинированный и аналоговый типы творчества на сознательном уровне.
  4.  Эмоционально-чувственный  - комбинированный, аналоговый типы творчества на бессознательном уровне.
  5.  Методичный - умение адекватно планировать творческую деятельность, высокая методичность и консерватизм.
  6.  Импровизационный -  аналоговый и продуктивный типы творческой деятельности на предсознательном уровне.
  7.  Ощущающий - восприятие с помощью органов чувств; функция ощущения - экстравертная или интровертная - естественно зависит от объектов.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Приемы развития творческого воображения учащихся можно свести к четырем основным направлениям: агглютинация - склеивание образа из разных частей (кентавр);  аналогия - отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;  акцентирование - заострение образа на какой-либо черте, детали;  типизация - процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ. На этих четырех «китах» строятся упражнения, развивающие творческое воображение, нестандартный подход к решению задач.

Таким образом, проблема развития креативности широко исследуется, но необходимо новое осмысление применительно к современным условиям и возникающим противоречиям. Проблема развития творческого мышления в рамках школы усложняется ситуацией учебного процесса, которая предполагает единое знание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач и др.  В школьную практику необходимо включать уроки творчества, на которых учащиеся могут фантазировать, искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ №3 г. Мурманска. В исследовании принимали участие 40 учеников 10 классов (15-16 лет): 17 мальчиков и 23 девочки. Испытуемые специально не подбирались. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента:

  1. Констатирующий: диагностика уровня развития креативности у старших школьников.
  2. Формирующий: составление программы развития креативности у старших школьников и применение данной развивающей методики в экспериментальной группе испытуемых.
  3. Контрольный: осуществляется повторная диагностика уровня развития креативности старших школьников; проведение сравнительного анализа результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Тест креативности П. Торранса [8];

2. Тест на креативность Ж. Попова [7];

3. Методика «Исследование творческого воображения» Е.И. Рогова [5]

1. Тест креативности П. Торранса. Основываясь на результатах, полученных в ходе анализа работ старшеклассников, были выделены три группы испытуемых:

  1. Высокий уровень развития креативности:  результаты равны верхней границе нормы или выше по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.
  2. Средний уровень развития креативности: показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности соответствуют возрастной норме.
  3. Низкий уровень развития креативности: результаты равны нижней границе нормы или ниже по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

В ходе исследования высокий уровень развития креативности продемонстрировали 12% испытуемых (5 чел.). При выполнении предложенного задания дети продемонстрировали высокую степень оригинальности идей и разработанности. Полученные результаты сопоставимы с верхней границей возрастной нормы или несколько ее превышают. Показатели беглости и гибкости так же соответствуют возрастной норме.

50% исследуемых старшеклассников (20 чел) продемонстрировали средний уровень креативности. Результаты данных испытуемых явно показали, что показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности соответствуют возрастной норме.

38% испытуемых (15 чел.) в ходе исследования продемонстрировали низкий уровень развития креативности. Данные испытуемые даже при соотвествующих возрастной норме беглости и гибкости продемонстрировали низкие результаты (ниже границы возрастной нормы) по оригинальности и разработанности (диаграмма 1, таблица 1).

Диаграмма 1

Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)

12%

63%

25%

Высокий уровень креативности

Средний уровень креативности

Низкий уровень креативности

Таблица 1

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Высокий

12%

Средний

63%

Низкий

25%

2. Тест на креативность (Ж. Попова). 30% испытуемых (12 чел.) в ходе исследования набрали 49 и более очков. Это свидетельствует о том, что у данных испытуемых заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей.

55% старшеклассников (22 чел.) в ходе исследования набрали от 24 до 48 очков. Данный результат соответствует норме. Испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.

23 и менее очков набрали 15% (6 чел.) испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о том, что творческий потенциал испытуемых невелик. Возможно, просто они недооценивают себя и свои способности, возможно у них заниженная самооценка (диаграмма 2, таблица 2).

Диаграмма 2

Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж. Поповой)

30%

55%

15%

Значительный творческий потенциал

Результат соответствует норме

Творческий потенциал испытуемого невелик

Таблица 2

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Значительный творческий потенциал

30%

Результат соответствует норме

55%

Творческий потенциал испытуемого невелик

15%

3. Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов). Качественная характеристика творчества определялась по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствующей максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

25% (10 чел.) испытуемых в ходе эксперимента получили по максимальное число (6) баллов за самое остроумное и оригинальное предложение, что свидетельствует об оригинальности и развитом творчестве у данных подростков. Характеристика второго показателя - общей суммы баллов, набранных в ходе эксперимента, показала, что у данных подростков она больше, чем у детей со средним и низким уровнем творчества. Данный факт является свидетельством того, что у этих подростков большая продуктивность творческой деятельности.

У 55% (22 чел.) испытуемых самое большое количество баллов за самое остроумное и оригинальное предложение колебалось от 3 до 5. Данный факт свидетельствует о среднем уровне развития творчества.

У старшеклассников со средним уровнем развития творчества в результате сравнения набранной суммы баллов выявлен высокий или средний уровень творческой деятельности.

20% (8 чел.) исследуемых подростков в ходе исследования показали низкий уровень развития творчества. Данные испытуемые получили от 0 до 2 баллов за составленные предложения. У данной категории испытуемых сумма набранных баллов оказалась гораздо меньшей, чем у детей предыдущих двух групп, следовательно, и продуктивность творческой деятельности тоже гораздо меньше. Наглядно результаты данного исследования отобразим следующим образом (диаграмма 3, таблица 3).

Диаграмма 3

Уровень креативности по методике "Исследование творческого мышления" (Рогов Е.И.)

25%

55%

20%

Высокий уровень развития творчества

Средний уровень развития творчества

Низкий уровень развития творчества

Таблица 3

Уровень креативности

Количество испытуемых (%)

Высокий

25%

Средний

55%

Низкий

20%

Итак, по результатам проведенного нами исследования, были выделены три группы испытуемых.

1 группа – 20% (8 чел.) - отличается высоким творческим потенциалом, оригинальностью решений, многообразием идей, т.е. высоким уровнем развития креативности.

2 группа – 55%  (22 чел.) - продемонстрировала соответствие возрастным нормам в развитии креативности. Данные испытуемые обладают качествами, которые позволяют творчески подходить к своей работе, но при определенных благоприятных психологических условиях и под руководством опытного руководителя.

3 группа – 25% (10 чел.) - низкие показатели развития креативности. Данные испытуемые нуждаются в развитии своих творческих способностей (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Результаты констатирующего эксперимента

20%

55%

25%

Высокий уровень креативности

Средний уровень креативности

Низкий уровень креативности

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:  высокая самооценка; открытость новым идеям; устойчивость к неопределенности; независимость; настойчивость; умение чувствовать проблему;  гибкость.

Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции. Нами была разработана программа, направленная на развитие креативности старших школьников.

Группа старших школьников (40 чел.) была разбита на две подгруппы: контрольная (20 чел.) и экспериментальная (20 чел). Разработанная программа проводилась только с экспериментальной группой учащихся.

Цель развивающей программы - предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей развития мира, в котором они живут, понимание жизненных перспектив.

Коррекционный блок был представлен следующим образом:

После проведения данного комплекса занятий с испытуемыми экспериментальной и контрольной групп были вновь проведены методики, которые применялись в констатирующем эксперименте, с целью выявления уровня развития креативности у старших школьников.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Результаты теста креативности (П. Торранса) распределились следующим образом: с высоким уровнем развития креативности выявлено 10% детей (2 чел.) контрольной группы и 20% (4 чел.) детей экспериментальной группы. Средний уровень развития креативности выявлен у 50% (10 чел.) детей контрольной группы и 70% (14 чел.) детей экспериментальной группы. Низкий уровень развития креативности у 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% старшеклассников экспериментальной группы (таблица 5).

Таблица 5

Уровень креативности старшеклассников (по тесту П. Торранса)

Уровень сформированности креативности

Испытуемые контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Высокий

10%

20%

Средний

50%

70%

Низкий

 40%

10%

Итак, из представленных результатов видно, что в экспериментальной группе больше старшеклассников продемонстрировали в ходе исследования высокий и средний (соответствующий норме) уровень развития креативности, в то время как число испытуемых с низким уровнем развития креативности в экспериментальной группе значительно меньше. По результатам данной методики можно судить о более высоком уровне развития креативности в экспериментальной группе старшеклассников.

Тест на креативность (Ж. Попова):

У 30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 40% (8 чел.) испытуемых экспериментальной группы значительный творческий потенциал и творческих возможностей. 40% (8 чел.) старшеклассников контрольной группы и 50% (10 чел.) экспериментальной достигли результата соответствующего норме. 30% (6 чел.) старшеклассников контрольной группы и 10% (2 чел.) экспериментальной группы достигли результатов свидетельствующих о том, что творческий потенциал испытуемых невелик (таблица 6).

Таблица 6

Уровень креативности старшеклассников (по тесту Ж.Попова)

Уровень сформированности

креативности

Испытуемые

контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Значительный творческий потенциал

30%

40%

Результат соответствует норме

40%

50%

Творческий потенциал невелик

30%

10%

Из результатов представленных в таблице 6 можно сделать следующие выводы: среди старшеклассников экспериментальной группы большее число детей продемонстрировали значительный творческий потенциал и уровень развития креативности соответствующий возрастной норме.

В контрольной группе испытуемых выделена подгруппа детей с низким творческим потенциалом, которая численно превышает аналогичную группу среди школьников экспериментальной группы.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что уровень развития креативности в экспериментальной группе школьников выше, чем в контрольной группе.

Методика «Исследование творческого воображения» (Е.И. Рогов)

30% (6 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования большую продуктивность творческой деятельности. У 40% (8 чел.) испытуемых контрольной группы и 50% (10 чел.) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали в ходе исследования средний уровень развития творчества. 30% (6 чел.) контрольной группы показали низкий уровень развития творчества. Среди испытуемых экспериментальной группы не было выявлено детей с низким уровнем развития творчества (таблица 7).

Таблица 7

Уровень креативности старшеклассников (по методике Е.И. Рогова)

Уровень сформированности

креативности

Испытуемые

контрольной группы

Испытуемые экспериментальной группы

Большая продуктивность творческой деятельности

30%

50%

Средний уровень развития творчества

40%

50%

Низкий уровень развития творчества

30%

0%

Результаты свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментальной группы уровень развития творчества значительно выше, чем у контрольной группы. В ходе исследования больше детей из экспериментальной группы продемонстрировали высокий и средний уровень развития творчества, чем дети из контрольной группы. Так же следует отметить, что в группе испытуемых выделена подгруппа (30%) с низким уровнем развития творчества, в то время как среди экспериментальной группы данной подгруппы не выявлено.

На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что уровень развития креативности у старшеклассников экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы, выявлена положительная динамика, следовательно, гипотеза подтвердилась: старший школьный возраст является сензитивным периодом развития креативности и в ходе специально организованного процесса развития креативности возможно сформировать у старшклассников творческие способности.

Креативность имеет огромное значение для познавательного и личностного развития старшеклассников, может проявляться в разных видах деятельности - преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной.

Литература

  1.  Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1. – С. 52.
  2.  Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. - №5. – С. 92.
  3.  Зорин С.С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов // Мир образования. – 2005. - №1. – С. 61.
  4.  Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М.: Альфа, 2000.
  5.  Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  6.  Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал . – 2001. - №2. – С. 65.
  7.  Попова Ж. Тест на креативность // Служба кадров и персонала. – 2006. - № 6. – С. 43.
  8.  Туник Е.Е. Тест Е.Торранса: диагностика креативности. Методическое руководство. – СПб: ГП «ИМАТОН», 2004. – 191 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16011. Конституційне право України 2.27 MB
  Міністерство освіти і науки України Національна юридична академія України імені Ярослава Мудрого КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ За редакцією доктора юридичних наук професора академіка Академії правових наук України Ю. М. Тодики доктора юридичних і політичних нау...
16012. Порівняльне правознавство 1.17 MB
  Підручник підготовлений відповідно до програми з порівняльного правознавства для юридичних ВУЗів України. У ньому відбиті досягнення вітчизняної та зарубіжної юридичної науки. Розглянуті особливості порівняльного правознавства як юридичної науки, поняття правової системи та правової сім’ї; викладені класифікації правових систем; наведена характеристика сучасних основних правових сімей
16013. Сравнительное правоведение 2.27 MB
  PAGE 6 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА 1996. 432 с. Сведения об авторе Профессор Ю. А. Тихомиров заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор юридических наук работает первым заместителем директора Ин...
16014. Списки и происхождение редакций Русской Правды 137.5 KB
  М.Н.Тихомиров СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕРЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ 1 Русская Правда сохранилась в большом количестве свыше 110 списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе какихлибо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разд
16015. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ 446.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Издво Тихомирова М.Ю. 2006 г. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Глава I. Правовое регулирование субъекты и объекты прав на землю 1. Регулирование прав на землю ...
16016. Жилое помещение собственность и иные вещные права 291.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Изд. Тихомирова М.Ю. 2005 г. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Глава 1. Жилые
16017. Землі сільськогосподарського призначення права громадян України 3.18 MB
  ЗЕМЛІ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ: ПРАВА ГРОМАДЯН УКРАЇНИ Науковонавчальний посібник Науковий керівник та відповідальний редактор доктор юридичних наук професор Н. L Титова ББК Х94укр407.25 УДК349.412.4477 Фінансова п...