78503

Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане

Русский

2015-02-07

382.5 KB

0 чел.

Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения

Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане, но и приобщалось к общей эстетической культуре. Актуальность данной проблемы состоит в том, что понятие художественный интерес как психолого-педагогического явления требует дополнительного рассмотрения и изучения.

Для школьника художественный интерес способствует разностороннему, гармоничному развитию личности, ее творческому воображению, фантазии, активности, способности к сопереживанию, мышления и расширения художественных представлений, развитию эстетических чувств, идеалов и вкусов. Он пробуждает стремление к познанию, приобщению к различным видам искусства, овладению ими  и определяет познавательную, творческую активность ребенка, не только в какой-то определенной сфере искусства, но и жизни в целом.

Музейная деятельность на современном  этапе развития общества является не совсем престижным видом деятельности. Тем не менее, средствами музееведения, музейного творчества можно развивать познавательную, творческую активность ребенка, креативное мышление, активную поисково-творческую деятельность старшеклассников, а также повышать искусствоведческую компетентность, культуру жизнедеятельности подрастающего поколения, формировать гармоничную, развивающуюся, постоянно совершенствующую личность.

Художественный интерес принадлежит к разряду эстетических интересов, направленных на общение с эстетической культурой, ценностями жизни.  Художественные интересы содержат познавательные стороны, но не сводятся к ним, так как отличаются большим эмоциональным зарядом. «Результатом художественного интереса является целостное постижение художественных образов, заложенных в произведении, которое не проходит без эстетического наслаждения, переживания» [7, 17].  

Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов. Являясь специальной дисциплиной, «музееведение создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт» [4, 134]. Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Исследователь З. Странский полагает, что «предметом музееведения является не музей как учреждение, а сфера музейной деятельности» [9, 42]. Суть предмета музееведения он видел в изучении и отборе документов, первоисточников, музейных предметов, так как музей служит потребностям документирования.

В практической деятельности многие музейные предметы обладают одновременно способностью воздействовать на посетителя своим внешним видом и вызывать ассоциации, что позволяет использовать их в экспозиции для наиболее эффективного эмоционального  воздействия на посетителя.

Сейчас очень популярно в музее применять мультимедийные средства передачи информации, на наш взгляд, это дает большой толчок к развитию художественного интереса старшеклассника. Не случайно уже на рубеже 1980-х и 1990-х годов, в связи с развитием экранного  восприятия музееведы и культурологи, сравнивали музей с застывшим фильмом, высказывали мысль о необходимости новых идей в области коммуникации. Идей, которые позволили бы трансформировать ее информационный подход в сторону чувственного осмысления ценностного потенциала  музея, «ведь как справедливо заметил известный психолог В.Франкл, «ценностям мы не можем научиться – ценности мы должны пережить». Эта фраза особенно актуальна в контексте анализа культуры нашего века с его ярко выраженной экспансией виртуальности.

Огромная роль в художественном развитии старшеклассника, его художественного интереса принадлежит музейному педагогу. Педагог – он не столько носитель знаний, сколько организатор  диалога старшеклассников  с музейным предметом, пространством. Диалога, который развивает духовность учащегося в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, интересов, в единстве его всестороннего сознания и самосознания. В связи с этим, особую ценность приобретает опыт учителя, который, став посредником между музеем и учащимся,  может помочь развить художественный интерес, опосредовать процесс освоения художественной культуры, адаптировать его по отношению к уровню индивидуального восприятии, индивидуальным особенностям  и познавательным потребностям личности старшеклассника.

Немаловажную роль в развитии и формировании художественного интереса старшеклассника имеет общий образ музея, его социальный статус. Здесь могут помочь такие мероприятия по привлечению учащихся в музей, как  освещение  деятельности музея  в СМИ, и этим путем формирование общественного мнения, проведение различных PR – акций, создание привлекательного имиджа музея, широкое распространение сведений о коллекции музея, информирование местного населения о культурных событиях, проходящих в музее, интерактивность и использование мультимедийных технологий. Эти задачи могут быть выполнены с помощью музейного маркетинга.

«Маркетинг – современная система управления, основанная на комплексном анализе рынка» [5, 85].  Основная «продукция» музея – экскурсии, выставки, лекции. Для того, чтобы знать, что будет востребовано, проводятся маркетинговые исследования, опросы, анкетирование, как среди посетителей музея,  так и среди учащихся всех  возрастов, молодежи.  

Так, в очередной раз  в начале 2007 года стартовал грантовый конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», созданный благотворительным фондом В. Потанина, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, где могут принять участие все желающие. Конкурс становится образовательной площадкой, повышающей уровень профессиональной подготовки  его участников. Проекты, реализованные в рамках этого конкурса, демонстрируют новые возможности музея как института общественной консолидации и места проведения различных социально-культурных мероприятий. Учащиеся разных возрастов, под руководством своих педагогов могут принять участие в номинации конкурса «Музей и новые образовательные программы», где можно будет представить проекты, демонстрирующие новые формы образовательной деятельности музеев. Также проекты, представляющие нестандартные подходы к содержанию, организационному дизайну и продвижению образовательных программам в музее, новые технологии работы с различными целевыми аудиториями, проекты, направленные на популяризацию музейных коллекций, архивов и фондов.

В Мурманском областном художественном музее также проводятся всевозможные занятия на экспозициях в залах музея в рамках программы «Школа юного музейщика». Здесь учащиеся старших и средних классов учатся понимать современное и иное искусство, почувствовать своеобразие языка каждого вида искусства, его свободу, оригинальность высказывания. В музее проводятся встречи с художниками. Некоторые художники хотят общаться непосредственно со своими зрителями, и поэтому часто присутствуют на выставке  персонально. Они рассказывают о своем творчестве, о поиске сюжета картины, о необычных находках цвета, техники написания работы, об использованных материалах,   о событиях в жизни, которые подвергли созданию той или иной работы, произведения. В каждом зале имеется книга отзывов и предложений, в которую благодарные посетители записывают свои эмоции, чувства от просмотренных работ, проведенных экскурсий.

Таким образом, предпосылками развития художественного интереса старшеклассников в условиях музея являются ряд составляющих:

  1.  восприятие музейного памятника, а особенно произведения изобразительного искусства дает толчок у учащегося к возбуждению воображения, воспоминаний, формированию ожиданий;
    1.  произведение изобразительного искусства как объекта визуального мышления имеет особую значимость, ибо зрительное восприятие и его более высокая ступень визуальное мышление являются основой научного и художественно-образного мышления;
    2.  у истоков развития мира ребенка, а в дальнейшем и старшеклассника находится музей, дающий опыт личного соприкосновения с отраженной  в памятниках художественной реальностью истории, культуры и искусства и природы, который  не способны обеспечить  ни телевидение, ни такие  достижения цивилизации как Интернет;
    3.  музейный педагог -  организатор  диалога старшеклассников  с музейным предметом и музейным пространством. Диалога, который развивает духовность учащегося в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, интересов, в единстве его всестороннего сознания и самосознания;
    4.  создание привлекательного имиджа музея, широкое распространение сведений о коллекции музея, информирование местного населения о культурных событиях, проходящих в музее, интерактивность и использование мультимедийных технологий, т.е. использование   музейного маркетинга.

 Цель исследования: изучить особенности  развития художественного интереса старшеклассников на материале музееведения.

Задачи экспериментального исследования:

1. провести диагностику сформированности первичного уровня художественного интереса;

2. выявить особенности проявления художественного интереса по трем показателям (эмоциональному, интеллектуальному, волевому);

3. реализовать программу развития художественного интереса старшеклассников «Школа юного музейщика»;

4. провести контрольный эксперимент и сопоставить результаты исследования.

Объект исследования – художественное развитие учащихся общеобразовательной школы.

Предмет – развитие художественного интереса учащихся средних и старших классов в условиях музейной деятельности.

Были использованы следующие методики для исследования эмоциональной сферы:

- для учащихся 7 класса методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности», автор Л.А. Курганский [5, 190];

- для  учащихся 11 классов методика «Самооценка эмоциональных состояний», авторы – составители О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто [6, 194].

интеллектуальной сферы:

- для всех классов была модифицирована методика «Обобщение» с применением терминов из области музееведения, истории искусств.

Для исследования волевой сферы велось сплошное наблюдение детей, где единицей замера выступали каждые 10 минут.

В экспериментальном исследовании участвовали 16 учащихся 7 класса политехнического лицея и 16 учащихся 11 класса общеобразовательной школы № 36 г. Мурманска.

Гипотеза исследования:

  •  художественный интерес включает в себя эмоциональный, интеллектуальный, волевой показатели;
  •  развитие художественного интереса учащихся старших классов будет успешно, если будут обозначены эстетические ориентиры личности на примере памятников культуры и искусства; стиль музейной деятельности будет направлен на приобретение и освоение учащимися гуманитарного знания, общей мировоззренческой культуры, искусствоведческого осознания; будут использованы  нетрадиционные формы и методы работы на основе музейного творчества.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический метод (изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования); практический метод (наблюдение, беседа, тестирование, метод математической обработки полученных исследовательских данных).

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе программы «Школа юного музейщика» разработаны  психолого-педагогические рекомендации по развитию художественного интереса учащихся, которые помогут в работе музейным сотрудникам, учителям с учащимися старших классов. Предложенные материалы могут способствовать учителям и музейным работникам понять предпосылки развития художественного интереса старшеклассников в условиях музея.

Исследование эмоциональной сферы.

Методика, используемая для учащихся 7 класса «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» автора Л.А. Курганского определяла особенности психического состояния ученика по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

Под психическим состоянием понимается целостная картина  психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в  сознании индивида  реализуется  в самооценке  состояния, во многих случаях определяющей традиционные названия психических состояний.

Методика рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же учащихся, учитывая  динамичность  психических состоянии. Исследование проводилось одновременно со всей  группой испытуемых, поэтому были созданы все условия для достоверных данных, исключены возможные помехи, обсуждение ответов. Результаты исследования художественного интереса в области эмоциональной сферы по методике «Оценка психической активации» учащихся 7 класса (диаграмма 1).

Диаграмма 1

   

Средний уровень- 56,2 % (9 учащихся); низкий – 25 % (4 учащихся); высокий – 18,8 % (3 учащихся).

Результаты исследования художественного интереса в области эмоциональной сферы по методике «Самооценка эмоциональных состояний» учащихся 11 класса (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Низкий уровень – 62,5 % (10 учащихся); средний – 31,2 % (5 учащихся); высокий – 6,3 % (1 учащийся).

Для исследования интеллектуальной сферы для всех классов была модифицирована методика «Обобщение», диагностической целью которой являлось  исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. В этой методике  применялись термины из области музееведения, истории искусств. Необходимо было выделить и подчеркнуть лишнее слово из нескольких. Для учащихся 11 класса заданий было 12, для учащихся 7 класса – 6.

Результаты исследования художественного интереса в области интеллектуальной  сферы по методике «Обобщение» учащихся 7 класса (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Высокий уровень – 62,4 % (10 учащихся); средний – 18,8 % (3 учащихся); низкий – 18,8 % (3 учащихся).

Результаты исследования художественного интереса в области интеллектуальной  сферы по методике «Обобщение» учащихся 11 класса (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Средний – 43,8 % (7 учащихся); высокий – 37,5% (6 учащихся); низкий – 18,7 %. (3 учащихся).

Для исследования волевой сферы учащихся  велось сплошное наблюдение детей на занятиях «Школы юного музейщика», где единицей замера выступали каждые 10 минут (занятие для учащихся 11 класса длилось 1 час 20 минут, для учащихся 7 класса - 50 минут). Фиксировались такие параметры: сосредоточенность, отвлекаемость, инициативность, самостоятельность.

За высокий уровень сформированности волевого процесса мы считали данные равные 70 – 75 %, средний уровень 50 – 70 %, низкий 35 - 50 %.

Результаты исследования художественного интереса в области волевой  сферы  учащихся 7 класса (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Низкий уровень – 50 % (8 учащихся ); средний – 25 % (4 учащихся); высокий – 25 % (4 учащихся).

Результаты исследования художественного интереса в области волевой  сферы  учащихся 11 класса (диаграмма 6).

Диаграмма 6

Высокий – 75 % (12 учащихся); средний – 25 % (4 учащихся); низкий – 0 %.

Общий результат развития художественного интереса семиклассников до реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 1).

Гистограмма 1

Высокий уровень - 35,4 %; средний  уровень - 33,3 %; низкий уровень -   31,2 %.

Общий результат развития художественного интереса учащихся 11 класса до реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 2).

Гистограмма 2

Высокий уровень  -  39,6 %; средний  уровень  -  33,3 %; низкий уровень     -  27 %.

Можно сделать вывод, что  общий уровень развития художественного интереса учащихся 7 и 11 класса до реализации программы «Школа юного музейщика» средний. Высокий уровень развития  учащихся 11 класса чуть выше, чем у учащихся 7 класса (39,6 % и 35,4 % соответственно). Средний  уровень развития  учащихся 7 и 11 класса одинаковый и составляет  33,3 %. Низкий уровень развития художественного интереса учащихся 11 класса чуть ниже, чем  учащихся 7 класса (27 % и  31,2 % соответственно).

Второй этап исследовательской работы был сопряжен с проведением формирующего эксперимента в рамках программы «Школа юного музейщика».

Цель программы: ознакомление школьников со структурой музея и особенностями организации музейного дела.

Механизм реализации программы  предусматривает направления работы со старшеклассниками:

  •  проведение теоретических и практических занятий;
  •  обучение основам научно-исследовательской, фондовой и экспозиционной работы;
  •  разработку и проведение экскурсий;
  •  написание и представление лекционных материалов и исследовательских работ;
  •  описание и обработку коллекционных мероприятий;
  •  изучение музейных предметов и документов;
  •  проведение научно-исследовательской работы по определенной тематике;
  •  подготовка, оформление и монтаж выставок;
  •  проведение семинаров, конкурсов.

Задачи:

- формировать и развивать визуальное мышление, зрительскую и музейную культуру, высокий общекультурный уровень;

- познакомить со спецификой изобразительного искусства и вопросами анализа произведений;

- познакомить с экспозициями  Мурманского областного художественного музея, с принципами художественного анализа и художественно – образной системой изобразительного искусства;

- сформировать способность ориентироваться в принципиальных вопросах русского, современного, регионального изобразительного искусства.

Выполнение данных видов деятельности помогает старшеклассникам развить художественный интерес и вообще приобщиться к основам музееведения, развить высокий общекультурный уровень.

Большой упор в осуществлении программы пришелся на проведение экскурсий и посещение выставок с какой-то тематической целью. Преимуществом этого направления деятельности  является то, что экскурсия опирается на подлинник, процесс обучения происходит в музейных залах. А они являются наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника. Контакт с музейным педагогом, как с посредником в передаче знаний обогащает восприятие, развивает способность к самостоятельному суждению и межличностному контакту.

В программе «Школа юного музейщика» есть своя специфика. Она заключается в том, что в музее  мы имеем дело не только с образованием как таковым, сколько со сложным  и многогранным  процессом преемственности культуры и передачи культурного опыта через изобразительное искусство. Осуществляется он через общение с подлинником, который находится в центре педагогического процесса. Эта программа делает большой упор на развитие художественного восприятии.

Для достижения целей и задач по программе было задействовано такое музейное оборудование: телевизор (жидкокристаллическая панель 72 дюйма), VHSDVD проигрыватель, наборы слайдов, проектор, экран, наборы видеокассет, стереосистема для домашнего кинотеатра.

Программа для учащихся 11 класса.

Данная программа разработана в виде комплекса мероприятий, состоящих из посещений выставок  (« Город и горожане», «Графика санкт-петербургских художников второй половины 20 века»; из практических занятий в научно – экспозиционном отделе на примере выставки «Города. Улицы. Лица»; из занятий в научно-просветительском отделе, которые иногда  проходили и в  информационно-образовательном центре, и в виде викторин в красной гостиной художественного музея и на выставках; из занятий в других отделах художественного музея: отделе развития, отделе фондов.

Практические занятия в научно-просветительском отделе были закреплены искусствоведческой викториной «Знаешь ли ты изобразительное искусство?». Эта викторина способствовала запоминанию сведений, пополнению знаний об искусстве, закреплению, полученной информации на предыдущих занятиях. Учащиеся разбились на две группы. Первая  и вторая группы показывали свои знания об изобразительном искусстве первой половины 20 века и  второй половины (т.е. искусстве советского периода). В работе с детьми использовались наглядные методы, такие как демонстрация и иллюстрация. Демонстрация начиналась с рассмотрения отдельной части целого произведения, и учащимся надо было отгадать, что это за  произведение,  в какой период оно создано. Потом уже по этому  произведению детям задавались различные вопросы: например, «Кто автор?», «Как вы думаете, что побудило написать автора именно это произведение?», «Какая техника использована?» и т.д. Такой прием ведения практического занятия, в данном случае викторины, помогает избежать образования  нежелательных стереотипов восприятия, развивает  художественную интуицию, дает стимул работе воображения, творческой импровизации, не сковывая процесс восприятия заранее заданной схемой.

 Использование такого музейного оборудования как  проектор, DVD – проигрыватель очень перспективно в осуществлении задач по программе «Школа юного музейщика».

На занятии в отделе фондов учащиеся 11 класса занимались различными видами деятельности. Это каталогизация, систематизация, поиск биографических материалов, подготовка выставки. Поиск биографических материалов происходил таким образом: учащийся присаживался за компьютер, ему помогали входить в базу данных художественного музея, и по названию, фотоверсии картины совместно с научным сотрудником осуществлялся выбор произведения к предстоящей выставки «Поэзия воды».

На практическом занятии в отделе развития старшеклассники обучались подготовке к проведению PR - акции, созданию макета рекламной продукции, составлению анонса. Научные сотрудники продемонстрировали создание афиши к выставке, и было показано и рассказано, как отправляется анонс о деятельности музея в средства массовой информации.

Во второй половине учебного года происходили занятия немного по другой схеме. Учащиеся знакомились с жанрами изобразительного  искусства: портретом, пейзажем,  натюрмортом, посетили семинар по этой теме. Также просматривали видеофильмы, посещали выставки, анализировали и описывали произведения искусства, посетили семинар по теме «Пространство художественного музея», было проведено заключительное занятие и выпускной.

Учащиеся просмотрели такие видеофильмы: «Павел и его семья», «Прогулки императрицы», «Александр Благословенный» по теме «Портрет», видеофильм «Павловская кунсткамера» в рамках темы «Натюрморт».

В рамках темы «Пейзаж» учащиеся посетили выставку «Прекрасные лики российского царства». В рамках темы «Тематическая картина» учащиеся посетили выставку «Графика санкт-петербургских художников второй половины 20 века. Из собрания музея «Царкосельская коллекция современного искусства» и выставку: «Портрет жены художника». В рамках темы «Художественные стили»  учащиеся посетили выставку «Молодежь Мурмана».

Семинар «Жанры изобразительного  искусства» завершил изучение этой темы. Учащиеся продемонстрировали лаконичные, точные ответы на поставленные вопросы и подготовили дополнительную информацию о некоторых жанрах.

После посещения выставок графики М.А. Кирина и живописи В.Г. Баранова был дан анализ и описание произведений  искусства. М.А. Кирин и  В.Г. Баранов это мурманские  художники, которые внесли большой вклад в развитии местного изобразительного искусства. Ведущей целью анализа произведений является развитие способности полноценно воспринимать произведения изобразительного искусства.

 Анализ и описание произведений  искусства помогает:

- формировать эмоциональную отзывчивость на содержание произведения искусства;

- формировать  способность  размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные наблюдения, мысли;

- развить творческое воображение;

- развить сенсорные способности;

- развить способности словесно выражать, оформлять свои мысли, чувства, впечатления.

На завершающей стадии было проведено заключительное занятие, где подводились итоги всей проделанной работе, объявлена благодарность всем научным сотрудникам, работавшим с данными учащимися и всем учащимся, приходившим на занятия.

Программа для учащихся 7 классов.

Данная программа разработана в виде комплекса мероприятий, состоящих из лекций и  семинаров,  защиты проектов. Занятия проводились в первую и третью пятницу каждого месяца по 50 минут.

Первое занятие было посвящено общей характеристике музейной сети и классификации музеев, так было рассказано о музеях Мурманской области. Второе занятие было посвящено Мурманскому областному художественному музею и его фондовому собранию. Главной целью третьего  занятия было повествование о музеях и его аудитории, о коммуникативной роли музея. Далее три занятия были посвящены хранительской, научно-экспозиционной,  научно-просветительской деятельности музея. В итоге состоялся семинар «Мир музея». Во второй половине года рассматривались виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, архитектура. Итогом был семинар «Виды изобразительного искусства». Далее учащиеся готовили самостоятельный проект по одной из вышеперечисленных тем, затем им  надо было защитить его.

Таким образом, стиль музейной деятельности должен быть  направлен на приобретение и освоение учащимися гуманитарного знания, общей мировоззренческой культуры, искусствоведческого осознания, а использование нетрадиционных форм и методов работы помогут учащимся в освоении общей культуры и музейного творчества.

Первое и самое главное условие успешного результата в работе: старшеклассники должны ощущать себя в музее нужными, любимыми, чувствовать интерес и внимание к себе.

Роль научного сотрудника или музейного педагога неоценима. Она должна состоять в создании благоприятного психологического климата на занятиях. Музейный педагог  помогает подрастающему поколению понимать материал, проникать в  главную его суть. Необходимо создание условий для приобретения и освоения учащимися знаний через изучение музейных источников и фактов в области музееведения.

 Очень важно музейному педагогу продумывать методику подачи материала, он должен ориентироваться на художественный тип развития, раскрывать тему увлекательно, на доступном, понятном языке, избегать чрезмерного употребления профессиональных искусствоведческих терминов и теоретизирования по поводу представленных в экспозиции экспонатов. Рассказывая о произведении, необходимо исходить от конкретного зримого образа, подтверждая все высказываемые положения и выводы непосредственными зрительными впечатлениями. Также нельзя перегружать рассказ сведениями, не имеющими прямого отношения к воспринимаемому материалу.

Для полноценного восприятия художественного памятника недостаточно усвоить некий объем вербальной и даже зрительной информации. Усвоение художественной информации, приобретение знаний об искусстве и углубленное изучение истории и языка изобразительного искусства невозможно без достаточного уровня развития необходимых психических качеств и способностей личности старшеклассника. К ним относятся умение наблюдать, а также сравнивать, эмоционально переживать, анализировать  и обобщать свои наблюдения. Сюда же следует отнести  и соответствующие сенсорные способности, это видение цвета, формы, чувства фактуры, ритма и прочее. Такие способности развиваются не со старших классов, а гораздо раньше.

 От педагога требуется чувство меры  и педагогический такт, необходимо, чтобы он раскрыл нравственную основу образа именно в той степени, которая присуща данному конкретному произведению, не превращая его в прямую иллюстрацию.

Музейный педагог, обладающий интуицией, творческими способностями, ассоциативностью, выразительностью, экспрессивностью речи   приковывает,  магнитит к себе учащихся. И создает определенное эмоциональное состояние, способствующее восприятию художественного произведения. Конечно, важным качеством педагога остается способность к импровизации, которая создает у старшеклассников, и не только у них, чувство сопричастности к рождению художественного образа.

Важно также содействие, контакт, обмен опытом всех специалистов, работающих с учащимися над искусствоведческим образованием: школьные учителя, ведущие предметы искусствоведческого профиля, музейные педагоги, музейные психологи, методисты по изобразительному искусству, экскурсоводы, работающие с детской аудиторией. Необходимо, чтобы эти контакты позволяли сближать точки зрения на задачи  художественного воспитания и творческого развития подрастающего поколения. Необходим взаимный контакт между школой и музеем. Надо так построить работу, чтобы педагоги в школе могли  настроить, заинтересовать, замотивировать учащихся старших классов на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры, регионоведения изучать свою культуру, предметы  искусствоведческого профиля, а музейные педагоги продолжали поддерживать интерес к изучению, тем самым, развивая и  художественный интерес. Таким образцом является программа «Школа юного музейщика».

Необходимо, чтобы  данная программа научила учащихся  формировать оценочного отношения к жизни, к себе, к людям, сформировала проблемное творческое мышление, способность к анализу произведений, приобщила их к русской художественной культуре, помогла в становлении души подопечного, сделала детей наследниками духовных ценностей, которые достались им от наших предков. И поэтому необходимо сформировать устойчивый интерес к посещению занятий, тягу к познанию искусства и к творчеству.

Необходимо доработать вопросы психологии художественного восприятии, обратить внимание на субъективную сторону восприятия. Знания об искусстве, которые даются в программе «Школа юного музейщика» конечно очень полезны и эффективны, но мы предлагаем их дополнить знаниями о собственных возможностях зрительного восприятия, которые учащиеся в процессе специальных упражнений может открыть в себе сам. Цель должна быть такова: развить внимательный, чувствующий  форму «культурный» глаз, научить видеть изображение. Можно разработать серию упражнений. Самые общие знания о действии механизмов  перцепции – зрительного восприятия даются не посредством подробных объяснений, а в процессе выполнения специальных заданий – упражнений для глаз, «разворачивая» таким образом, в сознании ученика основы восприятия  то, что обычно происходит мгновенно и неосознанно. И также не забыть про социальную адаптацию учащихся через художественное творчество. Эти аспекты  часто встречаются в работе педагога.

При проведении контрольного эксперимента обозначилась следующая динамика. Сдвиги в исследовании волевой сферы контрольного эксперимента в 7 классе получись такими:

сдвиги по средним  показателям:

параметр «сосредоточенность» был 64,4 %,  стал 73, 8% -  повысился на 9,4 %; параметр «отвлекаемость» не изменился (32,5 %); параметр «инициативность» был 61,9 %, стал 65 %- повысился  на 3,1 %; параметр «самостоятельность» был 53,8 %,  стал 56,7 % - повысился на 2,9 %.  

Сдвиги по показателям развития:

высокий уровень  был 25 % (4 ученика), стал 18,8 % (3 ученика); снизился на 6,2 % (1 ученик).

средний уровень  был 25 %  (4 ученика), стал  68,8 % (11 учеников); повысился на 43,8 % (7 учеников);

низкий уровень был 50 % (8 учеников), стал 12,5 % (2 ученика), снизился на 37,5 % (6 учеников).

Сдвиг в исследовании волевой сферы  контрольного эксперимента учащихся 7 класса (средний показатель)  составил 2,9 % в положительную сторону.  Общая положительная тенденция развития есть, ученики стали более сосредоточенны,  параметр «сосредоточенность» повысился на 9,4 %; инициативны, параметр «инициативность» повысился  на 3,1 %; самостоятельны, параметр «самостоятельность» повысился на 2,9 %. Это подтверждают слова подростков. В частности один испытуемый сказал: «Мне понравилась тема «Народное искусство», хочется все интересное запомнить». Только параметр «отвлекаемость» не изменился совсем (32,5 %), но на общую картину это не повлияло.

Но вот сдвига по высокому уровню развития не было, он даже  снизился на 6,2 % (1 ученика). Зато средний уровень повысился значительно на 43,8 % (7 учеников) и низкий уровень снизился на 37,5 % (6 учеников).  Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что ученики стали серьезнее относиться к лекциям, занятиям на экспозиции, настойчиво овладевать получением знаний, пытаться самостоятельно находить решения проблем, увлеченно работать на занятиях, больше концентрировать свое внимание на информации от преподавателя, показе слайдов, объектах искусства, высказываниях своих одноклассниках. Это подтверждают высказывания учеников после завершения  лекций. В частности старшеклассница сказала: «Это было здорово, я хотела слушать и слушать, материал становился все интереснее и ярче». После прохождения семинара  «Виды и изобразительного искусства» другая испытуемая обозначила: «Мне нравится изучать любое искусство, я сама научилась определять живопись это или графика».

Результаты исследования волевой сферы контрольного эксперимента учащихся 7  класса (диаграмма 7).

Диаграмма 7

Высокий уровень – 18,8% (3 учащихся); средний - 68,8 % (11 учащихся); низкий -  12,5 % (2 учащихся).

Сдвиги в исследовании волевой сферы контрольного эксперимента в 11 классе получись такими:

сдвиги по средним  показателям: 

параметр «сосредоточенность» был 70, 3 %, стал  81,2%, повысился на 10,9 %; параметр «отвлекаемость» был 29,1  %,  стал  19,7  %, снизился  на  9,4 %; параметр «инициативность» был    90,6 % , стал 92,6 %, повысился на 2 %; параметр «самостоятельность» был   81,3 %,  стал  91,4 %, повысился на 10,1 %.

Сдвиги по показателям развития: 

высокий уровень был  75 % (12 учеников), стал 87,5 %(14 учеников),  повысился на 12,5 % (2 ученика);

средний уровень был 25 % (4 ученика), стал 12,5 % (2  ученика), снизился  на 12,5 % (2 ученика),

низкий  - остался на прежнем уровне, т.е. 0 %.

Сдвиг в исследовании волевой сферы  контрольного эксперимента учащихся 11 класса (средний показатель)  положительный, составил 3,6 %.  Надо заметить, что результаты констатирующего среза были достаточно высоки. Поэтому то, что параметры повысились незначительно, это нормальное явление.

Особенно можно выделить параметр «сосредоточенность»  и «самостоятельность», они повысились на 10,9 % и  на 10,1 % соответственно.

Как известно, целеустремленность характеризуется сознательной направленностью на определенный результат деятельности, действие воли идет по ступеням: возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения, исполнение. И в основном, все учащиеся 11 класса проходили все звенья цепи волевого действия. Это можно проиллюстрировать высказываниями старшеклассников, например: «Я получаю массу удовольствия от общения с произведениями искусства, мне нравиться участвовать в этом процессе». Можно также сказать, что учащиеся настроены на качественное выполнение своей работы. В частности, было сказано: «Когда я начинаю воспринимать какие-то факты из мира искусства, я полностью погружаюсь в них, хочется сразу что-то сделать».

Из наблюдений за ходом занятий можно выделить тот факт, что научные сотрудники помогали подрастающему поколению в овладении новыми знаниями по изобразительному искусству, сами демонстрировали высокие познания в этой сфере, на лекциях царила атмосфера абсолютного взаимопонимания и доверия.

Результаты исследования волевой сферы контрольного эксперимента учащихся 11  класса (диаграмма 8).

Диаграмма 8

Высокий уровень – 87,5% (14  учащихся); средний уровень- 12,5 % (2 учащихся); низкий уровень - 0 %.

Сдвиги по показателям развития в исследовании эмоциональной сферы контрольного эксперимента в 7 классе получись такими:

высокий уровень был  18,8 % (3 ученика), стал 25 % (4 ученика),  повысился на  6,2 % (1  ученик);

средний уровень был 56,3 % (9 учеников), стал  50 % (8  учеников), снизился    на 6,2 % (1 ученик);

низкий  - остался на прежнем уровне, 25 % (4 ученика).

Сдвиги в исследовании эмоциональной  сферы  контрольного эксперимента учащихся 7 класса не очень велики, высокий уровень развития эмоциональной сферы увеличился всего лишь на  6,2 % (1  ученик), а  средний даже снизился    на 6,2 % (1 ученик) и составил  50 % всей группы (8  учеников).

Мы решили сопоставить сдвиги в исследовании волевой сферы и эмоциональной. Где параметры волевой повысились не на много, и сдвиг в исследовании волевой сферы, а именно его средний показатель  составил 2,9 % в положительную сторону. На основе этого  мы можем диагностировать малую заинтересованность в содержании занятий и низкую степень мотивированности на изучение изобразительного искусства, именно во второй половине учебного года,  что подтверждают следующие слова одного из испытуемых: «Мне не очень интересно заниматься, я пришел в музей, чтобы погулять по нему и отдохнуть».

 Возможно,  дети немного устали от постоянных занятий в школе, и приходили на занятия после своих основных уроков в школе. В частности, заявление: «У нас сегодня было две контрольных работы, я очень устал». Надо заметить еще тот факт, что часто не все ребята посещали занятия постоянно. Хотя средний уровень развития эмоциональной сферы контрольного эксперимента в 7 классе получился не плохой, он  составил  50 % всей группы (8  учеников).

Результаты исследования эмоциональной сферы контрольного эксперимента учащихся 7 класса (диаграмма 9).

Диаграмма 9

   Высокий уровень – 25 % (4 учащихся.); средний уровень- 50 % (8 учащихся); низкий уровень -  25 % (4 учащихся).

Сдвиги в исследовании эмоциональной сферы контрольного эксперимента в 11 классе получись такими по показателям развития: 

высокий уровень был  6,3 % (1 ученик), стал 12,5 % (2 ученика),  повысился на  6,2 % (1 ученик);

средний уровень был 31,3 % (5 учеников), стал 56,3 % (9  учеников), повысился   на 25 % (4 ученика);

низкий уровень был  62,5 % (10 учеников), стал 31,3 % (5 учеников), снизился на  31,2 % (5 учеников).

Увеличилось количество учащихся со средним уровнем развития эмоциональной сферы на 25 %, также снизился на  31,2 % (5 учеников) низкий уровень развития эмоциональной сферы, правда, высокий уровень повысился всего лишь на  6,2 % (1 ученик). Можно предположить, что учащиеся  11 класса стали более осознанно и ответственно относиться к занятиям, мотивированы на достижение успешного результата, заинтересованы в овладении знаниями по искусствоведческим дисциплинам. Учащиеся стали более спокойны и в тоже время более энергичны на занятиях. Это привело к настойчивости в овладении материалом, открытости в высказываниях, к яркому и бурному  реагированию на какое-то ситуативное явление или искусствоведческий факт. В общем, можно даже сказать, что учащиеся стали более   уверенны  в себе.

Проиллюстрируем результаты исследования наблюдениями за  детьми. Например, ребята оживленно обсуждали какой-то факт из жизни художника, переспрашивали друг у друга информацию, подходили к преподавателю и интересовались, например, какими-то дополнительными моментами из биографии художника или образом, написанного персонажа. Также учащиеся хорошо разбираются в видении цвета, формы, чувстве фактуры, ритма, то есть у них отлично развиты соответствующие сенсорные способности. Например, высказывания типа  «Я ощущаю цвет, форму, понимаю, почему художник использует именно этот колорит».

Из бесед с учениками мы также узнали, что у них просыпалось желание вжиться в написанные художником образы, прочувствовать атмосферу жизни людей, изображенных на картинах.  В частности, сказано: «Иногда хочется пожить во времена 18 – 19 века, там есть какая – то притягательность, красота и великий дух эпохи» (после лекции на экспозиции «Прекрасные лики российского царства»).

Результаты исследования эмоциональной сферы контрольного эксперимента учащихся 11 класса (диаграмма 10).

Диаграмма 10

Высокий уровень – 12, 5 % (2  учащихся); средний уровень- 56,2 % (9 учащихся); низкий уровень -  31,3 % (5 учащихся).

Сдвиги в исследовании интеллектуальной  сферы контрольного эксперимента в 7 классе получись такими по показателям развития: 

высокий уровень был  62,4 % (10 учеников), стал  68,8 % (11 учеников),  повысился на  6,2 % (1 ученик);

средний - остался на прежним уровне, 18, 8 % (3 ученика);

низкий уровень был  18,8 % (3 учеников), стал 12,5 % (2 ученика), снизился на  6,3 % (1ученик).

Сдвиги в исследовании интеллектуальной  сферы   невелики. Сопоставив результаты исследования в волевой и эмоциональной сфере, мы можем предположить, что учащиеся не совсем заинтересованы в содержании занятий и не мотивированы на изучение изобразительного искусства. Это может быть следствием некомпетентной работы всех педагогов, занимающихся с подрастающим поколением. Научные сотрудники, которые проводили занятия с учащимися по программе, в объяснении материала применяли сложные профессиональные термины, в которых трудно с первого раза разобраться семиклассникам. В частности, высказывание: «Я не всегда понимаю, о чем говорит педагог, долго вспоминаю это, а потом оказывается, что объясняют уже другое». Также, мы можем предположить, что не все научные сотрудники музея обладают глубокими знаниями  возрастных особенностей учащихся этой категории. Возможно, ученики не могут быстро переключаться с одного материала на другой и концентрировать внимание на каких-то фактах.

Результаты исследования интеллектуальной сферы контрольного эксперимента учащихся 7  класса (диаграмма 11).

Диаграмма 11

Высокий уровень – 68,8% (11 учащихся); средний уровень- 18,8 % (3 учащихся); низкий уровень -  12,5 % (2 учащихся).

Сдвиг по результатам контрольного эксперимента в области интеллектуальной сферы получился небольшой.  

Сдвиги в исследовании интеллектуальной  сферы контрольного эксперимента в 11 классе получись по показателям развития такими: 

высокий уровень был 37,5 % (6 учеников), стал  50 % (8 учеников), повысился на 12,5 % (2 ученика);

средний уровень был  43,8 % (7 учеников), стал  50 % (8 учеников),  повысился на  6,2 % (1 ученик);

низкий уровень был  18,8 % (3 учеников), стал  0 % (0 учеников), снизился на 18,8  % (3 ученика).

Сдвиги в исследовании интеллектуальной  сферы учащихся 11 класса оказались положительными, но небольшими. Учащиеся настойчиво овладевали знаниями, хорошо себя проявляли на практических занятиях: семинарах, викторинах, лекциях на экспозициях. С полной уверенностью можно сказать, что они заинтересованы в овладении знаниями по искусствоведческим дисциплинам. В частности Наташа В. сказала: «Смотря на произведения искусства, мне нравится  сравнивать, эмоционально переживать, анализировать, обобщать свои наблюдения, делиться ими с другими учениками». Также одиннадцатиклассники  уточняли определения, термины по лекции, спрашивали дополнительную литературу и диски по разным темам, узнавали про новые  литературные источники из области изобразительного искусства.

На основании этого следует заключить, что старшеклассники интересуются новыми для себя знаниями, могут интерпретировать факты из сферы искусства, в полной мере анализировать и обобщать свои наблюдения. У них проявляется оценочное отношение к жизни, к себе, к людям, сформировано проблемное творческое мышление, способность к анализу произведений.

Результаты исследования интеллектуальной сферы контрольного эксперимента учащихся 11  класса (диаграмма 12).

Диаграмма 12

Высокий уровень – 50% (8учащихся); средний уровень- 50 % (8 учащихся); низкий уровень -  0 %.

Общий  результат развития художественного интереса  учащихся 7 класса после реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 3).

Гистограмма 3

Высокий уровень - 37,5 %; средний уровень – 45,8 %; низкий уровень – 16,6 %.

Общий  результат развития художественного интереса  учащихся 11 класса после реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 4).

Гистограмма 4

Высокий уровень - 50 %; средний уровень - 39,5%; низкий уровень - 10,4 %.

Общий  результат развития художественного интереса  учащихся 11 класса «до» и «после» реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 5).

Гистограмма 5

уровни

до

после

Высокий

39,6 %

50 %

Средний

33,3 %

39,5 %

Низкий

27 %

10,4 %

Общий  результат развития художественного интереса  учащихся 7 класса «до» и «после» реализации программы «Школа юного музейщика» (гистограмма 5).

Гистограмма 5

уровни

до

после

Высокий

35,4 %

37,5 %

Средний

33,3 %

45,8 %

Низкий

31,2 %

16,6 %

Метод математической обработки полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента не подтвердил наличие существенных сдвигов между значениями «до» и «после» реализации программ и tэмп. составляет 1,549,  который меньше критических значений tкр. (p ≤0,05) = 2,120 и   tкр. (p ≤0,01)= 2,921. Значит гипотеза, где различия между значениями «до» и «после» реализации программы у учащихся 7 класса случайны.

Такой результат, вероятно, связан с тем, что развитие художественного интереса определяется многими параметрами – и волевыми, и  эмоциональными, и интеллектуальными и так далее, также реализация программы осуществляется  на учащихся 7 класса первый год, и она может быть недостаточно апробирована  и требует некоторой доработки. Возможно, должен быть добавлен психологический подход, обращенный к зрительному восприятию, а также  подкорректированы  методы работы с детьми в области эмоциональной сферы. Для математической обработки результатов учащихся 11 класса мы применили тот же критерий.

Выяснилось, что метод математической обработки с помощью t-критерия Стьюдента не подтвердил наличие существенных сдвигов между значениями «до» и «после» реализации программ и tэмп. составляет 0,3329,  который меньше критических значений tкр. (p ≤0,05) = 2,131 и   tкр. (p ≤0,01)= 2,947. Значит гипотеза, где различия между значениями «до» и «после» реализации программы у учащихся 11 класса случайны.

Значит программа, реализуемая нами не достаточно эффективна. Такой результат, вероятно, связан с тем, что учащиеся 11 класса приходят на занятия только второй год, преподаватели постоянно меняются и поэтому ученики, привыкнув к одному музейному педагогу, не могут сразу перестроиться на другого. И в свою очередь педагогу, которому поручили  вести занятие, трудно полноценно донести до слушателей информацию, которую он не готовил для этой группы, а занимался, например, подготовкой совершенно другого занятия по другой теме. И также сама программа может быть недостаточно доработана.

После сопоставления результатов констатирующего и контрольного  экспериментов были сделаны следующие выводы:

● гипотеза о том, что художественный интерес включает в себя эмоциональный, интеллектуальный, волевой показатели нашла свое подтверждение, так как действительно с помощью этих параметров мы выявили уровень сформированности  художественного интереса и увидели наличие сдвигов в его развитии;

● гипотеза о том, что развитие художественного интереса учащихся старших классов будет успешно, если будут соблюдены некоторые условия, подтвердилась частично, так как испытуемые были  эстетически ориентированы на памятники культуры и искусства, стиль музейной деятельности был направлен на приобретение и освоение учащимися гуманитарного знания, общей мировоззренческой культуры, искусствоведческого осознания. Необходимо пересмотреть способы предоставления понятийного аппарата, способы подачи информации, изменить форму организации деятельности, предлагать не только лекционные занятия, но и возможно тренинги, круглые столы.

● математический анализ полученных экспериментальных данных не подтвердил наличие существенных сдвигов между значениями «до» и «после» реализации программ. Следует заметить, что реализация этой программы осуществлялась  на учащихся 7 класса первый год, а на учащихся 11 класса второй год и поэтому она может быть недостаточно апробирована. Возможно, она требует некоторой доработки, усовершенствования. В программе можно  подкорректировать методы работы с детьми. Возможно, должен быть добавлен психологический подход, обращенный к зрительному восприятию учащегося. Также возрастные особенности восприятии старшеклассников, особенности эстетического развития этого возраста не должны быть упущены. Не менее значимо проведение психологической работы с  музейными педагогами.

Очень важно музейному педагогу продумывать методику подачи материала, раскрывать тему увлекательно, на доступном, понятном языке, избегать чрезмерного употребления профессиональных искусствоведческих терминов. Особо подчеркивается самое главное условие успешного результата в работе: старшеклассники должны ощущать себя в музее нужными, любимыми, чувствовать интерес и внимание к себе.

Музейная деятельность на современном  этапе развития общества является не совсем престижным видом деятельности. Но мы постарались доказать, что  средствами музееведения, музейного творчества можно развивать познавательную, творческую активность ребенка, креативное мышлении, повышать искусствоведческую компетентность, культуру жизнедеятельности подрастающего поколения, формировать гармоничную, развивающуюся, постоянно совершенствующую личность.

Литература:

1. Банников Б. Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно –прикладным искусства: Дис…канд.пед.наук. - М., 2000.

2. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Дис…канд.пед.наук. – М., 1995.

3. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства:  Дис…канд.пед.наук. – Ростов – на - Дону, 1999.

4. Музееведение Проблемы коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов. - М., 1989.

5. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. – М., 2003.

6. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. / Под ред. О.Н. Истратовой, Т.В. Эксакусто. – Ростов – на Дону, 2006.

7. Сергеева А.А. Воспитание художественного интереса учащихся начальной школы средствами этнического искусства северных народов Кольского Заполярья: Дисс…канд.пед.наук. – Мурманск, 2001.

8. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: От истоков до современности. - СПб., 1999.

9. Шляхтина Л.М., Фокин Е.В. Основы музейного дела. / Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных  вузов, - СПб., 2000 .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10398. Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике 28.5 KB
  Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике. Понятие власть является одним из центральных в политологии дающим ключ к пониманию политических институтов политических движений и самой политики. Под властью понимают возможность и способно
10399. Типология современных политических режимов 25.5 KB
  Типология современных политических режимов. В современной политологии различают три их основных типа: демократический авторитарный и тоталитарный. Понятие политический режим представляет собой совокупность методов средств и приемов с помощью которых властные
10400. Политические партии в обществе, их классификация и функции 26 KB
  Политические партии в обществе их классификация и функции. Партия как термин имеет латинское происхождение и означает часть группа т.е. часть более крупной общности. Политическая партия наиболее активная и организованная часть какоголибо класса или социального сл
10401. Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России 31 KB
  Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России. В политологии принято различать партийные системы. В зависимости от положения и количества политических партий в политической системе взаимопонимания и взаимодействия между ними складывается партий
10402. Государство как институт политической системы общества, его основные черты и формы 43 KB
  Государство как институт политической системы общества его основные черты и формы. Центральным институтом политической системы является государство. Именно в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Исследованием проблем государства заним
10403. Проблемы генезиса и сущность государства: многообразие подходов и точек зрения 27 KB
  Проблемы генезиса и сущность государства: многообразие подходов и точек зрения. Существует ряд концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает происхождение государства с божьим установлением его промыслом. Согласно этой концепции мон...
10404. Правовое государство и гражданское общество 29 KB
  Правовое государство и гражданское общество. Понятие правового государства тесно связано с понятием демократии. В ст.1. гл.1 российской Конституции сказано: Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формо...
10405. Парламент и парламентаризм 37.5 KB
  Парламент и парламентаризм. Парламент англ. parliament от франц. parlemeni от parler говорить высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Па
10406. Сущность, основные черты и типы демократии 30.5 KB
  Сущность основные черты и типы демократии. В переводе с греческого термин демократия означает власть народа. Полное и четкое определение понятия демократия сформулировать достаточно сложно тем не менее можно выделить ряд характерных признаков присущих всем де...