78505

Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников

Научная статья

Педагогика и дидактика

В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие пронизывающее весь учебный процесс. В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

Русский

2015-02-07

53.43 KB

0 чел.

Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников

Интеллектуальное развитие человека определяет степень готовности его к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспособиться к новым условиям, активно их преобразовывать и оценивать свои действия, обобщать свой прошлый опыт.

В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие, пронизывающее весь учебный процесс. Чем выше уровень интеллектуального развития школьника, тем активнее он участвует в учебном процессе. А это служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы успешно заниматься дальнейшим образованием и, что особенно важно, самообразованием.

В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

В результате анализа психологической литературы было высказано предположение о том, что готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников - это интегративное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее эффективное включение студентов в педагогическую деятельность по развитию интеллектуальной сферы школьников.

Это активное психическое состояние, отражающее степень соответствия субъекта требованиям данной сферы трудовой активности, обеспечивающее на своём высоком уровне быструю адаптацию к выполняемой работе и возможность её оптимального осуществления.

Готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников характеризуется взаимодействием следующих компонентов: личностного, интеллектуального, технологического и рефлексивного. В состав личностного компонента входят мотивация и направленность личности, сформированность волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт характера. Интеллектуальный компонент включает в себя уровень интеллектуального и умственного развития студентов. Технологический компонент проявляется в сформированности у студентов дидактических умений, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников. В состав рефлексивного компонента входит самооценка и самоконтроль студентами своих действий и психических состояний.

Для выявления взаимосвязи между определёнными личностными особенностями, уровнем интеллектуального развития и дидактическими умениями студентов было проведено исследование, в котором приняло участие 443 студента педагогического университета четвёртого и пятого курсов. Корреляционному анализу подверглись результаты по «Тесту структуры интеллекта» Р. Амтхауэра (TSI), опроснику «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла (16 PF) и анкеты «Оценка уровня сформированности дидактических умений» в результате которого было обнаружено большое количество значимых взаимосвязей.

Так, умение диагностировать уровень сформированности интеллектуальных умений у школьников (ДУ1) связано с высокими показателями по факторам  (F+), (G+), (L+), (M+) и (N+) Кеттелла. То есть, данное умение лучше сформировано у экспрессивных, настойчивых в достижении цели студентов, обладающих развитым воображением, соблюдающих правила и нормы поведения и характеризующихся проницательностью и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.

Умение анализировать и оценивать уровень сформированности интеллектуальных умений у школьников (ДУ2) связано с высокими показателями по первому субтесту Амтхауэра и низкими показателями по факторам (C-) и (Q4-) Кеттелла. То есть, данное умение лучше сформировано у спокойных студентов, обладающих развитым индуктивным мышлением и чутьём языка.

Умение отбирать содержание учебного материала (ДУ3) взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития и факторами (H+), (В+) и (Q3+) Кеттелла. Если студенту свойственна социальная смелость, активность, конкретность мышления, он склонен к риску, настойчив в достижении цели, обладает развитым самоконтролем и высоким уровнем интеллектуального развития, то сформированность у него данного умения выше.

Умение планировать свою работу и руководить деятельностью школьников по формированию у них интеллектуальных умений (ДУ4) взаимосвязано с факторами (G+) и (L-) Кеттелла, а также показателями по восьмому субтесту Амтхауэра. Если студент обладает высокой нормативностью поведения, благожелательностью по отношению к людям, терпимостью, уживчивостью, снисходительностью, высокими комбинаторными способностями и пространственным воображением, то уровень сформированности данного умения у него выше.

Умение организовать выполнение системы заданий, направленных на формирование интеллектуальных умений у школьников (ДУ5) взаимосвязано с фактором (L-) Кеттелла. Если студент характеризуется доверчивостью, благожелательностью по отношению к людям, терпимостью, он снисходителен, свободен от зависти и легко ладит с людьми, то данное умение у него сформировано лучше.

Уровень сформированности умения активизировать и стимулировать познавательную деятельность школьников (ДУ6) взаимосвязан с факторами (E+), (H+), (Q1+) Кеттелла, а также показателями по первому субтесту Амтхауэра. Если у студента хорошо развито индуктивное мышление и чутьё языка, он независимый и самоуверенный, социально смел и активен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов и стремится быть хорошо информируемым, то уровень сформированности по данному умению у него выше.

Умение прогнозировать возможные ошибки школьников в процессе работы по формированию у них интеллектуальных умений (ДУ7) взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития студентов, а также факторами (G+) и  (H+) Кеттелла. Сформированность данного умения выше, если студент настойчив в достижении цели, социально смел и активен, ему свойственна ответственность, организованность, деловая направленность, а также он обладает высокими показателями IQ.

Умение осуществлять оперативный контроль за качеством формирования интеллектуальных умений у школьников (ДУ8)  взаимосвязано с факторами  (A-) и (E-) Кеттелла, а также показателями по седьмому субтесту Амтхауэра. То есть, уровень сформированности данного умения выше у студентов, которым свойственна замкнутость, излишняя строгость в оценке людей, покорность, осторожность и развитое пространственное воображение.

Уровень сформированности умения объективно оценивать результаты познавательной деятельности школьников (ДУ9) выше у студентов с хорошо развитым практическим математическим мышлением.

Умение анализировать результаты своей работы по формированию интеллектуальных умений у школьников (ДУ10) связано с уровнем  интеллектуального развития, а также факторами (A+) и (G+) Кеттелла. То есть, сформированность данного умения выше у общительных и добродушных студентов, которым свойственна естественность и непринуждённость в поведении, доброта, мягкосердечность в отношениях, а также настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, организованность и высокие показатели IQ.

Наглядно характер взаимосвязей  между интеллектуальным развитием студентов, их личностными особенностями, а также уровнем сформированности дидактических умений студентов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1

Корреляционные плеяды взаимосвязей между дидактическими умениями, интеллектуальным и личностным развитием студентов

ДУ1 - ДУ10  - дидактические умения;

A, B, C, …Q4 - личностные факторы Кеттелла;

TSI 1, 2, 5, 7, 8 - субтесты Амтхауэра;

представлены только корреляции достигшие уровня статистической достоверности; сплошной линией показаны связи с положительным знаком, пунктиром  - с отрицательным

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности дидактических умений студентов, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников связан с уровнем интеллектуального развития студентов, а также их личностными качествами.

Также по результатам исследования было выявлено, что  28,4 % обследованных студентов педагогического университета имеют высокий уровень готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников, 52,4 %  - средний уровень и 19,2 % - низкий уровень готовности. Данное соотношение в значительной степени обусловлено индивидными и личностными характеристиками студентов.

Так студентам с высоким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников свойственна высокая мотивация, убеждённость в необходимости формирования у школьников интеллектуальных умений, высокий уровень интеллектуального развития. Для данной группы студентов характерны такие личностные качества, как: общительность, быстрая обучаемость, независимость, высокая нормативность поведения, социальная смелость, высокий творческий потенциал, наличие интеллектуальных интересов, развитый самоконтроль.

Студенты с низким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников проявляют эпизодический интерес к работе по формированию интеллектуальных умений у школьников, не осознают значимости данной работы. Для этой группы студентов свойственны такие личностные качества, как: зависимость, подозрительность, тревожность и беспокойство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9898. Вторая вариация и достаточные условия экстремума 178 KB
  Вторая вариация и достаточные условия экстремума Вспоминая о глубокой аналогии между дифференциальным и вариационным исчислениями, естественно ожидать, что при переходе к достаточным условиям экстремума функционалов будет введено понятие, иг...
9899. Классификация задач оптимизации 70 KB
  Классификация задач оптимизации оптимизируемая функция (целевая функция, целевой функционал, критерий качества и т.п.), численно выражает степень достижения целей функционирования оптимизиру...
9900. Динамическая оптимизация 97 KB
  Динамическая оптимизация Статическая задача распределения ограниченных ресурсов для достижения комплекса конкурирующих целей в некоторый определенный момент времени математически формализуется в виде математической задачи выбора из заданного до...
9901. Динамическое программирование 224 KB
  Динамическое программирование Динамическое программирование является еще одним из двух современных направлений в теории задач управления. Метод динамического управления может применяться непосредственно при решении общей задачи управления...
9902. Линейное программирование 383.5 KB
  Линейное программирование Линейное программирование (ЛП) - это наука о методах исследования и отыскания наибольших и наименьших значений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейные ограничения 1930 г., А.Н. Толстой - составление оптим...
9903. Симплекс-метод решения задач ЛП 86.5 KB
  Симплекс-метод решения задач ЛП Симплекс-метод предложен Дж. Данцигом в 1947 г. непосредственно применяется к общей задаче ЛП в канонической форме: Z = CTX min, при ограничениях X0, AX = B, B > 0, Любое неотрицательное решение...
9904. Двойственность в линейном программировании 47 KB
  Двойственность в линейном программировании Для любой задачи ЛП можно сформулировать двойственную задачу, являющуюся зеркальным отражением исходной задачи, т.к. она использует те же параметры, а ее решение может быть получено одновременно с решение...
9905. Нелинейное программирование 80.5 KB
  Нелинейное программирование § 1. Общая задача нелинейного программирования Как известно, общая задача математического программирования формулируется следующим образом: найти вектор Х=(х1, х2, ..., хn) удовлетворяющий системе ограничений gi (х1, х2, ...
9906. Принцип максимума. Классификация задач оптимального управления динамическими системами 106.5 KB
  Принцип максимума Вторым направлением в теории решения задач управления является принцип максимума. Это метод в отличие от классического вариационного исчисления позволяет решать задачи управления, в которых на управляющие параметры наложены весьма ...