78505

Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников

Научная статья

Педагогика и дидактика

В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие пронизывающее весь учебный процесс. В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

Русский

2015-02-07

53.43 KB

0 чел.

Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников

Интеллектуальное развитие человека определяет степень готовности его к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспособиться к новым условиям, активно их преобразовывать и оценивать свои действия, обобщать свой прошлый опыт.

В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие, пронизывающее весь учебный процесс. Чем выше уровень интеллектуального развития школьника, тем активнее он участвует в учебном процессе. А это служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы успешно заниматься дальнейшим образованием и, что особенно важно, самообразованием.

В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

В результате анализа психологической литературы было высказано предположение о том, что готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников - это интегративное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее эффективное включение студентов в педагогическую деятельность по развитию интеллектуальной сферы школьников.

Это активное психическое состояние, отражающее степень соответствия субъекта требованиям данной сферы трудовой активности, обеспечивающее на своём высоком уровне быструю адаптацию к выполняемой работе и возможность её оптимального осуществления.

Готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников характеризуется взаимодействием следующих компонентов: личностного, интеллектуального, технологического и рефлексивного. В состав личностного компонента входят мотивация и направленность личности, сформированность волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт характера. Интеллектуальный компонент включает в себя уровень интеллектуального и умственного развития студентов. Технологический компонент проявляется в сформированности у студентов дидактических умений, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников. В состав рефлексивного компонента входит самооценка и самоконтроль студентами своих действий и психических состояний.

Для выявления взаимосвязи между определёнными личностными особенностями, уровнем интеллектуального развития и дидактическими умениями студентов было проведено исследование, в котором приняло участие 443 студента педагогического университета четвёртого и пятого курсов. Корреляционному анализу подверглись результаты по «Тесту структуры интеллекта» Р. Амтхауэра (TSI), опроснику «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла (16 PF) и анкеты «Оценка уровня сформированности дидактических умений» в результате которого было обнаружено большое количество значимых взаимосвязей.

Так, умение диагностировать уровень сформированности интеллектуальных умений у школьников (ДУ1) связано с высокими показателями по факторам  (F+), (G+), (L+), (M+) и (N+) Кеттелла. То есть, данное умение лучше сформировано у экспрессивных, настойчивых в достижении цели студентов, обладающих развитым воображением, соблюдающих правила и нормы поведения и характеризующихся проницательностью и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.

Умение анализировать и оценивать уровень сформированности интеллектуальных умений у школьников (ДУ2) связано с высокими показателями по первому субтесту Амтхауэра и низкими показателями по факторам (C-) и (Q4-) Кеттелла. То есть, данное умение лучше сформировано у спокойных студентов, обладающих развитым индуктивным мышлением и чутьём языка.

Умение отбирать содержание учебного материала (ДУ3) взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития и факторами (H+), (В+) и (Q3+) Кеттелла. Если студенту свойственна социальная смелость, активность, конкретность мышления, он склонен к риску, настойчив в достижении цели, обладает развитым самоконтролем и высоким уровнем интеллектуального развития, то сформированность у него данного умения выше.

Умение планировать свою работу и руководить деятельностью школьников по формированию у них интеллектуальных умений (ДУ4) взаимосвязано с факторами (G+) и (L-) Кеттелла, а также показателями по восьмому субтесту Амтхауэра. Если студент обладает высокой нормативностью поведения, благожелательностью по отношению к людям, терпимостью, уживчивостью, снисходительностью, высокими комбинаторными способностями и пространственным воображением, то уровень сформированности данного умения у него выше.

Умение организовать выполнение системы заданий, направленных на формирование интеллектуальных умений у школьников (ДУ5) взаимосвязано с фактором (L-) Кеттелла. Если студент характеризуется доверчивостью, благожелательностью по отношению к людям, терпимостью, он снисходителен, свободен от зависти и легко ладит с людьми, то данное умение у него сформировано лучше.

Уровень сформированности умения активизировать и стимулировать познавательную деятельность школьников (ДУ6) взаимосвязан с факторами (E+), (H+), (Q1+) Кеттелла, а также показателями по первому субтесту Амтхауэра. Если у студента хорошо развито индуктивное мышление и чутьё языка, он независимый и самоуверенный, социально смел и активен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов и стремится быть хорошо информируемым, то уровень сформированности по данному умению у него выше.

Умение прогнозировать возможные ошибки школьников в процессе работы по формированию у них интеллектуальных умений (ДУ7) взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития студентов, а также факторами (G+) и  (H+) Кеттелла. Сформированность данного умения выше, если студент настойчив в достижении цели, социально смел и активен, ему свойственна ответственность, организованность, деловая направленность, а также он обладает высокими показателями IQ.

Умение осуществлять оперативный контроль за качеством формирования интеллектуальных умений у школьников (ДУ8)  взаимосвязано с факторами  (A-) и (E-) Кеттелла, а также показателями по седьмому субтесту Амтхауэра. То есть, уровень сформированности данного умения выше у студентов, которым свойственна замкнутость, излишняя строгость в оценке людей, покорность, осторожность и развитое пространственное воображение.

Уровень сформированности умения объективно оценивать результаты познавательной деятельности школьников (ДУ9) выше у студентов с хорошо развитым практическим математическим мышлением.

Умение анализировать результаты своей работы по формированию интеллектуальных умений у школьников (ДУ10) связано с уровнем  интеллектуального развития, а также факторами (A+) и (G+) Кеттелла. То есть, сформированность данного умения выше у общительных и добродушных студентов, которым свойственна естественность и непринуждённость в поведении, доброта, мягкосердечность в отношениях, а также настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, организованность и высокие показатели IQ.

Наглядно характер взаимосвязей  между интеллектуальным развитием студентов, их личностными особенностями, а также уровнем сформированности дидактических умений студентов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1

Корреляционные плеяды взаимосвязей между дидактическими умениями, интеллектуальным и личностным развитием студентов

ДУ1 - ДУ10  - дидактические умения;

A, B, C, …Q4 - личностные факторы Кеттелла;

TSI 1, 2, 5, 7, 8 - субтесты Амтхауэра;

представлены только корреляции достигшие уровня статистической достоверности; сплошной линией показаны связи с положительным знаком, пунктиром  - с отрицательным

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности дидактических умений студентов, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников связан с уровнем интеллектуального развития студентов, а также их личностными качествами.

Также по результатам исследования было выявлено, что  28,4 % обследованных студентов педагогического университета имеют высокий уровень готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников, 52,4 %  - средний уровень и 19,2 % - низкий уровень готовности. Данное соотношение в значительной степени обусловлено индивидными и личностными характеристиками студентов.

Так студентам с высоким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников свойственна высокая мотивация, убеждённость в необходимости формирования у школьников интеллектуальных умений, высокий уровень интеллектуального развития. Для данной группы студентов характерны такие личностные качества, как: общительность, быстрая обучаемость, независимость, высокая нормативность поведения, социальная смелость, высокий творческий потенциал, наличие интеллектуальных интересов, развитый самоконтроль.

Студенты с низким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников проявляют эпизодический интерес к работе по формированию интеллектуальных умений у школьников, не осознают значимости данной работы. Для этой группы студентов свойственны такие личностные качества, как: зависимость, подозрительность, тревожность и беспокойство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27402. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе 46 KB
  Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...
27403. Общая характеристика предмета «Литературное чтение», изучаемого в начальной школе 57 KB
  Назвать основные цели изучения литературного чтения в 14 класса: формирование читательских умений; литературное образование; развитие читательских интересов учащихся. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и...
27404. Развитие учащихся в процессе изучения художественного литературного произведения 51 KB
  Охарактеризовать психологические особенности восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками: воображение эмоции мышление наивный реалист и наивный критик. Уровни развития восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов перекодировка символов букв в звуки и произнесение...
27405. Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения 73 KB
  Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...
27406. Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы 57.5 KB
  Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.
27407. Процесс работы над художественным произведением 105 KB
  Первичное знакомство и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Во время чтения учителя книги у детей закрыты их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителючтецу. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения концовку. Однако прибегая к этому приему учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись если произведение совершенно...
27408. Методика изучения сезонных изменений в природе 23.5 KB
  важны уроки обобщения – ставят всё по местам = проведение сложных сравнений обощающего характера углубляет расширяет кругозор восприятие природы как целого Помогают: дидактич схемы – наглядно показывают связи таблицы эстетика – рассматривание художественных произведений: картин стихов музыкальных произведений Чайковский – времена года Пример – урок Осенние явления природы: беседа о состоянии неживой природы высота Солнца световой день t небо влажность почему произошли изменения – анализ содержания установление...
27409. Значение уроков технологии, изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39.5 KB
  Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности освоение прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. самостоятельно реализация своих возможностей благодаря творческой деятельности способствует проявлению самодеятельности самореализации воплощению собственных идей. В творческой деятельности решаются поисковотворческие задачи с целью развить способности ребенка. под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида Способность к...
27410. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 31.5 KB
  Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание что известно и неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Специфика технологии: ...