78508

Обучение пересказу литературных текстов детей дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Познавательное речевое и физическое развитие детей дошкольного возраста А. Науменко Обучение пересказу литературных текстов детей дошкольного возраста В настоящее время все меньше и меньше внимания педагоги на занятиях по развитию речи уделяют обучению пересказу литературных текстов детей дошкольного возраста. Ведь грамотно построенное занятие по обучению детей пересказу оказывает влияние на все стороны развития личности ребёнка: умственное нравственное эстетическое и конечно речевое развитие. Вопросы обучения пересказыванию детей...

Русский

2015-02-07

79.55 KB

30 чел.

Обучение пересказу литературных текстов

детей дошкольного возраста

В настоящее время все меньше и меньше внимания педагоги на занятиях по развитию речи уделяют обучению пересказу литературных текстов детей дошкольного возраста. Ведь, грамотно построенное занятие по обучению детей пересказу оказывает влияние на все стороны развития личности ребёнка: умственное, нравственное, эстетическое и, конечно, речевое развитие. При пересказе ребёнок передаёт готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи), что подтверждают такие педагоги, как В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, О.А. Шорохова и др. На занятиях по обучению пересказу решаются все речевые задачи. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет [3, с.14].

Роль пересказов высоко оценивалась еще в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи [1, c.287].

  Современные педагоги также считают, что пересказ имеет огромное значение в формировании монологической речи. Так, например, В.В. Коноваленко  и С.В. Коноваленко, отмечают, что благодаря пересказу:

  1. Происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  2. Практика употребления обогащённой лексики в активной речи.
  3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.
  4. Усвоение структуры связных высказываний  (рассказов), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.
  5. Развитие способности к речевому самоконтролю.
  6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
  7. Усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества.
  8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.
  9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения [3, c.29-30].

Педагоги Л.П. Федоренко и Г.А. Фомичёва отмечают, что пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь [5, c. 37]. Дети с помощью пересказа осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы [5, c. 217].

По мнению Н.А. Ветлугиной, пересказ распространён и в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Они пересказывают друг другу запомнившиеся и выученные на занятии художественные тексты, драматизируют их [11, c.61].

С целью доказать значение обучения детей дошкольного возраста пересказу литературных текстов было проведено экспериментальное исследование.

  Исследование потребовало трёх этапов работы:

1 этап – теоретический. На данном этапе на основе психолого-педагогической литературы сделаны выводы, что пересказ оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка, рассмотрены требования к пересказу, его виды, структура занятий по пересказу, задачи и психолого-педагогический аспект проблемы, проанализированы произведения рекомендуемые для пересказа разными педагогами, выделяются особенности речи детей среднего возраста, на основе этих особенностей рассматривается методика обучения пересказу детей среднего возраста.  На данном этапе участвовали методы: анализа и синтеза, сходства и различия, логический.

2  этап – практический. Состоит из констатирующего, формирующего и  контрольного экспериментов. На стадии констатирующего эксперимента было проведено исследование с детьми среднего возраста по изучению умения пересказывать, анализ плана воспитателя за 3 месяца, наблюдение занятий по обучению детей пересказу. На стадии формирующего – была разработана «Программа по обучению пересказу».     На данном этапе участвовали методы: беседа, анализ и синтез, сравнение, эксперимент, наблюдение.

3 этап – обобщающий. Был проведён контрольный эксперимент, где проверялась эффективность разработанной методики обучения пересказу, сравнивались и анализировались результаты полученных данных. Делались выводы и разрабатывались психолого-педагогические рекомендации.

С целью изучения методики обучения детей среднего возраста пересказу литературных текстов было проведено исследование в котором принимало участие 10 детей среднего возраста. Из них 5 девочек и 5 мальчиков 4-5 лет.  

Исследование включало констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты и проводилось в течение 14 недель.

    Нами были поставлены следующие задачи: 

  1. Изучить методику обучения пересказу.
  2. Выявить умения детей пересказывать литературные произведения.
  3. Выделить задачи по обучению пересказу детей среднего возраста..
  4. Разработать «Программу по обучению пересказу» с целью обучения детей пересказу и повышения к нему интереса.
  5. Определить целесообразность использования «Программы по обучению пересказу» и возможность её эффективного использования в дальнейшей работе.

В ходе констатирующего эксперимента «Изучение уровня детей по пересказу литературных текстов» было просмотрено в течение трёх недель 3 занятия по обучению детей пересказу литературных текстов с целью изучения методики обучения детей пересказу, выявления умения детей пересказывать литературные тексты. Затем попросили детей пересказать знакомую сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» для выявления умения пересказывать тексты детьми среднего возраста. В течение недели было опрошено 10 детей средней группы. Все ответы были записаны и проанализированы.    Критерии оценки составлены, опираясь на уровни пересказов разработанные О.С. Ушаковой в своём исследовании развития речи детей из источника  «Развитие речи дошкольников», (2001)  [8, с.123]. Был сделан вывод (гистограмма 1), что первому уровню пересказы детей не соответствуют.  30 % пересказов второго уровня  (20% мальчики, 10% девочки). 50 %  пересказов третьего уровня (10% мальчики, 40% девочки).

Гистограмма 1

С целью выяснить соответствие программе и сетке занятий частоты проведения занятий, задач, соответствие задач и произведений для пересказа возрасту детей был проанализирован календарно-тематический план воспитателя средней группы (за 3 месяца).

На стадии формирующего эксперимента «Методика организации занятий по пересказу в средней группе» была разработана «Программа по обучению пересказу детей среднего возраста», которая состоит из 10 занятий, направленных на обучение и повышение интереса к пересказу, развитие интонационной выразительности. В неделю проводилось 1 занятие с экспериментальной подгруппой детей:

1.Занятие по пересказу русской народной сказки «Репка».

2. Занятие по пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Гуси».

3.Занятие по пересказу миниатюр Л. Толстого «Сел дед пить чай…»,   

«Деду скучно было дома…».

4. Занятие по рассказу Л. Толстого «Пришла весна, потекла вода…».

5. Пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить…».

6. Пересказ сказки «Курочка ряба».

7. Пересказ сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

8. Пересказ рассказа «Для всех». Л. Пестина.

9. Пересказ рассказа «Тихие башмачки» Додо Вадачкория.

10. Пересказ сказки «Маша и медведь»  

   На занятиях использовались различные виды пересказа. Например,  игры-инсценировки, которые ближе для детей среднего возраста (Пересказ сказки «Маша и медведь»); пересказ по ролям («Тихие башмачки»); пересказ по частям («Кто сказал «Мяу»?»); пересказ близкий к тексту («Репка», «Гуси», «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода...», «Хотела галка пить», «Курочка ряба»). На занятиях по обучению пересказу сказок «Репка» и «Курочка ряба» использовались схемы, помогающие детям пересказать сказку. На занятии по обучению пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить» нами был проведён эксперимент. Детям показали, как галка не могла попить из кувшина, что вызвало огромный эмоциональный отклик у детей.    Для того, чтобы детям было легче пересказывать большую по объёму сказку В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» мы выставляли картинки с изображением животных на фланелеграфе в той последовательности, в которой их встречал щенок.

Контрольный эксперимент, состоял из одной серии заданий. Детям среднего возраста  было предложено пересказать знакомое им произведение «Заюшкина избушка», с целью выявления умений детей пересказывать литературные тексты, а также определения эффективности «Программы по обучению детей пересказу» и возможности её использования в дальнейшей работе.   Проанализировав пересказы детей, мы сделали вывод, что работа по обучению пересказу прошла успешно (гистограмма 2).

Гистограмма 2

70 % пересказов соответствуют первому уровню (50% девочки, 20% мальчики).  Практически все  пересказали текст точно как в оригинале. Причём все дети уделяли огромное внимание не только содержанию, но и интонациям. Дети  передали голоса: жалобный у зайчика, «тявканье» собак, рёв медведя, вой волка, звонкий петуха, хитрый лисы. Во время пересказа их позы не были статичны, они двигались, жестикулировали, т.е. рассказ не оставил их равнодушными. Все предложения, в том числе и прямую речь, при рассказе оформляли грамматически правильно. 20 % пересказов соответствуют  (мальчики). 10 % пересказов соответствуют.

Таким образом, было доказано, что зная чётко методику обучения пересказу, и регулярно обучая детей пересказу (сверх программы в свободное время от занятий) можно добиться высоких результатов в развитии связной речи.

Для успешного проведения занятий педагогами ДОУ по обучению детей дошкольного возраста пересказу литературных текстов нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации.

  1. Необходимо подбирать произведение для пересказа в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей данной группы, времени года, красных дат календаря, изученных тем, а также в соответствии с требованиями к произведениям для пересказа различных педагогов.
  2. Текст произведения для пересказа необходимо заранее прочитать и проанализировать, так как в тексте могут содержаться новые слова, которые детям нужно будет объяснить. Для этого воспитателю нужно подобрать наглядный материал, продумать приёмы объяснения новых (непонятных) слов детям, продумать выбор эмоционально-выразительных средств передачи текста.
  3. Педагог должен спланировать ход занятия с чётким соблюдением структуры (первичное ознакомление с текстом без установки на запоминание, вопросы направленные на усвоение текста, вторичное чтение с установкой на запоминание, пересказ), подобрать материал (игрушки, картинки, атрибуты для драматизации, модели, бумагу или пластилин для продуктивной деятельности и т.д.).
  4. Программные задачи занятия должны соответствовать возрасту детей, содержанию занятия и тексту произведения. Следует помнить, что в среднем возрасте дети только осваивают умения пересказывать знакомые или небольшие незнакомые произведения.
  5. Для поддержания активности детей на занятиях необходимо использовать разнообразные методы и приёмы (подсказ слова или фразы, совместный пересказ, указания, вопросы, упражнения, оценка детских пересказов). Выбор их зависит от возраста детей, их речевой подготовки и навыка рассказывания.
  6. Для  поддержания интереса к пересказам других детей необходимо сочетать на одном занятии несколько видов пересказа (игра-драматизация, близкий к тексту, по ролям, по частям, по моделям, эстафеты).
  7. Следует пересказывать тексты и вне занятий. Желательно поместить в доступное для детей место (художественно-речевая зона, уголок книги, уголок ряженья, театральная зона) маски-шапочки, фигурки настольного и пальчикового театра, модели и картинки.
  8. Для поддержания интереса к занятиям по обучению пересказу мы рекомендуем (по возможности) заканчивать занятие продуктивной деятельностью в соответствии с темой произведения. Например, занятие по обучению пересказу сказки «Колобок» лепкой колобка, «Маша и медведь» аппликацией пирожков и т.д.

Литература

  1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения  родному языку дошкольников – М.: Академия, 2000.
  2.  Бородич А.М. Методика развития речи детей – М.: Просвещение, 1974.
  3.  Калунина Е. Воспитание сказкой// Ребёнок в детском саду – 2002. - №5 – С. 73.
  4.  Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду – М.: Просвещение, 1978.
  5.  Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.М. Федоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. Лотарёв, А.П. Николаичева – М.: Просвещение, 1984.
  6.  Нищева Н.В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу//Дошкольная педагогика – 2005. - №2 – С.51.
  7.  Патрушева С. Обучение детей монологической речи// Ребёнок в детском саду – 2001. - №2 – С.40-43.
  8.  Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М.: АСТ, 2005.
  9.  Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  10.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательства Института психотерапии, 2001.

Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение, 1985.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15432. Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия 30.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 7 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия. Побочное действие антибактериальных препаратов на организм. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. У...
15433. Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Санитарно-показательные микроорганизмы 85 KB
  ЗАНЯТИЕ 8 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы воды воздуха. Санитарнопоказательные микроорганизмы. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть распространение микробов в природе. Изучить микрофлору почвы воды воздуха. Рассмотреть характе...
15434. Нормальная микрофлора тела человека, ее физиологическое значение и роль в патологии 42.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Нормальная микрофлора тела человека ее физиологическое значение и роль в патологии. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Нормальная микрофлора тела человека ее физиологическое значение и роль в патологии. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить состав нормально
15435. Иммунобиологические препараты, используемые с диагностическими целями 33.95 KB
  Иммунобиологические препараты используемые с диагностическими целями Препараты для серологической диагностики Диагностикумы антигенные Представляют собой инактивированные нагреванием либо воздействием формалина цельные микробные клетки корпускулярные АГ...
15436. ИСТОРИЯ МЕНДЖМЕНТА 2.46 MB
  А.И. Кравченко Учебное пособие для вузов ИСТОРИЯ МЕНДЖМЕНТА ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Допущено Учебнометодическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений о
15437. Знакомство с настройками Project Expert 532 KB
  Лабораторная работа №1 Знакомство с настройками Project Expert Цель: научиться изменять настройки пакета. Задачи: научиться запускать Project Expert научиться изменять настройки изучить разделы меню Структура лабораторной работы Запуск Project ...
15438. Создание инвестиционного проекта в Project Expert 390 KB
  Лабораторная работа №2 Создание инвестиционного проекта Цель: приобрести умения создавать сохранять и заполнять поля инвестиционного проекта Задачи: научиться вводить данные в поля проекта научиться настраивать расчеты по проекту Структ
15439. Общая характеристика предприятия в Project Expert 641.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Общая характеристика предприятия Цель: приобрести навыки по описанию компании в Project Expert Задачи: научиться создавать календарный план научиться распределять ресурсы научиться составлять списки активов Структу...
15440. Основная деятельность предприятия в Project Expert 271 KB
  Лабораторная работа № 4 Основная деятельность предприятия Цель: научиться структурировать основную деятельность предприятия Задачи: научиться описывать объемы производства научиться составлять план по персоналу Структура лабораторно...