78509

Режимные процессы как средство обогащения словарного запаса детей первой младшей группы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Режимные процессы как средство обогащения словарного запаса детей первой младшей группы Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку очевидна. Цель исследования: выявление значимости целенаправленного педагогического воздействия на обогащение и активизацию словаря детей третьего года жизни при проведении режимных процессов. Предмет исследования – режимные процессы как средство обогащения словаря детей первой младшей группы. Гипотеза исследования на обогащение и активизацию словаря детей третьего года...

Русский

2015-02-07

60.02 KB

10 чел.

 А.А. Смага,

И.В. Майорова

Режимные процессы как средство обогащения

словарного запаса детей первой младшей группы

Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении  родному языку очевидна. По словам О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.

По мнению А.М. Бородич, словарь является строительным материалом для языка. В дошкольном возрасте, по словам В.И. Логиновой, ребёнок должен овладеть таким словарём, который бы позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Эту работу необходимо начинать с раннего возраста. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи и словаря.На третьем году жизни детям сообщают сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают, их назначении, основных деталях. Словарная работа с детьми раннего возраста проводится во всех видах деятельности на занятиях, в игровой и трудовой деятельности (Е.И. Тихеева, В.А. Петрова, Г.М. Лямина, В.В. Гербова, С.Л. Новосёлова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк).    

Специфика режима дня в группах раннего возраста заключается в том, что  много времени отводится на удовлетворение естественных потребностей малышей на формирование у них культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. И зачастую словарная работа в этот период не проводится совсем или ей недостаточно уделяется внимания, так как педагог уделяет больше внимания  формированию самого навыка. А ведь режимные процессы отличаются от остальных видов деятельности частым повтором одних и тех же действий, что способствует более прочному их запоминанию. И обеспечивают индивидуальное общение взрослого и малыша, что способствует оптимальному проведению словарной работы.

Цель исследования: выявление значимости целенаправленного педагогического воздействия на обогащение и активизацию  словаря детей третьего года жизни при проведении режимных процессов.  

Объект исследования -  словарная работа с детьми раннего возраста.

Предмет исследования – режимные процессы как средство обогащения словаря детей первой младшей группы.

Гипотеза исследования -  на обогащение и активизацию словаря детей третьего года жизни при проведении режимных процессов влияют:

  1. правильная, на научной основе, организация режимных моментов;
  2. тесное взаимодействие всех сотрудников группы;
  3. умение педагогов в совершенстве владеть речью, служащей образцом, которому дети могут и должны следовать;
  4. формы живого слова, которые служат для речевого подражания и осмысления наглядного материала.    

Цель исследования, предмет исследования, выдвинутая  гипотеза  обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую, методическую,   литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить количественный и качественный состав словаря детей третьего года жизни.
  3. Изучить возможности режимных процессов как средства обогащения и активизации словаря детей раннего возраста;
  4. Систематизировать работу по обогащению словаря детей при проведении  режимных процессов.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для воспитателей.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах исследовательской работы нами был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной психолого–педагогической литературы; индивидуальное обследование речи детей; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д /сад № 17 комбинированного вида «Солнышко» г. Североморск. Исследованием было охвачено 12 воспитанников первой младшей группы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные при изучении подходов к проблеме обогащения словаря детей раннего возраста на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы позволяют обоснованно планировать и обосновывать работу по активизации и обогащению словаря в разных режимных процессах. Подробно рассмотрены основные понятия проблемы: режим дня, условия соблюдения, методы и приёмы развития словаря.

Практическая значимость исследования  определяется тем, что были разработаны конкретные психолого – педагогические рекомендации для родителей и педагогов по  организации работы направленной на обогащение и активизацию словаря детей третьего года жизни при проведении режимных моментов.

Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий этап направлен на выявление уровня количественного и качественного состава словаря детей третьего года жизни.

Задачи эксперимента:

  1. Выяснить умеют ли дети называть предмет словом.
  2. Умеют ли дети выделять и называть его качества и назначение.
  3. Выявить, какие части речи преобладают в активном словаре малышей.  

Для выявления количественного и качественного словарного запаса малышей предлагается 3 серии заданий:

Серия №1.  Индивидуальное обследование  «Назови игрушку». Цель – выявить умение детей называть игрушку словом, выделять и называть её качества.

Серия № 2.  Индивидуальное обследование на понимание детьми значения слова. Цель – выявить умение соотносить реальные предметы с изображением на картинках и называть их словом. Уточнить представления о назначении этих предметов.  Определить, какие части речи преобладают в активном словаре малышей этой группы.

Серия № 3. Анализ плана воспитательно- образовательной работы группы за неделю. Цель - определить эффективность словарной работы при проведении всех режимных процессов.    

- формирующий этап эксперимента – был отобран и проведен ряд последовательных, логично выстроенных мероприятий:  налажена взаимосвязь между всеми сотрудниками группы, систематизирована работа по обогащению и активизации словаря при планировании работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Подобрана картотека художественного слова, подобраны речевые образцы для педагогов и родителей, разработан приблизительный словарь для детей третьего года жизни, подобраны консультации для работы с родителями. Комплексное проведение этих мероприятий было направленно на качественное проведение работы по  уточнению, обогащению и активизации словаря детей данной возрастной группы.

 - контрольный этап  – в нем участвовали те же дети, что и в констатирующей стадии эксперимента. Цель данного эксперимента  - проверка эффективности проведенной работы с детьми на формирующем этапе.

Исследование проводилось в МДОУ  д / с  № 17 г. Североморска с детьми первой младшей группы, не имеющих задержки речевого развития. В данном исследовании  приняло участие 12 детей в возрасте от 2- х до 3- х лет (6 девочек и 6 мальчиков). Группа занимается по программе «Кроха», авторы Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. В конце сентября было проведено обследование  речи детей в соответствии с показателями нервно-психического развития детей третьего года жизни разработанных Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной.

Проанализировав результаты, мы выявили, что дети находятся на разном уровне развития речи. Наиболее  развита связная речь у 33% всех детей. Следует отметить, что у одного мальчика, речь развита выше нормы. Наименее развита речь у 17 % детей, у этих малышей в речи преобладают простые предложения из 2-3 слов. В основном эти малыши употребляют упрощенные слова, звукоимитации и звукоподражания.  В речи 6 детей данной группы (50 %) наряду с нормальной лексикой, присутствуют упрощенные слова, звукоимитации и звукоподражания, что является нормой для детей третьего года жизни.

Также необходимо отметить и некоторые особенности произношения детьми звуков. В их речи присутствуют как правило мягкие свистящие:  [с`],[з`], смягчённое [ ц`]  , звук [ л` ]. Так, шипящие звуки ([ш],[ж], [ч`],[ щ`]) большая часть малышей 75 % (9 человек) заменяют мягкими свистящими : пусистый (пушистый); сяйник, (чайник); сенок (щенок). Некоторые малыши в место звука [ч`] произносят [т` ]  : тяска (чашка), тяйник  (чайник). Вместо  шипящих звуков дети  используют твёрдые свистящие лоска  (ложка); сойты   (шорты). У 11 детей (92 %) отсутствует [р], [р`], [л] или заменяются звуками [л`],[й]  кастлюля (кастрюля), тайелька (тарелка). Только у одного ребёнка речь чистая и не требует коррекции.   

Констатирующий эксперимент позволил выявить словарный состав речи детей третьего года жизни (диаграмма 1).

Диаграмма 1       

Результаты обследования словарного состава

речи детей третьего года жизни

Эта диаграмма наглядно показывает, что в речи малышей преобладают существительные 41 %. В основном это существительные, обозначающие близких им людей, игрушки, животных, предметы быта, предметы одежды, посуду, части тела. Глаголы 35 % , в основном это глаголы в неопределённой форме (играть, пить, есть) и глаголы в повелительном наклонении (дай) такой глагольной лексикой дети овладевают к началу третьего года.  И это норма для детей данной группы. 8% в речи детей составляют наречия. Они обозначают отношения: места (там, здесь); времени (сейчас); модальности (можно). В речи детей  отсутствуют наречия, обозначающие отношения температуры и оценки. Дети практически не употребляют наречия, обозначающие отношения  количества.

Местоимения и прилагательные занимают в речи детей по 6 %. Эти части речи дети данного возраста только начинают использовать и их употребление в речи незначительно. Только  4 ребёнка (33 %) в речи использовали более трёх прилагательных, 3-е малышей (25 %) не использовали вообще, остальные 5 детей (42%) - 1-2 прилагательных.  Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном: размер предмета (маленький); оценку (добрый, хороший). Малыши назвали индивидуальный признак (пушистый, мягкий). Назвали принадлежность тому или иному лицу (куклин (стол, стул), папин (стол), Игорёшины (шорты)), и двое детей (девочки) передали свои эстетические переживания (красивая, нарядная).  

Среди местоимений, встречающихся у детей, в основном преобладают личные (я, мне, тебе); указательные (мой, твой,) и 4 % в речи детей занимают предлоги, они обозначают пространственные отношения («в», «на», «за»). Необходимо отметить, что мы рассматривали словарь детей в среднем. Дети находятся на разных уровнях развития речи. 83% детей имеют в своём активном словаре все части речи. 17% детей (2 ребенка) имеют некоторое отставание в развитии словаря.  В их активном словаре нет прилагательных и очень незначительное употребление местоимений и наречий (по одному слову).

Из полученных результатов исследований первого и второго этапов видно, что ряд предметов дети узнают и называют только в привычных сочетаниях и условиях. Восприятие предметов (предметы быта, игрушки и прочее)  ещё  поверхностно, оно зависит от того, на сколько часто и разнообразно малыши действовали с ними. Не все предметы изображённые на картинках  были детьми узнаны и названы словом, хотя до этого они узнавали и называли реальные предметы. Этот факт доказывает то, что у   малышей ещё недостаточно сформирован обобщенный образ предмета  и обобщённое представление об его назначении и способе его использования.    Устойчивые представления об известных предметах и явлениях у малышей могут возникать только в результате многочисленных восприятий этих предметов и явлений в различных условиях и в разное время. Этому должна способствовать хорошо организованная воспитательно-образовательная работа с малышами.

Анализ проведённого констатирующего эксперимента позволил сделать вывод, что нужна целенаправленная, систематическая работа по обогащению словаря малышей не только на занятиях, но и в других видах  деятельности. В частности, во время проведения различных режимных процессов, включающих в себя уход за малышами и работу по формированию у них культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания.

Формирующий эксперимент, направленный на организацию и проведение работы по обогащению и активизации словаря в режимных процессах проводился на протяжении двух месяцев с начала  октября до начала  декабря 2007 года в первой младшей группе «Заиньки» МДОУ д/сада № 17  г. Североморска.

Свою работу начали строить с анализа существующего  режима дня группы с «Санитарными правилами и нормами» и с учётом специфики работы с детьми страдающими аллергодерматозами. Для этого привлекли старшую медицинскую сестру ДОУ и заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.  На основании совместной работы был скорректирован режим дня группы для  детей третьего года жизни, страдающими аллергодерматозами. С режимом дня ознакомили родителей наших воспитанников.

Следующим этапом нашей работы было налаживание взаимодействия всех сотрудников группы для качественного проведения всех режимных процессов. Так как для  воспитателей уже был скорректирован график работы, обеспечивающий качественное проведение режимных процессов на момент окончания прогулки и подготовки к обеду, то основной задачей стала отработка взаимосвязи между воспитателем и помощником воспитателя работающих в одну смену. Для этого на основе рекомендаций Л.Н. Павловой  была разработана схема взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя. Мы начали учить детей  самому простому – самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки с мылом, вытираться насухо, есть, убирать игрушки, дружно играть, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых. Все эти процессы мы стали сопровождать, словом и побуждать детей к речевой активности. Например: в процессе раздевания перед сном мы озвучивали, порядок раздевания: « Сейчас я помогу тебе снять платье, а ты повесь его на стульчик, вот, умница! А потом ты снимешь сандалики и носочки».  Приучая детей убирать за собой вещи и игрушки, начиная уборку, мы сопровождали все действия словами: «Давайте игрушки уберём на место. Женя поставь большую машину в гараж, а Танюша посадит на мишку на полку. Олег, куда нужно сложить кубики?»  

Провели работу с младшими воспитателями, разъяснили о необходимости обязательного общения с детьми при проведении с ними культурно - гигиенических процедур, при одевании на прогулку и так далее. Проанализировав планирование словарной работы в разных режимных процессах, мы пришли к выводу, что для её качественного проведения необходимо подобрать более эффективные  методы и приёмы которые стимулировали бы речевую активность детей с учётом их индивидуальных особенностей развития речи. Например, приём поручение. Для детей плохо говорящих использовали  поручение, предполагающее ответ действием (Сева, поставь стульчик и помоги  Юле повесить полотенце), а для детей с достаточно развитой речью, поручение, требующее от ребёнка развёрнутого ответа (Юля, попроси Севу, скажи ему «Повесь, пожалуйста, моё полотенце»).

Для организации и проведения режимных процессов были отобраны игровые приёмы, способствующие обогащению и активизации словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они также способствуют привлечению внимания детей к данному процессу, формированию гигиенических навыков, воспитанию культуры поведения. Например:   

  1. Сегодня к нам пришёл в гости Мишка. «Здравствуй, Миша!
  2. Здравствуй!  Танюша, поздоровайся с Мишкой. Скажи «Здравствуй, Миша!» Когда к нам приходят гости они нам говорят «Здравствуйте!» И мы тоже здороваемся. Давайте вместе с Мишкой будем учиться здороваться. Мишка тоже будет учиться, говорить всем «здравствуйте». А мы ему поможем. «Здравствуй, Аня!» «Здравствуй, Сева!» А теперь, ты, поздоровайся с Мишкой, скажи ему «Здравствуй, Миша!»
  3. К нам сегодня пришла кукла Маша. Она сегодня очень красивая. Посмотрите. Что её украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А ещё у Маши чистые ручки и лицо.  
  4. Зайка-Попрыгайка принёс интересные картинки. Кто скажет, что это? Что принёс Зайка? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щётка. Для чего нам нужны эти предметы? Зайка-Попрыгайка не знает. Давайте ему расскажем об этом.  

Так как в группах раннего и младшего дошкольного возраста одна из основных задач формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, то работу с выбранным персонажем, игрушкой мы продолжали  и при непосредственном процессе выполнения определённого действия. Например, при умывании: «Давай, Юля, покажем Мишке, как надо намыливать ручки.  Вот какая Юля умница. Как она хорошо намылила ручки. Юля, скажи Мишке, что ты сделала».

Режимные процессы, направленные на формирование навыков самообслуживания мы использовали для многократного повторения нового слова или фразы, например: «Это валенки. Юра, что это? Что одела Алина на ножки?». Для объяснения назначения предмета, например: « Это чайник, в нём греют воду». Или «Это расчёска. Ей причёсывают волосы, чтобы быть красивым».

Для использования взрослым нового слова  в сочетание с разными знакомыми детям словами нами был разработан  перечень речевых оборотов,  который мы использовали в разных режимных моментах. Мы еженедельно стали вносить в план работы стихи и потешки, которые  использовали при проведении того или иного режимного процесса и для закрепления того или иного слова. Некоторые дети достаточно быстро  запоминали понравившиеся им четверостишья и   стали договаривать за воспитателем знакомые слова из потешек и стихов. На слова воспитателя, обращенные, к кому ни будь из ребят: «Ой, лады, лады, лады», в ответ уже звучало «Не боимся мы воды!».

Наша работа не принесла бы значимого результата, если бы не помощь родителей. В конце сентября, на первом родительском собрании, мы познакомили  родителей с задачами работы нашего детского сада на этот учебный год. Одна из них «Систематизировать работу по разделу «Развиваем речь детей» в целях повышения качества работы с детьми во всех возрастных группах». Мы рассказали родителям о необходимости работы по обогащению и активизации словаря у детей третьего года жизни.

Всем родителям мы раздали памятку «Примерный словарь детей третьего года жизни». Это было сделано с целью ориентации родителей, в каком направлении в зависимости от индивидуальных особенностей развития речи малышей, строить работу по обогащению и активизации словаря. От чего необходимо отталкиваться для дальнейшего обогащения словаря или к чему необходимо стремиться.

Проводя систематическую работу по обогащению и активизации словаря с  детьми во всех режимных процессах, наладив взаимодействие с   родителями и сотрудниками для проведения этой работы, мы можем сказать, что в последствии смогли получить  хорошие показатели  в  активизации бытового словаря детей. И в обогащении его разными частями речи, не только существительными и глаголами, но и прилагательными, местоимениями и наречиями (диаграмма 2).                                                                                                        

Диаграмма 2

Результаты обследования словарного состава речи

детей третьего года жизни на контрольном этапе исследования

Данные диаграммы показывают, что процентное соотношение частей речи в активном словаре малышей несколько изменилось. По-прежнему, большую часть слов в речи детей занимают существительные 40 %. Это названия предметов быта, одежды, частей тела, близких им людей. В речи малышей появились имена нарицательные: имена детей группы, имена сотрудников, клички животных. 30% в речи детей занимают глаголы. Глагольная лексика не претерпела, каких либо значительных изменений за время проведения исследования. Это глаголы неопределённой формы и глаголы повелительного наклонения. В речи малышей появились глаголы с противоположными действиями (открыть – закрыть; застегнуть – расстегнуть). 10% в речи детей составляют наречия. Они обозначают отношения места (там, здесь); времени (сейчас, потом); модальности (можно, нельзя). В речи детей  появились наречия, обозначающие отношения температуры (тепло, холодно) и оценки (красиво, плохо). В речи у некоторых детей появились  наречия, обозначающие отношения  количества – мога (много); «цуть – цуть», «маенько» (мало).

Прилагательные в речи малышей стали занимать 8,5 %.  Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют  размер предмета (маленький, большой); оценку (добрый, хороший, весёлый, шустрая, красивая). Малыши смогли назвать индивидуальные признаки предметов и игрушек. В их речи появились слова: пушистый, мягкий, мохнатый (шарф), деревянная (кроватка). Некоторые малыши стали выделять и называть цвет предмета: красный, зелёный, серый. И принадлежность тому или иному лицу: куклина (кровать), тёти Лидина (кастрюля), Алинины (валенки).   7,1 % в речи малышей стали занимать местоимения. Это по прежнему личные местоимения (я, мне, тебе) и указательные (мой, твой,). К личным местоимениям прибавились местоимения - мы  (Мы с тобой пойдём гулять) и – ты (при обращении ко взрослому) и 4,4 % в речи детей занимают предлоги, обозначающие пространственные отношения («в», «на», «за», «под»).

Таково  процентное соотношение выше перечисленных частей речи в словаре детей в среднем. Мы отмечали, что  малыши находятся на разных уровнях развития речи и у них разный объём активного словаря. При контрольном исследовании мы выявили, что наиболее богатый словарный запас у 50 % детей. Это по сравнению с  33 % на констатирующем этапе. Наименее, у 17 % детей, как и на первом этапе исследования. По окончании формирующего эксперимента в их активном словаре присутствуют все выше перечисленные части речи, но не в таком объёме как у остальных ребят. На это существует ряд объективных причин.  

Проанализировав результаты проведенной работы, мы отметили, что в среднем бытовой словарь малышей за период проведения исследования увеличился с 63 слов до 91 слова. Процентное соотношение существительных и глаголов, на контрольном этапе уменьшилось, хотя количество слов относящихся к этим частям речи увеличилось. Это связано с тем заметно увеличилось, почти в два раза количество слов относящихся к таким частям речи как, прилагательные (с 4 слов до 8), наречия (с 5 слов до 9) и местоимения (с 4 слов до 7).  Следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мероприятий по обогащению и активизации бытового словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста при проведении  режимных процессов.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50689. Построtybt графf состояний СМО 293.5 KB
  Также построить имитационную модель и исследовать ее (разработать алгоритм и написать имитирующую программу, предусматривающую сбор и статистическую обработку данных для получения оценок заданных характеристик СМО). Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания – геометрическое с соответствующим параметром...
50690. Моделирование потока Пуассона 158 KB
  Практическое освоение алгоритма программной генерации стационарного потока Пуассона и методов статистической проверки разработанного генератора.
50692. Построение аналитической и имитационной модели 114.5 KB
  Построить аналитическую и имитационную модели и сравнить результаты исследования Одноканальная СМО с неограниченной очередью Исследовать значения средней длины очереди, среднего времени ожидания в очереди при показательном и равномерном (a = 0.05, b =0,75) распределении входного потока.
50693. Моделирование радиофизических систем С помощью simulink 306.5 KB
  Знакомство с пакетом визуального динамического моделирования SIMULINK, создание моделей радиофизических систем, их отладка и проведение экспериментов с полученными моделями.
50695. Определение моментов инерции твёрдых тел с помощью крутильного маятника 280.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса Штейнера. Определение моментов инерции длинного стержня: Период колебания рамки без закреплённых в ней тел: Период колебания рамки с закреплённым ней эталонным кубом. Момент инерции эталонного куба: м – сторона эталонного куба кг – масса эталонного куба Закрепим в рамке стержень.
50696. Наклонный маятник 180.5 KB
  Экспериментальное определение среднего значения периода Тсвоб свободных колебаний; Ткрут крутильных колебаний в зависимости от выбранной модели. Экспериментальное определение зависимости периода Ткач колебаний с качением наклонного маятника от значения угла наклона плоскости колебаний. Сравнение экспериментально установленной зависимости периода Ткач колебаний с качением от значения угла наклона плоскости колебаний с теоретическими моделями различной степени сложности. Ход работы: Измерение периода свободных колебаний: №...