7851

Специфика организационного процесса в социокультурной сфере

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Специфика организационного процесса в социокультурной сфере Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная с...

Русский

2013-01-29

20.09 KB

60 чел.

Специфика организационного процесса в социокультурной сфере

Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная составляющая, без которой, по существу, не может обойтись ни один вид социокультурной деятельности. Организация - обязательное условие успешного проведения большинства социокультурных мероприятий. Хорошая организация придает блеск любому социокультурному явлению. Плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Слово «организация» употребляется в нескольких значениях, наиболее распространенными из которых являются два: организация как учреждение, заведение, предприятие, объединение, ведомство и организация как деятельность (процесс). В нашем учебном пособии основной акцент делается на втором значении этого слова, т.е. на деятельности. В тех случаях, когда речь идет об организациях социокультурной сферы, мы пользуемся, как правило, терминами «учреждение», «ведомство» или «объединение».

Организация СКД - это система действий субъектов социокультурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата. Но это не только система действий организационного характера, но и протекающий во времени процесс. Как правило, организация охватывает все стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Действие организационного фактора прекращается с окончанием этого мероприятия или в связи с достижением поставленной задачи.

В ходе организации решаются самые разнообразные социокультурные задачи и осуществляются самые разнообразные функциональные действия. К примеру, это может быть:

- основание или учреждение социокультурного объединения (клубы по интересам, детские и подростковые коллективы);

- подготовка и проведение социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, выставка, экскурсия);

- упорядочение или наладка социокультурного процесса (учебно-творческий процесс в коллективе художественной самодеятельности);

- вовлечение в тот или иной вид социокультурной деятельности представителей различных социально-демографических групп населения и т.д.

Для выяснения сущности организационного процесса в СКД сопоставим родственные понятия «управление» и «организация» и, соответственно, производные от них: «управленец» (руководитель) и «организатор».

Исходя из специфики СКД (добровольный характер, опора на инициативу и интересы различных групп населения) управление в этой сфере осуществляется в своеобразной форме и носит, как правило, косвенный характер. В этих условиях организация - и как функция менеджмента, и как вполне самостоятельное направление - выходит на передний план. В СКД часто важно не столько управлять, сколько оказать помощь в организации и проведении того или иного мероприятия. В СКД управление часто проявляется в форме организации. И здесь уместно говорить о едином организационно-управленческом процессе.

Имея много общего (прежде всего, общие цели достижение позитивного результата), управление и организация СКД имеют и свои отличия. Управление - это взгляд на проблему, как правило, сверху. Организация - это взгляд на проблему, как правило, изнутри.

Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить механизм реализации и контролировать под работы. «Вид сверху» заключается в том, чтобы определить в общем плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации.

Задача организатора - непосредственно участвовать в осуществлении поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п.

В СКД подчас трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор СКД не может не быть в той или иной мере менеджером, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными.

В отличие от управленца (начальника, руководителя, т.е. лица, наделенного властными полномочиями) организатор является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор и речь в данном случае идет не об управлении персоналом социокультурного учреждения, где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) социокультурного процесса и его рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями. Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность.

Но бывают случаи, когда требуется организовать деятельность только одного человека. В таком случае организатор выступает не как исполнитель, а как руководитель, поскольку добивается результата при помощи другого. Умение добиваться результата «чужими руками» (выражение из теории общего менеджмента) сближает в главном характер деятельности организатора и управленца. И в этом плане организация является одной из разновидностей управленческих профессий.

Из трех обозначений управленческой профессии в русском языке (начальник, руководитель, управляющий) по характеру деятельности организатор ближе всего ко второму и третьему. С руководителем его объединяет наличие общего качества - определять, указывать направление работы. С управляющим - не только определять направление, но и организовывать исполнение поручения. Несколько в отдалении от организатора находится начальник как носитель власти. Но и его сближает с организатором общее: в соответствии со своим «званием» начальник определяет начало работы, т.е. ее последовательность и порядок исполнения. А это уже организаторская функция. К тому же часть своих властных полномочий начальник, как правило, делегирует организатору.

Остановимся теперь на других, не менее важных сторонах организационного процесса в социокультурной сфере: уровни и степень организации; характер субъект-объектных и субъект-субъектных отношений; принципы организации и т.п.

Как уже отмечалось, характер организационного процесса напрямую вытекает из особенностей социокультурной деятельности, предполагающей самодеятельность и активность личности. При организации СКД часто нет четкого деления на субъекты и объекты. Более того, просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. В социокультурном процессе не только учитываются запросы и интересы личности, проявляется ее самодеятельность. А последняя предполагает значительную долю самоорганизации этого вида деятельности со стороны самой личности. В таком случае либо совсем не требуется профессиональный организатор, либо его роль сводится к оказанию помощи участникам социокультурного процесса.

Специфика СКД делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации есть предел организации, т.е. имеются виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь уместно вести речь о таких понятиях, как самодеятельность и самоуправление, самодеятельность и самоорганизация.

На степень организации СКД влияют самые разнообразные факторы, и, прежде всего такие, как уровень образованности и подготовленности личности, уровень ее социально-культурной активности, а также ряд объективных факторов - политические, экономические и психолого-педагогические условия, в которых эта деятельность протекает.

Специфика СКД позволяет выявить и основные функционально-организационные действия; установление связи между участниками социокультурного процесса; координация действий между ними; оказание помощи участникам в достижении необходимого социокультурного результата (консультация, совет, уточнение направления движения и т.п.).

Организации СКД присущи и свои особенности, и свои специфические принципы. На первое место среди них следует поставить ситуационный принцип. Суть его в определении пределов, характера и степени организационного воздействия в зависимости от ситуации (необходимости). Речь может идти о жесткой или мягкой организации, о собственно организации и о самоорганизации.

Принцип партнерских отношений организатора и организуемых означает равенство участников социокультурного процесса. Отношения между ними могут начинаться и как субъект-объектные, но затем, как правило, переводятся в субъект-субъектные. Организатор, выступающий в качестве инициатора, стремится сделать организуемых равноправными участниками процесса. И наоборот, если инициатива исходит "снизу", организатор включается в ее осуществление как в свое собственное дело.

Принцип постоянного действия организационного фактора. Организационное воздействие в той или иной форме присутствует на любой стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Правда, степень и характер этого вида действия различны - в зависимости от ситуации, потребности (необходимости), специфики самого мероприятия или вида деятельности. Явно организационный фактор проявляется, как правило, в определенный момент. До этого он может находиться в так называемой неактивной фазе, или в режиме самоорганизации, т.е. невидим для постороннего глаза. Иногда от организатора требуется только запустить механизм подготовки мероприятия или только качать само мероприятие. Л дальше организатор как бы отходит в сторону, выполняя роль наблюдателя. Иногда организатор присутствует на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия, в той или иной степени влияя на его ход.

Специфика СКД определяет и характер выбора средств, методов и самой технологии организационного процесса, о чем речь пойдет несколько дальше. Здесь же отметим, что основным средством организации в СКД является слово (информация). Основными методами - совет, разъяснение, показ (демонстрация).

Таким образом, организация в социокультурной сфере - это вполне самостоятельный вид деятельности, выступающий в ряде случаев как промежуточное звено между управлением и собственно исполнением (реализацией).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23592. Формальные модели синтаксической структуры предложения 19.5 KB
  Система составляющих это множество отрезков предложения которое обладает тем свойством что каждые два входящих в него отрезка либо не пересекаются либо один из них содержится в другом. При графическом изображении система составляющих тоже приобретает вид дерева дерева непосредственных составляющих ДНС. грамматика деревьев служит не для порождения предложений а для преобразования деревьев интерпретируемых как деревья подчинения или деревья составляющих например грамматика система правил преобразования деревьев интерпретируемых...
23593. Типы экспериментальных методов в лингвистике 17.5 KB
  Типы экспериментальных методов в лингвистике Экспериментальные методы в лингвистике это методы позволяющие изучать факты языка в условиях. что текст как таковой будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка особенностей стиля автора и т. Объектом ЭМ является человек носитель языка порождающий текст воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других...
23594. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике 11 KB
  Моделью можно назвать образ какоголибо объекта используемый в определенных условиях в качестве его заместителя фотография в паспорте модель человека. Свойства моделей: условность образ может быть не только материальным но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы моделью может быть не только образ но и праобраз оригинала модель чаще всего является гомоморфной оригиналу то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма Модель в лингвистике искусственно...
23595. Синтез речи 30.5 KB
  1 Ограничения на синтез речи. Cуществуют различные методы синтеза речи. Возможности синтезированной речи зависят от того в какой области она будет применятся.
23596. Типы лингвистических моделей; основные требования к ним и критерии их оценки 12.5 KB
  по гносеологическому статусу: модели языка модели лингвистических знаний различные фонетические школы модели деятельности лингвиста 4. по отраженному аспекту языка и речевой деятельности: Модели различаются не только по направленности на определенный объект но и по используемым средствам моделирования алгоритму или исчислению Алгоритм строгая последовательность предписывающих правил Исчисление множество разрешающих правил порядок выполнения не важен анализирующие модели моделируют процесс понимания используют логическое средство...
23597. Синтаксический анализ 184 KB
  При использовании синтаксического анализа происходит интерпретация отдельных частей высказывания а не всего высказывания в целом. Деревья анализа и свободноконтекстные грамматики. Большинство способов синтаксического анализа реализовано в виде деревьев. Свободноконтекстная грамматика широко используется в машинных языках и с ее помощью созданы высокоэффективные методы анализа.
23598. Метаязыки формального описания семантических структур 17.5 KB
  Метаязыки формального описания семантических структур. Семантические метаязыки различаются: по объекту который они описывают морфема лексема словосочетание предложение текст в целом. по аспекту языковой структуры который они отражают: парадигматический аспект синтагматический аспект Сходимость МЯ возможность переводить с одного МЯ на другой. значение словосочетаний исследуется в парадигматическом аспекте при помощи тех же МЯ описания что и лексемы в синтагматическом плане: язык лексических параметров и функций Апресян понятие...
23599. Автоматизация анализа письменного текста: основные подходы к решению проблемы 16 KB
  ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...
23600. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы 19.5 KB
  Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...