7852

Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии развития коллектива: ...

Русский

2013-01-29

26.45 KB

34 чел.

Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества

Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии развития коллектива:

  1.  Стадия первичного синтеза.
  2.  Стадия дифференциации.
  3.  Стадия синтеза.

Стадия первичного синтеза – начальная стадия, когда коллектив только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к выполнению задания. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит «сближение» людей в соответствии с их общими интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других участников усваивают требования руководителя, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать его.

Образуется и другая группа – добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но «голоса» не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить участок работы полегче.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе могут относиться самые разные люди – недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования исходят от имени актива, то они охотно принимаются и быстро реализуются. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение и коллектива и участника.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы один раз похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого – исключить из коллектива и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Уже все участники коллектива народного художественного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива может показаться более легким, но в то же время более трудным периодом. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся их жизни, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к «пульсу» коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.

Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов (производственных, учебных, профессиональных, самодеятельных). Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие – медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.

Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.

Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что его участники и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.

Еще в начале ХХ века известным советским педагогом А.С. Макаренко были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и приемлемы для коллективов народного художественного творчества.

1 закон. Наличие большой общественно-значимой цели.

Цель, ради которой создается коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.

Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована на выход за свои рамки, в превращение своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.

2 закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.

Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива – не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.

Для достижения коллективной цели требуется такая координация усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия – понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.

Нельзя достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает:

- при выработке программы деятельности на продолжительный срок;

- при распределении ролей и обязанностей.

Возникают конфликты, причинами которых могут быть:

- неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях;

- иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше;

- ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется);

- эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.

Нельзя дать универсальный рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа воспитательного воздействия и урегулирования конфликта определяют:

- степень зрелости самодеятельного коллектива;

- уровень действительных творческих возможностей участников;

- престиж руководителя и авторитет общественного мнения;

- индивидуальные психические особенности любителя;

- степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д.

Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного мнения; исключение.

3 закон. Наличие системы перспективных линий.

Помимо общих целей коллектив должен иметь перед собой конкретные задачи, решение которых и составляет реальное содержание его движения (развития). Такая совокупность согласованных взаимоподчиненных и закономерно распределенных во времени целей и задач называется перспективными линиями.

1. Ближняя перспектива.

Ближайшие цели, легко достижимые задачи. Реализация их возможна обычными усилиями и находится в пределах сегодняшних возможностей участников самодеятельности.

Важна правильная организация ее на первых порах существования коллектива, когда преобладает непосредственный интерес и дальняя перспектива видится неотчетливо. К примеру, руководитель хора, разучивая на первых занятиях песню по просьбе большинства участников или организуя посещение концерта, начинает работу по сплочению коллектива именно с такого рода перспективы.

Необходимо умелое сочетание теоретических и практических занятий, специальных тренировочных упражнений и исполнительно-творческой деятельности. Ближняя перспектива сохраняет свое значение и на последующих этапах развития коллектива, но значение ее другое. Если в начале работы она – единственный стимул, то потом осознается ее связь со средней и дальней перспективами и подчиненность им. Наполнять близкие перспективы общественным содержанием, связанным с радостью, удовлетворением от общих трудовых напряжений в интересах коллектива – эта задача стоит перед руководителем беспрерывно.

2. Средняя перспектива.

Это цель или событие, которое несколько отодвинуто во времени, требует значительных усилий, обладает большей значимостью. Она распадается на ряд мелких, поочередно сменяющихся перспектив, этапов, связана с выходом «на люди» - концерт, спектакль, выставка, участие в смотре и т.п. Средняя перспективная линия не должна обрываться на этом, она – важный этап, но не окончательный шаг по творческом пути коллектива. Ближняя и средняя перспективы вполне конкретны.

3. Дальняя перспектива.

Необходима для нормального развития коллектива, на ее достижение направлена вся деятельность кружка, студии, народного коллектива. Структура ее многогранна, в ней находят отражение представления коллектива:

- об уровне мастерства, которого необходимо достичь;

- о месте, какое должен занять коллектив среди других самодеятельных коллективов;

- об общественном назначении коллектива в жизни своего учреждения культуры, района, города.

Дальняя перспектива воплощает в себе предел сегодняшних интересов и не может обладать четкой конкретизированностью. Но в силу своей значимости и привлекательности она становится мощным мобилизирующим средством.

Педагогический смысл перспективных линий заключается в единовременном их существовании и осознании ближайшей, промежуточной и отдаленной цели. Каждый результат, шаг воспринимается не сам по себе, а как необходимый этап на пути к значительным достижениям. И в тоже время далекие перспективы приобретают более реальные очертания. Все это способствует нормальному развитию коллектива самодеятельного творчества.

4 закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.

Общественное мнение играет большую роль в развитии и становлении как коллектива, так и отдельной личности. В художественном коллективе общественное мнение является своеобразной высшей инстанцией. Оно регулирует всю внутреннюю жизнь коллектива. И убеждение, и порицание, и поощрение всегда идет от имени и через общественное мнение. Общественное мнение, интегрируя суждения заинтересованных и хорошо информированных людей, как правило, компетентно и объективно.

Общественное мнение – это авторитет, образец для следования примеру, эталон правильности, что-то высокое. Санкции, к которым прибегают члены общностей (коллектива), поддерживают и подкрепляют это высокое положение общественного мнения. Как авторитет и образец общественное мнение ориентирует личность с тем, чтобы он не оказался в числе «изгоев», которые противопоставляют себя обществу.

С другой стороны, общественное мнение является инструментом для оказания давления на отдельных членов коллектива, групп участников, которые проявляют своеволие и своенравие. Оно определяет, какие неверные поступки должны подвергнуться санкциям со стороны большинства членов общностей, организаций.

Критерии общественного мнения обладают значимой устойчивостью. Они меньше подвержены колебаниям, чем настроения, чувства и суждения отдельного человека. На формирование общественного мнения большое внимание оказывает оценка руководителя, оценка со стороны общественности. Оценка – высший инструмент управления. Любые действия отдельных людей или микрогрупп, промежуточные результаты и общие итоги должны оцениваться с позиции их значимости для коллектива в целом.

Огромную роль для развития коллектива имеет наличие в нем традиций. Традиция – не любые повторяющиеся элементы в жизни коллектива, а только те, которые характеризуют их как коллективы особенные, не похожие на других. А.С. Макаренко писал: «Традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает». В умении найти красивую, идейно и эмоционально емкую традицию заключается мастерство руководителя коллектива НХТ.

Формировать традиции необходимо на ранних этапах развития коллектива. Совместное посещение концертов, выставок, экскурсий, прогулки на природу позволяют строить в художественном коллективе товарищеские взаимоотношения и являются ценными для развития личности. Различают несколько видов традиций.

1. Традиции, связанные с внутриколлективной деятельностью. К ним можно отнести, к примеру, начало репетиционных занятий с определенной распевки, действий; оригинальные формы проведения первой встречи в новом сезоне и последней встречи в учебном году; ритуал приема новичков в коллектив, включающий в себя рекомендации, представление самостоятельно выполненных работ, шуточную проверку качеств, торжественные обещания, вручение членского билета, письменного наказа и т.п.

2. Традиции, связанные с творческой деятельностью коллектива. Это могут быть традиционные встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами; ежегодные концерты для ветеранов, воспитанников детских домов, встречи с подобными коллективами из других учреждений культуры, городов, стран.

3. Традиции, связанные с репертуаром. Включение в репертуар коллектива народного художественного творчества произведений одного и того же автора (к примеру, систематически включать в репертуар театрального коллектива пьесы А.Н. Островского), традиция начинать или заканчивать концерт одной и той же песней и т.д.

Утверждение традиций связано с развитием атрибутики, которая представляет своеобразную символизацию содержания при помощи внешнего выражения. Сюда можно отнести значки и эмблему коллектива, девиз, традиционную форму объявлений об очередных занятиях, заседаниях, репетиций, некоторые предметы-символы, талисманы.

Традиции легче воспринимаются и утверждаются, когда участники самодеятельности знают историю возникновения и развития коллектива. Каждому участнику должны быть известны вехи организационного и творческого пути своего коллектива. Правильно поступают там, где ведут летопись своей жизни, собирают и хранят вещественные реликвии, афиши, программки и даже организуют небольшие музеи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26009. СМО с конечной очередью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 76.36 KB
  Длина очереди m число мест в очереди. Если все места в очереди заняты то заявка получает отказ. Если при обслуживании освобождается канал то из очереди переходит очередная заявка на обслуживание; все заявки сдвигаются и вновь поступившая заявка ставится в конец очереди. вероятность того что заявке придется стоять в очереди вероятность очереди: 4.
26010. Понятие системного обслуживания. Классификация 39.96 KB
  Системой массового обслуживания СМО называется любая система для выполнения заявок поступающих в нее в случайные моменты времени. Оптимизация и оценка эффективности СМО состоит в нахождении средних суммарных затрат на обслуживание каждой заявки и нахождение средних суммарных потерь от заявок не обслуженных. Каналом обслуживания называется устройство в СМО обслуживающее заявку. СМО содержащее один канал обслуживания называется одноканальной а содержащее более одного канала обслуживания многоканальной.
26011. СМО с конечной очередью и частичной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 37 KB
  Интенсивность обслуживания заявки каждым каналом равна а максимальное число мест в очереди равно m. Рисунок 1 Граф состояний многоканальной СМО с ограниченной очередью все каналы свободны очереди нет; заняты l каналов l = 1 n очереди нет; заняты все n каналов в очереди находится i заявок i = 1 m. Данная система является частным случаем системы рождения и гибели если в ней сделать следующие замены: В результате получим: Образование очереди происходит когда в момент поступления в СМО очередной заявки все каналы заняты т.
26012. СМО с конечной очередью и частичной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 42.71 KB
  Предполагается, что имееется конечное число М требований, причем интенсивность поступления каждого требования равна λ. Кроме того, система содержит m обслуживающих приборов, каждый из которых описывается параметром µ. В системе имеется конечное чмсло мест для ожидания
26013. СМО с конечной очередью и полной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 48.02 KB
  Граф система уравнений расчетные соотношения. В частности для такого описания будем перекрывать входящий пуассоновский поток на время когда система запоняется следующим образом: Эта система эргодична всегда.
26014. Понятие дисциплины обслуживания. Основные классы 14.6 KB
  Дисциплина ожидания определяет порядок приема заявок в систему и размещения их в очереди дисциплина обслуживания порядок выбора заявок из очереди для назначения на обслуживание. Возможны следующие бесприоритетные дисциплины обслуживания то есть правила выборки заявки из очереди при необходимости назначения на обслуживание: выбирается первая в очереди заявка дисциплина первым пришел первым вышел FIFO First Input First Output; выбирается последняя в очереди заявка дисциплина последним пришел первым...
26015. Классификация бесприоритетных дисциплин обслуживания 13.11 KB
  Возможны следующие бесприоритетные дисциплины обслуживания то есть правила выборки заявки из очереди при необходимости назначения на обслуживание: выбирается первая в очереди заявка дисциплина первым пришел первым вышел FIFO First Input First Output; выбирается последняя в очереди заявка дисциплина последним пришел первым вышел LIFO Last Input First Output; заявка выбирается из очереди случайным образом.
26016. Классификация приоритетных дисциплин обслуживания 13.39 KB
  В приоритетных дисциплинах обслуживания заявкам некоторых типов представляется преимущественное право на обслуживание перед заявками других типов называемое приоритетом. Относительные приоритеты учитываются только в момент назначения заявки на обслуживание. При освобождении канала обслуживания сравниваются приоритеты заявок находящихся в очереди в состоянии ожидания и обслуживание предоставляется заявке с наибольшим приоритетом после чего выбранная заявка захватывает канал обслуживания. Обслуживание...
26017. СМО с отказами и полной взаимопомощью для массовых потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 35.4 KB
  На систему обслуживания имеющую n каналов обслуживания поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ. Интенсивность обслуживания заявки каждым каналом . После окончания обслуживания все каналы освобождаются. Поведение такой системы массового обслуживания можно описать Марковским случайным процессом t представляющим собой число заявок находящихся в системе.