7854

Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Нар...

Русский

2013-01-29

18.29 KB

47 чел.

Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях

До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Народном комиссариате по просвещению, т.е. входила в отрасль просвещения.

Скоро стало очевидно, что функции этих учреждений выходят за рамки этих функций и включают в себя организацию отдыха и развитие любительства, поэтому назрел вопрос о выделении самостоятельной отрасли.

В 1953 году было создано Министерство культуры СССР и соответствующая административная вертикаль: республиканские Министерства культуры, краевые и областные управления культуры, районные и городские отделы культуры.

В отрасли существовало три сети учреждений культуры: государственная, профсоюзная, ведомственная.

Однако ведомственная разобщенность отрасли культуры понималась как отрицательное явление, с которым необходимо бороться. Именно в этом направлении была ориентирована кампания централизации и создания центральных клубных и библиотечных систем в 1960-70-е годы.

Вся библиотечная сеть и чуть позже клубная сеть учреждений в стране были централизованы. Центральная система работала по единому плану, но отчитывалось каждое учреждение своей формой отчетности.

В 1983 г. Началась новая «эпопея», инсценированная Июньским пленумом ЦК КПСС по созданию культурно-спортивных комплексов (КСК).

Сфера культуры, сложившаяся в советское время, была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа общественных отношений и определенной социальной технологии.

В 1984 году была разработана Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры. Оказалось, что сфера культуры может быть довольно окупаема.

В 1990-х годах произошло молниеносное объединение, а потом разделение отрасли культуры и отрасли туризма. Затем отрасль культуры вступила в новый хозяйственный механизм, рыночные отношения.

Таким образом, в нашей стране был накоплен колоссальный опыт административных нововведений в сфере культуры.

Управление (в широком смысле) – это действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели.

Управление культурой (в узком смысле слова) – это система управленческих мероприятий по развитию культуры как специфической государственно-хозяйственной отраслью.

Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством.

Существует три уровня государственного управления отраслью культуры.

1. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ – федеральный уровень управления отраслью культуры.

2. Комитет по культуре Правительства Тюменской области – региональный уровень управления отраслью культуры.

3. Комитет по культуре г. Тюмени и Комитет по культуре администрации Аббатского (Ишимского и т.п.) района – муниципальный уровень управления отраслью культуры.

Структура государственного управления отраслью культуры

(народным творчеством)

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

(Министр – А.С. Соколов)

Федеральное агентство по культуре                                      Федеральное агентство по

и кинематографии                                                                    массовым коммуникациям

(Директор - М.Е. Швыдкой)                                                   (Директор – А.С. Соколов)

Комитет по культуре Правительства Тюменской области

(Председатель - Е.С. Негинский)

Комитет по культуре г. Тюмени                             Комитет по культуре администрации

(Председатель - Ю.В. Бедель)                              Аббатского (Ишимского и т.п.) района

Комитет по культуре Ленинского

(Центрального и т.п.) округа г. Тюмени

Дирекция учреждения культуры

(Директор или зав. клубом)

Художественный руководитель

учреждения культуры

Руководитель самодеятельного коллектива

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

- работников культурно-досуговых учреждений;

- актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

- работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

- методические учреждения и органы высшего руководства;

- кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

- материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

- информационные системы;

- финансовое обеспечение системы методического руководства;

- психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

- Российский государственный дом народного творчества;

- Российский государственный дом фольклора;

- Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творчества, сотрудники которого ведут работу научно-методического центра по разделу «народное творчество», накапливают, систематизируют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29165. Ответственность за неисполнение денежного обязательства 26 KB
  Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора а если кредитором является юридическое лицо в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору если...
29166. Общая характеристика оснований прекращения обязательств 24 KB
  Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям: Надлежащее исполнение кредитор принимая исполнение обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части акт выполненных работ. Отступное по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного уплатой денег передачей имущества. Зачет Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования срок которого наступил либо срок...
29168. Судебная баллистика 52.5 KB
  Судебная баллистика – это отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и боеприпасы, следы их применения, а также разрабатывающая приёмы и методы обнаружения, собирания и исследования этих объектов с целью решения вопросов установления истины по делу, решения вопросов и задач расследования
29169. Криминалистическое значение следов крови 54 KB
  Прочие следы включают в себя: следы отображения (следы зубов, ногтей, кожного покрова тела человека) следы вещества (это биологические следы: кровь, слюна, сперма, а также следы других выделений человеческого организма)
29170. Почерковедческая экспертиза 62 KB
  Следовательно объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы фрагменты рукописных текстов краткие записи буквенные и цифровые подписи. Одним или разными лицами выполнены тексты подписи в различных документах либо отдельной части текста в одном документе например подписи от имени гна Иванова в накладной и расходном ордере или рукописный текст и подпись от имени гна Иванова Диагностические задачи связаны с решением вопросов: 1. Свободные образцы рукописи и подписи выполненные до начала производства по...
29172. Установление дистанции выстрела 56 KB
  Принято выделять 3 основных дистанции выстрела: 1 выстрел в упор Выстрел в упор происходит тогда когда дульный срез оружия касается преграды при производстве выстрела. В этом случае: может наблюдаться отпечаток дульного среза оружия штанцмарка на преграде теле человека дополнительные следы выстрела находятся внутри раневого канала. 2 выстрел с близкого расстояния В этом случае дополнительные факторы следы выстрела находятся вокруг входного отверстия.
29173. Криминалистическая регистрация 58.5 KB
  Виды учетов соответствующие им формы информационных карт а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России. Криминалистическая регистрация насчитывает множество различных видов учетов. Оперативносправочные учеты чаще всего характерно наличие причинноследственной связи между объектом учета и событием преступлением. К оперативносправочным учетам относят учет: лиц подвергшихся аресту; лиц осужденных за совершение преступлений; лиц находящихся в розыске; лиц совершивших...