7855

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность...

Русский

2013-01-29

22.54 KB

131 чел.

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность такой задачи, как максимальный охват населения разных социальных групп современного города и села. Вторая функция больше связана с такой задачей, как поиск и развитие талантов; здесь важно максимально обеспечить возможности творческого роста и самореализации наиболее одаренным непрофессионалам, способным внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени.

Каждая форма организации конкурсной программы содержит в себе четыре основных компонента:

- содержание;

- композицию или гармоничное расположение элементов содержания;

- характер аудитории и ее расположение в пространстве;

- характеристику средств духовно-эмоционального и художественного воздействия.

Общение людей различных интересов сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, и, следовательно, взаимопониманию людей. Россия является одним из лидеров среди стран мира по своей территориальной протяженности и многонациональному составу. Поэтому различия проведения фестивалей и конкурсов народного художественного творчества в разных ее регионах довольно существенны. Представленная ниже классификация построена на принципах приоритета при выборе места проведения, содержания и тематики фестивалей и конкурсов народного художественного творчества. Она достаточно полно раскрывает сущность их организации и проведения.

I фактор – национальный состав коренного и пришлого населения данной территории. Взаимное обогащение культур народов раскрывается на межнациональных фестивалях и конкурсах.

II фактор – климатические условия. В курортных городах (Сочи, Ялта) чаще проводятся общенациональные фестивали и конкурсы, рассчитанные на массового зрителя и носящие развлекательный характер. В этой связи очень важно грамотно подобрать место проведения фестиваля или конкурса (в закрытом помещении, на открытой площади). К примеру, жанр авторской песни предполагает проведение фестивалей и конкурсов исключительно на открытом воздухе. Климат Западной Сибири не позволяет проводить данные фестивали в большом количестве. При организации фестивалей и конкурсов следует учитывать, что климатические условия влияют на народное художественное творчество. Грамотные руководители не будут проводить конкурс морской песни среди людей, проживающих вдали от моря.

III фактор – плотность населения, его численность в регионе. Чем больше людей проживает в данном регионе, тем более высокого уровня и разнообразия достигают фестивали и конкурсы.

IV фактор – статусный. Наиболее высокие по уровню, разнообразные по жанру фестивали и конкурсы проводятся в столицах, крупных городах и административных центрах.

V фактор – экономический. В зависимости от экономического уровня региона и возможности проведения фестивалей и конкурсов соответственно большие или малые.

Фестивали и конкурсы охватывают все жанры самодеятельного творчества, такие как:

  1. хореография;
  2. музыкальное творчество;
  3. цирковое искусство;
  4. театральное творчество;
  5. декоративно-прикладное искусство;
  6. техническое творчество;
  7. киноискусство.

Организация конкурсных и фестивальных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все фестивальные и конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных - в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно станут перед организатором любой фестивальной, конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

Итогом всей предварительной работы должно стать создание и утверждение «Положения о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, разъясняются условия и возможные номинации награждения победителей. После того как «Положение» разработано, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1) организатор должен найти будущих участников. В это время необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию;

2) организатор должен позаботиться о наличии материально-технической базы (инструментов, текстов, нот, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурса);

3) организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:

а) нельзя доверять судейство в конкурсной программе одному человеку. Число членов жюри должно быть от трех до семи человек;

б) не приглашать в состав жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

в) не полагаться на людей лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и обид.

Для проведения фестиваля или конкурса необходимо создание штаба или оргкомитета, состав которого определяется решением (постановлением) вышестоящих органов (учредителей). Основным принципом работы является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело.

В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное руководство отделами, комиссиями, организациями и лицами, ответственными за определенными участками работы. Методы здесь различны: заседание оргкомитета, оперативные совещания, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации (указаний, отчетов), моральное и материальное стимулирование за высокое качество выполнения порученного дела в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия.

Также в задачи оргкомитета входит:

- планирование и координация работы по подготовке и проведению работы конкурса, фестиваля, осуществление контроля за ее выполнением;

- разработка и утверждение положения о фестивале, конкурсе, общего плана подготовки и проведения, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении конкурса, фестиваля;

- принятие решения о награждении участников фестиваля;

- определение целей и задач конкурса, фестиваля;

- составление графика проведения мероприятий;

- определение места и сроков проведения, размещения участников;

- привлечение спонсоров.

Оргкомитет утверждает исполнительную дирекцию фестиваля, которая в свою очередь ведет всю основную работу по организации и проведению конкурса или фестиваля, решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала и т.д.), утверждает творческую группу.

Жюри формируется оргкомитетом, в состав которого включаются известные режиссеры, артисты, исполнители, педагоги творческих вузов, представители организаций–учредителей фестивалей. В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех.

Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе, фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Условия, определяющие его в Положениях о фестивале, конкурсе сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.

Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру коллектива, доступность репертуара исполнителю. По отношению к самодеятельному творчеству своеобразным аналогом выбора репертуара является социальная значимость, определенная идейно-тематическая направленность произведения. Как и оценка выбора репертуара, это связано с тем, что фестивали, смотры и конкурсы обычно посвящаются важному событию в жизни страны, что обычно и зафиксировано в Положении. Несколько особое место среди признаков, по которым оценивается самодеятельное художественное творчество, занимают такие его качества, как своеобразие, индивидуальность, самобытность.

Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) формах. Финансирование осуществляется, согласно утвержденной смете, за счет средств, выделенных учредителями, а также спонсорских и благотворительных взносов. Все денежные средства перечисляются на счет некоммерческого фонда фестиваля.

Обычно фестивали проводятся в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы – конкурсы:

- первый тур – городской конкурс;

- второй тур – зональный (по округам);

- третий тур – областной, а международные и всероссийские фестивали делятся на республиканские, региональные и областные фестивали. Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал.

Организация конкурса во многом схожа с организацией фестиваля. Существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается возраст участников, обязательная программа, ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара, создание имиджа и т.д. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:

1. учет степени подготовленности;

2. опора на интересы участника;

3. учет степени трудности произведения;

4. разноплановость произведений – возможность для индивидуального развития способностей участников;

5. учет художественной полноценности произведения, его выразительности.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников, как и в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри.

Сроки проведения фестивалей 1-2 года, а конкурсов – до 6 месяцев.

Часто первый отборочный тур конкурсов проводится заочно с помощью аудио- видеокассет, чего не существует в организации фестивалей.

Фестиваль, в отличие от конкурса, это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п. и во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале.

Завершает фестивали и конкурсы гала-концерт. Программа выступлений составляется в соответствии с занятыми участниками местами, исполняются лучшие номера. До гала-концерта с участниками работают специалисты, визажисты, режиссеры, хореографы; специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, празднично оформляется зал. Награждение участников совершается на Гала-концертах учредителями, спонсорами.

Фестивали и конкурсы имеют очень большое значение для развития народного художественного творчества. Они предоставляют возможность формировать «творческую элиту», духовно наполнить досуг населения, раскрыть специфические особенности всех форм народного художественного творчества. Художественная самодеятельность каждого типа творчества имеет свои особенности, эстетические критерии, нормы. Их учет необходим при создании, организации, проведении фестивалей и конкурсов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43661. Обработка динамических списков 306.65 KB
  Метод нисходящего проектирования (сверху-вниз) предполагает последовательное разложение общей функции обработки данных на простые функциональные элементы. В результате строится иерархическая схема, отражающая состав и взаимоподчиненность отдельных функций.
43662. Главный корпус мастерской РАПО 260.09 KB
  Фундаменты под стены и колонны промышленных зданий делают из железобетона, бетона, бутобетона и бутовой кладки. В зависимости от конструктивной схемы здания, значения и характера нагрузок, вида и качества грунтов основания фундаменты бывают ленточные, столбчатые, свайные и сплошные.
43663. Разработка web-сайта для организации, занимающейся продажей автомобилей 1.07 MB
  1 Язык разметки гипертекста HTML 4 1. Сайт разрабатывался с помощью языка разметки гипертекста HTML и каскадных таблиц стилей CSS.1 Язык разметки гипертекста HTML HyperText Mrkup Lnguge HTML является стандартным языком предназначенным для создания гипертекстовых документов в среде WEB. HTMLдокументы могут просматриваться различными типами WEBбраузеров.
43664. Cоздания температурно-комфортного режима в холодный и переходный периоды года 2.66 MB
  Система отопления и вентиляции необходима в гражданских зданиях для поддерживания требуемой воздушной среды в помещениях, особенно в тех где имеется присутствие человека. Для строителя – это необходимая часть конструктивного решения здания. Данный курсовой проект посвящает нас в основы проектирования отопления и ветиляции.
43665. Построение твердотельных моделей в системе Unigraphics 7.25 MB
  Добавляем бобышки с двух сторон затем ставим фаски на них. Добавляем отверстие с одной стороны. Добавляем фаски и отверстия. Добавляем фаски.
43666. Проектирование технологических процессов ремонта деталей вагонов 2.85 MB
  Технологический процесс технологическая операция наплавка электрод флюс коэффициент наплавки фрикционный клин. Цель работы: Разработать технологию ремонта фрикционного клина провести подбор оборудования для ремонта В курсовом проекте произведен выбор действующего типового технологического процесса способа восстановления изношенной поверхности детали составлен технологический процесс ремонта и произведена разработка технологических операций рассчитаны параметры режима ручной дуговой наплавки и автоматической наплавки под плавленым...
43667. Функции программ MSPowerPoint и MSExcel 2.03 MB
  Например в виде презентации можно сделать более доступной сложную правовую информацию которой социальные работники информируют своих клиентов. Создание презентации на тему Дети это наше будущее Открыть MS Word В книге Excel выделить диаграмму Вызвать контекстное меню Копировать В документе MSWord вызвать контекстное меню Вставить Файл Печать Предварительный просмотр Создание презентации средствами MS Power Point на тему Дети это наше будущее Презентация это целенаправленный информационный процесс...
43668. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА САЙТА ФИТНЕС-КЛУБА 15.44 MB
  Обратите внимание, как мы структурировали тэги по строкам (с помощью клавиши Enter) и какие сделали отступы (клавишей Tab). В принципе не важно, как вы структурируете ваш HTML-документ. Но, для облегчения чтения кода, настоятельно рекомендуем структурировать ваш HTML с помощью перевода строк и отступов, как в нашем примере.
43669. Изучение особенностей отражения в учете договоров финансовой аренды (лизинга) 1.2 MB
  Лизингодатель представляет собой хозяйствующий субъект (лизинговая компания, банк и т.п.) или индивидуального предпринимателя, осуществляющего лизинговую деятельность, т.е. передачу по договору в лизинг специально приобретенного для этого имущества. Иначе говоря, лизингодатель — это арендодатель данного имущества