7855

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность...

Русский

2013-01-29

22.54 KB

135 чел.

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность такой задачи, как максимальный охват населения разных социальных групп современного города и села. Вторая функция больше связана с такой задачей, как поиск и развитие талантов; здесь важно максимально обеспечить возможности творческого роста и самореализации наиболее одаренным непрофессионалам, способным внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени.

Каждая форма организации конкурсной программы содержит в себе четыре основных компонента:

- содержание;

- композицию или гармоничное расположение элементов содержания;

- характер аудитории и ее расположение в пространстве;

- характеристику средств духовно-эмоционального и художественного воздействия.

Общение людей различных интересов сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, и, следовательно, взаимопониманию людей. Россия является одним из лидеров среди стран мира по своей территориальной протяженности и многонациональному составу. Поэтому различия проведения фестивалей и конкурсов народного художественного творчества в разных ее регионах довольно существенны. Представленная ниже классификация построена на принципах приоритета при выборе места проведения, содержания и тематики фестивалей и конкурсов народного художественного творчества. Она достаточно полно раскрывает сущность их организации и проведения.

I фактор – национальный состав коренного и пришлого населения данной территории. Взаимное обогащение культур народов раскрывается на межнациональных фестивалях и конкурсах.

II фактор – климатические условия. В курортных городах (Сочи, Ялта) чаще проводятся общенациональные фестивали и конкурсы, рассчитанные на массового зрителя и носящие развлекательный характер. В этой связи очень важно грамотно подобрать место проведения фестиваля или конкурса (в закрытом помещении, на открытой площади). К примеру, жанр авторской песни предполагает проведение фестивалей и конкурсов исключительно на открытом воздухе. Климат Западной Сибири не позволяет проводить данные фестивали в большом количестве. При организации фестивалей и конкурсов следует учитывать, что климатические условия влияют на народное художественное творчество. Грамотные руководители не будут проводить конкурс морской песни среди людей, проживающих вдали от моря.

III фактор – плотность населения, его численность в регионе. Чем больше людей проживает в данном регионе, тем более высокого уровня и разнообразия достигают фестивали и конкурсы.

IV фактор – статусный. Наиболее высокие по уровню, разнообразные по жанру фестивали и конкурсы проводятся в столицах, крупных городах и административных центрах.

V фактор – экономический. В зависимости от экономического уровня региона и возможности проведения фестивалей и конкурсов соответственно большие или малые.

Фестивали и конкурсы охватывают все жанры самодеятельного творчества, такие как:

  1. хореография;
  2. музыкальное творчество;
  3. цирковое искусство;
  4. театральное творчество;
  5. декоративно-прикладное искусство;
  6. техническое творчество;
  7. киноискусство.

Организация конкурсных и фестивальных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все фестивальные и конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных - в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно станут перед организатором любой фестивальной, конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

Итогом всей предварительной работы должно стать создание и утверждение «Положения о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, разъясняются условия и возможные номинации награждения победителей. После того как «Положение» разработано, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1) организатор должен найти будущих участников. В это время необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию;

2) организатор должен позаботиться о наличии материально-технической базы (инструментов, текстов, нот, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурса);

3) организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:

а) нельзя доверять судейство в конкурсной программе одному человеку. Число членов жюри должно быть от трех до семи человек;

б) не приглашать в состав жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

в) не полагаться на людей лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и обид.

Для проведения фестиваля или конкурса необходимо создание штаба или оргкомитета, состав которого определяется решением (постановлением) вышестоящих органов (учредителей). Основным принципом работы является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело.

В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное руководство отделами, комиссиями, организациями и лицами, ответственными за определенными участками работы. Методы здесь различны: заседание оргкомитета, оперативные совещания, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации (указаний, отчетов), моральное и материальное стимулирование за высокое качество выполнения порученного дела в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия.

Также в задачи оргкомитета входит:

- планирование и координация работы по подготовке и проведению работы конкурса, фестиваля, осуществление контроля за ее выполнением;

- разработка и утверждение положения о фестивале, конкурсе, общего плана подготовки и проведения, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении конкурса, фестиваля;

- принятие решения о награждении участников фестиваля;

- определение целей и задач конкурса, фестиваля;

- составление графика проведения мероприятий;

- определение места и сроков проведения, размещения участников;

- привлечение спонсоров.

Оргкомитет утверждает исполнительную дирекцию фестиваля, которая в свою очередь ведет всю основную работу по организации и проведению конкурса или фестиваля, решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала и т.д.), утверждает творческую группу.

Жюри формируется оргкомитетом, в состав которого включаются известные режиссеры, артисты, исполнители, педагоги творческих вузов, представители организаций–учредителей фестивалей. В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех.

Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе, фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Условия, определяющие его в Положениях о фестивале, конкурсе сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.

Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру коллектива, доступность репертуара исполнителю. По отношению к самодеятельному творчеству своеобразным аналогом выбора репертуара является социальная значимость, определенная идейно-тематическая направленность произведения. Как и оценка выбора репертуара, это связано с тем, что фестивали, смотры и конкурсы обычно посвящаются важному событию в жизни страны, что обычно и зафиксировано в Положении. Несколько особое место среди признаков, по которым оценивается самодеятельное художественное творчество, занимают такие его качества, как своеобразие, индивидуальность, самобытность.

Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) формах. Финансирование осуществляется, согласно утвержденной смете, за счет средств, выделенных учредителями, а также спонсорских и благотворительных взносов. Все денежные средства перечисляются на счет некоммерческого фонда фестиваля.

Обычно фестивали проводятся в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы – конкурсы:

- первый тур – городской конкурс;

- второй тур – зональный (по округам);

- третий тур – областной, а международные и всероссийские фестивали делятся на республиканские, региональные и областные фестивали. Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал.

Организация конкурса во многом схожа с организацией фестиваля. Существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается возраст участников, обязательная программа, ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара, создание имиджа и т.д. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:

1. учет степени подготовленности;

2. опора на интересы участника;

3. учет степени трудности произведения;

4. разноплановость произведений – возможность для индивидуального развития способностей участников;

5. учет художественной полноценности произведения, его выразительности.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников, как и в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри.

Сроки проведения фестивалей 1-2 года, а конкурсов – до 6 месяцев.

Часто первый отборочный тур конкурсов проводится заочно с помощью аудио- видеокассет, чего не существует в организации фестивалей.

Фестиваль, в отличие от конкурса, это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п. и во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале.

Завершает фестивали и конкурсы гала-концерт. Программа выступлений составляется в соответствии с занятыми участниками местами, исполняются лучшие номера. До гала-концерта с участниками работают специалисты, визажисты, режиссеры, хореографы; специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, празднично оформляется зал. Награждение участников совершается на Гала-концертах учредителями, спонсорами.

Фестивали и конкурсы имеют очень большое значение для развития народного художественного творчества. Они предоставляют возможность формировать «творческую элиту», духовно наполнить досуг населения, раскрыть специфические особенности всех форм народного художественного творчества. Художественная самодеятельность каждого типа творчества имеет свои особенности, эстетические критерии, нормы. Их учет необходим при создании, организации, проведении фестивалей и конкурсов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21377. Назначение составных частей АСП Р330Б. Аппаратура поста оператора: устройство управления станцией УУС-3 172.13 KB
  УУС предназначено для: управления аппаратурой обнаружения Т210 при поиске ИРИ; осуществления частотной и секторной дискриминации по 3м различным признакам ДЗУ ОЗУ ЗУС; хранения информации об обнаруженных источника излучений; формирования команд по которым устройства входящие в состав станции обмениваются информацией по заданным алгоритмам в различных режимах работы станции; УУС выполняет следующие основные операции: занесение и хранение в ДЗУ ОЗУ ПЗУ до 7000 значений частот в пределах рабочего диапазона станции; ...
21378. Назначение составных частей АСП Р330Б. Аппаратура передающего тракта 128.5 KB
  Сформированный в ФМС помеховый сигнал через электронный ключ ЭК поступает на синтезаторы которые формируют выходные модулированные помеховыми напряжениями сигналы с дискретностью установки несущей частоты 1 кГц в пределах рабочего диапазона частот. Технические данные ЧЗТ обеспечивает формирование радиопомех для подавления радиолиний связи: частотной телефонии несущей модулированной шумами с параметрами: спектром по уроню 3 дБ от 025 до 15 кГц и до 2 кГц по уровню 20 дБ; с...
21379. Аппаратура передающего тракта: устройство и работа усилителя мощности ГА-210 98.49 KB
  В состав УМ входят: широкополосный транзисторный усилитель ШТУ блок ГА730; фильтр гармоник блок ГА711; три блока ламповых усилителей с распределенным усилением УРУ ГА 71801; блок согласованной нагрузки для сеточной линии блоков УРУ блок ГА724; два блока согласующих трансформаторов сопротивлений для анодной линии блоков УРУ блоки ГА732; блок защиты ламп блок ВГ723; блок питания ШТУ блок ГА708: блок питания накальных цепей ламп УРУ блок ГА706: блок питания управляющих сеток ламп УРУ блок ГА705: блок...
21380. Аппаратура передающего тракта: устройство и работа фидерного тракта ГА-230 49.71 KB
  В состав АФС Р 330Б входят : передающая логопериодическая антенна ГА 480; передающая ненаправленная антенна ГА 482; приемо пеленгаторная антенна Эдкока Комолова Т 251; направленная антенна РРС Р 415В Z образная ДБ 11; ненаправленная антенна РРС ДБ12; штыревая антенна АШ 4 р станции Р 173; штыревая антенна АШ 4 УПП Т 210. Передающая логопериодическая антенна ГА 480 предназначена для излучения р сигнала помехи в пространство с вертикальной поляризацией и используется при работе АСП на стоянке....
21381. Система электропитания станции. Средства связи 619.06 KB
  Наименование Назначение Приёмопередатчик: В него входят: Блок 3 Блок 4М Блок 7 Блок 9 Блок 10 Блок 11 Блок 12М Блок 13 Монтажный комплект антенного устройства Комплект запасных частей Кабель ВЧ Кабель НЧ Эксплуатационная документация Блок приёма Синтезатор частот Запоминающее устройство Перестраиваемый фильтр Усилитель мощности Антенносогласующее устройство Возбудитель Блок питания Устройство и работа радиостанции и её составных частей Структурная схема радиостанции Структурная схема радиостанции приведена на...
21382. Назначение, состав, тактико-технические характеристики АСП Р-934У 19.15 KB
  Диапазон рабочих частот 100000 399999 МГц. Станция в режиме ПОИСК позволяет производить: ручное обнаружение сигналов с любым видом модуляции во диапазоне частот; автоматическое обнаружение и сортировку сигналов по заранее заданному виду модуляции НС во всем диапазоне; визуальнослуховой анализ обнаруженных сигналов; ручное включение и выключение помехи на любой сигнал; автоматическое включение и выключение помехи на частоте обнаруженного сигнала для которого совпадает заданный вид модуляции с...
21383. Пост управления АШ-100 АСП Р-934У 62.58 KB
  Состав: АШ304 приемное АФУ предназначенное для приема электромагнитных волн и подачи их на приемные устройства поста управления; АШ401 приемное устройство плавного диапазона на базе Р313М2 предназначено для автоматического и ручного поиска сигналов; АШ400А панорамный анализатор обзора предназначен для визуального контроля за разведуемым участком диапазона частот; АШ403 датчик кода частоты предназначен для автоматического считывания частоты настройки АШ401 и формирования кода этой частоты для микропроцессора; Микропроцессор...
21384. Приемное устройство обнаружения 116.44 KB
  1 кГц; режим АВТОМАТ. 10 кГц. Технические характеристики Разрешающая способность прибора: в режиме ПОНОРАМА: 1МГц в поддиапазоне 300 кГц в секторе; в полосе анализа 250 кГц 8 кГц; в полосе анализа 1 МГц 30 кГц; в полосе анализа 50 кГц 3 кГц. Время анализа: в пределах поддиапазона 1 сек; в пределах сектора 03 сек; в полосах обзора 1 МГц 250 кГц 50 кГц 30 мс.
21385. Приемное устройство обнаружения. Приемник дискретный АШ404 57 KB
  Приемное устройство обнаружения предназначено для автоматической настройки на заданную частоту определения вида модуляции и спектрального анализа сигнала. Прибор АШ 404 предназначен для автоматической настройки на разведанную частоту ее усиления и уточнения определения вида модуляции принимаемого сигнала и формирования усиленной 1ПЧ необходимой для работы анализатора спектра. Прибор позволяет автоматически определять вид модуляции принимаемого сигнала. Блок приемного устройства производит селекцию усиление принимаемого сигнала и его...