7855

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность...

Русский

2013-01-29

22.54 KB

127 чел.

Технология проведения фестивалей народного художественного творчества

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность такой задачи, как максимальный охват населения разных социальных групп современного города и села. Вторая функция больше связана с такой задачей, как поиск и развитие талантов; здесь важно максимально обеспечить возможности творческого роста и самореализации наиболее одаренным непрофессионалам, способным внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени.

Каждая форма организации конкурсной программы содержит в себе четыре основных компонента:

- содержание;

- композицию или гармоничное расположение элементов содержания;

- характер аудитории и ее расположение в пространстве;

- характеристику средств духовно-эмоционального и художественного воздействия.

Общение людей различных интересов сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, и, следовательно, взаимопониманию людей. Россия является одним из лидеров среди стран мира по своей территориальной протяженности и многонациональному составу. Поэтому различия проведения фестивалей и конкурсов народного художественного творчества в разных ее регионах довольно существенны. Представленная ниже классификация построена на принципах приоритета при выборе места проведения, содержания и тематики фестивалей и конкурсов народного художественного творчества. Она достаточно полно раскрывает сущность их организации и проведения.

I фактор – национальный состав коренного и пришлого населения данной территории. Взаимное обогащение культур народов раскрывается на межнациональных фестивалях и конкурсах.

II фактор – климатические условия. В курортных городах (Сочи, Ялта) чаще проводятся общенациональные фестивали и конкурсы, рассчитанные на массового зрителя и носящие развлекательный характер. В этой связи очень важно грамотно подобрать место проведения фестиваля или конкурса (в закрытом помещении, на открытой площади). К примеру, жанр авторской песни предполагает проведение фестивалей и конкурсов исключительно на открытом воздухе. Климат Западной Сибири не позволяет проводить данные фестивали в большом количестве. При организации фестивалей и конкурсов следует учитывать, что климатические условия влияют на народное художественное творчество. Грамотные руководители не будут проводить конкурс морской песни среди людей, проживающих вдали от моря.

III фактор – плотность населения, его численность в регионе. Чем больше людей проживает в данном регионе, тем более высокого уровня и разнообразия достигают фестивали и конкурсы.

IV фактор – статусный. Наиболее высокие по уровню, разнообразные по жанру фестивали и конкурсы проводятся в столицах, крупных городах и административных центрах.

V фактор – экономический. В зависимости от экономического уровня региона и возможности проведения фестивалей и конкурсов соответственно большие или малые.

Фестивали и конкурсы охватывают все жанры самодеятельного творчества, такие как:

  1. хореография;
  2. музыкальное творчество;
  3. цирковое искусство;
  4. театральное творчество;
  5. декоративно-прикладное искусство;
  6. техническое творчество;
  7. киноискусство.

Организация конкурсных и фестивальных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все фестивальные и конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных - в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно станут перед организатором любой фестивальной, конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

Итогом всей предварительной работы должно стать создание и утверждение «Положения о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, разъясняются условия и возможные номинации награждения победителей. После того как «Положение» разработано, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1) организатор должен найти будущих участников. В это время необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию;

2) организатор должен позаботиться о наличии материально-технической базы (инструментов, текстов, нот, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурса);

3) организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:

а) нельзя доверять судейство в конкурсной программе одному человеку. Число членов жюри должно быть от трех до семи человек;

б) не приглашать в состав жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

в) не полагаться на людей лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и обид.

Для проведения фестиваля или конкурса необходимо создание штаба или оргкомитета, состав которого определяется решением (постановлением) вышестоящих органов (учредителей). Основным принципом работы является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело.

В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное руководство отделами, комиссиями, организациями и лицами, ответственными за определенными участками работы. Методы здесь различны: заседание оргкомитета, оперативные совещания, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации (указаний, отчетов), моральное и материальное стимулирование за высокое качество выполнения порученного дела в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия.

Также в задачи оргкомитета входит:

- планирование и координация работы по подготовке и проведению работы конкурса, фестиваля, осуществление контроля за ее выполнением;

- разработка и утверждение положения о фестивале, конкурсе, общего плана подготовки и проведения, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении конкурса, фестиваля;

- принятие решения о награждении участников фестиваля;

- определение целей и задач конкурса, фестиваля;

- составление графика проведения мероприятий;

- определение места и сроков проведения, размещения участников;

- привлечение спонсоров.

Оргкомитет утверждает исполнительную дирекцию фестиваля, которая в свою очередь ведет всю основную работу по организации и проведению конкурса или фестиваля, решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала и т.д.), утверждает творческую группу.

Жюри формируется оргкомитетом, в состав которого включаются известные режиссеры, артисты, исполнители, педагоги творческих вузов, представители организаций–учредителей фестивалей. В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех.

Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе, фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Условия, определяющие его в Положениях о фестивале, конкурсе сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.

Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру коллектива, доступность репертуара исполнителю. По отношению к самодеятельному творчеству своеобразным аналогом выбора репертуара является социальная значимость, определенная идейно-тематическая направленность произведения. Как и оценка выбора репертуара, это связано с тем, что фестивали, смотры и конкурсы обычно посвящаются важному событию в жизни страны, что обычно и зафиксировано в Положении. Несколько особое место среди признаков, по которым оценивается самодеятельное художественное творчество, занимают такие его качества, как своеобразие, индивидуальность, самобытность.

Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) формах. Финансирование осуществляется, согласно утвержденной смете, за счет средств, выделенных учредителями, а также спонсорских и благотворительных взносов. Все денежные средства перечисляются на счет некоммерческого фонда фестиваля.

Обычно фестивали проводятся в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы – конкурсы:

- первый тур – городской конкурс;

- второй тур – зональный (по округам);

- третий тур – областной, а международные и всероссийские фестивали делятся на республиканские, региональные и областные фестивали. Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал.

Организация конкурса во многом схожа с организацией фестиваля. Существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается возраст участников, обязательная программа, ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара, создание имиджа и т.д. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:

1. учет степени подготовленности;

2. опора на интересы участника;

3. учет степени трудности произведения;

4. разноплановость произведений – возможность для индивидуального развития способностей участников;

5. учет художественной полноценности произведения, его выразительности.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников, как и в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри.

Сроки проведения фестивалей 1-2 года, а конкурсов – до 6 месяцев.

Часто первый отборочный тур конкурсов проводится заочно с помощью аудио- видеокассет, чего не существует в организации фестивалей.

Фестиваль, в отличие от конкурса, это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п. и во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале.

Завершает фестивали и конкурсы гала-концерт. Программа выступлений составляется в соответствии с занятыми участниками местами, исполняются лучшие номера. До гала-концерта с участниками работают специалисты, визажисты, режиссеры, хореографы; специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, празднично оформляется зал. Награждение участников совершается на Гала-концертах учредителями, спонсорами.

Фестивали и конкурсы имеют очень большое значение для развития народного художественного творчества. Они предоставляют возможность формировать «творческую элиту», духовно наполнить досуг населения, раскрыть специфические особенности всех форм народного художественного творчества. Художественная самодеятельность каждого типа творчества имеет свои особенности, эстетические критерии, нормы. Их учет необходим при создании, организации, проведении фестивалей и конкурсов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32017. МАГІСТЕРСЬКА ДИПЛОМНА РОБОТА для студентів за магістерською програмою «Моделювання та інформаційні технології в економіці» 378 KB
  Попередній розгляд захист МДР 2. Рекомендація МДР до захисту кафедрою 2. МДР є кваліфікаційною роботою на підставі захисту якої державна екзаменаційна комісія визначає рівень теоретичної та практичної підготовки випускника його здатність до самостійної роботи за фахом і приймає рішення про присвоєння відповідної кваліфікації та видачу диплома. Метою підготовки МДР є закріплення та демонстрація сформованих упродовж навчання в університеті професійних компетенцій за відповідною спеціальністю.
32018. Диаграммы и способы их применения 552.5 KB
  Такие диаграммы не основаны на числовых данных и используются для более наглядной подачи материала. Организационные диаграммы используют для графического описания иерархических отношений в организациях например между руководителями отделов и сотрудниками. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГРАММЫ Для создания любой диаграммы можно нажать кнопку Добавить диаграмму или организационную диаграмму панели инструментов Рисование или выполнить команду Вставка Схематическая диаграмма.
32019. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломной работы 347.5 KB
  Цель написания дипломной работы – закрепление и углубление теоретических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач формирование навыков ведения исследовательской работы овладение методикой научного исследования приобретение навыков обобщения и анализа результатов полученных другими исследователями. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной экзаменационной комиссией ГЭК делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации. ПОРЯДОК...
32020. Управління товарним асортиментом на ПП Біо-Захід 865.5 KB
  Перед тим як товар переходить до кінцевого споживача проходить певний торговотехнологічний процес: постачання товарів організацію та формування асортименту та номенклатури товарів стимулювання збуту сервісне обслуговування позиціонування. Мета даної дипломної роботи полягає у поглибленні знань з питань управління товарною політикою асортиментом та номенклатурою товарів в процесі маркетингової діяльності розробці перспективних шляхів асортиментної та номенклатурної політики ПП БіоЗахід†направлених на корінні зміни в організації...
32021. Пути совершенствования управления геодезическими работами на примере ООО Меркурий 212 KB
  Теоретические основы организации геодезических работ. Понятие и сущность геодезических работ. Виды геодезических работ.
32022. Рассмотрение резервных снижений себестоимости строительно-монтажных работ на строительном предприятии (на примере ЗАО ДСК Блок) 635.5 KB
  Все эти особенности требуют своеобразных организационных форм и дополнительных затрат. Строительство зданий одного и того же типа в раз личных районах страны требует различных затрат материальных ресурсов. Себестоимость строительномонтажных работ представляет собой выраженное в денежной форме затраты на их производство. В себестоимость строительной продукции включаются затраты прошлого овеществленного в средствах производства труда и живого труда работников строительной организации.
32023. Расширение туристической сферы региона путем создания предприятия для развития зеленого туризма 1.29 MB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Расширение туристической сферы региона путем создания предприятия для развития зеленого туризма Специальность 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСШИРЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА 1. Роль и место зеленого туризма в развитии регионов 7 1. Особенности осуществления деятельности в области зеленого туризма...
32024. Построение внутренней сети предприятия на основе продуктов Microsoft и Linux 610.5 KB
  Первой сетевой карте ip-адрес автоматически раздает интернет-провайдер. Вторая сетевая карта (которая смотрит во внутреннею сеть) настроена статично, ip-адрес из зоны 192.168.1.0/255.255.255.0. В рамках такой внутренней сети мы сможем подключить до 253 компьютеров, которые будут свободно обмениваться данными между собой, а так же выходить в интернет.
32025. Формирования лидерских качеств у старшеклассников способом социально-психологических тренингов 345 KB
  Лидер как член группы который выдвигается в результате взаимодействия ее членов ведет группу стимулирует достижение группой ее целей организует планирует и управляет деятельностью группы проявляя при этом более высокий чем все остальные члены группы уровень участия и влияния то есть уровень активности Н. Жеребова; как член социальной группы чей авторитет власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются находясь под прямым или косвенным его психологическим...