78550

Формы земной поверхности Украины

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня нас ждут наверно не зря: Холмы и равнины овраги и горы Чтобы больше о них узнать Надо карту уметь читать Быть внимательным уметь наблюдать. Горы обладают удивительным свойством настраивать человека на особый торжественный лад.

Русский

2015-02-08

116 KB

1 чел.

Урок природоведения в 4 классе

Н.И. Хараим, учитель начальных классов

Е.В. Кульчейко, заместитель директора по НМР

Гвардейский УВК Симферопольского района

Автономная Республика Крым

Тема. Формы земной поверхности Украины.

Цели: продолжить формирование представления о физической карте Украины,

представления о горизонте,  линии горизонта, практических навыков работы с  картой, тетрадью, учебником, навыков наблюдения, рассуждения, графических навыков;

формировать представления о формах земной поверхности Украины;

развивать умение  планировать свою работу;

развивать критическое  мышление, речь, воображение, умение отстаивать свою точку зрения;

воспитывать патриотические чувства.

Задачи урока  связаны  с  основными  принципами  здоровьесберегающей педагогики:

  организация  мотивации, создание  ситуации  успеха;

  расширение  зоны  комфорта – создание  ситуации  самостоятельного  выбора;

  раскрытие  творческих  способностей  учащихся, развитие  культуры  речи;

  использование  активных  методов  обучения;

  раскрытие  рефлексивной  культуры, умения  анализировать  и  обобщать.

Оборудование: таблицы, маршрутные листы, фотографии, открытки с изображением различных форм земной поверхности Украины, физическая карта Украины.

Ход урока

  1.  Оргмомент. Приветствие.
  2.  Проверка домашнего задания. Дидактическая игра «Карусель» или «Движущиеся круги».
    •  Можно ли хорошо рассмотреть Украину на глобусе или на карте полушарий. Почему?
    •  На какой карте можно хорошо увидеть Украину?
    •  Какое место по своей величине занимает Украина в Европе?

 (самое большое государство).

  •  Среди стран мира? (40 место).
  •  Какова протяженность границ Украины? (7643 км).
  •  С какими странами Украина граничит на востоке и на юго-востоке? (Россия).
  •  На севере? (Беларусь).
  •  На юго – западе? (Молдова).
  •  На западе? (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния).
  •  С какой страной самая длинная граница?
  •  На каком материке находится Украина?
  •  Какой его части? (Евразия, в Европейской части).
  1.  Сообщение синоптика. Прогноз погоды.

Народные приметы

У ноября свои порядки.

Если в ноябре появляются мошки – зима будет теплой.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

  1.  Сообщение темы и задач урока.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа.

Сегодня нас ждут (наверно не зря):

Холмы и равнины, овраги и горы,

Чтобы больше о них узнать

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать.

И, конечно, рассуждать.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности. Создание эмоционального фона урока.

Горы обладают удивительным свойством настраивать человека на особый, торжественный лад. Когда стоишь на плато Чатыр-Дага, Бабугана или Демерджи, испытываешь чувство простора. Вместе с границами горизонта раздвигаются и рамки твоих представлений о жизни, обо всем, что видел и знаешь, и такими мелкими кажутся все житейские заботы.

Красоту Крымских гор, крымскую природу воспевали А.С.Пушкин, Иван Бунин, Минаев, Ал. Грин, Марк Твен, Грибоедов, Юлия Друнина.

  •  Опережающее творческое задание: стихи, выставка фотографий.

Чатырдаг

Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,

Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.

О, мачта крымских гор!

До туч вознесся ты в лазурные пустыни.

                                                      А.Мицкевич

«Яйла» - высокие платообразные поверхности, летнее пастбище (определение на доске)

Байдарская долина

Вся долина в зеленых садах

Вся долина полна ароматом

По горам, на цветущих холмах,

Кипарисы толпятся по скалам

Тонут горные кручи кругом

В голубом, чуть заметном тумане;

Дышит утро весенним теплом,

Легки тучек прозрачные ткани…

Но манят очарованный взор

Еще больше крутые стремнины,

Где долина сокрыта меж гор.

                                                                         И. А. Бунин

 Я люблю все больней и больнее

Каждый метр этой странной земли.

Раскаленное солнце над нею

Раскаленные горы вдали.

                                                      Ю. В. Друнина

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.
    1.  Рассказ учителя о форме работы на уроке. Раздача маршрутных листов.

Маршрут

        Равнины.                                           Овраги.                                        Горы.

         Холмы.                                              Балки.                                  Горные хребты.

  •  Физкультминутка  для  глаз (См. Приложение  №  1 )
  •  Офтальмотренажер (Хрипкова, Антропова, Фарбера 1990 )

Группы читают текст учебника и готовятся работать по маршрутным листам.

Когда группа отвечает, все слушают, с конце урока будут даны тесты.

Равнины                                              Овраги                                                     Горы

Спикер

Толмач

Докладчик

Оператор у карты

Эколог

Всем:

  •  Какими цветами на карте обозначают сушу?
  •  Что обозначают эти цвета?
  •  Какой цвет преобладает на карте Украины? О чём это свидетельствует?

Равнины

Докладчик: По высоте различают равнины:

- низменные (низменности) от 0 от 200м над уровнем моря,

- возвышенные (возвышенности) от 200 до 500м,

- нагорные равнины или плоскогорья – выше 500 м.

Толмач: Холм – одинокая возвышенность, которая не превышает 200 м.

Учитель: Холмы образуются по разным причинам:

- от размыва равнин водой;

- от накопления продуктов разрушения горных пород;

- искусственно созданные человеком – скифские курганы.

Задание оператору у карты:  Найдите и прочитайте, покажите низменности, возвышенности. Определите, расположение каждая низменности и возвышенности на территории Украины по отношению к сторонам горизонта.

Низменности от 0 до 200м

Поллеская  (с.-з.)

Приднепровская  

Причерноморская   

Возвышенности  от 200 до 500м

Волынская

Подольская

Приднепровская

Донецкая

Приазовская

Физкультминутка ( См. Приложение № 2 )

“Этюд  души” ( Приветствие  докторов  Природы, которые  дают  нам  здоровье )

Овраги

Толмач: Овраг – это большое углубление с крутыми склонами на поверхности Земли.

                Балки – это крутые склоны оврагов, заросшие за много лет растениями.

Докладчик: Как образуется овраги и балки?

Эколог.

Горы

Толмач: Горы – это участки земной поверхности, высоко поднятые над равнинами.

Горный хребет – это ряд гор.

Докладчик:  - Рассмотри схематический рисунок горы.

                     - Назови её части.

                     - Сравни гору и холм. Чем они похожи? Чем отличаются?

                     - Какие горы бывают по высоте?

Учитель:     - К каким горам по высоте относятся Крымские горы? Обоснуй свою мысль.

  •  Задание оператору у карты: 

- На физической карте Украины найди горы. Назови их.

- Определи, в какой части Украины они находятся.

Дополнительный материал о Крымских горах.

     Слово древнее темя Тавриды высится на юге Горный Крым, к северу от него простираются равнины, а на востоке раскинулось Керченское мелкогорье.

     Главная гряда отсекает прижавшиеся к морю субтропическое Южнобережье, а на севере от неё ребрами изогнулось Крымское предгорье.

     Главная гряда Крымских гор – самая южная и самая величественная протянулась на 180 км, почти непрерывной цепью платообразных горных массивов и хребтов от мыса Фиолент на юго–западе до мыса Ильи на северо-востоке.

Крымские горы

     Горная часть полуострова состоит из трех вытянутых с юго-запада на северо-восток гряд, разделенных между собой долинами. Самая высокая из них – Главная гряда. В центре неё находятся такие крупные горные массивы, как Бабуган и Батыр-Даг. Отдельные вершины Бабугана превышают 1500 м над уровнем моря, а гора Роман – Кош достигает 1545 м.

  1.  Дидактическая игра «Узнай меня». Планы-конспекты уроков «Я и Украина» 4 класс, стр.228
  2.  Тесты разноуровневые ( См. Приложение № 3 )
  3.  Домашнее задание:   стр. 107-110 отв на вопросы

                                       стр. 43 тетрадь

устное сочинение на тему «Где я бывал?»

  1.  Итог урока.

1. «Мишень»

2. Как называют людей, которые преодолевают горные вершины? (Альпинист)

О красоте равнин гор люди писали не только стихи, но и сочиняли песни. Альпинист - это профессия сильных и мужественных людей, влюбленных в горы. В. Высоцкий поэт, композитор, актер, который снялся в фильме «Вертикаль», написал песни о горах, о дружбе. (звучит песня из к/ф)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1.  Диптан Н. В.,  Назаренко А. А., Хитяева Л. П.  Я и Украина 4 класс. Планы-конспекты уроков. Харьков «Ранок», «Веста», 2005. - с.225-228.
  2.  Байбара Т. Н., Бибик Н. М. Учебник «Я и Украина 4 класс» - Киев «Форум», 2004. – с.106-110.
  3.  Ена Ал. В., Ена Ан. В. Перевалами горного Крыма – Симферополь «Бизнес-Информ» 2005.- с. 15.
  4.  Мишнев В.Г. Крым заповедный - Симферополь «Таврия», 1974.


Приложение 1.

Схема офтальмотренажа

(Хрипкова, Антропова, Фарбер 1990)

  1.  Вначале выполняются движения по горизонтальной (вправо, влево) 10–15 раз и вертикальной линиям (вверх, вниз – 10-15 раз)
  2.  Далее по внутреннему и  наружному эллипсам (слева направо, справа налево – по 10-15 раз)
  3.  И, наконец, по левому и правому внутренним кругам (по 10 – 15 раз)


Приложение 3.

1. Вращающаяся модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

2. Экватор делит земной шар на такие полушарии...

а) южное и восточное;

б) западное и южное;

в) северное и южное.

3. Украина находится на территории...

а) Африки;

б) Евразии;

в) Австралии.

4. Пространство Земли, которое мы можем охватить  глазом,  называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

1. Земля имеет полюса...

а) Северный и Восточный;

б) Южный и Западный;

в) Северный и Южный.

2. Самый большой океан...

а) Атлантический;

б) Индийский;

в) Тихий.

3. Экватор делит земной шар на такие полушария...

а) южное и восточное;

б) западное и южное;

в) северное и южное.

4. Воображаемая линия, которая как-будто соединяет небо с поверхностью Земли, называется...

а) экватором;

б) линией горизонта;

в) рисунком.

5. на севере Украина граничит с...

а) Россией;

б) Белоруссией;

в) Молдовой.


1. Вращающая модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

  1.  Самая высокая вершина Крымских гор...

а) Роман - Кош;

б) Говерла;

в) Аю-Даг.

3. Овраги, заросшие за много лет растениями превращаются в...

а) балки;

б) равнины;

в) горы.

4. Самый холодный океан...

а) Северный Ледовитый;

б)Тихий;

в) Индийский.

  1.  Какой среди океанов самый маленький?

а) Индийский;

б)Тихий;

в) Северный Ледовитый.

  1.  Пространство Земли, которое мы можем охватить глазом, называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

7. Солнце – это...

а) огненный шар;

б) звезда;

в) комета.

1. Вращающая модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

2. Самая высокая вершина Крымских гор...

а)  Роман-Кош;

б) Говерла;

в) Аю-Даг.

3. Овраги, заросшие за много лет растениями превращаются в...

а) балки;

б) равнины;

в) горы.

4. Самый холодный океан...

а) Северный Ледовитый;

б) Тихий;

в) Индийский.

5. Какой среди океанов самый маленький?

а) Индийский;

б) Тихий;

в) Северный Ледовитый.

  1.   Пространство Земли, которое мы можем охватить глазом называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

7. Солнце – это...

а) огненный шар;

б) звезда;

в) планета.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...