78550

Формы земной поверхности Украины

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня нас ждут наверно не зря: Холмы и равнины овраги и горы Чтобы больше о них узнать Надо карту уметь читать Быть внимательным уметь наблюдать. Горы обладают удивительным свойством настраивать человека на особый торжественный лад.

Русский

2015-02-08

116 KB

1 чел.

Урок природоведения в 4 классе

Н.И. Хараим, учитель начальных классов

Е.В. Кульчейко, заместитель директора по НМР

Гвардейский УВК Симферопольского района

Автономная Республика Крым

Тема. Формы земной поверхности Украины.

Цели: продолжить формирование представления о физической карте Украины,

представления о горизонте,  линии горизонта, практических навыков работы с  картой, тетрадью, учебником, навыков наблюдения, рассуждения, графических навыков;

формировать представления о формах земной поверхности Украины;

развивать умение  планировать свою работу;

развивать критическое  мышление, речь, воображение, умение отстаивать свою точку зрения;

воспитывать патриотические чувства.

Задачи урока  связаны  с  основными  принципами  здоровьесберегающей педагогики:

  организация  мотивации, создание  ситуации  успеха;

  расширение  зоны  комфорта – создание  ситуации  самостоятельного  выбора;

  раскрытие  творческих  способностей  учащихся, развитие  культуры  речи;

  использование  активных  методов  обучения;

  раскрытие  рефлексивной  культуры, умения  анализировать  и  обобщать.

Оборудование: таблицы, маршрутные листы, фотографии, открытки с изображением различных форм земной поверхности Украины, физическая карта Украины.

Ход урока

  1.  Оргмомент. Приветствие.
  2.  Проверка домашнего задания. Дидактическая игра «Карусель» или «Движущиеся круги».
    •  Можно ли хорошо рассмотреть Украину на глобусе или на карте полушарий. Почему?
    •  На какой карте можно хорошо увидеть Украину?
    •  Какое место по своей величине занимает Украина в Европе?

 (самое большое государство).

  •  Среди стран мира? (40 место).
  •  Какова протяженность границ Украины? (7643 км).
  •  С какими странами Украина граничит на востоке и на юго-востоке? (Россия).
  •  На севере? (Беларусь).
  •  На юго – западе? (Молдова).
  •  На западе? (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния).
  •  С какой страной самая длинная граница?
  •  На каком материке находится Украина?
  •  Какой его части? (Евразия, в Европейской части).
  1.  Сообщение синоптика. Прогноз погоды.

Народные приметы

У ноября свои порядки.

Если в ноябре появляются мошки – зима будет теплой.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

  1.  Сообщение темы и задач урока.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа.

Сегодня нас ждут (наверно не зря):

Холмы и равнины, овраги и горы,

Чтобы больше о них узнать

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать.

И, конечно, рассуждать.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности. Создание эмоционального фона урока.

Горы обладают удивительным свойством настраивать человека на особый, торжественный лад. Когда стоишь на плато Чатыр-Дага, Бабугана или Демерджи, испытываешь чувство простора. Вместе с границами горизонта раздвигаются и рамки твоих представлений о жизни, обо всем, что видел и знаешь, и такими мелкими кажутся все житейские заботы.

Красоту Крымских гор, крымскую природу воспевали А.С.Пушкин, Иван Бунин, Минаев, Ал. Грин, Марк Твен, Грибоедов, Юлия Друнина.

  •  Опережающее творческое задание: стихи, выставка фотографий.

Чатырдаг

Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,

Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.

О, мачта крымских гор!

До туч вознесся ты в лазурные пустыни.

                                                      А.Мицкевич

«Яйла» - высокие платообразные поверхности, летнее пастбище (определение на доске)

Байдарская долина

Вся долина в зеленых садах

Вся долина полна ароматом

По горам, на цветущих холмах,

Кипарисы толпятся по скалам

Тонут горные кручи кругом

В голубом, чуть заметном тумане;

Дышит утро весенним теплом,

Легки тучек прозрачные ткани…

Но манят очарованный взор

Еще больше крутые стремнины,

Где долина сокрыта меж гор.

                                                                         И. А. Бунин

 Я люблю все больней и больнее

Каждый метр этой странной земли.

Раскаленное солнце над нею

Раскаленные горы вдали.

                                                      Ю. В. Друнина

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.
    1.  Рассказ учителя о форме работы на уроке. Раздача маршрутных листов.

Маршрут

        Равнины.                                           Овраги.                                        Горы.

         Холмы.                                              Балки.                                  Горные хребты.

  •  Физкультминутка  для  глаз (См. Приложение  №  1 )
  •  Офтальмотренажер (Хрипкова, Антропова, Фарбера 1990 )

Группы читают текст учебника и готовятся работать по маршрутным листам.

Когда группа отвечает, все слушают, с конце урока будут даны тесты.

Равнины                                              Овраги                                                     Горы

Спикер

Толмач

Докладчик

Оператор у карты

Эколог

Всем:

  •  Какими цветами на карте обозначают сушу?
  •  Что обозначают эти цвета?
  •  Какой цвет преобладает на карте Украины? О чём это свидетельствует?

Равнины

Докладчик: По высоте различают равнины:

- низменные (низменности) от 0 от 200м над уровнем моря,

- возвышенные (возвышенности) от 200 до 500м,

- нагорные равнины или плоскогорья – выше 500 м.

Толмач: Холм – одинокая возвышенность, которая не превышает 200 м.

Учитель: Холмы образуются по разным причинам:

- от размыва равнин водой;

- от накопления продуктов разрушения горных пород;

- искусственно созданные человеком – скифские курганы.

Задание оператору у карты:  Найдите и прочитайте, покажите низменности, возвышенности. Определите, расположение каждая низменности и возвышенности на территории Украины по отношению к сторонам горизонта.

Низменности от 0 до 200м

Поллеская  (с.-з.)

Приднепровская  

Причерноморская   

Возвышенности  от 200 до 500м

Волынская

Подольская

Приднепровская

Донецкая

Приазовская

Физкультминутка ( См. Приложение № 2 )

“Этюд  души” ( Приветствие  докторов  Природы, которые  дают  нам  здоровье )

Овраги

Толмач: Овраг – это большое углубление с крутыми склонами на поверхности Земли.

                Балки – это крутые склоны оврагов, заросшие за много лет растениями.

Докладчик: Как образуется овраги и балки?

Эколог.

Горы

Толмач: Горы – это участки земной поверхности, высоко поднятые над равнинами.

Горный хребет – это ряд гор.

Докладчик:  - Рассмотри схематический рисунок горы.

                     - Назови её части.

                     - Сравни гору и холм. Чем они похожи? Чем отличаются?

                     - Какие горы бывают по высоте?

Учитель:     - К каким горам по высоте относятся Крымские горы? Обоснуй свою мысль.

  •  Задание оператору у карты: 

- На физической карте Украины найди горы. Назови их.

- Определи, в какой части Украины они находятся.

Дополнительный материал о Крымских горах.

     Слово древнее темя Тавриды высится на юге Горный Крым, к северу от него простираются равнины, а на востоке раскинулось Керченское мелкогорье.

     Главная гряда отсекает прижавшиеся к морю субтропическое Южнобережье, а на севере от неё ребрами изогнулось Крымское предгорье.

     Главная гряда Крымских гор – самая южная и самая величественная протянулась на 180 км, почти непрерывной цепью платообразных горных массивов и хребтов от мыса Фиолент на юго–западе до мыса Ильи на северо-востоке.

Крымские горы

     Горная часть полуострова состоит из трех вытянутых с юго-запада на северо-восток гряд, разделенных между собой долинами. Самая высокая из них – Главная гряда. В центре неё находятся такие крупные горные массивы, как Бабуган и Батыр-Даг. Отдельные вершины Бабугана превышают 1500 м над уровнем моря, а гора Роман – Кош достигает 1545 м.

  1.  Дидактическая игра «Узнай меня». Планы-конспекты уроков «Я и Украина» 4 класс, стр.228
  2.  Тесты разноуровневые ( См. Приложение № 3 )
  3.  Домашнее задание:   стр. 107-110 отв на вопросы

                                       стр. 43 тетрадь

устное сочинение на тему «Где я бывал?»

  1.  Итог урока.

1. «Мишень»

2. Как называют людей, которые преодолевают горные вершины? (Альпинист)

О красоте равнин гор люди писали не только стихи, но и сочиняли песни. Альпинист - это профессия сильных и мужественных людей, влюбленных в горы. В. Высоцкий поэт, композитор, актер, который снялся в фильме «Вертикаль», написал песни о горах, о дружбе. (звучит песня из к/ф)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1.  Диптан Н. В.,  Назаренко А. А., Хитяева Л. П.  Я и Украина 4 класс. Планы-конспекты уроков. Харьков «Ранок», «Веста», 2005. - с.225-228.
  2.  Байбара Т. Н., Бибик Н. М. Учебник «Я и Украина 4 класс» - Киев «Форум», 2004. – с.106-110.
  3.  Ена Ал. В., Ена Ан. В. Перевалами горного Крыма – Симферополь «Бизнес-Информ» 2005.- с. 15.
  4.  Мишнев В.Г. Крым заповедный - Симферополь «Таврия», 1974.


Приложение 1.

Схема офтальмотренажа

(Хрипкова, Антропова, Фарбер 1990)

  1.  Вначале выполняются движения по горизонтальной (вправо, влево) 10–15 раз и вертикальной линиям (вверх, вниз – 10-15 раз)
  2.  Далее по внутреннему и  наружному эллипсам (слева направо, справа налево – по 10-15 раз)
  3.  И, наконец, по левому и правому внутренним кругам (по 10 – 15 раз)


Приложение 3.

1. Вращающаяся модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

2. Экватор делит земной шар на такие полушарии...

а) южное и восточное;

б) западное и южное;

в) северное и южное.

3. Украина находится на территории...

а) Африки;

б) Евразии;

в) Австралии.

4. Пространство Земли, которое мы можем охватить  глазом,  называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

1. Земля имеет полюса...

а) Северный и Восточный;

б) Южный и Западный;

в) Северный и Южный.

2. Самый большой океан...

а) Атлантический;

б) Индийский;

в) Тихий.

3. Экватор делит земной шар на такие полушария...

а) южное и восточное;

б) западное и южное;

в) северное и южное.

4. Воображаемая линия, которая как-будто соединяет небо с поверхностью Земли, называется...

а) экватором;

б) линией горизонта;

в) рисунком.

5. на севере Украина граничит с...

а) Россией;

б) Белоруссией;

в) Молдовой.


1. Вращающая модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

  1.  Самая высокая вершина Крымских гор...

а) Роман - Кош;

б) Говерла;

в) Аю-Даг.

3. Овраги, заросшие за много лет растениями превращаются в...

а) балки;

б) равнины;

в) горы.

4. Самый холодный океан...

а) Северный Ледовитый;

б)Тихий;

в) Индийский.

  1.  Какой среди океанов самый маленький?

а) Индийский;

б)Тихий;

в) Северный Ледовитый.

  1.  Пространство Земли, которое мы можем охватить глазом, называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

7. Солнце – это...

а) огненный шар;

б) звезда;

в) комета.

1. Вращающая модель Земли называется...

а) географической картой;

б) глобусом;

в) рисунком.

2. Самая высокая вершина Крымских гор...

а)  Роман-Кош;

б) Говерла;

в) Аю-Даг.

3. Овраги, заросшие за много лет растениями превращаются в...

а) балки;

б) равнины;

в) горы.

4. Самый холодный океан...

а) Северный Ледовитый;

б) Тихий;

в) Индийский.

5. Какой среди океанов самый маленький?

а) Индийский;

б) Тихий;

в) Северный Ледовитый.

  1.   Пространство Земли, которое мы можем охватить глазом называется...

а) пейзажем;

б) экватором;

в) горизонтом.

7. Солнце – это...

а) огненный шар;

б) звезда;

в) планета.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод последовательность шагов действий которые необходимо...
26102. Основные подходы в изучении культуры 17.67 KB
  Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...
26103. Проблема типологии культуры: основные принципы построения 17.54 KB
  Этническая культура совокупность черт культуры касающихся преимущественно обыденной жизни бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда нравы обычаи нормы обычного права ценности постройки одежду пищу средства передвижений жилище знания верования виды народного искусства. Национальная культура имеет соционормативную структуру которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и...
26104. Культура как способ самореализации человека 14.83 KB
  Человек выступает одновременно и как субъект культуры ее творец и как объект ее воздействия. Воспитание определенного типа личности главная цель в функционировании духовной культуры. В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей а также деятельность по овладению этими ценностями.
26105. Понятие затрат, издержек и расходов. Классификация затрат для принятия управленческих решений 48 KB
  Например: швейной фабрикой был закуплен материал на 100 тыс руб. Однако находится предприятие которое согласно купить изделия из этого материала за 300 тыс руб. при этом дополнительные затраты на изготовление этой продукции составят 260 тыс руб. целесообразно ли принимать заказ Затраты в сумме 100 тыс руб произведены и не будут изменяться в зависимости от выбранного варианта решения.
26106. Классификация затрат для исчисления себестоимости 29.5 KB
  1Прямые это те затраты которые экономически обосновано напрямую включаются в себестоимость отдельного вида продукции работ услуг. Материалы могут основными и вспомогательными прямые трудовые зарплата основных производственных рабочих 2Косвенные общепроизводственные расходы их нельзя напрямую отнести на готовою продукцию они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики пропорционально базе распределения косвенных расходов Себестоимость продукции это выраженные в денежной форме...
26107. Понятие и объекты калькулирования 32.5 KB
  Задача калькулирования определить размер затрат приходящихся на единицу продукции. фактическая отчетная калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Для рациональной организации учета издержек необходимо правильно выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции работ услуг. Под методом учета затрат и калькулирования себестоимость понимают совокупность документирования и отражения производственных затрат обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции а т.
26108. Попроцессный метод учета затрат на производств и калькулирование себестоимости продукции 31 KB
  Попроцессный метод учета затрат на производств и калькулирование себестоимости продукции Структура ответа: Сфера и условия применения. Особенности таких видов производства массовый тип производства непродолжительный цикл ограниченность номенклатуры выпускаемой продукции единые единицы измерения полное отсутствие либо не значительные размеры незавершенного производства.простой используется при отсутствии запасов готовой продукции на конец отчетного периода. Себестоимость = затраты за отчетный период объем произведенной продукции в...