78560

Практикум по формированию поликультурной компетентности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия склонности к территоризму в группе. Когда все звезды готовы группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Русский

2015-02-08

85 KB

0 чел.

Практикум

по формированию

поликультурной компетентности

Актуальность проблемы:

Наша область самая многочисленная и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает свыше 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей. Среди них: украинцы, русские, греки, белорусы,  евреи, молдаване, болгары, поляки, немцы, цыгане, армяне, узбеки, татары и  др. национальности.

Поэтому одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование поликультурной компетентности учащихся, актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. 

Основными критериями поликультурной компетентности являются:

  1.  Уровень овладения национальными  духовными и культурными ценностями;
  2.  Толерантное отношение к другим культурам;
  3.  Стремление к овладению мировой культурой; 
  4.  Уважение к религиозным ценностям других народов;
  5.  Знание своих прав и обязанностей; 
  6.   Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять;
  7.  Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур;
  8.  Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей; 
  9.  Уровень эстетической и этической культуры.

Исходя из вышесказанного, главной целью предложенных упражнений является формирование толерантности, как неотъемлемой части поликультурного образования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участникам занятия при входе раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.  Все участники усаживаются в круг.

Упражнение-приветствие.

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.

Участники сидят в кругу.

Инструкция: "Один из участников называет страну, которая записана на краточке приблизительно в такой форме: "Привет всем, кто сегодня отправиться в путешествие по ….. (называет страну)".

Те, к кому относятся эти слова, хором отвечают: "Привет!" и машут рукой. Приветствие  повторяется столько раз, сколько предложено стран для занятия.

Рассаживаются в группы «по странам».

Упражнение “Звезды в небе”.

Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия, склонности к территоризму в группе.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники, ассоциируя себя с населением страны, по которой они путешествуют на занятии,  изображают себя в виде звезд на небе (каждая группа имеет свой цвет). Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Обсуждение: что можно сказать об общем виде созданной картины?  Объединены ли все звезды какой-то общей идеей, например, являются ли они каким-то созвездием? Почему созвездия получились обособлены друг от друга (по цвету, т.е. национальному признаку)? Какие выводы можно сделать по картине на небосклоне? ( ведущий подводит к выводу о склонности к территоризму, характерной для участников занятия; о том, что не может быть конструктивным и плодотворным взаимодействие между участниками, находящимися в обособленных группах).

Упражнение "Давайте познакомимся". 

Цель: познакомить участников занятия с особенностями культуры и традиций стран, способствовать установлению контактов между участниками и настрой на работу в группе.

Каждой группе раздаются карточки с кратким описанием особенностей культуры и традиций страны. Дается 10 минут на изучение и подготовку презентации страны.

Инструкция: "Сейчас мы осуществим небольшое путешествие по странам".

Материал: карточки с информацией, ватман, фломастеры, заранее заготовленные вырезки из журналов, газет.

Обсуждение:

- что больше всего  поразило?

- что из предложенной информации не совпало с вашими знаниями и представлениями о конкретной стране?

- что вы можете добавить к услышанному.

Упражнение. Загадки народов мира.

Цель: сформировать самостоятельность мышления, умение создавать собственную точку зрения на основе народной мудрости и гармонично объединять элементы системы

Материал: для каждого участника карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.

Например.

  1.  Добро - зло.
    1.  И камень капля долбит.
    2.  Кто сеет ненависть – пожнет скорбь.
    3.  Лучше открытый упрек, чем тайная злоба.
    4.  На доброй земле чертополох пшеницей станет, на дурной – пшеница чертополохом взойдет.
  2.  Знание – учение.
    1.  Голова не знающая боли – не голова.
    2.  Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями
    3.  Кто хочет много знать, тому надо мало спать
    4.  Не учась и лаптя  не сплетеш
  3.  О ЧЕЛОВЕКЕ

3.1 В своей норе и мышь  - госпожа

3.2.В своем болоте и лягушка – поет

3.3.Всякая птица в своей стае -  хороша

3.4.Всяк кулик в своем болоте -  велик.

КЛЮЧ

  1.  Украина
    1.  Россия
    2.  Армения
    3.  Узбекистан

2.1. Узбекистан

2.2. Армения

2.3 Украина

2.4. Россия

3.1 Узбекистан

3.2. Россия

3.3. Армения

3.4 Украина

Инструкция: перед вами карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.  Вам предлагается в каждой теме выбрать одну пословицу, наиболее близкую вашему пониманию, наиболее понравившуюся.

После выполнения задания ведущий указывает, какому народу принадлежит каждая из предложенных поговорок.

Обсуждение:

- много ли совпадений внутри группы, т.е. выбраны ли поговорки одного народа;

- много ли совпадений в целом по группе участников занятия.

Ведущий подводит к мысли о том, что оказывается нам (русским, украинцам, белорусам, армянам и т.д.) близка и понятна мудрость другого народа, а значит и их жизненные ценности могут быть не чужды.

Упражнение "Я-послание" (формирование толерантного отношения к окружающим).

Цель: развивать умение воспринимать и принимать других людей такими, какими они есть.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: "Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные качества.

Если какой-то человек "подвергает испытанию наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним - мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек весьма импульсивен и постоянно перебивает нас - мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и так далее.

Итак, мы оказываемся в возможности развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему - по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.

Давайте сейчас сосредоточимся не на приятной и такой, что удовлетворяет нас стороне общения и взаимодействия один с другим, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-то из участников нашей группы, включая тренера.

Сначала надо осознать эту сложность или проблему, потом осознать, какое ценное качество эта проблема или сложность разрешает нам развивать в себе, а лишь потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: "Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину: "Скажи, а почему?" В данном случае автор высказывания ее называет: "Так как иногда мне сложно уловить суть твоего высказывания".

Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться лишь в форме "Я-посланий" и ни в каком случае не в форме "Ты-посланий", поскольку в последнем случае упражнение может переродиться в обычный для будничного общения обмен взаимными нареканиями и претензиями. Суть упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и потом сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это надо особым "психосинтетичним" способом, не поднимая личностной целостности другого человека.

"Я-послания" говорят, о том, что что-то создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. 

"Ты-послания" говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему, и из-за тебя мне приходится что-то изменять в себе.

Поскольку для нас привычнее “Ты-послания", посмотрим, как они могут быть превращены у "Я-послания".

"Ты-послания": "Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится весьма напрягать свое внимание”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание" (объяснение, если его просят дать: это потому, что мне бывает сложно уловить суть продолжительного высказывания").

"Ты-послания": "Ты все время сидишь с непроницательным видом, так что сложно понять, кто ты на самом деле”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Так как в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность" (объяснение, если его просят дать: "Это потому, что мне очень сложно улавливать утонченные и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю лишь на тех, кто чаще смеется, говорит и т.д.").

Для дополнительного смягчения можно предложить всем участникам высказываться более ритуализовано - это смягчит эмоциональную остроту высказываний.

Например, можно предложить говоры в особом "восточном" стиле: "Александр, я настолько признателен судьбе за встречу с тобой! Что это благословенный подарок для меня! Так как общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности".

Александр: ”А почему?"

Ответ: "Наверно, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет об утонченных материях. Я не привык все подвергать анализу и сначала было тяжело вникать".

Упражнение заканчивается лишь после того, как каждый из участников хотя бы один раз выступит.

Обсуждение в группе по вопросам:

"Что дает это упражнение?",

"Что дало оно лично вам?"

Ведущий подводит к идее о том, что при общении с представителями разных народов (формировании поликультурной компетентности) особое значение имеет толерантность.

Экспресс-диагностика.  «Что значит бать толерантным?»

Цель: сформировать представление о толерантности, о толерантной личности.

Инструкция: В анкетах участников и у ведущего на плакате записаны черты толерантной личности. По итогам всех анкет формируется представление группы о толерантной личности.

Анкета «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

Три головні риси толерантної особистості

Черты, которые есть у меня

Черты, которые я хотел

бы сформировать

Інтерес к людям

Умение слушать

Умение сопереживать

Терпимость

Альтруизм

Тактичность

Чувство юмора

Уважение к другим

Отказ от давления и насилия

Признание прав других на свои взгляды

Принятие других такими, какие они есть

Взаимопонимание на основе согласия

Ведущий подводит итог. 

Толерантность — это понимание, уважение,  признание равноправия, отказ от давления и насилля, признание прав других на собственное мнение и взгляды, принятие других людей такими, какие они есть, взаимопонимание на основе согласия.

Упражнение. Пять добрых слов.

Цель: продемонстрировать участникам,  возможность добрососедских отношений между народами разных стран, а также между жителями разных национальностей одной страны.

Инструкция: на листах участники должны обвести ручкой собственную руку (ладонь и пальцы) и указать название страны, представителями которой они были на занятии.

Потом участники передают по группам эти ладошки и на нарисованной руке участники других групп пишут в краткой форме пожелание другому народу.

Обсуждение: ладошки прикрепляются на стенд и зачитываются представителями народа. Ведущий подводит к идее, что составляя пожелание другому народу  никто не использовал национальный признак.

Звезды на небе – 2.

Цель: продемонстрировать участникам, как изменился уровень их сплоченности в группе и взаимозаинтересованности, представление о преимуществах конструктивного общения без стереотипов представителей различных культур.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники изображают себя в виде звезд на небе. Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить их на небосклоне.

Обсуждение:

  •  Изменилось ли расположение звезд?
  •  Как именно?
  •  Как изменились сами звезды?
  •  Какая идея их объединяет?

От авторов.

Предложенные упражнения можноиспользовать  как в компоексе, так и отдельно, включая их в классные часы, тренинги и т.д.

Последние исследования относительно основных жизненных компетентностей, проводимые практическими психологами школ района, показали, что уровень сформированности поликультурной  компетентности является самым низким, что, в свою очередь является показателем низкого развития  толерантности. Поэтому работа в данном направлении на сегодняшний день весьма актуальна.

Желаем удачи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82116. Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами 201 KB
  Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами. Ознайомити учнів з правилами безпечного користування побутовими газовими приладами. Вчити дітей діяти у разі виявлення запаху газу. Що зараз майже в кожнім домі Є необхідним безперечно Бо варить їжу всім без втоми Хоч він отруйний небезпечний...
82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...
82121. О здоровом образе жизни 75.5 KB
  Баба готовит колобок имитируя движениями рук процесс замешивания теста. Ведущий: По сусекам помела Горсти две муки нашла Соль добавила песок Славный вышел колобок Пышный да румяный Баба: Погоди ка дед чуток Пусть остынет колобок Ведущий: Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: Убегу Разомнусь немножко.
82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.