78560

Практикум по формированию поликультурной компетентности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия склонности к территоризму в группе. Когда все звезды готовы группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Русский

2015-02-08

85 KB

0 чел.

Практикум

по формированию

поликультурной компетентности

Актуальность проблемы:

Наша область самая многочисленная и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает свыше 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей. Среди них: украинцы, русские, греки, белорусы,  евреи, молдаване, болгары, поляки, немцы, цыгане, армяне, узбеки, татары и  др. национальности.

Поэтому одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование поликультурной компетентности учащихся, актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. 

Основными критериями поликультурной компетентности являются:

  1.  Уровень овладения национальными  духовными и культурными ценностями;
  2.  Толерантное отношение к другим культурам;
  3.  Стремление к овладению мировой культурой; 
  4.  Уважение к религиозным ценностям других народов;
  5.  Знание своих прав и обязанностей; 
  6.   Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять;
  7.  Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур;
  8.  Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей; 
  9.  Уровень эстетической и этической культуры.

Исходя из вышесказанного, главной целью предложенных упражнений является формирование толерантности, как неотъемлемой части поликультурного образования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участникам занятия при входе раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.  Все участники усаживаются в круг.

Упражнение-приветствие.

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.

Участники сидят в кругу.

Инструкция: "Один из участников называет страну, которая записана на краточке приблизительно в такой форме: "Привет всем, кто сегодня отправиться в путешествие по ….. (называет страну)".

Те, к кому относятся эти слова, хором отвечают: "Привет!" и машут рукой. Приветствие  повторяется столько раз, сколько предложено стран для занятия.

Рассаживаются в группы «по странам».

Упражнение “Звезды в небе”.

Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия, склонности к территоризму в группе.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники, ассоциируя себя с населением страны, по которой они путешествуют на занятии,  изображают себя в виде звезд на небе (каждая группа имеет свой цвет). Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Обсуждение: что можно сказать об общем виде созданной картины?  Объединены ли все звезды какой-то общей идеей, например, являются ли они каким-то созвездием? Почему созвездия получились обособлены друг от друга (по цвету, т.е. национальному признаку)? Какие выводы можно сделать по картине на небосклоне? ( ведущий подводит к выводу о склонности к территоризму, характерной для участников занятия; о том, что не может быть конструктивным и плодотворным взаимодействие между участниками, находящимися в обособленных группах).

Упражнение "Давайте познакомимся". 

Цель: познакомить участников занятия с особенностями культуры и традиций стран, способствовать установлению контактов между участниками и настрой на работу в группе.

Каждой группе раздаются карточки с кратким описанием особенностей культуры и традиций страны. Дается 10 минут на изучение и подготовку презентации страны.

Инструкция: "Сейчас мы осуществим небольшое путешествие по странам".

Материал: карточки с информацией, ватман, фломастеры, заранее заготовленные вырезки из журналов, газет.

Обсуждение:

- что больше всего  поразило?

- что из предложенной информации не совпало с вашими знаниями и представлениями о конкретной стране?

- что вы можете добавить к услышанному.

Упражнение. Загадки народов мира.

Цель: сформировать самостоятельность мышления, умение создавать собственную точку зрения на основе народной мудрости и гармонично объединять элементы системы

Материал: для каждого участника карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.

Например.

  1.  Добро - зло.
    1.  И камень капля долбит.
    2.  Кто сеет ненависть – пожнет скорбь.
    3.  Лучше открытый упрек, чем тайная злоба.
    4.  На доброй земле чертополох пшеницей станет, на дурной – пшеница чертополохом взойдет.
  2.  Знание – учение.
    1.  Голова не знающая боли – не голова.
    2.  Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями
    3.  Кто хочет много знать, тому надо мало спать
    4.  Не учась и лаптя  не сплетеш
  3.  О ЧЕЛОВЕКЕ

3.1 В своей норе и мышь  - госпожа

3.2.В своем болоте и лягушка – поет

3.3.Всякая птица в своей стае -  хороша

3.4.Всяк кулик в своем болоте -  велик.

КЛЮЧ

  1.  Украина
    1.  Россия
    2.  Армения
    3.  Узбекистан

2.1. Узбекистан

2.2. Армения

2.3 Украина

2.4. Россия

3.1 Узбекистан

3.2. Россия

3.3. Армения

3.4 Украина

Инструкция: перед вами карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.  Вам предлагается в каждой теме выбрать одну пословицу, наиболее близкую вашему пониманию, наиболее понравившуюся.

После выполнения задания ведущий указывает, какому народу принадлежит каждая из предложенных поговорок.

Обсуждение:

- много ли совпадений внутри группы, т.е. выбраны ли поговорки одного народа;

- много ли совпадений в целом по группе участников занятия.

Ведущий подводит к мысли о том, что оказывается нам (русским, украинцам, белорусам, армянам и т.д.) близка и понятна мудрость другого народа, а значит и их жизненные ценности могут быть не чужды.

Упражнение "Я-послание" (формирование толерантного отношения к окружающим).

Цель: развивать умение воспринимать и принимать других людей такими, какими они есть.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: "Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные качества.

Если какой-то человек "подвергает испытанию наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним - мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек весьма импульсивен и постоянно перебивает нас - мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и так далее.

Итак, мы оказываемся в возможности развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему - по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.

Давайте сейчас сосредоточимся не на приятной и такой, что удовлетворяет нас стороне общения и взаимодействия один с другим, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-то из участников нашей группы, включая тренера.

Сначала надо осознать эту сложность или проблему, потом осознать, какое ценное качество эта проблема или сложность разрешает нам развивать в себе, а лишь потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: "Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину: "Скажи, а почему?" В данном случае автор высказывания ее называет: "Так как иногда мне сложно уловить суть твоего высказывания".

Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться лишь в форме "Я-посланий" и ни в каком случае не в форме "Ты-посланий", поскольку в последнем случае упражнение может переродиться в обычный для будничного общения обмен взаимными нареканиями и претензиями. Суть упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и потом сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это надо особым "психосинтетичним" способом, не поднимая личностной целостности другого человека.

"Я-послания" говорят, о том, что что-то создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. 

"Ты-послания" говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему, и из-за тебя мне приходится что-то изменять в себе.

Поскольку для нас привычнее “Ты-послания", посмотрим, как они могут быть превращены у "Я-послания".

"Ты-послания": "Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится весьма напрягать свое внимание”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание" (объяснение, если его просят дать: это потому, что мне бывает сложно уловить суть продолжительного высказывания").

"Ты-послания": "Ты все время сидишь с непроницательным видом, так что сложно понять, кто ты на самом деле”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Так как в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность" (объяснение, если его просят дать: "Это потому, что мне очень сложно улавливать утонченные и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю лишь на тех, кто чаще смеется, говорит и т.д.").

Для дополнительного смягчения можно предложить всем участникам высказываться более ритуализовано - это смягчит эмоциональную остроту высказываний.

Например, можно предложить говоры в особом "восточном" стиле: "Александр, я настолько признателен судьбе за встречу с тобой! Что это благословенный подарок для меня! Так как общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности".

Александр: ”А почему?"

Ответ: "Наверно, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет об утонченных материях. Я не привык все подвергать анализу и сначала было тяжело вникать".

Упражнение заканчивается лишь после того, как каждый из участников хотя бы один раз выступит.

Обсуждение в группе по вопросам:

"Что дает это упражнение?",

"Что дало оно лично вам?"

Ведущий подводит к идее о том, что при общении с представителями разных народов (формировании поликультурной компетентности) особое значение имеет толерантность.

Экспресс-диагностика.  «Что значит бать толерантным?»

Цель: сформировать представление о толерантности, о толерантной личности.

Инструкция: В анкетах участников и у ведущего на плакате записаны черты толерантной личности. По итогам всех анкет формируется представление группы о толерантной личности.

Анкета «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

Три головні риси толерантної особистості

Черты, которые есть у меня

Черты, которые я хотел

бы сформировать

Інтерес к людям

Умение слушать

Умение сопереживать

Терпимость

Альтруизм

Тактичность

Чувство юмора

Уважение к другим

Отказ от давления и насилия

Признание прав других на свои взгляды

Принятие других такими, какие они есть

Взаимопонимание на основе согласия

Ведущий подводит итог. 

Толерантность — это понимание, уважение,  признание равноправия, отказ от давления и насилля, признание прав других на собственное мнение и взгляды, принятие других людей такими, какие они есть, взаимопонимание на основе согласия.

Упражнение. Пять добрых слов.

Цель: продемонстрировать участникам,  возможность добрососедских отношений между народами разных стран, а также между жителями разных национальностей одной страны.

Инструкция: на листах участники должны обвести ручкой собственную руку (ладонь и пальцы) и указать название страны, представителями которой они были на занятии.

Потом участники передают по группам эти ладошки и на нарисованной руке участники других групп пишут в краткой форме пожелание другому народу.

Обсуждение: ладошки прикрепляются на стенд и зачитываются представителями народа. Ведущий подводит к идее, что составляя пожелание другому народу  никто не использовал национальный признак.

Звезды на небе – 2.

Цель: продемонстрировать участникам, как изменился уровень их сплоченности в группе и взаимозаинтересованности, представление о преимуществах конструктивного общения без стереотипов представителей различных культур.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники изображают себя в виде звезд на небе. Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить их на небосклоне.

Обсуждение:

  •  Изменилось ли расположение звезд?
  •  Как именно?
  •  Как изменились сами звезды?
  •  Какая идея их объединяет?

От авторов.

Предложенные упражнения можноиспользовать  как в компоексе, так и отдельно, включая их в классные часы, тренинги и т.д.

Последние исследования относительно основных жизненных компетентностей, проводимые практическими психологами школ района, показали, что уровень сформированности поликультурной  компетентности является самым низким, что, в свою очередь является показателем низкого развития  толерантности. Поэтому работа в данном направлении на сегодняшний день весьма актуальна.

Желаем удачи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80947. Контроль навчання, його функції, види методи 37.51 KB
  У дидактиці це нагляд спостереження і перевірка успішності учнів. Спостереження за учнями під час занять перевірка їх знань навичок і вмінь зошитів навчальної і практичної діяльності учнів є засобами контролю. Облік успішності передбачає фіксацію результатів контролю у вигляді оцінки Функції контролю перевірки і оцінки навчальних досягнень учнів. Ці функції оцінки знань учнів різнопланові.
80948. Система перевірки знань, умінь, навичок; учнів після вивчення теми «Україна в другій половині XIX століття» 35.42 KB
  Повторити та узагальнити матеріал з даної теми. Хронологічний конкурс Цей конкурс має характер розминки і передбачає знання хронології історичних подій. Командам потрібно розташувати події в хронологічній послідовності і вказати дати, коли вони сталися. Максимальна оцінка за цей конкурс шість балів.(робота з індивідуальними картками)
80951. Характеристика сучасної системи шкільної історичної освіти в Україні 36.25 KB
  Програма шкільних курсів історії. У програмі шкільних курсів історії закладено такі пріоритети. Вивчення історії України. Вивчення історії ХХ століття.
80952. Необхідність використання художньої літератури в навчанні історії України 35.92 KB
  Твори художньої літератури рекомендуються у всіх шкільних підручниках з кожного курсу історії художня література є для учнів одним з важливих джерел для ознайомлення з історичним минулим і одним з ефективних засобів їх морального і естетичного виховання. Чому слід використовувати художні твори Тому що Художній образ як правило відрізняється влучністю і переконливістю. Літературні памятники Звичайно це твори створені в ту епоху яку ми вивчаємо тобто твори написані сучасниками описуваних явищ і подій. Твори цієї групи є документами...
80953. Основні компоненти змісту історичної освіти 33.66 KB
  Зміст освіти його основні компоненти: Зміст шкільної історичної освіти один із компонентів процесу навчання історії певна система історичної інформації яка засвоюється у вигляді історичних знань умінь і навичок в яких особистість засвоює вже відомі способи діяльності досвід творчої пізнавальної діяльності у розв\'язанні проблем що вирішувались людством у минулому. Лернером 1 досвід пізнавальної діяльності що відображений у знаннях про природу суспільство техніку мислення і способи діяльності...
80954. План вивчення теми: «Українські землі наприкінці ХУІІ— у першій половині ХУІІІ ст.» (8 клас) 36.43 KB
  Першою темою Гетьманщина наприкінці XVII на початку XVIII ст. Метою цього уроку характеризувати політичне становище Гетьманщини наприкінці XVII на початку XVIIІ ст.№2 Правобережна Україна наприкінці XVII на початку XVIII ст.