78560

Практикум по формированию поликультурной компетентности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия склонности к территоризму в группе. Когда все звезды готовы группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Русский

2015-02-08

85 KB

0 чел.

Практикум

по формированию

поликультурной компетентности

Актуальность проблемы:

Наша область самая многочисленная и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает свыше 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей. Среди них: украинцы, русские, греки, белорусы,  евреи, молдаване, болгары, поляки, немцы, цыгане, армяне, узбеки, татары и  др. национальности.

Поэтому одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование поликультурной компетентности учащихся, актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. 

Основными критериями поликультурной компетентности являются:

  1.  Уровень овладения национальными  духовными и культурными ценностями;
  2.  Толерантное отношение к другим культурам;
  3.  Стремление к овладению мировой культурой; 
  4.  Уважение к религиозным ценностям других народов;
  5.  Знание своих прав и обязанностей; 
  6.   Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять;
  7.  Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур;
  8.  Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей; 
  9.  Уровень эстетической и этической культуры.

Исходя из вышесказанного, главной целью предложенных упражнений является формирование толерантности, как неотъемлемой части поликультурного образования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участникам занятия при входе раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.  Все участники усаживаются в круг.

Упражнение-приветствие.

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.

Участники сидят в кругу.

Инструкция: "Один из участников называет страну, которая записана на краточке приблизительно в такой форме: "Привет всем, кто сегодня отправиться в путешествие по ….. (называет страну)".

Те, к кому относятся эти слова, хором отвечают: "Привет!" и машут рукой. Приветствие  повторяется столько раз, сколько предложено стран для занятия.

Рассаживаются в группы «по странам».

Упражнение “Звезды в небе”.

Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия, склонности к территоризму в группе.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники, ассоциируя себя с населением страны, по которой они путешествуют на занятии,  изображают себя в виде звезд на небе (каждая группа имеет свой цвет). Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Обсуждение: что можно сказать об общем виде созданной картины?  Объединены ли все звезды какой-то общей идеей, например, являются ли они каким-то созвездием? Почему созвездия получились обособлены друг от друга (по цвету, т.е. национальному признаку)? Какие выводы можно сделать по картине на небосклоне? ( ведущий подводит к выводу о склонности к территоризму, характерной для участников занятия; о том, что не может быть конструктивным и плодотворным взаимодействие между участниками, находящимися в обособленных группах).

Упражнение "Давайте познакомимся". 

Цель: познакомить участников занятия с особенностями культуры и традиций стран, способствовать установлению контактов между участниками и настрой на работу в группе.

Каждой группе раздаются карточки с кратким описанием особенностей культуры и традиций страны. Дается 10 минут на изучение и подготовку презентации страны.

Инструкция: "Сейчас мы осуществим небольшое путешествие по странам".

Материал: карточки с информацией, ватман, фломастеры, заранее заготовленные вырезки из журналов, газет.

Обсуждение:

- что больше всего  поразило?

- что из предложенной информации не совпало с вашими знаниями и представлениями о конкретной стране?

- что вы можете добавить к услышанному.

Упражнение. Загадки народов мира.

Цель: сформировать самостоятельность мышления, умение создавать собственную точку зрения на основе народной мудрости и гармонично объединять элементы системы

Материал: для каждого участника карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.

Например.

  1.  Добро - зло.
    1.  И камень капля долбит.
    2.  Кто сеет ненависть – пожнет скорбь.
    3.  Лучше открытый упрек, чем тайная злоба.
    4.  На доброй земле чертополох пшеницей станет, на дурной – пшеница чертополохом взойдет.
  2.  Знание – учение.
    1.  Голова не знающая боли – не голова.
    2.  Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями
    3.  Кто хочет много знать, тому надо мало спать
    4.  Не учась и лаптя  не сплетеш
  3.  О ЧЕЛОВЕКЕ

3.1 В своей норе и мышь  - госпожа

3.2.В своем болоте и лягушка – поет

3.3.Всякая птица в своей стае -  хороша

3.4.Всяк кулик в своем болоте -  велик.

КЛЮЧ

  1.  Украина
    1.  Россия
    2.  Армения
    3.  Узбекистан

2.1. Узбекистан

2.2. Армения

2.3 Украина

2.4. Россия

3.1 Узбекистан

3.2. Россия

3.3. Армения

3.4 Украина

Инструкция: перед вами карточка с записанными на ней пословицами разных народов. Все пословицы разбиты по темам, в каждой теме под номером записана пословица какого-либо народа.  Вам предлагается в каждой теме выбрать одну пословицу, наиболее близкую вашему пониманию, наиболее понравившуюся.

После выполнения задания ведущий указывает, какому народу принадлежит каждая из предложенных поговорок.

Обсуждение:

- много ли совпадений внутри группы, т.е. выбраны ли поговорки одного народа;

- много ли совпадений в целом по группе участников занятия.

Ведущий подводит к мысли о том, что оказывается нам (русским, украинцам, белорусам, армянам и т.д.) близка и понятна мудрость другого народа, а значит и их жизненные ценности могут быть не чужды.

Упражнение "Я-послание" (формирование толерантного отношения к окружающим).

Цель: развивать умение воспринимать и принимать других людей такими, какими они есть.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: "Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные качества.

Если какой-то человек "подвергает испытанию наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним - мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек весьма импульсивен и постоянно перебивает нас - мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и так далее.

Итак, мы оказываемся в возможности развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему - по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.

Давайте сейчас сосредоточимся не на приятной и такой, что удовлетворяет нас стороне общения и взаимодействия один с другим, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-то из участников нашей группы, включая тренера.

Сначала надо осознать эту сложность или проблему, потом осознать, какое ценное качество эта проблема или сложность разрешает нам развивать в себе, а лишь потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: "Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину: "Скажи, а почему?" В данном случае автор высказывания ее называет: "Так как иногда мне сложно уловить суть твоего высказывания".

Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться лишь в форме "Я-посланий" и ни в каком случае не в форме "Ты-посланий", поскольку в последнем случае упражнение может переродиться в обычный для будничного общения обмен взаимными нареканиями и претензиями. Суть упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и потом сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это надо особым "психосинтетичним" способом, не поднимая личностной целостности другого человека.

"Я-послания" говорят, о том, что что-то создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. 

"Ты-послания" говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему, и из-за тебя мне приходится что-то изменять в себе.

Поскольку для нас привычнее “Ты-послания", посмотрим, как они могут быть превращены у "Я-послания".

"Ты-послания": "Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится весьма напрягать свое внимание”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание" (объяснение, если его просят дать: это потому, что мне бывает сложно уловить суть продолжительного высказывания").

"Ты-послания": "Ты все время сидишь с непроницательным видом, так что сложно понять, кто ты на самом деле”.

"Я-послания": "Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Так как в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность" (объяснение, если его просят дать: "Это потому, что мне очень сложно улавливать утонченные и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю лишь на тех, кто чаще смеется, говорит и т.д.").

Для дополнительного смягчения можно предложить всем участникам высказываться более ритуализовано - это смягчит эмоциональную остроту высказываний.

Например, можно предложить говоры в особом "восточном" стиле: "Александр, я настолько признателен судьбе за встречу с тобой! Что это благословенный подарок для меня! Так как общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности".

Александр: ”А почему?"

Ответ: "Наверно, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет об утонченных материях. Я не привык все подвергать анализу и сначала было тяжело вникать".

Упражнение заканчивается лишь после того, как каждый из участников хотя бы один раз выступит.

Обсуждение в группе по вопросам:

"Что дает это упражнение?",

"Что дало оно лично вам?"

Ведущий подводит к идее о том, что при общении с представителями разных народов (формировании поликультурной компетентности) особое значение имеет толерантность.

Экспресс-диагностика.  «Что значит бать толерантным?»

Цель: сформировать представление о толерантности, о толерантной личности.

Инструкция: В анкетах участников и у ведущего на плакате записаны черты толерантной личности. По итогам всех анкет формируется представление группы о толерантной личности.

Анкета «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

Три головні риси толерантної особистості

Черты, которые есть у меня

Черты, которые я хотел

бы сформировать

Інтерес к людям

Умение слушать

Умение сопереживать

Терпимость

Альтруизм

Тактичность

Чувство юмора

Уважение к другим

Отказ от давления и насилия

Признание прав других на свои взгляды

Принятие других такими, какие они есть

Взаимопонимание на основе согласия

Ведущий подводит итог. 

Толерантность — это понимание, уважение,  признание равноправия, отказ от давления и насилля, признание прав других на собственное мнение и взгляды, принятие других людей такими, какие они есть, взаимопонимание на основе согласия.

Упражнение. Пять добрых слов.

Цель: продемонстрировать участникам,  возможность добрососедских отношений между народами разных стран, а также между жителями разных национальностей одной страны.

Инструкция: на листах участники должны обвести ручкой собственную руку (ладонь и пальцы) и указать название страны, представителями которой они были на занятии.

Потом участники передают по группам эти ладошки и на нарисованной руке участники других групп пишут в краткой форме пожелание другому народу.

Обсуждение: ладошки прикрепляются на стенд и зачитываются представителями народа. Ведущий подводит к идее, что составляя пожелание другому народу  никто не использовал национальный признак.

Звезды на небе – 2.

Цель: продемонстрировать участникам, как изменился уровень их сплоченности в группе и взаимозаинтересованности, представление о преимуществах конструктивного общения без стереотипов представителей различных культур.

Материал: ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция: участники изображают себя в виде звезд на небе. Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить их на небосклоне.

Обсуждение:

  •  Изменилось ли расположение звезд?
  •  Как именно?
  •  Как изменились сами звезды?
  •  Какая идея их объединяет?

От авторов.

Предложенные упражнения можноиспользовать  как в компоексе, так и отдельно, включая их в классные часы, тренинги и т.д.

Последние исследования относительно основных жизненных компетентностей, проводимые практическими психологами школ района, показали, что уровень сформированности поликультурной  компетентности является самым низким, что, в свою очередь является показателем низкого развития  толерантности. Поэтому работа в данном направлении на сегодняшний день весьма актуальна.

Желаем удачи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57522. Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття 80 KB
  Тема: Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття Навчальні цілі: охарактеризувати стан розвитку української культури XVIII століття; ознайомити учнів з основними культурними діячами вивченої епохи та їхніми здобутками; Розвивати в учнів уміння аналізувати та систематизувати матеріал робити висновок удосконалювати навички роботи з джерелами знань давати історичну характеристику діячам культури; Сприяти патріотичному вихованню учнів а також виховувати в них естетичні смаки та уподобання; Очікувані...
57523. Люблінська унія. Початок польського володарювання на українських землях 89.5 KB
  Мета: розкрити причини основні положення Люблінської унії з’ясувати політику Речі Посполитої щодо України її політичний устрій та державну систему; показати суттєву зміну становища українських земель...
57524. Політичний і соціально-економічний розвиток Галицького і Волинського князівств. Піднесення Галицького князівства за Володимира та Ярослава Осмомисла 86 KB
  Піднесення Галицького князівства за Володимира та Ярослава Осмомисла. Вчити учнів вмінню показувати на карті території князівств часів роздробленості Русі порівнюючи їх із територіями колишніх племінних союзів східних слов’ян...
57525. Україна в період кризи радянської системи (1964-1985 рр.) 143.5 KB
  Навчальна: Продовжити формування хронологічної, просторової, логічної компетенцій в процесі узагальнення, систематизації та конкретизації подій, явищ та фактів з теми.
57526. The Golden Horse-shoe of Cherkasy Region 48.5 KB
  Objectives: to develop students’ cognitive and creative skills; to provide students with an opportunity to practise listening, reading, writing and speaking skills; to encourage students to work on projects...
57527. Об'єднане королівство Великобританії та Північної Ірландії 96 KB
  There are a lot of countries in the world. And every country has its own customs and traditions. So has Great Britain. Every country has its own flag, symbols and national holidays.
57528. Проблеми жінки у світі. Статус жінки у суспільстві (The problems of a woman in the world. The status of a woman in the society) (Граматичний матеріал) Пряма/Непряма мова - Direct/reported speech) 53.5 KB
  Everyone knows that men and women are very often confused by each other (it`s not surprising). The author of the international bestseller John Gray says it is so because they are from different planets. Men are from Mars, women are from Venus.
57529. Письменники англомовних країн. Книги в нашому житті 54 KB
  Розвиток навичок аудіювання з метою вилучення інформації з прослуханого тексту; активізація вживання граматичних структур Past Indefinite Passive в усному мовленні; Виховувати в учнів почуття любові та інтерес до книги. Розширювати літературний кругозір учнів.
57530. Свята в англомовних країнах 50 KB
  Освітня Познайомитись з традиціями англомовних країн Познайомитись з історією деяких свят Виховна Виховувати в учнів повагу до традицій інших народів.