78581

Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни живых существ, познакомить с составом почвы; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки исследовательской работы, познавательный интерес...

Русский

2015-02-08

84 KB

1 чел.

Общеобразовательная школа  І – ІІІ ступеней № 7

Природоведение

 

1 – А класс

Урок усвоения новых знаний

Тема

Почва. Почва – это место, где живут

мелкие животные.

   

 

                                                                        Подготовила

                                                               учитель начальных классов

                                                               Шевченко Ольга  Юрьевна

Харцызск

Природоведение

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока

І.  Организационный момент               1 мин.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений         

 1. Тесты        1 мин.

 2. Вопросы по теме, изученной на прошлом

    уроке. Загадки.                2 мин.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока              1 мин.

І\/.  Мотивация обучения

  1.  Прослушивание рассказа

«Чудесная кладовая».     2 мин.

 2. Беседа        1 мин.

 3. Составление ассоциативного куста   2 мин.

 4. Физминутка       2 мин.

\/. Изучение нового материала   

  1.  Рассказ учителя. Макет

«Почвенный разрез».    2 мин.

 2. Таблица «Виды почв».    2 мин.

 3. Опыты        4 мин.

 4. Работа со схемой «Состав почвы»   2 мин.

 5. Физминутка       1 мин.

\/І. Закрепление и осмысление знаний

 1. Работа в тетради      2 мин.

 2. Разгадывание кроссворда              2 мин.

 3. Клуб «Любознательных»    2 мин.

 4. Дидактическая игра

   «Экологическая служба»     2 мин.

6. Интересно знать     1 мин.

\/ІІ  Рефлексия «Рюкзак»      1 мин.

\/ІІІ. Итоги урока                 1 мин.

ІХ.  Словесное оценивание детей     1 мин.

            

  

Тема. Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные.

Цель:  - продолжить формировать представление о предметах неживой   

    природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни

    живых существ, познакомить с составом почвы;

  - развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки          

    исследовательской работы, познавательный интерес;

  - воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: макет « Почвенный разрез», таблица « Почва»,

             ассоциативный куст « почва», цветик – семицветик, лабораторное  

             оборудование  для проведения опытов, иллюстрации животных  

             (крот, хомяк, земляной червь), записи на доске.

Методы и формы: парная и фронтальная формы работы, ассоциативный  

    куст, рефлексия « Рюкзак».                                                                    

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

І. Организационный момент

На доске висит изготовленный из цветной бумаги цветик – семицветик. Когда  начинается новый этап урока, отрывается лепесток от цветка (лепестков -7).

 Учитель. Я хочу подарить вам  этот урок.

  •  Какие чувства у вас возникали, когда вам что-нибудь дарили?
  •  Я надеюсь, что все эти приятные чувства возникнут у вас и на сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока.
  1.  Вести себя спокойно.
  2.  Не выкрикивать.
  3.  Быть терпеливым.
  4.  Дать возможность высказаться своим товарищам.
  5.  Уважать друг друга.

 ІІ. Актуализация опорных знаний и умений (1 лепесток)

 Учитель. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем об окружающей нас природе.

1). Тесты

А. Природой называется…:

     а) река;

     б) стол;

     в) тетрадь.

Б. Руками человека сделано…:

    а) вода;

    б) камень;

    в) ткань.

В. Выбери правильное утверждение.

    а) Природа – это всё, что окружает человека;

    б) природа – всё, что сделано руками человека;

    в) природа – всё, что окружает человека и не сделано его руками.

2).  Вопросы по теме, изученной на прошлом уроке.

         -  Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Согласны вы с тем, что вода – одно из самых главных богатств на  

            Земле?

- Что вы узнали о воде, которая приходит в наши дома?

- Какие загадки вы подобрали о разных состояниях воды в природе?

(Отгадывая загадку, дети указывают, о каком состоянии воды в ней   говорится).

Загадки

1. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла,

           И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза).

       2. В белом бархате деревня –

  И заборы, и деревья.

  А как ветер нападёт,

  Этот бархат опадёт. (Иней).

       3. Без крыльев летят, без ног бегут,

 Без паруса плывут. (Облака).

       4. Молоко над речкой плыло,

  Ничего не видно было.

  Растворилось молоко –

  Видно стало далеко. (Туман).

  1.  Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).   

ІІІ. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы узнаем ещё об одном богатстве нашей Земли,

  без которого не было бы лесов и лугов, садов и полей. Поставим  

 несколько опытов, которые помогут нам сделать новые открытия.

 Узнаем, почему в природе важно и нужно всё.

 І\/. Мотивация обучения  (2 лепесток)

1)  Прослушивание рассказа « Чудесная кладовая».

 а)  Рассказ учителя.

- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

  Видел ли ты когда – нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

  Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется?

2)  Беседа.

    - Кто же, ребята, догадался, как называется чудесная кладовая?

( Ответы детей).

3)  Составление ассоциативного куста.  

  - Что вы знаете о почве?

 

 

4)  Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

\/. Изучение нового материала (3 лепесток)

 1)  Рассказ учителя с использованием наглядности (рассмотрение

              макета « Почвенный разрез»).

А) Почва.

Б) Чернозём (перегной).

В) Песок.

Г)  Глина.

Д)  Камни.

         2) Таблица « Виды почв». 

   Почвы

 

Чернозёмные   Песчаные   Глинистые

( богаты перегноем,    (содержат много  (содержат глину,

   очень плодородны,     песка, мало воды)    мало воздуха, плохо

     дают большие урожаи)                         пропускают воду)

 3)  Практическая работа по определению состава почвы.

Опыты (4 лепесток)

Опыт 1. Бросим небольшой кусочек сухой почвы в стакан с водой. Увидим,

    что из почвы начнут выходить пузырьки воздуха.

            (В почве есть воздух).

Опыт 2. Положим немного свежей почвы в железную банку, и нагреем её

             на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло   

             запотеет. (В почве есть вода).

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Через некоторое время мы

             увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это горит перегной,  

             который образовался в почве из остатков растений и животных.

    ( В почве есть перегной).

В классе учитель демонстрирует только все три  опыта.

 4)  Работа со схемой « Состав почвы».

                 а). Воздух

       б). Вода  

       в). Перегной и глина

       г). Песок

       д). Соли

       5)  Физминутка.

           Раз – подтянуться, подтянуться,

           Два – согнуться, разогнуться.

           Три в ладоши три хлопка,

           Головою три кивка.

           На четыре - руки шире,

           Пять, шесть - тихо сесть.

\/І. Закрепление и осмысление знаний (5 лепесток)

       1)  Работа в тетради. 

Самостоятельная работа детей в тетради по природоведению, стр. № 35.

       2) Разгадывание кроссворда « Жизнь под землёй».

1 загадка.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём. (Крот).

2 загадка.

Есть на речке лесорубы,

В серебристо – бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. ( Бобры).

3 загадка.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому, что дотемна

В норке прячется она. ( Мышь).

Кроссворд

К

Р

О

Т

Б

О

Б

Р

Ы

М

Ы

Ш

Ь

        4)  Клуб « Любознательных » (6 лепесток)

Дети рассказывают о хомячке, кроте и земляных червях.

ХОМЯК

        Хомяк выходит на поле глухой ночью. Согнув стебель зернового растения, он отгрызает колосок и выбирает из него зёрна. Затем прячет зёрна в защёчные мешочки. Длина норки хомячка приблизительно 6 – 8 метров. Своё жилище зверёк содержит в образцовом порядке. Его подземное гнёздышко, где он зимует или пережидает дождь или жару, выстлано сухой травой и соединено ходами с другими кладовочками. Дело в том, что зимний сон хомячка некрепок. Часто просыпаясь, он вынужден подкармливаться заранее сделанными запасами.

КРОТ

        Кроты встречаются практически везде в лесу, саду, парке и даже на футбольном поле. Им нужны лишь дождевые черви – их – любимое лакомство – и рыхлая земля. Для сельского хозяйства эти животные – вредители. Кроты большую часть времени проводят под землёй. Верным признаком того, что поблизости живёт крот, служат кротовины, или кротовые кочки. Это крот выталкивает лишнюю землю из своих ходов.

ЗЕМЛЯНЫЕ  ЧЕРВИ

        Земляные черви выносят на поверхность земли свежий слой почвы со скоростью 6 мм за год. Они делают в почве отверстия, через которые в неё проходят воздух и вода. Черви являются кормом для птиц, кротов и некоторых животных. Они также перерабатывают остатки разных растений и этим улучшают плодородие земли. Надо отметить особую находчивость земляных червей. Эти смекалистые животные затягивают листья удобным способом – с узкого конца, а хвоинки – с основы, чтобы не застрять у входа в норку.

        5) Дидактическая игра « Экологическая служба» (парная форма

            работы).

             - Как сберечь почву?

             - Что нужно делать, чтобы сберечь почву?

        6)  Интересно знать, что:

    - гниение в почве:

      целлюлозы – 6 месяцев, натуральной бумаги – от 60 дней до 1,5 года,   

      синтетической бумаги – 40 лет,  пластиковых бутылок – 180 – 300 лет,

      полиэтилена – 350 лет;

   -  один сантиметр плодородной почвы природа накапливает 250 – 300 лет

      (при условии, что ей никто не мешает);

   -  в лесу происходит гниение: бумаги 2 – 3 года, консервной банки – 50 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, стекла – около 1000 лет.

 \/ІІ. Рефлексия « Рюкзак» (7 лепесток)

       Каждый ученик класса коротко записывает на листочке ответ на вопрос:

-  Какие знания, умения, способы действий, полученные на уроке, вы

  возьмете с собою для использования на других уроках, в жизни?

       Листочки с ответами складываются в рюкзак. На уроке выборочно можно познакомиться с ответами.

 \/ІІІ. Итоги урока

             - С каким природным богатством познакомились на уроке?

             - Чем занимались на уроке?

 ІХ. Словесное оценивание детей

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бибик Н.М., Коваль Н.С. Я и Украина: Окошечко. Для 1 класса общеобразовательной школы – К.: А.С.К., 2002. – 120 с.: ил.
  2.  Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 123с.
  3.  Інтерактивні методи навчання в практиці роботи школи. / Упоряд. Сребна О.В., Сошенко А.О. – Х.: Вид. група «Основа», 2006. – 176с.
  4.  Макаренко В.М., Туманцова О.О. Як опанувати технологію формування критичного мислення. – Х.: Вид. група «Основа», 2008. – 96с. (Серія: «Педагогічні інновації. Майстерня»).
  5.  Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології критичного мислення // Упоряд. Г.О.Ярош, Н.М.Седова. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 240с. – (Б-ка ж. «Початкове навчання і виховання»).

            

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66633. Предмет исследования искусственного интеллекта 589 KB
  Обучение нейронной сети в первую очередь заключается в изменении силы синаптических связей между нейронами. Искусственный нейрон узел искусственной нейронной сети являющийся упрощённой моделью естественного нейрона. Нейрон представляет собой своеобразную единицу обработки информации...
66634. Научный вклад Павла Андреевича Костычева в почвоведение 922 KB
  Началом подготовки крестьянской реформы стало учреждение по указу Александра II в январе 1857 секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей.
66635. Народознавство: суть, принципи, функції та засоби 99.5 KB
  Таким чином до сфери народознавства входили б і такі науки як історія політична й історія розвитку державних інститутів історія наук і історія промислу все звичайно в сфері щонайобмеженішій наскільки це стосується певного конкретного народу. Народознавство у вузькому значенні етнографія наука про культуру побут народу його походження розселення національні традиції та обряди.
66636. Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.К. Г. Юнга 142.5 KB
  Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.
66637. Ассоциативная психология: история, идеи факты 96 KB
  Заметим, что понятие ассоциации возникло довольно давно и историю его возникновения мы можем проследить, начиная с работ Аристотеля и Платона. В ходе развития науки различные философские системы вкладывали в понятие ассоциации различный смысл.
66638. Гештальтпсихология: идеи и факты 131.5 KB
  Гештальттерапия которой я учусь уже два с половиной года в той или иной степени унаследовала идеи гештальтпсихологии. А появились эти понятия в 1910е годы прошлого века и именно гештальтпсихологии они обязаны своим появлением....
66639. Концепция «физиологии активности» 142.5 KB
  Бернштейн изучал естественные движения неповрежденного организма. Ученый утверждал что организм своими движениями активно воздействует на окружающую среду стремясь изменить ее в потребном ему направлении. Принцип сенсорных коррекций Ранее механизм движения описывался...
66640. Ассоциативная психология: история, идеи, факты. Личность 81 KB
  Классические теории ассоциативной психологии Заключение Список литературы Введение Все представления содержащиеся в памяти существуют обычно не сами по себе а группируются в определенные совокупности ассоциации. В XVII веке принцип ассоциации был распространен на всю область...
66641. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 111 KB
  Рассматривая различные теории личности можно отметить что большинство исследователей так или иначе сходятся в том что личность есть особый феномен связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму к сложившейся и вновь...