78604

Экономическая система общества. Типы экономических систем

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В практике хозяйствования существуют различные типы экономических систем которые различаются между собой по форме собственности организации труда и использованию рабочей силы. Среди множества экономических систем чаще всего встречаются: Традиционная примитивные орудия труда форма собственности общинная переходящая затем в рабовладельческую и феодальную натуральное производство организация труда индивидуальная или простая кооперация существуют свободные ремесленники кустари и несвободные рабы крепостные работники....

Русский

2015-02-09

40 KB

0 чел.

  1.  Экономическая система общества. Типы экономических систем.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

Каждая экономическая система общества состоит из объектов, субъектов и различных связей.

Под объектом экономической системы понимают все то, на что направлена деятельность человека (земля, природные ресурсы, факторы производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация и т.д.).

Под субъектом понимают всех тех, кто осуществляет хозяйственную деятельность (семья, группа лиц, органы управления, государственный аппарат, предприниматели и т.д.).

В качестве связей, которые бывают прямые и обратные, выступают экономические (производственные) отношения, которые возникают в процессе производства по поводу создания, распределения, обмена и потребления материальных благ. Различают следующие виды экономических отношений: социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические. Все элементы экономической системы можно объединить и представить в виде схемы (рис. 2).

Функционирование системы (механизм ее действия) определяется:

во-первых, комплексным действием всех элементов, их взаимозависимостью;

во-вторых, относительной самостоятельностью каждого элемента, оказывающего активное влияние на изменения в системе;

в-третьих, возможностью приоритетного действия одного из элементов в различных исторических условиях.

Таким образом, системный подход позволяет понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

В практике хозяйствования существуют различные типы экономических систем, которые различаются между собой по форме собственности, организации труда и использованию рабочей силы.

Среди множества экономических систем чаще всего встречаются:

Традиционная — примитивные орудия труда, форма собственности общинная, переходящая затем в рабовладельческую и феодальную, натуральное производство, организация труда — индивидуальная или простая кооперация, существуют свободные (ремесленники, кустари) и несвободные (рабы, крепостные) работники. Управление хозяйством осуществляется на принципах рабовладельческого или феодального государства. Рыночная система существует как уклад и не носит всеобщего характера.

Смешанная — основана на смешанных формах собственности (частной, общинной). Организация труда полумеханизированная (ручной и машинный труд), используется наемная рабочая сила. Существует рынок свободной конкуренции, государство в экономику не вмешивается.

Рыночная — бывает двух видов; свободная конкуренция и современная рыночная экономика.

Свободная конкуренция — простая частная собственность, свободная конкуренция (цены устанавливаются в результате спроса и предложения), работник наемный.

Современная рыночная экономика — различные формы собственности (государственная, частная, смешанная), преобладает корпоративная форма. Имеет место активное государственное регулирование и высокий уровень социальной защищенности.

4 Административно-командная единая, государственная форма собственности, централизованное управление, директивное планирование, монополизированное производство. Активно развивается административно-бюрократический аппарат, в результате чего эффективность хозяйствования падает.

5. Переходная — промежуточное состояние экономики, так как нет четко выраженной формы собственности, используется наемный труд, разнообразные виды и формы организации труда и производства. Характерные черты — нестабильность, неустойчивость, альтернативность, постоянная угроза кризиса.


           Производительные                                                 силы

Естественные

Общественные

Всеобщие

Природные ресурсы, возможности человека

Факторы производства, разделение труда

Наука, образование, культура

Ресурсы

Общественное разделение труда

Процесс труда

Трудовые, природные, научно-технические, образовательные

Специализация производства

Труд, средства труда, предметы труда

Производственные возможности

Результаты

Эффективность

Выбор ограниченных ресурсов

Материально-вещественный продукт и услуги

Соотношение результатов и затрат

Производственные отношения (ПО)

Социально-экономические

(отношения собственности)    *

Организационно-экономические (маркетинг, менеджмент)

Технико-экономические (технологические)

ис. 2. Основные элементы экономической системы

Экономическая система


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62738. Старая-новая одежда 30.41 KB
  Узнать больше о таких вещах разных народов как ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы. И так мы выводим слайды со всеми вещами с которыми хотим детей познакомить или больше про них узнать ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы.
62741. Осознание социальных процессов. Малые группы общества 251.02 KB
  Формирование группы и поведение человека в группе. Сегодня мы с Вами поговорим о малых группах общества таких как школьный класс семья дружеские компании музыкальные группы...
62742. Истина и ее критерии, конспект лекций 18.18 KB
  Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным Почему Истина соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина незыблемые не меняющиеся со временем утверждения.
62743. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества 4.26 MB
  Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением...