78607

Деньги, денежная система и ее регулирование

Доклад

Деньги и денежные системы

Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Возникновение денег закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сущность денег раскрывается в их функции. Без денег возможен только прямой обмен предполагающий что у каждого из партнеров есть то что нужно другому.

Русский

2015-02-09

34.5 KB

1 чел.

4. Деньги, денежная система и ее регулирование.

Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Однако деньги были не всегда. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом. Они пришли на смену натуральному обмену. В условиях натурального обмена, когда товар менялся на товар напрямую (бартер), потребность в деньгах не существовала. Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве. Отсюда и многообразие товаров, выполнявших роль эквивалентов — измерителей стоимости других товаров.

По мере расширения и углубления общественного разделения труда, развития частных и общественных форм собственности (включая раздвоение отношений присвоения на основе владения и распоряжения) происходило расширение сферы товарного производства, отношений обмена. В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими.

Возникновение денег — закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сначала использовались золотые песок и слитки. В дальнейшем стали чеканить и использовать золотые и серебряные монеты. Поэтому, до тех пор пока деньги представлены благородными металлами, можно говорить о том, что деньги — это особый товар, который является всеобщим эквивалентом для остальных товаров. Их потребительная стоимость (полезность) заключается в способности обмениваться на любой другой товар, т.е. имеет непосредственно общественный характер. И, как любой другой товар, деньги обладают стоимостью.

Наибольшую популярность в прошлом имело золото. Связано это с его физическими свойствами: долго хранится, легко делится и транспортируется. К.тому же оно довольно ограничено в природе, что позволяло относительно небольшое количество золота обменивать на большое количество разнообразных товаров.

Деньги, как и любой другой товар, обладают ценой. В связи с этим при снижении цены на золото при условии, что оно является деньгами, все товары одновременно должны подняться в цене. Так оно и происходило. Например, после открытия Америки большое количество золота, привезенного в Старый Свет, привело к резкому росту цен.

Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникли как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товарами. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире, с его необозримым множеством товаров и услуг.

Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е. совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» монеты.

Потребности товарного обращения и обеспечения непрерывного процесса воспроизводства вызвали необходимость в упорядочении денежного обмена и централизации выпуска денег путем создания денежной системы. Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежное обращение характеризуется движением денег в наличной и безналичной формах, обслуживающим кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Наличная форма денежного обращения обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и металлической монетой (денежными знаками). Б е з н а л и ч н а я ф о р м а расчетов осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей, аккредитивов, платежных поручений и т.п.

Денежная система включает в себя следующие элементы: денежную единицу, выступающую в роли меры стоимости; виды денег, имеющих законную платежную силу, — кредитные и бумажные деньги, разменные монеты; порядок эмиссии и обращения денег; государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. В зависимости от этого, в какой форме обращаются деньги: как товар (товарные деньги) или как знаки стоимости, различают два типа денежных систем.

Кпервому типуотносится металл ическое обращение, при котором «товарные» Деньги непосредственно выполняют все функции. При этом необходимо различать три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, связанный с обращением золотых монет, т.е; товарных денег; золотослитковый, допускающий обмен бумажных денег на золото только при предъявлении определенной суммы банкнот (например, в Англии — 1700 ф. ст., во Франции — 215 тыс. фр.); золотодевизный (золотовалютный), предусматривающий обмен денег на девизы, т.е. валюту стран золотослиткового стандарта, и затем на золото.

Для второго типа денежной системы характерно обращение кредитных и бумажных денег, при котором золото ушло из обращения. Поэтому основными чертами современных денежных систем являются уход золота из внутреннего и международного оборота; выпуск денег в порядке кредитования национальной экономики и государства; вытеснение налично-денежного обращения безналичным оборотом; монополия государства на выпуск денег и на регулирование денежного обращения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56088. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 62.5 KB
  Навчальна мета: закріпити знання з попередньої теми; розглянути з учнями історичний матеріал повязаний з життям на території сучасної України кочових племен кіммерійців та скіфів; при вивченні нового матеріалу...
56089. Школа проти СНІДу 123 KB
  Саме тому перш за все школа повинна стати середовищем для формування у молодих людей розуміння серйозності проблеми ВІЛ СНІДу та переваг здорового способу життя. Мета: ознайомити учнів з епідеміями що спіткали цивілізацію з сучасним станом розвитку епідемії ВІЛ СНІДу.
56090. Григорій Сковорода – філософ, поет, музикант. (“Всякому городу – нрав і права” із циклу “Сад божественних пісень”) 38.5 KB
  Сковорода: філософом поетом чи композитором. Тарас Шевченко Григорій Сковорода видатний український просвітитель поет педагог музикант ХVІІІ століття поборник правди чия творчість пройнята любовю до людей.
56091. ОСОБЛИВОСТІ ВИВЧЕННЯ ТВОРЧОСТІ Г.С. СКОВОРОДИ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТІ 186.5 KB
  Сковорода був близький йому своїми ідеями поглядами на призначення людини. Можливо він орієнтувався трохи на малюнок Івана Їжакевича Мандрівний філософ Сковорода і на малюнок Миколи Самокиша Сковорода...
56092. Бабусина скриня 72 KB
  Мета уроку: поглибити знання учнів з краєзнавства, акцентувати увагу на потребі зберігати як святиню усе те, що пов’язує людину з рідною землею; розвивати зв’язне мовлення та логічне мислення учнів...
56093. Скульптурний портрет 273 KB
  Обладнання: Для вчителя: ілюстративний матеріал таблиці зі схемами ліплення людської голови скульптурні роботи учнів. Для учнів: підкладні дошки пластилін стеки ганчірки для рук. Практична діяльність учнів. Хід уроку: Вчитель перевіряє готовність учнів до уроку наявність необхідних матеріалів.