78613

Социальная политика государства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...

Русский

2015-02-09

35 KB

0 чел.

10. Социальная политика государства.

Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Она обусловлена прежде всего тем, что процесс общественного воспроизводства не может нормально протекать вне взаимодействия его экономических и социальных сторон. Это относится к воспроизводству и общественного продукта, и человека. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах. При этом социальное — предпосылка экономического, равно как последнее — предпосылка первого.

 Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки (системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.

Поэтому социальная политика направлена не только на повышение уровня занятости и доходов лиц наемного труда, улучшение их материального положения, но и обеспечение благополучия их семей, благополучие людей с вторичными доходами, на расширение возможностей развития личности, получения образования, а также на достижение человеком соответствующего социального статуса в обществе.

Поэтому политика государственного регулирования доходов владельцев факторов производства далеко не замыкается на их носителях, на экономической деятельности.

Тем не менее государственное регулирование доходов имеет вполне самостоятельный аспект — распределение доходов в обществе. Государственная политика доходов в решающей степени предопределяется характером государственной власти, ее экономической, социальной и политической ориентацией и зависит от складывающейся социально-экономической и внутриполитической ситуации в стране. Поэтому государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики, повышению благосостояния всего населения или наращиванию богатства в руках отдельных национальных и социальных групп, слоев общества.

Во многих странах государство выступает прежде всего посредником в социальных отношениях между трудом и капиталом, наемными работниками и работодателями путем участия в переговорах профсоюзов работников и предпринимателей. С помощью налоговой политики и системы социальных выплат и компенсаций государство может оказывать существенное воздействие на формирование любых номинальных и реальных доходов. Речь идет о заработной плате, прибыли, проценте, ренте, а также о пособии по безработице, которое выступает не чем иным, как доходом при временной безработице. Кроме того государство, определяя минимально допустимый уровень оплаты труда, устанавливая прожиточный минимум, определяет тем самым нижние допустимые границы получения доходов и социального обеспечения населения. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на очевидный факт — социально-экономическую и политическую функцию буржуазного государства по защите имущественных прав и интересов капитала, прежде всего финансовой олигархии. В отношении же лиц наемного труда и их семей проводится политика сдерживания заработной платы, сокращения социальных выплат.

 Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества. К данному блоку социальной сферы тесно примыкает и здравоохранение, и социальное обеспечение. Особо важное значение они приобретают на первоначальной и завершающей стадиях процесса воспроизводства человеческого фактора, так как в первом случае речь идет об обеспечении будущего здоровья, образования и культуры, во втором — об элементарной защите старости.

Конечно, и здравоохранение, и социальное обеспечение являются вполне самостоятельными сферами, отвечающими задачам медицинского обслуживания населения, заботы о нетрудоспособных и инвалидах, развития спорта, культуры, досуга, обеспечения экологической, санитарной безопасности общества. Несомненно, что развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет и внебюджетные фонды. На этом основании делаются выводы о внеэкономическом, внерыночном характере данной сферы.

Социальная сфера это специфический сектор общественного производства единой национальной экономики. В сложившейся социально-экономической ситуации социальное оказалось отделенным от экономического, а сами функции социального были взвалены на плечи государства, потому что капиталистическая рыночная экономика игнорирует стоимостные духовно-культурные, образовательно-социальные составляющие. Таким социальным регулятором выступает государство, к ведению которого относятся производство и потребление, народонаселение, трудовая деятельность и здравоохранение, образование» наука и культура, общественные и гражданские отношения, урбаг-низация, аграрная сфера и миграционные потоки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21890. Пожарная профилактика 216.5 KB
  Первичные средства пожаротушения и порядок их использования 3ий вопрос Мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций объектов. Планирование противопожарных мероприятий ГО на объекте 4ый вопрос Назначение задачи и организация противопожарной службы и ее формирований Организационнометодические указания В вводной части следует обратить внимание на то что сегодня пожары превращаются в одну из главных опасностей для человечества которые приводят к массовой гибели людей и большому материальному...
21891. ПРИРОДНЫЕ (ЛАНДШАФТНЫЕ) ПОЖАРЫ 175.49 KB
  При подземных пожарах горит торф залегающий под лесными массивами. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами при которых огонь отдельными очагами заглубляется в слой торфа на наиболее подсохших участках чаще всего у стволов деревьев а затем постепенно распространяется в стороны. Переход низового пожара на полог древостоя происходит в насаждениях с низко опущенными кронами в разновозрастных насаждениях а также при обильном хвойном подросте. Древостой после верхового пожара как правило...
21892. Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций 114 KB
  Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время . Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках созданной в 1992 г. Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях это же касается и отрасли территории территории объекта независимо от формы собственности и сферы деятельности комплекс экономических организационных мероприятий...
21893. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 346.5 KB
  Ветровой нагон подъём уровня воды вызванный воздействием ветра на водную поверхность обычно происходящий в морских руслах крупных рек а также на больших озёрах и водохранилищах. БУРИ УРАГАНЫ И СМЕРЧИ Ураганы бури смерчи метеорологические опасные явления характеризующиеся высокими скоростями ветра. Ураган возникает когда скорость ветра превышает 33 м с 120 км ч обладает большой кинетической энергией: ломает деревья переворачивает автомобили разрушает строения. Погода при этом малооблачная сухая со слабыми ветрами.
21894. Обеззараживание. Виды обеззараживания 91.5 KB
  Моющие растворы Жировые мыла Синтетические вещества Синтетические моющие вещества обладают хорошей моющей способностью в любой среде при невысоких температурах. СПОСОБЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ Для обеззараживания используют механический физический физикохимический и химический способы. Дезактивация Механический способ применяется для различных грунтов и включает: сметание срезание вспашка засыпка заражённого грунта удаление радиоактивной пыли...
21895. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС 1.66 MB
  В соответствии с законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в РФ функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий РСЧС. Организация системы РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный региональный уровень субъекта федерации местный уровень и объектовый. Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в...
21896. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ 61 KB
  ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ 1. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ Эвакуация в чистом виде бывает редко она как правило сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием проведением противорадиационных медицинских противопожарных инженерных работ. Количество людей подлежащих эвакуации каждый раз определяется местными органами власти с учетом рекомендаций штабов ГО и ЧС исходя из условий характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
21897. АС и ДНР. Спасательные работы в очагах поражения включают 30.5 KB
  Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков объектов работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках объектах работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий загазованных и задымленных помещений завалов; вскрытие разрушенных поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; оказание первой медицинской и первой врачебной...
21898. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА 35 KB
  Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие: промышленные объекты имеющие в составе особо опасные производства; гидротехнические сооружения хвостохранилища и шламонакопители 1 2 3 классов на которых возможны гидродинамические аварии. Отнесение к особо опасным производствам входящим в подлежащий декларированию безопасности промышленный объект основывается на: величине пороговых количеств потенциально опасных веществ определенных для конкретных веществ или различных категорий веществ; количестве...