78615

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.

Русский

2015-02-09

46 KB

1 чел.

12. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции.

Конкуренция — это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

  1.  экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;
  2.  большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары;
  3.  возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;
  4.  реализация экономических интересов всех агентов рынка;
  5.  наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях.

  1.  Регулирующая — нацеливает производство на осуществление потребительского спроса.
  2.  Стимулирующая — направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.
  3.  Распределительная — связана с рациональным размещением факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход.
  4.  Инновационная — связана с необходимостью постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы.
  5.  Дифференцирующая — связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет:

на образование цен;

достижение равновесного состояния рыночной среды;

• самонастраиваемость рыночной системы. Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства:

способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров;

позволяет быстро приспосабливаться к- изменяющимся условиям производства;

создает оптимальные условия для использования достижений НТП; =,

обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

не решает социальных проблем;

способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция — сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование;

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции используют:

методы борьбы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции;

методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

повышение качества продукции через внедрение НТП;

способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей;

сервисизацию сбыта;

массовое использование рекламы.

В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

распространение ложных сведений о конкуренте;

разработка искаженной информации о товаре;

незаконное использование фирменного знака конкурента;

реклама товаров, не обладающих нужными качествами;

• экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль.

  1.  Полиполия (совершенная конкуренция) — конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену.
  2.  Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия.
  3.  Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей.
  4.  Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство.
  5.  Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию.
  6.  Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей.
  7.  Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей.

8. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

9." Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

Билатеральная монопсония (двусторонняя монопсония) — тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76412. Алгоритм построения логарифмической амплитудной характеристики последовательного соединения типовых звеньев 59.87 KB
  Построение асимптотической ЛАХ последовательного соединения типовых звеньев сводится к суммированию на графике отрезков прямых линий с наклонами кратными 20 дБ дек. Используем более эффективный способ построения ЛАХ последовательного соединения звеньев который не требует построения ЛАХ отдельно каждого звена и последующего суммирования этих ЛАХ. Очевидно что результирующая ЛАХ от такого перераспределения параметров должна остаться без изменений. Построим ЛАХ звеньевсомножителей из 4.
76413. Признаки переходного и установившегося режимов работы САР 49.49 KB
  Признаки переходного и установившегося режимов работы САР Можно ли изучая выходной сигнал САР определить работает она на данном отрезке времени в переходном или установившемся режиме Для этого нужно более точно сформулировать что такое переходный и что такое установившийся режимы с практической точки зрения. Красная кривая переходный процесс при идеальном ступенчатом воздействии. Нарастание воздействия со скоростью примерно 8 ед сек сопровождается заметным переходным процессом голубая линия при скорости 4 ед сек переходный процесс...
76415. Преобразование Лапласа и его свойства 89.59 KB
  Различают прямое и обратное преобразование Лапласа. Прямое преобразование Лапласа определяется уравнением. Обратное преобразование Лапласа определяют из решения.
76416. Частотные характеристики САУ 83.42 KB
  Если на вход подавать синусоидальные колебания 1 то на выходе после затухания переходных процессов этим заниматься не будем также возникают синусоидальные гармонические колебания с той же частотой но с другой амплитудой и сдвинутые по фазе относительно входных колебаний: где φ сдвиг по фазе выходных колебаний относительно входных.угол φ Зависимость модуля АФЧХ от частоты колебаний ω называется амплитудно-частотной характеристикой. Зависимость сдвига фаз входных и выходных колебаний φ от частоты ω называется фазочастотной...
76417. Дифференциальные уравнения и передаточные функции 38.88 KB
  Введем понятие звена автоматической системы. При математическом описании системы удобно разбить систему на звенья и для каждого звена записать свое уравнение. Уравнение такого звена связывает две величины: x входная величина или воздействие и y выходная величина или реакция. Пусть момент времени t=0 выбран так что начальные условия на выходе звена являются нулевыми.
76418. Типовые сигналы 139.87 KB
  Дельтафункция является четной функцией между функцией Хэвисайда и Дирака существует связь выраженная соотношением: или На практике считается что на вход объекта подана функция функция если время действия прямоугольно го импульса намного меньше времени переходного процесса. Сдвинутые элементарные функции К этим функциям относятся функции Хевисайда и Дирака с запаздыванием т. и Рисунок 4 при этом Все...
76419. Типовые динамические звенья 34.53 KB
  Преобразуемая физическая величина поступающая на вход динамического звена называется входной х а преобразованная величина получаемая на выходе звена выходнойy. Статической характеристикой звена называется зависимость между его выходной и входной величинами в установившемся состоянии. Динамические свойства звена могут быть определены на основании дифференциального уравнения описывающего поведение звена в переходном режиме. Решение дифференциального уравнения дает возможность получить переходную или иначе временную характеристику...
76420. Минимально фазовые и не минимально фазовые звенья 21.74 KB
  Если в передаточной функции произвести замену то получаем называемое частотной характеристикой звена частотный коэффициент передачи звена. Общая фаза выходного сигнала звена будет складываться из частичных фаз определяемых каждым двучленом числителя и знаменателя. Если хотя бы один из корней звена расположен справа то такое звено не минимально фазовое звено.