78615

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.

Русский

2015-02-09

46 KB

1 чел.

12. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции.

Конкуренция — это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

  1.  экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;
  2.  большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары;
  3.  возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;
  4.  реализация экономических интересов всех агентов рынка;
  5.  наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях.

  1.  Регулирующая — нацеливает производство на осуществление потребительского спроса.
  2.  Стимулирующая — направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.
  3.  Распределительная — связана с рациональным размещением факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход.
  4.  Инновационная — связана с необходимостью постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы.
  5.  Дифференцирующая — связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет:

на образование цен;

достижение равновесного состояния рыночной среды;

• самонастраиваемость рыночной системы. Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства:

способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров;

позволяет быстро приспосабливаться к- изменяющимся условиям производства;

создает оптимальные условия для использования достижений НТП; =,

обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

не решает социальных проблем;

способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция — сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование;

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции используют:

методы борьбы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции;

методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

повышение качества продукции через внедрение НТП;

способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей;

сервисизацию сбыта;

массовое использование рекламы.

В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

распространение ложных сведений о конкуренте;

разработка искаженной информации о товаре;

незаконное использование фирменного знака конкурента;

реклама товаров, не обладающих нужными качествами;

• экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль.

  1.  Полиполия (совершенная конкуренция) — конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену.
  2.  Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия.
  3.  Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей.
  4.  Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство.
  5.  Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию.
  6.  Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей.
  7.  Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей.

8. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

9." Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

Билатеральная монопсония (двусторонняя монопсония) — тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26601. СТАНДАРТНАЯ СОРТИРОВКА ТУШ ПО УПИТАННОСТИ 15.96 KB
  Говядину взрослого скота молодняка а также баранину и козлятину подразделяют на 1ю и 2ю категории. Говядина 1й категории должна иметь как минимум удовлетворительное развитие мускулатуры; остистые отростки позвонков седалищные бугры и маклоки не должны резко выступать жировые отложения должны быть заметны в виде небольших участков на шее лопатках бедрах в тазовой полости и в области паха; слои подкожного жира от 8го ребра к седалищным буграм могут иметь значительные просветы. Говядина 2й категории характеризуется менее...
26602. СУЩНОСТЬ «ЗАГАРА» МЯСА. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ «ЗАГАРЕ». ЗАГАР 2.3 KB
  СУЩНОСТЬ ЗАГАРА МЯСА. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ ЗАГАРЕ. Это особый вид порчи мяса в первые сутки после убоя животного. Наблюдают его при недостаточно интенсивном охлаждении парного мяса а также при слабой аэрации если туши в парном состоянии плотно укладывают или тесно подвешивают одна к другой в душных помещениях при температуре выше 1520 С.
26603. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «УСЛОВНО ГОДНОЕ МЯСО», «МЯСО ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ» 878 Bytes
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ УСЛОВНО ГОДНОЕ МЯСО МЯСО ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ. Мясо вынужденно убитых животных мясо от больных животных лишенных жизни ввиду нецелесообразности или неэффективности дальнейшего лечения с целью недопущения падежа. Условногодное мясо мясо использование которого для пищевых целей допускается после обеззараживания.
26604. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОСОЛКИ И ГИГИЕНА ПОСОЛКИ МЯСА. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОСОЛА 6.28 KB
  СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОСОЛКИ И ГИГИЕНА ПОСОЛКИ МЯСА. Посол мяса один из самых древних ранее широко распространенных и доступных методов консервирования. В связи с развитием холодильной техники использованием высоких температур для консервирования мяса и мясопродуктов развитием колбасного производства посол уступил первое место этим методам консервирования. Однако и сейчас в сельской местности в личном хозяйстве он находит и будет находить применение как самостоятельный метод консервирования мяса н мясопродуктов.
26605. СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЯСА НА ОБСЕМЕНЕННОСТЬ ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ТОКСИКОИНФЕКЦИЙ 1.54 KB
  СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЯСА НА ОБСЕМЕНЕННОСТЬ ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ТОКСИКОИНФЕКЦИЙ. Схема бактериологического исследования мяса и мясопродуктов по ГОСТ 2123775.
26606. ТЕХНОЛОГИЯ УБОЯ КРС И ПЕРВИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТУШ. ОГЛУШЕНИЕ. 22.62 KB
  ТЕХНОЛОГИЯ УБОЯ КРС И ПЕРВИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТУШ. Чтобы предотвратить загрязнение туш и крови содержимым преджелудков на пищевод животным перед их обескровливанием накладывают лигатуру. Во избежание попадания крови от больных животных емкости нумеруют соответствующими номерами туш от которых собрана кровь. После этого полый нож извлекают из туши.
26607. ТЕХНОЛОГИЯ УБОЯ СВИНЕЙ И ПЕРВИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТУШ. УБОЙ. ОГЛУШЕНИЕ 22.1 KB
  При сборе крови только для технических целей обычным боенским ножом производят глубокий разрез тканей в месте соединения шеи с грудной частью туши и направляя лезвие ножа вверх перерезают кровеносные сосуды у правого предсердия. Зачистка этих участков приводит к потерям массы туши и снижению ее товарного вида. Как указано выше свиные туши обрабатывают со съемкой шкур со съемкой крупонов и со шпаркой туш без съемки шкур. На конвейере вручную кольцеобразно подрезают гузенки снимают шкуру с бедер голяшек и паховой части от туш самцов...
26608. ТРАНСПОРТИРОВКА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ 8.39 KB
  ТРАНСПОРТИРОВКА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ. Главными задачами транспортировки являются быстрая доставка продуктов к местам назначения и сохранение их первоначальных качеств. Температурный режим при перевозке скоропортящихся продуктов В рефрижераторных поездах и секциях устанавливается в зависимости от температуры груза в момент погрузки. Совместная перевозка в одном вагоне разных видов скоропортящихся продуктов допускается при условии одинакового способа их обслуживания и на срок не превышающий установленного для наименее стойкого груза.
26609. ТРАНСПОРТИРОВКА СКОТА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ И ВОДНЫМ ПУТЯМ. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 9.12 KB
  В 23 раза по сравнению с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки ускоряют доставку животных на убой. В них не должно быть торчащих предметов дыр в полу и других неисправностей которые могли бы травмировать животных. Для предохранения животных от перегрева и охлаждения кузова покрывают брезентом. Крупных животных размещают в кузове на привязи головами вперед или к боковой стенке овец свиней и молодняк крупного рогатого скота перевозят без привязи.