78615

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.

Русский

2015-02-09

46 KB

1 чел.

12. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции.

Конкуренция — это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

  1.  экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;
  2.  большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары;
  3.  возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;
  4.  реализация экономических интересов всех агентов рынка;
  5.  наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях.

  1.  Регулирующая — нацеливает производство на осуществление потребительского спроса.
  2.  Стимулирующая — направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.
  3.  Распределительная — связана с рациональным размещением факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход.
  4.  Инновационная — связана с необходимостью постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы.
  5.  Дифференцирующая — связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет:

на образование цен;

достижение равновесного состояния рыночной среды;

• самонастраиваемость рыночной системы. Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства:

способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров;

позволяет быстро приспосабливаться к- изменяющимся условиям производства;

создает оптимальные условия для использования достижений НТП; =,

обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

не решает социальных проблем;

способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция — сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование;

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции используют:

методы борьбы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции;

методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

повышение качества продукции через внедрение НТП;

способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей;

сервисизацию сбыта;

массовое использование рекламы.

В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

распространение ложных сведений о конкуренте;

разработка искаженной информации о товаре;

незаконное использование фирменного знака конкурента;

реклама товаров, не обладающих нужными качествами;

• экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль.

  1.  Полиполия (совершенная конкуренция) — конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену.
  2.  Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия.
  3.  Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей.
  4.  Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство.
  5.  Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию.
  6.  Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей.
  7.  Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей.

8. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

9." Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

Билатеральная монопсония (двусторонняя монопсония) — тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81082. Проектирование аппаратной центра обработки данных 5.64 MB
  Решения, обеспечивающие отказоустойчивость на различных уровнях ЦОД значительно увеличивают надежность информационной системы. При этом избыточность, необходимая для реализации отказоустойчивости по возможности использована для увеличения эффективной нагрузки на узлы центра обработки данных.
81083. Влияние водного режима на качественный и количественный состав флавоноидов календулы 114.12 KB
  Одним из активно изучаемых классов защитных веществ растений являются фенольные соединения. внедрение в геном чудеродных для данного вида генов с целью получения трансгенных растений источников биологически активных соединений в частности флавоноидов...
81084. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ НА ПРИМЕРЕ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 172.47 KB
  Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью решения одной из самых неоднозначных проблем гражданского права - злоупотребления правом на примере корпоративных правоотношений. Необходимо отметить, что правоприменительная практика сталкивается с большим количеством корпоративных...
81085. ФЕМИНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КОНЦА 20-ГО ВЕКА В ПОИСКАХ МЕТОДОЛОГИИ 266 KB
  В период раннего капитализма традиционная точка зрения на положение женщины в обществе подвергается пересмотру: впервые говорится о различии в общественной сфере занятости необходимости строгого разграничения частного и общественного.
81087. ПРИОРИЕТЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 45.51 KB
  Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
81088. Электронные выпрямители, преобразователи, защита электронных устройств и основные характеристики 468.06 KB
  Инвертор который формирует частоту напряжения электродвигателя. Преобразователи частоты различаются по режиму коммутации используемому для регулирования напряжения питания электродвигателя.
81089. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ISO 21500:2012 30.93 KB
  Задачей рабочей группы по созданию стандарта было взять за основу опыт существующих организаций по управлению проектами (Института управления проектами PMI (США), Британского института стандартизации BSI и Международной ассоциации управления проектами IPMA) и свести его в лучшую практику – универсальный стандарт.
81090. Изменения в системе государственного управления при правлении Ивана III 50 KB
  Иван III заложил основы российского самодержавства не только значительно расширив территорию своего государства но и укрепив его политический строй государственный аппарат резко возвысив международный престиж Москвы. Иван III явился фактическим создателем Московского государства.