78617

Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.

Русский

2015-02-09

39.5 KB

0 чел.

14. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления.

Рыночная экономика продемонстрировала свои преимущества в отношении и обеспечения ускоренного научно-технического прогресса, и мобилизации личности, хозяйствующих субъектов в интересах достижения собственного благополучия. В то же время это та система экономических отношений, в которой отсутствует социальная справедливость, гуманная составляющая и признается лишь рыночная сила. Мало того, она руководствуется исключительно экономической эффективностью, отбрасывая все то, что не укладывается в стоимостные оценки на текущий момент. Она слабо ориентирована на социум и экологию в той их части, в которой преобладают не материальные, а духовные ценности, что обусловливает необходимость корректировки и вмешательства общества, государства в экономические отношения.

В связи с вышесказанным требуется определить характер рыночной экономики как с общеисторических позиций, так и с точки зрения конкретной переходной экономики. При переходе от административно-командной экономики первостепенное значение приобретает государственное регулирование как неотъемлемый атрибут сохранения преемственности и плавного вхождения в рынок и как важнейший элемент функционирования относительно развитых рыночных хозяйств. Поэтому другим требованием должна стать регулируемость рыночной экономики и производственных отношений.

Регулирование должно охватывать не только те сферы и секторы экономики, которые традиционно являются его объектом в развитых странах, но и значительную часть других, которые наиболее чувствительны к резкой перемене принципов хозяйственного функционирования или требуют длительного периода адаптации к новым условиям хозяйствования. Речь идет об активной экономическойполитике с подключением государственного сектора экономики и .ресурсов государства, сориентированных на активизацию хозяйственной деятельности.

Регулируемость переходной экономики предполагает ее социальную ориентированность. Суть же такой ориентации сопряжена прежде всего с возбуждением экономического интереса у подавляющей части общества к активной созидательной деятельности. Только через предпринимательскую и трудовую деятельность возможно повысить реальный уровень потребления и обеспечить экономический подъем. Следовательно, речь идет о проведении активной инвестиционной политики, которая обеспечит рост занятости и предотвратит обвальное сокращение рабочих мест, а значит, будут источники доходов для подавляющей части населения, которые -являются одной из определяющих предпосылок стимулирования производства через совокупный спрос.

При решении задачи повышения благосостояния нельзя игнорировать и принцип социальной справедливости в сфере потребления; который находит свое проявление при осуществлении политики дифференциации уровней потребления благ и услуг различными социальными группами и слоями населения. Разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения, как мы знаем, выступает своего рода критерием реализации принципа социальной справедливости. Тем более опасной становится ситуация, когда едва ли не большая часть населения страны оказывается либо за чертой, либо у черты бедности, в то время как незначительная прослойка общества живет в роскоши, постоянно и навязчиво демонстрируя свое преуспевание в присвоении богатства нации.

Развитие социально ориентированной экономики предполагает и создание условий для совершенствования структуры потребления основной массы населения. Очевидно, на первоначальном этапе переходности решающую роль для каждого работника будет играть эффект замещения свободного времени рабочим под влиянием стремления к совершенствованию структуры своего потребления. Одновременно надо помнить и об ограниченных возможностях проявления данного эффекта в силу происходящего роста безработицы. Тем не менее социальная ориентация экономики призвана подготовить почву для развития форм рационального использования свободного времени, когда все большее влияние начнет оказывать эффект дохода. Однако надо учитывать, что проявление эффекта дохода в нашей стране может происходить с опережением по сравнению со странами Запада ввиду иной ментальности наших работников. Одной из задач становится превращение свободного времени в сферу творческого развития человека.

При рассмотрении совершенствования структуры потребления имеем в виду не только чисто утилитарное потребление, связанное с совершенствованием рабочей силы. Это потребности, связанные с развитием культуры, науки, образования, спорта. Услуги, получаемые в данной сфере, имеют важное экономическое значение в связи с развитием главной производительной силы общества, а также социальное значение, обусловленное общим состоянием духа общества, его духовно-культурной средой. Нельзя думать о вступлении в новый век, век технологической революции, и надеяться на место под солнцем прогресса без первостепенного внимания к образовательной и культурно-духовной составляющим тех, кому придется жить и работать в качественно новой эпохе.

Таким образом, мы подошли к наиболее важному моменту социальной ориентированной экономики — развитию человеческого фактора производства и человека-труженика. Нельзя забывать, что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. Конечно, необходимо давать себе отчет, что при существующих технологиях производства приходится считаться с ограниченными возможностями преодоления ситуации, когда человек на деле становится придатком техники. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда, позволяющие преодолеть рутинность, монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.

В основе данных форм организации труда лежит использование его потенции и установление прямой ответственности за конечные результаты. Речь идет об обеспечении кооперации труда в рамках трудовых коллективов, бригад. При этом наилучшие результаты достигаются, если новые организационные формы труда дополняются выполнением хотя бы и ограниченных, но самостоятельных управленческих функций, что предполагает возможность самостоятельного целеполагания и избрания собственных способов и методов достижения поставленных целей. Это — модели от кружков качества до самоуправляющихся трудовых коллективов предприятий.

Одновременно с развитием конструктивно-технических возможностей задача заключается в создании техники, приспособленной к человеческим функциям, а не наоборот, в приспособлении человека к технике. Это открывает новое направление в развитии человека труда и качественно изменяет его место в производстве.

Не менее важное значение в формировании «экономики для человека» имеет изменение отношений собственности в русле соединения отношений труда и собственности, персонифицированных в одном и том же лице. В данном случае подразумевается формирование труженика-собственника вне рамок индивидуальной обособленной собственности, которая либо останется на низком уровне своего развития, либо трансформируется в отношения, разъединяющие капитал и труд и ведущие опять-таки к наемному труду. Следует ставить вопрос о процессах формирования коллективных форм общественной собственности. Естественно, это должна быть не безрассудная очередная кампания по охвату все и вся, а реализуемая исключительно в тех рамках и масштабах производства, когда конечный результат взаимодействия труда и капитала становится очевидным, осязаемым. Таким образом, активизация трудовой деятельности и развитие ее творческого характера увязываются с капиталом, который призван устранить отчуждение труда от собственности и установить непосредственную зависимость результатов хозяйственной деятельности от трудовых усилий работников предприятия и от отношений распоряжения ими капиталом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56218. Закріплення додавання і віднімання в межах 100. Виготовлення аплікації «Кораблик» 41.5 KB
  МЕТА: Закріплювати вміння додавати і віднімати числа в межах 100, розв’язувати задачі, розрізняти геометричні фігури, виготовляти аплікацію «Кораблик». Коригувати увагу, память, мислення. Виховувати наполегливість.
56219. СТОН ЗЕМЛІ 1.57 MB
  Було б неправдою говорити що проблема сміття нова. В Україні щорічно кількість сміття збільшується на мільярд тон. Що таке свіже повітря вони вже й призабули адже з року в рік купи сміття навпроти їхніх будинків перетворюються на справжнісінькі гори...
56222. Alice in Wonderland 527.5 KB
  Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker
56223. Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” 65.5 KB
  Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи...
56224. Стосунки у сім’ї. Проблеми у спілкуванні батьків та дітей 51 KB
  Good morning, dear pupils! I’m very glad to greet you on our today’s lesson and I hope it will be interesting and useful for you. You will be able to clarify some important questions and problems.
56225. Стратегии работы с детьми групп риска (по материалам газеты «Школьный психолог») 128 KB
  У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.