78637

Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...

Русский

2015-02-09

34.5 KB

0 чел.

33. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики.

Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.

Речь идет прежде всего об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью, которая обеспечивает координацию деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, предприятий, организаций, учреждений по осуществлению мероприятий в рамках социально-экономической политики.

Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.

Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.

Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.

Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом объем расходов по каждой утвержденной федеральной целевой программе на соответствующий год должен предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а содержание работ и объемы финансирования таких программ должны уточняться и корректироваться ежегодно при рассмотрении индикативного плана и федерального бюджета.

Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации. Как правило, такой план составляется на три-пять лет с включением в него таких важных показателей, как объемы реализуемой продукции и прибыли, стоимость имущества (основные фонды и оборотные средства), численность занятых и фонд оплаты труда, объем инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. В отдельных случаях могут включаться показатели производства продукции в натуральном выражении, а также цены реализации (с индексацией или без нее).

Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Государственные заказчики, получая в свое распоряжение бюджетные средства, заключают контракты с товаропроизводителями на поставку тех или иных видов продукции в соответствии со складывающимися рыночными ценами. Учитывая тот факт, что в качестве заказчиков выступают министерства, ведомства, региональные администрации и другие организации, представляющие интересы государства, хотелось бы обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство — ведомственность. Есть опасность разобщенных действий различных государственных заказчиков, что может привести к нерациональному использованию бюджетных ресурсов, рассогласованию действий товаропроизводителей, разобщенности в области стандартизации, унификации, нормализации изделий.

В связи с этим, необходимы координация и жесткий государственный контроль в области реализации государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2858. Козацько-гетьманська держава (1648 – кінець ХVІІI ст.) 161 KB
  Козацько-гетьманська держава (1648 – кінець ХVІІI ст.) Зміст  Національно-визвольна війна українського народу та її наслідки. Громадянська війна та поділ України на два гетьманства. Наступ царизму на українську державність у ро...
2859. Физика. Магнетизм. Конспект лекций 2.01 MB
  Содержит теоретический материал по разделу Магнетизм дисциплины Физика. Предназначен для оказания помощи студентам технических специальностей всех форм обучения в самостоятельной работе, а также при подготовке к упражнениям, коллоквиумам и экзам...
2860. Сперма и ее состав 15.45 KB
  Сперма и ее состав. Сперма — смесь спермиев (половых клеток самца) и плазмы (сыворотки). Сыворотка спермы — секрет придатков семенников и придаточных половых желез (простатической, пузырьковидных, куперовых и уретральных). Сперма, выделенн...
2861. Технология проведения горных выработок 34.2 MB
  Горные выработки – пустоты, образованные в угле или породе в результате горных работ. Они предназначены для транспортирования полезного ископаемого, материалов и оборудования, для вентиляции и водоотлива, для передвижения людей, для установки м...
2862. Жилищные права: понятие и система 348.25 KB
  Жилищные права: понятие и система Основной источник жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) - впервые содержит указание на наличие самостоятельной категории жилищные права. Учение о правоотношениях, субъек...
2863. Электротехника и электроника 187 KB
  Цепь постоянного тока содержит резисторы, соединенные смешанно. Схема цепи с указанием резисторов приведена на рис. Всюду индекс тока или напряжения совпадает с индексом резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует эт...
2864. Организация и методика обследования зданий и их элементов перед реконструкцией 37 KB
  Организация и методика обследования зданий и их элементов перед реконструкцией. Способы обследования зданий, подлежащих реконструкции. Обмеры зданий и обмерные чертежи. Цель обследования: 1.Оценить возможность дальнейшей эксплуатации конструкций при...
2865. Общие правила выполнения чертежей 2.02 MB
  Графическое оформление пособия выполнено средствами компьютерной графики студентами факультета Чижовой Е.А. Подъёмнотранспортные, строительные, дорожные машины и механизмы, Королёвым В.Л. Городское, дорожное строительство и хозяйство и Козловой ...
2866. Загрузочные машины 3.36 MB
  Загрузочные машины. Загрузочные машины служат для загрузки твердых шихтовых материалов в мартеновскую печь при помощи мульд. По конструкции их разделяют на крановые и напольные. Крановые загрузочные машины, применяемые в мартеновском цехе аналогичны...