78637

Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...

Русский

2015-02-09

34.5 KB

0 чел.

33. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики.

Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.

Речь идет прежде всего об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью, которая обеспечивает координацию деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, предприятий, организаций, учреждений по осуществлению мероприятий в рамках социально-экономической политики.

Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.

Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.

Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.

Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом объем расходов по каждой утвержденной федеральной целевой программе на соответствующий год должен предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а содержание работ и объемы финансирования таких программ должны уточняться и корректироваться ежегодно при рассмотрении индикативного плана и федерального бюджета.

Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации. Как правило, такой план составляется на три-пять лет с включением в него таких важных показателей, как объемы реализуемой продукции и прибыли, стоимость имущества (основные фонды и оборотные средства), численность занятых и фонд оплаты труда, объем инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. В отдельных случаях могут включаться показатели производства продукции в натуральном выражении, а также цены реализации (с индексацией или без нее).

Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Государственные заказчики, получая в свое распоряжение бюджетные средства, заключают контракты с товаропроизводителями на поставку тех или иных видов продукции в соответствии со складывающимися рыночными ценами. Учитывая тот факт, что в качестве заказчиков выступают министерства, ведомства, региональные администрации и другие организации, представляющие интересы государства, хотелось бы обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство — ведомственность. Есть опасность разобщенных действий различных государственных заказчиков, что может привести к нерациональному использованию бюджетных ресурсов, рассогласованию действий товаропроизводителей, разобщенности в области стандартизации, унификации, нормализации изделий.

В связи с этим, необходимы координация и жесткий государственный контроль в области реализации государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18183. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМИСЛОВОСТІ, ТРАНСПОРТУ, ЗВЯЗКУ, ЕНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНИ ТА ІНШОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 87.5 KB
  Лекція 27. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМИСЛОВОСТІ ТРАНСПОРТУ ЗВ'ЯЗКУ ЕНЕРГЕТИКИ ОБОРОНИ ТА ІНШОГО ПРИЗНАЧЕННЯ План: Поняття земель промисловості транспорту звязку енергетики оборони та іншого призначення Загальні риси правового режиму земель промислово...
18184. Проблема одаренности: анализ базовых дефиниций 136 KB
  Тема 1. Проблема одаренности: анализ базовых дефиниций. Общее представление об одаренности Трехсторонняя модель одаренности. Трехкольцевая модель Д.Рензулли. Проблема соотношения творчества и обучения. Природа творчества и деятельности по Дружинину.
18185. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ 183 KB
  Матеріал до теми 2 ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ Типологія обдарованості. Творча особистість і її життєвий шлях У дослідженнях проведених у лабораторії психології здібностей Інституту психології РАНЕЙ А.Н. Вороніним на дорослих випробуваних ...
18186. ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ 38 KB
  Материал к теме 3 ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ Существует три подхода в отношении генезиса одаренности: 1 генетический отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности; 2 средовой представители которого считают решающим фактором развити
18187. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ 122 KB
  ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Понятия о видах одаренности. Теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Художественная одаренность. Творческая одаренность. Лидерская одаренность. Практическая одаренно...
18188. Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности 524 KB
  Материалы к теме Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности. К числу наиболее популярных тестов направленных на выявление творческой одаренности можно отнести следующие: тесты креативности для детей разработанн
18189. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ 167.5 KB
  PAGE MERGEFORMAT 21 Тема 5. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення етапів принципів методів та факторів достовірності психодіагностики обдар
18190. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ 156.5 KB
  Тема 1. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них загальні уявлення про обдарованість та обдаровану дитину знання основних теоретичних та практичних підходів до виз
18191. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ 105.5 KB
  Тема 2. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення ґенезу обдарованості диференціації та звязку явищ обдарованості та талану інтелекту та креативності впливу чи