78637

Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...

Русский

2015-02-09

34.5 KB

0 чел.

33. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики.

Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.

Речь идет прежде всего об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью, которая обеспечивает координацию деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, предприятий, организаций, учреждений по осуществлению мероприятий в рамках социально-экономической политики.

Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.

Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.

Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.

Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом объем расходов по каждой утвержденной федеральной целевой программе на соответствующий год должен предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а содержание работ и объемы финансирования таких программ должны уточняться и корректироваться ежегодно при рассмотрении индикативного плана и федерального бюджета.

Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации. Как правило, такой план составляется на три-пять лет с включением в него таких важных показателей, как объемы реализуемой продукции и прибыли, стоимость имущества (основные фонды и оборотные средства), численность занятых и фонд оплаты труда, объем инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. В отдельных случаях могут включаться показатели производства продукции в натуральном выражении, а также цены реализации (с индексацией или без нее).

Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Государственные заказчики, получая в свое распоряжение бюджетные средства, заключают контракты с товаропроизводителями на поставку тех или иных видов продукции в соответствии со складывающимися рыночными ценами. Учитывая тот факт, что в качестве заказчиков выступают министерства, ведомства, региональные администрации и другие организации, представляющие интересы государства, хотелось бы обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство — ведомственность. Есть опасность разобщенных действий различных государственных заказчиков, что может привести к нерациональному использованию бюджетных ресурсов, рассогласованию действий товаропроизводителей, разобщенности в области стандартизации, унификации, нормализации изделий.

В связи с этим, необходимы координация и жесткий государственный контроль в области реализации государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70752. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕРЕНИИ 790 KB
  Физический эксперимент, проводимый с целью получения информации о количественной характеристике интересующего нас объекта или процесса; полученная информация содержит результат сравнения полученной величины с однородной величиной, принятой за единицу меры...
70753. Изучение зависимости момента инерции точечных тел от их расстояния до оси вращения с помощью крестообразного маятника Обербека 147.5 KB
  Цель работы: Изучить основной закон динамики вращательного движения тел определить момент инерции ненагруженного маховика и проверить зависимость момент инерции нагруженного маховика от распределения его массы в пространстве относительно оси.
70754. Изучение гармонических колебаний 170 KB
  Цель работы: Изучить гармоническое колебательное движение на примерах колебаний математического физического и оборотного маятников. Свойства гармонических колебаний: Частота колебаний не зависит от амплитуды.
70756. Изучение прецессии гироскопа 495.5 KB
  Момент инерции тела относительно оси не проходящей через центр масс равен моменту инерции для параллельной оси проходящей через центр масс плюс произведение массы тела на квадрат расстояния между параллельными осями...
70759. Определение отношений воздуха методом Клемана–Дезорма 59 KB
  Цель работы: изучить адиабатический процесс в газах; определить отношение теплоемкостей газа методом адиабатического расширения. Приборы и принадлежности: стеклянный баллон, манометр, насос.
70760. Изучение статистических закономерностей на механических моделях 258.5 KB
  Движение каждой молекулы определяется законами классической механики поэтому в принципе можно написать уравнение движения каждой молекулы. Однако поскольку число молекул огромно то не только решить но даже написать такое громадное число дифференциальных уравнений практически невозможно.