78667

Основные направления инновационной политики государства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Одним из важнейших показателей состояния и развития научной деятельности является численность исследователей техников и вспомогательного персонала занятых в инновационной сфере. Россия направляющая в научнотехническую сферу менее 1 ВВП все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научнотехнического развития. Устойчивой гарантией динамичного развития научнотехнической сферы в условиях рынка является только...

Русский

2015-02-09

53.5 KB

0 чел.

65. Основные направления инновационной политики государства.

Одним из важнейших показателей состояния и развития научной деятельности является численность исследователей, техников и вспомогательного персонала, занятых в инновационной сфере. После распада СССР произошел значительный спад численности ученых, занятых в НИОКР.

  Наука в России не является привилегированным занятием. В настоящее время в России основная масса исследований и разработок происходит в предпринимательском секторе, который включает в себя все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг с целью продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные бесприбыльные предприятия, обслуживающие вышеназванные организации. На его долю приходится 65,5% всех проводимых исследований. Проблема финансового обеспечения - одна из самых сложных в отечественной науке. Научный комплекс начал адаптироваться к условиям рыночной экономики. Россия, направляющая в научно-техническую сферу менее 1% ВВП, все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научно-технического развития. Дефицит денежных средств сказывается на финансировании всех стадий инновационного процесса от фундаментальных исследований до опытно-конструкторских разработок. В основном научные исследования и разработки финансируются за счет государственного бюджета. 

Устойчивой гарантией динамичного развития научно-технической сферы в условиях рынка является только активное освоение разрабатываемых инновационных технологий в промышленности и других отраслях экономики. Отсутствие платежеспособного спроса губит науку. Сегодня внедрение технологических инноваций осуществляют 5-6% предприятий, которые тратят на эти цели менее 1% объема продукции (в Германии 4%, Швеции - 7%). Проблемы освоения инновационных технологий в промышленности являются ключевыми для большинства стран.

Инновационная активность отечественных предприятий остается низкой.

Инновационная активность предприятий определяется экономической конъюнктурой, инвестиционным климатом, состоянием производственного аппарата. Слабое развитие научной деятельности в России обусловлено не только недостаточным финансированием, но и отношением общества к науке.

Региональная научно-техническая и инновационная политика в РФ.

Вторая половина 90-х годов стала для российской науки периодом преодоления жестокого кризиса, в который научно-техническая сфера погружена с 1991 года. Отечественная наука была поставлена на грань выживания. В этот период были сформированы основы государственной научно-технической политики, адекватной новой системе социально-экономических отношений в России, процессам становления открытого постиндустриального общества. Уже первые шаги по ее реализации свидетельствуют о создании организационно-экономических предпосылок, позволяющих перейти от практики вынужденных решений по спасению науки к программам ее устойчивой деятельности. Сегодня необходима полновесная стратегия развития страны, в которой научно-технологический комплекс призван играть ключевую роль. Объективная потребность в такой стратегии более чем очевидна. Тем более, что сегодня появились и реальные возможности для обновления страны и решения ее ключевых проблем. Технополисы и технопарки становятся эффективным инструментом региональной политики, структурной перестройки региональных хозяйственных комплексов. Так, технополисы способствуют повышению темпов возникновения высокотехнологичных предприятий, росту производительности труда, добавленной стоимости, объема продаж, сглаживанию региональных различий в экономическом развитии. Технопарки и особенно технополисы - не просто организационные, а социально-организационные формы соединения науки и производства, поэтому они способствуют генерированию не только технико-технологических, но и организационных, экономических, социальных инноваций. Такой подход отличается от традиционного отечественного подхода, относящего к инновационной деятельности только процесс создания нового технического продукта, а к инновациям - техническую конкурентоспособную продукцию. В результате за рамками инновационной деятельности могут оказаться, например, инновации в образовательной сфере, в подготовке кадров, в реструктурировании предприятий и т.п.

Главными целями государственного регулирования являются: создание правовых, экономических и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечение их роста конкурентоспособности продукции, эффективное использование научно-технических резервов для решения задач экономического развития. Инновационная политика призвана обеспечить рост ВВП за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Государственная политика, выражая в общем виде отношения к сфере научно-технической и инновационной деятельности,  определяя цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в этой сфере.

Основными целями государственной инновационной научно-технической политики является:

  1.  развитие. Расширение, использование научно- технический и инновационный потенциал
  2.  увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны
  3.  реализации важнейших социальных задач
  4.  обеспечение прогрессивных структурных образований в области материального производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции
  5.  улучшение экономической обстановки
  6.  защита информационных ресурсов государства и безопасности личности, государства и общества
  7.  упрочнение взаимосвязи науки, образования и производства.

Государство, вырабатывая политику, руководствуется определенными принципами в учениях перехода к обществу, основанных на знаниях.

  1.  признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительности страны
  2.  гарантия приоритетных направлений развития
  3.  поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники
  4.  стимулирование инновационной деятельности,  используя различные формы и методы стимулирования
  5.  развитие международного сотрудничества
  6.  интеграция научной, образовательной, производительной деятельности.
  7.  гласность и использование различных форм общественного обсуждения при выборе приоритетных направлений и экспертиза проектов, осуществлённых на конкурсной основе.

Национальная инновационная система России.

Из речи Фурсенко А.А., первого заместителя Министра промышленности, науки и технологии РФ.

Научно-техническая политика, инновационная политика - это основной инструмент обеспечения конкурентоспособности страны, как на среднесрочный период, так и на стратегическую перспективу. Именно новые знания позволяют стране обеспечить передовое место в мире, особенно в сегодняшнем мире. Научно-техническую политику условно можно разбить на две части.

Фримен определил инновационную систему как сеть институтов. Национальная инновационная система - это совокупность институтов новой экономики, и связи между ними, это технология развития новой экономики. С точки зрения Минпромнауки, новая экономика, это та часть экономики, где максимальная добавочная стоимость возникает за счет самого главного возобновляемого ресурса нашей страны: не за счет сырьевых ресурсов, а за счет знаний.

Национальная инновационная система федеральная региональная система, являющаяся составной частью экономики государства и представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, направления деятельности.

Целью формирования национальных инновационных систем Р.Ф. является обеспеченье, объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организации научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологии в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

 Создание среды для инновационной деятельности - это:

1. нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

2. создание технологической и финансовой инфраструктуры. Под технологической инфраструктурой понимаются технолого-инновационные центры, центры по передаче технологий, информационные системы, поддержка различных структур от малого бизнеса до национальных лабораторий.

3. кадровое обеспечение.

4. направление ответственности государства - это помощь в создании примеров успеха.

5. обеспечить введение существующего законодательства в реальную жизнь.

Формирование национальной инновационной системы предусматривает:

  •  создание благоприятной экономической и правовой среды
  •  построение инновационной структуры
  •  совершенствование механизмов государственного содействия, коммерциализации, результатов научных исследований и разработок.

Формирование национальных инновационных систем требует решение следующих задач:

1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия, государственной науки организаций и государственных вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий, повышения квалификации персонала

2. провидение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в научные проекты.

3. создание и развитие объектов инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы,  технологии) систем организации показания консалтинговых услуг в области деятельности, содействия развитию малых предприятий.

Каждое государство, реализовывая свою научно-техническую политику, должно определить приоритетное направление науки – это такие тематические области развития науки и технологии, которые обеспечивают основной вклад достижения поставленных долгосрочных  национальных целей.

 В нашей стране был богатый опыт определения приоритетных направлений наиболее значимым был опыт разработки приоритетов в 70-ых годах 20 века.

При разработке   комплексной программы научно-технического процесса и его социальных последствий. По 150 направлениям искусств науки и техники, оценивалось место России в мировой науке разрабатывались рекомендации для правительства, о том, что нужно сделать для улучшения ситуации.

Приоритетное направление развития науки в Р.Ф.

1. Информационные телекоммуникации, технологии и электроника

2. Космическая и авиационные  технологии

3. новые материалы и химические технологии

4. Перспективные вооружения

5. Производственные технологии

6. Новые транспортные технологии

7. технологии живых систем

8. Экология и рациональное природопользование

9. Энергосберегающие технологии

Критические технологии – технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих отраслей и дают вклад в решение приоритетных направлений, без которых реализации приоритетных направлений невозможны.

Существует перечень 52-х критических технологий Р.Ф.. Например: добыча, переработка угля.

Инновация – неотъемлемая часть всей экономической политики государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18676. Параметры ЦАП 50.72 KB
  Параметры ЦАП. Параметры и характеристики ЦАП определяют их точность и быстродействие. Основным точностным параметром является понятие разрешающей способности преобразователя. Разрешающая способность в первую очередь определяется разрядностью входного цифрового ...
18677. Стратегия построения модели и основные этапы моделирования 19.56 KB
  Стратегия построения модели и основные этапы моделирования. Принципы построения математической модели: 1. Адекватность соответствие модели целям исследования по уровню сложности и организации а также соответствие реальной системе относительно выбранного множест
18678. Прямые, косвенные, совокупные, совместные измерения 15.06 KB
  Прямые косвенные совокупные совместные измерения. Измерение совокупность операций по применению технического средства хранящего единицу физической величины обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с единицей и получения значения этой величин
18679. Создание подпрограмм ВП 16.88 KB
  Создание подпрограмм ВП. Виртуальный прибор используемый внутри другого виртуального прибора называется подпрограммой ВП. Использование подпрограмм ВП помогает легко управлять изменениями и отладкой блокдиаграмм. После того как ВП сформирован создана его иконка...
18680. Структуры в среде LabVIEW 19.12 KB
  Структуры. Структуры на блокдиаграмме используются для повторяющихся операций над потоками данных для выполнения операций над данными в определенном порядке и наложения условий выполнения операций. Среда LabVIEW содержит следующие структуры: цикл While по условию цикл ...
18681. Информационные процессы в ЦА 46.41 KB
  Информационные процессы в ЦА. 1. Представление информации это кодирование на какихлибо носителях. Т.к. информация представляется сигналами возникает задача рационального представления информации в аналоговом цифровом или аналогоцифровом АЦ смешанном виде. Ха...
18682. Условная энтропия. Энтропия сложной системы 47.76 KB
  Условная энтропия. Энтропия сложной системы. Энтропия сложной системы. Теорема сложения энтропий На практике часто приходится определять энтропию для сложной системы полученной объединением двух или более простых систем. Под объединением двух систем и с возможн...
18683. Принципы построения корректирующих кодов и их характеристики 24.75 KB
  Принципы построения корректирующих кодов и их характеристики. Коды делятся на: 1. Коды обнаруживающие ошибки. 2. Коды исправляющие ошибки. Все коды такого вида основаны на избыточности которую надо внести в кодовую комбинацию. Эта избыточность может быть введена ...
18684. Коды Хемминга с исправлением одиночной и обнаружением двойной ошибки 38.47 KB
  Коды Хемминга с исправлением одиночной и обнаружением двойной ошибки. Обычный код Хемминга исправляет одиночную ошибку.Необходимо знать сколько потребуется контрольных символов и куда их поставить. m число информационных символов k число контрольных символов ...