7869

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеро...

Русский

2013-01-29

19.2 KB

18 чел.

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеров.

Психология и педагогика как науки

План лекции:

  1. Понятие предмета психология и педагогика
  2. Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками
  3. Основные категории педагогики

Понятие предмета психология и педагогика

Психология и педагогика своими корнями уходит в глубокую древность, так как потребность передачи социального опыта последующим поколениям возникла вместе с человеком (охота на мамонта). Первые представления о психике были связанны с древнейшими взглядами о том, что у всего на свете существует душа. Древние представления о психике легли в основу термина психология (психо-душа, логос-наука (греч.)). Педагогика (педос-дитя, гогис-вести) в буквальном смысле «детоводитель». В древней Греции называли раба, которому поручалось присматривать за детьми господина и водить их в школу. Слово педагогика стала постепенно употребляться в более широком значении, как искусство вести ребенка по жизни.

Андрогогика (андрос-мужчина,гогис-вести) – наука об образовании взрослых.

В современном понимании психология – это наука изучающая мир субъективно душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предметом исследования в психологии являются факты, закономерности, механизмы психики.

Педагогика определяется в широком и узком смысле. В широком смысле это наука о воспитании, как передачи социо-культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – наука о закономерности, сущности, методах, формах и средствах обучения и воспитания человека, например, раньше была задача дать ЗУН (знания, умения, навыки), в современном обществе обучение базируется на развитии ведущей компетенции. Лекции и практики в обучении.

Предметом педагогики является педагогический процесс, который определяется, как целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого в ходе которого передается опыт, происходит изменение в обученности, развитости, воспитанности.

Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками

Современная психологи и педагогика представляют собой широко разветвленную область знаний.

Отрасли психологии и их основные задачи

  1. Общая психология (исследование индивида)
  2. Детская психология (изучения развития сознания, психических процессов, деятельности)
  3. Социальная психология (изучение личности человека, его взаимоотношений с людьми, с группой, изучение психологической совместимости)
  4. Педагогическая психология (закономерности развития личности, обучения и воспитания)
  5. Отраслевая психология (психология труда, инженерная психология, юридическая психология, военная психология)
  6. Зоопсихология (изучение психики животных)

Отрасли педагогики и ее основные задачи

  1. Общая педагогика (основные закономерности обучения и воспитания)
  2. История педагогики и образования (развитие педагогических идей в разные исторические эпохи)
  3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, ВУЗовская, андрогогика)
  4. Специальная (коррекционная) педагогика (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых людей))
  5. Профессиональная (отраслевая) педагогика (военная, инженерная, спортивная)
  6. Социальная педагогика (основы внешкольного воспитания и обучение детей и взрослых)
  7. Исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание правонарушителей всех возрастов)
  8. Лечебная педагогика (обучение ослабленных больных детей)
  9. Сравнительная педагогика (сравнение образовательных систем в различных странах)

Как наука педагогика тесно связанна с психологией помогающей эффективно направлять деятельность педагога, так же связанна с биологическими науками, с социологией, философией, математикой.

Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее общие понятия отражающие сущность науки связывающие ее в  целостную систему. К основным категориям принято относить: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий, для усвоения новым поколениям общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – систематическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с целью формирования мировоззрения и поведения.

Обучение – это целенаправленный педагогически организованный процесс развития личности обучающихся происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности (мама учит читать ребенка).

Развитие – непрерывный процесс количественных и качественных изменений человека, процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления и обеспечения  на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование – это то, что остается с нами, когда все выученное забывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29397. Бесштанговые насосные установки с погружными центробежными насосами 36 KB
  Конструктивные особенности насосной установки с ЭЦН и электропривода. Установка с ЭЦН состоит из следующих основных элементов см. Серийно выпускаются ЭЦН около 30 типоразмеров с подачей от 40 до 500 м3 в сутки и номинальным напором от 400 до 1500 м. Погружной электродвигатель ПЭД ЭЦН представляет собой трехфазный асинхронный двигатель на 3000 об мин в герметичном исполнении с короткозамкнутым ротором помещенный в стальную трубу заполненную трансформаторным маслом и рассчитанный для работы при температуре пластовой жидкости до 90 0С.
29398. Электробуры. Особенности технологии электробурения 28.5 KB
  Особенности технологии электробурения. Преимущества электробурения состоит в том что используется погружной ЭД приводящий во вращение рабочий инструмент на уровне забоя и имеется возможность контролировать фактическую мощность измерительных приборов. Использование электробурения особо широко применялось в 4060 гг прошлого столетия. В то же время использование электробурения позволяет решать многие проблемы связанные с усложнением строительства скважин.
29399. Электропривод ротора 31 KB
  Требования к ЭП ротора буровой установки: Должен иметь мягкую механическую характеристику. Повышению эффективности привода ротора способствует применение электромагнитных муфт различных конструкций устанавливаемых между двигателем и ротором. Пуск и регулирование частоты вращения ротора связаны с потерями энергии в электромагнитной муфте приводящими к её нагреву и муфту необходимо интенсивно охлаждать.
29400. Назначение и конструктивные особенности электромагнитных муфт и тормозов буровых установок 118.5 KB
  Электромагнитные муфты скольжения. Частота вращения n2 n1 ведомого вала 1 зависит от тока возбуждения муфты и момента сопротивления на этом валу. Рассмотрим процесс разгона муфты. Пусть момент сопротивления Mc на ведомом валу муфты равен номинальному МНОМ и приводной двигатель вращает ведущую часть со скоростью n1.
29401. Электрооборудование буровых установок 85.5 KB
  Процесс бурения скважин включает в себя следующие операции: Спуск бурильных труб с долотом разрушающим инструментом в скважину. Наращивание колонны бурильных труб по мере углубления скважины. Подъем труб для замены изношенного долота. При роторном бурении вращение долота осуществляется с помощью колонны бурильных труб.
29402. Электропривод буровых лебедок 80.5 KB
  Кроме подъема и спуска колонны бурильных труб КБТ с помощью буровой лебедки часто осуществляют свинчивание и развинчивание труб их перенос и установку подъем и опускание незагруженного элеватора а также подачу долота на забой. Причем для подъема КБТ служат приводные двигатели лебедки а для спуска электромагнитные тормоза индукционного или электропорошкового типа или приводные двигатели в режиме динамического или рекуперативного торможения. Требования к электроприводу буровой лебедки. Электропривод буровой лебедки БЛ должен обеспечивать...
29403. Электропривод буровых насосов 44.5 KB
  Основными параметрами характеризующими работу насоса являются его подача Q и напор p развиваемый при заданной подаче. Мощность привода насоса определяется произведением Q∙p. В бурении в основном применяются поршневые насосы со сменными цилиндровыми втулками позволяющие изменять подачу насоса. В зависимости от диаметра втулки будет изменяться подача насоса а также предельнодопустимое давление на выходе насоса снижающееся при увеличении диаметра втулки.
29404. Электропривод постоянного тока по системе ТП-Д 28.5 KB
  В буровых установках для бурения скважин глубиной 6510 км в ЭП буровых насосов используются ДПТ управляемые по системе ТПД. Буровыми насосами с регулируемым ЭП по системе ТПД оснащаются буровые установки БУ2500 ЭП и БУ6500 ЭП и установки морского бурения. Механическая характеристика регулируемого ЭП бурового насоса по системе ТПД.
29405. Автоматические регуляторы подачи долота 94 KB
  Подача долота это последовательное опускание верхней точки КБТ в процессе бурения при этом скорость подачи долота должна быть равна скорости разбуривания. Задача плавной и равномерной подачи долота решается применением автоматических регуляторов. В зависимости от места расположения автоматические регуляторы подачи долота бывают наземными или глубинными погружными.