7869

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеро...

Русский

2013-01-29

19.2 KB

18 чел.

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеров.

Психология и педагогика как науки

План лекции:

  1. Понятие предмета психология и педагогика
  2. Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками
  3. Основные категории педагогики

Понятие предмета психология и педагогика

Психология и педагогика своими корнями уходит в глубокую древность, так как потребность передачи социального опыта последующим поколениям возникла вместе с человеком (охота на мамонта). Первые представления о психике были связанны с древнейшими взглядами о том, что у всего на свете существует душа. Древние представления о психике легли в основу термина психология (психо-душа, логос-наука (греч.)). Педагогика (педос-дитя, гогис-вести) в буквальном смысле «детоводитель». В древней Греции называли раба, которому поручалось присматривать за детьми господина и водить их в школу. Слово педагогика стала постепенно употребляться в более широком значении, как искусство вести ребенка по жизни.

Андрогогика (андрос-мужчина,гогис-вести) – наука об образовании взрослых.

В современном понимании психология – это наука изучающая мир субъективно душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предметом исследования в психологии являются факты, закономерности, механизмы психики.

Педагогика определяется в широком и узком смысле. В широком смысле это наука о воспитании, как передачи социо-культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – наука о закономерности, сущности, методах, формах и средствах обучения и воспитания человека, например, раньше была задача дать ЗУН (знания, умения, навыки), в современном обществе обучение базируется на развитии ведущей компетенции. Лекции и практики в обучении.

Предметом педагогики является педагогический процесс, который определяется, как целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого в ходе которого передается опыт, происходит изменение в обученности, развитости, воспитанности.

Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками

Современная психологи и педагогика представляют собой широко разветвленную область знаний.

Отрасли психологии и их основные задачи

  1. Общая психология (исследование индивида)
  2. Детская психология (изучения развития сознания, психических процессов, деятельности)
  3. Социальная психология (изучение личности человека, его взаимоотношений с людьми, с группой, изучение психологической совместимости)
  4. Педагогическая психология (закономерности развития личности, обучения и воспитания)
  5. Отраслевая психология (психология труда, инженерная психология, юридическая психология, военная психология)
  6. Зоопсихология (изучение психики животных)

Отрасли педагогики и ее основные задачи

  1. Общая педагогика (основные закономерности обучения и воспитания)
  2. История педагогики и образования (развитие педагогических идей в разные исторические эпохи)
  3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, ВУЗовская, андрогогика)
  4. Специальная (коррекционная) педагогика (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых людей))
  5. Профессиональная (отраслевая) педагогика (военная, инженерная, спортивная)
  6. Социальная педагогика (основы внешкольного воспитания и обучение детей и взрослых)
  7. Исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание правонарушителей всех возрастов)
  8. Лечебная педагогика (обучение ослабленных больных детей)
  9. Сравнительная педагогика (сравнение образовательных систем в различных странах)

Как наука педагогика тесно связанна с психологией помогающей эффективно направлять деятельность педагога, так же связанна с биологическими науками, с социологией, философией, математикой.

Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее общие понятия отражающие сущность науки связывающие ее в  целостную систему. К основным категориям принято относить: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий, для усвоения новым поколениям общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – систематическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с целью формирования мировоззрения и поведения.

Обучение – это целенаправленный педагогически организованный процесс развития личности обучающихся происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности (мама учит читать ребенка).

Развитие – непрерывный процесс количественных и качественных изменений человека, процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления и обеспечения  на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование – это то, что остается с нами, когда все выученное забывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79721. Зарождение и развитие идеи правового государства 52 KB
  Признаки правового государства. К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.
79722. Понятие гражданства и подданства. Категории физических лиц по их отношению к гражданству, их правовой статус 79 KB
  Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
79723. Понятие правового статуса личности и его структура. Основные международные документы о правах человек и их содержание 89.5 KB
  Правовой статус (положение) человека - это совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса личности имеет конституция государства.
79724. Понятие социальной нормы. Право и мораль. Право и другие социальные нормы 162 KB
  Право и другие социальные нормы. Значение любой нормы состоит в том что она указывает на те границы пределы в которых существует то или иное явление или объект сохраняя при этом свое качество и не утрачивая своей сущности.
79725. Теории происхождения права (основные направления учения о праве) 80 KB
  Некоторые из теорий происхождения права носят аналогичные названия теориям происхождения государств: теологическая, естественно-правовая, теория насилия, марксистская.
79726. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие источников (форм) права 58 KB
  Какое выражение вам кажется более правильным: «Где общество, там и право» или «Где государство, там и право?». Сделаем вывод, что право существует далеко не во всяком обществе, в то время как ни одно государство не может существовать без установленных им правовых норм
79727. Реализация продукции 86 KB
  Реализация продукции Учет реализации продукции по мере оплаты Учет реализации продукции по мере отгрузкиУчет реализации по договору мены Учет реализации продукции ниже себестоимости Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными с покупателями договорами в которых указан ассортимент срок отгрузки количество и качество продукции цена форма расчетов. Целью отражения хозяйственных операций по реализации продукции на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции. Расчет...
79728. Розничная торговля 63.5 KB
  Розничная торговля Поступление товаров на предприятие розничной торговли Бухгалтерский учет скидок на предприятии розничной торговлиСинтетический и аналитический учет реализации в розницу Расчет торговой наценки Учет продажи населению товаров в кредит Поступление товаров на предприятие розничной торговли Учет товаров разрешается вести по покупным или продажным ценам. Так как в розничной торговле нет возможности вести учет по конкретному ассортименту и количеству проданного товара то целесообразно применять способ учета товаров по...
79729. Учет валютных операций 113 KB
  В соответствии с ПБУ 3 95 валютные операции отражаются в учете в двух оценках: в валюте расчетов; в рублях. Технически это достигается разными способами: составлением двух комплектов учетных регистров один в валюте другой в рублях; указанием каждой суммы дробью: в числителе указывается валюта а в знаменателе рубли и др. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется на основании соответствующих валютных курсов: официального котируемого Центральным банком Российской Федерации валютных бирж коммерческих банков и др....