7869

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеро...

Русский

2013-01-29

19.2 KB

18 чел.

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеров.

Психология и педагогика как науки

План лекции:

  1. Понятие предмета психология и педагогика
  2. Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками
  3. Основные категории педагогики

Понятие предмета психология и педагогика

Психология и педагогика своими корнями уходит в глубокую древность, так как потребность передачи социального опыта последующим поколениям возникла вместе с человеком (охота на мамонта). Первые представления о психике были связанны с древнейшими взглядами о том, что у всего на свете существует душа. Древние представления о психике легли в основу термина психология (психо-душа, логос-наука (греч.)). Педагогика (педос-дитя, гогис-вести) в буквальном смысле «детоводитель». В древней Греции называли раба, которому поручалось присматривать за детьми господина и водить их в школу. Слово педагогика стала постепенно употребляться в более широком значении, как искусство вести ребенка по жизни.

Андрогогика (андрос-мужчина,гогис-вести) – наука об образовании взрослых.

В современном понимании психология – это наука изучающая мир субъективно душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предметом исследования в психологии являются факты, закономерности, механизмы психики.

Педагогика определяется в широком и узком смысле. В широком смысле это наука о воспитании, как передачи социо-культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – наука о закономерности, сущности, методах, формах и средствах обучения и воспитания человека, например, раньше была задача дать ЗУН (знания, умения, навыки), в современном обществе обучение базируется на развитии ведущей компетенции. Лекции и практики в обучении.

Предметом педагогики является педагогический процесс, который определяется, как целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого в ходе которого передается опыт, происходит изменение в обученности, развитости, воспитанности.

Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками

Современная психологи и педагогика представляют собой широко разветвленную область знаний.

Отрасли психологии и их основные задачи

  1. Общая психология (исследование индивида)
  2. Детская психология (изучения развития сознания, психических процессов, деятельности)
  3. Социальная психология (изучение личности человека, его взаимоотношений с людьми, с группой, изучение психологической совместимости)
  4. Педагогическая психология (закономерности развития личности, обучения и воспитания)
  5. Отраслевая психология (психология труда, инженерная психология, юридическая психология, военная психология)
  6. Зоопсихология (изучение психики животных)

Отрасли педагогики и ее основные задачи

  1. Общая педагогика (основные закономерности обучения и воспитания)
  2. История педагогики и образования (развитие педагогических идей в разные исторические эпохи)
  3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, ВУЗовская, андрогогика)
  4. Специальная (коррекционная) педагогика (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых людей))
  5. Профессиональная (отраслевая) педагогика (военная, инженерная, спортивная)
  6. Социальная педагогика (основы внешкольного воспитания и обучение детей и взрослых)
  7. Исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание правонарушителей всех возрастов)
  8. Лечебная педагогика (обучение ослабленных больных детей)
  9. Сравнительная педагогика (сравнение образовательных систем в различных странах)

Как наука педагогика тесно связанна с психологией помогающей эффективно направлять деятельность педагога, так же связанна с биологическими науками, с социологией, философией, математикой.

Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее общие понятия отражающие сущность науки связывающие ее в  целостную систему. К основным категориям принято относить: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий, для усвоения новым поколениям общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – систематическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с целью формирования мировоззрения и поведения.

Обучение – это целенаправленный педагогически организованный процесс развития личности обучающихся происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности (мама учит читать ребенка).

Развитие – непрерывный процесс количественных и качественных изменений человека, процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления и обеспечения  на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование – это то, что остается с нами, когда все выученное забывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17807. СВІТОВА ВАЛЮТНА СИСТЕМА 381.5 KB
  ТЕМА 6. СВІТОВА ВАЛЮТНА СИСТЕМА Структура сучасної валютної системи. Національна міжнароднарегіональна та світова валютна система. Основні елементи національної валютної системи. Основні елементи світової валютної системи. Поняття валюти та її види. Конвертовані
17808. МІЖНАРОДНІ РОЗРАХУНКИ І ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС 232 KB
  TЕМА 7. Міжнародні розрахунки і платіжний баланс Поняття міжнародних розрахунків. Форми міжнародних розрахунків та їх порівняльна характеристика. Платіжний баланс його структура і методологія складання. Платіжний баланс України стан структура динаміка. Міжна
17809. МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІЧНА ІНТЕГРАЦІЯ 666 KB
  Тема 8. міжнародна економічна інтеграція Поняття та основні риси міжнародної економічної інтеграції та глобалізації. Передумови й умови її становлення як якісно нового рівня МЕВ. Форми міжнародної інтеграції. Сучасні особливості процесів міжнародної економічної інте
17810. ГЛОБАЛІЗАЦІЯ ТА ЕКОНОМІЧНИЙ РОЗВИТОК 239 KB
  Тема 9. ГЛОБАЛІЗАЦІЯ ТА ЕКОНОМІЧНИЙ РОЗВИТОК Сутність глобалізації. Причини та основні ознаки глобалізації. Суперечливість глобалізаційного процесу. Фінансова глобалізація. Світові фінансові кризи. Глобальні проблеми та шляхи їх вирішення. Демографічний вибух та по...
17811. СУТЬ ТА ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ 82.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 1. СУТЬ ТА ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ ПЛАН 1.1. Раціоналістична та еволюційна концепції походження грошей. 1.2. Визначення поняття суті грошей. 1.3. Форми грошей причини та механізм їх еволюції. 1.4. Вартість грошей. 1.5. Функції гро
17812. КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ І СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ 122 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 2. КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ І СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ПЛАН 2.1. Класична кількісна теорія грошей її основні постулати. 2.2. Неокласичний варіант розвитку класичної теорії грошей. 2.3. Вклад Дж. Кейнса у розвиток кількісної теорі...
17813. ГРОШОВИЙ ОБІГ І ГРОШОВІ ПОТОКИ 602.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 3. ГРОШОВИЙ ОБІГ І ГРОШОВІ ПОТОКИ ПЛАН 3.1. Поняття грошового обігу як процесу руху грошей. 3.2. Поняття грошового потоку. 3.3. Структура грошового обігу. 3.4. Маса грошей що обслуговує грошовий обіг. 3.5. Швидкість обігу грошей....
17814. ГРОШОВИЙ РИНОК 520.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 4. ГРОШОВИЙ РИНОК ПЛАН 4.1. Суть і структура грошового ринку. 4.2. Чинники що визначають параметри попиту на гроші. 4.3. Механізм формування пропозиції грошей. 4.4. Рівновага на грошовому ринку та відсоток. 4.5. Грошовий рино
17815. ГРОШОВІ СИСТЕМИ 89 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 5. ГРОШОВІ СИСТЕМИ ПЛАН 5.1. Суть грошової системи її призначення та місце в економічній системі країни. Елементи грошової системи. 5.2. Основні типи грошових систем їх еволюція. Системи металевого й кредитного обігу. 5.3.