7869

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеро...

Русский

2013-01-29

19.2 KB

18 чел.

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеров.

Психология и педагогика как науки

План лекции:

  1. Понятие предмета психология и педагогика
  2. Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками
  3. Основные категории педагогики

Понятие предмета психология и педагогика

Психология и педагогика своими корнями уходит в глубокую древность, так как потребность передачи социального опыта последующим поколениям возникла вместе с человеком (охота на мамонта). Первые представления о психике были связанны с древнейшими взглядами о том, что у всего на свете существует душа. Древние представления о психике легли в основу термина психология (психо-душа, логос-наука (греч.)). Педагогика (педос-дитя, гогис-вести) в буквальном смысле «детоводитель». В древней Греции называли раба, которому поручалось присматривать за детьми господина и водить их в школу. Слово педагогика стала постепенно употребляться в более широком значении, как искусство вести ребенка по жизни.

Андрогогика (андрос-мужчина,гогис-вести) – наука об образовании взрослых.

В современном понимании психология – это наука изучающая мир субъективно душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предметом исследования в психологии являются факты, закономерности, механизмы психики.

Педагогика определяется в широком и узком смысле. В широком смысле это наука о воспитании, как передачи социо-культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – наука о закономерности, сущности, методах, формах и средствах обучения и воспитания человека, например, раньше была задача дать ЗУН (знания, умения, навыки), в современном обществе обучение базируется на развитии ведущей компетенции. Лекции и практики в обучении.

Предметом педагогики является педагогический процесс, который определяется, как целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого в ходе которого передается опыт, происходит изменение в обученности, развитости, воспитанности.

Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками

Современная психологи и педагогика представляют собой широко разветвленную область знаний.

Отрасли психологии и их основные задачи

  1. Общая психология (исследование индивида)
  2. Детская психология (изучения развития сознания, психических процессов, деятельности)
  3. Социальная психология (изучение личности человека, его взаимоотношений с людьми, с группой, изучение психологической совместимости)
  4. Педагогическая психология (закономерности развития личности, обучения и воспитания)
  5. Отраслевая психология (психология труда, инженерная психология, юридическая психология, военная психология)
  6. Зоопсихология (изучение психики животных)

Отрасли педагогики и ее основные задачи

  1. Общая педагогика (основные закономерности обучения и воспитания)
  2. История педагогики и образования (развитие педагогических идей в разные исторические эпохи)
  3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, ВУЗовская, андрогогика)
  4. Специальная (коррекционная) педагогика (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых людей))
  5. Профессиональная (отраслевая) педагогика (военная, инженерная, спортивная)
  6. Социальная педагогика (основы внешкольного воспитания и обучение детей и взрослых)
  7. Исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание правонарушителей всех возрастов)
  8. Лечебная педагогика (обучение ослабленных больных детей)
  9. Сравнительная педагогика (сравнение образовательных систем в различных странах)

Как наука педагогика тесно связанна с психологией помогающей эффективно направлять деятельность педагога, так же связанна с биологическими науками, с социологией, философией, математикой.

Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее общие понятия отражающие сущность науки связывающие ее в  целостную систему. К основным категориям принято относить: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий, для усвоения новым поколениям общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – систематическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с целью формирования мировоззрения и поведения.

Обучение – это целенаправленный педагогически организованный процесс развития личности обучающихся происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности (мама учит читать ребенка).

Развитие – непрерывный процесс количественных и качественных изменений человека, процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления и обеспечения  на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование – это то, что остается с нами, когда все выученное забывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7241. Типографское и издательское дело в Тверской губернии 134.5 KB
  Типографское и издательское дело в Тверской губернии Актуальность темы исследования. Становление типографского и издательского дела в российской провинции началось в последней четверти XVIII в., и было связано с преобразовател...
7242. Статья. К вопросу о видах надзора 51.5 KB
  К вопросу о видах надзора В настоящей статье остановимся на соотношении прокурорского с другими видами надзора, проблеме, имеющей не только научное, но и большое практическое значение. В связи с этим заметим, что некоторые ученые полагают, что в сов...
7243. Числовые характеристики выборки. Оценка функции распределения. Точечные оценки параметров распределения 398.5 KB
  ТЕМА: Числовые характеристики выборки. Оценка функции распределения. Точечные оценки параметров распределения. К основным характеристикам признака в выборке относятся первые четыре момента распределения, а также мода, медиана и коэффициент вариации....
7244. Основные задачи статистики: выборки, гистограммы, полигоны частот 2.47 MB
  ТЕМА: Основные задачи статистики: выборки, гистограммы, полигоны частот. п.1 Генеральная совокупность. Выборка. Вариационный ряд. Теоретический материал. Математическая статистика в основном занимается изучением случайных величин и случайных со...
7245. Микробиология продуктов растительного происхождения 240 KB
  Микробиология продуктов растительного происхождения В учебном пособии рассмотрена микробиология хлебопекарного, макаронного, кондитерского производств, изложены микробиологические процессы бродильных производств, освещены вопросы микробиологии марга...
7246. Аналитическая химия 159 KB
  Аналитическая химия Предмет и задачи аналитической химии. Значение аналитической химии в науке. Анализ в биологии и службе охраны природы. Концентрация и активность. Ионная сила раствора. Хим.равновесие. константа хим.равновесия (концентрационная, т...
7247. Проблемы творчества А.И. Солженицына 208.5 KB
  Проблемы творчества А.И. Солженицына В пособие включены тематический план, программное содержание лекционного курса, планы практических занятий, задания по самостоятельной контролируемой работе, контрольные вопросы и тесты к зачету, темы курсовых ра...
7248. Предмет и система советского гражданского права 269.47 KB
  Предмет и система советского гражданского права Настоящая работа является одним из томов курса советского гражданского права. В этом томе на основе обобщения и анализа законодательства, регулирующего гражданские отношения в СССР, и положений советск...
7249. Закон Ома в интегральной форме 86 KB
  Тема: Закон Ома в интегральной форме Однородный и неоднородный участки цепи. Вывод закона Ома в интегральной форме для неоднородного участка цепи Разность потенциалов, электрод...