7869

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Лекция

Педагогика и дидактика

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеро...

Русский

2013-01-29

19.2 KB

18 чел.

Общие цели и задачи дисциплины психология и педагогика

Повышение общей психолого-педагогической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека для обеспечения успешности профессиональной деятельности инженеров.

Психология и педагогика как науки

План лекции:

  1. Понятие предмета психология и педагогика
  2. Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками
  3. Основные категории педагогики

Понятие предмета психология и педагогика

Психология и педагогика своими корнями уходит в глубокую древность, так как потребность передачи социального опыта последующим поколениям возникла вместе с человеком (охота на мамонта). Первые представления о психике были связанны с древнейшими взглядами о том, что у всего на свете существует душа. Древние представления о психике легли в основу термина психология (психо-душа, логос-наука (греч.)). Педагогика (педос-дитя, гогис-вести) в буквальном смысле «детоводитель». В древней Греции называли раба, которому поручалось присматривать за детьми господина и водить их в школу. Слово педагогика стала постепенно употребляться в более широком значении, как искусство вести ребенка по жизни.

Андрогогика (андрос-мужчина,гогис-вести) – наука об образовании взрослых.

В современном понимании психология – это наука изучающая мир субъективно душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предметом исследования в психологии являются факты, закономерности, механизмы психики.

Педагогика определяется в широком и узком смысле. В широком смысле это наука о воспитании, как передачи социо-культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – наука о закономерности, сущности, методах, формах и средствах обучения и воспитания человека, например, раньше была задача дать ЗУН (знания, умения, навыки), в современном обществе обучение базируется на развитии ведущей компетенции. Лекции и практики в обучении.

Предметом педагогики является педагогический процесс, который определяется, как целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого в ходе которого передается опыт, происходит изменение в обученности, развитости, воспитанности.

Отрасли психологии и педагогики и их связь с другими науками

Современная психологи и педагогика представляют собой широко разветвленную область знаний.

Отрасли психологии и их основные задачи

  1. Общая психология (исследование индивида)
  2. Детская психология (изучения развития сознания, психических процессов, деятельности)
  3. Социальная психология (изучение личности человека, его взаимоотношений с людьми, с группой, изучение психологической совместимости)
  4. Педагогическая психология (закономерности развития личности, обучения и воспитания)
  5. Отраслевая психология (психология труда, инженерная психология, юридическая психология, военная психология)
  6. Зоопсихология (изучение психики животных)

Отрасли педагогики и ее основные задачи

  1. Общая педагогика (основные закономерности обучения и воспитания)
  2. История педагогики и образования (развитие педагогических идей в разные исторические эпохи)
  3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, ВУЗовская, андрогогика)
  4. Специальная (коррекционная) педагогика (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых людей))
  5. Профессиональная (отраслевая) педагогика (военная, инженерная, спортивная)
  6. Социальная педагогика (основы внешкольного воспитания и обучение детей и взрослых)
  7. Исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание правонарушителей всех возрастов)
  8. Лечебная педагогика (обучение ослабленных больных детей)
  9. Сравнительная педагогика (сравнение образовательных систем в различных странах)

Как наука педагогика тесно связанна с психологией помогающей эффективно направлять деятельность педагога, так же связанна с биологическими науками, с социологией, философией, математикой.

Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее общие понятия отражающие сущность науки связывающие ее в  целостную систему. К основным категориям принято относить: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий, для усвоения новым поколениям общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – систематическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с целью формирования мировоззрения и поведения.

Обучение – это целенаправленный педагогически организованный процесс развития личности обучающихся происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности (мама учит читать ребенка).

Развитие – непрерывный процесс количественных и качественных изменений человека, процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления и обеспечения  на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование – это то, что остается с нами, когда все выученное забывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26938. Суверенитет как свойство гос.власти 9.7 KB
  суверенитет как свойство гос.власти Обществосовокупность индивидов имеющих общие интересы которые носят постоянный и объективный характер взаимодействующих и сотрудничающих на основе этих интересов имеющих организованную силувластьс одной стороны передачу властвующими своей воли подвластным а с другой стороны подчинение подвластных этой воле Гос. Механизм гос.власти совокупность или система государственных и негосударственных организаций в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых...
26939. Понятие нации. Современная наука о развитии и возникновении наций 9.58 KB
  Понятие нации. 2 подход к пониманию нации политикоправовой согласно которомунация согражданство т. Современная наука о развитии и возникновении нации. Так первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей имевших общность языка территории и других этнических признаков выступавших как условия формирования этих наций.
26940. Система органов в РФ 14.91 KB
  ; исполнительные глава государства глва правительства министерства местные исполнительные органы; судебные правоохранительные органы; 2. назначает с согласия ГД Председателя Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; представляет ГД кандидатуру Председателя Центрального банка по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства федеральных министров; представляет СФ кандидатуры судей КС ВСВАСГенерального...
26941. Принцип организации и деятельности государственного аппарата 8.13 KB
  Принцип организации и деятельности государственного аппарата Государственный аппарат система специальных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие механизм государства и государственный аппарат обычно употребляются как синонимы хотя существует точка зрения согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными...
26942. Государство и местное самоуправление 6.41 KB
  Такие вопросы в демократических государствах независимо от формы государственного устройства передаются на решение органам местного самоуправления. Система организации и деятельности граждан обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значениявопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории. Исторически возникло несколько СИСТЕМ местного самоуправления: 1. Органы местного самоуправления самостоятельны в...
26943. Общество, государство и право 8.76 KB
  Объективная потребность в государстве появилась по мере УСЛОЖНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. Государство через свои функции обеспечивает ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСОТЬ ВСЕГО ОБЩЕСТВА.
26944. Понятие и признаки правового государства 7.96 KB
  Понятие и признаки правового государства.античностьплатонаристотельзакон обязателен как для граждантак и для самого госва 2.период буржуазных революций Спинозадемократическое госвогарантирует каждому нетолько сохранение жизнино и удовлетворение его интересовзащиту чести и свободы Гоббссвобода человекаделать всечто не запрещено законом Локкгосво создается для охраны естественных прав человекагосподство законасвобода действовать по своему желанию всегдакогда этого не запрещает законне быть зависимым от воли другого человека...
26946. Влияние научно-технической революции на функции государства 7.78 KB
  Влияние научнотехнической революции на функции государства.С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства:ПОДДЕРЖКА НАУКИособенно фундаментальнойиспользование ее результатовразвитие и обогащение интеллектуального потенциала общества.В СФЕРЕ НАУКИ для государства появляется новая область деятельностиподдержка и ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИсоздание условий для успешной научной деятельностиохрана принадлежности результатов научного труда их создателямобеспечение справедливой оценки этого труда и...