7870

Этапы развития психолого-педагогических наук

Лекция

Педагогика и дидактика

Этапы развития психолого-педагогических наук План лекции: Древние цивилизации Эпоха средневековья Эпоха возрождения 18-21 век Развитие отечественной психологии и педагогики Древние цивилизации Первоначальные основы образования появились в странах др...

Русский

2013-01-29

19.66 KB

13 чел.

Этапы развития психолого-педагогических наук

План лекции:

  1. Древние цивилизации
  2. Эпоха средневековья
  3. Эпоха возрождения
  4. 18-21 век
  5. Развитие отечественной психологии и педагогики

Древние цивилизации

Первоначальные основы образования появились в странах древнего востока (Египет, Китай, Индия).

Существовало 3 типа школ: военные, жреческие, дворцовые (чиновники, администраторы, управленцы). Наибольшего расцвета педагогическая практика достигла в древней Греции и древнем Риме. Сейчас наиболее известны  две древнегреческие системы воспитания (спартанская и афинская).

Спартанская система – является образцом общественного и военно-физического воспитания. В Спарте учились только дети рабовладельцев, с семи до пятнадцати лет ребенок учился вне семьи (письмо, чтение, счет и военно-физическая подготовка), с пятнадцати до двадцати лет добавлялось музыкальное образование, военно-физическая подготовка выходила на первый план. В двадцать лет проходило итоговое испытание. Образование в Спарте могли получать и девушки.

Афинская система – всестороннее и гармоничное развитие личности, презрение к физическому труду. После семи лет мальчики получали основы грамоты, в школе кифариста они учились музыке, пению, декламации. С двенадцати до шестнадцати лет занимались гимнастикой и пятиборьем. Дальнейшее образование было для детей знатных афинян (философия, литература, политик и профессиональная военная подготовка).

Древнеримская система – главенствуют юридические науки, языки и литература, которые изучаются в тесной связи с римской историей, верховая езда и фехтование. Особое внимание уделялось риторике, и воспитание в целом носило гражданский и политический характер.

Платон считал, что душа – это образ или стечение мировой души. Душа существует еще до соединения с телом. Все душевные явления подразделялись на три вида:

  1. Разум (в голове)
  2. Мужество (в сердце)
  3. Вожделение (в брюшной полости)

Аристотель создал трактат «О душе». Весь мир состоит из множества мельчайших частиц, атомов, и самые подвижные и мелкие это атомы души. Душа бестелесна, является причиной и целью всех жизненных функций.

Движущей силой поведения человека является чувство удовольствия или неудовольствия.

Эпоха средневековья

Средневековье с 5 по 15 век.

В образовании, воспитании и других сферах безраздельно господствует церковь. На первое место выходит богословие (теология). В системе образования существуют приходские школы, монастырские школы, соборные (кафедральные). С семи до пятнадцати лет дети обучались грамоте, религиозным догмам, пению псалмов и чтению молитв.

В 13 – 14 веке появляются ремесленные или цеховые школы. Объединения купцов создавали гильдейские школы. В средневековой школе существовала жесткая (палочная) дисциплина.

Рыцарская система воспитания выражала интересы феодалов (крестовые походы). В основе воспитания семь рыцарских добродетелей:

  1. Верховая езда
  2. Плавание
  3. Владение копьем
  4. Фехтование
  5. Умение охотится
  6. Игра в шахматы
  7. Стихосложение и музыка

Презрение ко всем видам труда, включая умственный. С семи до четырнадцати лет уходил служить пажом, с четырнадцати до двадцати одного служба оруженосцем и в двадцать один год посвящение в рыцари. Средневековая церковь считала душу божественным началом, а так как это божественное начало, то ее исследовать научными методами нельзя. В средние века появляются первые европейские университеты (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Эпоха возрождения

Эпоха возрождения пробудила интерес к античному наследию, способствовала глобальному изменению в педагогике, послужила толчком к рождению просветительскому типу образования. Постепенно происходит отказ от палочной дисциплины, большое значение придается стимулированию живого интереса учащегося к знаниям, стремятся создать такую атмосферу учения, которая превратила бы учебу в радостный для ребенка процесс. Используется наглядность всех видов (игры, экскурсии, уроки среди живой природы).

Этапы эпохи возрождения:

  1. В середине 16 века монахами иезуитами были составлены первые типовые школьные программы. Набирали детей из разных социальных групп (срез общества в миниатюре), придумали золотые и серебреные медали за успехи в учебе.
  2. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. Его главный труд называется «Великая дидактика», дидактика – наука об обучении. Он призывал обучать на родном языке. Открыл и сформулировал основные принципы дидактики:
  3. Природосообразности
  4. Наглядности
  5. Системности и последовательности

Разработал и обосновал основные требования к учебнику, создал класс на урочную систему. Придавал особое значение вопросам воспитания.

  1. Джон Лок – разработал теорию воспитания, главный труд «мысли о воспитании». Изложил взгляды на воспитание, целью которого является воспитание джентльменов. Джентльмен – человек уверенный в себе, добродетельный, обладающий ясной мыслью и необходимыми знаниями, широкую образованность и деловые качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53849. Козацька Україна і наш край 360.5 KB
  Мета: повторити і закріпити матеріал теми; ознайомити із подіями що відбувалися на території нашого краю в період козаччини; поглибити знання учнів; розвивати їх пам’ять творчу уяву; формувати інтерес до історії; виховувати повагу до славного минулого нашого народу і його захисників любов до рідного краю; підготуватись до тестування з даної теми. В програмі для 5 класу зібрані початкові відомості з найважливіших тем історії України від найдавніших часів до нашого часу. Однією з цих тем є тема нашого уроку що включає такі важливі питання...
53850. Інтелектуальна гра «Козацькими стежками» 42.5 KB
  Дозволяємо і призначаємо організовувати реєстрове військо в числі 20 тис. чоловік.Це військо гетьман і старшина повинні набрати і записати в реєстр,і вони мусять перебувати в маєтках, що містяться у воєводстві Київському,не маючи нічого до воєводств Брацлавського і Чернігівського. А маєтки шляхетські мусять лишатися вільними, і в них реєстрові козаки ніде не повинні лишатись
53851. Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ 1.2 MB
  Мета: навчальна ознайомити учнів із виникненням на українських землях козацтва й Запорозької Січі; сформувати уявлення учнів про запорозьких козаків як хоробрих вояківземлеробів; розвивальна розвивати вміння знаходити необхідну інформацію в історичних джерелах; створення атмосфери довіри і відкритості робота з різними аналізаторами; виховна формування позиції взаємодії; виховувати повагу до українських козаків захисників рідної землі. Тип уроку Комбінований Основні дати Кінець ХV століття – перші відомості про українських козаків у...
53852. МИ РОДУ КОЗАЦЬКОГО НАЩАДКИ 47 KB
  Гей долиноюгей широкою козаки йдуть Звучить пісня Ой на горі та й женці жнуть. До залу урочисто входять козаки двох куренів команд зі своїми прапорами. Показати хочем нині Як колись в Україні Веселились козаки Наші прадіди й діди. З незапамятних часів в Україні козаки славилися силою та спритністю.
53853. Математика. Теория вероятностей и математическая статистика 2.08 MB
  Вероятность наступления хотя бы одного события. Вероятность события А это число РА которое вводится для количественного описания степени объективной возможности наступления А. В первом случае вероятность каждого из элементарных исходов равна 1 6 а во втором 1 4. В общем случае если число всех элементарных исходов NW равно n то вероятность каждого из них 1 n.
53855. Фундаментальный и технический анализ 26 KB
  Фундаментальный анализ основывается на оценке эффективности деятельности предприятия-эмитента. Он предполагает изучение комплекса показателей финансового состояния предприятия; степени конкурентоспособности производимой продукции
53856. Риск и доходность активов 29.5 KB
  Все факторы риска можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самой фирмы. В эту группу входят: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы и т.д.
53857. Риск и доходность финансовых активов 30 KB
  Под риском понимают вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижение прибыли, дохода и даже потеря капитала инвестора) вследствие наступления неблагоприятных обстоятельств.