7870

Этапы развития психолого-педагогических наук

Лекция

Педагогика и дидактика

Этапы развития психолого-педагогических наук План лекции: Древние цивилизации Эпоха средневековья Эпоха возрождения 18-21 век Развитие отечественной психологии и педагогики Древние цивилизации Первоначальные основы образования появились в странах др...

Русский

2013-01-29

19.66 KB

13 чел.

Этапы развития психолого-педагогических наук

План лекции:

  1. Древние цивилизации
  2. Эпоха средневековья
  3. Эпоха возрождения
  4. 18-21 век
  5. Развитие отечественной психологии и педагогики

Древние цивилизации

Первоначальные основы образования появились в странах древнего востока (Египет, Китай, Индия).

Существовало 3 типа школ: военные, жреческие, дворцовые (чиновники, администраторы, управленцы). Наибольшего расцвета педагогическая практика достигла в древней Греции и древнем Риме. Сейчас наиболее известны  две древнегреческие системы воспитания (спартанская и афинская).

Спартанская система – является образцом общественного и военно-физического воспитания. В Спарте учились только дети рабовладельцев, с семи до пятнадцати лет ребенок учился вне семьи (письмо, чтение, счет и военно-физическая подготовка), с пятнадцати до двадцати лет добавлялось музыкальное образование, военно-физическая подготовка выходила на первый план. В двадцать лет проходило итоговое испытание. Образование в Спарте могли получать и девушки.

Афинская система – всестороннее и гармоничное развитие личности, презрение к физическому труду. После семи лет мальчики получали основы грамоты, в школе кифариста они учились музыке, пению, декламации. С двенадцати до шестнадцати лет занимались гимнастикой и пятиборьем. Дальнейшее образование было для детей знатных афинян (философия, литература, политик и профессиональная военная подготовка).

Древнеримская система – главенствуют юридические науки, языки и литература, которые изучаются в тесной связи с римской историей, верховая езда и фехтование. Особое внимание уделялось риторике, и воспитание в целом носило гражданский и политический характер.

Платон считал, что душа – это образ или стечение мировой души. Душа существует еще до соединения с телом. Все душевные явления подразделялись на три вида:

  1. Разум (в голове)
  2. Мужество (в сердце)
  3. Вожделение (в брюшной полости)

Аристотель создал трактат «О душе». Весь мир состоит из множества мельчайших частиц, атомов, и самые подвижные и мелкие это атомы души. Душа бестелесна, является причиной и целью всех жизненных функций.

Движущей силой поведения человека является чувство удовольствия или неудовольствия.

Эпоха средневековья

Средневековье с 5 по 15 век.

В образовании, воспитании и других сферах безраздельно господствует церковь. На первое место выходит богословие (теология). В системе образования существуют приходские школы, монастырские школы, соборные (кафедральные). С семи до пятнадцати лет дети обучались грамоте, религиозным догмам, пению псалмов и чтению молитв.

В 13 – 14 веке появляются ремесленные или цеховые школы. Объединения купцов создавали гильдейские школы. В средневековой школе существовала жесткая (палочная) дисциплина.

Рыцарская система воспитания выражала интересы феодалов (крестовые походы). В основе воспитания семь рыцарских добродетелей:

  1. Верховая езда
  2. Плавание
  3. Владение копьем
  4. Фехтование
  5. Умение охотится
  6. Игра в шахматы
  7. Стихосложение и музыка

Презрение ко всем видам труда, включая умственный. С семи до четырнадцати лет уходил служить пажом, с четырнадцати до двадцати одного служба оруженосцем и в двадцать один год посвящение в рыцари. Средневековая церковь считала душу божественным началом, а так как это божественное начало, то ее исследовать научными методами нельзя. В средние века появляются первые европейские университеты (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Эпоха возрождения

Эпоха возрождения пробудила интерес к античному наследию, способствовала глобальному изменению в педагогике, послужила толчком к рождению просветительскому типу образования. Постепенно происходит отказ от палочной дисциплины, большое значение придается стимулированию живого интереса учащегося к знаниям, стремятся создать такую атмосферу учения, которая превратила бы учебу в радостный для ребенка процесс. Используется наглядность всех видов (игры, экскурсии, уроки среди живой природы).

Этапы эпохи возрождения:

  1. В середине 16 века монахами иезуитами были составлены первые типовые школьные программы. Набирали детей из разных социальных групп (срез общества в миниатюре), придумали золотые и серебреные медали за успехи в учебе.
  2. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. Его главный труд называется «Великая дидактика», дидактика – наука об обучении. Он призывал обучать на родном языке. Открыл и сформулировал основные принципы дидактики:
  3. Природосообразности
  4. Наглядности
  5. Системности и последовательности

Разработал и обосновал основные требования к учебнику, создал класс на урочную систему. Придавал особое значение вопросам воспитания.

  1. Джон Лок – разработал теорию воспитания, главный труд «мысли о воспитании». Изложил взгляды на воспитание, целью которого является воспитание джентльменов. Джентльмен – человек уверенный в себе, добродетельный, обладающий ясной мыслью и необходимыми знаниями, широкую образованность и деловые качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25316. Физиология спинного мозга 30 KB
  В составе серого вещества спинного мозга человека насчитывают около 13. Из них основную массу 97 представляют промежуточные клетки вставочные или интернейроны которые обеспечивают сложные процессы координации внутри спинного мозга. Среди мотонейронов спинного мозга выделяют крупные альфамотонейроны имелкие гаммамотонейроны.
25317. Значение промежуточного мозга 33 KB
  Она формирует положительные и отрицательные эмоции со всеми двигательными вегетативными и гормональными их компонентами. Электрические раздражения различных участков лимбической системы через вживленные электроды выявили наличие центров удовольствия формирующих положительные эмоции и неудовольствия формирующих отрицательные эмоции. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ Эмоции это выражение реакции возбуждения от фр. Если этой мобилизации оказывается недостаточно для отражения опасности или удовлетворения внутренней потребности вспыхивают стенические...
25318. Ретикулярная формация ствола мозга 40 KB
  Дейтерс впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия назвал ее сетчатой или ретикулярной формацией. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна идущие от них к коре образуют так называемые неспецифические пути. Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков...
25319. Мозжечок 56.5 KB
  Полушария мозжечка делят па переднюю долю и заднюю долю; последнюю разделяют еще на две части. Филогенетически наиболее молодым образованием мозжечка является передняя часть задней доли новый мозжечок; она достигает максимального развития у человека и высших обезьян. Верхняя поверхность полушарий мозжечка состоит из серого вещества толщиной от 1 до 25 мм называемого корой мозжечка. В белом веществе мозжечка составляющем основную его массу находятся скопления серого вещества ядра мозжечка.
25320. Промежуточный мозг и подкорковые ядра 54 KB
  Функционально все ядра таламуса делят на две большие группы специфические и неспецифические. Специфические ядра таламуса имеют прямые связи с определенными участками коры больших полушарий. Неспецифические же ядра в большинстве случаев передают сигналы в подкорковые ядра от которых импульсы поступают одновременно в разные отделы коры.
25321. Кора больших полушарий головного мозга 27.5 KB
  Ритмы электроэнцефалограммы. Альфаритм это ритмические колебания потенциала почти синусоидальной формы частотой 8 13 в секунду с амплитудой до 50 мкв. Альфаритм отчетливо выражен если испытуемый человек находится в условиях физического и умственного покоя лежа или сидя в удобном кресле с расслабленной мускулатурой и закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражений. Многие исследователи считают что существует две области коры в которых альфаритм имеет наибольшую амплитуду и характеризуется большим постоянством: одна из них...
25322. Физиологическое значение коры больших полушарий 30 KB
  Пирамидные нейроны осуществляют эфферентную функцию коры преимущественно через пирамидный тракт и внутрикорковые процессы взаимодействия между удаленными друг от друга нейронами. Наиболее крупные пирамидные клетки гигантские пирамиды Беца находятся в передней центральной извилине моторной зоне коры. Функциональной единицей коры является вертикальная колонка взаимосвязанных нейронов.
25323. Структурно-функциональные особенности вегетативной НС 31 KB
  Вегетативной нервной системой называют совокупность эфферентных нервных клеток спинного и головного мозга а также клеток особых узлов ганглиев иннервирующих внутренние органы. Эфферентные пути симпатической нервной системы начинаются в грудном и поясничном отделах спинного мозга от нейронов его боковых рогов. Эфферентные пути парасимпатической нервной системы начинаются в головном мозге от некоторых ядер среднего и продолговатого мозга и в спинном мозге от нейронов крестцового отдел а. ФУНКЦИИ СИМПАТИЧЕСКОЙ НС С участием симпатической...
25324. Механизм образования и значение условных рефлексов 37 KB
  запах мяса для слюнного рефлекса и искусственные на посторонние сигналы например запах мяты; 2 наличные и следовые на условный сигнал непосредственно предшествующий безусловному подкреплению и на его следовое влияние; положительные с активным проявлением ответной реакции и отрицательные с ее торможением; 4 условные рефлексы на время при ритмической подаче условных сигналов ответная реакция появляется через заданный интервал даже при отсутствии очередного сигнала; 5 условные рефлексы первого порядка на один предшествующий...