7870

Этапы развития психолого-педагогических наук

Лекция

Педагогика и дидактика

Этапы развития психолого-педагогических наук План лекции: Древние цивилизации Эпоха средневековья Эпоха возрождения 18-21 век Развитие отечественной психологии и педагогики Древние цивилизации Первоначальные основы образования появились в странах др...

Русский

2013-01-29

19.66 KB

13 чел.

Этапы развития психолого-педагогических наук

План лекции:

  1. Древние цивилизации
  2. Эпоха средневековья
  3. Эпоха возрождения
  4. 18-21 век
  5. Развитие отечественной психологии и педагогики

Древние цивилизации

Первоначальные основы образования появились в странах древнего востока (Египет, Китай, Индия).

Существовало 3 типа школ: военные, жреческие, дворцовые (чиновники, администраторы, управленцы). Наибольшего расцвета педагогическая практика достигла в древней Греции и древнем Риме. Сейчас наиболее известны  две древнегреческие системы воспитания (спартанская и афинская).

Спартанская система – является образцом общественного и военно-физического воспитания. В Спарте учились только дети рабовладельцев, с семи до пятнадцати лет ребенок учился вне семьи (письмо, чтение, счет и военно-физическая подготовка), с пятнадцати до двадцати лет добавлялось музыкальное образование, военно-физическая подготовка выходила на первый план. В двадцать лет проходило итоговое испытание. Образование в Спарте могли получать и девушки.

Афинская система – всестороннее и гармоничное развитие личности, презрение к физическому труду. После семи лет мальчики получали основы грамоты, в школе кифариста они учились музыке, пению, декламации. С двенадцати до шестнадцати лет занимались гимнастикой и пятиборьем. Дальнейшее образование было для детей знатных афинян (философия, литература, политик и профессиональная военная подготовка).

Древнеримская система – главенствуют юридические науки, языки и литература, которые изучаются в тесной связи с римской историей, верховая езда и фехтование. Особое внимание уделялось риторике, и воспитание в целом носило гражданский и политический характер.

Платон считал, что душа – это образ или стечение мировой души. Душа существует еще до соединения с телом. Все душевные явления подразделялись на три вида:

  1. Разум (в голове)
  2. Мужество (в сердце)
  3. Вожделение (в брюшной полости)

Аристотель создал трактат «О душе». Весь мир состоит из множества мельчайших частиц, атомов, и самые подвижные и мелкие это атомы души. Душа бестелесна, является причиной и целью всех жизненных функций.

Движущей силой поведения человека является чувство удовольствия или неудовольствия.

Эпоха средневековья

Средневековье с 5 по 15 век.

В образовании, воспитании и других сферах безраздельно господствует церковь. На первое место выходит богословие (теология). В системе образования существуют приходские школы, монастырские школы, соборные (кафедральные). С семи до пятнадцати лет дети обучались грамоте, религиозным догмам, пению псалмов и чтению молитв.

В 13 – 14 веке появляются ремесленные или цеховые школы. Объединения купцов создавали гильдейские школы. В средневековой школе существовала жесткая (палочная) дисциплина.

Рыцарская система воспитания выражала интересы феодалов (крестовые походы). В основе воспитания семь рыцарских добродетелей:

  1. Верховая езда
  2. Плавание
  3. Владение копьем
  4. Фехтование
  5. Умение охотится
  6. Игра в шахматы
  7. Стихосложение и музыка

Презрение ко всем видам труда, включая умственный. С семи до четырнадцати лет уходил служить пажом, с четырнадцати до двадцати одного служба оруженосцем и в двадцать один год посвящение в рыцари. Средневековая церковь считала душу божественным началом, а так как это божественное начало, то ее исследовать научными методами нельзя. В средние века появляются первые европейские университеты (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Эпоха возрождения

Эпоха возрождения пробудила интерес к античному наследию, способствовала глобальному изменению в педагогике, послужила толчком к рождению просветительскому типу образования. Постепенно происходит отказ от палочной дисциплины, большое значение придается стимулированию живого интереса учащегося к знаниям, стремятся создать такую атмосферу учения, которая превратила бы учебу в радостный для ребенка процесс. Используется наглядность всех видов (игры, экскурсии, уроки среди живой природы).

Этапы эпохи возрождения:

  1. В середине 16 века монахами иезуитами были составлены первые типовые школьные программы. Набирали детей из разных социальных групп (срез общества в миниатюре), придумали золотые и серебреные медали за успехи в учебе.
  2. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. Его главный труд называется «Великая дидактика», дидактика – наука об обучении. Он призывал обучать на родном языке. Открыл и сформулировал основные принципы дидактики:
  3. Природосообразности
  4. Наглядности
  5. Системности и последовательности

Разработал и обосновал основные требования к учебнику, создал класс на урочную систему. Придавал особое значение вопросам воспитания.

  1. Джон Лок – разработал теорию воспитания, главный труд «мысли о воспитании». Изложил взгляды на воспитание, целью которого является воспитание джентльменов. Джентльмен – человек уверенный в себе, добродетельный, обладающий ясной мыслью и необходимыми знаниями, широкую образованность и деловые качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43798. Совершенствование сбытовой политики на ОАО «Метафракс» 331.63 KB
  Характеристика каналов сбыта товаров промышленного назначения. Она позволяет осуществлять: планирование формирование или рациональный выбор каналов распределения товаров; поиск и освоение новых каналов сбыта; разработку и применение сбытовой программы организации с учетом реального и прогнозируемого ассортимента а также запросов потребителей; оценку результатов деятельности организации по производству товаров и доведению их до потребителя. Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех...
43799. Татарча-русча сүзлекләрдә тамыр рәвешендәге гарәп-фарсы алынмалары 295 KB
  Татар теленнән аермалы буларак, гарәп телендә сузыкларның әйтелеше тартыкларга бәйле. Сүздә нинди тартыклар белән килүенә карап, сузык авазның әйтелеше үзгәрә, ягъни сөйләмдә фонеманың төрле вариантлары барлыкка килә. Мәсәлән, а сузыгы эмфатик һәм башка кайбер тартыклар
43800. Использование метода проектов на формирование речевой компетенции на уроке иностранного языка 1.86 MB
  Психолого педагогические исследования по проблемам формирования речевых навыков на уроках иностранного языка. Опытнопрактические работы по использованию методов проектов как средство формирования речевых умений на уроках иностранного языка. Основная идея подобного подхода к обучению английского языка таким образом заключается в том чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов...
43801. Внутрихозяйственное землеустройство крестьянско-фермерского хозяйства «ДИДИНАГ» 98.87 KB
  После 1996 года были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства авторскому надзору и составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель даже на сельскохозяйственных землях находящихся в федеральной собственности. Состав и содержание проекта зависят от природных и социальноэкономических условий форм землевладения и землепользования специализации хозяйства состава и соотношения отраслей условий расселения развития элементов инфраструктуры. Размещение...
43803. Проект внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства «ДИДИНАГ» 124.15 KB
  В вышеперечисленных составных частях проекта внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются общехозяйственные вопросы, создающие в итоге производственную структурную основу организации территории. Дальнейшая задача заключается в устройстве территории отдельных видов угодий, разделение их на обособленные хозяйственные участки: поля севооборотов, загоны очередного стравливания на пастбищах, сенокосооборотные и бригадные участки на сенокосах.
43804. Разрушительные процессы, происходящие в изоляции кабельных линий электропередач 313.46 KB
  Токопроводящие жилы предназначены для прохождения электрического тока, они бывают основными и нулевыми. Основные жилы применяются для выполнения основной функции силового кабеля- передачи по ним электроэнергии. Нулевые жилы предназначены для протекания разности токов фаз (полюсов) при неравномерной их нагрузке.
43805. Международная экономика 145.69 KB
  Экономическая взаимозависимость имеет прямые последствия для студента, слушающего вводный курс в международную экономику. Как на потребителей, так и на нас могут влиять изменения в интернациональной стоимости валюты. В случае, если японская йена или британский фунт вырастет по отношению к американскому доллару, означает, что цены на японские телевизоры или британские автомобили вырастут.
43806. ПРОЕКТ УЧАСТКА ЛАМИНИРОВАНИЯ ДСтП МОЩНОСТЬЮ 3МИЛ 600 ТЫС М2/ГОД 613.66 KB
  Древесностружечные плиты могут быть изготовлены с заранее заданной плотностью, прочностью и внешним видом, которые требуются в конструкциях, изделиях и деталях. Плитам можно также придать необходимую биостойкость, гидрофобность (водоустойчивость) и огнестойкость.