7870

Этапы развития психолого-педагогических наук

Лекция

Педагогика и дидактика

Этапы развития психолого-педагогических наук План лекции: Древние цивилизации Эпоха средневековья Эпоха возрождения 18-21 век Развитие отечественной психологии и педагогики Древние цивилизации Первоначальные основы образования появились в странах др...

Русский

2013-01-29

19.66 KB

15 чел.

Этапы развития психолого-педагогических наук

План лекции:

  1. Древние цивилизации
  2. Эпоха средневековья
  3. Эпоха возрождения
  4. 18-21 век
  5. Развитие отечественной психологии и педагогики

Древние цивилизации

Первоначальные основы образования появились в странах древнего востока (Египет, Китай, Индия).

Существовало 3 типа школ: военные, жреческие, дворцовые (чиновники, администраторы, управленцы). Наибольшего расцвета педагогическая практика достигла в древней Греции и древнем Риме. Сейчас наиболее известны  две древнегреческие системы воспитания (спартанская и афинская).

Спартанская система – является образцом общественного и военно-физического воспитания. В Спарте учились только дети рабовладельцев, с семи до пятнадцати лет ребенок учился вне семьи (письмо, чтение, счет и военно-физическая подготовка), с пятнадцати до двадцати лет добавлялось музыкальное образование, военно-физическая подготовка выходила на первый план. В двадцать лет проходило итоговое испытание. Образование в Спарте могли получать и девушки.

Афинская система – всестороннее и гармоничное развитие личности, презрение к физическому труду. После семи лет мальчики получали основы грамоты, в школе кифариста они учились музыке, пению, декламации. С двенадцати до шестнадцати лет занимались гимнастикой и пятиборьем. Дальнейшее образование было для детей знатных афинян (философия, литература, политик и профессиональная военная подготовка).

Древнеримская система – главенствуют юридические науки, языки и литература, которые изучаются в тесной связи с римской историей, верховая езда и фехтование. Особое внимание уделялось риторике, и воспитание в целом носило гражданский и политический характер.

Платон считал, что душа – это образ или стечение мировой души. Душа существует еще до соединения с телом. Все душевные явления подразделялись на три вида:

  1. Разум (в голове)
  2. Мужество (в сердце)
  3. Вожделение (в брюшной полости)

Аристотель создал трактат «О душе». Весь мир состоит из множества мельчайших частиц, атомов, и самые подвижные и мелкие это атомы души. Душа бестелесна, является причиной и целью всех жизненных функций.

Движущей силой поведения человека является чувство удовольствия или неудовольствия.

Эпоха средневековья

Средневековье с 5 по 15 век.

В образовании, воспитании и других сферах безраздельно господствует церковь. На первое место выходит богословие (теология). В системе образования существуют приходские школы, монастырские школы, соборные (кафедральные). С семи до пятнадцати лет дети обучались грамоте, религиозным догмам, пению псалмов и чтению молитв.

В 13 – 14 веке появляются ремесленные или цеховые школы. Объединения купцов создавали гильдейские школы. В средневековой школе существовала жесткая (палочная) дисциплина.

Рыцарская система воспитания выражала интересы феодалов (крестовые походы). В основе воспитания семь рыцарских добродетелей:

  1. Верховая езда
  2. Плавание
  3. Владение копьем
  4. Фехтование
  5. Умение охотится
  6. Игра в шахматы
  7. Стихосложение и музыка

Презрение ко всем видам труда, включая умственный. С семи до четырнадцати лет уходил служить пажом, с четырнадцати до двадцати одного служба оруженосцем и в двадцать один год посвящение в рыцари. Средневековая церковь считала душу божественным началом, а так как это божественное начало, то ее исследовать научными методами нельзя. В средние века появляются первые европейские университеты (Болонский, Парижский, Оксфордский).

Эпоха возрождения

Эпоха возрождения пробудила интерес к античному наследию, способствовала глобальному изменению в педагогике, послужила толчком к рождению просветительскому типу образования. Постепенно происходит отказ от палочной дисциплины, большое значение придается стимулированию живого интереса учащегося к знаниям, стремятся создать такую атмосферу учения, которая превратила бы учебу в радостный для ребенка процесс. Используется наглядность всех видов (игры, экскурсии, уроки среди живой природы).

Этапы эпохи возрождения:

  1. В середине 16 века монахами иезуитами были составлены первые типовые школьные программы. Набирали детей из разных социальных групп (срез общества в миниатюре), придумали золотые и серебреные медали за успехи в учебе.
  2. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. Его главный труд называется «Великая дидактика», дидактика – наука об обучении. Он призывал обучать на родном языке. Открыл и сформулировал основные принципы дидактики:
  3. Природосообразности
  4. Наглядности
  5. Системности и последовательности

Разработал и обосновал основные требования к учебнику, создал класс на урочную систему. Придавал особое значение вопросам воспитания.

  1. Джон Лок – разработал теорию воспитания, главный труд «мысли о воспитании». Изложил взгляды на воспитание, целью которого является воспитание джентльменов. Джентльмен – человек уверенный в себе, добродетельный, обладающий ясной мыслью и необходимыми знаниями, широкую образованность и деловые качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12713. Создание модели детали типа Качалка в SolidWorks 2001 381 KB
  Практическая работа №4. Тема: Создание модели детали типа Качалка в SolidWorks 2001.Цель: Создание модели детали типа Качалка с применением различных инструментов эскиза знакомство с взаимосвязями эскиза и элементами. Необходимое оборудование и материалы: ПК перс
12714. Создание модели детали по сечениям в SolidWorks 2001Plus 151.5 KB
  Практическая работа №5. Тема: Создание модели детали по сечениям в SolidWorks 2001Plus.Цель: Создание твердотельного элемента путём соединения профилей элемента по сечениям. Необходимое оборудование и материалы: ПК персональный компьютер. Операционная система Windo...
12715. Создание сборки из нескольких деталей в SolidWorks2001Plus 427 KB
  Практическая работа №6. Тема: Создание сборки из нескольких деталей в SolidWorks2001Plus.Цель: Создание сборки из моделей деталей типа корпус кольцо вал и штифт. Необходимое оборудование и материалы: ПК персональный компьютер с операционной системой Windows 2000. Пр...
12716. Создание модели детали типа вал в SolidWork 2006 и чертежа вала в Компас 3D v8 477.5 KB
  Практическая работа №7. Тема:Создание модели детали типа вал в SolidWork 2006 и чертежа вала в Компас 3D v8.Цель: Научиться сохранять созданные в SolidWorks модели в промежуточном формате импортировать их в Компас и создавать чертежи деталей. Необходимое оборудование и материа...
12717. Создание чертежа детали типа Корпус2 в программе компас 3D 221 KB
  Практическая работа №8. Тема:Создание чертежа детали типа Корпус2 в программе компас 3D.Цель: Создание чертежа детали типа корпус с применением модели корпусной детали созданной в практической работе № 3. Необходимое оборудование и материалы: ПК персональный
12718. Организация производственного процесса во времени 171.5 KB
  Лабораторная работа №1 по дисциплине Организация производства и менеджмент: Организация производственного процесса во времени Вариант №6 1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ВО ВРЕМЕНИ. Тема: Производственный цикл изготовления изделий и его виды. ...
12719. ПОТОЧНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 194 KB
  Лабораторная работа №2 по дисциплине Организация производства и менеджмент: ПОТОЧНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Вариант №6 Расчет и построение стандартпланов работы однопредметных поточных линий. Задача 2.1. Определить длину сборочного конвейера ...
12720. Расчет основных календарно-плановых нормативов при оперативном планировании в серийном производстве 113.5 KB
  Лабораторная работа №3 по дисциплине Тема: Расчет основных календарноплановых нормативов при оперативном планировании в серийном производстве. Функциональная задача оперативного планирования в серийном производстве заключается в установлении основных календ...
12721. Экономическое обоснование выбора вариантов технологических процессов 132.5 KB
  Лабораторная работа №4 по дисциплине Организация производства и менеджмент: Экономическое обоснование выбора вариантов технологических процессов Вариант №6 ЗАДАЧА Произвести выбор наиболее экономического варианта операции механической обработки. Имеет