7871

Познавательные психические процессы

Лекция

Психология и эзотерика

Познавательные психические процессы План: Понятие опознавательных психических процессов Чувственные формы освоения действительности Рациональные формы освоения действительности Понятие познавательных психических процессов Психологи...

Русский

2013-01-29

36.62 KB

39 чел.

Познавательные психические процессы

План:

  1.  Понятие опознавательных психических процессов
  2.  Чувственные формы освоения действительности
  3.  Рациональные формы освоения действительности

Понятие познавательных психических процессов

Психологическую структуру человека можно рассматривать с разных позиций. У нас за основу приняты формы функционирования психических явлений и внутреннего мира человека.

Познавательные психические процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а так же образы самого организма и его внутренней среды.

Нормальное функционирование познавательных процессов является залогом эффективности учебной и профессиональной деятельности человека.

Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом, данное взаимодействие происходит незаметно для нас, поэтому мы воспринимаем в определенный момент не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает.

Психические процессы можно разделить на два уровня:

  1.  Чувственные формы освоения действительности
  2.  Ощущения
  3.  Восприятия
  4.  Внимание
  5.  Представление
  6.  Рациональные формы освоения действительности
  7.  Память
  8.  Воображение
  9.  Мышление
  10.  Речь

Чувственные формы освоения действительности

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

В процессе эволюции  у живых организмов появились особые группы клеток (рецепторы), они чувствительны к воздействию внутренней и внешней среды.

Схема рефлекторного кольца.

Стрелка изменение окружающей среды.

Минимальный порог ощущений – минимальная сила раздражителя, которая ощущается каким то отдельным органом чувств.

Максимальный порог ощущений – предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться.  Например: высота звука.

Синестезия – действие одного раздражителя может вызывать ощущения, характерные для другого раздражителя. Например: восприятие цвета и музыки.

Три основных класса ощущений (Шерингтон):

  1.  Экстероцептивные – рождаются рецепторами на поверхности тела.
  2.  Интероцептирные – ощущения, которые происходят внутри организма(голод, жажда, боль).
  3.  Проприоцептивные – передают в мозг ощущения о положения разных частей тела.

Восприятие – целостносное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Способностью воспринимать мир в виде образов наделен только человек и высшие животные (восприятие времени). Человек по разному воспринимает пять минут времени. Всякий раз, когда мы обращаем внимание на время, нам кажется, что оно течет медленнее. Некоторые воздействия на организм могут это менять (кофеин ускоряет процессы в организме, некоторые депрессанты замедляют процессы в организме, например алкоголь).

Нарушение восприятия

  1.  Гиперстезия (свет ослепляет, звуки приглушаются, запахи вызывают раздражение).
  2.  Гипостезия (цвета могут казаться блеклыми, звуки приглушенные)
  3.  Галлюцинации – восприятия возникшие без наличия реального объекта (слуховые, зрительные).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенных объектах или деятельности.

Пять свойств внимания:

  1.  Концентрация (противоположное рассеяность)
  2.  Переключаемость
  3.  Распределение
  4.  Устойчивость (противоположное колебание внимания)
  5.  Объем внимания (средний объем внимания людей ровняется 7±2ед)

Непроизвольное внимание возникает при ярком, необычном стимуле.

Произвольное внимание – внимание , которое требует сознательного самоконтроля и сопровождается усилием над собой.

Представления – (вторичный образ) воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возникающий в отсутствии этого предмета на органы чувств. Представления обладают качественными и количественными характеристиками. Качественной характеристикой является – действенность. Количественной характеристикой является – объем.

Рациональные формы освоения действительности

 Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

Четыре уровня памяти:

  1.  Непосредственная память (сенсорный тип/мгновенная память) –  от одной десятой до пяти десятых секунды.
  2.  Кратковременная память – около тридцати секунд.
  3.  Оперативная память – ее длительность от нескольких секунд до нескольких дней.
  4.  Долговременная память – хранит знания. Долговременная память хранится в различных кодах (визуальная, акустическая, семантическая).

Четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

  1.  Двигательная память (водить машину, печатать на компьютере, ездить на велосипеде).
  2.  Образная память:
  3.  Зрительная
  4.  Слуховая
  5.  Осязательная
  6.  Обонятельная
  7.  Вкусовая
  8.  Эмоциональная память.
  9.  Вербальная память (словестно-логическая память) – высший вид памяти, с ее помощью формируется база нашего интеллекта.  

По степени волевого усилия:

  1.  Произвольная
  2.  Непроизвольная

Память базируется на запоминании, хранении, забывании и воспроизведении

Успешность запоминания зависит от нескольких факторов:

  1.  Объем материала
  2.  Время
  3.  Наличие мешающих факторов
  4.  Разнообразие форм материала
  5.  Мотивация и осмысленность материала

Виды внимания и возможности их тренировки

 Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процессы мышления — процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, в разных видах мышления они выступают как различные.

Виды мышления:

теоретическое;

практическое;

творческое (продуктивное);

нетворческое (репродуктивное);

интуитивное;

логическое;

аутестическое;

реалистическое;

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое.

Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения. Система используемых человеком звуков, сигналов, символов для представления, передачи, обработки и хранения информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52129. Винесення спільного множника за дужки 87 KB
  Мета: навчити учнів застосовувати даний спосіб під час розвязування задач, розвивати внутрішню мотивацію учнів до теми, що вивчається; навчити учнів прогнозувати очікувані результати уроку; відтворити необхідні знання та вміння для досягнення результатів уроку.
52131. Степінь з цілим показником 544 KB
  8 клас алгебра Тема уроку: Степінь з цілим показником. Мета уроку: Ввести поняття степеня з цілим показником. Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу Обладнання: дидактичний матеріал таблиця підручники збірник завдань А. ХІД УРОКУ: 1.
52132. Збірник завдань для тематичної атестації з алгебри для класів з поглибленим вивченням математики 11.53 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з алгебри для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 10 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
52133. Функціональний підхід до розв’язування рівнянь 107.5 KB
  Дидактична мета уроку: а Повторити та узагальнити основні методи розв’язування рівнянь тригонометричних ірраціональних показникових логарифмічних. б Сформувати у учнів поняття про функціональний підхід до розв’язування рівнянь як один із нестандартних евристичних прийомів. б Розвивати творчі логічні та інтелектуальні здібності учнів.
52134. Дидактичний матеріал для рівневого навчання 520.5 KB
  Опрацювавши матеріали розділу учні зможуть упізнавати функції встановлювати умови при яких вони мають певні властивості за однією властивістю “бачити †інші зводити розв’язування задач до розв’язування відомих.
52135. ЗАСТОСУВАННЯ РІЗНИХ СПОСОБІВ ДО РОЗКЛАДУ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖНИКИ 37 KB
  Ще 2400 років тому Конфуцій сказав: Слайд 1. Тема нашого журналістського розслідування : Слайд 2. Слайд 3. Запитання для інтерв'ю: Що таке многочлен Що означає розкласти многочлен на множники Які є способи розкладу многочленна на множники Які формули скороченого множення ви знаєте В чому суть способу винесення спільного множника за дужки В чому суть способу групування Слайд 4.
52136. Розвязування задач за допомогою систем лінійних рівнянь з двома невідомими 68.5 KB
  Учащиеся объединены в три группы По команде учителя ученики из каждой группы по одному подходят к соответствующей доске и составляют формулу какая команда быстрее. Ответьте на вопросы предварительно обсудив в группах прием вертушка учащиеся могут переходить из одной группы в другую: Приведите пример линейного уравнения с двумя переменными. Для 1й группы: Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. Для 2й группы: Таблица: Курение – одна из вреднейших привычек...
52137. Застосування властивостей степеня з натуральним показником 179.5 KB
  Тема уроку: Застосування властивостей степеня з натуральним показником Очікувані результати: Після цього уроку учні зможуть: застосовувати властивості степеня з натуральним показником при спрощенні виразів і розв’язуванні рівнянь; користуватися властивостями степеня при визначенні значень числових виразів та при порівнянні чисел; застосовувати властивості степеня з натуральним...