7871

Познавательные психические процессы

Лекция

Психология и эзотерика

Познавательные психические процессы План: Понятие опознавательных психических процессов Чувственные формы освоения действительности Рациональные формы освоения действительности Понятие познавательных психических процессов Психологи...

Русский

2013-01-29

36.62 KB

47 чел.

Познавательные психические процессы

План:

  1.  Понятие опознавательных психических процессов
  2.  Чувственные формы освоения действительности
  3.  Рациональные формы освоения действительности

Понятие познавательных психических процессов

Психологическую структуру человека можно рассматривать с разных позиций. У нас за основу приняты формы функционирования психических явлений и внутреннего мира человека.

Познавательные психические процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а так же образы самого организма и его внутренней среды.

Нормальное функционирование познавательных процессов является залогом эффективности учебной и профессиональной деятельности человека.

Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом, данное взаимодействие происходит незаметно для нас, поэтому мы воспринимаем в определенный момент не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает.

Психические процессы можно разделить на два уровня:

  1.  Чувственные формы освоения действительности
  2.  Ощущения
  3.  Восприятия
  4.  Внимание
  5.  Представление
  6.  Рациональные формы освоения действительности
  7.  Память
  8.  Воображение
  9.  Мышление
  10.  Речь

Чувственные формы освоения действительности

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

В процессе эволюции  у живых организмов появились особые группы клеток (рецепторы), они чувствительны к воздействию внутренней и внешней среды.

Схема рефлекторного кольца.

Стрелка изменение окружающей среды.

Минимальный порог ощущений – минимальная сила раздражителя, которая ощущается каким то отдельным органом чувств.

Максимальный порог ощущений – предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться.  Например: высота звука.

Синестезия – действие одного раздражителя может вызывать ощущения, характерные для другого раздражителя. Например: восприятие цвета и музыки.

Три основных класса ощущений (Шерингтон):

  1.  Экстероцептивные – рождаются рецепторами на поверхности тела.
  2.  Интероцептирные – ощущения, которые происходят внутри организма(голод, жажда, боль).
  3.  Проприоцептивные – передают в мозг ощущения о положения разных частей тела.

Восприятие – целостносное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Способностью воспринимать мир в виде образов наделен только человек и высшие животные (восприятие времени). Человек по разному воспринимает пять минут времени. Всякий раз, когда мы обращаем внимание на время, нам кажется, что оно течет медленнее. Некоторые воздействия на организм могут это менять (кофеин ускоряет процессы в организме, некоторые депрессанты замедляют процессы в организме, например алкоголь).

Нарушение восприятия

  1.  Гиперстезия (свет ослепляет, звуки приглушаются, запахи вызывают раздражение).
  2.  Гипостезия (цвета могут казаться блеклыми, звуки приглушенные)
  3.  Галлюцинации – восприятия возникшие без наличия реального объекта (слуховые, зрительные).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенных объектах или деятельности.

Пять свойств внимания:

  1.  Концентрация (противоположное рассеяность)
  2.  Переключаемость
  3.  Распределение
  4.  Устойчивость (противоположное колебание внимания)
  5.  Объем внимания (средний объем внимания людей ровняется 7±2ед)

Непроизвольное внимание возникает при ярком, необычном стимуле.

Произвольное внимание – внимание , которое требует сознательного самоконтроля и сопровождается усилием над собой.

Представления – (вторичный образ) воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возникающий в отсутствии этого предмета на органы чувств. Представления обладают качественными и количественными характеристиками. Качественной характеристикой является – действенность. Количественной характеристикой является – объем.

Рациональные формы освоения действительности

 Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

Четыре уровня памяти:

  1.  Непосредственная память (сенсорный тип/мгновенная память) –  от одной десятой до пяти десятых секунды.
  2.  Кратковременная память – около тридцати секунд.
  3.  Оперативная память – ее длительность от нескольких секунд до нескольких дней.
  4.  Долговременная память – хранит знания. Долговременная память хранится в различных кодах (визуальная, акустическая, семантическая).

Четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

  1.  Двигательная память (водить машину, печатать на компьютере, ездить на велосипеде).
  2.  Образная память:
  3.  Зрительная
  4.  Слуховая
  5.  Осязательная
  6.  Обонятельная
  7.  Вкусовая
  8.  Эмоциональная память.
  9.  Вербальная память (словестно-логическая память) – высший вид памяти, с ее помощью формируется база нашего интеллекта.  

По степени волевого усилия:

  1.  Произвольная
  2.  Непроизвольная

Память базируется на запоминании, хранении, забывании и воспроизведении

Успешность запоминания зависит от нескольких факторов:

  1.  Объем материала
  2.  Время
  3.  Наличие мешающих факторов
  4.  Разнообразие форм материала
  5.  Мотивация и осмысленность материала

Виды внимания и возможности их тренировки

 Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процессы мышления — процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, в разных видах мышления они выступают как различные.

Виды мышления:

теоретическое;

практическое;

творческое (продуктивное);

нетворческое (репродуктивное);

интуитивное;

логическое;

аутестическое;

реалистическое;

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое.

Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения. Система используемых человеком звуков, сигналов, символов для представления, передачи, обработки и хранения информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61804. Григір Тютюнник «Дивак» 31.91 KB
  Мета: ознайомити з життям і творчістю письменника; опрацювати ідейнохудожній зміст твору Дивак зясувати його тематичну спрямованість композицію; розвинути логічне мислення память вміння грамотно надавати відповіді на питання робити висновки коментувати епізоди твору оцінювати поведінку...
61805. Вставні слова (словосполучення, речення), розділові знаки при них 17.17 KB
  Мета: поглибити знання учнів про вставні слова словосполучення речення; розвивати вміння знаходити їх у тексті й доцільно вживати в усному та писемному мовленні; вчити правильно розставляти розділові знаки при вставних конструкціях; розвивати память логічне мислення; виховувати мовну культуру школярів.
61806. Звертання поширені й непоширені. Розділові знаки при звертаннях 18.91 KB
  Мета: поглибити знання учнів про поширені та непоширені звертання; ознайомити з особливостями їх використання в різних стилях і жанрах; закріпити навички вживання розділових знаків при різноманітних звертаннях; розвивати усне й писемне мовлення емоції творчу уяву...
61807. Домовая мышь 1014.59 KB
  Задачи: Образовательные: Формировать у учащихся представления о домовой мыши; Формировать знания о строении домовой мыши; Формировать знания о вреде приносимому человеку от домовой мыши. На доску вывешивается иллюстрация домовой мыши и пишется тема урока.
61808. Do you care about how you look like? 41.78 KB
  Перспективная цель: создание комплекса условий для формирования умений понимать основное содержание облегченных доступных по объему текстов по заданной теме и умений формулировать вопросы по данной теме основываясь на раннее изученных знаниях и умениях...
61812. Квиллинг 17.88 KB
  К сожалению бумага недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Бумагокручение быстро распространилось в Европе но потому что бумага особенно цветная и высококачественная была очень дорогим материалом...