7871

Познавательные психические процессы

Лекция

Психология и эзотерика

Познавательные психические процессы План: Понятие опознавательных психических процессов Чувственные формы освоения действительности Рациональные формы освоения действительности Понятие познавательных психических процессов Психологи...

Русский

2013-01-29

36.62 KB

44 чел.

Познавательные психические процессы

План:

  1.  Понятие опознавательных психических процессов
  2.  Чувственные формы освоения действительности
  3.  Рациональные формы освоения действительности

Понятие познавательных психических процессов

Психологическую структуру человека можно рассматривать с разных позиций. У нас за основу приняты формы функционирования психических явлений и внутреннего мира человека.

Познавательные психические процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а так же образы самого организма и его внутренней среды.

Нормальное функционирование познавательных процессов является залогом эффективности учебной и профессиональной деятельности человека.

Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом, данное взаимодействие происходит незаметно для нас, поэтому мы воспринимаем в определенный момент не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает.

Психические процессы можно разделить на два уровня:

  1.  Чувственные формы освоения действительности
  2.  Ощущения
  3.  Восприятия
  4.  Внимание
  5.  Представление
  6.  Рациональные формы освоения действительности
  7.  Память
  8.  Воображение
  9.  Мышление
  10.  Речь

Чувственные формы освоения действительности

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

В процессе эволюции  у живых организмов появились особые группы клеток (рецепторы), они чувствительны к воздействию внутренней и внешней среды.

Схема рефлекторного кольца.

Стрелка изменение окружающей среды.

Минимальный порог ощущений – минимальная сила раздражителя, которая ощущается каким то отдельным органом чувств.

Максимальный порог ощущений – предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться.  Например: высота звука.

Синестезия – действие одного раздражителя может вызывать ощущения, характерные для другого раздражителя. Например: восприятие цвета и музыки.

Три основных класса ощущений (Шерингтон):

  1.  Экстероцептивные – рождаются рецепторами на поверхности тела.
  2.  Интероцептирные – ощущения, которые происходят внутри организма(голод, жажда, боль).
  3.  Проприоцептивные – передают в мозг ощущения о положения разных частей тела.

Восприятие – целостносное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Способностью воспринимать мир в виде образов наделен только человек и высшие животные (восприятие времени). Человек по разному воспринимает пять минут времени. Всякий раз, когда мы обращаем внимание на время, нам кажется, что оно течет медленнее. Некоторые воздействия на организм могут это менять (кофеин ускоряет процессы в организме, некоторые депрессанты замедляют процессы в организме, например алкоголь).

Нарушение восприятия

  1.  Гиперстезия (свет ослепляет, звуки приглушаются, запахи вызывают раздражение).
  2.  Гипостезия (цвета могут казаться блеклыми, звуки приглушенные)
  3.  Галлюцинации – восприятия возникшие без наличия реального объекта (слуховые, зрительные).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенных объектах или деятельности.

Пять свойств внимания:

  1.  Концентрация (противоположное рассеяность)
  2.  Переключаемость
  3.  Распределение
  4.  Устойчивость (противоположное колебание внимания)
  5.  Объем внимания (средний объем внимания людей ровняется 7±2ед)

Непроизвольное внимание возникает при ярком, необычном стимуле.

Произвольное внимание – внимание , которое требует сознательного самоконтроля и сопровождается усилием над собой.

Представления – (вторичный образ) воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возникающий в отсутствии этого предмета на органы чувств. Представления обладают качественными и количественными характеристиками. Качественной характеристикой является – действенность. Количественной характеристикой является – объем.

Рациональные формы освоения действительности

 Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

Четыре уровня памяти:

  1.  Непосредственная память (сенсорный тип/мгновенная память) –  от одной десятой до пяти десятых секунды.
  2.  Кратковременная память – около тридцати секунд.
  3.  Оперативная память – ее длительность от нескольких секунд до нескольких дней.
  4.  Долговременная память – хранит знания. Долговременная память хранится в различных кодах (визуальная, акустическая, семантическая).

Четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

  1.  Двигательная память (водить машину, печатать на компьютере, ездить на велосипеде).
  2.  Образная память:
  3.  Зрительная
  4.  Слуховая
  5.  Осязательная
  6.  Обонятельная
  7.  Вкусовая
  8.  Эмоциональная память.
  9.  Вербальная память (словестно-логическая память) – высший вид памяти, с ее помощью формируется база нашего интеллекта.  

По степени волевого усилия:

  1.  Произвольная
  2.  Непроизвольная

Память базируется на запоминании, хранении, забывании и воспроизведении

Успешность запоминания зависит от нескольких факторов:

  1.  Объем материала
  2.  Время
  3.  Наличие мешающих факторов
  4.  Разнообразие форм материала
  5.  Мотивация и осмысленность материала

Виды внимания и возможности их тренировки

 Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процессы мышления — процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, в разных видах мышления они выступают как различные.

Виды мышления:

теоретическое;

практическое;

творческое (продуктивное);

нетворческое (репродуктивное);

интуитивное;

логическое;

аутестическое;

реалистическое;

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое.

Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения. Система используемых человеком звуков, сигналов, символов для представления, передачи, обработки и хранения информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43148. Анализ эффективности использования материальных ресурсов на ОАО «Химрезерв» 531.5 KB
  Основной задачей деятельности любого предприятия является оптимизация его производственной программы, которая позволяет увеличить прибыль или достичь ожидаемых социальных эффектов. В связи с этим постоянно существует потребность в усовершенствовании существующих и внедрении принципиально новых подходов к управлению материальными сырьевыми ресурсами, которые являются одним из основных компонентов производственного процесса в промышленности. Важную роль в повышении эффективности их использование на предприятии играет, прежде всего, правильная организация бухгалтерского учета и анализа как источника информации для принятия управленческих решений.
43149. Розробка плана-конспекту уроку з використанням інтерактивної дошки за темою «La peinture française» 1.11 MB
  Ось чому темою для своєї курсової роботи ми обрали саме дослідження роботи з інтерактивною дошкою, що є одним з найпоширеніших представників новітніх технологій у навчанні. Вибір і актуальність цієї теми зумовлені необхідністю ознайомлення з порівняно нещодавно введеним у навчально-виховний процес пристрою та розробки плану уроку з його використанням. Розвиток засобів навчання та можливості їх технічної реалізації суттєво випереджають можливості створення повноцінних методик застосування таких засобів, ось чим можна пояснити брак методик роботи з вищевказаним типом технологій.
43150. Разработка алгоритмического и программного обеспечения для работы с текстовыми файлами 351 KB
  Составить программу которая читает текст из разбитого на строки текстового файла и записывает в выходной файл текст с выравниванием по центру. Имена входного и выходного файлов вводятся пользователем. Цель работы Составить программу которая читает текст из разбитого на строки текстового файла и записывает в выходной файл текст с выравниванием по центру.
43151. Разработка Case-системы 498 KB
  На этапе появления подобных средств термин CSE употреблялся лишь в отношении автоматизации разработки программного обеспечения. Сегодня CSE средства подразумевают процесс разработки сложных ИС в целом: создание и сопровождение ИС анализ формулировка требований проектирование прикладного ПО и баз данных генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества конфигурационное управление и управление проектом а также другие процессы. Актуальность курсовой работы заключается в следующем: CSEсистемы существенно сокращают сроки...
43152. Розробка додатку з використанням візуальних компонентів, створення БД та графічних зображень 290 KB
  Організувати меню, пункти якого дозволяють обирати виконання одного з трьох завдань курсової роботи. Передбачити пункт меню допомоги роботи з додатком та коректний вихід з додатку. При виборі пункту меню з одним із завдань, вирішення цього завдання відображується в окремому модальному вікні. Тема першого завдання – використання візуальних компонентів із вкладок компонентів Standart, System, Additional при роботі з масивами даних. Оброблений масив, список даних вивести в таблицю MS Word, створену за допомогою Delphi.
43153. Принятие управленческого решения на основе обработки информации в базе данных 154 KB
  Для каждой единицы техники необходимо хранить её инвентарный номер название устройства его модель год выпуска какому подразделению устройство принадлежит на текущую дату т. Каждый клуб характеризуется следующей информацией: название дата создания город спонсоры ФИО название организации если это не частное лицо главный тренер который тренирует команду клуба в настоящее время необходимо хранить историю о всех тренерах ФИО возраст звание. Также необходимо знать информацию о наличии залов клуба название зала адрес...
43154. Количественный отбор и оценка инновационных идей на рынке бытовой техники 1.32 MB
  На сегодняшний момент роль инноваций в экономике значительно увеличилась. Каждой компаний без применения инноваций фактически невозможно создать продукцию, которая была бы конкурентоспособна, имела бы высокую степень качества, новизны и конечно же наукоемкости. Таким образом, инновации в современной рыночной экономике это своеобразный инструмент конкурентной борьбы, который создает у покупателей потребности, в результате чего снижается себестоимость, производитель получает дополнительные инвестиции и что немало важно, создает имидж производителя новых товаров, что дает возможности завоеваний новых рынков, в том числе и внешних.
43155. Методы локализации неисправностей на аппаратуре СВ и РМ 701.5 KB
  Содержание Введение В данной курсовой работе рассматриваются пути поиска неисправностей РМ10 при следующих внешних проявлениях: Яркая засветка экрана ЭЛТ БИО Особое внимание уделяется нахождению оптимальной методики поиска неисправностей и обоснование различных вариантов поиска созданию алгоритмов поиска неисправности на структурном функциональном и принципиальном уровнях. именно в нём содержатся устройства отвечающие за яркость изображения на экране ЭЛТ. Рассмотрим работу ЭЛТ БИО по функциональной схеме чтобы определить неправильное...
43156. Танго-ритм ХХст. Оскар Строк, Астор Пьяццолла 278.5 KB
  У перші роки ХХ століття танцюристи і оркестри з Буенос-Айреса і Монтевідео відправилися до Європи, і перший європейський показ танго відбувся в Парижі, а невдовзі після цього в Лондоні, Берліні та інших столицях. До кінця 1913 танець потрапив в Нью-Йорк, США і Фінляндії. У США в 1911 назву "танго" часто застосовувалося для танців в ритмі 2/4 або 4/4 "на один крок". Іноді танго виконували в досить швидкому темпі. У той період іноді ставилися до цього як "Північноамериканського танго", в порівнянні з "Ріо де ла Плата танго". До 1914 були більш поширені автентичні стилі танго, а також деякі варіанти, як " Менует -танго "Альберта Ньюмана.