78712

Олигополия. Модели олигополии

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Издержки производства в этих компаниях будут намного выше и в конце концов фирмы не смогут удержаться на рынке. Данное понятие включает как тесную олигополию когда на рынке доминируют две или три крупные фирмы и свободную олигополию когда шесть или семь фирм делят между собой...

Русский

2015-02-09

96 KB

2 чел.

Олигополия — структура рынка, когда доминирует несколько крупных производителей однородного или дифференцированного продукта. Таких компаний бывает несколько, и следовательно олигополисты обладают значительным контролем над рыночными ценами, при этом каждый должен принимать во внимание возможную реакцию своих конкурентов на его решения в области цен, объемов производства и расходов на рекламу.

Несколько крупных производителей

Так что же означают слова «несколько крупных производителей»? Их смысл является весьма смутным, поскольку рыночная модель олигополии охватывает довольно широкий спектр рыночных структур, располагающихся в промежутке между монополией и монополистической конкуренцией.

Однородные или дифференцированные продукты

В зависимости от того, производит ли фирма, входящая в олигополию, стандартизированный или дифференцированный продукт, она является либо однородной олигополией, либо дифференцированной. Многие товары промышленного назначения (сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, промышленный спирт), которые производятся в условиях олигополии, представляют собой стандартизированные продукты. Напротив, многие отрасли, производящие потребительские товары (автомобили, шины, бытовую технику, электронное оборудование, сухие завтраки, сигареты и спортивные товары), являются дифференцированными олигополиями. Эти олигополии обычно активно участвуют в неценовой конкуренции и расходуют значительные средства на рекламу.

Контроль над ценами и взаимозависимость

Поскольку олигополия подразумевает малое число фирм в отрасли, каждая фирма является «создателем цены», то есть сама назначает цену. Так же как и монополист, фирма — участник олигополии может сама устанавливать цены и объемы производства продукции, позволяющие ей максимизировать прибыль. Но в отличие от монополиста, у которого нет соперников, олигополист должен принимать во внимание возможную реакцию своих конкурентов на любые изменения цены, объема выпуска, характеристик своей продукции, а также расходов на рекламу. Олигополия, таким образом, характеризуется взаимозависимостью: ситуацией, при которой объем прибыли каждого участника зависит не только от его собственной стратегии формирования цен и объемов производства, но и стратегии своих конкурентов.

Барьеры вхождения на рынок

Те же барьеры против вступления на рынок, которые формируют чистую монополию, объясняют и существование олигополии.

1.Экономия на масштабах является важным барьером в большом числе олигопольных отраслей, таких, как самолетостроение, резино-техническая и цементная промышленность. В этих отраслях три или четыре компании могут сосредоточить в своих руках такой объем продаж, который позволяет им получать значительную экономию от масштабов. Для новых фирм, на долю которых остается небольшая часть рынка, подобная экономия недостижима. Издержки производства в

этих компаниях будут намного выше, и, в конце концов, фирмы не смогут удержаться на рынке.

ГРАФИК ПОЛОЖИТЕЛЬЕНОЙ ОТДАЧИ

 2.Тесно связанным с экономией от масштабов является и другой барьер — значительные капитальные затраты — затраты на приобретение зданий и оборудования, необходимые для начала деятельности. К капиталоемким отраслям, в частности, относятся такие отрасли, как производство реактивных двигателей, автомобильная промышленность, нефтепереработка.

3.Владение и контроль над источниками сырья объясняет формирование олигополии во множестве отраслей добывающей промышленности, включая такие отрасли, как добыча золота, серебра или меди.

5.В электронной, химической, фармацевтической промышленности, производстве фотографического и  офисного оборудования в качестве барьеров вхождения на рынок служат патенты.

6.Кроме того, известно, что олигополисты препятствуют вхождению на рынок новых потенциальных соперников, проводя политику упреждающего и репрессивного ценообразования, а также упреждающей и репрессивной рекламы.

Модели олигополии

Существует несколько моделей, которые позволяют лучше разобраться в формировании цен и объемов производства в условиях олигополии. Рассмотрим некоторые из них.

1. Многообразие видов олигополии. Олигополия охватывает больший спектр и большее разнообразие рыночных ситуаций, чем любые другие структуры. Данное понятие включает как «тесную» олигополию, когда на рынке доминируют две или три крупные фирмы, и «свободную олигополию», когда шесть или семь фирм делят между собой 70 или 80% рынка, в то время как «конкурентный пирог» делится между оставшейся частью компаний. Олигополия охватывает рынки как стандартизированной, так и дифференцированной продукции. Она включает случаи, при которых фирмы действуют на рынке в сговоре, и случаи, когда фирмы действуют независимо друг от друга. Понятие олигополии охватывает ситуации, когда барьеры против вхождения на рынок очень высокие, и ситуации, когда вхождение на рынок не сильно затруднено. Иными словами, разнообразие видов олигополии не позволяет выработать единую рыночную модель, позволяющую дать общее объяснение поведения олигополистов.

2. Сложности, которые создает взаимозависимость. Взаимозависимость компаний-олигополистов на рынке значительно усложняет анализ. Поскольку фирмы не могут со всей определенностью предвидеть реакции своих конкурентов, они не могут абсолютно точно определить собственные кривые спроса и кривые предельного дохода. Но без такой информации фирма даже теоретически не может определить цену и объем производства, позволяющие ей максимизировать прибыль.

Несмотря на эти аналитические трудности, были обнаружены две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. Во-первых, в условиях макроэкономнческой стабильности цены на продукцию олигополистических отраслей обычно являются негибкими («жесткими»). При олигополии они изменяются реже, чем при совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. Во-вторых, когда олигопольные цены меняются, они чаше всего меняются одновременно у всех фирм — участников олигополии. Это дает основания предполагать, что при назначении или изменении цен в этих отраслях существует тенденция действовать согласованно или в тайном сговоре.

Теория игр и экономика сотрудничества

Поведение фирм при данной структуре рынка взаимозависимое. Олигополии желали бы получить большую прибыль, но необходимое условие достижения данной цели — координация планов и действий фирм, степень которой с течением времени неизбежно ослабевает. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются индивиды, когда согласование их действий желательно, но трудно осуществимо. Воспользуемся так называемой теорией игр.

В теории игр изучается стратегическое поведение людей. «Стратегическим» называется поведение фирмы в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных реакций других субъектов рынка. Так как число фирм на олигополистическом рынке невелико, каждая компания должна выработать собственную стратегию, ибо она понимает, что ёе прибыль зависит не только от объема ее производства, но и от объемов выпуска других участников отрасли.

Особенно важный для нас частный случай «игры», анализирующий сложность координации даже взаимовыгодных действий сторон, называется «дилемма узников».

Олигополия — лишь один из примеров этого.

Олигополии как «дилемма узников»

Что общего между «дилеммой узников», структурой рынков и несовершенной конкуренцией? Оказывается, что правила игры, в которой участвуют олигополисты, стремящиеся к получению максимальной прибыли, весьма напоминают законы «дилеммы заключенных».

Рассмотрим олигополию с двумя участниками, скажем, Иран и Ирак. Обе страны продают сырую нефть. После длительных переговоров стороны соглашаются поддерживать производство нефти на низком уровне, чтобы сохранить высокие цены на добываемое сырье. После этого, каждая страна должна решить, будет ли она следовать соглашению или попытается увеличить объем выпуска. На рис. представлены результаты участников соглашения в зависимости от избираемых ими стратегий.

Представим президента Ирака, который рассуждает следующим образом:

Я могу либо в соответствии с заключенным соглашением поддерживать производства на низком уровне, либо увеличить объем добычи и экспортные поставки нефти. Если Иран будет следовать соглашению и ограничит добычу, моя страна получает прибыль в $60 млрд при высоком уровне и $50 млрд при низком уровне производства. В этом случае Ираку выгодно увеличить объем добычи. Если Иран отказывается следовать соглашению и расконсервирует свои скважины, моя страна получит $40 млрд прибыли при высоком и $30 млрд прибыли при низком уровне выпуска. Опять же Ирак выигрывает только при значительных объемах производства. Таким образом, вне зависимости от того, какое решение примет Иран, нарушение соглашения выгодно прежде всего моей стране.

Производство на высоком уровне — доминирующая стратегия Ирака. Конечно же, Иран рассуждает аналогичным образом. Обе страны нарушают достигнутое соглашение, что приводит к неудовлетворительному (с точки зрения и Ирана, и Ирака) результату.

Этот пример наглядно демонстрирует проблемы, с которыми сталкиваются дуополисты в стремлении к монопольной прибыли. Каждый участник олигополии имеет побудительный мотив к нарушению условий соглашения. Индивидуальный интерес затрудняет совместные действия субъектов олигополии, направленные на достижение ею требующегося кооперации результата с низким уровнем производства, высокими ценами и прибылью столь же высокой, как монопольная.

Теория ломаной кривой спроса: участники олигополии не вступают в сговор и действуют независимо

Представим, что олигопольная отрасль состоит из трех компаний — А, В и С, каждой из них принадлежит около одной трети рынка дифференцированного продукта. Предположим, что фирмы действуют независимо друг от друга, или, иначе говоря, они не идут на тайный сговор о ценах на рынке. Допустим также, что текущая пена на продукцию фирмы А равна Р0 а объем ее продаж равен Q0 , как показано на рис.2.

Тогда вопрос будет таков: «Как выглядит кривая спроса фирмы?» Ранее было отмечено, что взаимозависимость и вызываемая ею неизвестность в отношении ответных действий конкурентов делают этот вопрос сложным для ответа. Расположение и форма кривой спроса олигополиста зависят от того, как конкурентые фирмы будут реагировать на предпринятое фирмой А изменение цены. Существуют два вероятных предположения относительно ответных действий конкурентов фирмы А, которые мжно рассмотреть.

1. Выравнивание цен. Одна возможность сводится к тому, что фирмы В и С будут выравнивать свои цены в соответствии с любым изменением цены, предпринятым фирмой А. В этом случае кривые спроса и предельного дохода фирмы А приблизительно

будут выглядеть как D1 и MR1 на рис.2. Почему же они имеют столь резкий наклон? Если фирма А сокращает цену, ее продажи увеличиваются очень незначительно, потому что два конкурента (В и С) последуют примеру фирмы А и, таким образом, помешают ей получить какое-нибудь преимущество в цене перед ними. Небольшое увеличение продаж, которое осуществляет фирма А и два ее конкурента, происходит за счет других отраслей; фирма А не увеличит продажи за счет фирм В и С. Если фирма поднимет цену, ее продажи снизятся совсем немного, так как фирмы В и С также увеличат свои цены. Теперь отрасль потеряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, но фирма А не теряет потребителей в пользу фирм В и С.

2. Игнорирование изменения цен. Другая возможная реакция заключается в том, что фирмы В и С будут игнорировать любое изменение цены, предпринятое фирмой А. Тогда кривые спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается фирма А будут напоминать D2 и MR2? на рис.2. Кривая спроса в этом случае является значительно более эластичной, чем в предыдущем случае. И причины этого ясны. Если фирма А снизит свою цену, а ее конкуренты нет, то она получит требуемый объем продаж в значительной степени за счет двух своих конкурентов, потому что будет продавать по более низким ценам. Наоборот, если фирма А поднимет свою цену, а ее конкуренты нет, то она будет вытеснена с рынка и потеряет много потребителей в пользу фирм В и С, которые продают по более низким ценам. Однако вследствие дифференциации продукции продажи фирмы А не падают до нуля, когда она повышает цену; некоторые из ёе покупателей будут платить более высокую цену, потому что отдают предпочтение продукту именно этой фирмы.

Смешанная стратегия. Какое же наиболее логичное предположение должна сделать фирма А относительно того, как будут реагировать конкуренты на любое изменение цены с ее стороны? Здравый смысл и наблюдение за деятельностью олигополистических отраслей подсказывают, что снижения цен ниже Р0 будут выравнены, поскольку конкуренты действуют таким образом, чтобы помешать фирме, снижающей цену, переманить их потребителей. Но при этом аналогичного повышения цен выше Р0 не последует, так как конкуренты фирмы, повышающей цену, будут проявлять твердые намерения захватить бизнес, потерянный ею в результате этого. Другими словами, отрезок D2 кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты игнорируют фирму», кажется подходящим для повышения цен, а отрезок D1 кривой спроса, характеризующий ситуацию, «когда конкуренты следуют фирме», является более реалистичным для снижения цен. Логично, или по крайней мере представляет

собой хорошую догадку, то, что олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса, приблизительно такой, как D2eD1  (рис. 3). Кривая высокоэластична выше текущей цены Р0,но намного менее эластична или даже неэластична ниже этой текущей цены.

Заметьте также, что, если правильно предположить, что конкуренты будут понижать цены, но игнорировать их повышение, кривая предельного дохода олигополиста будет иметь необычную форму. Она также 6удет составлена из двух отрезков -  левой части  MR2f кривой предельного дохода, соответствующей МR2, и правой части gМR1 кривой предельного дохода, соответствующей МR1на рис. 2. Из- за резких различий в эластичности спроса выше и ниже точки текущей цены происходит разрыв, или то, что можно рассматривать как вертикальный отрезок кривой предельного дохода. Этот разрыв показан пунктирным отрезком кривой предельного дохода МR2fgMR1 на рис. 3.

Негибкость цен. Этот анализ важен тем, что он идет дальше в объяснении того, почему изменения цены могут быть редкими в олигополистических отраслях, не основанных на тайном сговоре.

На стороне спроса. Ломаная кривая спроса дает каждому олигополисту веское основание полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему. Значительное число потребителей фирмы покинет ее, если она поднимет цену. Если она снизит цену, ее продажи увеличатся в лучшем случае очень умеренно. Даже если снижение цены увеличивает до некоторой степени валовой доход олигопольной фирмы, издержки олигополиста могут перекрыть прибыли от роста валового дохода. Если бы правый отрезок графика продаж был неэластичен по той причине, что эластичность спроса меньше единицы, прибыли фирмы непременно понизились бы. Снижение цены уменьшит валовой доход фирмы, и производство несколько большего объема продукции увеличит общие издержки.

На стороне издержек. Ломаная кривая предельного дохода, которая сопутствует ломаной кривой спроса, означает, что в конкретных пределах значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем продукции и цену. Таким образом, любой сдвиг в предельных издержках между МС1 и МС2, как показано на рис. 3, не вызовет никакого изменения цены или объема продукции. При всех положениях МR по-прежнему будет равным МС при объеме Q0, при котором цена будет равна Р0.

Недостатки. Анализ ломаной кривой был подвергнут критике по двум основным пунктам. Во-первых, анализ не объясняет, почему текущая цена была равна Р0 вначале. Пожалуй, он только помогает объяснить, почему олигополисты неохотно отступают от существующей цены. Ломаная кривая спроса объясняет негибкость цены, но не саму цену.

Во-вторых, когда экономика нестабильна, олигополистические цены не являются настолько негибкими, насколько это показывает теория ломаной кривой спроса. Во время инфляции олигополистические производители поднимают свои цены часто и значительно. И во время спадов в экономике некоторые олигополисты снижают цены. При определенных обстоятельствах такие действия приводят к войне цен: последовательным и продолжающимся длительное время снижениям цен соперниками в надежде сохранить свои доли рынка.

Модель поведения олигополии по Курно.

Впервые модель поведения дуополии, как частного случая монополии была описана  французским экономистом Антуаном-Огюстеном Курно. Положим, что каждый дуополист (во всех отношения идентичный сопернику) стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск. Допустим,что обратная функция рыночного спроса линейна.

P=a-bQ, (1)

Где Q= q1+q2, (2)

Подставив (2) в (1), получим: P=a-b(q1+q2).

Тогда прибыли дуополистов можно представить как разности между выручкой и затратами на выпуск каждого из них:

π1=TR1- cq1=Pq1-cq1

π2=TR2- cq2=Pq2-cq2   (3)

Подставив в правые части 3

Слияния

Некоторые олигополии возникли в основном в результате внутреннего роста доминирующих фирм (например, сухие завтраки, жевательная резинка, наборы конфет). Но для других отраслей дорога к олигополии имела внешний характер и шла, в частности, через слияния (например, на начальном этапе становления сталелитейной промышленности или позднее в отраслях авиаперевозок, банковского дела, развлечений). Слияния, или соединение, двух или большего числа ранее конкурировавших между собой фирм помогло значительно увеличить их долю рынка, позволяя новому и более крупному, производителю добиваться значительной экономии от масштабов.

Другим стимулом, побуждающим к слиянию, является желание обрести монопольную власть. Более крупная фирма может обладать и большей способностью контролировать рыночное предложение и, таким образом, цену продукции.

Картели и другие виды тайного сговора

Рассмотренная модель теории игр предполагает, что олигополия благоприятствует тайному сговору. Он имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности модели ломаной кривой спроса олигополии, не основанной на тайном сговоре, очевидны. Всегда существует опасность, что вспыхнет война цен. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Также всегда существует возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вхождения и предпринять резкое снижение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценами позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать появлению новых конкурентов.

Цена и объем производства. Предположим снова, что существуют три фирмы — А, В и С, производящие однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Кривая спроса каждой фирмы не определена до тех пор, пока мы не знаем, как ее конкуренты будут реагировать на любое изменение цены. Поэтому предположим, что каждая фирма допускает, что два ее конкурента будут выравнивать свои цены и при снижении цены, и при повышении цены. Другими словами, кривая спроса каждой фирмы похожа на кривуюD1, показанную на рис. 2. Предположим далее, что кривые спроса всех фирм одинаковы. При данных одинаковых издержках, спросе и показателях предельных доходов мы можем сказать, что рис. 4 показывает положение каждой из трех рассматриваемых олигополистических фирм.

Какую комбинацию цены и объема следует выбрать каждой фирме? Если фирма А была бы чистым монополистом, ответ был бы достаточно ясен:

создать объем продукции Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам, назначить соответствующую цену Р и получить максимально достижимую прибыль. Однако фирма А имеет двух конкурентов, продающих идентичные продукты, и, если предположение фирмы А о том, что ее конкуренты будут выравнивать свои цены по ее цене Р0, окажется неверным, последствия для фирмы А могут быть разрушительными. Точнее, если фирмы В и С на самом деле назначат цены ниже Р0, тогда кривая спроса D фирмы А сместится довольно резко влево, поскольку ее потенциальные потребители обратятся к конкурентам, которые в настоящее время продают тот же самый продукт по более низкой цене. Конечно, фирма А может ответить тем же самым, снизив свою цену, но это вызовет перемещение всех трех фирм вниз по кривым спроса,

уменьшая их прибыли и, может быть, даже приведя их к определенной точке, в которой средние общие издержки превысят цену.

Поэтому возникает вопрос: «3ахотят ли фирмы В и С назначить цену ниже Р0?» Исходя из сделанных предположений и с учетом того, что ничего

не остается, кроме как выравнивать свою цену по любой цене ниже Р0, которую могут установить фирмы В и С, ответ будет отрицательным. Столкнувшись с теми же самыми условиями спроса и издержек, фирмы В и С сочтут, что их интересам отвечают Q0 единиц продукции и цена Р0. Это любопытная ситуация: каждая фирма считает наиболее выгодным назначать одну и ту же цену Р0, но только если ее конкуренты действительно будут делать то же самое! Как могут три фирмы реализовать решение о цене Р0 и количестве Q0, в которых каждая остро заинтересована? Как это может быть сделано на практике, чтобы все три фирмы могли избежать менее прибыльных результатов, связанных либо с более высокими, либо с более низкими ценами?

Ответ очевиден: все фирмы будут иметь причину для того, чтобы вступить в тайный сговор и согласиться назначить одинаковую цену Р0. Кроме уменьшения всегда существующей возможности возникновения войны цен, каждая фирма будет получать максимальную прибыль. И для общества, вероятно, результат будет приблизительно таким же, как если бы отрасль была чистой монополией, состоящей из трех одинаковых предприятий.

Явный сговор: картель ОПЕК. Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой тайного сговора является картель, который предполагает формальное письменное соглашение группы производителей относительно и цены, и объема каждого производителя. В целях поддержки согласованной цены должен регулироваться объем выпуска, а рынок должен быть разделен. Сговор в таком случае является открытым и его можно наблюдать.

Наиболее известным успешно действовавшим международным картелем недавних лет была ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти). ОПЕК, состоящая из 13 стран, действовала чрезвычайно эффективно в 70-е годы в сфере ограничения предложения нефти и повышения цен. Картель смог повысить мировые цены на нефть с 2,5 до 11 дол. за баррель в течение шестимесячного периода в 1973— 1974 гг. К началу 1980 г. резкий подъем цен довел цену за баррель до 32—34 зол. Результатами были огромные прибыли для членов картеля, значительный импульс мировой инфляции и внушающие опасение дефициты внешнеторгового баланса стран — импортеров нефти.

ОПЕК действовала чрезвычайно эффективно в 70-е годы по нескольким причинам. Во-первых, она господствовала на мировом рынке нефти. Если государство импортировало нефть, оно было обязано в подавляющем большинстве случаев иметь дело с ОПЕК. Во-вторых, мировой спрос на нефть был сильным и возрастающим в 70-е годы. Наконец,

краткосрочный спрос на нефть был неэластичным. Это означало, что небольшое ограничение производства ОПЕК вызвало бы относительно большое увеличение цены. Таким образом, как показано на рис. 5, в период между 1973 и 1980 гг. ОПЕК могла добиться резкого роста цен на нефть и в худшем случае лишь незначительно снизить продажи. При неэластичном спросе более высокие цены означали возросшие валовые доходы членов ОПЕК. Сопутствующий меньший объем продукции означал более низкие издержки. Сочетание большего дохода и более низких издержек в результате приводило к росту прибылей.

Резкий подъем цен на нефть в 70-х годах стимулировал поиск новых запасов нефти, и вскоре государства нечлены ОПЕК, которым этот картель не мог помешать выйти на мировые рынки, стали частью мирового сообщества производителей нефти. Великобритания, Норвегия, Мексика и Россия превратились в крупных мировых поставщиков нефти. В результате доля ОПЕК в мировом производстве нефти сократилась.

Сбережение нефти и общемировой спад в начале 80-х годов, а также расширение использования альтернативных источников энергии (таких, как уголь, природный газ и атомная энергия) сократили спрос на нефть. Сочетание большего объема производства стран — нечленов ОПЕК и падение мирового спроса породило «избыток нефти» и серьезно ослабило способность ОПЕК контролировать мировые цены на нефть.

Картель ОПЕК имел серьезную проблему, связанную с взаимным обманом, проистекающую из наличия сравнительно большого числа членов (13) и различий в их экономическом положении. Саудовская Аравия, являясь главным членом картеля с самыми низкими издержками и обладая крупнейшими запасами нефти, поддерживала «умеренную« ценовую политику. Она опасалась что очень высокие цены на нефть будут способствовать ускорению разработки альтернативных источников энергии (например, солнечной энергии и искусственного топлива) и увеличат привлекательность таких существующих заменителей, как уголь и газ. Подобное развитие событий значительно снизило бы ценность ее огромных нефтяных запасов. Саудовская Аравия также имеет малочисленное население и очень высокий показатель ВВП на душу населения. Но другие члены картеля, например Нигерия и Венесуэла, будучи очень бедными, имея многочисленное население и значительные внешние долги, нуждались в наличных деньгах. А такие страны, как Иран, Ирак и Ливия, несли большие военные расходы и нуждались в деньгах. В связи с этим наблюдались значительные нарушения соглашений, когда некоторые члены превышали квоты на производство и продавали нефть по ценам ниже тех, которые были установлены картелем. Таким образом, хотя официальная цена картеля на нефть достигала в 1979 г. 34 дол. за баррель, позже она составляла около 19 дол. за баррель.

Государство и олигополии

Один из Десяти принципов экономикс утверждает, что иногда правительства имеют возможность улучшать результаты функционирования рынков. Необходимость его применения к олигополистическим рынкам, как правило, достаточно очевидна. С точки зрения общества в целом координация действий олигополистов нежелательна, так как она выражается в низком уровне производства и слишком высоких ценах на товары. Чтобы приблизить распределение ресурсов к общественно оптимальному, политики должны попытаться создать условия для конкуренции, а отнюдь не кооперации фирм-олигополистов. Рассмотрим практику и противоречия, возникающие в соответствующей области государственной политики.

Ограничение торговли и антитрестовские законы

Один из самых общих способов воспрепятствования координации действий фирм-олигополистов — применение общего права. Обычно свобода заключения контрактов — неотъемлемое условие рыночной экономики: на их основе и осуществляется взаимовыгодная торговля между предпринимателями и домашними хозяйствами. Гарант исполнения законных контрактов — судебная система. Однако в течение многих столетий в судах Великобритании и США было принято считать, что соглашения субъектов рынка о снижении объемов предложения и повышении цен противоречат общественному благу.

В США государственная политика в отношении олигополистов формулируется в антитрестовском законе Шермана 1890 г. Закон Шермана разделил понятия соглашения между олигополистами и хозяйственного контракта. Первое рассматривается как преступный тайный сговор, второе — как добровольное соглашение сторон. Санкции за нарушение антитрестовского законодательства были расширены в законе Клейтона (1914г.), согласно которому лицо, доказавшее нанесенный ему вследствие незаконного соглашения, направленного на ограничение торговли, ущерб, имеет право требовать в судебном порядке возмещения понесенных убытков в тройном размере. Цель необычного правила тройного возмещения убытков заключается ,в том, чтобы поощрить частные иски против организующих тайные сговоры олигополистов. Эти законы используются для предотвращения слияний, ведущих к чрезмерной власти над рынком одной фирмы, и воспрепятствования ограничениям конкуренции со стороны олитополистов.

Заключение

Фирмы-олигополисты желали бы действовать подобно монополиям, но эгоистические интересы выталкивают их на совершенно конкурентный рынок. Результаты деятельности олигополистов могут варьироваться от монополистической прибыли до конкурентной в зависимости от числа фирм на рынке и степени кооперации их действий. Анализ «дилеммы узников» познакомил с причинами возможных неудач попыток сотрудничества субъектов рынка даже в тех случаях, когда оно отвечает общим интересам олигополистов.

Государство регулирует поведение олигополистов посредством антитрестовских законов. Уточнение сферы их применения — предмет непрекращающихся дебатов. Хотя соглашения об установлении цен между конкурирующими фирмами очевидным образом снижают экономическое благосостояние общества и должны быть признаны незаконными, некоторые действия фирм, на первый взгляд ограничивающие конкуренцию, могут преследовать вполне законные цели. Политики должны осторожно выписывать «рецепты антитрестовских лекарств» попавшим к ним на прием фирмам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;
54249. Своеобразие индийской культуры 15.18 KB
  Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.
54250. МАТЕМАТИЧНА СКРИНЬКА 109.5 KB
  Хто перший назве число 100? Грають двоє. Один називає будь-яке число від 1 до 9 включно. Другий додає до названого числа будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму. До цієї суми перший знову додає будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму, і так далі… Виграє той, хто назве число 100.
54251. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения 2.57 MB
  Неполные квадратные уравнения и их решения. Цель: Ввести понятия квадратного уравнения неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения определять коэффициенты квадратного уравнения и по ним определять вид квадратного уравнения.
54252. Математика – це цікаво! Математика – це потрібно! 59 KB
  Математика – це цікаво Математика – це потрібно Важко обійтися сьогодні без математики Усім – і дрослим і дітям – потрібна її допомога у повсякденному житті. Колись в Америці було обіцяно велику премію тому хто напише книжку під назвою Як людина жила без математикиâ€. За більше ніж 30 років викладання математики в школі я переконалася що одним із шляхів удосконалення навчання учнів такому складному предмету є нетрадиційність у його репрезентації школярам.
54253. Властивості степеня з цілим показником 795 KB
  Властивості степеня з цілим показником. Сформувати прикладну необхідність вивчення властивостей степеня з натуральним показником. Які операції ви вмієте виконувати над числами Прочитати число; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня. Які саме вирази ми зараз вивчаємо Вирази зі степенями То які операції нам потрібно вміти виконувати над виразами зі степенями Прочитати вирази зі степенями; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня.
54254. Функціональна залежність в системі прикладних задач шкільного курсу математики 631.08 KB
  Стаття містить приклад класифікації прикладних задач та аналіз способу їх розв’язання, узагальнений алгоритм розв’язування задач прикладного характеру. Основне її завдання спонукати використання прикладних задач при вивченні функціональної лінії шкільного курсу математики.
54255. Письмове додавання трицифрових чисел із переходом через розряд 716 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел з переходом через розряд; формувати навички письмового додавання і віднімання трицифрових чисел; виховувати почуття взаємодопомоги, вміння працювати в команді, аргументовано відстоюючи власну думку; розвивати охайність при виконанні робіт.