7872

Эмоционально-волевая сфера человека

Лекция

Психология и эзотерика

Эмоционально-волевая сфера человека. Чувства и эмоции Виды эмоциональных состояний Воля и волевая регуляция поведения Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоции - про...

Русский

2013-01-29

19.58 KB

71 чел.

Эмоционально-волевая сфера человека.

  1.  Чувства и эмоции
  2.  Виды эмоциональных состояний
  3.  Воля и волевая регуляция поведения

Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоции – простые непосредственные переживания в определенный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей (страх, гнев, радость)

Чувства – сложное, устоявшееся отношение личности к тому, что он познает и делает к объекту своих потребностей, могут длиться месяцами и даже годами. Чувства отличаются устойчивостью и длительностью. Сложность чувства заключается в том, что оно включает в себя сразу несколько эмоций, поэтому его трудно описать. Чувства свойственны только человеку. Чувства социально обусловлены и представляют собой высший этап культурно-эмоционального развития человека.

Эмоции связаны с физиологическими потребностями, существуют и у животных, но у человека все эмоциональные проявления регулируются социальными нормами.

Физиологической основой эмоций и чувств являются процессы, происходящие в коре головного мозга, там находятся различные центры физиологической деятельности (дыхательный, сердечнососудистый, пищеварительный). Переживания вызывают процессы возбуждения, вследствие этого усиливается деятельность определенных внутренних органов (сердце выпрыгнет из груди, изменение ритма дыхания). При определенных эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, высокую работоспособность и, наоборот: в некоторых ситуациях у человека наблюдается упадок сил, скованность.

2 вида эмоций:

  1.  Стенические эмоции – вызывают активность, внутренний подъем энергии человека. Например, радость, гнев, ненависть.
  2.  Астенические – уменьшают активность, энергичность, сокращают жизнедеятельность. Печаль, тоска, подавленность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Виды эмоциональных состояний

Существует несколько видов эмоциональных состояний:

  1.  Настроение – эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом существует определенная устойчивость данного эмоционального состояния. Настроение может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Настроение отражается на активности и поведении человека. Обычно по преобладающему настроению мы называем человека жизнерадостным и веселым, или, наоборот, унылым, грустным, апатичным.
  2.  Страсть – тоже длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но, в отличие от настроения, характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сочетание эмоций, чувств и мотивов деятельности, которые сконцентрированы вокруг определенной деятельности или определенного человека (страстный болельщик, страстный коллекционер – страсть направлена на действие)
  3.  Аффект – очень сильное, быстро возникающее и бурнопротекающее кратковременное эмоциональное состояние. Действия человека при аффекте происходит в виде психологического, эмоционального взрыва (ярость, ужас, отчаяние). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, снижают уровень организованности, и, как следствие, вызывают усталость, подавленность, депрессию.
  4.  Воодушевление – как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели. Воодушевление часто переживается как коллективное чувство (Ни шагу назад, все для фронта – все для победы)
  5.  Стресс – состояние очень сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает в процессе деятельности в трудных условиях. При стрессе нервная система испытывает большую эмоциональную перегрузку, но при этом стресс может оказывать и отрицательно, и положительное действие на человека. Если человек испытывает слабый стресс, то появляется общая физическая собранность, ясность мысли и ума, активность и сообразительность. Если сильный стресс, то возникает общая реакция возбуждения, рассеянность, ошибки восприятия. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека.
  6.  Фрустрация – эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, которое вызывается непреодолимыми препятствиями на пути к определенной цели. В этом состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение, которое может породить две разные формы фрустрации: активная (человек может быть очень агрессивным, озлобленным) и пассивная (человек подавлен, апатичен, безразличен ко всему).

Воля и волевая регуляция поведения человека

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обычно предполагает самоограничение, сдерживание определенных желаний и подчинение их другим, более значимым целям.

В психической деятельности человека воля выполняет активизирующую и тормозящую функцию.

Структура волевого действия:

  1.  Цель
  2.  Пути реализации
  3.  Способы достижения
  4.  Решение
  5.  Исполнение
  6.  Оцениваем действия (достиг ли, чего хотел?)

Самая трудная часть волевого действия – исполнение. Преодоление трудностей требует определенного волевого усилия. Волевое усилие – состояние нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

По способности человека прилагать волевые усилия, говорят о наличии у него силы воли. Воля и волевые качества формируются в процессе воспитания (Пример: ребенок избалован, ребенок подавлен). Развитие воли у человека идет двумя основными путями:

1) преобразование – перевод непроизвольных психических процессов в произвольные, обретение контроля над своим поведением

2) восхождение – требует сознательной постановки все более и более сложных задач, которые требуют значительных волевых усилий в течение длительного времени

Проявление воли на уровне личности выражается в наличии и демонстрации волевых качеств, которые могут быть первичными, вторичными и даже третичными.

Первичные волевые качества: сила воли, настойчивость, выдержка.

Вторичные волевые качества: решительность, смелость, самообладание.

Третичные волевые качества связаны с нравственностью и отношением человека к труду, к деятельности. Это такие качества, как ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, организованность и исполнительность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60140. Засідання круглого столу: «Математики і лірики» 60 KB
  В свою чергу багато маткматиків віддали данину мазі поезії і навіть писали вірші поеми і романи. Мені хочеться багато писати і вчитися писати зізналась дівчина і ось через якісь цифри я не потраплю до університету.
60141. «Свіча запалена від серця» (загальношкільний виховний захід) 341.5 KB
  Слайд№ 1 Вчитель: Красиво і світло в нашій світлиці Квіти на вікнах стоять весняні. Гладить його по голові Слайд №2 Вчитель: Щовесни коли тануть сніги І на рясті просяє веселка Повні сил і живої снаги Ми вшановуєм память Шевченка.
60142. Ми тебе не забули, Тарасе! 476.5 KB
  Ведуча 1. 9 березня 1814 року народився Тарас Григорович Шевченко – великий поет України. Тарасе, наш Кобзарю, всюди Приходиш нині ти як свій Тебе вітають щиро люди На всій Україні моїй. Тарас вкраїнської землі Був найвірнішим сином.
60143. Классный час по профориентации: «Наш выбор» 156 KB
  Цели - расширить представления учащихся об различных профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность...
60144. Подорож до Карликанії 132.5 KB
  Мета. Узагальнити та систематизувати знання, вміння і навички учнів із теми «Подільність чисел»; показати на прикладах за допомогою ігрових моментів; практичну спрямованість математичних знань; удосконалювати навички виразного читання...
60145. Позакласний захід: «Формула кохання» 69.5 KB
  Ломоносов Більш ніж про кохання в світовій літературі тільки про смерть написано. Про емоції розкажуть виступи учнів про вплив речовин: адреналін норадреналін вазопресин серотонін З коханням складніше. На думку дослідників кохання -це хімічний процес...
60146. День Чорного моря - свято зі сльозами на очах 114 KB
  Обладнання: екологічний пакет Чорноморська скринька презентація Чорне море проектор компютер виставка Відпочинок на Чорному морі відеокліпи про море. Хід виховного заходу Учень читає вірш на фоні морського шуму Безмолвное море лазурное море...
60147. Поэзии и музыки чарующий мир. Литературно-музыкальное путешествие 162 KB
  Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе ценить дружбу стремиться к самосовершенствованию. Библиотекарь: Ребята мы сегодня с вами собрались чтобы окунуться в прекрасный удивительный и чарующий мир поэзии и музыки.
60148. Виховний захід «Твори добро на радість людям» 276.34 KB
  Мета: Формувати в учнів уявлення про морально-етичні відношення у навколишньому середовищі; вчити виявляти шанобливе ставлення до батьків, старших, піклування про молодших; розвивати почуття чуйності і доброзичливості