7872

Эмоционально-волевая сфера человека

Лекция

Психология и эзотерика

Эмоционально-волевая сфера человека. Чувства и эмоции Виды эмоциональных состояний Воля и волевая регуляция поведения Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоции - про...

Русский

2013-01-29

19.58 KB

66 чел.

Эмоционально-волевая сфера человека.

  1.  Чувства и эмоции
  2.  Виды эмоциональных состояний
  3.  Воля и волевая регуляция поведения

Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоции – простые непосредственные переживания в определенный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей (страх, гнев, радость)

Чувства – сложное, устоявшееся отношение личности к тому, что он познает и делает к объекту своих потребностей, могут длиться месяцами и даже годами. Чувства отличаются устойчивостью и длительностью. Сложность чувства заключается в том, что оно включает в себя сразу несколько эмоций, поэтому его трудно описать. Чувства свойственны только человеку. Чувства социально обусловлены и представляют собой высший этап культурно-эмоционального развития человека.

Эмоции связаны с физиологическими потребностями, существуют и у животных, но у человека все эмоциональные проявления регулируются социальными нормами.

Физиологической основой эмоций и чувств являются процессы, происходящие в коре головного мозга, там находятся различные центры физиологической деятельности (дыхательный, сердечнососудистый, пищеварительный). Переживания вызывают процессы возбуждения, вследствие этого усиливается деятельность определенных внутренних органов (сердце выпрыгнет из груди, изменение ритма дыхания). При определенных эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, высокую работоспособность и, наоборот: в некоторых ситуациях у человека наблюдается упадок сил, скованность.

2 вида эмоций:

  1.  Стенические эмоции – вызывают активность, внутренний подъем энергии человека. Например, радость, гнев, ненависть.
  2.  Астенические – уменьшают активность, энергичность, сокращают жизнедеятельность. Печаль, тоска, подавленность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Виды эмоциональных состояний

Существует несколько видов эмоциональных состояний:

  1.  Настроение – эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом существует определенная устойчивость данного эмоционального состояния. Настроение может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Настроение отражается на активности и поведении человека. Обычно по преобладающему настроению мы называем человека жизнерадостным и веселым, или, наоборот, унылым, грустным, апатичным.
  2.  Страсть – тоже длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но, в отличие от настроения, характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сочетание эмоций, чувств и мотивов деятельности, которые сконцентрированы вокруг определенной деятельности или определенного человека (страстный болельщик, страстный коллекционер – страсть направлена на действие)
  3.  Аффект – очень сильное, быстро возникающее и бурнопротекающее кратковременное эмоциональное состояние. Действия человека при аффекте происходит в виде психологического, эмоционального взрыва (ярость, ужас, отчаяние). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, снижают уровень организованности, и, как следствие, вызывают усталость, подавленность, депрессию.
  4.  Воодушевление – как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели. Воодушевление часто переживается как коллективное чувство (Ни шагу назад, все для фронта – все для победы)
  5.  Стресс – состояние очень сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает в процессе деятельности в трудных условиях. При стрессе нервная система испытывает большую эмоциональную перегрузку, но при этом стресс может оказывать и отрицательно, и положительное действие на человека. Если человек испытывает слабый стресс, то появляется общая физическая собранность, ясность мысли и ума, активность и сообразительность. Если сильный стресс, то возникает общая реакция возбуждения, рассеянность, ошибки восприятия. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека.
  6.  Фрустрация – эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, которое вызывается непреодолимыми препятствиями на пути к определенной цели. В этом состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение, которое может породить две разные формы фрустрации: активная (человек может быть очень агрессивным, озлобленным) и пассивная (человек подавлен, апатичен, безразличен ко всему).

Воля и волевая регуляция поведения человека

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обычно предполагает самоограничение, сдерживание определенных желаний и подчинение их другим, более значимым целям.

В психической деятельности человека воля выполняет активизирующую и тормозящую функцию.

Структура волевого действия:

  1.  Цель
  2.  Пути реализации
  3.  Способы достижения
  4.  Решение
  5.  Исполнение
  6.  Оцениваем действия (достиг ли, чего хотел?)

Самая трудная часть волевого действия – исполнение. Преодоление трудностей требует определенного волевого усилия. Волевое усилие – состояние нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

По способности человека прилагать волевые усилия, говорят о наличии у него силы воли. Воля и волевые качества формируются в процессе воспитания (Пример: ребенок избалован, ребенок подавлен). Развитие воли у человека идет двумя основными путями:

1) преобразование – перевод непроизвольных психических процессов в произвольные, обретение контроля над своим поведением

2) восхождение – требует сознательной постановки все более и более сложных задач, которые требуют значительных волевых усилий в течение длительного времени

Проявление воли на уровне личности выражается в наличии и демонстрации волевых качеств, которые могут быть первичными, вторичными и даже третичными.

Первичные волевые качества: сила воли, настойчивость, выдержка.

Вторичные волевые качества: решительность, смелость, самообладание.

Третичные волевые качества связаны с нравственностью и отношением человека к труду, к деятельности. Это такие качества, как ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, организованность и исполнительность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67678. Разработка считывателя системы контроля за персоналом на основе микроконтроллера AVR 494.5 KB
  На основании анализа функциональной спецификации можно выделить следующие блоки которые необходимо реализовать аппаратным способом: Входы: модуль контактного устройства модуль связи с компьютером модуль часов Выходы: модуль светодиодных индикаторов модуль переноса данных Функции: модуль защиты...
67681. Проект отделения ремонта двигателей на обслуживание 459 автомобилей ГАЗ-33075 569.5 KB
  Основной объём работ по ЕО приходится на УМР. Рабочий пост предназначен для выполнения основных работ по ТО и ТР автомобилей и представляет собой участок пола здания производственное площади для постановки автомобилей и размещения одного или нескольких рабочих мест.
67683. Проект устройства управления стиральной машины 380 KB
  На основании анализа функциональной спецификации можно выделить следующие блоки которые необходимо реализовать аппаратным способом: ВХОДЫ: модуль датчика температуры; модуль переключателя режимов; модуль датчика уровня воды; ВЫХОДЫ: модуль управления двигателем; модуль управления насосом...
67684. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ПРЯМОУГОЛЬНОМ ВОЛНОВОДЕ 143.39 KB
  Стенки волновода являются идеально проводящими. Проверить выполнение граничных условий на стенках волновода при x=0 и y=0 b. Определить максимальные значения плотностей продольного и поперечного поверхностных токов на всех стенках волновода на частоте f2.
67685. Изучение электромагнитных волн 61.57 KB
  Элементарный электрический вибратор создает в свободном пространстве монохроматическое поле с частотой f. Сопротивление излучения вибратора равно R∑, а среднее за период значение излученной мощности равняется P∑ср. Фаза комплексной амплитуды электрического тока, протекающего по вибратору, равна нулю.
67686. Аналіз рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до реалізації посередницької функції та дослідження особливостей здійснення посередництва соціальними педагогами ЗОШ 212.7 KB
  Спецкурс щодо підвищення рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до виконання посередницької діяльності в ЗОШ та семінар для поліпшення рівня реалізації посередницької функції соціальними педагогами ЗОШ.