78723

Топографические карты

Контрольная

География, геология и геодезия

Все карты, изображающие поверхность Земли, в том числе моря и океаны, называются географическими картами. По своему содержанию они подразделяются на общегеографические и тематические.

Русский

2015-02-09

508 KB

7 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алтайский государственный аграрный университет

Институт природообустройства

Кафедра геодезии и картографии

Дисциплина геодезия

 

ЗАДАНИЯ  ПО  ГЕОДЕЗИИ

Методические указания по выполнению контрольной работы № 1

“Топографические  карты”

г.Барнаул 2014 г.

Топографические карты

Содержание работы:  

  1.   Номенклатура и разграфка топографических карт;
    1.   Определение прямоугольных и географических координат точек;
    2.   Измерение расстояний;
    3.   Измерение ориентирных углов линий;
    4.   Передача дирекционного угла на последующую линию;
    5.   Определение отметок точек;
    6.   Построение профиля линии;
    7.   Вычисление площади многоугольника.

Общие сведения о топографических картах

Картой называется уменьшенное изображение горизонтальной проекции участка местности в принятой картографической проекции.

Все карты, изображающие поверхность Земли, в том числе моря и океаны,  называются географическими картами.  По своему содержанию они подразделяются на общегеографические и тематические.  К общегеографическим относятся географические карты на которых отображается совокупность элементов местности без выделения каких либо из них.  Подробность изображения рельефа, гидрографии, растительного покрова, населенных пунктов, дорожной сети и др. топографических элементов местности на общегеографических картах зависит от их масштаба.

Общегеографические карты масштаба 1 : 1 000 000 и  крупнее, которые представляют собой подробные карты местности, позволяющие определять как плановое, так и высотное положение точек на земной поверхност называются топографическими картами. 

К тематическим картам относятся карты, основное содержание которых определяется  отображаемой конкретной темой.  На них с большей детальностью отображаются отдельные элементы местности или специальные данные, не показанные на общегеографических картах. Примером тематических карт могут служить обзорно-географические, геологические и др

. Масштабом карты называется отношение длины отрезка на карте к длине горизонтальной проекции этого же отрезка на местности (в одних и тех же единицах длины). 

Номенклатурой называется система нумерации отдельных листов топографических карт и планов разных масштабов. 

Схема взаимного расположения отдельных листов называется разграфкой.

Основой разграфки и номенклатуры топографических карт является лист карты масштаба 1 : 1 000 000. Порядок получения миллионных листов и их номенклатуры понятен из рисунка 1. Ряды миллионных листов, ограниченные параллелями через 40, обозначаются латинскими буквами от A до  W.  Колонны миллионных листов, ограниченные меридианами через 60, нумеруются порядковыми арабскими числами от 1 до 60 (первая зона Гаусса от 00 до 60 восточной долготы изображается на миллионных листах 31-й колонны). Номенклатура миллионного листа складывается из буквы ряда и номера колонны, написанных через дефис, например, N-47.

На рисунке 2 показана схема получения листов карт стандартного ряда масштабов путём деления одного листа карты исходного масштаба на несколько листов карты более крупного масштаба меридианами и параллелями, проведёнными внутри исходного листа.

Внизу листа карты подписан численный масштаб карты; строчкой ниже приводится его расшифровка ( в 1 см  250 метров - для масштаба 1:25 000). Ниже помещается линейный масштаб; ещё ниже – информация о высоте сечения рельефа.

Справа от линейного масштаба располагается график заложений; слева – схема взаимного расположения трёх меридианов – географического (истинного), осевого (параллельно линиям координатной сетки) и магнитного.

Внешняя рамка листа карты – это декоративная рамка (чёрная линия толщиной около 1 мм). Следующая рамка называется минутной рамкой; каждая минута отмечается заливкой или отсутствием заливки линии; минуты можно подписать. Внизу и вверху листа располагаются минутные рамки долготы; слева и справа листа – минутные рамки широты. Между минутной и декоративной рамками могут находиться точки, делящие каждую минуту широты и долготы на шесть частей; одна часть соответствует 10".

Границами листа карты являются два меридиана – с запада и с востока, - и две параллели – с юга и с севера. Широта граничных параллелей подписана слева и справа от углов листа карты; долгота граничных меридианов подписана снизу и сверху от углов листа.

Внутри листа карты проведены линии координатной сетки X и Y, образующие  квадраты  размером:   10 х 10 см   для  листа  карты  масштаба 1:10 000 (1 км на местности); 4 х 4 см – для масштаба 1:25 000 ( 1 км на местности); 2 х 2 см – для масштаба 1:50 000 (1 км на местности); 2 х 2 см – для масштаба 1:100 000 (2 км на местности).

Все линии координатной сетки подписаны: слева и справа от каждой линии X=Const четырёхзначными числами подписана координата X в км; снизу и сверху от каждой линии Y=Const четырёх- или пятизначными числами подписана координата Y в км. Каждый квадрат координатной сетки имеет своё обозначение, которое образуется из десятков и единиц километров координат X и Y юго-западного угла квадрата, например 45-78 (рисунок 5).На некоторых листах карт снаружи декоративной рамки могут находиться выходы координатной сетки соседней зоны Гаусса.

Задание 1.1. Номенклатура и разграфка топографических карт.

Определить   номенклатуру   листов   карт   масштабов  1:1 000 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000,  1:10 000, 1: 5 000, 1:2 000 на  которых находится точка с заданными географическими  координатами: широта  φ и долгота λ. Нарисовать схему разграфки этих листов. Варианты задания приведены в таблице 1.

Определить номенклатуру и нарисовать схему расположения восьми листов карт масштаба 1:25 000, соседних с листом карты этого масштаба, на котором находится точка с заданными координатами.

Пункт 1.1.1. Определение номенклатуры листа карты.

Решение этой задачи заключается в выборе листа карты нужного масштаба по широте и долготе граничных параллелей и меридианов листа и по заданным координатам точки. Решение оформляется в виде пары рисунков: слева – группа листов, справа – искомый лист.

  •  По рис. 1 определить номенклатуру листа карты  масштаба 1:1 000 000;

    -   По рис. 2  наметить  путь  от  листа  карты  масштаба  1:1 000 000  к   листу карты масштаба  1:25 000;

   Для выполнения задания №1 каждый студент выбирает себе вариант   по  номеру зачетной книжки (последние две цифры)

Таблица 1 – Варианты задания 1.1

Ν варианта

        Координаты   точки

Ν варианта

        Координаты   точки

широта   φ

долгота   λ

широта   φ

долгота   λ

            1

   11 0  56’

   12 0  01’

         51

   12 0  13’

   18 0  03’

           2

   15 0  57’

   18 0  08’

         52

   16 0  18’

   24 0  04’

           3

   19 0  58’

   24 0  17’

         53

   20 0  24’

   30 0  05’

           4

   23 0  59’

   30 0  29’

         54

   24 0  26’

   36 0  06’

           5

   27 0  56’

   36 0  36’

         55

   28 0  33’

   42 0  07’

           6

   31 0  57’

   42 0  43’

         56

   32 0  37’

   48 0  01’

           7

   35 0  58’

   48 0  49’

         57

   36 0  44’

   54 0  02’

           8

   39 0  59’

   54 0  57’

         58

   40 0  46’

   60 0  03’

           9

   43 0  56’

   61 0  04’

         59

   44 0  48’

   66 0  04’

         10

   47 0  57’

   67 0  10’

         60

   48 0  53’

   72 0  05’

         11

   51 0  58’

   73 0  20’

         61

   52 0  58’

   78 0  06’

         12

   55 0  59’

   79 0  28’

         62

   57 0  01’

   84 0  07’

         13

   59 0  56’

   85 0  36’

         63

   61 0  09’

   90 0  01’

         14

   63 0  57’

   91 0  40’

         64

   65 0  13’

   96 0  02’

         15

   67 0  58’

   97 0  50’

         65

   69 0  18’

 102 0  03’

         16

   71 0  59’

 103 0  57’

         66

   73 0  24’

 108 0  04’

         17

   75 0  56’

 110 0  05’

         67

   77 0  29’

 114 0  05’

         18

     7 0  57’

 116 0  13’

         68

   81 0  33’

 120 0  06’

         19

   11 0  58’

 122 0  16’

         69

     9 0  39’

 126 0  07’

         20

   15 0  59’

 128 0  27’

         70

   13 0  42’

 132 0  01’

         21

   19 0  56’

 134 0  39’

         71

   17 0  47’

 138 0  02’

         22

   23 0  57’

 140 0  44’

         72

   21 0  52’

 144 0  03’

         23

   27 0  58’

 146 0  50’

         73

   25 0  58’

 150 0  04’

         24

   31 0  59’

 152 0  58’

         74

   30 0  04’

 156 0  05’

         25

   35 0  56’

 159 0  04’

         75

   34 0  09’

 162 0  06’

         26

   39 0  57’

 165 0  12’

         76

   38 0  12’

 168 0  07’

         27

   43 0  58’

 171 0  20’

         77

   42 0  19’

 174 0  01’

         28

   47 0  59’

 177 0  29’

         78

   46 0  24’

   42 0  02’

         29

   51 0  56’

     9 0  35’

         79

   50 0  28’

   48 0  03’

         30

   55 0  57’

   15 0  41’

         80

   54 0  33’

   54 0  04’

         31

   59 0  58’

   21 0  50’

         81

   58 0  39’

   60 0  05’

         32

   63 0  59’

   27 0  56’

         82

   62 0  43’

   66 0  06’

         33

   67 0  56’

   34 0  06’

         83

   66 0  46’

   72 0  07’

         34

   71 0  57’

   40 0  13’

         84

   70 0  52’

   78 0  01’

         35

   75 0  58’

   46 0  21’

         85

   74 0  59’

   84 0  02’

         36

   79 0  59’

   52 0  29’

         86

   79 0  04’

   90 0  03’

         37

   23 0  56’

   58 0  36’

         87

   23 0  07’

   96 0  04’

         38

   27 0  57’

   64 0  41’

         88

   27 0  11’

 102 0  05’

         39

   31 0  58’

   70 0  51’

         89

   31 0  19’

 108 0  06’

         40

   35 0  59’

   76 0  57’

         90

   35 0  21’

 114 0  07’

         41

   39 0  56’

   83 0  02’

         91

   39 0  23’

 120 0  01’

         42

   43 0  57’

   89 0  14’

         92

   43 0  27’

 126 0  02’

         43

   47 0  58’

   95 0  21’

         93

   47 0  32’

 132 0  03’

         44

   51 0  59’

 101 0  28’

         94

   51 0  39’

 138 0  04’

         45

   55 0  56’

 107 0  36’

         95

   55 0  43’

 144 0  05’

         46

   59 0  57’

 113 0  44’

         96

   59 0  48’

 150 0  06’

         47

   63 0  58’

 119 0  49’

         97

   63 0  54’

 156 0  07’

         48

   67 0  59’

 125 0  57’

         98

   67 0  59’

 162 0  01’

         49

     4 0  02’

     6 0  01’

         99

   32 0  01’

 167 0  58’

         50

     8 0  08’

   12 0  02’

       100

   36 0  02’

 173 0  50’

              Рисунок 1 – Разграфка листов карты масштаба 1:1 000 000

                                                            N -  44

                  4   листа                              36   листов                         144   листа

       N – 44 – А, Б, В, Г          N – 44 – I, II,  …XXXYI         N – 44 – 1, 2, …144

                          4   листа                                                     256   листов

             N - 44 - 1 - А, Б, В, Г

                                                                                 N - 44 - 1 – (1, 2, ….256)

                          4   листа                                                          9   листов

                                                

          N - 44 - 1 – А – а, б, в, г

                           4  листа                                        N - 44 - 1 – (1 – а, б, …. и)

     

         N - 44 - 1 – А – а – 1, 2, 3, 4

    Рисунок 2  -  Сводная схема разграфки и номенклатуры

                 36                 37                      38

Рисунок 3 – Пример выполнения пункта 1.1.1    (φ=120 23’   λ=36006’)

  •  Выполнить разграфку найденного миллионного листа карты на листы карты масштаба 1:500 000 и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:500 000;
  •  Выполнить разграфку найденного миллионного листа карты на листы карты масштаба 1:200 000 и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:200 000;
  •   Выполнить разграфку найденного миллионного листа карты на листы карты масштаба 1:100 000 и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:100 000;

      - Выполнить разграфку  найденного листа карты масштаба  1:100 000  на листы масштаба 1:50 000  и определить номенклатуру листа карты масштаба   1:50 000:

    - Выполнить разграфку  найденного листа  карты масштаба  1:50 000  на листы масштаба 1:25 000  и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:25 000.

- Выполнить разграфку  найденного листа  карты масштаба  1:25 000  на листы масштаба 1:10 000  и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:10 000.

    - Выполнить разграфку  листа  карты масштаба  1:100 000  на листы масштаба 1: 5 000  и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:5 000.

   - Выполнить разграфку  найденного листа  карты масштаба  1:5 000  на листы масштаба 1:2 000  и определить номенклатуру листа карты масштаба 1:2 000.

Пример выполнения пункта 1.1.1 приведён на рисунке 3.

Пункт 1.1.2  Определение номенклатуры соседних листов трапеции масштаба 1: 25 000.

  •  Нарисовать 9 прилегающих один к другому прямоугольников;
  •  В центральном прямоугольнике написать номенклатуру листа карты масштаба 1:25 000, найденного при выполнении пункта 1.1.1;
  •  В соответствии с разграфкой листа карты масштаба 1:50 000 в трёх соседних прямоугольниках написать номенклатуру ещё трёх листов карты масштаба 1:25 000 (на рисунке 3 – это соседние листы: с севера (а), с востока (г), с северо-востока (б);
  •  В соответствии с разграфкой листа 1:50 000 определить последнюю букву номенклатуры остальных пяти соседних листов (на рисунке 4 – это буквы: а – с юга, б – с юго-востока, г – с запада, б – с северо-запада, б – с юго-запада;
  •  В соответствии с раграфкой листа карты масштаба 1:100 000 определить вторую с конца букву номенклатуры пяти соседних листов, (Г – с запада и с северо-запада, Б – с юго-запада, А – с юга и с юго-востока);
  •  Аналогично определяются остальные элементы номенклатуры пяти соседних листов (номер стотысячных листов, номер колонны и буква ряда миллионных листов).

Пример выполнения пункта 1.1.2 показан на рисунке 4.

            Рисунок 4 – Пример выполнения пункта 1.1.2

Задание 1.2. Номенклатура и разграфка топографических планов.

Для топографических планов, создаваемых на территории городов и на участки незастроенной территории площадью менее 20 км2, применятся прямоугольная разграфка. За ее основу принимается лист плана масштаба 1:5000; листы плана масштаба 1:5000 нумеруются на участке съемки порядковыми номерами от 1 и далее.

Лист плана масштаба 1:5000 делится на 4 части и получаются листы плана масштаба 1:2000, которые обозначаются русскими заглавными буквами, например, 5-Г. Лист плана масштаба 1:2000 делится на 4 листа масштаба 1:1000 или на 16 листов масштаба 1:500. Листы плана масштаба 1:1000 обозначаются римскими цифрами от I до IY, например, 5-Г-IY; листы плана масштаба 1:500 обозначаются арабскими числами от 1 до 16, например, 5-Г-16.

Размеры листа плана масштаба 1:5000 - 40 х 40 см; размеры листа плана масштабов 1:2000, 1:1000, 1:500 - 50 х 50 см.

На одном листе плана масштаба 1:5000 изображается участок местности площадью 4 км2 (400 га), на листе плана масштаба 1:2000 - 1 км2 (100 га), на листе плана масштаба 1:1000 - 25 га, на листе плана масштаба 1:500 - 6.25 га.

Схема разграфки и номенклатуры крупномасштабных планов показана на рис. 3.1.

Рис. 3.1

Задание 1.3. Определение прямоугольных и географических координат точек по карте.

Нанести на карту две точки (номера 1 и 2) по их прямоугольным координатам X  и Y и две точки (номера 3 и 4) – по их географическим координатам φ и λ. Значения координат по вариантам приведены: в таблице 2 и таблице 3

Определить  φ и λ точек 1 и 2  и  X и Y точек 3 и 4.

Пункт 1.3.1. Нанесение точки на карту по координатам X  и Y точки 1 и 2, пользуясь измерителем и масштабной линейкой.

  •   Определить квадрат координатной сетки, внутри которого находится точка; для этого нужно взять десятки и единицы километров координаты  Χ  и  через тире приписать к ним десятки и единицы координаты Y; все построения точки следует выполнять внутри найденного квадрата;
  •   С помощью линейного масштаба установить на циркуле-измерителе расстояние ΔX, равное сотням, десяткам и единицам метров координаты X, и отложить его от основания квадрата вверх на обоих сторонах квадрата; соединить полученные точки тонкой линией карандашом;
  •   С помощью линейного масштаба установить на циркуле-измерителе расстояние ΔY, равное сотням, десяткам и единицам метров координаты Y, и отложить его от западной стороны квадрата вправо на обоих основаниях квадрата; соединить полученные точки тонкой линией карандашом;
  •  Обвести точку пересечения линий окружностью диаметром 2 – 3 мм и подписать название (номер) точки.

Примечание: Если длина отрезков ΔX или ΔY на карте меньше 4 мм, то удобнее откладывать их дополнения до 1000 м  от противоположной стороны квадрата.

Пример выполнения этого пункта приведён на рисунке 5.

Рисунок 5 – Нанесение точки с координатами: X=6045380 м; Y=4378760 м;

                    (квадрат 45 – 78;   ΔX = 380 м;   ΔY = 760 м).

Таблица 2 - Варианты задания 1.3

Номенклатура

листа

карты

                 К О Р Д И Н А Т Ы    Т О Ч Е К   1   и   2

      Координаты  точки  1

      Координаты  точки  2

        X   (м)

      Y    (м)

        X   (м)

      Y    (м)

Снов

У-34-37-В-в

6 066 000-

- 100 . d

4 312 000 +

+ 200 . е

Четное е

х1+300м - 25м х е

у1+825м-50м х е

Нечетное

х1-300м - 25м х е

у1+250м+50м х е

Таблица 3 - Варианты задания 1.3

Номенклатура

листа

карты

                 К О Р Д И Н А Т Ы    Т О Ч Е К   3   и   4

      Координаты  точки  3

      Координаты  точки  4

широта  φ3 

долгота  λ3

широта  φ4 

долгота  λ4

Снов

У-34-37-В-в

54°40'30" - 2"  d

18°06'50" +2" е

Четное е

φ3 – 1" е

λ3 - 40" - 2"е

" Нечетное

φ3 + 1" е

λ3 - 50" - 2"е

Примечание:

d  - десятки номера варианта (десятки номера зачетной книжки);

е  - единица номер варианта. (Например: номер зачетной книжки – 05627:

вариант – 27; d = 2, е = 7 – нечетное.

Пункт 1.3.2. Нанесение точки на карту по географическим координатам широте φ и долготе λ.

  •  Отложить на западной и восточной минутных рамках значение широты точки с точностью до секунды;
  •  Соединить полученные точки тонкой прямой линией (через всю карту) – это будет параллель точки;
  •  Отложить на южной и северной минутных рамках значение долготы точки с точностью до секунды;
  •  Соединить полученные точки тонкой прямой линией (через всю карту) – это будет меридиан точки;
  •  Обвести точку пересечения параллели и меридиана точки окружностью диаметром 2 – 3 мм и подписать название (номер) точки.

Пример выполнения пункта 1.2.3 приведён на рисунке 6.

Рисунок 6 – Нанесение на карту точки 4 по её широте (φ= 540 41’ 48”) и долготе

(λ= 180 08’ 24”); Определение широты и долготы точки 1 (φ= 540 41’ 24”; λ= 180 09’ 18”);.

    Пункт 1.3.3   Определение координат X и Y точки по карте.

  •  Записать координату X (в км) юго-западного угла квадрата, в котором располагается точка;
  •  С помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба измерить расстояние ΔX в метрах (сотни, десятки и единицы) от точки до основания квадрата и приписать его к записанной координате;
  •  Записать координату Y (в км) юго-западного угла квадрата, в котором располагается точка;
  •  С помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба измерить расстояние ΔY в метрах (сотни, десятки и единицы) от точки до западной стороны квадрата и приписать его к записанной координате;

Пример выполнения пункта 1.3.3 приведён на рисунке 7.

Примечание: Если длина  отрезков ΔX или ΔY на карте меньше 4 мм, то удобнее измерять их дополнения до 1000 м от противоположной стороны квадрата.

     Рисунок 7 – Определение прямоугольных координат X и Y по карте

      (X =6045 км + 470 м = 6045470 м; Y=4378 км + 720 м = 4378720 м).

   

Пункт 1.3.4.  Определение широты и долготы точки по карте.

  •  Используя минутные рамки широты, провести две параллели через 10" так, чтобы точка оказалась между ними;
  •  Отсчитать широту точки с точностью до секунд (секунды определяются на глаз);
  •  Используя минутные рамки долготы, провести два меридиана через 10" так, чтобы точка оказалась между ними;
  •  Отсчитать долготу точки с точностью до секунд (секунды определяются на глаз.

Пример выполнения пункта 1.2.4 приведён на рисунке 6.

Пример выполнения задания 1.2 приведён в таблице 4.

Таблица 4 – Пример выполнения задания 1.2

                         

Номер

Точки

   Прямоугольные  координаты

Географические координаты

         X  (м)

       Y   (м)

 широта   φ

 долгота  λ

    1

     6 065 100

     4 313 800

 540 40' 34"

 180 06' 46"

    2

     6 065 025

     4 314 500

 540 40' 32"

 180 07' 27"

    3

     6 064 400

     4 314 175

 540 40' 12"

 180 07' 08"

    4

     6 064 725

     4 313 600

 540 40' 21" 

 180 06' 36"

Задание 1.4. Измерение расстояний на карте.

Перед выполнением задания нужно построить на карте четырёхугольник 1-2-3-4, соединив последовательно точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой 3, точку 3 с точкой 4 и точку 4 с точкой 1. Каждую сторону четырёхугольника рекомендуется продолжить за их граничные точки на 4 - 5 см.

Измерить все четыре стороны четырёхугольника с помощью линейного масштаба и с помощью поперечного масштаба.

Все измерения занести в таблицу 5

Пункт 1.4.1. Измерение расстояния с помощью линейного масштаба.

       -         Зафиксировать длину линии циркулем-измерителем;

  •  Поставить одну иглу циркуля на целое основание справа от нуля; взять отсчёт справа от нуля по этому основанию;
  •  По положению другой иглы взять отсчёт слева от нуля;
  •  Сложить оба отсчёта.

Пример измерения линии показан на рисунке 8.

 Рисунок 8 – Пример выполнения пункта 1.3.1;  S= 1000 м + 560 м = 1560 м

Пункт 1.4.2. Измерение расстояния с помощью поперечного масштаба.

  •  Подписать поперечный масштаб в соответствии с линейным масштабом карты (1:50 000 – в 1 см 500 м):  каждое основание (a=2 см) справа от нуля через 1  км; слева от нуля каждое деление (2 мм) через 100 м; каждое деление вверх – через 10 м;
  •  Зафиксировать длину линии циркулем-измерителем.
  •  Одну иглу циркуля поставить на целое основание справа от нуля; другую иглу – на любую трансверсаль; при этом обе иглы должны располагаться на линии, параллельной нижней линии оснований;
  •  Взять 3 отсчёта: N1 – по целому основанию, N2 – по основанию трансверсали, N3 – вверх по линии, соединяющей иглы циркуля.
  •  Сложить все три отсчёта.

Пример выполнения пункта 1.3.2 показан на рисунке 9

Рисунок 9 – Пример выполнения пункта 1.3.2 (S= 1 км + 500м + 70м = 1570м)

Точность измерения расстояний с помощью графических масштабов оценивается половиной наименьшего деления (линейный масштаб – 25 м; поперечный масштаб – 5 м при масштабе 1:50 000).

 

Задание 1.5. Измерение ориентирных углов

Ориентирными углами линии являются дирекционный угол (осевой азимут), географический (истинный) азимут, магнитный азимут и три румба: дирекционный, географический и магнитный.

Дирекционным углом линии называется угол, отсчитанный по ходу часовой стрелки от северного направления осевого меридиана зоны до направления линии. Географическим азимутом называется угол, отсчитанный по ходу часовой стрелки от северного направления географического меридиана точки начала линии до направления линии. Магнитным азимутом называется угол, отсчитанный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана точки начала линии до направления линии. Румб – это острый угол от ближайшего направления меридиана (северного или южного) до направления линии.

Первые два ориентирных угла (дирекционный угол и географический азимут) можно измерить на карте; остальные четыре ориентирных угла линии вычисляются.

Измерить дирекционные углы и географические азимуты всех сторон четырёхугольника 1-2, 2-3, 3-4, 4-1; вычислить остальные ориентирные углы каждой стороны. Вычислить гауссово сближение меридианов в точках 1, 2, 3, 4 по разности географического меридиана и дирекционного угла линий 1-2, 2-3, 3-4, 4-1. Выписать в карты среднее значение гауссова сближения меридианов для данного листа карты.

Пункт 1.5.1. Измерение дирекционного угла линии.

  •  Положить на карту круговой транспортир на прозрачной основе так, чтобы центр транспортира находился в точке пересечения искомой линии с любой вертикальной линией координатной сетки;
  •  Ориентировать шкалу транспортира по этой вертикальной линии (00 – на север, 1800 – на юг);
  •  Взять отсчёт по шкале транспортира в месте пересечения шкалы искомой линией.

Если искомая линия не пересекает вертикальных линий сетки, то центр транспортира совмещают с точкой пересечения искомой линии с любой горизонтальной линией сетки и ориентируют шкалу транспортира по этой горизонтальной линии (900 – на восток, 2700 – на запад).

Пример выполнения пункта 1.4.1 показан на рисунке 10.

Рисунок 10 – Пример выполнения пункта 1.4.1 (α 3-4 = 232030’)

Пункт 1.5.2. Измерение географического (истинного) азимута.

Перед выполнением этого пункта нужно убедиться, что на карте проведены несколько географических меридианов и параллелей (эти линии проводятся при выполнении пунктов 1.2.3  и  1.2.4).

  •  Положить на карту круговой транспортир на прозрачной основе так, чтобы центр транспортира находился в точке пересечения искомой линии с любым географическим меридианом;
  •  Ориентировать шкалу транспортира по этому меридиану (00 – на север, 1800 – на юг);
  •  Взять отсчёт по шкале транспортира в месте пересечения шкалы искомой линией.

Если искомая линия не пересекает меридианы, то центр транспортира помещается в точку пересечения искомой линии с любой параллелью и шкала транспортира ориентируется по этой параллели (900 – на восток, 2700 – на запад).

Пример выполнения пункта 1.4.2 показан на рисунке 11.

     .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .

    

    .                                                                                                                    .

   

    .                                                                                                                    .

    .                                                                                                                    .

   .                                                                                                                     .

                                                                                     

   .                                                                                                                     .

   .                                                                                                                     .

   .                                                                                                                     .

    

            .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .

         Рисунок 11 –  Пример выполнения пункта 1.4.2 (А3-4 = 2210 15’)

Точность измерения ориентирных углов с помощью транспортира оценивается половиной деления шкалы транспортира (обычно около 15').

Пункт 1.5.3. Вычисление магнитного азимута.

Магнитный азимут линии вычисляется по формуле

                                       АМ = А – δt,

где  А – географический азимут линии,  δt – склонение магнитной стрелки на год выполнения работы.

Склонение магнитной стрелки δ0 на год издания карты t0 и годовое изменение склонения Δ приводятся в тексте внизу листа карты слева от схемы взаимного расположения меридианов. Склонение магнитной стрелки на год выполнения работ t вычисляется по формуле

                                     δt =  δ0 +  Δ (tt0).

Пример: склонение магнитной стрелки на 1971 год восточное 100 40'; годовое изменение склонения западное 00 03'; работа выполняется в 2001 году.

                      δ2001 =  +100 40' + (-00 03') (2001 – 1971) = +90 10'.

Пункт 1.5.4. Вычисление румбов линии.

Дирекционный румб rα линии вычисляется по формулам

        1-я четверть      rα = α

        2-я четверть      rα = 1800

        3-я четверть      rα = α  - 1800

        4-я четверть      rα = 3600 – α .

Географический румб  rА линии вычисляется по формулам

        1-я четверть      rА = А

        2-я четверть      rА = 1800 - А

        3-я четверть      rА = А - 1800

        4-я четверть      rА = 3600 – А .

Магнитный румб  rМ линии вычисляется по формулам

        1-я четверть      rм = АМ

        2-я четверть      rМ = 1800 – АМ

        3-я четверть      rМ = АМ - 1800

        4-я четверть      rМ = 3600 – АМ .

Номер четверти в любой системе ориентирования определяется по значению азимута: в 1-й четверти азимут изменяется от 00 до 900, во 2-й четверти – от 900 до 1800, в 3-й четверти – от 1800 до 2700, в 4-й четверти – от 2700 до 3600. Полное написание румба включает его числовое значение и название четверти (1- СВ, 2 - ЮВ, 3 - ЮЗ, 4 - СЗ).

Пример выполнения задания 1.4 приведён в таблицах  5 и 6.

Таблица 5 – Пример выполнения заданий 1.3 и 1.4

Назв.

линии

Длина линии, м

Дирек.

угол α

Геогр.

аз. А

Магн.

аз. АМ

      Р   У   М   Б   Ы

γ

 лин.

попер.

дирек.

геогр.

магн.

1 – 2

 725

 730

96000’

93030’

85056’

ЮВ

840 00’

ЮВ

860 30’

СВ

850 56’

-2°30'

2 – 3

 700

 700

208 30

206 00

198 26

ЮЗ

280 30’

ЮЗ

260 00’

ЮЗ

180 26’

-2°30'

3 – 4

 650

 640

299 30

297 00

289 26

СЗ

600 00’

СЗ

630 00’

СЗ

700 34’

-2°30'

4 – 1

 425

425

  25 00

  22 30

14 56

СВ

250 00’

СВ

220 30’

СЗ

140 56’

-2°30'

Гауссово сближение меридианов с карты - -2°24'

Пункт 1.5.5. Вычисление гауссово сближения.

Вычислить гауссово сближение по  формуле γ = А – α для каждой линии, записать в таблицу 5.

Задание 1.6. Передача дирекционного угла на последующую линию.

Измерить внутренние (правые) углы в четырёхугольнике. Приняв дирекционный угол линии 1-2 известным (взять из таблицы 4), вычислить дирекционные углы линий 2-3, 3-4, 4-1 и 1-2 по измеренным правым углам.

Пункт 1.6.1. Вычисление дирекционного угла последующей линии.

По известному дирекционному углу предыдущей линии αпред и углу поворота (βл – левый угол или  βпр – правый угол) дирекционный угол последующей линии вычисляется по формулам:                    αпосл = αпред + βл  - 1800

                             αпосл = αпред - βпр + 1800 

Если при вычислениях дирекционный угол получается больше 3600, то из его значения нужно вычесть 3600; если при вычислениях дирекционный угол получается отрицательным, то к его значению нужно прибавить 3600.

Пример выполнения задания 1.5 приведён в таблице 6.

Таблица 6 – Пример выполнения заданий 1.4 и 1.5

Номер

точки

Измеренные

углы (правые)

град.      мин.

Дирекц.

углы

град.   мин.

4

5     45

1

86      15

99      30

2

80      00

199     30

3

117      00

262     30

4

76      45

     

1

5      45

360     00

Задание 1.7.  Вычисление площади многоугольника.

Вычислить площадь четырёхугольника 1-2-3-4 по прямоугольным координатам X и Y его вершин (точек 1, 2, 3, 4). Приняв ошибку положения вершин mt = 15 м, вычислить ошибку площади по формуле:         ,

где  Per – периметр (сумма сторон) четырёхугольника.

Площадь многоугольника вычисляется по формуле

                                ,

которая для четырёхугольника преобразуется в формулу

                           .

Пример выполнения задания 1.8 приведён в таблице 8.

Таблица 8 – Пример выполнения задания 1.8.

Порядок операций

 Обозначения

   Вычисления, м

              1

              2

      Y2Y4

      X1X3

900

700

              3

              4

      Y3 – Y1

      X2X4 

375

300

              5

      (1) x (2)

630000

              6

      (3) x (4)

112500

              7

 2P = (5) + (6)

742500

              8

      P

371250

              9

      mP

Площадь            P = 37,1250га.

Ошибка площади                      mP =0,25*15*2500= 0,94 га.

Примечание:  Если площадь получается отрицательной, то знак “минус” во внимание не принимается.

Задание 1.8. Определение отметок точек.

Определить отметки точек 1, 2, 3 и 4;

Вычислить превышения между соседними точками;

Определить которые из точек  1, 2, 3, 4 имеют наименьшую и наибольшую отметки; указать квадрат координатной сетки, где расположены та и другая точки; соединить эти точки прямой линией и вычислить уклон этой линии в промиллях.

Все измерения записать в таблицу 7.

Пункт 1.8.1. Определение отметки точки по карте.

Относительно горизонталей искомая точка может занимать три положения:

1 – на горизонтали, 2 – между горизонталями, 3 – особое.

Если точка находится на горизонтали, то её отметка равна отметке горизонтали. Для определения отметки горизонтали нужно:

  •  найти горизонталь с подписанной отметкой (коричневым цветом) и, выяснив направление ската (вверх или вниз), определить отметки всех горизонталей от подписанной до искомой, каждый раз прибавляя (направление ската вверх) или вычитая (направление ската вниз) высоту сечения рельефа;
  •  найти вблизи искомой горизонтали точку с подписанной отметкой (чёрным цветом) и определить отметку соседней с этой точкой горизонтали, помня правило: отметки сплошных горизонталей кратны высоте сечения рельефа. Например, подписанная отметка точки равна 141,3 м; высота сечения рельефа 10 м; отметка соседней с точкой горизонтали вниз по скату будет равна 140 м, а  вверх по скату - 150 м.

Если искомая точка находится между горизонталями, то сначала нужно определить отметки этих горизонталей, как описано выше, и затем на глаз определить отметку точки до целых метров; отметка точки должна лежать в интервале между отметками двух горизонталей.

Пункт 1.8.2. Вычисление превышения между точками.

Превышения между точками 1 и 2 с известными отметками H1 и  H2 вычисляется по формуле:                                           h = H2 -  H1 

и записывается со знаком (“плюс” или “минус”).

Пункт 1.8.3.  Определение уклона линии, соединяющей две точки с известными отметками.

Из рис. 52, на котором показан профиль по линии тп,   следует,   что

tg υ = (IV.3)

где  υ —угол наклона прямой тп', называемой скатом, tg υ, который принято обозначать через i, называют уклоном прямой тп, a h — превышение точки   п  над  точкой  т.

Следовательно,   уклоном   линии   называется   отношение   превышения   h к заложению d, определяемому по масштабу плана (карты), т. е.

(IV.4)

По формуле (IV.3) можно определить угол наклона ската, а по формуле (IV.4) — уклон как превышение, приходящееся на единицу длины, выражая его в тысячных долях  единицы длины или в  промиллях.

Уклон линии в промиллях вычисляется по формуле:

                                ‰;

в этой формуле отметки точек и расстояние  d между ними нужно выражать в метрах.

Пример выполнения задания 1.8 приведён в таблице 7.

Таблица 7 – Пример выполнения задания 1.6.

Номер

Точки

Отметка

H  (м)

Превышение

h  (м)

1

121

-     7

2

114

-   44

3

70

+  30

4

100

+  21

              1

       121

Hmax = 121 м              Квадрат  42 – 67              S = 4100 м

Hmin =   31 м              Квадрат  43 – 63               i = 22 ‰              

Задание 1.9 Построение профиля линии.

Построить профиль по одной из  линий 1-2, 2-3, 3-4, 4-1. Масштаб горизонтальный 1:25 000; Масштаб вертикальный 1:500.

Определить наличие видимости вдоль линии.

Профилем линии называется линия пересечения створа линии с поверхностью

земли в пределах линии. Створом линии называется вертикальная плоскость,

проходящая через концы линии.

Профиль линии строят в системе прямоугольных координат: горизонтальная ось – это ось расстояний; масштаб вдоль горизонтальной оси принимают равным масштабу карты; вертикальная ось – это ось отметок точек; масштаб вдоль вертикальной оси принимают в 10 раз крупнее масштаба карты (при слабо выраженном рельефе разрешается принимать масштаб вдоль вертикальной оси в 20 раз крупнее масштаба карты; при сложном горном рельефе – в 5 раз).

Пункт 1.9.1. Построение профиля  линии 1-2.

  •  Подготовить лист миллиметровой бумаги размером 20 х 15 см, провести ось расстояний  и ось отметок. На оси расстояний вблизи её начала отметить точку 1. На оси отметок разметить единицы счёта отметок и подписать их так, чтобы интервал отметок на оси полностью перекрывал интервал отметок точек по выбранной линии. (1 – 2)
  •  Согнуть лист по оси расстояний;
  •  Приложить сгиб листа к линии 1-2 на карте, совместив точку 1 на карте и на сгибе листа;
  •  Отметить на сгибе все точки пересечения горизонталей с линией 1-2 на карте, а также точки перегиба скатов; подписать отметки всех горизонталей и точки 2;
  •  Разогнуть лист и построить положение всех точек по их отметкам:
  •  Соединить точки прямыми линиями;
  •  Оформить профиль: подписать заголовок, значения обоих масштабов, фамилию исполнителя.

                        

ПРОФИЛЬ  ПО  ЛИНИИ  1-2

                                               Масштабы:   горизонтальный   1:25 000

                                                                      вертикальный      1:  500

                                                                      (высота сечения рельефа 5 м)

                                               Видимости между точками 1 и 2 нет

Рисунок 12 – Пример выполнения пункта 1.7.1.

Алтайский государственный аграрный университет

Институт природообустройства

Кафедра геодезии и картографии

Дисциплина: геодезия

Контрольная работа № 1

Тема: «Топографические карты»

Выполнил студент________группы

Ф И О __________________________

Проверил старший преподаватель

Калашников Вадим Спартакович

Дата сдачи «__»___________2010 г.

Оценка_________________________

Барнаул 2010 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15899. Методическое пособие по определению сметной стоимости капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения 4.23 MB
  А.И. Барабанов. Методическое пособие по определению сметной стоимости капитального ремонта зданий и сооружений жилищногражданского назначения Руководитель разработки: П.В. Горячкин В пособии приводятся: действующий и перспективный порядок определения сметной...
15900. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ 1.44 MB
  Н.Гуляницкая ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава первая вводная. 1. Искусство XX века как предмет искусствознания. 2. Стилевой анализ. 11 3. Понятие гармонии. 14 4. Гармония и музыкальная композиция. 17 5. К вопросу об интерпретации и оценк...
15901. Стилевые метаморфозы рока (издание первое) 800.5 KB
  Музыка, родившаяся тогда, наряду с поэзией, философией и другими мировоззренческими формами молодежного движения, стала частью некоего духовного процесса, в своей основе неоднородного. В русле единого жанрового и стилевого течения сформировались резко полярные явления.
15902. ГАРМОНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 15.27 MB
  Настоящая книга, являясь теоретическим курсом, одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии. Автор рассматривает многие коренные вопросы гармонии в виде целостной структуры, в контексте музыкальной формы. Главная задача данного исследования - дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, вводящее музыку XX века в общий музыкально-гармонический контекст так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени.
15903. Теоретические основы современной гармонии 15.56 MB
  Сегодняшний курс гармонии в средних и высших музыкальных учебных заведениях нуждается в постоянном расширении своей тематики, ее активном приближении к новым художественным явлениям музыкального искусства XX столетия. Необходимость в этом продиктована все более нарастающим интересом будущих музыкантов к произведениям нашего времени, к тайнам творческих лабораторий композиторов разных школ и направлений.
15904. Физическое воспитание начинающего боксёра 639.5 KB
  В.А.Чудинов Физическое воспитание начинающего боксёра Предисловие Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и гармоническому развитию организма. В его задачу входит развитие быстроты силы ловкости гибкости выносливости воспитание волев
15905. Расчет цифровых тропосферных радиорелейных линий 5.87 MB
  Курсовой проект по теме Расчет цифровых тропосферных радиорелейных линий Введение Эффект дальнего тропосферного распространения радиоволн дециметрового и сантиметрового диапазонов волн был открыт в начале 50х годов. Его практическое применение дало возможность
15906. Практика в школе №12 г. Самара 286 KB
  Дневник педагогической практики Название и № школы: МОУ Школа №12 го Самара Адрес и телефон: г. Самара ул.Красноармейская д. № 93 а тел: 332 – 45 46 . ФИО директора: Горячева Е.В. ФИО зам директора по учебной работе: Хабецкая Н.И ФИО зам директора...
15907. Педагогическая психология 160.61 KB
  История становления педагогической психологии Педагогическая психология развивающаяся наука Педагогическая мысль впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского Великая дидактика в 1657 г. положила начало развитию педагогической теории и целенаправленно...