7873

Психология личности. Современные теории личности

Лекция

Психология и эзотерика

Психология личности Проблема личности в психологии Современные теории личности Психика и мозг Проблема личности в психологии Психолог Немов выделил соотношение понятий человек (родовое понятие, указывающее на принадлежность к выс...

Русский

2013-01-29

29.79 KB

96 чел.

Психология личности

  1.  Проблема личности в психологии
  2.  Современные теории личности
  3.  Психика и мозг

Проблема личности в психологии

Психолог Немов выделил соотношение понятий «человек» (родовое понятие, указывающее на принадлежность к высшей ступени развития живой природы), «личность» (человек в совокупности его социальных и приобретенных качеств), «индивид» (единичный представитель Homo sapiens), «индивидуальность» (единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие психофизиологической структуры).

Психолог Петровский ввел понятие субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности, источник активности преобразования действительности.

(тут картинка)

Американские исследователи Хьел и Зиглер разработали шесть мини концепций. В них входят:

  1.  Структура личности (относительно неизменные характеристики)
  2.  Мотивация (попытки понять поведение человека)
  3.  Развитие личности (развитие происходит всю жизнь и обусловлено множеством факторов)
  4.  Психопатология (некоторые люди не в состоянии приспособиться к требованиям общества и плодотворно функционировать в нем)
  5.  Психическое здоровье (критерии оценки здоровой личности)
  6.  Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения)

Современные теории личности

Зигмунд Фрейд разработал психо-динамическое направление в теории личности – психоанализ. Первоначально в психической жизни Фрейд выделил три условия:

  1.  Уровень сознания (ощущение и переживания, которые мы осознаем в данное время)
  2.  Предсознательное (весь прошлый опыт, который не осознается в данный момент)
  3.  Бессознательное (хранилище примитивных инстинктов, побуждений, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены, подавлены в эту область бессознательного)

Позже в эту модель Фрейд добавил три основные структуры:

  1.  Оно – примитивные врожденные аспекты личности, функционируют в бессознательном, тесно связаны с инстинктами и наполняют наше поведение энергией (еда, сон)
  2.  Эго (я) – ответственность за принятие решения, обеспечивает безопасность и самосохранение организма
  3.  СуперЭго (сверх Я) – наличие системы ценностей, норм и этики, которые приняты в окружении человека (влияние родителей, учителей, других людей)

Психические образы телесных потребностей Фрейд называл инстинктами и считал, что любая деятельность человека зависит от инстинктов. Фрейд определил две основных группы инстинктов:

  1.  Инстинкты жизни (Эрос) – обеспечивает размножение вида и поддержание всех важных процессов (особо выделяет сексуальный инстинкт)
  2.  Инстинкты смерти (Тонатос) – лежат в основе жестокости, агрессии, самоубийства

Альфред Адлер создал теорию индивидуальной психологии. Суть теории: представление о том, что человек является единым самосогласующимся организмом. Структуру личности Адлер определил как стиль жизни, который вырабатывается человеком индивидуально и в рамках которого человек стремится компенсировать чувство собственной неполноценности и достичь превосходства. Чувство неполноценности начинается в детстве.

Адлер различал четыре основных типа:

  1.  Управляющий тип (самоуверенные напористые люди, активные, но не имеющие социального интереса, из них появляются всякие там наркоманы, правонарушители)
  2.  Берущий тип (нет социального интереса, свои потребности удовлетворяют за счет других людей)
  3.  Избегающий тип (опасаются неудачи, бегут от решения жизненных проблем)
  4.  Социально-полезный тип (высокий уровень активности и социального интереса, проявляет заботу, сотрудничает и готов вносить свой вклад в жизнедеятельность других людей)

Карл Юнг – аналитическая психология. Считал, что содержание бессознательного это нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. По его мнению, индивиды мотивированы образами, которые уходят вглубь эволюции. Считал, что личность или душа состоит из трех различных структур:

  1.  Эго – основа нашего самосознания, чувства, воспоминания и ощущения.
  2.  Личное, бессознательное – конфликты, воспоминания, комплексы, которые могут оказывать сильное влияние на поведение.
  3.  Коллективное, бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и наших человекообразных предков.

Юнг ввел в психологию понятие о двух типах личности – интровертах и экстравертах.

Бихевиоризм (поведение).

Сводили психику к различным формам поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Отрицали сознание как предмет научного исследования.

Психолог Скинер, считал что поведение предсказуемо и контролируется окружением. Два типа поведения по Скинеру:

  1.  Респондентное – ответ на знакомый стимул
  2.  Оперантное – поведение определяется результатом, следующим за ним. От этого зависит, повторится ли такое поведение в будущем.

Поведение человека контролируется аверсивными стимулами (неприятные, болевые стимулы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58615. Урок по рендерингу анимации 3d Max. Экспорт анимации 3d Max в видео 230.5 KB
  В разделе Render Output нажимаем кнопку Files и переходим в папку или создаём новую куда будем сохранять получившиеся кадры анимации. Нажимаем кнопку Sve для возврата в окно Render Setup Запускаем визуализацию нажатием на кнопку Render.
58616. Неопределённая форма глагола 50.5 KB
  Цели: формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи; развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
58617. Повторение по теме «Местоимения» 56.5 KB
  Итак вспомним что же такое местоимение Местоимение - это часть речи которая указывает на предметы признаки и количества но не называет их. Так чем же местоимение отличается от существительного прилагательного числительного...
58618. УРОКИ ОДНОГО СЛОВА В ЛИНГВОКОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ 5.63 MB
  А синтагматика изучает типы связи единиц одного уровня например связи между морфемами в слове кошка листик между словами весёлый ветер между частями сложного предложения Хочешь есть калачи так не сиди на печи. ВЕТЕР: урок одного слова 9 класс Цель урока развитие образного мышления. Закройте глаза и представьте что вас обвевает легкий чарующий вольный ветер. Вы часть всего живого значит ветер приветствует вас.
58619. Бессоюзные сложные предложения 128.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения...
58620. День пожилых людей 49 KB
  Эмоциональный настрой Ребята скажите а никто не знает какой сегодня праздник Нет. Скажите ребята как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках Как вы вообще относитесь к пожилым людям Учащиеся рассказывают.
58621. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра 46 KB
  Цель урока формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы населения и хозяйства.
58622. Объемная аппликация «Нарцисс» 73 KB
  А предметом нашего творчества станет всем известный весенний цветок название которого вы узнаете чуть позже. В память о нем остался красивый благоухающий цветок венчик которого так и клонится книзу как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.
58623. Подготовка деловой корреспонденции 106 KB
  Появится окно образца таблицы максимум из четырех строк на пять столбцов. Протащите мышкой в этом окне по диагонали сверху слева вниз направо для получения размерности таблицы: 6 строк на 5 колонок и отпустите мышку.