7873

Психология личности. Современные теории личности

Лекция

Психология и эзотерика

Психология личности Проблема личности в психологии Современные теории личности Психика и мозг Проблема личности в психологии Психолог Немов выделил соотношение понятий человек (родовое понятие, указывающее на принадлежность к выс...

Русский

2013-01-29

29.79 KB

96 чел.

Психология личности

  1.  Проблема личности в психологии
  2.  Современные теории личности
  3.  Психика и мозг

Проблема личности в психологии

Психолог Немов выделил соотношение понятий «человек» (родовое понятие, указывающее на принадлежность к высшей ступени развития живой природы), «личность» (человек в совокупности его социальных и приобретенных качеств), «индивид» (единичный представитель Homo sapiens), «индивидуальность» (единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие психофизиологической структуры).

Психолог Петровский ввел понятие субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности, источник активности преобразования действительности.

(тут картинка)

Американские исследователи Хьел и Зиглер разработали шесть мини концепций. В них входят:

  1.  Структура личности (относительно неизменные характеристики)
  2.  Мотивация (попытки понять поведение человека)
  3.  Развитие личности (развитие происходит всю жизнь и обусловлено множеством факторов)
  4.  Психопатология (некоторые люди не в состоянии приспособиться к требованиям общества и плодотворно функционировать в нем)
  5.  Психическое здоровье (критерии оценки здоровой личности)
  6.  Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения)

Современные теории личности

Зигмунд Фрейд разработал психо-динамическое направление в теории личности – психоанализ. Первоначально в психической жизни Фрейд выделил три условия:

  1.  Уровень сознания (ощущение и переживания, которые мы осознаем в данное время)
  2.  Предсознательное (весь прошлый опыт, который не осознается в данный момент)
  3.  Бессознательное (хранилище примитивных инстинктов, побуждений, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены, подавлены в эту область бессознательного)

Позже в эту модель Фрейд добавил три основные структуры:

  1.  Оно – примитивные врожденные аспекты личности, функционируют в бессознательном, тесно связаны с инстинктами и наполняют наше поведение энергией (еда, сон)
  2.  Эго (я) – ответственность за принятие решения, обеспечивает безопасность и самосохранение организма
  3.  СуперЭго (сверх Я) – наличие системы ценностей, норм и этики, которые приняты в окружении человека (влияние родителей, учителей, других людей)

Психические образы телесных потребностей Фрейд называл инстинктами и считал, что любая деятельность человека зависит от инстинктов. Фрейд определил две основных группы инстинктов:

  1.  Инстинкты жизни (Эрос) – обеспечивает размножение вида и поддержание всех важных процессов (особо выделяет сексуальный инстинкт)
  2.  Инстинкты смерти (Тонатос) – лежат в основе жестокости, агрессии, самоубийства

Альфред Адлер создал теорию индивидуальной психологии. Суть теории: представление о том, что человек является единым самосогласующимся организмом. Структуру личности Адлер определил как стиль жизни, который вырабатывается человеком индивидуально и в рамках которого человек стремится компенсировать чувство собственной неполноценности и достичь превосходства. Чувство неполноценности начинается в детстве.

Адлер различал четыре основных типа:

  1.  Управляющий тип (самоуверенные напористые люди, активные, но не имеющие социального интереса, из них появляются всякие там наркоманы, правонарушители)
  2.  Берущий тип (нет социального интереса, свои потребности удовлетворяют за счет других людей)
  3.  Избегающий тип (опасаются неудачи, бегут от решения жизненных проблем)
  4.  Социально-полезный тип (высокий уровень активности и социального интереса, проявляет заботу, сотрудничает и готов вносить свой вклад в жизнедеятельность других людей)

Карл Юнг – аналитическая психология. Считал, что содержание бессознательного это нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. По его мнению, индивиды мотивированы образами, которые уходят вглубь эволюции. Считал, что личность или душа состоит из трех различных структур:

  1.  Эго – основа нашего самосознания, чувства, воспоминания и ощущения.
  2.  Личное, бессознательное – конфликты, воспоминания, комплексы, которые могут оказывать сильное влияние на поведение.
  3.  Коллективное, бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и наших человекообразных предков.

Юнг ввел в психологию понятие о двух типах личности – интровертах и экстравертах.

Бихевиоризм (поведение).

Сводили психику к различным формам поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Отрицали сознание как предмет научного исследования.

Психолог Скинер, считал что поведение предсказуемо и контролируется окружением. Два типа поведения по Скинеру:

  1.  Респондентное – ответ на знакомый стимул
  2.  Оперантное – поведение определяется результатом, следующим за ним. От этого зависит, повторится ли такое поведение в будущем.

Поведение человека контролируется аверсивными стимулами (неприятные, болевые стимулы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24225. Содержание обучения ин. Яз., его основные компоненты 30 KB
  Цель: ознакомиться с общим содержанием текста газеты библиотечный материал. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения извлекается до 80 инф. Цель: проанализировать тщательно содержание текста извлекается до 100. В зарубежной методике:1 scheming наше ознакомительное чтение2 scanning поисковое чтение3 reading for detail Аналитическое и Изучающее чтение Критерии отбора текстов: 1 объем текста 2 тематичность 3 тема урока 4 интересная тема 5 возможность обсуждения 6 проблематика проблематика в тексте...
24227. Игровые технологии в обучении иностранных языков 53 KB
  лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...
24229. Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх 40.5 KB
  невербальные средства мальчик получил 5 = улыбается Диалог Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи чаще в коммуникативных целях. Диалог основная форма устной речи наделенная общими характеристиками устной речи. Диалог как правило реализуется в устной речи письменная речь может зафиксировать диалог порожденный устно. Обучение диалогической речи это ситуативное обучение репродуцированию воспроизведению.
24230. Цех железобетонных конструкций 458.5 KB
  Цех железобетонных конструкций входит в состав завода железобетонных конструкций. Цех предназначен для изготовления конструкций поточным и стендовым методами. Завоз арматуры и вывоз готовых изделий производится рельсовым транспортом. При термовлажностной обработке изделий возможны выделения тепла и пара.
24232. Лексика 23 KB
  the Union Jack перевод толкование much many a lot перевод посмотри значение в словаре образная память 3 работа над формой звуковая pronounciation графическая spelling грамматическая значением употреблением коллокация типичные сочетания слова; конатация ассоциации соц. упражнения на уровне слова: из ряда слов убрать лишнее; сгруппировать сова по темам; назвать слова по картинкам; кроссворды; вставить пропущенную букву; из разбросанных букв составить слово. упражнения на уровне предложения: вставить...