7873

Психология личности. Современные теории личности

Лекция

Психология и эзотерика

Психология личности Проблема личности в психологии Современные теории личности Психика и мозг Проблема личности в психологии Психолог Немов выделил соотношение понятий человек (родовое понятие, указывающее на принадлежность к выс...

Русский

2013-01-29

29.79 KB

96 чел.

Психология личности

  1.  Проблема личности в психологии
  2.  Современные теории личности
  3.  Психика и мозг

Проблема личности в психологии

Психолог Немов выделил соотношение понятий «человек» (родовое понятие, указывающее на принадлежность к высшей ступени развития живой природы), «личность» (человек в совокупности его социальных и приобретенных качеств), «индивид» (единичный представитель Homo sapiens), «индивидуальность» (единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие психофизиологической структуры).

Психолог Петровский ввел понятие субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности, источник активности преобразования действительности.

(тут картинка)

Американские исследователи Хьел и Зиглер разработали шесть мини концепций. В них входят:

  1.  Структура личности (относительно неизменные характеристики)
  2.  Мотивация (попытки понять поведение человека)
  3.  Развитие личности (развитие происходит всю жизнь и обусловлено множеством факторов)
  4.  Психопатология (некоторые люди не в состоянии приспособиться к требованиям общества и плодотворно функционировать в нем)
  5.  Психическое здоровье (критерии оценки здоровой личности)
  6.  Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения)

Современные теории личности

Зигмунд Фрейд разработал психо-динамическое направление в теории личности – психоанализ. Первоначально в психической жизни Фрейд выделил три условия:

  1.  Уровень сознания (ощущение и переживания, которые мы осознаем в данное время)
  2.  Предсознательное (весь прошлый опыт, который не осознается в данный момент)
  3.  Бессознательное (хранилище примитивных инстинктов, побуждений, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены, подавлены в эту область бессознательного)

Позже в эту модель Фрейд добавил три основные структуры:

  1.  Оно – примитивные врожденные аспекты личности, функционируют в бессознательном, тесно связаны с инстинктами и наполняют наше поведение энергией (еда, сон)
  2.  Эго (я) – ответственность за принятие решения, обеспечивает безопасность и самосохранение организма
  3.  СуперЭго (сверх Я) – наличие системы ценностей, норм и этики, которые приняты в окружении человека (влияние родителей, учителей, других людей)

Психические образы телесных потребностей Фрейд называл инстинктами и считал, что любая деятельность человека зависит от инстинктов. Фрейд определил две основных группы инстинктов:

  1.  Инстинкты жизни (Эрос) – обеспечивает размножение вида и поддержание всех важных процессов (особо выделяет сексуальный инстинкт)
  2.  Инстинкты смерти (Тонатос) – лежат в основе жестокости, агрессии, самоубийства

Альфред Адлер создал теорию индивидуальной психологии. Суть теории: представление о том, что человек является единым самосогласующимся организмом. Структуру личности Адлер определил как стиль жизни, который вырабатывается человеком индивидуально и в рамках которого человек стремится компенсировать чувство собственной неполноценности и достичь превосходства. Чувство неполноценности начинается в детстве.

Адлер различал четыре основных типа:

  1.  Управляющий тип (самоуверенные напористые люди, активные, но не имеющие социального интереса, из них появляются всякие там наркоманы, правонарушители)
  2.  Берущий тип (нет социального интереса, свои потребности удовлетворяют за счет других людей)
  3.  Избегающий тип (опасаются неудачи, бегут от решения жизненных проблем)
  4.  Социально-полезный тип (высокий уровень активности и социального интереса, проявляет заботу, сотрудничает и готов вносить свой вклад в жизнедеятельность других людей)

Карл Юнг – аналитическая психология. Считал, что содержание бессознательного это нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. По его мнению, индивиды мотивированы образами, которые уходят вглубь эволюции. Считал, что личность или душа состоит из трех различных структур:

  1.  Эго – основа нашего самосознания, чувства, воспоминания и ощущения.
  2.  Личное, бессознательное – конфликты, воспоминания, комплексы, которые могут оказывать сильное влияние на поведение.
  3.  Коллективное, бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и наших человекообразных предков.

Юнг ввел в психологию понятие о двух типах личности – интровертах и экстравертах.

Бихевиоризм (поведение).

Сводили психику к различным формам поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Отрицали сознание как предмет научного исследования.

Психолог Скинер, считал что поведение предсказуемо и контролируется окружением. Два типа поведения по Скинеру:

  1.  Респондентное – ответ на знакомый стимул
  2.  Оперантное – поведение определяется результатом, следующим за ним. От этого зависит, повторится ли такое поведение в будущем.

Поведение человека контролируется аверсивными стимулами (неприятные, болевые стимулы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58355. Музика. Стилі музики 568.5 KB
  The Beatles in the 1960s mixed rhythm and blues, rock and roll, and soul music. The new style was “beat” music. Groups used drums, bass and two guitars with vocal lead and harmony.
58359. Надёжная защита организма 60.5 KB
  Как вы думаете почему сплошной слой краски так повлиял на мальчика понизилась температура тела кожа не могла дышать поры были закрыты краской Какой орган мы будем изучать сегодня Орган осязания кожу. Какая кожа На доске карточки.
58360. Строение тела человека 60.5 KB
  Цель урока: Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека. Задачи урока: обучающие: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека...
58361. Урок Памяти, посвященный празднованию 65-летней годовщине Великой Победы 52.5 KB
  О Великой Отечественной войне; нарисовать рисунок на военную тематику; поинтересоваться у родителей бабушек дедушек об участии родственников в войне а по возможности найти и принести на урок фотографии того времени. Выставку подборку книг о войне так же можно составить с помощью детей.
58363. Урок письма 79.5 KB
  С этим трудно спорить но скажите вы любите получать письма от родных и близких Вам нравится их читать А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам Им не хватает теплоты душевности ведь когда читаешь письмо словно разговариваешь с близким тебе человеком.