7874

Психология личности. Темперамент, характер, способности

Реферат

Психология и эзотерика

Психология личности Психика и организм Темперамент, характер, способности Роль темперамента в трудовой деятельности Психика и организм Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция ...

Русский

2013-01-29

20.55 KB

19 чел.

Психология личности

  1. Психика и организм
  2. Темперамент, характер, способности
  3. Роль темперамента в трудовой деятельности

Психика и организм

Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция человека.

 Конституция человека учитывает – анатомические, физиологические и биохимические особенности человека.

Эрнст Гречмер написал работу строение тела и характер. Виды:

  1. Лептосаматический вид или в крайнем проявлении астенический тип телосложения. Хрупкое телосложение, узкие плечи, удлиненные конечности, узкая или впалая грудная клетка. Высокие люди с астеническим телосложением имеют шизотемичский тип личности (склонность к размышлениям, абстракции, замкнутость, им трудно приспосабливаться к окружающим) встречаются две разновидности шизотеников:
  2. Идеалисты и моралисты
  3. Деспоты и фанатики

Шизотемики часто обладают высоким интеллектом, богатым и творческим воображением

Если астеники небольшого роста,  часто имеют истероидный характер (стремление к лидерству, общению, жизненная активность)

  1. Пикнический тип телосложения. Невысокий или средний рост, избыточная жировая ткань, круглая голова и общее впечатление «круглый человек». Пикнику соответствует циклотемический тип личности, настроение от печального до радостного, активные, здравомыслящие, отсутствуют фанатические проявления, обычно это общительные, «задушевные люди», готовые помогать другим людям.
  2. Атлетический тип телосложения. Крепкий скелет, развитая мускулатура, хорошо развитый плечевой пояс, «бычья шея». Эти люди называются иксотимики – маловпечетлительные, не высокая гибкость мышления, хорошая механическая память, упорство в достижении цели, агрессивность.
  3. Диспластичный вид телосложения. Неправильное, непропорциональное телосложение. Поэтому о психическом типе что то определенное сказать нельзя. У диспластиков есть склонность к вышеописанным типам.
  4. Смешанные типы.

Темперамент, характер, способности

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующий динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения.

Темперамент является связующим звеном, между организмом, личностью и познавательными процессами.

Основные компоненты, определяющие темперамент:

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека.
  2. Двигательная или моторная активность, которая показывает состояние двигательного и речевого аппарата.
  3. Эмоциональная активность (эмоциональная впечетлительность)

Впервые на темперамент обратили внимание ученные древней Греции. Гиппократ впервые попытался описать это явление, он считал , что человек является носителем четырех основных субстратов (огонь, вода, воздух, земля) изучил и сравнил их с различными жидкостями организма (кровь, лимфа, желчь).

  1. Сангвиник у него преобладает кровь
  2. Флегматик у него преобладает слизь
  3. Холерик у него преобладает желчь
  4. Меланхолик у него преобладает черная желчь

В семнадцатом веке Кант рассматривает темперамент через соотношение разных чувств и разной степени активности человека.

В начала двадцатого века концепция физиолога Павлова. Связал темперамент и деятельность ЦНС. Он рассмотрел три основных свойства ЦНС:

  1. Сила
  2. Уравновешенность
  3. Подвижность возбудительного и тормозного процесса

Выделил четыре типичных сочетания и перечислил:

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы
  2. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы
  3. Холерик – сильный и неуравновешенный
  4. Меланхолик – слабый тип нервной системы

Современные исследования показали, что структура свойств нервной системы намного сложнее. Современные исследования выделяют свойства темперамента связанные между собой.

  1. Сензетивность – психическая реакция на внешние раздражители наименьшей силы.
  2. Реактивность – свойство темперамента, связанное с силой непроизвольной реакции на внешние и внутренние раздражители (громкий звук).
  3. Активность – активность и энергичность человека при взаимодействии с внешней средой, при преодолении препятствий (сосредоточенность).
  4. Темп реакции – скорость протекания психических процессов (сообразительность, скорость запоминания, быстрота ума)
  5. Пластичность – противоположно, ригидность – нечувствительность к изменению условий, способность приспосабливаться.
  6. Экстраверсия и интроверсия –
  7. Эмоциональная возбудимость – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

Темперамент устойчив и мало подвержен изменениям. На темперамент может влиять воспитание и социальное окружение.

Роль темперамента в трудовой деятельности

В некоторых случаях темперамент может стать барьером общения в трудовой деятельности. Флегматик несовместим с холериком, меланхолик несовместим с холериком.

Холерик часто является причиной источником конфликтов.

Сангвиник является хорошим организатором.

Флегматик хорошо выполняет работу, где требуется дисциплинированность и организованность, нужно заинтересовать.

Дисциплинарные воздействия в трудовом коллективе необходимо осуществлять с учетом темперамента. В некоторых случаях по темпераменту определяют профпригодность человека. например: меланхолик и флегматик не может быть спасателем, летчиком-испытателем, спортсменом. В клиентской зоне на предприятиях бытового обслуживания противопоказана работа холерикам. Жизненные обстоятельства могут повлиять на человека, что приведет к возникновению не типичных для определенного темперамента реакций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1807. Виховна година: Ходить осінь гаєм 41.5 KB
  Узагальнити знання прикмет осені, особливостей кожного осіннього місяця. Розвивати артистичні здібності дітей, їх мовлення, логічне мислення. Виховувати любов до природи, свідому дисципліну, колективізм.
1808. Виховна година: Чорнобиль не має минулого 23.52 KB
  Розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію, наголосити про потенційну небезпеку радіації для усього живого, розповісти про ліквідаторів аварії на Чорнобильській АЕС, показати, що чужої біди немає. Вчити застосовувати у повсякденному житті елементарні радіаційно-гігієнічні навички. Виховувати любов до рідного краю, природи; виховувати у дітей людяність, доброту та згуртованість.
1809. Виводимо формулу щастя та успіху 46.5 KB
  Узагальнити поняття про складові успіху; про індивідуальність щастя для кожної особистості, дати можливість учням упевнитися, що щастя, життєвий успіх залежить від власних зусиль, від вміння відчувати гармонію в собі; сприяти розвиткові чітких життєвих орієнтирів, формуванню правильної самооцінки.
1810. Виховний захід. У світі тварин 27.63 KB
  Розширити і уточнити знання дітей про тварин та середовище їх існування. Розвивати пізнавальний інтерес учнів, спостережливість, уважність, пам’ять, уяву, кмітливість, логічне мислення, вміння спостерігати за тваринами, описувати зовнішній вигляд тварин, виховувати розумне бережливе ставлення до природи, дружні взаємовідносини під час гри, дбайливе ставлення до тварин, чуйність, доброту, милосердя.
1811. Виховна, соціально-педагогічна робота з дітьми групи ризику 83.5 KB
  Фактори та причини виникнення категорії дітей "групи ризику". Соціально-педагогічна діяльність з дітьми групи ризику. Організація соціально-педагогічної взаємодії для забезпечення роботи з учнями групи ризику. Формування банку даних дітей і підлітків групи ризику.
1812. Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации. 36.05 KB
  Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета. Знакомство с правилами безопасного использования интернета. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.
1813. Методы синтеза оптических систем 1.34 MB
  Под синтезом понимается этап проектирования оптической системы, на котором оптик-конструктор устанавливает её структуру, т. е. количество и взаимное расположение линз (зеркал), материалы, из которых они будут выполнены, а также численные значения конструктивных параметров для последующей оптимизации. Понятие об аберрациях.
1814. АМЕРИКАНО-АНГЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ДИПЛОМАТИИ 1.33 MB
  Концепции внешнеполитической деятельности США и Великобритании и традиции американо-английских отношений накануне Первой мировой войны. Американская историография проблемы вступления Соединенных Штатов в войну и развития американо-английских отношений в 1917-1918 гг. Американская историография проблемы вступления Соединенных Штатов в войну и развития американо-английских отношений в 1917-1918 гг.