7874

Психология личности. Темперамент, характер, способности

Реферат

Психология и эзотерика

Психология личности Психика и организм Темперамент, характер, способности Роль темперамента в трудовой деятельности Психика и организм Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция ...

Русский

2013-01-29

20.55 KB

19 чел.

Психология личности

  1. Психика и организм
  2. Темперамент, характер, способности
  3. Роль темперамента в трудовой деятельности

Психика и организм

Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция человека.

 Конституция человека учитывает – анатомические, физиологические и биохимические особенности человека.

Эрнст Гречмер написал работу строение тела и характер. Виды:

  1. Лептосаматический вид или в крайнем проявлении астенический тип телосложения. Хрупкое телосложение, узкие плечи, удлиненные конечности, узкая или впалая грудная клетка. Высокие люди с астеническим телосложением имеют шизотемичский тип личности (склонность к размышлениям, абстракции, замкнутость, им трудно приспосабливаться к окружающим) встречаются две разновидности шизотеников:
  2. Идеалисты и моралисты
  3. Деспоты и фанатики

Шизотемики часто обладают высоким интеллектом, богатым и творческим воображением

Если астеники небольшого роста,  часто имеют истероидный характер (стремление к лидерству, общению, жизненная активность)

  1. Пикнический тип телосложения. Невысокий или средний рост, избыточная жировая ткань, круглая голова и общее впечатление «круглый человек». Пикнику соответствует циклотемический тип личности, настроение от печального до радостного, активные, здравомыслящие, отсутствуют фанатические проявления, обычно это общительные, «задушевные люди», готовые помогать другим людям.
  2. Атлетический тип телосложения. Крепкий скелет, развитая мускулатура, хорошо развитый плечевой пояс, «бычья шея». Эти люди называются иксотимики – маловпечетлительные, не высокая гибкость мышления, хорошая механическая память, упорство в достижении цели, агрессивность.
  3. Диспластичный вид телосложения. Неправильное, непропорциональное телосложение. Поэтому о психическом типе что то определенное сказать нельзя. У диспластиков есть склонность к вышеописанным типам.
  4. Смешанные типы.

Темперамент, характер, способности

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующий динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения.

Темперамент является связующим звеном, между организмом, личностью и познавательными процессами.

Основные компоненты, определяющие темперамент:

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека.
  2. Двигательная или моторная активность, которая показывает состояние двигательного и речевого аппарата.
  3. Эмоциональная активность (эмоциональная впечетлительность)

Впервые на темперамент обратили внимание ученные древней Греции. Гиппократ впервые попытался описать это явление, он считал , что человек является носителем четырех основных субстратов (огонь, вода, воздух, земля) изучил и сравнил их с различными жидкостями организма (кровь, лимфа, желчь).

  1. Сангвиник у него преобладает кровь
  2. Флегматик у него преобладает слизь
  3. Холерик у него преобладает желчь
  4. Меланхолик у него преобладает черная желчь

В семнадцатом веке Кант рассматривает темперамент через соотношение разных чувств и разной степени активности человека.

В начала двадцатого века концепция физиолога Павлова. Связал темперамент и деятельность ЦНС. Он рассмотрел три основных свойства ЦНС:

  1. Сила
  2. Уравновешенность
  3. Подвижность возбудительного и тормозного процесса

Выделил четыре типичных сочетания и перечислил:

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы
  2. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы
  3. Холерик – сильный и неуравновешенный
  4. Меланхолик – слабый тип нервной системы

Современные исследования показали, что структура свойств нервной системы намного сложнее. Современные исследования выделяют свойства темперамента связанные между собой.

  1. Сензетивность – психическая реакция на внешние раздражители наименьшей силы.
  2. Реактивность – свойство темперамента, связанное с силой непроизвольной реакции на внешние и внутренние раздражители (громкий звук).
  3. Активность – активность и энергичность человека при взаимодействии с внешней средой, при преодолении препятствий (сосредоточенность).
  4. Темп реакции – скорость протекания психических процессов (сообразительность, скорость запоминания, быстрота ума)
  5. Пластичность – противоположно, ригидность – нечувствительность к изменению условий, способность приспосабливаться.
  6. Экстраверсия и интроверсия –
  7. Эмоциональная возбудимость – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

Темперамент устойчив и мало подвержен изменениям. На темперамент может влиять воспитание и социальное окружение.

Роль темперамента в трудовой деятельности

В некоторых случаях темперамент может стать барьером общения в трудовой деятельности. Флегматик несовместим с холериком, меланхолик несовместим с холериком.

Холерик часто является причиной источником конфликтов.

Сангвиник является хорошим организатором.

Флегматик хорошо выполняет работу, где требуется дисциплинированность и организованность, нужно заинтересовать.

Дисциплинарные воздействия в трудовом коллективе необходимо осуществлять с учетом темперамента. В некоторых случаях по темпераменту определяют профпригодность человека. например: меланхолик и флегматик не может быть спасателем, летчиком-испытателем, спортсменом. В клиентской зоне на предприятиях бытового обслуживания противопоказана работа холерикам. Жизненные обстоятельства могут повлиять на человека, что приведет к возникновению не типичных для определенного темперамента реакций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24219. Экономическая сущность основных фондов 72.5 KB
  Кроме основных производственных фондов в состав основных фондов промышленности входят и основные непроизводственные фонды. В практике учета и планирования воспроизводства основных фондов промышленности используются как денежные так и натуральные показатели поскольку основные фонды в производственном процессе выступают не только как носители стоимости но и как совокупность определенных средств труда. Денежная оценка основных фондов необходима для учета их динамики планирования расширенного воспроизводства установления снашиваемости...
24220. Источники формирования собственных оборотных средств предприятия 52 KB
  Деление оборотных средств на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации. Оборотные средства обслуживающие процесс обращения продукции представляют собой фонды обращения. Расходы будущих периодов это невещественные элементы оборотных фондов включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции которые производятся в данном периоде квартал год но относятся на продукцию будущего периода например затраты на...
24221. Компетенция преподавателя 34 KB
  В общении необходимо проявлять активность которая в свою очередь вызывается следующими способами: 1 интересная тема 2 актуальные для возраста темы 3 личностнозначимые темы 4 интересное задание 5 разнообразное задание 6 система поощрений и наказаний. специфика среднего этапа: большие трудности с возрастом учащихся личностнозначимые темы играют гораздо большую роль преподаватель должен быть очень осторожен в подборе тем большое колво речевых упражнений 3.
24223. Речевая деятельность в школе 72.5 KB
  Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Структура письма как и говорения состоит из 3х частей: 1 побудительномотивационная появляется мотив потребн6ость вступить в общение чтото передать письменно сообщить инфу возникает замысел высказывания; 2 аналитикосинтетическая формируется и реализуется само высказывание: отбор слов распределение предметных признаков в группе предложения смысловая организация связей между предложениями; 3 исполнительная фиксация продукта с помощью графических...
24225. Содержание обучения ин. Яз., его основные компоненты 30 KB
  Цель: ознакомиться с общим содержанием текста газеты библиотечный материал. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения извлекается до 80 инф. Цель: проанализировать тщательно содержание текста извлекается до 100. В зарубежной методике:1 scheming наше ознакомительное чтение2 scanning поисковое чтение3 reading for detail Аналитическое и Изучающее чтение Критерии отбора текстов: 1 объем текста 2 тематичность 3 тема урока 4 интересная тема 5 возможность обсуждения 6 проблематика проблематика в тексте...
24227. Игровые технологии в обучении иностранных языков 53 KB
  лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра – это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...