78748

«Русская улица» или «Самые старые песни о главном»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...

Русский

2015-02-09

49 KB

0 чел.

                                         С Ц Е Н А Р И Й

фольклорного праздника «Русская улица», или «Самые старые песни о главном».

На сцене – хор учащихся 3 классов исполняет «Славься …» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».

    Перед занавесом:

1-й ведущий. Читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». 2-й ведущий. Душа народа, красота его языка, его культура проявляются прежде всего в его фольклоре: в его обычаях, в его песнях и плясках.

    Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони, как на него, как на огонек, сходились парни и девушки, мужчины и женщины, даже пожилые люди, и начиналась чуть не до утра русская улица!

              1-я девушка.     Сероглазенькому дролечке

                                         Я сну убавила,

                                         Эку дальнюю дороженьку

                                         Ходить заставила.

              2-я девушка.     Я ходила, ходить буду,

                                         В коей домик не велят,

                                         Я любила, любить буду,

                                         За которого бранят.

              1-й парень.        Не волнуй меня, залётка,

                                         Не волнуй, тебя прошу,

                                         Я и так уж всю неделю

                                         Разволнованный хожу.

              3-я девушка.     Я у озими стояла,

                                         С озимью прощалася:

                                         Прощай, озимь и лужок,

                                         Прощай до осени, дружок!

             2-й парень.         Незабудочка – цветочек,

                                         Незабудочка – трава,

                                         Не забуду тебя, дролечка,

                                         Вовеки, никогда!

             3-й парень.         Что вы, девки, приуныли?

                                         Чай, на улицу пришли!

                              (Садятся)

             4-й парень.     Загнуть ли вам , девицы, семь загадок?

             Девушки.       Загни-ка, сударь, хоть десяток!

             4-й парень.     Уж как что это, девицы, выше лесу?

             Девушки.       Выше лесу светит месяц!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, чаще лесу?

             Девушки.       Чаще лесу часты звезды!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, подле лесу?       

            Девушка.        Подле лесу пала роса!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, краше свету?

            Девушка.        Краше свету – красно солнце!

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, не удержишь?

            Девушка.         Не удержишь – буйные ветры!

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, без жаленья?

             Девушка.        Без жаленья – муж жену бьет.

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, бессловесно?

             Девушка.        Бессловесна – добра лошадь!

            3-й парень.      Ну всё, больше нет у меня загадок!

Слышится песня «Ой, полным-полна моя коробушка –

                              Есть там ситец и парча.

                              Пожалей, душа-зазнобушка,

                              Молодецкого плеча…

Входит Ваня-коробейник с товарами. Устремляется к любимой – Маше. Она отворачивается, не соблазняясь ни лентой, ни бусами. Ваня заметно огорчен. Но предлагает девушкам разбирать товары в обмен на песню или пляску. Девушки представляют (парни помогают) инсценированные песни:

  1.  «Перевоз Дуня держала…» (батюшка, матушка, милый друг).
  2.  «Я на горку шла…»
  3.  «Когда б имел златые горы…»
  4.  «По улице мостовой…»
  5.  «Валенки» (танец девушки в больших валенках).
  6.  «По Дону гуляет…»       

Когда товары разобраны, Ваня пытается сесть возле Маши – безуспешно, ещё раз – и снова она отодвигается. Кумушки-молодицы, наблюдающие за влюбленными, перемигиваются.

    Молодицы   (поют, показывая на Машу и Ваню)

                         Вдоль по улице метелица метет,

                         За метелицей мой миленький идет…

                                   (поют всю песню)

    /Ваня всё-таки усаживается возле Маши/

    Музыкальный диалог-«Страдания» Маши и Вани.

              Ваня.     Много звездочек на небе,    

                            А одна из них ярчей.

                            Много девочек на свете,

                            А одна из них милей.

    Что ж ты, милая, гордишься,

    Со мной рядом не садишься?

              Маша.   С неба звездочка упала-

                            Вся любовь наша пропала!

              Ваня.     Ты зачем же завлекала,

                            Когда я тебе не мил?

                            Ты бы с осени сказала,

                           Чтоб я больше не ходил.

              Маша    Я рябинушку ломала,

                            Вешала на огород.

                            Думала, любовь навеки,

                            Вышло все наоборот!

               Ваня.    Раньше реченька бежала,

                            Нынче высохла она!

                            Раньше милочка любила,

                            Теперь бросила она.

              Маша.   Почему в печи не жарко? –

                            Я водичку пролила.

                            Почему дружка не жалко? –

                            Я другого завела!

              Ваня.     Я кошу – валится на косу

                            Зеленая трава.

                            Я люблю, а ты не любишь,

                            Ягодиночка моя!

                            Светит солнышко неясно,

                             Знать судьба моя несчастна.

                             От страданья от лихого

                             Нет лекарства никакого!

/ Уходит. По дороге его перехватывает Пожилая женщина. /

    Пожилая женщина.    Ванюша, есть на твою беду лекарство. Я тебе помогу. У тебя есть пряники и конфеты?

    / Ваня дает пряник. Женщина отводит его в сторону и на пряник говорит любовную присушку:     «Встану я, раб божий Иван, и пойду из дверей дверьми, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, под светлый месяц, под луну господнюю, к тому синему морю, синему морю-окияну, у того у синего моря, лежит бел Алатр-камень, под тем под белым камнем лежат три доски, а под теми досками – три тоски тоскучия, три рыды рыдучия.

    Подойду я близехонько, поклонюсь низехонько: «Вставайте вы, матушки, три тоски тоскучия, три рыды рыдучия, и берите свое огненное пламя; разжигайте рабу Машу, девицу, разжигайте ее во дни, в ночи и в полуночи, при утренней заре и при вечерней.

    Садитесь вы, матушки, три тоски тоскучия, в ретивое ея сердце, в ее думы и мысли, в ясные очи, дабы раб божий Иван казался ей пуще света белого, пуще солнца красного, пуще луны господней, едой бы она не заедала, питьем бы она не запивала, улыбкой бы она не загуливала; чтобы нигде не сходил он с ея ума-разума. Будьте вы, мои слова крепки и лепки, крепче камня и булата. Замыкаю я вас тридевятью замками, запираю я вас тридевятью ключами! Нет моим словам переговора и недоговора, а не изменить их ни хитрецу, ни мудрецу.»

    Вот увидишь, Ванюша, поможет тебе моя присушка. Только как Маше этот пряник отдать? Знаю. Отдам Грише, она у него примет, а у тебя может и не взять.

    / Отдает пряник Грише с просьбой угостить им Машу. Гриша подносит пряник Маше, та ест пряник, потом садится около Вани. Хор поет свадебную песню.                                         

У голубя, у сизого,

Золотая голова.

У голубушки его

Позолоченная,

Черным шелком, черным шелком

Перестроченная,

Алой лентой, алой лентой

Перевязанная.

Сизый  голубь, сизый голубь –

Что Иван – то у нас.

Его сизая голубушка –

Свет – Марьюшка,

Его сизая голубушка –

Ивановна.

       ( и далее поют до конца).

  / В ответ парни поют «Ой, Мороз, мороз…»

   / Гармонист играет веселый перепляс. Девушки и парни выходят в круг. /

         1-я девушка поет.     Хорошо пропелись песни,

                                             Милые подружки,

                                             Только что за улица

                                             Без нашей частушки?

        2-я девушка.               Гармониста Петю я

                                             Давно заприметила:

                                             Играет он старательно,

                                             Моргает завлекательно.

      3-я девушка.               Вася нам загадки гнул,

                                           А теперь, поди, заснул.

                                           Проснись, протри глазеночки,

                                           Гляди, каки девчоночки!

     Вася.                             Не дремлю я, замечаю

                                           Ту, которая бойчей.

                                           Ту, которая, девчата,

                                           Ох, целует горячей.

                                            Ты прости, миленок Ваня,

                                            Что тебя обидела?

Маша – Ване:                     Признаюсь – болело сердце:

(поет и пляшет)                  С другой тебя видела!

                                           Ой, пол, провались,

                                           Потолок, обвались!

                                           На доске остануся –

                                           С милым не расстануся!

           / Подходит к Ване, берет его под руку. Поют петухи. /

Парни и девушки образуют пары, поют:

                  Петухи давно пропели,

                  Все пропеть мы не успели.

                  Если только захотите,

                  Завтра снова приходите!

Все участники попарно выстраиваются на сцене, кланяются в пояс зрителям и уходят за гармонистом со сцены под «Страдание»: Я страдала-страданула –

                                                                                   С моста в речку сиганула!

                                                                                  Я страдала, страдать буду,

                                                                                 А улицу не забуду!

                        

                            З  А  Н  А  В  Е  С.


Фольклорный праздник «Русская улица», или «Самые старые песни о главном»

Автор                                          С.С. Гудова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33524. Проблематика романа «Мастер и Маргарита» 16.97 KB
  Более всего тема угнетения преследования неординарной талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Маргарита громит квартиру критика Латунского погубившего Мастера но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера. Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их вечный дом даруя им покой.
33525. Тема репрессий в поэме А.Ахматовой «Реквием» 17.6 KB
  Ахматова начала писать свою поэму Реквием в 1935 году когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Как и другие матери жены сестры Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди что вела к петербургской тюрьме Кресты. Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение опубликовано же оно было в 1987 году много лет спустя после смерит автора. Ахматова рассказывает об истории создания поэмы.
33526. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» (жанровые и художественные особенности) 17.26 KB
  У Замятина мы не масса а социальное качество. Заветная идея сталинизма не человек но винтик в гигантском государственном механизме который подчинен твердой руке машиниста у Замятина показана осуществленной. Особенности жанра При чтении толкования термина антиутопия все его особенности прослеживаются в романе Евгения Замятина Мы: это и изображение тоталитарного государства и острый конфликт Чтобы возникла художественность нужен романный конфликт. Он должен пережить это сомнение как кульминацию своей жизни пусть даже...
33527. «Чевенгур» Платонова как роман-предупреждение 14.06 KB
  Чевенгур Платонова как романпредупреждение. прочитав роман “Чевенгур†писал Платонову: “Человек вы талантливый это бесспорно бесспорно и то что вы обладаете очень своеобразным языком. Платонов же посылая Горькому рукопись “Чевенгура†писал что “в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического обществаâ€. Роман “Чевенгур†это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни.
33528. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа 20.46 KB
  Пастернака Доктор Живаго значение лирического дневника в идейной концепции романа. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго†в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.Лихачев уверен что автор Пастернак пишет о самом себе но пишет как о постороннем он придумывает себе судьбу в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь что жизнь Юрия Андреевича Живаго это альтернативный вариант жизни самого Пастернака. Доктор Живаго выразитель сокровенного лирический герой Пастернака который...
33529. Литературный процесс 30-х годов (ведущие темы, основные имена) 13.59 KB
  Печатались новые произведения Н. Новые сферы жизни человека новые конфликты новые характеры видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев к возникновению новых жанров новых приемов стихосложения к поискам в области композиции и языка.
33530. Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы 25.13 KB
  в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...
33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.
33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.