78748

«Русская улица» или «Самые старые песни о главном»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...

Русский

2015-02-09

49 KB

0 чел.

                                         С Ц Е Н А Р И Й

фольклорного праздника «Русская улица», или «Самые старые песни о главном».

На сцене – хор учащихся 3 классов исполняет «Славься …» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».

    Перед занавесом:

1-й ведущий. Читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». 2-й ведущий. Душа народа, красота его языка, его культура проявляются прежде всего в его фольклоре: в его обычаях, в его песнях и плясках.

    Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони, как на него, как на огонек, сходились парни и девушки, мужчины и женщины, даже пожилые люди, и начиналась чуть не до утра русская улица!

              1-я девушка.     Сероглазенькому дролечке

                                         Я сну убавила,

                                         Эку дальнюю дороженьку

                                         Ходить заставила.

              2-я девушка.     Я ходила, ходить буду,

                                         В коей домик не велят,

                                         Я любила, любить буду,

                                         За которого бранят.

              1-й парень.        Не волнуй меня, залётка,

                                         Не волнуй, тебя прошу,

                                         Я и так уж всю неделю

                                         Разволнованный хожу.

              3-я девушка.     Я у озими стояла,

                                         С озимью прощалася:

                                         Прощай, озимь и лужок,

                                         Прощай до осени, дружок!

             2-й парень.         Незабудочка – цветочек,

                                         Незабудочка – трава,

                                         Не забуду тебя, дролечка,

                                         Вовеки, никогда!

             3-й парень.         Что вы, девки, приуныли?

                                         Чай, на улицу пришли!

                              (Садятся)

             4-й парень.     Загнуть ли вам , девицы, семь загадок?

             Девушки.       Загни-ка, сударь, хоть десяток!

             4-й парень.     Уж как что это, девицы, выше лесу?

             Девушки.       Выше лесу светит месяц!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, чаще лесу?

             Девушки.       Чаще лесу часты звезды!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, подле лесу?       

            Девушка.        Подле лесу пала роса!

             3-й парень.     Уж как что это, девицы, краше свету?

            Девушка.        Краше свету – красно солнце!

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, не удержишь?

            Девушка.         Не удержишь – буйные ветры!

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, без жаленья?

             Девушка.        Без жаленья – муж жену бьет.

            3-й парень.      Уж как что это, девицы, бессловесно?

             Девушка.        Бессловесна – добра лошадь!

            3-й парень.      Ну всё, больше нет у меня загадок!

Слышится песня «Ой, полным-полна моя коробушка –

                              Есть там ситец и парча.

                              Пожалей, душа-зазнобушка,

                              Молодецкого плеча…

Входит Ваня-коробейник с товарами. Устремляется к любимой – Маше. Она отворачивается, не соблазняясь ни лентой, ни бусами. Ваня заметно огорчен. Но предлагает девушкам разбирать товары в обмен на песню или пляску. Девушки представляют (парни помогают) инсценированные песни:

  1.  «Перевоз Дуня держала…» (батюшка, матушка, милый друг).
  2.  «Я на горку шла…»
  3.  «Когда б имел златые горы…»
  4.  «По улице мостовой…»
  5.  «Валенки» (танец девушки в больших валенках).
  6.  «По Дону гуляет…»       

Когда товары разобраны, Ваня пытается сесть возле Маши – безуспешно, ещё раз – и снова она отодвигается. Кумушки-молодицы, наблюдающие за влюбленными, перемигиваются.

    Молодицы   (поют, показывая на Машу и Ваню)

                         Вдоль по улице метелица метет,

                         За метелицей мой миленький идет…

                                   (поют всю песню)

    /Ваня всё-таки усаживается возле Маши/

    Музыкальный диалог-«Страдания» Маши и Вани.

              Ваня.     Много звездочек на небе,    

                            А одна из них ярчей.

                            Много девочек на свете,

                            А одна из них милей.

    Что ж ты, милая, гордишься,

    Со мной рядом не садишься?

              Маша.   С неба звездочка упала-

                            Вся любовь наша пропала!

              Ваня.     Ты зачем же завлекала,

                            Когда я тебе не мил?

                            Ты бы с осени сказала,

                           Чтоб я больше не ходил.

              Маша    Я рябинушку ломала,

                            Вешала на огород.

                            Думала, любовь навеки,

                            Вышло все наоборот!

               Ваня.    Раньше реченька бежала,

                            Нынче высохла она!

                            Раньше милочка любила,

                            Теперь бросила она.

              Маша.   Почему в печи не жарко? –

                            Я водичку пролила.

                            Почему дружка не жалко? –

                            Я другого завела!

              Ваня.     Я кошу – валится на косу

                            Зеленая трава.

                            Я люблю, а ты не любишь,

                            Ягодиночка моя!

                            Светит солнышко неясно,

                             Знать судьба моя несчастна.

                             От страданья от лихого

                             Нет лекарства никакого!

/ Уходит. По дороге его перехватывает Пожилая женщина. /

    Пожилая женщина.    Ванюша, есть на твою беду лекарство. Я тебе помогу. У тебя есть пряники и конфеты?

    / Ваня дает пряник. Женщина отводит его в сторону и на пряник говорит любовную присушку:     «Встану я, раб божий Иван, и пойду из дверей дверьми, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, под светлый месяц, под луну господнюю, к тому синему морю, синему морю-окияну, у того у синего моря, лежит бел Алатр-камень, под тем под белым камнем лежат три доски, а под теми досками – три тоски тоскучия, три рыды рыдучия.

    Подойду я близехонько, поклонюсь низехонько: «Вставайте вы, матушки, три тоски тоскучия, три рыды рыдучия, и берите свое огненное пламя; разжигайте рабу Машу, девицу, разжигайте ее во дни, в ночи и в полуночи, при утренней заре и при вечерней.

    Садитесь вы, матушки, три тоски тоскучия, в ретивое ея сердце, в ее думы и мысли, в ясные очи, дабы раб божий Иван казался ей пуще света белого, пуще солнца красного, пуще луны господней, едой бы она не заедала, питьем бы она не запивала, улыбкой бы она не загуливала; чтобы нигде не сходил он с ея ума-разума. Будьте вы, мои слова крепки и лепки, крепче камня и булата. Замыкаю я вас тридевятью замками, запираю я вас тридевятью ключами! Нет моим словам переговора и недоговора, а не изменить их ни хитрецу, ни мудрецу.»

    Вот увидишь, Ванюша, поможет тебе моя присушка. Только как Маше этот пряник отдать? Знаю. Отдам Грише, она у него примет, а у тебя может и не взять.

    / Отдает пряник Грише с просьбой угостить им Машу. Гриша подносит пряник Маше, та ест пряник, потом садится около Вани. Хор поет свадебную песню.                                         

У голубя, у сизого,

Золотая голова.

У голубушки его

Позолоченная,

Черным шелком, черным шелком

Перестроченная,

Алой лентой, алой лентой

Перевязанная.

Сизый  голубь, сизый голубь –

Что Иван – то у нас.

Его сизая голубушка –

Свет – Марьюшка,

Его сизая голубушка –

Ивановна.

       ( и далее поют до конца).

  / В ответ парни поют «Ой, Мороз, мороз…»

   / Гармонист играет веселый перепляс. Девушки и парни выходят в круг. /

         1-я девушка поет.     Хорошо пропелись песни,

                                             Милые подружки,

                                             Только что за улица

                                             Без нашей частушки?

        2-я девушка.               Гармониста Петю я

                                             Давно заприметила:

                                             Играет он старательно,

                                             Моргает завлекательно.

      3-я девушка.               Вася нам загадки гнул,

                                           А теперь, поди, заснул.

                                           Проснись, протри глазеночки,

                                           Гляди, каки девчоночки!

     Вася.                             Не дремлю я, замечаю

                                           Ту, которая бойчей.

                                           Ту, которая, девчата,

                                           Ох, целует горячей.

                                            Ты прости, миленок Ваня,

                                            Что тебя обидела?

Маша – Ване:                     Признаюсь – болело сердце:

(поет и пляшет)                  С другой тебя видела!

                                           Ой, пол, провались,

                                           Потолок, обвались!

                                           На доске остануся –

                                           С милым не расстануся!

           / Подходит к Ване, берет его под руку. Поют петухи. /

Парни и девушки образуют пары, поют:

                  Петухи давно пропели,

                  Все пропеть мы не успели.

                  Если только захотите,

                  Завтра снова приходите!

Все участники попарно выстраиваются на сцене, кланяются в пояс зрителям и уходят за гармонистом со сцены под «Страдание»: Я страдала-страданула –

                                                                                   С моста в речку сиганула!

                                                                                  Я страдала, страдать буду,

                                                                                 А улицу не забуду!

                        

                            З  А  Н  А  В  Е  С.


Фольклорный праздник «Русская улица», или «Самые старые песни о главном»

Автор                                          С.С. Гудова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49756. Информационная система «Русский тюнинг автомобилей» 1.51 MB
  Исследовать предметную область; Разработать пользовательский интерфейс программы; Разработать основные алгоритмы программы; Определить внешние сущности и накопители данных; Построить информационную модель и ее описание; Реализовать интерфейс и основные алгоритмы программы.
49757. ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ НЕПРЕРЫВНЫХ СООБЩЕНИЙ 374.56 KB
  Расчет ширины спектра сигнала модулированного двоичным кодом 10 1. Расчёт отношений мощностей сигнала и помехи необходимых для обеспечения заданного качества приёма 11 2.1 Формирование информационного сигнала 13 2.2 Формирование сигнала синхронизации 15 2.
49758. Выполнение проекта структурированной кабельной системы 344.5 KB
  Современный мир устроен так, что информационное взаимодействие, обмен информацией являются важнейшими компонентами, которые обеспечивают благополучие и развитие общества. Затраты на развитие и поддержание инфраструктуры такого взаимодействия весьма существенны и с целью снижения таких издержек пришли к пониманию необходимости комплексного решения задач информационного взаимодействия
49759. Разработка программы для имитационного моделирования системы массового обслуживания 815.12 KB
  Основные показатели: коэффициент использования системы средняя задержка в очереди среднее время ожидания среднее по времени число требований в очереди и в системе. Емкость накопителя требований r равна 14 дисциплина обслуживания – циклическая с квантом q = 10 секунд. В системе интервалы времени между поступлениями требований являются независимыми случайными величинами со средним временем = 60 секунд. Время обслуживания является случайной величиной некоррелированной с интервалами поступления требований.
49760. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА 591 KB
  Требуемая мощность кВт электродвигателя привода определяем по формуле: где Рв потребляемая мощность измельчителя Уточнение передаточных чисел привода Определяем общее передаточное отношение привода по формуле: Тогда Находим передаточное число редуктора: Тогда Принимаем Уточняем передаточное отношение открытой передачицепной: тогда SH – коэффициент запаса прочности принимаем в соответствии с рекомендациями с....
49761. Разработка базы данных подразделения учета основных средств предприятия 269.12 KB
  Целью данной курсовой работы является разработка базы данных подразделения учета основных средств предприятия. По итогам выполнения данной работы должна получиться информационная система, удовлетворяющая современным требованиям и упрощающая работу работников бухгалтерии по учету основных средств сельскохозяйственного предприятия.
49763. Автоматизация конструирования и технологической подготовки производства РЭС 263.93 KB
  На рисунках 1 и 2 представлены условнографическое отображение микроконтроллера PIC16C8404 P и чертеж его корпуса соответственно. Рисунок 1 – Условнографическое отображение микроконтроллера PIC16C8404 P. На рисунках 1 и 2 представлены условнографическое отображение микросхемы КМ155ИД11 и чертеж её корпуса соответственно. Рисунок 1 – Условнографическое отображение микросхемы КМ155ИД11.