7875

Понятие и виды общения. Барьеры общения

Лекция

Психология и эзотерика

Психология общения Понятие и виды общения Барьеры общения Понятие и виды общения Общение - процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров...

Русский

2014-10-01

21.2 KB

16 чел.

Психология общения

  1. Понятие и виды общения
  2. Барьеры общения

Понятие и виды общения

Общение – процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения.

По содержанию выделяют:

  1. Деловое общение – часть продуктивной деятельности, которая служит для повышения качества этой деятельности.
  2. Личностное общение – связанно с психологическими проблемами внутреннего характера, с интересами и потребностями, которые затрагивают личность.

По форме выделяют:

  1. Вербальное общение – есть только у человека, речь.
  2. Не вербальное общение – мимика, жесты, пантомимика, телесные контакты.

В психологии выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.
  2. Интерактивная сторона – взаимодействие, взаимовлияние.
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие друг друга партнерами по общению.

Коммуникатор – инициатор общения.

Реципиент – принимающий партнер по общению.

Коммуникация предполагает, что люди не только обмениваются информацией, но и формируют в процессе общения новые представления, идеи. В зависимости от степени готовности к общению выделяют: открытую, закрытую и одностороннюю коммуникацию.

Коммуникативные способности – умения и навыки общения с людьми, которые стали органической частью личности.

Причины неэффективной коммуникации:

  1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно лиц или определенных ситуаций.
  2. Пренебрежение фактами – привычка делать вывод без достаточного количества фактов.
  3. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит своим собственным взглядам.
  4. Плохие отношения между людьми.
  5. Отсутствия внимания и  интереса собеседников.
  6. Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения.
  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения – придание особой роли словам и не учет других компонентов общения.

Слова составляют 7% общения, звуки и интонации 38%, не речевое взаимодействие 55%.

Компоненты речевого общения

  1. Значение и смысл слов и фраз.
  2. Речевые и звуковые явления – высота голоса, тональность ,темп речи.
  3. Выразительные качества голоса – хмыканье, эканье и так далее

К невербальным средствам относятся:

  1. Кинесика – изучает внешние проявления чувств и эмоций (мимику, жесты, пантомимику)
  2. Такесика – изучает прикосновения к ситуации общения (рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, объятия).
  3. Праксимика – расположение людей в пространстве при общении.
  4. Визуальное общение

Мимика – движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Больше всего информации несут глаза, брови, губы.

Жесты при общении тоже несут много информации и дополняют общение движениями рук и другими телодвижениями.

Оценивая жестикуляцию необходимо помнить о культурных различиях людей (болгары – да и нет).

Пантомимика – моторика всего тела, поза, осанка, походка.

Зоны межличностного общения (пространства):

  1. Интимная зона – 0-45 см зона близких, знакомых людей, детей и родственников (доверительность, негромкое общение).
  2. Персональная зона – 50-120 см зона друзей, коллег по работе. Предполагается визуальный и голосовой контакт.
  3. Социальная зона – 1.20-4 м зона для общения с группой людей, для деловых переговоров, официальных встреч.
  4. Публичная зона – длиннее 4 м для общения с большим количеством людей. Конференции, митинги.

При визуальном общении используется специфическая знаковая система, которая называется контакт глаз. Взгляд может быть деловым (в район лба), светский взгляд (направлен на треугольник образованный глазами и губами), интимный взгляд (проходит через линию глаз и опускается до района шеи). Движение глаз является показателем модальности человека. Усвоенная техника взгляда остаётся у человека на всю жизнь.

Интерактивная сторона общения – связанна с выработкой стратегии, тактики, техники взаимодействия людей, организации совместной деятельности и достижения взаимопонимания.

Виды взаимодействия:

  1. Позитивная – кооперация, приспособление, согласие.
  2. Негативная – конкуренция, конфликт, оппозиция.

Приемы позволяющие добиваться эффективности общения

  1. Установление обратной связи
  2. Установления контакта (рукопожатие)
  3. Прием поддержания контакта (улыбка, комплименты)
  4. Активизация партнера по общению (диалог)
  5. Приемы завершения контакта (способы создания благоприятного впечатления)

Перцептивная сторона общения

Перцепция – восприятие и понимание другого человека и самого себя в процессе общения и установление взаимопонимания и взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции:

  1. Идентификация – представление себя другим.
  2. Эмпатия – сопереживание.
  3. Рефлексия – осознание человеком, того, как он воспринимается партнёром человека.

Ошибки восприятия

  1. Эффект ореола
  2. Эффект первичности
  3. Эффект новизны

Аттракция – особый вид социально-психологической установки на другого человека, который содержит в себе какой-то эмоциональный компонент.

Барьеры общения

Барьеры общения – психологические факторы, которые приводят к искажению информации или блокировки информации.

  1. Фонетический барьер – непонимание некоторых звуков, отдельных слов, отдельных фраз, невнятная или быстрая речь. (Дипломат Талерант)
  2. Семантический – нарушение стиля, несоответствие формы и содержания.

Приемы структурирования информации:

  1. Правило рамки
  2. Правило цепи

  1. Логический барьер – неприятие одним участником общения логики и аргументов другого.

  1. Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29143. Содержание и значение правовой конструкции «публичный договор» 25 KB
  Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров работ и услуг а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей за исключением случаев когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары услуги выполнить для него...
29144. Содержание и значение правовой конструкции «договор присоединения» 25.5 KB
  Содержание и значение правовой конструкции договор присоединения. Договором присоединения признается договор условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам но лишает эту сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида...
29145. Содержание и значение правовой конструкции «предварительный договор» 25.5 KB
  Содержание и значение правовой конструкции предварительный договор. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества выполнении работ или оказании услуг основной договор на условиях предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме установленной для основного договора а если форма основного договора не установлена то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
29146. Исполнение солидарного обязательства 27.5 KB
  При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно так и от любого из них в отдельности притом как полностью так и в части долга. Кредитор не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. В случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требования кредитора возражения основанные на таких отношениях других должников с кредитором в которых данный должник не участвует....
29147. Способы обеспечения исполнения обязательств (общая характеристика) 37 KB
  Способы обеспечения исполнения обязательств: Залог Задаток Неустойка Поручительство Банковская гарантия Удержание Способы обеспечения могут быть предусмотрены законом. С точки зрения целесообразности предложенные в договоре способы обеспечения фактически не применяются универсально во всех случаях. Классификация: Универсальные способы Залог Неустойка Между физ.
29148. Неустойка (понятие, форма, виды в зависимости от соотношения с убытками) 27.5 KB
  Форма гражданскоправовой ответственности: Штраф твердая фиксация за поставку недоброкачественной или некомплектной продукции Пеня процент за просрочку просрочке сдачи строительного объекта оплаты аренды имущества Разновидности неустойки в зависимости от соотношения с убытками: Зачетная предусматривает взыскание установленной неустойки и возмещение убытков в части не покрытой взысканной неустойкой т. суммы составляющие размер неустойки зачитываются в счет возмещения убытков; 130 убытки 20 неустойка = 110 в исковом...
29149. Залог (понятие, виды) 26 KB
  Залог кредитор по обеспеченному залогом обязательству залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица которому принадлежит это имущество залогодателя. Возникает залог в силу: Закона Договора. Виды залога: 1 ипотека залог земельных участков предприятий зданий сооружений квартир и другой недвижимости. 2 твердый залог это залог по которому предмет залога остается у залогодателя с наложением...
29151. Основные права и обязанности сторон при залоге 30.5 KB
  Права залогодателя: требовать досрочного прекращения залога если залогодержатель не застраховал не принял мер необходимых для сохранности; требовать возмещения убытков причиненных утратой или повреждением предмета залога переданного залогодержателю; отказаться от предмета залога и потребовать возмещения за его утрату; заменять предмет залога с согласия залогодержателя; пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением в том числе извлекать из него плоды и доходы; с согласия залогодержателя распоряжаться предметом...