7875

Понятие и виды общения. Барьеры общения

Лекция

Психология и эзотерика

Психология общения Понятие и виды общения Барьеры общения Понятие и виды общения Общение - процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров...

Русский

2014-10-01

21.2 KB

16 чел.

Психология общения

  1. Понятие и виды общения
  2. Барьеры общения

Понятие и виды общения

Общение – процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения.

По содержанию выделяют:

  1. Деловое общение – часть продуктивной деятельности, которая служит для повышения качества этой деятельности.
  2. Личностное общение – связанно с психологическими проблемами внутреннего характера, с интересами и потребностями, которые затрагивают личность.

По форме выделяют:

  1. Вербальное общение – есть только у человека, речь.
  2. Не вербальное общение – мимика, жесты, пантомимика, телесные контакты.

В психологии выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.
  2. Интерактивная сторона – взаимодействие, взаимовлияние.
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие друг друга партнерами по общению.

Коммуникатор – инициатор общения.

Реципиент – принимающий партнер по общению.

Коммуникация предполагает, что люди не только обмениваются информацией, но и формируют в процессе общения новые представления, идеи. В зависимости от степени готовности к общению выделяют: открытую, закрытую и одностороннюю коммуникацию.

Коммуникативные способности – умения и навыки общения с людьми, которые стали органической частью личности.

Причины неэффективной коммуникации:

  1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно лиц или определенных ситуаций.
  2. Пренебрежение фактами – привычка делать вывод без достаточного количества фактов.
  3. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит своим собственным взглядам.
  4. Плохие отношения между людьми.
  5. Отсутствия внимания и  интереса собеседников.
  6. Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения.
  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения – придание особой роли словам и не учет других компонентов общения.

Слова составляют 7% общения, звуки и интонации 38%, не речевое взаимодействие 55%.

Компоненты речевого общения

  1. Значение и смысл слов и фраз.
  2. Речевые и звуковые явления – высота голоса, тональность ,темп речи.
  3. Выразительные качества голоса – хмыканье, эканье и так далее

К невербальным средствам относятся:

  1. Кинесика – изучает внешние проявления чувств и эмоций (мимику, жесты, пантомимику)
  2. Такесика – изучает прикосновения к ситуации общения (рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, объятия).
  3. Праксимика – расположение людей в пространстве при общении.
  4. Визуальное общение

Мимика – движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Больше всего информации несут глаза, брови, губы.

Жесты при общении тоже несут много информации и дополняют общение движениями рук и другими телодвижениями.

Оценивая жестикуляцию необходимо помнить о культурных различиях людей (болгары – да и нет).

Пантомимика – моторика всего тела, поза, осанка, походка.

Зоны межличностного общения (пространства):

  1. Интимная зона – 0-45 см зона близких, знакомых людей, детей и родственников (доверительность, негромкое общение).
  2. Персональная зона – 50-120 см зона друзей, коллег по работе. Предполагается визуальный и голосовой контакт.
  3. Социальная зона – 1.20-4 м зона для общения с группой людей, для деловых переговоров, официальных встреч.
  4. Публичная зона – длиннее 4 м для общения с большим количеством людей. Конференции, митинги.

При визуальном общении используется специфическая знаковая система, которая называется контакт глаз. Взгляд может быть деловым (в район лба), светский взгляд (направлен на треугольник образованный глазами и губами), интимный взгляд (проходит через линию глаз и опускается до района шеи). Движение глаз является показателем модальности человека. Усвоенная техника взгляда остаётся у человека на всю жизнь.

Интерактивная сторона общения – связанна с выработкой стратегии, тактики, техники взаимодействия людей, организации совместной деятельности и достижения взаимопонимания.

Виды взаимодействия:

  1. Позитивная – кооперация, приспособление, согласие.
  2. Негативная – конкуренция, конфликт, оппозиция.

Приемы позволяющие добиваться эффективности общения

  1. Установление обратной связи
  2. Установления контакта (рукопожатие)
  3. Прием поддержания контакта (улыбка, комплименты)
  4. Активизация партнера по общению (диалог)
  5. Приемы завершения контакта (способы создания благоприятного впечатления)

Перцептивная сторона общения

Перцепция – восприятие и понимание другого человека и самого себя в процессе общения и установление взаимопонимания и взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции:

  1. Идентификация – представление себя другим.
  2. Эмпатия – сопереживание.
  3. Рефлексия – осознание человеком, того, как он воспринимается партнёром человека.

Ошибки восприятия

  1. Эффект ореола
  2. Эффект первичности
  3. Эффект новизны

Аттракция – особый вид социально-психологической установки на другого человека, который содержит в себе какой-то эмоциональный компонент.

Барьеры общения

Барьеры общения – психологические факторы, которые приводят к искажению информации или блокировки информации.

  1. Фонетический барьер – непонимание некоторых звуков, отдельных слов, отдельных фраз, невнятная или быстрая речь. (Дипломат Талерант)
  2. Семантический – нарушение стиля, несоответствие формы и содержания.

Приемы структурирования информации:

  1. Правило рамки
  2. Правило цепи

  1. Логический барьер – неприятие одним участником общения логики и аргументов другого.

  1. Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53902. Кути. Вимірювання кутів 42.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про зміст основних понять теми вивчених на попередньому уроці; продовжувати формувати навички учнів оперувати вивченими в темі поняттями для обґрунтування дій під час розвязування типових задач; використовуючи прийом аналогії та знання і вміння вироблені під час вивчення теми Відрізки сформувати вміння розвязувати типові задачі на застосування аксіом вимірювання та відкладання кутів; відпрацювати навички побудови кутів та їх вимірювання із використанням приладів. Наочність і...
53903. Сума кутів трикутника 46.5 KB
  Мета: сформулювати та довести теорему про суму кутів трикутника ознайомити учнів з поняттям зовнішнього кута трикутника розвивати навички практичної діяльності з геометричними інструментами відпрацьовувати вміння логічно мислити робити висновки. Побудувати трикутник за даними кутами 1 ряд 2 ряд 3 ряд  А = 38 0...
53904. Суміжні і вертикальні кути 322 KB
  Замислюйся міркуй питання занотуй. Познач кути між кольоровими променями і променями АВ і АС. Чи є на цьому малюнку кути що утворюють розгорнутий кут Побудуй на око: а кут який має градусну міру більше 00 але менше 900; б кут рівний 900; в кут більший 900 але менший за 1800.
53905. Суміжні кути 82 KB
  Мета: засвоїти означення суміжних кутів; вивчити формулювання та доведення теореми про суму суміжних кутів а також наслідки із цієї теореми; розвивати увагу логічне мислення просторову уяву; виховувати охайність працьовитість. Обладнання: Моделі кутів карткизавдання. І так ви відгадали що країна в яку ми повинні вирушити складається з кутів. Наше завдання: 1 відшукати там невідомий для нас вид кутів; 2 довести що сума цих кутів дорівнює 180; 3 встановити наслідки цього доведення.
53906. Квадратні корені 548.5 KB
  Після уроку учні зможуть: застосовувати теоретичний матеріал про квадратні корені до вирішення вправ; навчитися усвідомленому застосуванню вивченого матеріалу під час вирішення завдань; набути навичок роботи в малих групах; набути навичок логічних міркувань; формування мотивації здорового способу життя Використані технології: інтерактивні технології: Мікрофон Робота в малих групах. Робота в малих групах. Учні об'єднуються в групи по 4 особи 1 і 2 3 і 4 парти згадують правила роботи в групах...
53907. Розвязування квадратичних нерівностей методом інтервалів 57 KB
  Мета: ознайомити учнів з розвязанням квадратичних нерівностей методом інтервалів; формування уміння розвязувати квадратичні нерівності методом інтервалів. Виховувати охайність під час виконання малюнка.
53908. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 208 KB
  Какое уравнение называют квадратным уравнение вида ах2bxc=0 где х переменная а bс числа причем а≠0 числа а bс называются коэффициентами квадратного уравнения; а первый коэффициент b второй коэффициент с свободный член Например: 2х24х8=0 Какое квадратное уравнение называется приведенным Приведенным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение в котором первый коэффициент равен 1 т. а=1 Например: х23х10=0 Какое квадратное уравнение называется неполным Неполным квадратным уравнением...
53909. Квадратні рівняння 207 KB
  Мета уроку: формувати уміння розвязувати квадратні рівняння. Квадратні рівняння простіших видів вавилонської математики вміли розвязувати ще 4 тис. Згодом розвязували їх також: в Китаї і Греції. Він показав як розвязувати при додатних а і bрівняння видів .
53910. Розвязування квадратних рівнянь 181 KB
  Тема: Розвязування квадратних рівнянь. Мета: Узагальнити способи розвязування квадратних рівнянь формувати вміння і навики досліджувати і розвязувати квадратні рівняння розвивати пізнавальний інтерес цікавість увагу память. Сьогодні предметом дослідження на уроці буде тема Розвязування квадратних рівнянь і застосування різних способівâ. Чому стільки часу відводиться для вивчення цієї теми Тому що багато задач економіки фізики зводяться до розвязування квадратних рівнянь.