7875

Понятие и виды общения. Барьеры общения

Лекция

Психология и эзотерика

Психология общения Понятие и виды общения Барьеры общения Понятие и виды общения Общение - процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров...

Русский

2014-10-01

21.2 KB

16 чел.

Психология общения

  1. Понятие и виды общения
  2. Барьеры общения

Понятие и виды общения

Общение – процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения.

По содержанию выделяют:

  1. Деловое общение – часть продуктивной деятельности, которая служит для повышения качества этой деятельности.
  2. Личностное общение – связанно с психологическими проблемами внутреннего характера, с интересами и потребностями, которые затрагивают личность.

По форме выделяют:

  1. Вербальное общение – есть только у человека, речь.
  2. Не вербальное общение – мимика, жесты, пантомимика, телесные контакты.

В психологии выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.
  2. Интерактивная сторона – взаимодействие, взаимовлияние.
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие друг друга партнерами по общению.

Коммуникатор – инициатор общения.

Реципиент – принимающий партнер по общению.

Коммуникация предполагает, что люди не только обмениваются информацией, но и формируют в процессе общения новые представления, идеи. В зависимости от степени готовности к общению выделяют: открытую, закрытую и одностороннюю коммуникацию.

Коммуникативные способности – умения и навыки общения с людьми, которые стали органической частью личности.

Причины неэффективной коммуникации:

  1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно лиц или определенных ситуаций.
  2. Пренебрежение фактами – привычка делать вывод без достаточного количества фактов.
  3. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит своим собственным взглядам.
  4. Плохие отношения между людьми.
  5. Отсутствия внимания и  интереса собеседников.
  6. Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения.
  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения – придание особой роли словам и не учет других компонентов общения.

Слова составляют 7% общения, звуки и интонации 38%, не речевое взаимодействие 55%.

Компоненты речевого общения

  1. Значение и смысл слов и фраз.
  2. Речевые и звуковые явления – высота голоса, тональность ,темп речи.
  3. Выразительные качества голоса – хмыканье, эканье и так далее

К невербальным средствам относятся:

  1. Кинесика – изучает внешние проявления чувств и эмоций (мимику, жесты, пантомимику)
  2. Такесика – изучает прикосновения к ситуации общения (рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, объятия).
  3. Праксимика – расположение людей в пространстве при общении.
  4. Визуальное общение

Мимика – движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Больше всего информации несут глаза, брови, губы.

Жесты при общении тоже несут много информации и дополняют общение движениями рук и другими телодвижениями.

Оценивая жестикуляцию необходимо помнить о культурных различиях людей (болгары – да и нет).

Пантомимика – моторика всего тела, поза, осанка, походка.

Зоны межличностного общения (пространства):

  1. Интимная зона – 0-45 см зона близких, знакомых людей, детей и родственников (доверительность, негромкое общение).
  2. Персональная зона – 50-120 см зона друзей, коллег по работе. Предполагается визуальный и голосовой контакт.
  3. Социальная зона – 1.20-4 м зона для общения с группой людей, для деловых переговоров, официальных встреч.
  4. Публичная зона – длиннее 4 м для общения с большим количеством людей. Конференции, митинги.

При визуальном общении используется специфическая знаковая система, которая называется контакт глаз. Взгляд может быть деловым (в район лба), светский взгляд (направлен на треугольник образованный глазами и губами), интимный взгляд (проходит через линию глаз и опускается до района шеи). Движение глаз является показателем модальности человека. Усвоенная техника взгляда остаётся у человека на всю жизнь.

Интерактивная сторона общения – связанна с выработкой стратегии, тактики, техники взаимодействия людей, организации совместной деятельности и достижения взаимопонимания.

Виды взаимодействия:

  1. Позитивная – кооперация, приспособление, согласие.
  2. Негативная – конкуренция, конфликт, оппозиция.

Приемы позволяющие добиваться эффективности общения

  1. Установление обратной связи
  2. Установления контакта (рукопожатие)
  3. Прием поддержания контакта (улыбка, комплименты)
  4. Активизация партнера по общению (диалог)
  5. Приемы завершения контакта (способы создания благоприятного впечатления)

Перцептивная сторона общения

Перцепция – восприятие и понимание другого человека и самого себя в процессе общения и установление взаимопонимания и взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции:

  1. Идентификация – представление себя другим.
  2. Эмпатия – сопереживание.
  3. Рефлексия – осознание человеком, того, как он воспринимается партнёром человека.

Ошибки восприятия

  1. Эффект ореола
  2. Эффект первичности
  3. Эффект новизны

Аттракция – особый вид социально-психологической установки на другого человека, который содержит в себе какой-то эмоциональный компонент.

Барьеры общения

Барьеры общения – психологические факторы, которые приводят к искажению информации или блокировки информации.

  1. Фонетический барьер – непонимание некоторых звуков, отдельных слов, отдельных фраз, невнятная или быстрая речь. (Дипломат Талерант)
  2. Семантический – нарушение стиля, несоответствие формы и содержания.

Приемы структурирования информации:

  1. Правило рамки
  2. Правило цепи

  1. Логический барьер – неприятие одним участником общения логики и аргументов другого.

  1. Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43731. Экономические отношения в рамках международных организаций 291 KB
  На современном этапе развития эта работа является первой по тематике международно-правовых аспектов экономических отношений России и Китая. Таким образом, научную разработанность данной темы нельзя признать достаточной – она требует глубокого анализа
43732. Экономический анализ проведенных проектных работ и их внедрение в условиях предприятия ООО «Агрохмель» 12.55 MB
  Климат хозяйства характеризуется умеренно-прохладным. Солнечных дней в году около 110. Среднегодовая температура воздуха положительная и равна +2,2 градуса Среднегодовое количество осадков 427 мм, а во время вегетационного периода 300-390мм. Почвы в среднем промерзают на 63 см.
43733. Оптимізація виробництва деталі маточина переднього колеса 399.47 KB
  Опис призначення й умов роботи деталі. Хімічний склад механічні властивості матеріалу деталі. Аналіз технологічності деталі. Проектування маршрутного технологічного процесу виготовлення деталі.
43735. Создании базы данных для построения крепёжных деталей 3.34 MB
  Исходное информационное обеспечение. Обеспечить пользователя необходимой информацией о крепёжных деталях. Решение: Использование формы в которых будет содержаться необходимая информация о крепежных элементах. Создать программу которая позволила бы обрабатывать сортировать и изменять информацию о крепёжных элементах.
43736. Реализация базы данных центра занятости 587.17 KB
  С чисто практической точки зрения базы данных позволяют избавиться от большого количества бумажных документов и значительно ускорить поиск и внесение информации. Цель данного курсового проекта реализация базы данных центра занятости. Для выполнения работ в базе данных необходима авторизация с помощью пары...
43737. Система управління складським обліком продовольчих товарів 24.23 MB
  Завдяки використанню топології складських приміщень, система наочно відображає завантаженість товаром осередків та стелажів Грамотна організація роботи підприємств складського комплексу веде до підвищення продуктивності праці, скорочує витрати робочого часу на виконання складських операцій і дозволяє ефективно використовувати складські приміщення. Все це сприяє підвищенню економічної ефективності підприємства.
43738. Обґрунтування роздільної технології збирання льону-довгунця з використанням льонопідбирача-молотарки ПМЛ-1 в Інституті луб’яних культур 1.64 MB
  Первинна очистка насіння здійснюеться на чотирьох машинах ОВС-25, великі партії насіння до посівних кондицій доробляються на двох лініях, одна з яких змонтована з послідовно підключених Петкусі-Гігантів, друга являе з себе комплекс КЗС-40, переобладнаний зерноочисними машинами фірми “Петкус”. Доробка машин малих парків насіння здійснюется на чотирьох Петкус-Суперах і одному Петкус-Гіганті.
43739. Исследование торговой деятельности малых предприятий розничной торговли продовольственными товарами магазина ООО «Эклар» 329.68 KB
  Организация малого предпринимательства в сфере торговли Понятие малого предпринимательства и этапы его развития Формы государственной поддержки малого предпринимательства Организация торговой деятельности малого предприятия в розничной торговле на примере ООО Эклар.