7876

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Лекция

Психология и эзотерика

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе Конфликты и их разрешение Конфликт - сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различны...

Русский

2013-01-29

42.4 KB

8 чел.

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Конфликты и их разрешение

Конфликт – сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различных людей или одного человека.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

На людей разрушительно действуют не сами конфликты, а их последствия:

  1. Враждебность
  2. Отчуждение
  3. Страхи и так далее

Выделяют два вида конфликтов:

  1. Конструктивные конфликты – противоречия, которые стимулируют развитие социальной группы и личности.
  2. Деструктивные конфликты – тормозят развитие социальной группы или разрушают ее.

По локализации конфликтов выделяют пять типов:

  1. Внутриличностный – столкновении в сознании личности каких-то противоположных интересов и потребностей.
  2. Межличностный конфликт – столкновение нескольких людей.
  3. Конфликт между личностью и группой – возникают, когда происходит отступление отдельной личностью от общепринятых норм.
  4. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов групп.
  5. Социальный конфликт – нации, классы, государства. Последствия: войны, борьба за власть.

Конфликтологи выделяют типы конфликтных личностей:

  1. Демонстративные личности – стремление быть в центре внимания, всегда на виду, пользоваться успехом.
  2. Регидные личности – не гибкие, не пластичные люди с завышенной самооценкой.
  3. Неуправляемые личности – импульсивные, непредсказуемые люди у которых отсутствует самоконтроль.
  4. Сверхточные личности – добросовестные работники, очень дотошные.
  5. Рационалисты – люди готовые к конфликту в любой момент, если есть возможность достичь своих личных целей.
  6. Безвольные личности – отсутствует собственные убеждения, но при этом они становятся оружием в руках других людей.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Конфликты вызванные трудовыми процессами
  2. Конфликты вызванные психологическими особенностями межличностных взаимоотношений
  3. Личностное своеобразие партнеров

Американские конфликтологи Кеннед Томас, Ральф Килмани описали различные стили конфликтного поведения.

Сетка Томаса-Килмани

Выбор формы поведения участниками конфликта зависит от особенностей ситуации, от поведения партнеров, от индивидуально-психологических особенностей. Надо помнить, что если мы не сбрасываем агрессию (не выпускаем пар), то это приводит к отрицательным последствиям для здоровья, мешает жить и работать (гипертония, мигрень, язвы желудка).

Три основных способа снятия агрессии:

  1. Пассивный способ – поплакать, пожаловаться, терапевтический эффект заключается в том, что слезы снимают внутреннее напряжение.
  2. Активный способ – основан на физической активности, адреналин сгорает во время физической работы. Особенно эффективны подвижные виды спорта. Например в Японии есть манекен начальника, который можно побить. Либо специальные тарелки для разбития.
  3. Логический способ

Межличностные отношения в группе и коллективе

Малая группа – контактная общность людей до сорока человек, которая связана единством жизни и деятельности по месту и времени (Сластелин и Кошилин)

Коллектив – организованная группа, члены которой объедены общими целями, задачами и ценностями, которые важны для всей группы и для каждого отдельного человека (Петровский).

Основные признаки коллектива

  1. Общественно-полезная цель деятельности
  2. Контактность
  3. Наличие организации и единого руководства
  4. Определенный уровень развития коллективной психологии.

Пример: творческий коллектив, группа.

Американский психолог Мэйо разделил малые группы на формальные и не формальные.

Формальные – четко определенны роли, нормы поведения.

Не формальные – нет четко заданной системы взаимоотношений.

Психологи выделают три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы
  2. Лидер – менее авторитетный, чем вожак, влияет на часть группы
  3. Ситуативный лидер

Три типа руководства (Левин):

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Нейтральный (анархический)

Демократический стиль управления является комфортным для подчиненных.

В некоторых ситуациях необходим авторитарный тип руководства (кризисные периоды, становление молодого коллектива).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52797. Любов’ю збережемо здоров’я нації 37.5 KB
  Але набагато страшнішим є те що люди не лише ламають свою вагу а й втручаються в роботу дитячих ваг ламаючи їх в присутності дітей зважують своєю зламаною вагою вчинки інших нав’язуючи свої помилкові твердження словом грають на струнах дитячих душ. Ми вчителі дуже раділи коли за такий короткий час підготували дітей до виступу. Та як ми були здивовані спостерігаючи за реакцією батьків на виступ дітей. А ця неприязнь до чужих дітей передається власним діткам.
52798. Древнейшие государства Двуречья 95 KB
  Ожидаемые результаты: После этого урока учащиеся смогут: характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья; называть племена которые населяли Двуречье в древности первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата; определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек на примерах изучаемой страны; продолжать работу с атласом и контурной картой – показывать на настенной демонстрируемой карте и в атласе территорию Двуречья отмечать ее на контурной карте; применять и объяснять понятия и...
52799. СЦЕНАРІЙ ЛІТЕРАТУРНО-МИСТЕЦЬКОГО ЗАХОДУ «ДЖЕРЕЛО ТВОРЧОСТІ» 176.5 KB
  Якою джерельною чистою мовою говориш ти сьогодні. 1ша ведуча Звичайно джерельною А ти взагалі бачив джерельце Ти бачив те маленьке диво чудо природи Як воно ніжне але таке сильне виплескує на землю воду потім утворює струмок напуває річку несе воду до моря А море живить океан – океан життя океан творчості 2й ведучий Твоя розповідь нагадала мені як у нашому житті з’являється творча особистість як проходить її становлення як вона самореалізується. 2й ведучий Ласкаво просимо з нами побувати у мандрівці Разом з...
52800. Сценарій свята Останнього дзвоника 96 KB
  Ведучий 1: Увага Увага Увага Учень: День сьогодні такий незвичний Сонце встало умите в росі Скликав в школу нас дзвоник останній І зібрались на свято усі. Ведучий 2: Але стривайте Яке ж свято без випускників початкової школи Тож давайте запросимо їх на урочисту лінійку Ведучий 1: Злинь же музико в небо гучніше В добру пору лунай в добрий час Вище голови Йдіть веселіше Бо усі вже чекають на вас Звучить музика. Ведучий 2: Свято...
52802. Свято Першого дзвоника 51 KB
  Ведучий Знову свята радісні хвилини Безліч вересневих привітань. Ведучий Заходьте дружно та сміливо Маленькі школярі до нас. Ведучий Увага Зустрічайте 1 клас. Ведуча Нехай на нас чекають добрі зміни У наших свят традиція одна: Хай майорить над нами прапор України Стояти струнко Гімн держави пролуна Ведучий Школо До слухання Державного Гімну України стояти струнко.
52805. EASTER 85.5 KB
  Jesus Christ, the Son of God, was resurrected (воскрес) and the Cross is a very important symbol. The egg is a symbol of a new life. Easter eggs are mostly red and are very beautiful. People decorate eggs in many ways.