7876

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Лекция

Психология и эзотерика

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе Конфликты и их разрешение Конфликт - сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различны...

Русский

2013-01-29

42.4 KB

11 чел.

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Конфликты и их разрешение

Конфликт – сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различных людей или одного человека.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

На людей разрушительно действуют не сами конфликты, а их последствия:

  1. Враждебность
  2. Отчуждение
  3. Страхи и так далее

Выделяют два вида конфликтов:

  1. Конструктивные конфликты – противоречия, которые стимулируют развитие социальной группы и личности.
  2. Деструктивные конфликты – тормозят развитие социальной группы или разрушают ее.

По локализации конфликтов выделяют пять типов:

  1. Внутриличностный – столкновении в сознании личности каких-то противоположных интересов и потребностей.
  2. Межличностный конфликт – столкновение нескольких людей.
  3. Конфликт между личностью и группой – возникают, когда происходит отступление отдельной личностью от общепринятых норм.
  4. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов групп.
  5. Социальный конфликт – нации, классы, государства. Последствия: войны, борьба за власть.

Конфликтологи выделяют типы конфликтных личностей:

  1. Демонстративные личности – стремление быть в центре внимания, всегда на виду, пользоваться успехом.
  2. Регидные личности – не гибкие, не пластичные люди с завышенной самооценкой.
  3. Неуправляемые личности – импульсивные, непредсказуемые люди у которых отсутствует самоконтроль.
  4. Сверхточные личности – добросовестные работники, очень дотошные.
  5. Рационалисты – люди готовые к конфликту в любой момент, если есть возможность достичь своих личных целей.
  6. Безвольные личности – отсутствует собственные убеждения, но при этом они становятся оружием в руках других людей.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Конфликты вызванные трудовыми процессами
  2. Конфликты вызванные психологическими особенностями межличностных взаимоотношений
  3. Личностное своеобразие партнеров

Американские конфликтологи Кеннед Томас, Ральф Килмани описали различные стили конфликтного поведения.

Сетка Томаса-Килмани

Выбор формы поведения участниками конфликта зависит от особенностей ситуации, от поведения партнеров, от индивидуально-психологических особенностей. Надо помнить, что если мы не сбрасываем агрессию (не выпускаем пар), то это приводит к отрицательным последствиям для здоровья, мешает жить и работать (гипертония, мигрень, язвы желудка).

Три основных способа снятия агрессии:

  1. Пассивный способ – поплакать, пожаловаться, терапевтический эффект заключается в том, что слезы снимают внутреннее напряжение.
  2. Активный способ – основан на физической активности, адреналин сгорает во время физической работы. Особенно эффективны подвижные виды спорта. Например в Японии есть манекен начальника, который можно побить. Либо специальные тарелки для разбития.
  3. Логический способ

Межличностные отношения в группе и коллективе

Малая группа – контактная общность людей до сорока человек, которая связана единством жизни и деятельности по месту и времени (Сластелин и Кошилин)

Коллектив – организованная группа, члены которой объедены общими целями, задачами и ценностями, которые важны для всей группы и для каждого отдельного человека (Петровский).

Основные признаки коллектива

  1. Общественно-полезная цель деятельности
  2. Контактность
  3. Наличие организации и единого руководства
  4. Определенный уровень развития коллективной психологии.

Пример: творческий коллектив, группа.

Американский психолог Мэйо разделил малые группы на формальные и не формальные.

Формальные – четко определенны роли, нормы поведения.

Не формальные – нет четко заданной системы взаимоотношений.

Психологи выделают три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы
  2. Лидер – менее авторитетный, чем вожак, влияет на часть группы
  3. Ситуативный лидер

Три типа руководства (Левин):

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Нейтральный (анархический)

Демократический стиль управления является комфортным для подчиненных.

В некоторых ситуациях необходим авторитарный тип руководства (кризисные периоды, становление молодого коллектива).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7283. Колективні договори й угоди 125.5 KB
  Лекція 5. Колективні договори й угоди § 1. Поняття колективного договору В усіх країнах колективний договір традиційно розглядається як бажаний засіб фіксації заробітної плати та інших умов найму, регулювання відносин між підприємцями і працівниками...
7284. Діловий протокол. Зовнішній вигляд ділової жінки, чоловіка 71.5 KB
  Тема: Діловий протокол План Візитні картки: типи, ціль, місце використання. Ділові подарунки: значення, вибір, оформлення. Зовнішній вигляд ділової жінки, чоловіка. Візитні картки стали незамінним засобом ділового спілкування. Їх п...
7285. Попит, пропозиція, їх взаємовідносини 122.5 KB
  Попит, пропозиція, їх взаємовідносини План: Попит, його види, закон попиту, детермінанти попиту. Еластичність попиту. Види еластичності. Пропозиція, її види, закон пропозиції, детермінанти пропозиції. Еластичність п...
7286. Студентське самоврядування як невідємна складова демократизації вищої школи 118 KB
  Структура і організація роботи органів студентського самоврядування вищого навчального закладу. На сьогоднішній день права і обовязки студентів вищих навчальних закладів України закріплюються в таких основних нормативно-правових актах.
7287. Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ 136.5 KB
  Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ План лекції 1. Діяльність органів внутрішніх справ щодо захисту прав і свобод людини. 2. Функції ы завдання органів внутрішніх справ при забезпеченні прав і свобод люди...
7288. Тісто прісне здобне і вироби з нього 51.5 KB
  Тісто прісне здобне і вироби з нього. Тісто прісне здобне і вироби з нього (рецептура, режим замішування). Пиріжки печені з різноманітними фаршами, технологія їх приготування. Тарталетки, технологія приготування...
7289. Комунікативна діяльність людини 84.5 KB
  Комунікативна діяльність людини Мовне спілкування в еволюції людини. Відмінності комунікації людей і тварин. Гіпотези про походження мови. І. Мовне спілкування в еволюції людини. Чарльз Дарвін назвав людину дивом і славою сві...
7290. Точка в системі трьох площин проектування 402 KB
  Точка в системі трьох площин проектування При виконанні комплексних креслень у ряді випадків буває недостатньо зображень на двох площинах проекцій, тому доводиться будувати третю проекцію. Введемо в систему П1П2 ще одну перпендикулярну площину - про...
7291. Відносини власності в економічному житті суспільства 130.96 KB
  Тема 5. Відносини власності в економічному житті суспільства Власність як економічна та юридична категорія. Її сутність, форми місце в економічній cистемі. Права власності. Еволюція форм власності. Сучасні форми приватної власності. Суспільна власні...