7876

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Лекция

Психология и эзотерика

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе Конфликты и их разрешение Конфликт - сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различны...

Русский

2013-01-29

42.4 KB

10 чел.

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Конфликты и их разрешение

Конфликт – сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различных людей или одного человека.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

На людей разрушительно действуют не сами конфликты, а их последствия:

  1. Враждебность
  2. Отчуждение
  3. Страхи и так далее

Выделяют два вида конфликтов:

  1. Конструктивные конфликты – противоречия, которые стимулируют развитие социальной группы и личности.
  2. Деструктивные конфликты – тормозят развитие социальной группы или разрушают ее.

По локализации конфликтов выделяют пять типов:

  1. Внутриличностный – столкновении в сознании личности каких-то противоположных интересов и потребностей.
  2. Межличностный конфликт – столкновение нескольких людей.
  3. Конфликт между личностью и группой – возникают, когда происходит отступление отдельной личностью от общепринятых норм.
  4. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов групп.
  5. Социальный конфликт – нации, классы, государства. Последствия: войны, борьба за власть.

Конфликтологи выделяют типы конфликтных личностей:

  1. Демонстративные личности – стремление быть в центре внимания, всегда на виду, пользоваться успехом.
  2. Регидные личности – не гибкие, не пластичные люди с завышенной самооценкой.
  3. Неуправляемые личности – импульсивные, непредсказуемые люди у которых отсутствует самоконтроль.
  4. Сверхточные личности – добросовестные работники, очень дотошные.
  5. Рационалисты – люди готовые к конфликту в любой момент, если есть возможность достичь своих личных целей.
  6. Безвольные личности – отсутствует собственные убеждения, но при этом они становятся оружием в руках других людей.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Конфликты вызванные трудовыми процессами
  2. Конфликты вызванные психологическими особенностями межличностных взаимоотношений
  3. Личностное своеобразие партнеров

Американские конфликтологи Кеннед Томас, Ральф Килмани описали различные стили конфликтного поведения.

Сетка Томаса-Килмани

Выбор формы поведения участниками конфликта зависит от особенностей ситуации, от поведения партнеров, от индивидуально-психологических особенностей. Надо помнить, что если мы не сбрасываем агрессию (не выпускаем пар), то это приводит к отрицательным последствиям для здоровья, мешает жить и работать (гипертония, мигрень, язвы желудка).

Три основных способа снятия агрессии:

  1. Пассивный способ – поплакать, пожаловаться, терапевтический эффект заключается в том, что слезы снимают внутреннее напряжение.
  2. Активный способ – основан на физической активности, адреналин сгорает во время физической работы. Особенно эффективны подвижные виды спорта. Например в Японии есть манекен начальника, который можно побить. Либо специальные тарелки для разбития.
  3. Логический способ

Межличностные отношения в группе и коллективе

Малая группа – контактная общность людей до сорока человек, которая связана единством жизни и деятельности по месту и времени (Сластелин и Кошилин)

Коллектив – организованная группа, члены которой объедены общими целями, задачами и ценностями, которые важны для всей группы и для каждого отдельного человека (Петровский).

Основные признаки коллектива

  1. Общественно-полезная цель деятельности
  2. Контактность
  3. Наличие организации и единого руководства
  4. Определенный уровень развития коллективной психологии.

Пример: творческий коллектив, группа.

Американский психолог Мэйо разделил малые группы на формальные и не формальные.

Формальные – четко определенны роли, нормы поведения.

Не формальные – нет четко заданной системы взаимоотношений.

Психологи выделают три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы
  2. Лидер – менее авторитетный, чем вожак, влияет на часть группы
  3. Ситуативный лидер

Три типа руководства (Левин):

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Нейтральный (анархический)

Демократический стиль управления является комфортным для подчиненных.

В некоторых ситуациях необходим авторитарный тип руководства (кризисные периоды, становление молодого коллектива).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9816. Руководство по разработке, контролю и пересмотру программы управления рисками 26.5 KB
  Руководство по разработке, контролю и пересмотру программы управления рисками Для того чтобы принять обоснованные решения по управлению рисками, менеджер по управлению рисками должен иметь необходимую для принятия решения информацию, которая для пов...
9817. Информация по особенностям системы управления риском 26.5 KB
  Информация по особенностям системы управления риском Особенности системы управления риском реализуются в конкретных мероприятиях, большая часть которых фиксируется в программе управления рисками. Поэтому Руководство по разработке, контролю и пересмо...
9818. Информация по процедурам управления рисками и пороговым значения параметров, используемых при выборе процедур 90 KB
  Информация по процедурам управления рисками и пороговым значения параметров, используемых при выборе процедур Общая стратегия развития и управления фирмы, а также выбранный вариант управления рисками на уровне фирмы определяют возможные процедуры уп...
9819. Информация по рискам 27.5 KB
  Информация по рискам. В этом блоке Руководства по разработке, контролю и пересмотру ПУР может быть представлена самая разнообразная информация по рискам, являющаяся результатом процесса идентификации и анализа рисков. Прежде всего, к общей информаци...
9820. Информация по убыткам фирмы 31 KB
  Информация по убыткам фирмы. Убытки являются важным аспектом анализа рисков, так как ущерб представляет собой важную характеристику негативных последствий реализации соответствующих рисков. В данном разделе Руководства должна содержаться самая общая...
9821. Информация о методах управления рисками на уровне фирмы 34.5 KB
  Информация о методах управления рисками на уровне фирмы. В дополнение к информации по процедурам управления рисками, рассмотренным выше, на основе анализа особенностей рисков, с которыми сталкивается фирма, и величины ущерба, обусловленного этими ри...
9822. Информация по методам оценки финансовых возможностей фирмы 33 KB
  Информация по методам оценки финансовых возможностей фирмы Как отмечалось выше, на выбор стратегии, процедур управления рисками и пороговых значений параметров рисков, кроме общей стратегии управления и развития фирмы, существенное влияние оказывают...
9823. Информация по методам оценки эффективности использования методов управления рисками 35.5 KB
  Информация по методам оценки эффективности использования методов управления рисками Применение любого конкретного метода управления рисками можно считать экономически целесообразным, если его использование связано с экономическим эффектом, т.е. если...
9824. Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками 57.5 KB
  Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками. Эффективность программы управления может быть оценена различными способами. В Руководстве могут быть представлены некоторые из них. Рассмотрим два основных подхода. Первый спос...