7876

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Лекция

Психология и эзотерика

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе Конфликты и их разрешение Конфликт - сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различны...

Русский

2013-01-29

42.4 KB

8 чел.

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Конфликты и их разрешение

Конфликт – сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различных людей или одного человека.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

На людей разрушительно действуют не сами конфликты, а их последствия:

  1. Враждебность
  2. Отчуждение
  3. Страхи и так далее

Выделяют два вида конфликтов:

  1. Конструктивные конфликты – противоречия, которые стимулируют развитие социальной группы и личности.
  2. Деструктивные конфликты – тормозят развитие социальной группы или разрушают ее.

По локализации конфликтов выделяют пять типов:

  1. Внутриличностный – столкновении в сознании личности каких-то противоположных интересов и потребностей.
  2. Межличностный конфликт – столкновение нескольких людей.
  3. Конфликт между личностью и группой – возникают, когда происходит отступление отдельной личностью от общепринятых норм.
  4. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов групп.
  5. Социальный конфликт – нации, классы, государства. Последствия: войны, борьба за власть.

Конфликтологи выделяют типы конфликтных личностей:

  1. Демонстративные личности – стремление быть в центре внимания, всегда на виду, пользоваться успехом.
  2. Регидные личности – не гибкие, не пластичные люди с завышенной самооценкой.
  3. Неуправляемые личности – импульсивные, непредсказуемые люди у которых отсутствует самоконтроль.
  4. Сверхточные личности – добросовестные работники, очень дотошные.
  5. Рационалисты – люди готовые к конфликту в любой момент, если есть возможность достичь своих личных целей.
  6. Безвольные личности – отсутствует собственные убеждения, но при этом они становятся оружием в руках других людей.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Конфликты вызванные трудовыми процессами
  2. Конфликты вызванные психологическими особенностями межличностных взаимоотношений
  3. Личностное своеобразие партнеров

Американские конфликтологи Кеннед Томас, Ральф Килмани описали различные стили конфликтного поведения.

Сетка Томаса-Килмани

Выбор формы поведения участниками конфликта зависит от особенностей ситуации, от поведения партнеров, от индивидуально-психологических особенностей. Надо помнить, что если мы не сбрасываем агрессию (не выпускаем пар), то это приводит к отрицательным последствиям для здоровья, мешает жить и работать (гипертония, мигрень, язвы желудка).

Три основных способа снятия агрессии:

  1. Пассивный способ – поплакать, пожаловаться, терапевтический эффект заключается в том, что слезы снимают внутреннее напряжение.
  2. Активный способ – основан на физической активности, адреналин сгорает во время физической работы. Особенно эффективны подвижные виды спорта. Например в Японии есть манекен начальника, который можно побить. Либо специальные тарелки для разбития.
  3. Логический способ

Межличностные отношения в группе и коллективе

Малая группа – контактная общность людей до сорока человек, которая связана единством жизни и деятельности по месту и времени (Сластелин и Кошилин)

Коллектив – организованная группа, члены которой объедены общими целями, задачами и ценностями, которые важны для всей группы и для каждого отдельного человека (Петровский).

Основные признаки коллектива

  1. Общественно-полезная цель деятельности
  2. Контактность
  3. Наличие организации и единого руководства
  4. Определенный уровень развития коллективной психологии.

Пример: творческий коллектив, группа.

Американский психолог Мэйо разделил малые группы на формальные и не формальные.

Формальные – четко определенны роли, нормы поведения.

Не формальные – нет четко заданной системы взаимоотношений.

Психологи выделают три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы
  2. Лидер – менее авторитетный, чем вожак, влияет на часть группы
  3. Ситуативный лидер

Три типа руководства (Левин):

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Нейтральный (анархический)

Демократический стиль управления является комфортным для подчиненных.

В некоторых ситуациях необходим авторитарный тип руководства (кризисные периоды, становление молодого коллектива).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11298. Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа 238.5 KB
  Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лабораторному практикуму и рейтинговому контролю Исследование цепей постоянного тока с помощью пра...
11299. Работа источника тока в замкнутой цепи 226 KB
  Работа источника тока в замкнутой цепи Указания содержат краткое описание работы источника тока в замкнутой цепи и методику определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальнос
11300. Измерение сопротивлений резисторов 331 KB
  Измерение сопротивлений резисторов Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения сопротивлений резисторов методом моста Уинстона. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения ...
11301. СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ 112.5 KB
  Лекція 5 СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ Програмна анотація Вимоги до опалення вентиляції та кондиціонування повітря виробничих навчальних та побутових приміщень Види освітлення. Природне освітлення. Штучне освітлення: робоче та аварійне. ...
11302. ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ 88.5 KB
  Лекція 7 ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ Програмна анотація Основні терміни та визначення Перелік робіт з підвищеною небезпекою для виконання яких потрібне попереднє спеціальне навчання і щорічна перевірка знань працівників з питань охорони праці Зони не...
11303. ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОТИПОЖЕЖНОГО ЗАХИСТУ, ПРОТИПОЖЕЖНА ПРОФІЛАКТИКА 159.5 KB
  Лекція 8 ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОТИПОЖЕЖНОГО ЗАХИСТУ протиПОЖЕЖна ПРОФІЛАКТИКА Програмна анотація Пожежі та причини їх виникнення Організація протипожежного захисту на виробництві Засоби пожежогасіння Пожежний зв’язок та сигналізація Пожежі та прич...
11304. ОСНОВИ ЕЛЕКТРОБЕЗПЕКИ 521 KB
  Лекція 9 ОСНОВИ ЕЛЕКТРОБЕЗПЕКИ Програмна анотація Основні причини нещасних випадків Електричні травми їх види. Фактори що впливають на ступінь ураження людини електрострумом Колективні та індивідуальні засоби захисту в електроустановках Аналіз...
11305. ШКІДЛИВІ ВИРОБНИЧІ ФАКТОРИ ТА ЗАСОБИ ЗАХИСТУ ВІД НИХ 106.5 KB
  Лекція 6 ШКІДЛИВІ ВИРОБНИЧІ ФАКТОРИ ТА ЗАСОБИ ЗАХИСТУ ВІД НИХ Програмна анотація Види виробничих факторів Вплив шуму вібрації промислових випромінювань на людину Дія шкідливих речовин Види виробничих факторів Під час роботи на працюючих вплива...
11306. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗАО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ 466.5 KB
  Разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учёта (направления, центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы отчётности, процедуры получения информации...