7876

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Лекция

Психология и эзотерика

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе Конфликты и их разрешение Конфликт - сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различны...

Русский

2013-01-29

42.4 KB

9 чел.

Конфликты и их разрешение. Межличностные отношения в группе и коллективе

Конфликты и их разрешение

Конфликт – сложное социальное, психологическое явление под которым понимается столкновение противоположных взглядов, действий, интересов различных людей или одного человека.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

На людей разрушительно действуют не сами конфликты, а их последствия:

  1. Враждебность
  2. Отчуждение
  3. Страхи и так далее

Выделяют два вида конфликтов:

  1. Конструктивные конфликты – противоречия, которые стимулируют развитие социальной группы и личности.
  2. Деструктивные конфликты – тормозят развитие социальной группы или разрушают ее.

По локализации конфликтов выделяют пять типов:

  1. Внутриличностный – столкновении в сознании личности каких-то противоположных интересов и потребностей.
  2. Межличностный конфликт – столкновение нескольких людей.
  3. Конфликт между личностью и группой – возникают, когда происходит отступление отдельной личностью от общепринятых норм.
  4. Межгрупповой конфликт – столкновение интересов групп.
  5. Социальный конфликт – нации, классы, государства. Последствия: войны, борьба за власть.

Конфликтологи выделяют типы конфликтных личностей:

  1. Демонстративные личности – стремление быть в центре внимания, всегда на виду, пользоваться успехом.
  2. Регидные личности – не гибкие, не пластичные люди с завышенной самооценкой.
  3. Неуправляемые личности – импульсивные, непредсказуемые люди у которых отсутствует самоконтроль.
  4. Сверхточные личности – добросовестные работники, очень дотошные.
  5. Рационалисты – люди готовые к конфликту в любой момент, если есть возможность достичь своих личных целей.
  6. Безвольные личности – отсутствует собственные убеждения, но при этом они становятся оружием в руках других людей.

Причины возникновения конфликтов:

  1. Конфликты вызванные трудовыми процессами
  2. Конфликты вызванные психологическими особенностями межличностных взаимоотношений
  3. Личностное своеобразие партнеров

Американские конфликтологи Кеннед Томас, Ральф Килмани описали различные стили конфликтного поведения.

Сетка Томаса-Килмани

Выбор формы поведения участниками конфликта зависит от особенностей ситуации, от поведения партнеров, от индивидуально-психологических особенностей. Надо помнить, что если мы не сбрасываем агрессию (не выпускаем пар), то это приводит к отрицательным последствиям для здоровья, мешает жить и работать (гипертония, мигрень, язвы желудка).

Три основных способа снятия агрессии:

  1. Пассивный способ – поплакать, пожаловаться, терапевтический эффект заключается в том, что слезы снимают внутреннее напряжение.
  2. Активный способ – основан на физической активности, адреналин сгорает во время физической работы. Особенно эффективны подвижные виды спорта. Например в Японии есть манекен начальника, который можно побить. Либо специальные тарелки для разбития.
  3. Логический способ

Межличностные отношения в группе и коллективе

Малая группа – контактная общность людей до сорока человек, которая связана единством жизни и деятельности по месту и времени (Сластелин и Кошилин)

Коллектив – организованная группа, члены которой объедены общими целями, задачами и ценностями, которые важны для всей группы и для каждого отдельного человека (Петровский).

Основные признаки коллектива

  1. Общественно-полезная цель деятельности
  2. Контактность
  3. Наличие организации и единого руководства
  4. Определенный уровень развития коллективной психологии.

Пример: творческий коллектив, группа.

Американский психолог Мэйо разделил малые группы на формальные и не формальные.

Формальные – четко определенны роли, нормы поведения.

Не формальные – нет четко заданной системы взаимоотношений.

Психологи выделают три типа лидеров:

  1. Вожак – самый авторитетный член группы
  2. Лидер – менее авторитетный, чем вожак, влияет на часть группы
  3. Ситуативный лидер

Три типа руководства (Левин):

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Нейтральный (анархический)

Демократический стиль управления является комфортным для подчиненных.

В некоторых ситуациях необходим авторитарный тип руководства (кризисные периоды, становление молодого коллектива).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17998. НАДЕЖНОСТЬ И ДИАГНОСТИКА 1.25 MB
  Конспект лекций по дисциплине НАДЕЖНОСТЬ И ДИАГНОСТИКА Лекция № 1. Основные понятия К любому техническому объекту в течение всего срока службы предъявляются определенные технические требования зафиксированные в соответствующих документах. Желательно...
17999. Культорология. Лекции 152.5 KB
  Культорология ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. Понятие и сущность культуры. Понятие культура латинского происхождения и использовалось вначале для определения процесса обработки земли. То есть как воздействие человека на природу. Впоследствии этим термином определяло...
18000. Административные избирательные технологии и борьба с ними 1.04 MB
  Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними Книга посвящена анализу использования административного ресурса на российских выборах и мерам борьбы с этим явлением. Основное внимание уделено способам противодействия административным и...
18001. Афера на выборах 757.5 KB
  Смирнов В. М. Афера на выборах Абсолютно за каждой российской избирательной кампанией тянется длинный шлейф подтасовок судебных процессов и скандалов после которых в честность проходящих в России выборов не верят даже дети. О представительности же то есть выра
18002. ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ 3.68 MB
  А. БЕБЕЛЬ ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОДЕРЖАНИЕ От издательства Предисловие Предисловие автора к двадцать пятому изданию Предисловие автора к тридцать четвертому изданию Предисловие автора к пятид
18003. Азбука валютного дилинга 2.27 MB
  Азбука валютного дилинга 1. Введение Если до недавнего времени для советского человека существовал практически единственный вариант использования капитала хранить деньги в сберкассе то сегодня в России становятся все более доступными для широких слоев населения н...
18004. БАНКОВСКАЯ СТАТИСТИКА 764.5 KB
  Е.В. Глухова БАНКОВСКАЯ СТАТИСТИКА Учебное пособие ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины Банковская статистика для студентов специальностей 060400 Финансы и кредит 061700 Статистика 351400 Прикладная информатика в эк...
18005. Банковские автоматизированные системы 334.5 KB
  Автоматизированная банковская система - совокупность средств, выполняющих в банке операции с вкладами, кредитами и платежами. Банковская система характеризуется разнообразием и большими объемами информации. В своей работе она опирается на систему электронных платежей и использование электронных документов
18006. Банковский маркетинг 1.07 MB
  Изучение курса направлено на формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области организации банковского маркетинга, усвоение его принципов в условиях развития рыночных отношений и российской банковской системы.