7877

Все мы разные: толерантность

Конспект урока

Обществознание

Все мы разные: толерантность Цель:познакомить учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности Задачи: Обучающая: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности Развиваю...

Русский

2013-01-29

89 KB

7 чел.

Все мы разные: толерантность

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Задачи:

Обучающая: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

Развивающая: развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудования и материалы:

Оформление доски:

Этапы

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Зоя Олеговна. Я студентка педагогического колледжа. Сегодня классный час проведу у вас я.

2. Основная часть

Упражнение 1. «Толерантная и интолерантная личности»

Упражнене 2. «Сходства и различия.»

Тестирование

Упражнение 3.

«Учимся ценить индивидуальность»

3. Итог урока

 Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. 

Скажите, пожалуйста, почему нужно быть терпимыми? 

Что вы понимаете под словом терпимость? 
(
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным )


Как поступает терпимый человек? 
(Терпимость  –  это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет )

Попробуйте назвать тему нашего занятия, разгадав анаграмму, которую вы видите на слайде.

Верно! Тема нашего занятия «Толерантность»

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному. У некоторых из вас есть карточки. Давайте посмотрим, что значит толерантность:

  •  в испанском языке (оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения);
  •  во французском (отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам);
  •  в английском (готовность быть терпимым, снисходительным);
  •  в китайском (позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным);
  •  в арабском  (прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим).

Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? 

Но есть еще и второй путь – это интолерантность .

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности. На это задание вам дается 3-4 минуты.

(Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.)

Давайте вместе проверим, что у нас получилось. Кто желает зачитать первый столбик? Второй?

Какие выводы мы можем сделать? Как мы видим это абсолютно две противоположности, и мы должны уметь их различать.   

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить о себе, как о толерантной личности.

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.

А теперь запишите посередине своих листочков слово «ЛЮДИ» и разделите листок на 2 половинки. Одну из них подпишите «СХОДСТВА», а вторую «РАЗЛИЧИЯ». И попытайтесь записать эти сходства и различия самостоятельно.

Давайте назовем некоторые из них.

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

А теперь посмотрите на свои листочки. На них изображено солнце, но без лучей. Дорисуйте лучики и напишите на них  только хорошие качества, которые есть у вас.

У всех получилось разное количество лучиков, это говорит о том, что у кого-то больше качеств, у кого-то меньше. Но все мы можем работать над собой и вырабатывать новые положительные качества. Нужно только захотеть.

Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

А теперь чтобы узнать насколько вы толерантны, я предлагаю вам пройти небольшой тест

  

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные.

Сейчас мне бы хотелось, чтоб каждый из вас попробовали изобразить эмблему толерантности. Какой вы себе ее представляете?

Я желаю вам всегда оставаться толерантными. И относиться к людям так ,как бы вы хотели, чтоб они относились к вам. Спасибо вам за работу. До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30578. Розанов о тв-ве, таланте, литературе («Уединенное», «Опавшие листья») 77.5 KB
  Розанов о твве таланте литературе Уединенное Опавшие листья Василий Васильевич Розанов целое явление в русской философии отдельное от всех не принадлежащее ни к какому течению. Розанов выработал собственный стиль а стиль это душа вещей как он писал сам. Розанов интересен еще тем что он не был устоявшимся раз и навсегда мыслителем который всю свою научную карьеру отстаивает какието свои убеждения и мысли или развивает их свои идеи он постоянно обновлял или подвергал критике. Среди работ важных для понимания...
30579. Лосев А. о творчестве 34.5 KB
  Лосев А. Лосев 23. Лосева учителя математики страстного любителя музыки скрипачавиртуоза и Н. Лосевой дочери настоятеля храма Михаила Архангела протоиерея о.
30580. Неосферные трансформации СМИ 34 KB
  Война и мир цивилизаций Лукьянов: все культуры имеют единый генетический код; есть единый культурный архетип. Война: агрессор стремится разрушить перепрограммировать массовое сознание. 3я мировая информация психологическая война. С 3 мая 1946 речь Черчилля в Фултоне Стадии: холодная война до1988 информационнопсихологическая война с 1988 Медиа как военные средства.
30581. Творчество Юрия Роста 27.61 KB
  Творчество Юрия Роста.Юрий Михайлович РОСТ родился в 1939 году в городе Киеве.Юрий Рост очень интересный человек. Работал в Комсомолке Литературке на RENTV Конюшня Роста в Общей газете.
30582. Информационные потоки и их особенности 30.69 KB
  В его рамках объединены и производство и распространение МИП причем во всей сложности того и другого. В отличие от всех этих видов творчества ориентированных на создание определенного типа произведений жка оказывается еще и деятельностью направленной на производство МИП.Что представляет собой структура распространения МИП В ней четко определяются три взаимосвязанных обусловливающих друг друга элемента:1 тиражирование информационных продуктов;2 хранение их;3 доставка получателю.А если в качестве основания для рассмотрения взять...
30583. История журналистской профессии 20.29 KB
  Но журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий возникших в Европе в XVI веке в России в XVII веке.Массовой журналистика стала после отмены крепостного права.Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров профессионалов мастеров своего дела умеющих быть мобильными находчивыми остроумными и подчас смелыми людьми писал Б.После 1917 года журналистика изменилась другими стали требования к журналисту.
30584. Журнализм в мире профессии (по Бахтину) 16.02 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело.Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.
30585. Теория и методика журналистского творчества 19.86 KB
  Долгое время считалось что мозг производит мысли участвует в творческой деятельности так же как слюнная железа выделяет слюну. А вот каким образом мозг производит мысли Как объяснить когда в головах сразу у нескольких людей живущих в разных концах света рождается одно и то же научное открытиеИзобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов.А может действительно нашей мыслительной творческой деятельностью ктото управляетЯ могу экспериментально подтвердить что работа сознания не...
30586. Методы и методика журналистского творчества 35 KB
  Интервью от англ. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью изучение событий прошлого уточнение фактов и интервью мнений цель которых выявление оценок взглядов суждений и т.Есть формализованное интервью стандартизированное и структуризованное общение: интервью имеет четкую структуру; каждый вопрос логически вытекает из другого а все вместе они подчинены общему замыслу беседы; открытые закрытые и полузакрытые вопросы. Неформализованном интервью ориентировано на глубинное познание объекта и...