7877

Все мы разные: толерантность

Конспект урока

Обществознание

Все мы разные: толерантность Цель:познакомить учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности Задачи: Обучающая: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности Развиваю...

Русский

2013-01-29

89 KB

7 чел.

Все мы разные: толерантность

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Задачи:

Обучающая: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

Развивающая: развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудования и материалы:

Оформление доски:

Этапы

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Зоя Олеговна. Я студентка педагогического колледжа. Сегодня классный час проведу у вас я.

2. Основная часть

Упражнение 1. «Толерантная и интолерантная личности»

Упражнене 2. «Сходства и различия.»

Тестирование

Упражнение 3.

«Учимся ценить индивидуальность»

3. Итог урока

 Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. 

Скажите, пожалуйста, почему нужно быть терпимыми? 

Что вы понимаете под словом терпимость? 
(
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным )


Как поступает терпимый человек? 
(Терпимость  –  это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет )

Попробуйте назвать тему нашего занятия, разгадав анаграмму, которую вы видите на слайде.

Верно! Тема нашего занятия «Толерантность»

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному. У некоторых из вас есть карточки. Давайте посмотрим, что значит толерантность:

  •  в испанском языке (оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения);
  •  во французском (отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам);
  •  в английском (готовность быть терпимым, снисходительным);
  •  в китайском (позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным);
  •  в арабском  (прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим).

Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? 

Но есть еще и второй путь – это интолерантность .

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности. На это задание вам дается 3-4 минуты.

(Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.)

Давайте вместе проверим, что у нас получилось. Кто желает зачитать первый столбик? Второй?

Какие выводы мы можем сделать? Как мы видим это абсолютно две противоположности, и мы должны уметь их различать.   

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить о себе, как о толерантной личности.

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.

А теперь запишите посередине своих листочков слово «ЛЮДИ» и разделите листок на 2 половинки. Одну из них подпишите «СХОДСТВА», а вторую «РАЗЛИЧИЯ». И попытайтесь записать эти сходства и различия самостоятельно.

Давайте назовем некоторые из них.

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

А теперь посмотрите на свои листочки. На них изображено солнце, но без лучей. Дорисуйте лучики и напишите на них  только хорошие качества, которые есть у вас.

У всех получилось разное количество лучиков, это говорит о том, что у кого-то больше качеств, у кого-то меньше. Но все мы можем работать над собой и вырабатывать новые положительные качества. Нужно только захотеть.

Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

А теперь чтобы узнать насколько вы толерантны, я предлагаю вам пройти небольшой тест

  

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные.

Сейчас мне бы хотелось, чтоб каждый из вас попробовали изобразить эмблему толерантности. Какой вы себе ее представляете?

Я желаю вам всегда оставаться толерантными. И относиться к людям так ,как бы вы хотели, чтоб они относились к вам. Спасибо вам за работу. До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38763. Коммуникативная концепция права: Проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования 294 KB
  Задачей диссертационного исследования является исследование и обоснование узловых аспектов коммуникативной теории права как одного из возможных вариантов интегрального правопонимания. Согласно такому целостному подходу право, как интерсубъективная правовая реальность, рассматривается в коммуникативно-деятельном, ценностном, семиотическом и психологическом аспектах и соответственно онтологически интерпретируется и феноменологически....
38764. Изучение городского пространства Исследование Витебского вокзала по заданному алгоритму 6.42 MB
  Список группы: Белова Елена Витальевна Веснина Мария Воробьёва Марина Евгеньевна Гайдукова Екатерина Владимировна Гусейнова Дина Денисова Ирина Михайловна Иванова Людмила Валентиновна Иванова Светлана Ильинична Киселёва Татьяна Станиславовна Группа за работой в музее Задание №1 Изучение городского пространства Исследование Витебского вокзала по заданному алгоритму. Задание №2 Исследование картин. Кроме работы на курсах было дано задание провести фасилитированное обсуждение...
38765. Юриспруденция. Методические указания 919 KB
  Изложенные материалы предназначены для оказания практической помощи студентам специальности 021100 030501 Юриспруденция при выборе темы дипломной работы ее написания оформления и защиты. Иркутский государственный технический университет Кафедра государственноправовых дисциплин ИрГТУ ОГЛАВЛЕНИЕ [1] ОГЛАВЛЕНИЕ [2] ВВЕДЕНИЕ [3] ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ [4] ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ГРАФИКА РАБОТЫ И ПЛАНА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ [5] ТРЕБОВАНИЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ [6] СБОР АНАЛИЗ И...
38766. Рынок чистой монополии 146.5 KB
  Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов ассоциаций и других объединений одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе спокойного существования . Например для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ получить которое достаточно сложно. Развитие системы государственного регулирования естественных...
38767. Обследование хирургического больного 1.74 MB
  Следует также выяснить функцию различных систем организма в течение заболевания: сердечнососудистой боли в области сердца одышка сердцебиение отеки дыхательной кашель мокротаколичество запах цвет примеськрови пищеварительной тошнота отрыжка рвота стул нервной сон раздражительность головные боли мочевыделительной частота боль при мочеиспускании примесь крови. Усиленный рост волос на теле гипертрихоз наблюдается при расстройстве функций некоторых желез внутренней секреции в частности надпочечников а также...
38768. ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ И СИМВОЛИЧЕСКОМ КОНТЕКСТАХ (на примере русских гуслей) 190 KB
  К процессу развития гуслей и гусельного искусства в контексте отечественной культуры вполне приложимо понятие kehre предложенное М. Однако указанные выше характеристики не исчерпывают социальнокультурные смыслы и культурный потенциал гуслей. Предмет исследования особенности бытования гуслей и гусельного искусства в отечественном историкокультурном социальнокультурном культурносимволическом пространствах.