78771

Эксплуатация судовых вспомогательных и утилизационных котлов

Дипломная

Производство и промышленные технологии

Специфика морского транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Русский

2015-02-10

480.17 KB

35 чел.

1)Вступление.

   Вспомогательные котлы используются как на судах с      КТЭУ, так и на судах с ДЭУ и ГТУ. На судах с КТЭУ они обеспечивают паром потребители во время стоянки судна при неработающих главных котлах, а также используются для ввода главной котельной установки в действие (подача пара на турбоприводы ВМ до начала отбора пара от главного котла). На судах с ДЭУ и ГТУ вспомогательные котлы используются для обеспечения паром потребителей как на ходовых режимах, так и в период стоянки судна.

На судах с мощными КТЭУ иногда роль вспомогательного котла выполняет один из главных котлов. Вспомогательные котлы должны удовлетворять следующим требованиям;

- иметь минимальную массу и габариты;

- быть простыми в устройстве и надежными в эксплуатации;

- иметь возможность работы при безвахтенном обслуживании в автоматическом режиме;

- иметь высокие маневренные характеристики;

- предъявлять невысокие требования к качеству питательной воды.

                                                      принципиальная схема вспомогательного котла                  

  2)Характеристика и анализ экономической  деятельности отрасли морского транспорта.

Специфика морского транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Морские транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности морские транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.  Судоходство - древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине XX в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции. Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98 % всех внешнеторговых перевозок, в США - 90 %. Неудивительно, что и в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80 % международных экономических связей. По каналам морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд. долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62 %

    2.1) понятия структуры перевозки груза морским транспортм

Производственный процесс на морском транспорте представляет собой транспортирование грузов и пассажиров морем на специальных транспортных средствах - морских транспортных судах - и включает три фазы: начальную — все операции с момента покупки пасса жиром билета или предъявления грузов отправителем до момента от хода судна из порта; основную - перемещение судном грузов и пасса жиров; конечную - все операции с момента прибытия судна в порт назначения до передачи грузов получателям и высадки пассажиров.

Все фазы производственного процесса, как и входящие в них операции, взаимосвязаны. В транспортном производственном процессе они последовательно сменяют друг друга. В их взаимосвязи выражается единство транспортного производственного процесса, осуществляемого флотом и морскими портами - основными производственными подразделениями морского транспорта. Каждая фаза - это совокупность операций, представляющая собой определенную законченную часть общего процесса транспортирования грузов средствами морского транспорта.

    2.1) ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

Одной из особенностей развития морских портов мира в последние десятилетия явилось появление в некоторых регионах новых портов, грузообороты которых по сухим грузам за короткое время приблизились к отметке в 100 млн тонн, а в некоторых случаях значительно превысили этот предел. Это новые порты в Австралии, Бразилии, Южной Кореи и в некоторых других странах, построенные, как говорят, «на голом месте». Грузообороты этих портов определяются значительными объемами навалочных грузов, но наряду с этим они имеют некоторые схожие особенности в планировке.

Не стоит забывать, что порт является звеном в транспортной цепи, определяющими частями которой являются грузопотоки и общее состояние экономики, а также развитие транспортных средств и в первую очередь флота.

   3) Технология експуатации и обслуживания судовых энергетических установок, вспомагательных механизмов.

В пределах пароходства техническую эксплуатацию флота организует служба судового хозяйства (ССХ). Среди ее многообразных функций важное место занимают вопросы организации технического использования и технического обслуживания СЭУ. Техническое использование судовых дизельных установок. Техническое использование предусматривает: организацию труда машинной команды; выбор оптимальных режимов работы СЭУ; рациональное использование топлива и смазочного масла. Организация труда машинной команды строится с учетом положений Устава службы на судах морского флота. Главным лицом, ответственным за правильную организацию технической эксплуатации судна в целом, является капитан. Заместителем капитана по технической части является старший механик. Он составляет расписание по вахтам и заведованиям судомеханической части, планирует и организует труд машинной команды. Под организацией труда на судне подразумевается рациональное разделение функций членов машинной команды по технической эксплуатации установки.

В условиях современного судна эти функции разделяются на контроль за процессами, протекающими в установке, и управление ими, и на ремонт судового оборудования.

Первую функцию выполняют в процессе несения вахт, а вторую — в процессе судовых работ.

В настоящее время трудозатраты на техническую эксплуатацию в условиях судна в среднем по флоту составляют (%): на контроль—18, на управление—19, на профилактику и ремонт—63.

3.1) Общие сведения о ДВС, вспомагательных механизмах и системах которые используются на судне.

Расположение цилиндров

Различают два типа расположения: рядное, когда все цилиндры расположены последовательно друг за другом, и V-образное, когда на одном коленвале цилиндры расположены с обоих сторон. В этом случае большую роль играет угол развала цилиндров.

Так, большой угол развала понижает центр тяжести, облегчает охлаждение и маслоподачу, но в то же время снижает динамические характеристики и увеличивает инерционность, малый угол позволяет достичь уменьшения веса и инерционности, но способствует более быстрому перегреву.

Радикальной разновидностью такого двигателя является оппозитный двигатель с углом развала в 180°. В этом случае все его преимущества и недостатки выражаются в своем максимальном проявлении. Еще одна разновидность V-образного двигателя – W-образный. Он представляет из себя два V-образных двигателя, синхронизированных и включенных в общую систему привода. V-образные двигатели также называют двурядными, а W-образные – четырехрядными.

Существует также уникальный тип двигателя – рядно-V-образный, являющийся синтезом этих двух разновидностей. В этом случае цилиндры расположены последовательно, но с отклонением по обе стороны, что способствует лучшему охлаждению.

В целом же можно заметить, что различие между двумя основными типами двигателей заключается в их массе и габаритах. Но наиболее важным является то, что наименьший уровень шума и вибраций достигается только тогда, когда в нем в одном ряду расположено четное количество цилиндров. 

Несмотря на простоту дизельного двигателя, система его впрыска сложнее, чем у бензинового. В общем, применяются те же системы впрыска, но они построены по другому принципу.

Существуют следующие разновидности этих систем: система с топливным насосом высокого давления (ТНВД), насос-форсунками, общей топливной рампой и аккумуляторной рампой.

ТНВД – наиболее примитивная система дизельного впрыска.

Система с насос-форсунками – также малоиспользуемый вариант. В этом случае каждая форсунка впрыска является еще и насосом, подающим топливо в камеру сгорания. Характеристики в этом случае получше, но стабильной работы двигателя все равно добиться сложно.

Общая топливная рампа высокого давления является синтезом этих двух систем. В ней используется ТНВД, подающий топливо в рампу, где оно сжимается и под высоким давлением впрыскивается в камеру сгорания. Данная система является лучшей на сегодняшний день, так как она обеспечивает высокие мощностные характеристики и низкий расход топлива. Судовые вспомогательные механизмы

Насосы, топливный сепаратор, водоопреснительная установка

Так как работа насоса тесно связана с трубопроводом, то для обеспечения перемещения жидкости по нему необходимо, чтобы напор, развиваемый насосом, превосходил характеристики трубопровода. Для выяснения режима работы насоса с трубопроводом, имеющим определенную характеристику, накладывают характеристику трубопровода на характеристику насоса, выполненную в том же масштабе (рис. 3). При пересечении характеристики 2 трубопровода с действительной характеристикой 6 насоса получается рабочая точка К, которой соответствуют производительность Qi и напор Н1

Рис. 3. Характеристика центробежного насоса и трубопровода и совмещенная характеристика

Совместная работа двух центробежных насосов на судне может быть вызвана различной служебной необходимостью. Причем эти насосы могут быть соединены параллельно и последовательно.

Рассмотрим достоинства и недостатки параллельной работы двух центробежных насосов. На рис. 4 обозначены: а—б — характеристика первого центробежного насоса, д—е — характеристика трубопровода. Точка К (пересечение характеристик насоса и трубопровода) определяет режим работы первого насоса. Как видно из рисунка, развиваемый при этом напор будет выражаться величиной Нк, а подача — QK. Характеристика двух работающих тождественных центробежных насосов может быть построена путем удвоения значений подачи первого насоса. Для этого на характеристике первого насоса выбирают произвольные точки, например 1, 2, 3, затем от них вправо по горизонтали откладывают расстояния, равные величине отстояния этих точек от оси ординат. Полученные таким образом точки 1', 2', 3' являются точками характеристики двух центробежных насосов, соединенных параллельно. Соединив точки 1', 2', 3', получим суммарную характеристику а—с. Точка пересечения характеристики трубопровода д—е с суммарной характеристикой, обозначенная буквой Т, характеризует режим работы двух насосов, включенных параллельно в данный трубопровод; при этом насосы развивают напор Нт и подачу QT. 

Рис. 4. Характеристика двух параллельно работающих насосов

Из рисунка видно, что при работе двух центробежных тождественных насосов, включенных параллельно в один трубопровод, развиваемые напор и подача меньше удвоенного значения подачи и напора одного из тождественных насосов при раздельной работе. При этом становится очевидным, что при более крутой характеристике трубопровода выигрыш в увеличении напора и подачи при параллельном соединении двух центробежных насосов, работающих в одну сеть, будет меньшим. Так как подъем характеристики трубопровода зависит от гидравлических сопротивлений, увеличивающихся с уменьшением диаметра трубопровода, можно сделать вывод, что параллельное включение двух тождественных центробежных насосов а один трубопровод целесообразно при значительных диаметрах этого трубопровода.

В нашей стране строят центробежные насосы, развивающие очень высокие напор и подачу. Однако в связи с тем, что у центробежных насосов, в отличие от поршневых, подача и напор взаимосвязаны, их рекомендуется применять при значительных подачах и не очень высоких давлениях. Применение центробежных насосов на судах в качестве основных обусловлено характером главной судовой силовой установки. В связи с этим на судах с паровой турбиной и ДВС предпочтение должно быть отдано центробежным насосам. Единственные условия, при которых центробежные насосы неприменимы,— это их работа при очень малых переменных подачах и высоких давлениях. По сравнению с поршневыми насосами центробежные имеют недостатки:

пониженный на 10—15% к. п. д.; отсутствие сухого всасывания; невозможность увеличения отдельно подачи или напора без изменения другого функционально связанного параметра насоса.

Бесспорными преимуществами центробежных насосов являются: равномерная подача и постоянное давление при установившемся режиме работы; меньшие масса и габаритные размеры благодаря тому, что можно применять относительно быстроходные двигатели; простота устройства, более легкая эксплуатация, так как нет клапанов и поршней; малая чувствительность к чистоте перекачиваемой жидкости;  меньшие, чем у поршневых насосов, гидравлические сопротивления за счет отсутствия затрат на подъем и посадку клапанов.

С увеличением вязкости перекачиваемой центробежным насосом жидкости уменьшаются напор и подача, что объясняется увеличением потерь на трение в проточной части насоса. Потребляемая мощность также возрастает в связи с увеличением дискового трения.

Роторно-зубчатые, называемые обычно шестеренчатыми, насосы различаются по числу роторов-шестерен, способу их зацепления, форме зуба и реверсивности, т. е. способности сохранять постоянное направление подаваемой жидкости независимо от направления вращения шестерен. Наибольшее распространение на судах имеет двухроторный нереверсивный шестеренчатый насос, имеющий наружное зацепление шестерен. Устройство и действие насоса можно проследить по рис. 5.

Насос состоит из корпуса 4, двух роторов, ведущего 5 и ведомого 3, которые представляют собой цилиндрические шестерни, изготовленные заодно с валами. Подшипниками роторов служат бронзовые втулки 2, запрессованные в крышку 1 и стойку 6 и зафиксированные от поворота штифтами. Выходной конец ведущего вала имеет сальниковое уплотнение. Оно состоит из резиновых манжет 7, которые обжимают вал с натягом, упорных кольца 9 и втулки 8. В нижней части стойки 6 находится сборник для жидкости, просачивающейся из сальника, и отверстие для ее спуска, закрываемое пробкой 10. В крышке 1 смонтирован предохранительно-перепускной клапан 11, прижимаемый пружиной 12; другим концом пружина упирается в шайбу 14.

Внутренняя полость клапана закрывается резьбовой втулкой 13, через нее проходит регулировочный клапанный винт 15. Колпачок 16 предохраняет полость клапана 11 от засасывания воздуха и вытекания жидкости по резьбе регулировочного винта. Для слива жидкости из насоса в нижней части корпуса имеется отверстие, закрытое пробкой 17.

Действие насоса можно понять, рассмотрев поперечный разрез А—Б. При вращении шестерен в направлениях, указанных стрелками, жидкость, находящаяся во всасывающем патрубке, заполняет объемы впадин между зубьями и переносится по периметру корпуса насоса к нагнетательному патрубку. Зубья шестерен, выходя из зацепления, освобождают объемы впадин, обеспечивая заполнение их жидкостью на стороне всасывания. Зубья, снова входящие в зацепление, выжимают жидкость из объема впадин на стороне нагнетания. Предотвращение обратного движения жидкости из нагнетательной полости во всасывающую обеспечивается малыми зазорами между зубьями и внутренней поверхностью корпуса ( 0,02—0,06 мм).

Шестеренчатые насосы с наружным зацеплением зубьев изготовляются с прямым, косым (шевронным) или спиральным зубом.

Шестеренчатый насос, имеющий внутреннее зацепление зубьев, показан на рис. 6.

При вращении вала 1, размещенного эксцентрично внутри корпуса, поворачивается звездочка 2, жестко укрепленная на валу. Вследствие эксцентричного расположения звездочки ее зубья выходят из зацепления с концентричным ротором-шестерней 3, и объем впадин заполняется жидкостью из всасывающего патрубка. Жидкость переносится во впадинах ротора по окружности корпуса к нагнетательному патрубку, где зубья звездочки входят в зацепление с ротором и выжимают жидкость из впадин. Вал ротора вращается в направляющей втулке 4. Уплотнение выходного конца вала создается сальником, состоящим из уплотнительной втулки 5, пружины 6, грундбуксы 7, набивки 8, нажимной втулки 9 и крышки сальника 10.

Шестеренчатые насосы, имеющие внутреннее зацепление, более компактны, чем насосы наружного зацепления.

Рис. 5. Роторно-зубчатый, или шестеренчатый, насос с наружным зацеплением типа РЗ. 

Рис. 6. Роторно-зубчатый насос с внутренним зацеплением.

Сепаратор предназначен для очистки от воды и механических примесей дизельного топлива и минеральных масел вязкостью до 350 мм3/С при температуре +50°С, не образующих с водой стойких эмульсий. Существует возможность использования сепаратора на автозаправках для очистки дизельного топлива, кроме этого проведены испытания по сепарированию смеси, состоящей из 13% нефтепродуктов и 87% воды, в результате чего получено очищение воды от нефтепродуктов от 0,064% до 0,0023%.

Выполнен в виде центробежного саморазгружающегося агрегата вертикального типа непрерывного действия с периодичной выгрузкой осадка на ходу машины. Конструктивные усовершенствования, касающиеся узла обгонной муфты, торцевых уплотнений барабана устраняют недостатки, сопутствующие аналогичной продукции в мире, значительно улучшают эксплуатационные возможности сепаратора.

 

 

3.2) Конструкция и классификация вспомогательных и утилизационных котлов.

 В утилизационных котлах в качестве источника теплоты используются уходящие газы главных двигателей - ДВС или ГТД. Применение утилизационных котлов в составе энергетической установки приводит к экономии 8 ^ 12 % топлива и повышению общего КПД установки. Помимо утилизации теплоты УК обеспечивают глушение шума отработавших газов и искрогашеиие. Пар от утилизационных котлов используется главным образом на судовые нужды, хотя возможно его применение в утилизационных турбогенераторах для выработки электроэнергии или механической энергии для привода главного движителя.

Конструкции современных утилизационных котлов весьма разнообразны. Наибольшее распространение в отечественном морском флоте получили; водотрубные утилизационные котлы с естественной циркуляцией, водотрубные утилизационные котлы с многократной принудительной циркуляцией и автономным сепаратором пара, и прямоточные утилизационные паровые котлы.

Иногда в судовых установках в качестве вспомогательных используют комбинированные утилизационные котлы, в которых в одном котлоагрегате скомпонованы топливная и утилизационная части (рис. 17). Такие котлы могут вырабатывать пар в следующих режимах работы;- на ходу судна работает только утилизационная часть котла, в которой парообразование происходит за счет теплоты отработавших газов главного двигателя (ГТУ или ДЭУ). На стоянке работает только автономная часть котла от собственной топливной и воздушной систем;

- на ходу судна работает утилизационная часть котла. В случае необходимости увеличения паропроизводительности котла автоматически в работу включаются форсунки топливной части. На стоянке, для обеспечения паром потребителей при неработающей ГЭУ, работает только автономная часть котла.

В некоторых типах комбинированных утилизационных котлов используется общая испарительная поверхность нагрева, омываемая (в зависимости от режима работы котла) как выхлопными газами главного двигателя, так и продуктами сгорания топлива собственной автономной топливной части. Перенаправление потоков продуктов сгорания в таких котлах осуществляется с помощью специальных поворотных заслонок - газовых шиберов.

Схема комбинированного водотрубного котла с ЕЦ с утилизационной и топливной частями типа КВКА газотурбинного судна. ТЧ - топливная часть котла; УЧ - утилизационная часть котла; ПП - трубная система пароперегревателя; ИСП - трубная система испарительной части котла;                                                                                          ЭТЧ - экранная поверхность нагрева топливной части котла; ОП ТЧ - опускные трубы топливной части котла; ДГ - дымовые газы.

3.3)Арматура и гарнитура вспомогательных котлов.

По выполняемым функциям арматуру паровых котлов можно разделить на следующие группы;

• арматура для управления работой котла; питательные, топливные клапаны и клапаны отбора насыщенного и перегретого пара;

• арматура системы защиты котла; импульсные,

Предохранительные клапаны, клапаны быстрозапорных устройств остановки котла;

• арматура физико-химического контроля; клапаны отбора проб, ввода присадок, верхнего и нижнего продувания, водоуказательные приборы;

• дополнительная арматура; клапаны выпуска воздуха, дренажа, присоединения к контрольно-измерительным и регулирующим приборам.

3.4)Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов.                                                                                       На чём основывается безопасная эксплуатация котлов?                                                                                   Безопасная эксплуатация котлов основывается на их техническом состоянии. Оценка состояния котлов определяется с помощью местных и дистанционных датчиков и непосредственных проверок для получения соответствующей информации об уровне воды в котле, давлении пара, температуре воды и пара.

В чём заключается обслуживание котла в действии?

За действующим котлом и обслуживающими его механизмами ведут наблюдение по показаниям контрольно-измерительных приборов, сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путём осмотров установки. Необходимо периодически контролировать уровень воды в котле, давление пара, температуру перегретого и охлаждённого пара, давление и температуру питательной воды на входе в котёл и температуру воды после экономайзера, давление и температуру топлива, поступающего в форсунку, расход топлива и его уровень в расходных цистернах, давление и температуру воздуха перед топкой, температуру уходящих газов и химический состав котловой и питательной воды, расход воды (по вахтам, суточный).                                                                              В каких случаях осуществляется постоянная вахта у котла?

При отсутствии автоматики или при выходе её из строя у котла должна находиться постоянная вахта.

Как осуществляется продувка водоуказательного прибора?

Для продувки водоуказательного прибора необходимо:

-открыть нижний клапан продувания водомерной колонки;

-закрыть паровой клапан водомерной колонки;

-открыть паровой клапан и затем закрыть водяной клапан;

-открыть водяной клапан и закрыть нижний клапан продувания, после чего уровень воды в водоуказательном приборе должен установиться в нормальное положение (несколько выше, чем до продувания).

4)Чтение чертежей вспомагательных котлов

Техническая характеристика                                                  1 Паропроизводительность, кг/ч 2300

2 Рабочее давление пара, МПа 0,7

3 Топливо Моторное ДМ

4 Расход топлива, кг/с 0,0475

5 Площадь поверхности нагрева притопочного пучка, м 57,2

6 КПД,% 78,94

5) Материалы, которые используются для изготовления деталей вспомогательных и утилизационных котлов.

В топках современных судовых паровых котлов при сгорании топлива достигается температура 1800 ^ 2000 0С. Обмуровка позволяет защитить

Металлические части внутренней обшивки котла от воздействия высоких температур, уменьшить потери теплоты через обшивку котла в окружающую среду и обеспечить нормальные условия работы обслуживающего персонала. В качестве обмуровки используется огнеупорный шамотный кирпич или специальные огнеупорные карбид - кремниевые изделия.

Широко используются нержавеющие стали, а так же чугун.

6) Основы электротехники и электрооборудывания, которые необходимы для обеспечения безопасности во время работы в машинном отделении.

Защитные заземления от поражения людей электрическим током должны быть выполнены в системах постоянного тока при напряжении свыше 50 В и в системах переменного тока при напряжении 36 В и более.

Защитному заземлению подлежат металлические части электрооборудования, которые могут оказаться под напряжением из-за плохого состояния изоляции и повреждения ее или токоведущих частей.

При обслуживании электрооборудования необходимо следить за исправностью заземления следующих его частей: станин и кожухов электрических машин, трансформаторов, выключателей, осветительной арматуры и других аппаратов; вторичных обмоток трансформаторов тока; каркасов распределительных щитов и пультов управления; металлических конструкций распределительных устройств; металлических оболочек кабелей и проводов и других частей. В устройствах защитных заземлений запрещается: использовать алюминиевую проволоку в качестве заземляющего проводника; заземлять электрооборудование на трубопроводы, цистерны и баллоны для сжатых газов, нефтепродуктов и т.п.;

в заземляющих проводниках ставить выключатели и предохранители.

Заземляющий проводник подбирается в зависимости от мощности генераторов судовой электростанции и должен быть из меди или стали, сплошным или многожильным, круглого или прямоугольного сечения. Площадь сечения заземляющего проводника должна соответствовать величине, определенной Правилами классификации и постройки судов.

При обслуживании электрооборудования необходимо следить, чтобы заземляющий проводник был предохранен от повреждения и коррозии.

На судах с неметаллическим корпусом шины заземления электрооборудования должны непосредственно соединяться с погруженными в воду специальными заземляющими листами или полосами, общая поверхность их должна быть не менее 0,5 кв. м.

Электрооборудование на судах с радиотехническими средствами связи и навигации должно заземляться независимо от величины номинального напряжения, при котором оно работает.

Соединения заземляющей проводки должны обеспечивать надежный контакт.

Присоединения заземляющих проводников к электрооборудованию и металлическому корпусу судна или к заземляющей шине должны производиться при помощи сварки или с помощью винтов и болтов диаметром не менее 6 мм.

Переносные заземления применяются для защиты работающих на отключенных токоведущих частях, от ошибочно поданного или наведенного напряжения. Переносные заземления должны состоять из зажимов для присоединения к заземляемым проводам, заземляющего проводника для заземления и закорачивания между собой токоведущих частей всех фаз установки и наконечника или струбцины для присоединения к заземлителю или заземленным конструкциям. Допускается применение отдельного переносного заземления для каждой фазы.

Электрическое освещение судовых помещений и палуб в светотехническом отношении должно соответствовать нормам, регламентированным Санитарными правилами.

Запрещается снимать предохранительные колпаки со светильников для увеличения освещенности помещений и палуб.

Запрещается заменять электролампы, светильники и их арматуру, не сняв напряжения.

Запрещается ввертывать в светильник электрические лампы мощностью большей, чем это предусмотрено, и с напаянными цоколями.

Лампы для освещения различных контрольных приборов, механизмов необходимо оборудовать специальными козырьками, чтобы лучи света были направлены исключительно на объект освещения.

Судовые светильники должны содержаться в чистоте и исправном состоянии, защитные колпаки (стекла) должны иметь исправные резиновые прокладки. Неисправную осветительную арматуру нужно своевременно заменять.

Изолирующие кольца ламповых патронов и другие детали должны быть в полной исправности, концы проводов и жил кабелей не должны иметь пересохшей изоляции и быть надежно заделаны в арматуру.

Защитные заземления металлических корпусов светильников и сетевой установочной арматуры (распределительные коробки, металлические корпуса выключателей, корпуса настольных ламп и т.п.) должны быть в исправности.

7) Строение судна

7.1) Основные плоскости судна

Корпус — основная часть любого судна, состоящая из набора (каркаса) и обшивки. Набор представляет собой совокупность продольных и поперечных связей, обеспечивающих корпус жесткостью и придающих ему соответствующую форму.

Нос судна — передняя по ходу часть судна.

Корма — задняя часть судна.

Борт — боковая сторона корпуса. Каждое судно имеет два борта — правый и левый. Для определения бортов нужно стать лицом К носу судна, при этом справа будет правый борт, слева — левый.

Ватерлиния — теоретическая или условная линия, получающаяся от пересечения поверхности корпуса судна с горизонтальной плоскостью или уровнем воды. Грузовая ватерлиния — ватерлиния при наличии на судне установленного для него количества грузов и пассажиров. Грузовую ватерлинию рекомендуется провести контрастной краской вокруг всего корпуса. Грузить судно на осадку выше грузовой ватерлинии нельзя.

Осадка — размер погружения в воду корпуса судна. Различают осадку груженого судна и порожнего. Измеряется осадка от нижней кромки днища судна или от кромки лопасти гребного винта до действующей ватерлинии. Каждому водителю необходимо точно знать осадку своего судна в зависимости от загрузки, чтобы при плавании на мелководных участках не допускать посадки судна на мель или повреждения гребного винта.

Надводный борт — часть борта, находящаяся выше грузовой ватерлинии. В связи с тем что при правильной загрузке судна надводный борт в обычных условиях не погружается в воду, его иногда называют «сухим бортом».

Минимальная высота надводного борта — наименьшее расстояние от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.

Киль - продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;

Стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

Карлингсы - продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водоне­проницаемые, сплошные и бракетные;

Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

7.2) Предназначение и классификация судовых устройств

                       Рулевое устройство.

     Рулевое  устройство  предназначено  для  удержания  судна  на   курсе, управления судном. В состав рулевого устройства входит руль и перо руля.  Руль состоит из пера и баллера.

                           Якорное устройство.

     Якорное устройство служит для обеспечения надежной стоянки в море,  на рейде и в других местах, удаленных, от берега, путем крепления  за  грунт  с

помощью якоря и якорной цепи. В  его  состав  входят:  якоря,  якорные  цепи (канаты), якорные машины, якорные клюзы и стопоры.

    Якоря  в  зависимости  от  их  назначения   разделяют   на   становые, предназначенные для удержания судна в заданном месте,  и  вспомогательные  — для удержания судна в  заданном  положении  во  время  стоянки  на  основном якоре.

                Швартовное и кранцевое устройства.

      Швартовное устройство служит для обеспечения надежной стоянки судна у пирса или около другого плавучего сооружения  (судна,  бочки,  дебаркадера).

Крепят, как правило, судно,  устанавливаемое  бортом  к  стенке,  с  помощью канатов,  называемых  швартовами.

                          Спасательные средства.

     Спасательные средства (  это  совокупность  предусмотренных  на  судне

средств спасания пассажиров  и  экипажа,  включающая  шлюпочное  устройство,

спасательные   плоты,   плавучие    приборы    и спасательные    средства индивидуального пользования.

     Шлюпочное  устройство предназначено для спасения людей в случае гибели

судна, а также для сообщения с берегом и другими судами  во  время  рейдовой стоянки.

                     Грузовые устройства.

     Грузовые   устройства   предназначены   для   выполнения   погрузочно- разгрузочных работ судовыми средствами. В состав грузовых  устройств  на  сухогрузных  судах  входят  грузовые стрелы  или  краны,  закрытия  грузовых  люков  и  средства  внутри  трюмной механизации.

Буксирные устройства буксирных судов.

     Буксирное устройство,  устанавливаемое  на  буксирных  и  спасательных

судах, предназначено для буксировки  несамоходных  судов  и  плавсредств,  а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.

8) Техника личного выживания и безопасности на море. 

             Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм − костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм. Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекомендуется иметь равное вместимости плота, но не менее двух. Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям: любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;

температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С; не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем; обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра; обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот. В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

                  Спасательные жилеты

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл. Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе. В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу.

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг должен:

иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли; иметь нашитые полосы из световозвращающего материала; иметь массу не менее 2,5 кг. Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

8.1) Использование комплектов снаряжения коллективных спасательных средств.

Сбрасываемая шлюпка устанавливается на корме в ДП судна на специальной платформе или кормовом слипе. Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под| углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него. Так как при ударе сбрасываемой шлюпки о воду возникают значительные перегрузи, все люди в шлюпках занимают места в специально сконструированных креслах с амортизирующими прокладками и застегивают привязные ремни. Кресла позволяют воспринять динамические перегрузки при на более удобном положении тела.

Плот-каюта (спасательный отсек) является принци­пиально новым спасательным средством, которое по­зволяет обеспечить: безопасное убежище для членов экипажа во время пожара, так как имеет пожарную изоляцию и отдель­ное устройство вентиляции; эвакуацию людей с гибнущего судна независимо от погодных условий при любой посадке судна; свободное всплытие с полным количеством спасаю­щихся при погружении судна.

Спасательная шлюпка — основное активное коллек­тивное спасательное средство, предназначенное для спа­сения экипажа и пассажиров. На вновь построенных су­дах, как правило, спасательные шлюпки должны быть самовосстанавливающегося типа, полностью закрытыми и моторными. Их двигатели должны предусматривать механический и ручной запуск, работать или автомати­чески отключаться (а затем легко запускаться) в пере­вернутом состоянии. Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз. Для находящихся в эксплуатации судов допускается временное применение несамовосстанавли-вающихся, открытых и полузакрытых спасательных шлюпок. Спасательные шлюпки грузового судна долж­ны обеспечивать посадку полного числа людей не бо­лее чем за 3 мин с момента подачи команды на посад­ку, а также быструю высадку людей из шлюпки.

Жесткий спасательный плот отличается простотой устройства и высокой живучестью. Плавучесть обеспе­чивается металлическими воздушными отсеками по пе­риметру плота. Плот можно использовать независимо от того, какой стороной вверх он плавает. Он имеет раз­борный тент. Снабжение плота закреплено в его двой­ном днище.

8.3) Классификация  пожаров. Горючие вещества и их свойств.

Пожары классифицируются по типу веществ которые горят.

А-Горение твердых веществ

(А1-Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением, например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)

(А2- Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением например, пластмассы)

В-Горение жидких веществ

(В1-Горение жидких веществ, не растворимых в воде например, бензина, эфира, нефтяного топлива, а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)

(В2-Горение жидких веществ, растворимых в воде например, спиртов, метанола, глицерина)

С-Горение газообразных веществ (например, бытовой

газ, водопровод, пропан)

D-Горение металлов

D1-Горение легких металлов, за исключением щелочных например, алюминия, магния и их сплавов)

D2-Горение щелочных и других подобных металлов например, натрия, калия)

D3-Горение металлосодержащих соединений (например,

металлоорганических соединений, гидридов металлов)

9) Охрана труда.

8.1) Основные нормативно-правовые акты по охране труда.

Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.

Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда осуществляются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда с участием профсоюзов и Фонда социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с органами государственного надзора за охраной труда. Санитарные правила и нормы утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Нормативно-правовые акты по охране труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, способствующих улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды, но не реже одного раза в десять лет. Стандарты, технические условия и другие документы на средства труда и технологические процессы должны включать требования по охране труда и согласовываться с органами государственного надзора за охраной труда.

Статья 29. Временное прекращение действия нормативно-правовых актов по охране труда.

В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда работодатель обязан уведомить об этом соответствующий орган государственного надзора за охраной труда. Он может обратиться к указанному орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производстве или рабочем месте к нормативным требованиям. Соответствующий орган государственного надзора за охраной труда рассматривает ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может в виде исключения принять решение об установлении другого срока применения требований нормативных актов по охране труда. Работодатель обязан безотлагательно сообщить заинтересованных работников о решении указанного органа государственного надзора за охраной труда.

Статья 30. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения.

Нормативно-правовые акты по охране труда обязательны для исполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участках и в других местах трудового и профессионального обучения, обустроенных в любых учебных заведениях.

Организация охраны труда на указанных объектах, а также порядок расследования и учета несчастных случаев с учениками и студентами во время трудового и профессионального обучения в учебных заведениях определяются центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. К учащихся и студентов, которые проходят трудовое и профессиональное обучение (производственную практику) на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об охране труда в таком же порядке, что и для работников предприятия.

9.1) Общие вопросы безопасности работы на морских путях.

В  состав   Правил  включены  правила   безопасности   при  выполнении палубных  работ,   при   обслуживании   силовых   установок,   вспомогательных механизмов и электрооборудования судов, при производстве ремонтных, хозяйственно-бытовых  работ, в  них  описаны дополнительные  меры  безопасности на нефтеналивных судах.

Предназначены для судоводителей, инженерно-технических работников пароходств, портов, бассейновых управлений пути, предприятий и организаций, связанных с обслуживанием и эксплуатацией флота.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ  ПРАВИЛ

Настоящие Правила распространяются на все суда транспортные (пассажирские, грузовые, буксирные), ледоколы, служебно-вспомогательные, не­самоходные, стоечные, специального назначения (спасательные, пожарные, учебные и др.), а также на суда технического флота.

Примечание. На судах технического флота, кроме того, следует руко­водствоваться и Правилами техники безопасности при производстве дноуглуби­тельных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дно­углубительных снарядах

Правила являются обязательными для экипажей всех судов Министерства речного флота, а также для работ­ников предприятий и организаций, связанных с обслуживанием и эксплуатацией флота.

На основе Правил судовладелец (или предприятие, осу­ществляющее хозяйственное и техническое обслуживание флота) обязан разработать и выдать на суда инструкции по безопасно­сти труда для судовых команд по профессиям (должностям).

Капитан (командир, шкипер) обязан организовать изу­чение настоящих Правил командным составом и изучение ин­струкций по безопасности труда рядовым составом судна.

Командный состав судов, руководящие и инженерно-технические работники, связанные с технической эксплуатацией и обслуживанием флота, обязаны знать и выполнять настоящие Правила применительно к занимаемой должности и выполняемой работе.

Правила должны быть на каждом судне и в службах (отделах) предприятий, управлений пароходств, каналов и бас­сейновых управлений пути, связанных с технической эксплуата­цией и обслуживанием флота.

Отступления от Правила допускаются только при вы­полнении работ на судах, терпящих бедствие или принимающих участие в аварийно-спасательных работах.

Администрация судна должна организовывать и обес­печивать безопасные и здоровые условия труда в соответствии с Положением об организации работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.

9.3) Последовательность, принципы и средства предоставления первой медицинско помощи.

Первая медицинская помощь — комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.

Согласно требованиям в судовом госпитале должно находиться определенное количество лекарственных препаратов и необходимое медицинское оборудование на все случаи морской жизни. Это строго регламентировано.

Медицинская помощь включает в себя: первую медицинскую, оказываемую пораженному,  непосредственно в очаге поражения, первую врачебную - вне зон заражения (ионизирующего излучения) и специализированную (квалифицированную) - в загородной зоне или в сохранившихся лечебных учреждениях пригородной зоне.

В объем первой медицинской помощи входят: наложение антисептических повязок на раны и ожоговые  поверхности; временная остановка кровотечения с применением подручных и табельных средств; иммобилизация при переломах костей и при обширных повреждениях мягких тканей (размозжение) с применением подручных средств и табельных шин; проведение простейших противошоковых мероприятий, равномерное согревание до исчезновения озноба, введение морфина, кордиамина, кофеина и т.д); сердечно-легочная реанимация; частичная дезактивация, частичная санитарная обработка и другое. 

10) Вывод

При выполнении данной дипломной работы я изучил конструкцию, системы, эксплуатацию судовых вспомогательных и утилизационных котлов, а так же технику безопасности при работе с ними. В дипломную работу вошли и такие темы как экономика морских перевозок, основные плоскости судна, охрана труда на море, пожарная безопасность,  способы индивидуального и коллективного спасения, принципы и последовательность первой медицинской помощи. Я считаю, что изучение этих тем помогут мне в будущем для выхода из критических ситуаций, а так же улучшения моих навыков и знаний.

11) Перечень использовано литературы

1. Корнилов Э.В., Бойко П.В., Голофастов Э.И. «Вспомагательные, утилизационные, термомаслянные котлы морских судов»

2. «Судовые паровые котлы» Милтон Д.Х. 1988

3. www.twirpx.com


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40819. Громадська думка як суспільно-політичний феномен 152.11 KB
  Природа громадської думки як стану масової свідомості. Особливості громадської думки про право 5. Всебічним аналізом цього соціального феномена займається соціологія громадської думки.
40820. Культура стародавнього Єгипту 36.23 KB
  Повсякденне життя єгиптян у часи великих фараонів. Переписувачі й осередки духовного життя. З висоти свого становища бог дав форму навколишньому світові вдихнув у нього повітря світло й життя вступив у двобій із силами безодні. Людство повстало примусивши Ра піднятися в небо але він продовжував зберігати порядок маат принцип істини та справедливості ним встановлений котрий став його життям.
40821. Моделі життєвого циклу та методології розробки ПЗ 451.75 KB
  Моделі життєвого циклу та методології розробки ПЗ Моделі життєвого циклу Модель життєвого циклу ПЗ структура що визначає послідовність виконання та взаємозв'язку процесів дій і завдань протягом життєвого циклу. В рамках специфічних моделей життєвого циклу які приписують правила організації розробки ПЗ в рамках даної галузі або організації визначаються більш конкретні процеси розробки. Таких моделей досить багато адже фактично кожен раз коли деяка організація визначає власний процес розробки в якості основи цього процесу розробляється...
40822. Культура Месопотамії 39.45 KB
  Культура Месопотамії Своєрідність месопотамської культури: космос як держава. Повсякденне життя жителів Месопотамії. Біля джерел біблійських сказань Якщо Стародавній Єгипет був імперією з усіма наслідками що витікали з цього то дещо інша ситуація склалася в Месопотамії Двуріччі з двома великими ріками Євфратом і Тигром які мали декілька приток Месопотамська цивілізація являла собою тип існуючої на давньому Близькому Сході сільськогосподарської' цивілізації заснованої на ірригації.' Шумери заклали основи для подальшого розвитку...
40823. Подэтапы первого этапа моделирования. Алгоритмизация моделей систем и их машинная реализация 183 KB
  Формы представления моделирующих алгоритмов Подэтапы первого этапа моделирования Рассмотрим более подробно основные подэтапы построения концептуальной модели МК системы и ее формализации см. формулировка цели и постановка задачи машинного моделирования системы. Дается четкая формулировка задачи цели и постановка исследования конкретной системы S и основное внимание уделяется таким вопросам как: а признание существования цели и необходимости машинного моделирования; б выбор методики решения задачи с учетом имеющихся ресурсов; в определение...
40824. Получение и интерпретация результатов моделирования систем 160 KB
  Подэтапы второго этапа моделирования. Получение и интерпретация результатов моделирования систем. Особенности получения результатов моделирования Подэтапы второго этапа моделирования Рассмотрим подэтапы алгоритмизации модели системы и её машинной реализации.1 Построение логической схемы модели.
40825. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ НА ЭВМ 207.5 KB
  Подэтапы третьего этапа моделирования. Общая характеристика метода статистического моделирования. Сущность метода статистического моделирования. Примеры статистического использования Подэтапы третьего этапа моделирования Прежде чем приступить к последнему третьему этапу моделирования системы необходимо для его успешного проведения иметь чёткий план действий сводящийся к выполнению следующих основных подэтапов.
40826. Псевдослучайные последовательности и процедуры их машинной генерации 239.5 KB
  Способы генерации случайных чисел Примеры статистического использования Пример 4. Структурная схема системы SD Система SD функционирует следующим образом: получается пара независимых случайных чисел интервала 0 1 определяется координата точки xi xi1 показанной на рис. Схема моделирующего алгоритма системы SP В данном моделирующем алгоритме после ввода исходных данных и реализации операторов цикла происходит обращение к генератору случайных чисел т. Отметим что во всех рассмотренных примерах не требуется запоминания всего множества...
40827. Генерация базовой последовательности. Требования к генератору случайных чисел 259 KB
  Требования к генератору случайных чисел. Проверка и улучшение качества последовательностей псевдослучайных чисел. При дискретном моделировании базовым процессом является последовательность чисел {xi} = x0 x1 xN представляющих собой реализации независимых равномерно распределенных на интервале 0 1 случайных величин {i} = 0 1 N или в статистических терминах – повторную выборку из равномерно распределенной на 0 1 генеральной совокупности значений величины . Поэтому на ЭВМ вместо непрерывной совокупности равномерных...