78794

Скелет и мышцы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Знакомить учащихся со строением человека. Формировать интерес к познанию самого себя. Проверить усвоение материала по теме «Кожа». Расширить кругозор учащихся. Оборудование: индивидуальные карточки, плакаты, справочник, пособие «Скелет человека».

Русский

2015-02-10

198 KB

2 чел.

Урок

природоведения

(3 класс)

Тема:  Скелет и мышцы

Цель:   Знакомить учащихся со строением человека.

Формировать интерес к познанию самого себя.

Проверить усвоение материала по теме «Кожа».

Расширить кругозор учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки, плакаты, справочник, пособие «Скелет человека».

Ход работы

  1.  Оргмомент.
  2.  Календарь природы (Дежурные отмечают изменение погоды в календаре)
  3.  Сообщение «В мире интересного» (Двое учащихся самостоятельно подбирают материал, используя дополнительную литературу)

  1.  Проверка  домашнего задания.

     1.  Фронтальный опрос.

 ?  Для чего человеку нужна кожа?

 ?  Что мы чувствуем кожей?

 ?  Свойства кожи.

   ?  Почему кожа требует ухода?

   ?  Как ты заботишься о чистоте кожи?

   ? Расскажите о закаливании организма?

Справка доктора Айболита.

(Учащийся заранее получает материал, готовит его, и делает вставки при опросе домашнего задания)

Знаешь ли ты?

  •  Толщина кожи 1-2 мм. Она обильно снабжена кровеносными сосудами. Именно они, сужаясь и расширяясь, способствуют регулировке температуры внутри тела человека. Общая площадь кожи взрослого человека – около двух м.

  •  При мытье рук с мылом надо обязательно получить обильную мыльную пенную только тогда растворится кожный жир и с ним вместе смоется  грязь. Если же ты смоешь мыло до появления обильной пены, то грязь останется  на коже, и водой не смоется.

 

  •  Старайся чаще бывать на воздухе. Летом ходить босиком по земле. Это укрепит твое здоровье. Солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья.

 

 2. Самостоятельная работа. Работа с карточкой «Строение кожи».

 Задание: расставь цифры, соответствующие обозначению.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

 

  1.  Сообщение темы и задач урока.

       

    ! рис. стр.158 + плакат.

Статья стр.157 – 161.

  1.  Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблицы и пособия.

     Мы продолжаем изучать строение человека. Тема урока «Скелет и мышцы.

     Осанка. Укрепление скелета и мышц».

     СКЕЛЕТ (от греческого  SKELETOS – высохший, совокупность твёрдых образований в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его внутренние органы от повреждений)

Вес скелета – 12 -14 кг.

Опорно-двигательная система человека состоит из скелета – опоры для всего тела и мышц, которые служат для движения тела. Скелет и мышцы придают форму и защищают внутренние органы от повреждений.

В скелет человека входят более 200 костей. В нем можно выделить такие части:

 -   Череп

-   Позвоночник

-   Грудную клетку

-   Ключицы и лопатки, верхние конечности, которые к ним прикреплены

-   Кости таза и прикреплённые к ним нижние конечности.

 Череп состоит из лицевой части и черепной коробки. К лицевой части крепится единственная подвижная кость черепа – нижняя челюсть, а в черепной коробке находится головной мозг.

 Позвоночник состоит из 34 костей-позвонков, между которыми находятся хрящевые прокладки-диски. Благодаря им позвоночник гибкий. Внутри позвоночника в особом канале находится спинной мозг.

  1.  Практические упражнения:  наклонитесь, выпрямитесь, присядьте, встаньте, прыгните.   

      ? Вам тяжело выполнять упражнения? Почему? Объясните!       

 Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер, прикреплённых сзади к позвоночнику, а спереди – грудине. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие от повреждений.

К двум ключицам и к двум лопаткам прикреплены кости верхних конечностей – рук. Рука состоит из костей плеча, предплечья и кисти.

К костям таза присоединены нижние конечности – ноги. Они состоят из костей бедра, голени и стопы.

 (Учитель демонстрирует части тела человека, используя пособие.

Дети повторяют названия этих частей).

 Практическая работа.  Работа с текстом учебника.

Полезные советы

 

Вот несколько правил. Соблюдай их, и тогда мышцы и кости всегда будут в полном порядке.

1). Каждый день пей молоко, ешь мясо, побольше свежих овощей и фруктов.

2). Не ешь слишком много конфет и пирожных, ты можешь от них растолстеть.

3).  Регулярно занимайся физкультурой и  спортом.

4).  Помогай своим родителям выполнять физическую работу дома, во дворе и на даче.

5).  Научись танцевать.

6).  Если серьезно повредишь мышцу или кость, не пытайся двигаться, пока не придут на помощь взрослые.

 

 Проблемный вопрос:

Что такое мышцы? Почему нужно тренировать мышцы?

К костям человека прикрепляются мышцы. Они выполняют движение тела. Мышцы обладают особым свойством сокращаться и снова расслабляться. Получая по нервам приказ от мозга, мышца становится короче, а потом принимает прежний размер. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным концам скелета. Когда мышца сокращается, то расположение костей меняется – происходит движение. Так, с помощью мышц сгибается и разгибается нога, рука, палец. Все обычные движения мы делаем не задумываясь, а автоматически.

Учитель: Сейчас отвлечёмся и поработаем над сказкой.

Индийская сказка о сороконожке.

Однажды молодая весёлая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила:

- Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимается одиннадцатая и седьмая? И что в это время делают девятая и двадцать первая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда не приходили в голову такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?

Ну, какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.

 ? Почему я рассказала эту сказку?

 ? Какое отношение имеет сказка о сороконожке к теме урока?

 

Ты  тоже мог бы оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы всякий раз, прежде чем сделать шаг или поднять руку, начинал соображать, как это сделать.

 ? Что тянет кверху твою руку, когда ты её поднимаешь?

Это делают мышцы. Иначе их называют «мускулы», что по латыни означает «мышата».  Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы  могут становиться либо короче, либо длиннее. И вот когда, скажем, мышца плеча сокращается, она поднимает руку, а когда расслабляется – опускает.

 ? Давайте выделим свойства мышц.  Какую работу они  выполняют?

Но различных больших и маленьких мышц в твоём теле почти 500, и для того только, чтобы сделать шаг, ты должен сократить или расслабить два десятка мышц, одни из которых выпрямляют поясницу, другие напрягают  живот, третьи сгибают ногу в колене, четвёртые поднимают стопу. И сделать это не сразу, а поочерёдно – сперва одно, потом другое.  Вот и подумай, как трудно, вернее, невозможно, было бы двигаться, если бы нужно было обо всём этом помнить! Но, к счастью, организм человека устроен так  хитро, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь.

 

? Как происходит процесс передвижения у человека?

 Ф и з к у л ь м и н у т к а        

 

Рассказ учителя «Полезная работа»

Ведь мы привыкаем к ним постепенно, с первого дня своей жизни и повторяем их ежеминутно. Но зато к новым движениям нам приходится себя приучать долгими упражнениями, пока организм не научится выполнять их так же естественно.

Когда пианист играет в быстром темпе трудную пьесу, его пальцы делают до ста двадцати ударов в минуту! Хорош бы он был, если бы думал, каким пальцем ему надо ударить следующую клавишу! Но, терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу сперва медленно, а затем все быстрее, повторяя её бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

Так же мгновенно, не успевая даже подумать, нажимает на тормоз шофёр, когда перед его глазами промелькнёт перебегающий дорогу человек.

У нашего организма есть одно удивительное свойство – ему полезна работа.

? Почему и зачем?

Ситуация:

Я знавал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог определить, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревца,  а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживается на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк и он плохо себя чувствует.

Так он и стал молодым старичком.

 

? Почему мальчик стал молодым старичком?

ВЫВОД: Чем больше ты ходишь, тем больше твои ноги становятся сильней.

А чем больше ты сидишь, тем твои ноги становятся слабее. То же  происходит и со всеми другими мышцами. Потому что организм всегда посылает больше крови тем клеткам, которые в этот момент трудятся. Одни лучше питаются и быстрее растут. Клетки же бездельницы всегда остаются на голодном пайке.

Ситуация:

В одном детском лагере был такой случай.

З неделю до конца смены было объявлено, что в последнее воскресенье состоится соревнование по бегу. Кто из ребят окажется самым быстрым?

Два приятеля, до этого ни разу не участвовавшие в соревнованиях, решили подготовиться по-своему. Всю последнюю неделю они съедали по две добавки за обедом  и ужином и старались больше лежать.

- Надо копить силы, - рассуждали они, а не тратить их попусту.

Но результат был совсем не таким, какой они ждали.

? Как вы думаете, какой был финал у этой истории?

Объясните ваши предположения!

(Выслушать мнения учащихся и прочитать концовку – совпала ли она с высказываниями детей).

Оба так растолстели и отяжелели, что запыхались и сошли с дорожки уже на середине дистанции.

Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь на кровати, а упражняясь.

Такие упражнения называются тренировкой.

? Для чего нужна тренировка?

Тренируясь, спортсмен всегда старается поставить перед собой задачу труднее, чем требует соревнование. Готовясь к бегу на пять тысяч метров, спортсмен пробегает на каждой тренировке десять, а то и пятнадцать тысяч метров.

И ни один настоящий спортсмен не станет ограничиваться только видом спорта, в котором ему придётся соревноваться. Прыгуны упражняются в быстром беге, гимнасты поднимают штангу, боксёры прыгают через скакалку, лыжники занимаются греблей, футболисты подтягиваются на перекладине.

Хороших результатов на соревновании добивается тот, у кого равномерно развиты все мышцы тела, отлично работают легкие, сердце, нервы.

Если же, мечтая стать игроком сборной по футболу, ты станешь с утра до вечера только гонять мяч – поверь, Андрея Шевченко из тебя не получится. Скорее всего, мяч тебе так надоест, что будет противно смотреть на него.

  1.  Обобщение и систематизация знаний.

Скелет

Мышцы

опора

защита

сокращение  

расслабление

Проверка знаний учащихся по теме:

СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ

  1.  Продолжи предложения:

Скелет – это __________________________________________________________

     _____________________________________________________________________

Скелет обеспечивает ___________________________________________________

     _____________________________________________________________________

  1.  Как соединены между собой кости конечностей? __________________________

     ____________________________________________________________________

  1.  Какие свойства имеют мышцы? _________________________________________

     _____________________________________________________________________

  1.  Что тебе поможет укрепить кости и мышцы? ______________________________

     _____________________________________________________________________

   

Проблемный вопрос:

Отчего может произойти искривление позвоночника? Как его избежать?

 ОСАНКА  (Материал учебника для самостоятельного изучения)

? Что такое осанка?

?   Как её сохранить?

   стр.159.

 Осанка – это правильное положение нашего тела. Хорошая осанка в положении стоя обозначает, что плечи у нас отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено.

 Когда мы сидим, хорошая осанка означает , что спина у нас прямая, а голова высоко поднята.

 Правильная осанка не даётся человеку при рождении, а приобретается им.

Она вырабатывается в детстве и в юности, а потом недостатки исправить очень трудно. У человека с плохой осанкой некрасивая фигура, он кажется ниже ростом, чем есть на самом деле. Посмотри на изображение позвоночника и сравни, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и насколько ниже, если стоять сгорбившись.

 У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Сколиоз – это искривление позвоночника влево или вправо, отрицательно сказывающееся на работе всех внутренних органов.

Полезные советы

Чтобы предупредить искривление позвоночника, нужно соблюдать ряд  правил.

1).  Занимайтесь физкультурой и спортом.

2).  Нельзя спать, свернувшись калачиком. Постель должна быть жёсткой.

3). Нельзя поднимать очень тяжёлые предметы. При переноске тяжестей равномерно нагружать обе руки.

4).  За партой и столом всегда сиди прямо.

Запомни:

VII. Итог урока:

-  С чем познакомились сегодня?

-  Что запомнилось из урока?

VIII. Домашнее задание: стр. 157 - 161, записи и сообщения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57800. Загальна характеристика класу Птахи 107.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність представників класу Птахів або Пернатих; показати особливості зовнішньої будови у звязку з польотом; вивчити будову піряного покриву типи піря їх будова та призначення;...
57801. Розмноження та розвиток птахів 83 KB
  Мета уроку. Сформувати поняття про поведінку птахів під час розмноження, звернути увагу складність будови пташиного яйця на типи розвитку птахів, ознайомити з різноманітністю гнізд, з’ясувати риси ускладнення розмноження та розвитку птахів порівняно з плазунами...
57802. Різноманітність птахів, їх значення для людини. Охорона птахів 119 KB
  Узагальнити та систематизувати знання знання учнів про птахів; розкрити їх роль у екосистемах та господарстві людини; перевірити рівень засвоєння матеріалу; продовжити формувати вміння узагальнювати...
57803. Інтегрований урок з математики та біології. Відсотки. Розв’язування задач на відсотки 44 KB
  Мета уроку: формувати практичні вміння і навички учнів застосовувати набуті знання до розвязування різних типів задач на відсотки; розвивати логічне мислення творчі та інтелектуальні здібності учнів...
57804. Раціональні числа. Порівняння, додавання та віднімання раціональних чисел 59 KB
  Вчитель повідомляє тему та мету уроку ставить завдання перед учнями на даний урок Слайд 4 ІІІ. Актуалізація опорних знань Повторення вивченого матеріалу Перевірка домашнього завдання в усній формі або ш ляхом...
57805. Умножение рациональных чисел 84.5 KB
  Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы Умножение положительных и отрицательных чисел повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
57806. Розв’язування раціональних рівнянь 214 KB
  Мета: навчальна: удосконалити вміння і навички розвязувати раціональні рівняння; формувати вміння розвязувати задачі за допомогою рівняння робити висновки.
57807. Візитна картка Харкова: вулиці, храми, пам’ятники 2.7 MB
  The topic of our lesson is “The Places of Interest of Kharkiv”. I think we can talk about our precious city for hours. But we have only 45 minutes during which we’ll try to visit many corners of our precious city, see famous places of Kharkiv. Of course, we can do it only virtually, but I hope it will be interesting for you despite the fact that it’s an imaginary journey.
57808. Основні річкові басейни та їхня характеритика. Річкові системи Дніпра, Дунаю, Дністра, Південного Бугу, Сіверського Дінця 75.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати знання про річки та використовувати ці знання на темі річки України вміти давати оцінку а також розширити свої знання про най більші річки України.