78801

Повторение. Имя существительное и имя прилагательное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Приглашаем отправиться с нами в весёлую страну Грамматику, не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность. Наши команды уже прибыли в эту страну. Знакомьтесь, справа команда «Слово», слева - «Предложение».

Русский

2015-02-10

83 KB

1 чел.

Смотр знаний: КВН

(нестандартный урок по русскому языку в 4 А и 4 В классах)

Тема: Повторение. Имя существительное и имя прилагательное.

Цель: Обобщить и повторить изучение двух важнейших тем:

"Имя существительное" и "Имя прилагательное"; заинтересовать программным материалом по русскому языку;

развивать мышление, память, речь;

воспитать любовь к предмету.

На доске: Девиз урока:

«Учите русский - годы к ряду,

с душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.»

Сабир Абдулла

Ход КВНа

1.Вступление:

Приглашаем отправиться с нами в весёлую страну Грамматику, не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность.

Наши команды уже прибыли в эту страну. Знакомьтесь, справа команда «Слово», слева - «Предложение».

Жюри оценит уровень ваших знаний.

2. Приветствие команд

4 В: 

Друзья! На КВН весёлый

Мы снова в гости вас зовём,

И песенку о КВНе

Давайте вместе все споём.

(На мелодию Шаинского «Улыбка»)

Ведущий: КВН проходит под девизом:

«Учите русский - годы к ряду,

с душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.»

Ведущий: Поприветствуем жюри!

Вам и слава и почёт!

Все мы любим точный счёт.

Ведущий: Болельщики приветствуют команды:

За команды мы болеем

И друзьям помочь сумеем.

3. Разминка капитанов.

I)

4-А

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада -

А зовут меня... (прохлада) - разбор, как части речи

4 В

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна

Называюсь... (тишина) - разбор, как части речи

ІІ) Заменить словосочетание прилагательного с существительным  одним словом: именем существительным, мужского рода, ед. числа.

Например: храбрый человек – храбрец 

4 А умный человек -

4 В весёлый человек -

4 А сильный человек -

4 В  богатый человек - …

4 А болтливый человек -

4 В добрый человек -…

4 А  ленивый человек -

4 В мудрый человек - …

4 А лживый человек -

4 В грубый человек -

III) Разбор предложения по частям речи, а выделенного слова - как части речи.

4 А    Ведро дало течь, и вода стала течь.

4 В    Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

4. Разминка команд «Вспомни правило любое и примером подтверди».

I) Отгадать загадку, сказать, какое правило там живет в отгадке.

4 В 

Был я деревом высоким, но в морозный зимний день

в лес явились лесорубы и теперь я старый... (пень)

(после мягких согл. - ь)

4-А

До чего ж приятно это,

дождик теплый, подогретый,

на полу не видно луж,

все ребята любят... (душ)

(м.р. после шипящих нет - ь)

  1.  2 участника за 2 минуты пишут слова на все изученные правила (лужи, уши, ночь, ключ, глаз и т.д.)
  2.  Параллельно у команд - перекличка правил.

5. Конкурс капитанов.

I) В каком падеже у слова сорока - 40-у?
              В каком падеже у слова сорока - 40-и?

II) Назовите слова в которых 100 букв, какой частью речи они являются (стол, стоп, стон, стой, сток, стоя, стог).

III) Определи падеж имени существительного
4
 А        4 В

В рощах птичье пение, Под крышей носятся стрижи,

А классе - тишина. Смеются надо мною -

Проходим мы склонение, У них не спросят падежи,

Склоняется «весна». «весна, весны, весною».

Склоняем вслух «весна», «весны».  Внизу разноголосица.
А за окном ручьи слышны, «А-ну пробей! На спор!»

На парте не сидится мне, Под партой ноги просятся

А тут «весна,» «весны», «весне».      К болельщикам во двор.

(для команд)

Пришла весна.

Дождись весны.

Дождался - листики видны!

Привет  весне

Встречай весну

(Куда ж я руки протяну?)

весна, весны, весне, весну.

Весною, о весне.

Гуляет зайчик по окну.

Как солнце по блесне.

По стене слоняется,

Ничем не занимается.

Весна! Вот это слово!

Весело склоняется!

IV)  Конкурс

Выписать существительные в П.п.

Капитан 4 А - 1 скл.

Капитан 4 В - 2скл.

Каждый где-нибудь живёт:

Рыба в речке, в норке крот

Заяц в поле, мышь в соломе

Я в большом кирпичном доме Пес Волчок - в моем дворе

В деревянной конуре.

6. Конкурс команд.

1.Определить падеж подчёркнутых существительных.

Приключение зелёного листа

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету

Закружилась голова у зелёного листа...

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг зелёный пёс

Шмыг - к зелёному листу.

Лапой - хвать зелёный лист.

Дескать поиграем.

«Не хочу», - парашютист головой качает...

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун листок устал

И ко мне в тетрадь упал.

Я пишу в саду под клёном

Стих о листике зелёном.

2. Послушать текст, назвать имена прилагательные, назвать падеж прилагательных, который чаще всего использовал автор.

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он и не из ваты,

Он ноздреватый,

Он уже не белый,

Он потемнелый.

Серый и мокрый,

Старый и добрый снег.

4-А

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную

Люблю её заречную

То ясную, кипучую,

то грустную плакучую.

(В.п.)

(И.п.)

3. Чей суффикс? Кто его потерял?

-тель-     -еньк-

Докажите!

4. Образуйте прилагательные с помощью суффикса - ск:

город -... узбек - …

море -... украинец - …

гигант -... литовец - …

дети -... молдаванин - …

завод-... грузин -...

5. Вставить окончание, определить падеж имени прилагательного:

4 А: высок… дерево, без хорош… друга, к дальне… лесу, из красив… шелка, по длин… пути, син:.. море, с добр… товарищем, за могуч… дубом, о зелен… луге, о син…. море.

4 В: дальн… поле, больш… дело, без сильн… ветра, к зимн… лесу, из син… бархата, по санн… пути, с красив… шаром, за высок… деревом, о мягк… ковре, о поздн… часе.

Музыкальная пауза «Игра» Шаинского.

7. Конкурс болельщиков.

1) Раскрыть скобки.

4 В Язык (до) Киева (до)ведёт.

4 А Хорошее слово (до) сердца (до)йдёт.

2) Разгадать слова.

4 В

Корень в слове снежинка

Приставка в слове подъехали

Суффикс в слове лесник

Окончание в слове ученики

(подснежники)

4-А

Корень в слове вязать

Приставка в слове замолчать

Суффикс в слове сказка

Окончание в слове рыба

(завязка)

3) Составить как можно больше слов используя «Колесо»

  1.  Конкурс «Домашнее задание».

Сказки на любое правило русского языка.

  1.  Итоги жюри.

10. В королевстве «Грамматика» Прощание.

Есть дети, которые не совсем хорошо относятся к нашему языку, они думают, что не обязательно знать все падежи, учить правила. Но может сейчас они поймут, как им необходима Грамматика.

 (Обыгрывается ситуация. Ежи входит и садится за парту.)

І   Грустный, сонный, невесёлый

Ежи наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

  1.  Тут явились три словечка
  2.  "Апельсин", "Сосна", "Колечко".
  3.   Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме.

  1.  Я, - воскликнул "Апельсин" – 

Никакой не "Опельсын"!

  1.  Я, - расплакалось "Колечко", -

Никакая не "Калечка"

  1.  Я, - разгневалась "Сосна" -

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я "Сасна"

Мы, слова, оскорблены,

Тем, что так искажены,

Ежи! Ежи! Брось лениться

Так учиться не годиться.

V - Давайте отведём его в страну Грамматику.

Здравствуйте, Ваше Величество.

 Здравствуй, запятая.

Мы приветствуем вас в нашем королевстве.

Запятая: Надеюсь, вы примерно накажете этого невежду, Ваше Величество.

Грамматика: Перестань! Не злись, Запятая.

Запятая: Как мне не злиться, Ваше Величество? Он ведь ещё ни разу не поставил меня на своё место.

Я сейчас соберу всех. - Знаки препинания! Каждый покажет тебе, как он важен!

І

На последней строчке

У последней точки

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак –

восклицательный знак,

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит: 

(!) - Ура! Долой! Караул! Разбой!

ІІ.

Притащил кривоносый

Вопросительный знак, Задаёт он всем вопросы:

(?) - Кто? Кого? Откуда? Как?

ІІІ

Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

(З) - Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

IV

Если нет над вами точки,

(;) - Запятая знак пустой.

Прискакало двоеточие,

Прискакало многоточие.

(:)-Нет! Постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Но, - сказало многоточие,

еле глазками ворочая,

Если Вам угодно знать,

Я важней, чем прочие

Там, где нечего сказать (...)

- Ставят многоточие.

І

Вопросительный знак удивился:

То есть как?

ІІ

Восклицательный знак возмутился:

То есть как!

III

И сказала точка,

точка одиночка

(.) - Мной кончается рассказ,

значит я важнее вас.

Мы ребята точные.

Мы зовёмся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(«») - Мы весёлые сестрички,

Неразлучные кавычки.

Если я открою фразу,

Я её закрою сразу!

Грамматика: - Видишь, Ежи, как важны все знаки препинания.

Ежи: -  Я всё понял.

Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё.

1.

Не составишь телеграмму,

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравить.

2.

Составляя поздравленья,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи

3.

А приставки и частицы – 

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи.

4.

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной

Коса - косы, коза - козы,

Глава - главы, трава - травы.

Ежи:

Сколько правил!

Правил столько!

С непривычки бросит в дрожь.

Все:

  1.  Будь внимателен и только!
  2.  Будь старателен и только!

Всё запомнишь,

Всё поймешь.

Ежи:

Ну, хорошо, Грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

Грамматика: Я рада, Ежи. Мне очень жаль детей, похожих на тебя и Кондратика, они ленятся и им всегда плохо.

(Обыгрывается ситуация)

5.

На братика Кондратика

Разгневалась грамматика!

Каких он букв наставил,-

Совсем не знает правил!

6.

К тому ж Кондратик сам

Признался раз друзьям:

К:

Люблю я математику

И не люблю грамматику.

Живу себе, не плачу.

6.

И сел решать задачу.

7.

Смотри-ка, в самом деле,

И множит он, и делит!

Теперь словами надо

Дать объясненье рядом.

8.

Кондратик верно множит,

А букв связать не может.

И тут он как заплачет.

К:

Вот это мне задача!

Как разобраться с ними –

С тире и запятыми.

9.

Поссорился с Грамматикой –

Не сладишь с математикой.

Все:       Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. Грамматика: Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди вас

Но без знаний на Марс не возьмут!

11. Итог. Слово жюри.

  1.  Стихотворение «Терпение». Что нам поможет лучше овладеть русским и другими трудными предметами.

13. Песня «По секрету всему свету»...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55894. Основні вимоги до написання науково-дослідницької роботи 112 KB
  Робота учасників науково-дослідницьких робіт у відділі філології та мистецтвознавства. Актуалізація опорних знань На першому засіданні ми з вами, шановні учні, говорили що таке науково-пошукова робота,проводили анкетування про типи обдарованості.
55895. А над світом українська вишивка цвіте 69 KB
  Учениця: Вічна після барв і кольорів Неповторна музика натхнення Шепіт трав і шелест яворів І дзвінкі турботи сьогодення. А над світом гляньте а над світом Українська вишивка цвіте Учениця: Скажiть де ви придбали таку чудову вишивку Учениця...
55896. Сучасна косметика, татуювання, татуаж та гігієна шкіри 105.5 KB
  Мета: сприяти поглибленню знань про гігієну шкіри гігієнічний косметичний догляд за шкірою; розширити знання про косметичні засоби їх види вплив на шкіру; їх хімічний склад; особливості догляду за шкірою підлітків...
55897. Цікаві завдання та ігрові форми роботи з рідної мови та читання як шлях до пізнавальної активності молодших школярів 171 KB
  Мета: переконати студентів у необмежених педагогічних можливостях інноваційних форм як передумови успішного навчання мови та читання в початкових класах; познайомити з арсеналом методичних засобів форм і методів роботи які пожвавлюють процес читання на уроці...
55899. Сучасний компетентнісний урок. Яким йому бути? 824.5 KB
  Мета: сприяти: активізації знань педагогів з теоретичних основ питання; розвитку творчої діяльності педагогів; формуванню вмінь і навичок моделювання уроку; визначенню нових цілей педагогічної діяльності з метою підвищення професійного рівня...
55900. Інноваційна освіта: Виховання креативності, нові методи і новий зміст 540.5 KB
  Існує вісім помилок при розвитку креативності. Ознайомитися з визначеннями креативності. Тести креативності заміряють сукупність показників які дуже ймовірно можуть свідчити про ступінь розвитку ваших творчих.
55902. Нетрадиційна робота з казкою 45.5 KB
  Мета: познайомити вихователів з нетрадиційною роботою з казкою; вправляти вихователів в схематичній будові казки; перекручувати казку; змінювати кінцівку казки; допомагати героям вийти з складної ситуації.