78856

Методы научного познания и их классификация

Доклад

Логика и философия

Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат образец мира метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.

Русский

2015-02-10

41.5 KB

5 чел.

Билет 23. Методы научного познания и их классификация

Метод систематизированная совокупность шагов, действий, к-ые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). 

1. Идеализация. Связана с образованием нек-рых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действ-сти. Н-р, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».

2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

2. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие кач-но однородных объектов, т.е. их тождество и различия.

3. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью опред-ных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

3. Моделирование (от лат – образец мира) – метод, при к-ом исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Виды моделирования: физическое, математическое, логическое, компьютерное, мысленный эксперимент (способ научного мышления, аналогичный структуре материального эксперимента, при помощи к-ого, опираясь на теоретич. знания и эмпирич. данные, конструируя идеальные модели изучаемого объекта и взаимодействующие с ним условия, раскрывается сущность теоретич. проблемы).

4. Измерение – совок-сть действий, выполняемых при помощи опред-ных ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

5. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешат-ство в протекание изучаемого процесса, соотв-ющее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., объект или воспроизводится искусственно, или ставится в опред-ным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. (Пр. политич., экономич. реформы).

4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами рез-ты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные рез-ты.

Общелогические методы познания – присущи как эмпирич., так и теоретич. познанию

Анализ метод познания, заключающийся в мысленном расчленении вещи, явления или процесса на составляющие элементы с целью познания. Позволяет познавать часть как элемент целого.

Синтез противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделенных элементов объекта в некоторое целое.

Индукция метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений опред-ной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей.

Дедукция метод познания, противоположный индукции, основанный на умозаключениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что таковое содержится в соответствующих посылках.

Абстрагирование процесс мысленного выделения отд-ных сторон, св-в, кач-в или отношений вещи, явления или процесса с одновременным отвлечением от других их хар-к, к-ые в данном исследовательском контексте не рассматриваются в кач-ве определяющих. Позволяет глубже познать изучаемое явление.

Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33406. Психологическая культура делового разговора 12.94 KB
  Создание благоприятного психологического климата. Задавайте вопросы, на которые вашему партнеру приятно будет отвечать. Поощрите его к тому, чтобы он рассказывал и о достижениях своей фирмы.
33407. Культура речи. Речевой этикет в стилистике и культуре речи 14.81 KB
  Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль это совокупность языковых средств функция которых обслуживание сферы официальноделовых отношений т. Таким образом сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официальноделовых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль это совокупность языковых средств функция которых обслуживание...
33408. Краткое изложение темы Тайм менеджмент 23.5 KB
  Таймменеджмент в переводе с английского означает управление временем. Временем понятно управлять нельзя и реальная задача таймменеджмента ТМ упорядочить использование времени и рабочего и личного времени дня и недели чтобы все важные дела успевать делать. Таймменеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина развиваемая в большей степени консультантами по управлению нежели учеными.
33409. Цветовой тип внешности 59 KB
  Он считал что определенные сочетания тонов кожи цвета волос и глаз эффектнее всего выглядят если используемая косметика подбирается в одной цветовой гамме. Таким людям очень идут фиолетовые цвета нежные ледяные оттенки розового фисташкового голубого. Резкое противопоставление одних качеств цвета другим.
33410. HR-брендинг 26.5 KB
  Пример кокакола Ребрендинг комплекс мероприятий по изменению бренда либо его составляющих: названия логотипа визуального оформления бренда с изменением позиционирования изменение целостной идеологии бренда. Продвижения HRбренда во врешний мир.
33411. Ведение делового совещания 14.89 KB
  Деловое совещание это деятельность связанная с принятием решения группой заинтересованных лиц соответственно особенности такого поведения распределения ролей в группе отношения между членами группы групповое давление оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты. Подготовка к проведению совещания включает: принятие решения о его проведении определение тематики формирование повестки дня определение задач собрания и его общей продолжительности даты и времени начала состава участников...
33412. Ведение деловой беседы 17.65 KB
  Функции деловой беседы: начало перспективных мероприятий и процессов; контроль и координация уже начатых мероприятий и процессов; обмен информацией; взаимное общение работников из одной деловой среды; поддержание деловых контактов на уровне организаций объединений отраслей и целых государств совместных предприятий и т. В правилах деловой беседы самое главное это верно начать её. Условия успешной деловой беседы: умение заинтересовать своего собеседника убедить его в том что эта деловая беседа полезна обоим; создание в процессе встречи...
33413. Ведение коммерческих переговоров 35 KB
  Организационная подготовка Организационными являются вопросы связанные со временем и местом проведения переговоров их техническим оснащением. Содержательная подготовка Перед первой встречей для успешного ведения переговоров обеспечивается сбор всей необходимой информации о фирме с которой планируется сотрудничество когда и кем основана с кем сотрудничает имеет ли зарубежных партнеров и где в каких сделках имела особый успех данные о финансовом положении объеме операций и т. Поспешность здесь крайне нежелательна так как отношение к...
33414. История возникновения 24.38 KB
  История развития визитной карточки предположительно начинается во Франции в XVII веке. Самые ранние визитные карточки датируются 1731 г. В Китае считают что визитные карточки применяют там уже несколько столетий. В Японии визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70х гг.