78856

Методы научного познания и их классификация

Доклад

Логика и философия

Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат – образец мира – метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.

Русский

2015-02-10

41.5 KB

2 чел.

Билет 23. Методы научного познания и их классификация

Метод систематизированная совокупность шагов, действий, к-ые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). 

1. Идеализация. Связана с образованием нек-рых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действ-сти. Н-р, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».

2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

2. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие кач-но однородных объектов, т.е. их тождество и различия.

3. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью опред-ных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

3. Моделирование (от лат – образец мира) – метод, при к-ом исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Виды моделирования: физическое, математическое, логическое, компьютерное, мысленный эксперимент (способ научного мышления, аналогичный структуре материального эксперимента, при помощи к-ого, опираясь на теоретич. знания и эмпирич. данные, конструируя идеальные модели изучаемого объекта и взаимодействующие с ним условия, раскрывается сущность теоретич. проблемы).

4. Измерение – совок-сть действий, выполняемых при помощи опред-ных ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

5. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешат-ство в протекание изучаемого процесса, соотв-ющее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., объект или воспроизводится искусственно, или ставится в опред-ным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. (Пр. политич., экономич. реформы).

4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами рез-ты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные рез-ты.

Общелогические методы познания – присущи как эмпирич., так и теоретич. познанию

Анализ метод познания, заключающийся в мысленном расчленении вещи, явления или процесса на составляющие элементы с целью познания. Позволяет познавать часть как элемент целого.

Синтез противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделенных элементов объекта в некоторое целое.

Индукция метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений опред-ной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей.

Дедукция метод познания, противоположный индукции, основанный на умозаключениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что таковое содержится в соответствующих посылках.

Абстрагирование процесс мысленного выделения отд-ных сторон, св-в, кач-в или отношений вещи, явления или процесса с одновременным отвлечением от других их хар-к, к-ые в данном исследовательском контексте не рассматриваются в кач-ве определяющих. Позволяет глубже познать изучаемое явление.

Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27378. Общеобразовательные цели обучения математике 19.7 KB
  ФГОС здесь все из книги по фгосам на экзамене будут фгосы доступны так что учить здесь всё не нужно наизусть: В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования: научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов процессов явлений оценки количественных и пространственных отношений; овладеют основами логического и алгоритмического мышления пространственного воображения и математической речи приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять...
27379. Этапы формирования представлений о числе 18.8 KB
  5 этап: изучение отрезка ряда натуральных чисел. Так же необходимо в процессе изучения отрезка натуральных чисел отрабатывать прием присчитывания и отсчитывания по одному. Моро А последовательно один за другим рассматриваются отрезки ряда натуральных чисел 12 123 123. Основные приемы: прочтение чисел счет предметов выделение нового для изучаемого числа.
27380. Изучение смысла сложения и вычетания 18.9 KB
  Этот подход легко интерпретируется на уровне предметных действий позволяя тем самым учитывать психологические особенности младших школьников. Например в учебнике М1М в качестве основного средства формирования у детей представлений о смысле действий сложения и вычитания выступают простые текстовые задачи. В основе другого подхода лежит выполнение учащимися предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических моделей. Деятельность учащихся сначала сводится к переводу предметных действий на язык математики а затем к...
27381. Действия с величинами 23.83 KB
  Формирование у учащихся представлений о числе и о десятичной системе счисления тесно связано с изучением величин. В начальных классах у учащихся имеются некоторые интуитивные представления о величинах и об их измерении. Измерение заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода принятой за единицу.
27382. ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание) 22.28 KB
  Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...
27383. Алгоритмы: 1. Письменного сложения и вычитания 2. Письменного умножения 3. Письменного деления 20.18 KB
  Письменного деления ЗУНы для сложения и вычитания: Нумерация многозначных чисел Разрядный состав многозначных чисел Десятичный состав числа Навык сложения и вычитания чисел в пределах 20 Знание переместительного и сочетательного закона сложения Как и другие алгоритмы письменного вычисления в и – рассматриваются поэтапно: Актуализация ЗУН подготовка к изучению алгоритма подготовка и изучение алгоритма Введение самого алгоритма Усвоение алгоритма Продуктивное повторение новой темы включать новые знания в систему имеющихся Основная...
27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...
27386. Различные подходы к построению урока математики 19.44 KB
  Основные этапы подготовки учителя к уроку математики: общий способ деятельности связанный с планированием урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов. Какова функция учебных заданий данного урока обучающая развивающая контролирующая Какие знания умения навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения 5. Какова дидактическая цель данного урока 6.