78856

Методы научного познания и их классификация

Доклад

Логика и философия

Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат образец мира метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.

Русский

2015-02-10

41.5 KB

4 чел.

Билет 23. Методы научного познания и их классификация

Метод систематизированная совокупность шагов, действий, к-ые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). 

1. Идеализация. Связана с образованием нек-рых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действ-сти. Н-р, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».

2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

2. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие кач-но однородных объектов, т.е. их тождество и различия.

3. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью опред-ных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

3. Моделирование (от лат – образец мира) – метод, при к-ом исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Виды моделирования: физическое, математическое, логическое, компьютерное, мысленный эксперимент (способ научного мышления, аналогичный структуре материального эксперимента, при помощи к-ого, опираясь на теоретич. знания и эмпирич. данные, конструируя идеальные модели изучаемого объекта и взаимодействующие с ним условия, раскрывается сущность теоретич. проблемы).

4. Измерение – совок-сть действий, выполняемых при помощи опред-ных ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

5. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешат-ство в протекание изучаемого процесса, соотв-ющее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., объект или воспроизводится искусственно, или ставится в опред-ным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. (Пр. политич., экономич. реформы).

4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами рез-ты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные рез-ты.

Общелогические методы познания – присущи как эмпирич., так и теоретич. познанию

Анализ метод познания, заключающийся в мысленном расчленении вещи, явления или процесса на составляющие элементы с целью познания. Позволяет познавать часть как элемент целого.

Синтез противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделенных элементов объекта в некоторое целое.

Индукция метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений опред-ной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей.

Дедукция метод познания, противоположный индукции, основанный на умозаключениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что таковое содержится в соответствующих посылках.

Абстрагирование процесс мысленного выделения отд-ных сторон, св-в, кач-в или отношений вещи, явления или процесса с одновременным отвлечением от других их хар-к, к-ые в данном исследовательском контексте не рассматриваются в кач-ве определяющих. Позволяет глубже познать изучаемое явление.

Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83422. Здається, байка просто бреше, а справді ясну правду чеше. Л.Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 37 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розвивати способи і види читання байки вчити передавати в інтонації характери дійових осіб оцінювати їхні вчинки виявляти мотиви їхньої поведінки; виховувати в дітей товариськість любов до праці. Сьогодні ми ознайомимося з новим розділом Байки.
83423. У різні пори року приваблива земля 237.5 KB
  У зелених пишних шатах у яскравому вінку прийшла до нас весна. Не забула весна заглянути і в ліс посіяла там травицю пролісками заквітчала галявини задзвеніла піснями пташок. Весна стала господаркою і в нашому краї а земля дочекалася працелюбних рук.
83424. Два різних світи – одне ціле. Програма виховної роботи 340 KB
  Дорослішання сучасної молоді відбувається в складних умовах. Нестабільність сімейного інституту, неактуальність традиційної підготовки молоді до шлюбу диктують необхідність використання спеціальних заходів для надання допомоги дітям в усвідомленні своєї статевої приналежності, формування адекватного...
83425. Розважально-пізнавальна програма. Сім’Я. Сім’Я. Сім’Я 105 KB
  А зараз з великим задоволенням разом рушимо вперед. Кожному з вас доведеться сім разів проявити себе. Оскільки в сім’ї тільки починає складатися життєвий досвід дитини, тому, проявляючи своє Я, він має право звернутися по допомогу або до мами, або до тата, а, може, і до обох відразу.
83429. Сценарій ДЮП «Прометей» 41.5 KB
  Але жарке, палюче сонце обпекло молоде листячко і маленька, настирлива іскорка починає свою гру. Пожежу ще можна попередити, якщо засипати вогнище піском. 10 година 12 хвилин. Вітер переносить полум’я на сусідні дерева, вогонь ще можна загасити водою, але гілки дерев уже сплелись...
83430. Антитютюнова пропаганда 74.5 KB
  Мета заходу: Виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я громадян як найвищої соціальної цінності; формування валеологічного світогляду; формування та пропаганда здорового способу життя; забезпечення обізнаності учнів з питань тютюнопаління; профілактика шкідливих звичок...