78856

Методы научного познания и их классификация

Доклад

Логика и философия

Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат – образец мира – метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.

Русский

2015-02-10

41.5 KB

4 чел.

Билет 23. Методы научного познания и их классификация

Метод систематизированная совокупность шагов, действий, к-ые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). 

1. Идеализация. Связана с образованием нек-рых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действ-сти. Н-р, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».

2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

2. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие кач-но однородных объектов, т.е. их тождество и различия.

3. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью опред-ных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

3. Моделирование (от лат – образец мира) – метод, при к-ом исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Виды моделирования: физическое, математическое, логическое, компьютерное, мысленный эксперимент (способ научного мышления, аналогичный структуре материального эксперимента, при помощи к-ого, опираясь на теоретич. знания и эмпирич. данные, конструируя идеальные модели изучаемого объекта и взаимодействующие с ним условия, раскрывается сущность теоретич. проблемы).

4. Измерение – совок-сть действий, выполняемых при помощи опред-ных ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

5. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешат-ство в протекание изучаемого процесса, соотв-ющее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., объект или воспроизводится искусственно, или ставится в опред-ным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. (Пр. политич., экономич. реформы).

4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами рез-ты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные рез-ты.

Общелогические методы познания – присущи как эмпирич., так и теоретич. познанию

Анализ метод познания, заключающийся в мысленном расчленении вещи, явления или процесса на составляющие элементы с целью познания. Позволяет познавать часть как элемент целого.

Синтез противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделенных элементов объекта в некоторое целое.

Индукция метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений опред-ной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей.

Дедукция метод познания, противоположный индукции, основанный на умозаключениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что таковое содержится в соответствующих посылках.

Абстрагирование процесс мысленного выделения отд-ных сторон, св-в, кач-в или отношений вещи, явления или процесса с одновременным отвлечением от других их хар-к, к-ые в данном исследовательском контексте не рассматриваются в кач-ве определяющих. Позволяет глубже познать изучаемое явление.

Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно пов’язаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...
85469. Щоб збулося все нівроку — з новим щастям, з Новим роком! 57 KB
  Мета: поповнити, систематизувати знання дітей про народні свята зимового циклу (Святвечір, Різдво, Святого Василя); ознайомити зі звичаями і обрядами, пов’язаними з цими святами; розвивати акторські здібності учнів, формувати естетичний смак; виховувати любов і пошану до традицій українського народу.
85470. Вправи на закріплення таблиці множення числа 5. Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів 79.5 KB
  Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів. Закріплювати знання табличного множення числа 5; удосконалювати обчислювальні навички вміння розв’язувати задачі на збільшення та зменшення числа в кілька разів; розвивати логічне мислення; формувати вміння давати оцінку своїм знанням...
85472. Характери та емоції 71 KB
  Вислови про добро дружбу працелюбність; штучні дерева; ялинка прикрашена надписами Ставлення до людей Ставлення до справи Ставлення до себе Ставлення до власності; новорічні іграшки кольоровий картон; паперові сніжинки словник про риси характеру; аркуш на якому написані людські емоції...
85473. Организация проектной деятельности в начальной школе 202 KB
  Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.
85474. РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 74.5 KB
  На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...