78857

Ценности и их роль в познании

Доклад

Логика и философия

Ценности и их роль в познании Философское учение о ценстях и их природе называется аксиологией. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценсти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценстей. Кант впервые употребляет понятие ценсти в специальном узком смысле.

Русский

2015-02-10

35.5 KB

9 чел.

Билет 24. Ценности и их роль в познании

Философское учение о цен-стях и их природе называется аксиологией.

В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный хар-р. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план цен-сти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как цен-стей.

И. Кант впервые употребляет понятие цен-сти в специальном, узком смысле. Цен-сти – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и хар-ются со стороны их «количественной определенности». 

После выделения аксиологии в сам-ную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий цен-стей. Один из них – аксиологический трансцендентализм (Г. Риккерт). Здесь цен-сть не объективная реальность, а идеальное бытие. Цен-сти рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, к-ые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить ср-вом для каких-то иных целей. 

Если иметь в виду самое общее понимание цен-стей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Одна из самых характерных концепций "воздержания от оценки" принадлежит Максу Веберу. Наука для немецкого мыслителя едина, везде – и в естествознании, и в обществознании (истории, социологии) – действуют одни и те же критерии научности, восходящие в конечном счете к каузальному объяснению. Самое большее, что может оценка, – это указать, и то очень приблизительно, направление поиска причинных объяснений.

Особенно велика роль ценностей и оценок на переломных этапах развития науки, когда приходится искать совершенно новые решения, выбирать между конкурирующими подходами, намечать направления дальнейших исследований. Оценки незаменимы и при определении того, чем можно и чем нельзя заниматься в науке (нельзя ставить, например, эксперименты на людях, клонировать человека – пусть пока), а также при общественной экспертизе практического применения научных исследований (нельзя, к примеру, использовать какие-то мирные разработки в военных целях). Ценности и оценки являются важным фактором внутренней детерминации науки. Они помогают наладить и успешно вести научное исследование. 

Классическая

Неклассическая

Постнеклассическ

Объект изучения понимался как:

Механическое устройство

Сложная саморегулирующееся многоуровневая система

Сложные открытые саморазвивающиеся сис-ы, для к-ых хар-рна эволюция, к-ая предст-ет собой процесс самоорг-ции – недетерминированный, нелинейный,вероятностный, разнонаправленный

Отношение к природе

Первостепенная задача – покорение природы

Стремление свести к минимуму неблагоприятное воздействие человеческой д-сти на природу

Идеальные заимоотношения с природой, взаимодействие человека и природы

Ценностью является:

Опыт, при к-ром пространство и время предст-ются независимыми абсолютами и между явлениями сущ-ют жёсткие причинно-следств. связи

Прибор, при к-ом Пространство и время относительны, связи между явлениями имеют вероятностный характер

Целенаправленное становление науки в рамках нового научного знания