78860

Научные революции и их роль в динамике научного знания

Доклад

Логика и философия

Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...

Русский

2015-02-10

31 KB

3 чел.

Билет  27. Научные революции и их роль в динамике научного знания

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Эти этапы получили название научных революций. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.

Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как рев-ция, связанная с трансф-цией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки. 

Примерами научных революций являются: переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе Коперника; от физики Аристотеля к физике Галилея и Ньютона; от теории флогистона в химии к теории Лавуазье; от классической физики к квантовой теории

Первая научная революция 17 в. Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.

   * Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел.     * Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.    * Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

   * Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке    * Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов    * Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой    * Возникает идея развития (биология, геология)

   * Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах    * Начало возникновения парадигмы неклассической науки

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

   * Фарадей — понятия электромагнитного поля;    * Максвелл — электродинамика, статистическая физика       * Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

   * Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого

   * Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.    * Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость    * Беккерель — радиоактивность     * Рентген — Лучи     * Томсон — элементарная частица электрон     * Резерфорд — планетарная модель атома     * Планк — квант действия и закон излучения    * Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора    * Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем    

Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.    * Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»    * Объекты ее изучения: исторически развивающиеся системы (земля, вселенная и т. д.)    * Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79802. Технология DVD в курсе мультимедиа лекций по дисциплине Компьютерная графика 8.37 MB
  Существует достаточно много интерактивных обучающих курсов, как правило, лабораторные работы, или различные виды материалов для дистанционного обучения. Особенностью данной работы является то, что подготовленный материал предназначается для очного образования и для потоковых лекций. Конечный продукт данной работы –DVD диск, который служит как вспомогательный материал для проведения лекций, но никак самостоятельный обучающий курс. Данный продукт повышает интерес студентов к читаемой дисциплине и повышает качество образовательного процесса.
79804. Создание общей дизайн-концепции полиграфии для Ивангородской детской музыкальной школы 1.55 MB
  Первый слой в файле символ Ивангорода крепость обернутая в клавиши фортепиано прозрачное объяснение названия музыкальной школы Ивангородская. Далее идет слой с текстом обтекающим лиру со всех сторон. Слой Lyer 12 находится ниже остальных и отвечает за нотный стан. Поскольку размер изображения очень большой первый слой был залит белым цветом а не оставлен прозрачным так как это визуально осложнило бы работу над элементами в целом.
79805. Создание интерактивного тренажера «Видеостудия» 4.24 MB
  Создание интерактивного тренажера «Видеостудия», необходимого для иллюстрирования лекционного материала, а так же для дополнения к практическим работам со средствами съемочной студии.
79806. Разработка устройства для измерения освещенности и коэффициента пульсации светового потока 4.02 MB
  Задача дипломного проекта заключается в разработке функциональной и принципиальной схем устройства, позволяющего произвести измерение освещенности в установленных пределах, а также коэффициента пульсации светового потока с погрешностью
79807. Разработка Программы-Робота для автоматического выполнения Биржевых операций с ценными бумагами 2.74 MB
  Разработка торгового робота (автомата), работающего в связке с торговой платформой QUIK, генерирующего сигналы для входа и/или выхода в короткие и/или длинные позиции, с возможностью установки стоп-заявок.
79808. Разработка программного средства криптографической защиты файлов и исследования современных подходов к построению блочных алгоритмов шифрования 3.45 MB
  В данной работе представлен обзор методов зашифрования и расшифрования файлов, методов аутентификации и противодействие атакам на зашифрованные данные. Приводится структура и тестирование рассматриваемого алгоритма шифрования, построенного на основе современных тенденций построения блочных алгоритмов шифрования.